Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ речевой карты

Анализ речевой карты

Речевая карта – это документ, отражающий работу логопеда с ребенком, имеющим речевые дефекты.

Назначение речевой карты

Работа логопеда состоит в ведении большого количества документации, в которой фиксируется процесс логопедических обследований и его итоги, проводится оценка работы и составляются прогнозы дальнейшего развития ребенка.

Одним из таких документов является речевая карта. Этот документ имеет вид бланков, на которых записываются данные речевого обследования и речевой коррекции. Бланки не имеют установленной формы и официального образца. Каждый логопед выбирает свой вид речевой карты, который отражает специфику его деятельности и индивидуальную направленность работы.

Речевая карта выполняет функцию отчета о деятельности логопеда в отношении коррекции речевых отклонений у конкретного ребенка.

Речевая карта и ее анализ занимают важное место в работе логопеда. По данным речевой карты можно проанализировать речевое развитие ребенка, начиная от диагностирования его речевого дефекта, проведения коррекционных мероприятий и специального лечения до положительной динамики речевого развития ребенка и полного устранения речевого дефекта.

Благодаря речевой карте происходит:

  1. Выявление причин развития различных речевых дефектов.
  2. Определение механизма отклонений речи.
  3. Определение способностей и возможностей ребенка, уровня его интеллектуального развития.
  4. Формирование коррекционных направлений работы.

Речевая карта может быть общего типа т.е. содержать общие данные о развитии ребенка и краткие сведения его речевых отклонений и их динамики, а может быть развернутой – в ней содержится детальная информация о всех обследованиях звукопроизношения и иных психических процессов и функций организма, возрастной динамике речевого развития, каждом коррекционном упражнении и итогов его выполнения, перспективах дальнейшего речевого развития, возможные варианты речевого развития и т.д. Такая карта наиболее оптимальный вариант для отражения работы логопеда, анализа ее успешности и целесообразности.

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют три основных типа речевых карт:

  1. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи. В ней содержится информация о речевой динамики развития ребенка, имеющего дефекты речи разного рода и направления, специфика их проявления и структура. Кроме того, карта включает перечень заданий по диагностированию речевых дефектов и их коррекции.
  2. Речевая карта ребенка с дисграфией. В ней содержатся данные о речевых сбоях и сопутствующих отклонениях ребенка, у которого диагностирована дисграфия. В карте содержатся данные о выявлении отклонения и динамике его развития, коррекционных направлениях работы.
  3. Речевая карта ребенка с фонетико-фонематическим речевым нарушением. Данная карта содержит подробную характеристику всех сторон речевого развития ребенка: лексика, грамматика, слуховое восприятие звуков, звуковое произношение, навыки анализа и синтеза звукового состава слова, развитость письменной и устной речи. Выявляются конкретные дефекты и степень их проявления, составляется программа коррекционных мероприятий.

Структура речевой карты

Речевая карта составляется индивидуально на каждого ребенка. Ее структура, количество пунктов зависит от индивидуальных особенностей речевого развития и степени проявления отклонений. Однако, ее общую структуру можно представить следующими пунктами:

Заикание

Заикание

Заикание встречается у 4 % мальчиков и 3% девочек дошкольного возраста.

Определенную роль в возникновении заикания играет конституциональный фактор или общая с родителями речевая, моторная и коммуникативная недостаточность. Общая с кем-либо из членов семьи недостаточность моторики у детей относится к плохо развитой координации движений, скованности, напряженности или повышенной возбудимости мышц и связок артикуляционного аппарата.

