Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речевая карта заикание 4 года

Речевая карта заикание 4 года

УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам

УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)

1. Фамилия, имя, возраст.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко — слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя — логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Схема обследования ребенка с заиканием

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

до одного года _____________________________________________________________

после одного года __________________________________________________________

Психомоторное развитие

Стал держать голову с ______________________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________________________________

шнуровать ботинки _________________________________________________________

застегивать пуговицы _______________________________________________________

излишне подвижен _________________________________________________________

излишне заторможен ________________________________________________________

Развитее речи

Время появления гуления ____________________________________________________

первых слов _____________________________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________

Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье ____________________________________________________________________

в общении со сверстниками __________________________________________________

в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________

в незнакомой обстановке _____________________________________________________

(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ________________________

влияет ли заикание на успеваемость в школе ___________________________________)

Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________

Есть ли страх речи __________________________________________________________

Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка

Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________

по какой методике __________________________________________________________

Как долго занимался ________________________________________________________

Причина рецидива _________________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________

Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

— Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?

— Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми

— Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

— Как влияет волнение на речь?

— Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

— Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

— Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________

Данные объективного обследования

Состояние слуховой функции

1. Слуховое внимание ________________________________________________________

2. Восприятие речи __________________________________________________________

Состояние моторных функций

1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________

2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________

(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________

2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________

3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________

Конструктивный праксис ____________________________________________________

Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________

4. Для школьников: состояние графомоторных навыков ___________________________

5. Наличие леворукости ______________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

1. Мимические движения _____________________________________________________

(особенности мимики при речи _______________________________________________)

2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________

Строение органов артикуляционного аппарата

Состояние импрессивной речи

1. Пассивный словарь ________________________________________________________

2. Понимание логико-грамматических конструкций ______________________________

Состояние экспрессивной речи

1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов ___________________________

2.Активный словарь _________________________________________________________

3. Грамматический строй речи ________________________________________________

Состояние фонематических функций

1. Фонематическая дифференциация ___________________________________________

2. Фонематический анализ ____________________________________________________

3. Фонематический синтез ____________________________________________________

4. Фонематические представления _____________________________________________

Читайте так же:
Логопедические занятия для детей 4 года заикание

(У школьников проверяются также навыки слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.)

Состояние дыхательной функции

Тип дыхания _______________________________________________________________

Ритмичность дыхания _______________________________________________________

Характер вдоха при речи _____________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха __________________________________________

Состояние просодических компонентов речи

1.Темп речи ________________________________________________________________

Ритм речи __________________________________________________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ________________

2. Характеристика голоса:

Сила голоса ________________________________________________________________

Особенности модуляций ____________________________________________________

3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) _____________

4. Внятность речи __________________________________________________________

Симптоматика заикания

А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания

I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.) ______________________________________________________________________

1. Шепотная речь ___________________________________________________________

2. Сопряженная речь _________________________________________________________

3. Отраженная речь __________________________________________________________

4. Вопросно-ответная речь ____________________________________________________

5. Пересказ прослушанного текста _____________________________________________

(с опорой и без опоры на сюжетную картинку)___________________________________

6. Рассказ по серии картинок, по картинке ______________________________________

7. Самостоятельный рассказ __________________________________________________

8. Для школьников: отражение заикания на письме (репродуктивное и самостоятельное письмо) ___________________________________________________________________

Проявление заикания при чтении _____________________________________________

(В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)______________________________________________________________________

II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)_________________________

— дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)__________________

— голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные) ________________________

— артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)_____________________________

III. Наличие непроизвольных движений тела, лица ______

Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания

I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) ____________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий

II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

1. Моторных _____________________________________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний.______________________________________

3 . Изменение стиля речи___________________________________________________

III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)_____________________________________________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка

1.Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________________________________________________________________________

2.Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _______________

3.Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

— активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) _______________________________________________________

— устойчивость и преобладающий фон настроения ______________________________

— степень эмоциональной возбудимости _______________________________________

4. Другие особенности: ______________________________________________________

5. Другие нарушения речи ____________________________________________________

Логопедическое заключение

Форма и локализация судорог _________________________________________________

Степень тяжести заикания ____________________________________________________

Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания _____________________

Степень фиксированности на заикании _________________________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка ___________________________

Другие нарушения устной и письменной речи ___________________________________

Дата окончания обследования. ________________________________________________

Протокол логопедического обследования ребенка. Универсальная схема для всех видов речевых нарушений 974

Для всех детских коррекционных учреждений актуален вопрос, как максимально эффективно проводить логопедическое обследование, получать исчерпывающие данные, четко и компактно регистрировать эти данные в карте ребенка. Как максимально объективно проводить и фиксировать результаты динамических исследований. Какой должна быть форма записи полученных результатов, чтобы составление перспективного плана работы с ребенком естественно и наглядно вытекало из материалов исследования. Как, наконец, визуализировать результаты обследования ребенка, сделав их понятными не только для специалистов – логопедов, но и для всех заинтересованных лиц (родителей, администраторов, специалистов других профилей). Специалистами психолого–логопедического отдела Центра психолого-медико–социального сопровождения детей и подростков была разработана схема регистрации результатов обследования речи детей (протокол) в условиях амбулаторного приема, которая, на наш взгляд, может представлять интерес и для сотрудников других учреждений.

Предлагаемый нами протокол обследования речи состоит из трех частей: 1) краткое первичное обследование, 2) полное обследование устной речи и 3) обследование письменной речи. Целью первичного обследования является определение предварительного речевого диагноза, необходимости в консультациях других специалистов центра, принятие решения о постановке в очередь на логопедические занятия или о направлении в другие учреждения. Результаты заносятся в стандартную речевую карту (бланк № 1).

Полное логопедическое обследование проводится в тех случаях, когда ребенок зачисляется на логопедические занятия.

Схема обследования разбита на диагностически значимые подразделы: обследование звукопроизношения, фонематического слуха и т. д., в соответствии с принятыми в логопедии принципами выделения диагностически значимых элементов. Внутри каждого подраздела перечислены патологические признаки, которые могут возникнуть в этой части речевой системы ребенка. Оценка проводится следующим образом: 0 – отсутствие патологического признака, то есть норма. 1 – наличие патологического признака. На основании полученных результатов заполняются бланки-схемы (бланк № 2 – для устной и № 3 – для письменной речи), составленные таким образом, что с их помощью можно получить цифровые данные для последующего составления диаграммы (профиля) речевого состояния ребенка, которая фиксируется в специальной сводной таблице результатов речевого обследования.

Поскольку каждый