Определенные затруднения наблюдаются при переводе внутренней речи во внешнюю, когда ребенок не может свободно выразить словами мысли, т.е. он больше понимает, чем говорит. Обусловлено это уже не столько недостаточностью моторики, сколько склонностью к импрессивности – внутренней переработке чувств и переживаний. Такие дети не отличаются и выраженным стремлением к общительности в первые годы жизни, предпочитая тихие , спокойные игры сами с собой. Наиболее травмирующее действие оказывает раннее принуждение к общению, большое количество взрослых, помещение в ясли и отрыв от родителей, к которым они очень привязаны. Подобная общая с кем-либо из родителей интровертированная (внутренняя) направленность личности порождает коммуникативные проблемы преимущественно в сфере установления контактов с незнакомыми людьми, что вместе с моторными нарушениями делает общение односторонним, негибким и напряженным.

Возможна и противоположная, экстравертированная направленность личности, когда ребенок неудержимо стремится к общению как можно с большим кругом сверстников и взрослых. Тогда вызывать беспокойство будет ограничение взрослыми его общения со сверстниками, что опять же приведет к напряженности и скованности и, как неизбежное следствие, к затруднениям в речи.

Следующим фактором, способствующим заиканию, будет дизонтогенез, прежде всего генетически нарушенный темп развития речи, ее неравномерность. На это может указывать задержка появления фразовой, а в дальнейшем артикуляционно отчетливой или грамматически правильной речи. Или же, наоборот, речь развивается быстрее и ребенок начала 2 года жизни говорит фразами, а на третьем году наизусть воспроизводит все стихотворения, которые слышит. Кроме этого речь отличается подчеркнутой взрослостью. Смешанный вариант состоит в первоначальной задержке речи с последующим «прорывом» — напором слов, неукротимой жаждой говорить.

В отношении темперамента нет существенного преобладания крайних типов.

Если мы имеем дело с холерическим темпераментов, то непроизвольные прерывания речи носят в основном тонический характер типа неоднократных повторений букв в начале слова. При флегматическом темпераменте прерывания имеют преимущественно клонический характер: растягивание слогов и слов, длительные паузы между ними. При сангвиническом типе темперамента характер речевых судорог будет смешанным. Однако сангвинический темперамент при заикании не выступает в чистом виде и часто представляет собой в процессе развития трудно совместимые псевдосочетания черт холерического и флегматического темпераментов. Подобное противоречие психического развития создает состояние внутренней неустойчивости, неблагоприятно отражающееся на речи. Заикание тогда отличается колебаниями, не имеющими с первого взгляда видимых причин.

В ряде случаев характерная для заикания моторная неловкость представляет своеобразный рудимент флегматического характера одного из родителей, в то время как в целом ребенку присущи высокая двигательная активность и стремительность – общие черты с другим родителем, обладающим холерическим темпераментом. Это говорит о трудносовместимом сочетании у детей полярно противоположных черт темпераментов родителей.

Читайте так же:
Как быстро избавиться от энуреза

Другим фактором, способствующим заиканию, будет невропатия. Значительные колебания претерпевает заикание при невропатии в связи с частыми соматическими заболеваниями. Наиболее часто при заикании встречается ОРЗ, хронические бронхиты и пневмонии, что само по себе повышает возбудимость таких детей.

Невропатия как общая нервная и соматическая ослабленность является при заикании фоном, предшествующим появлению психогенно обусловленных невротических состояний.

Заикание, возникшее преимущественно под влиянием психотравмирующих факторов в первые годы жизни обозначается как логоневроз. Если в дальнейшем его предопределяет испуг, налицо много страхов, ребенок боязлив и неуверен в себе, то более правильным будет диагноз – невроз страха, а заикание тогда лучше расценить как одно из его проявлений. Можно вести речь и о неврастении, если заикании обусловлено перенапряжением психофизиологических возможностей ребенка под влиянием чрезмерно раннего, интенсивного обучения и неадекватного воспитательного подхода.

Заикание входит в структуру истерического невроза, когда преобладают эмоциональные нарушения, капризность, не всегда осознанное желание привлечь к себе внимание, в том числе самим заиканием, и стремление использовать его для воздействия на окружающих. Тогда заикание преодолевается с трудом, поскольку ребенок не заинтересован быть как все, и терять свое исключительное влияние на окружающих.

В большинстве случаев заикание при неврозах тяжело переживается детьми. Часто из-за страха, скованности или смущения они отказываются вступать в контакт с незнакомыми людьми и легко теряются в новой обстановке. В привычной, устоявшейся сфере общения они могут говорить достаточно свободно, так как не испытывают столь характерное для них чувство ответственности, выражаемое опасениями выглядеть смешными, неловкими, неуклюжими и страхом сказать что-либо не так, как следует, или не то, что нужно. Заикание, таким образом, проявляется избирательно, в определенных сферах общения, и сильно зависит от психологического настроя и общего нервного состояния ребенка.

Наибольшую трудность для детей с неврозами составляет не столько речь сама по себе, сколько начало разговора, так как из-за страха, неуверенности и настроя на неудачу они излишне волнуются, возбуждаясь или затормаживаясь при этом ( в зависимости от темперамента). Характерным для детей с неврозами будет и заикание при появлении чувства стыда, переживания случившегося. В этом отношении такие дети кардинальным образом отличаются от детей с остаточными мозговыми явлениями органического поражения мозга, которые не переживают за свою речь и не говорят хуже при волнении или чувстве вины.

Как правило, заикание начинается в 2 года. Это и понятно, поскольку в это время у ребенка появляется фразовая речь, которая находится в наиболее уязвимом положении. Отчетливо проявляется и темперамент, соотносимый со скоростью речи и общей двигательной активностью. Именно в этот период нередко разгорается принципиальная борьба родителей с упрямством, своеволием, медлительностью или неугомонностью, т.е с формирующимися волевыми качествами характера ребенка и его темпераментом. К тому же до 2,5 лет еще достаточно сильно привязан к матери, поэтому неизбежен аффект на ее отсутствие при помещении в ясли ( особенно если ребенок эмоционально чувствителен, а сама мать повышенно тревожна). И если родители «выигрывают» противоборство со своими детьми, то только ценой развития у детей заикания.

Заикание может начаться и в 3 года – возрасте интенсивного эмоционального развития. Трехлетние дети, так же как и двухлетние, боятся уколов и неожиданных звуков. Следовательно, боль и неожиданное воздействие могут быть поводом для возникновения заикания, если они вызывают испуг, шок, крик, что как аффект перенапрягает еще неокрепшую речевую систему ребенка. В 3 года многие дети боятся темноты, сказочных персонажей и замкнутого пространства. Чаще всего подобные страхи испытывают мальчики, что и является одной из причин более частого возникновения у них заикания. В этом возрасте они легко пугаются в темноте и ограниченном пространстве, где они могут оказаться не по своей воле, а в порядке наказания или вынужденной необходимости ( в чулане, изоляторе, боксе).

Обращают на себя внимание и личностные особенности родителей, дети которых заикаются. Как правило, они недостаточно общительны, склонны к внутренней переработке чувств. У матерей нередко наблюдается высокий уровень тревожности. Отцы менее тревожны, зато более импульсивны, и, как правило, их роль в семье явно недостаточна. Обоим родителям присуще стремление торопить детей, нагружать их различного рода интеллектуальными занятиями в ущерб игровой деятельности. В то же время сами родители в большинстве случаев не следят за собственной речью, и нередко ребенок не успевает за ее темпом. К тому же взрослые непоследовательны в требованиях, часто меняют решения, что вызвано внутренней неустойчивостью и конфликтными отношениями в семье.

Таким образом, затруднения в речи как в способе коммуникации имеют при неврозах более глубокий характер, чем сама по себе речевая недостаточность, и возникают вследствие нарушения процесса формирования межличностных отношений сначала в семье, а затем и при общении со сверстниками. Поэтому оказание помощи при заикании – это не только устранение болезненного, невротического состояния ребенка, но и восстановление его нарушенных, но еще полностью не утраченных навыков общения, умение принимать и играть роли и адекватно выражать свои чувства. Данные задачи решаются в условиях медицинского центра при совместной работе врача-невролога (медикаментозное лечение), логопеда (коррекция речевых запинок), психолога (коррекция эмоциональных нарушений, работа с семьей).

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием

Фамилия, имя ребенка Бочаров Николай, 6 лет 2 мес.

Дата рождения 4 февраля 2004г.

Домашний адрес

№ д/с _________________ г. ______________.

Жалобы родителей нарастающие запинки в речи, спотыкания

Сведения о родителях отец: Бочаров Алексей Петрович, 44 года,

образование высшее, экономист.

Читайте так же:
Ю а смирнов стиль жизни и личностная тревожность

мать: Филиппова Алина Ивановна, 31 год,

образование среднее специальное, бухгалтер.

Общий анамнез:

1. От какой беременности ребенок от первой беременности

2. Характер беременности беременность без патологии

3. Как протекали роды роды в срок, со стимуляцией

4. Вес и рост ребенка при рождении 2 кг 800 г

5. Вскармливание искусственное

6. Раннее психомоторное развитие:

а. когда стал сидеть 7 мес.

б. когда стал ходить 1 год

в. когда появились зубы 6 мес.

г. болезни до года аденовирусная инфекция, простуды

д. болезни после года эпидемический паротит, грипп

е. поведение до года беспокойный, плохой сон

Речевой анамнез:

а. гуление 12 недель

б. лепет 20 недель

в. первые слова 1 год

г. первая фраза 2 года

д. с какого возраста нарушение речи в возрасте 3х лет

е. речевая среда N

ж. занимался ли с логопедом +

з. течение заикания с момента возникновения рецидивирующее

1. особенности личности ребенка беспокоен, возбудим, обидчив, плаксив, раздражителен

2. устойчивость внимания, сосредоточенность, память внимание неустойчиво, память хорошая, долго не может сосредоточиться

3. дисциплина дома и в детском саду дома дисциплина не соблюдается, ребенок является кумиром семьи, в детском саду часто отказывается подчиняться

4. речевая активность высокая речевая активность, легко вступает в беседу

5. состояние общей моторики наблюдается моторная неловкость

6. строение и подвижность речевого аппарата прикус N, объем движений органов артикуляции ограничен, переключаемость с одного уклада на другой затруднена, тонус мышц языка, губ, щек повышен. Затруднен ………… языка, тремор кончика языка, переходящий в гиперкинез. Гиперметрия, гипертрофия языка, отечность. Звукопроизношение в норме.

7. темп речи ускоренный

8. в каких видах речи выражено заикание:

б. отраженная речь с легким заиканием

д. пересказ заикание в умеренной степени

ж. ритмизированная речь без заикания

з. пение без заикания

9. дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи верхнеключичный тип дыхания, дыхание прерывистое при фонации, речевой выдох разорванный

10. локализация и тип судорог судороги тоно-клонического типа с преобладанием тонических.

а. судороги дыхательного аппарата возникают ……………………………

б. голосового аппарата смыкательный гортанный спазм, вокальные судороги

в. артикуляторные судороги языка, губ губная, судорога Фрешельса, судорога кончика, спинки, корня языка, подъязычная судорога, судорога мягкого неба, смыкательная: губная. …………………………………….

11. трудные звуки, слоги согласные звуки [ г,] [ т] [ д ] [ п ] [ к] и их мягкие варианты, слоги с данными звуками, а также в сочетаниях [ тр ], [ др ] и т. д.

12. сопутствующие движения синкинезии рук, головы в процессе речи

13. наличие эмболофразий ну, вот, это, еще

Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)

Цели и задачи занятия: вызывать релаксацию мышечного аппарата верхних конечностей по контрасту с напряжением, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики рук, развитие речевого дыхания, воспитание внимания, выдержки, умения работать в коллективе, тренировка быстрого включения в деятельность.

Оборудование: наборы разноцветных палочек, сухие осенние листья, картинки с изображением геометрических фигур, фишки, кубики.

1. Оргмомент

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Тихо-тихо садятся сначала девочки, затем еще тише – мальчики».

2. Коррекция нарушения моторики средствами релаксации

логопед: «мы с вами хотим быть сильными, храбрыми и отважными. Для этого нам надо потренироваться.

1. упражнение «Кошка»

2. Упражнение «Силачи»

логопед (с показом): взяли тяжелую гирю правой рукой, поднимаем вверх, подняли, подержали, бросили (дети с напряжением поднимают медленно правую руку вверх, затем расслабленно бросают ее вдоль туловища, то же с левой рукой). Мы поднимаем тяжелую штангу двумя руками. Нагнулись штангу взяли, поднимаем, поднимаем, вверх потянулись руками, держим штангу, бросили. (дети расслабленно бросают руки вдоль туловища). Мы сильные (дети с напряжением сгибают руки в локтях и прижимают сжатые кулачки к груди). Мы слабые. (руки расслабленно падают вниз. Повторяют 3-4 раза).

Логопед: Мы отдыхаем после зарядки. Сядьте на стульчики удобно. Руки лежат на коленках. Глазки закройте, отдохните… (послушайте какая музыка звучит, сначала тихо, затем усиливается и звучит 2 – 3 минуты). Хорошо отдохнули. А теперь глазки открыли. Глазки на меня.

3. Группировка геометрических фигур с учетом формы

4. Развитие речевого дыхания, удлинение выдоха

Логопед: «Сейчас у нас осень. Листья опадают с деревьев, на них дует ветер и они разлетаются. Посмотрите (показ). А теперь вы будете ветерками. Подул ветерок и листья колышутся. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом».

5. Развитие мелкой моторики рук

Выкладывание из палочек двух цветов предмета по образцу. Дается задание «сложи узор». За правильное и точное выполнение задание дети награждаются фишками.

6. Логоритмика. Развитие общей моторики

Наши, наши ножки

Шагали по дорожке.

Наши, наши ножки

Бежали по дорожке.

Скакали через кочки,

Скакали через кочки.

Прибежали на лужок

На первые 2 строчки – делают четкие шаги по кругу на каждое слово.

На вторые 2 строчки – бег на мысочках, но не быстро.

На третьи 2 строчки – прыжки на месте.

На последние 3 строчки – стоя на месте, повернувшись в круг поочередно ставят на пятку правую и левую ноги.

На последнюю строчку – руки на пояс, топают на месте.

Повтор движений еще раз в другую сторону.

7. Дидактическая игра «Кто больше соберет?»

На ковре рассыпаны кубики небольшого размера. По свистку дети по парам начинают собирать кубики и складывать в корзинки. При этом разрешается брать в руки только по одному предмету. По свистку дети заканчивают собирать. Подсчитыватся число кубиков. За успешное выполнение задания выдается фишка.

8. Подведение итогов занятия

Подсчитывает набранные за занятие фишки каждого ребенка. Логопед на доске в большой таблице отмечает звездочками успехи каждого ребенка, озвучивая их достижения. «Молодцы, ребята. Сегодня вы потрудились хорошо, работали активно».

Читайте так же:
Низкая тревожность при высокой педантичности

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В. И.Селиверстова)

Цели: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания, учить детей выделять морфему НИЦА из слов, учить детей осуществлять синтез (склеивание) морфем ………………………………………………. формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры, Развивать тактильное восприятие, слуховую память, регулирующую функцию речи.

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике:

Объяснение семантики слов через создание проблемной ситуации.

Слова сложной слоговой структуры:

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы начнем наше занятие необычно, сегодня мы будем строиться в круг

Дети вместе с логопедом встают в круг.

2. Развитие диафрагмального дыхания и снятие мышечного напряжения

2.1. Восстановление дыхания

1) Логопед: «Дышим животами».

Методические рекомендации: вдох глубокий носом, выдох ртом (дыхание контролируется руками, расположенными на животе, спина прямая).

2) Упражнение «Воздушный шар».

Методические рекомендации: а) …………………………..; б) задержать дыхание; в) выдох ртом, звук Ф.

Логопед: «Вдох – надуваем воздушный шар, выдох – лопнул воздушный шар, воздух из него выходит – Ф – Ф – Ф».

2.2. Снятие мышечного напряжения:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая:

Замедляется движение, исчезает напряжение

И становится понятно: расслабление приятно!

Рекомендации детям: правая нога вперед, руки поднять вверх, пальцы растопырить в напряжении.

Логопед: «Представим себя оленями»

Действия сопровождаются стихотворением «Мы – олени»:

Рвется ветер нам навстречу,

Он сбивает нас с пути,

Не дает никак пройти.

Ветер стих, расправил плечи.

И становится понятно:

2.3. Формула правильной речи:

3. Сообщение темы занятия (введение в тему).

1. Развитие тактильного восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Нам по почте прислали посылку, а в ней волшебный мешочек. Давайте определим на ощупь, что лежит в мешочке. Но есть одно условие: не подглядывать!

Логопед: Сергей, как ты догадался, что это сахар. Даша, как ты догадалась, что это хлеб и т. д.?

При затруднениях в определении продуктов, логопед предлагает ребенку определить, какой предмет на ощупь.

Мягкий, пористый – хлеб,

Жесткий, твердый, сухой – сухарь,

Шероховатый, твердый – сахар.

После того, как все продукты окажутся на столе, логопед спрашивает: «Что объединяет все эти предметы?»

Дети: «Это продукты питания»

4. Формирование операции вычленения суффикса НИЦА в словах.

Логопед: «Для каждого продукта есть своя посуда.

Где хранится хлеб? (в хлебнице)

Где хранится сахар? (в сахарнице)

Где хранятся конфеты? (в конфетнице)

Где хранятся сухари? (в сухарнице)

На столе появляются хлебница, сахарница, конфетница, сухарница.

Логопед: Положите каждый продукт в соответствующую посуду.

Дети раскладывают продукты.

Логопед: Куда ты положил хлеб? Как называется посуда для хлеба и т. п.

Какая посуда осталась пустой? (селедочница)

Логопед накрывает поднос с посудой тканью.

Логопед показывает детям символ частицы НИЦА (треугольник)

5. Обучение синтезу морфем – образованию имен существительных с помощью частицы НИЦА

Работа у доски. Дети за партами.

1. Логопед выставляет на доске в линейный ряд картинки:

Сухарь, салат, хлеб, сахар, суп.

Логопед: «Назовите слова-картинки».

Сахар, салат, хлеб, суп.

Суп, салат, сахар, хлеб, сухарь.

Дети выходят (по желанию), изменяют линейный ряд картинок в соответствии с инструкцией логопеда.

2.Логопед приглашает двух детей к доске (Олю и Антона)

Логопед: Поучимся придумывать слова из этих картинок и символа частицы НИЦА

Оле одевали на голову ободок с картинкой СУП, Антону – ободок с треугольником.

Логопед: «Будьте внимательны. Чтобы получилось новое слово, продукт и частица должны соединиться и слитно произноситься. Было слово СУП, добавим частицу НИЦА, получилось новое слово СУПНИЦА. Ира, что обозначает это слово? (посуда для супа)

Аналогичная работа проводится с другими картинками, в этой работе были задействованы все дети по очереди.

6. Динамическая пауза

1. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

А) Бревнышки – веревочки

Логопед: Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки».

Б) Сосулька

Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что …………………………………………………………………

После команды логопеда: «солнышко пригрело, и сосулька начала таять», дети медленно опускают руки, расслабляя все тело, опускаются и ложатся, полностью расслабившись. «Сосулька растаяла и превратилась в лужу».

7. Закрепление модели словообразования существительных с частицей НИЦА

1. Создание проблемной ситуации.

Логопед раскладывает на ковре картинки:

Лимон, хлеб, конфеты, гриб, сахар, сухарь, суп, селедка, салат, молоко, капуста.

Каждый ребенок объясняет, почему он выбрал именно эту картинку.

Объяснение значения слов, образованных по аналогии от названия продукта:

Логопед: «Давайте подумаем, что обозначают эти слова»

Дети вместе с логопедом выходят на поляну (ковер) и встают в полукруг.

Логопед: «Я буду бросать каждому мяч и называть продукт, а вы должны кинуть мне его обратно и назвать посуду для этого продукта»

8. Практическое применение навыка словообразования

Логопед приглашает детей подойти к столу, на котором продукты были разложены в соответствующую посуду в начале занятия.

Заранее была создана путаница (продукты были неправильно разложены в посуду)

Дети по очереди выполняют задание.

9. Итог занятия

Логопед: «Кто из вас вспомнит, что нового мы узнали на сегодняшнем занятии? Какая маленькая частица помогала придумывать новые слова?

Дети вспоминают этапы занятия.

Логопед: «Молодцы, ребята!»

Памятка для детей для профилактики нарушений голоса

В самом начале лечения ребенку следует в доступной для него форме рассказать о механизмах образования голоса и об основных его нарушениях. Имея представления об основах возникновения голоса и его нарушениях, ребенок легче понимает сущность коррекционных мероприятий. Объяснение дается с использованием наглядного материала (рисунков), причину нарушений объясняют, не вдаваясь в детали. Очень важно выяснить, как ребенок относится к собственному голосу, как воспринимают его голос окружающие. …………………………………….. Также даются «Правила для предупреждения перенапряжения голоса», где представлена информация о формах перенапряжения, которых нужно избегать [1].

Читайте так же:
Причины энуреза у девочек подростков

Правила поддержания хорошего голоса

1. Расстояние между собеседниками не должно быть большим.

2. Располагайся в центре комнаты, тогда тебя все хорошо услышат и тебе не придется напрягать голос. Говори только тогда, когда остальные молчат.

3. Говори легко, плавно и без усилий. При разговоре голову держи прямо, мышцы лица, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены.

Предупреждение перенапряжения голоса

1. Избегай крика, визга, громких радостных возгласов, очень громкого смеха. Вместо этого прибегай к жестикуляции.

3. Не говори на вдохе, не говори шепотом, не создавай своим голосом неестественных шумов.

Речевая карта при заикании для взрослых

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Цель проекта: создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием с помощью приемов синхронизации речи с движением.

Статья:

Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации.

Как известно движение и речь связаны друг с другом, поэтому существует необходимость синхронизации двух этих процессов, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся — это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.

Цель проекта: создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием с помощью приемов синхронизации речи с движением.

Задачи проекта:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).

Формы работы: для достижения наилучшего результата, необходимо проводить индивидуальные занятия. Проект может иметь циклический характер, т. е. реализовываться повторно в случае не достижения предполагаемого результата.

Приемы, используемые в данном проекте:

логопедические игры, направленные на синхронизацию речи и движения;

— упражнения на развитие диафрагмального дыхания;

— упражнения на расслабления артикуляционной и лицевой мускулатуры.

Принципы проекта:

— принцип «от простого к сложному». Этот принцип заключается в построении проекта программы от легких упражнений к более сложным;

— принцип комплексности. Благодаря этому принципу воздействие оказывается комплексно – на эмоциональную, речевую, когнитивную и сенсомоторную сферы;

— принцип вовлечения. Педагог должен создать ситуацию эмоционального включения ребенка в процесс работы, а также создать необходимую мотивацию.

Данный проект по работе с детьми с заиканием предназначен для учителей-логопедов и дефектологов.

Режим занятий: 2 индивидуальных занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.

1. Упражнение на расслабление артикуляционного аппарата и мышц лица;

2. Упражнение на диафрагмально-реберное дыхание;

3. Упражнение на синхронизацию движения и речи.

За основу составления проекта взяты методические разработки Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, И. Г. Выготской, В. И. Селиверстова.

Можно предположить, что реализация данного логопедического проекта будет способствовать развитию речи у детей с заиканием.

Тематическое планирование на год

№ занятия Разделы работы Содержание работы Обеспечение коррекционного процесса

4-16 1 этап — Работа над дыханием, артикуляцией, голосом (2 месяца)

Щадящий общий и речевой режим.

Артикуляция и голосоведение.

Речь и движение.

* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями).

* Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами.

* Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу, психологу.

* Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания).

* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.

*Постановка диафрагмально-реберного дыхания:

-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,

-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.

* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.

* Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек.

*Координация речи и движений рук:

-выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,

-включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,

-обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение «Ручки»,

-маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук — упражнение «ручки»).

* Развитие общей и мелкой моторики.

Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись.

Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком.

Картотека упражнений «Мышечная релаксация по контрасту с напряжением».

Читайте так же:
Жить здорово о энурезе у детей

Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.

Схемы для модуляции голоса. Картотека упр. «Артикуляционная мимическая гимнастика». Звуковые символы гласных и согласных звуков Практический материал для знакомства с буквой. Слоги.

Игровые упражнения из разделов картотеки: «Игры и упражнения со звукоподражанием», «Игры с движением».

16-32 2 этап — Работа над словами и простой фразой (2 месяца)

Щадящий общий и речевой режим.

Артикуляция и голосоведение.

Активизация автоматизированной речи.

Речь и движение. * Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).

* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.

*Постановка диафрагмального речевого дыхания:

-упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных — АОУИ, ЯЮЕЁ,

-называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук,двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:

1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце,

2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.

* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.

* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.

*Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).

* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)

*Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный, дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).

* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

* Координация речи и движений в играх и упражнениях.

* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения «Ручки» (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях.

Консультирование педагогов и родителей по соблюдению щадящего режима.

Игровые упражнения из разделов картотеки «Мышечная релаксация по контрасту с напряжением», «Формулы релаксации»

Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх.

Фото артикуляционных укладов, логопедический инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото.

Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы.

Игры и упражнения из разделов картотеки «Словарная работа«, «Словообразование», «Словоизменение», «Предложно-падежное управление».

Игровые упражнения из разделов картотеки: «Игры с ходьбой», «Игры с движениями рук и ног».

3 этап — Работа над фразой (8месяцев)

Активизация развернутой речи.

Речь и движение.

* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.

* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.

* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.

* Выработкаплавного длительного выдоха при произнесении фраз:

1) простых,состоящих из двух-трех-четырех слов:

-ответы на вопросы,

2) развернутых,состоящих из нескольких смысловых отрезков:

-ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,

-ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,

* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.

* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.

*Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:

-описательного рассказа о предмете, игрушке,

-рассказа по картине,

-сюжетного рассказа по серии картин,

-рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.

* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение «ручки»).

* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение «Колесо»).

* Координация речи и движений в играх и упражнениях.

*Магнитофонная запись речи ребенка

* Оценка эффективности проведенной работы.

Игровые упражнения из разделов картотеки: «Мышечная релаксация по представлению», «Формулы релаксации»

Игровые упражнения из картотеки «Развитие речевого дыхания».

Предметные сюжетные картинки, поделки.

Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.

Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)

Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий.

Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма.

Цель: развитие навыков синхронизации речи и движения

— Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания.

— Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.

— Картотека упражнений «Артикуляционная мимическая гимнастика»

— Картотеки: «Игры и упражнения со звукоподражанием», «Игры с движением».

Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.

2. Работа с дыханием:

Постановка диафрагмально-реберного дыхания:

-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,

-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.

3. Артикуляционная гимнастика.

Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха.

Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой — обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь — это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.

Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector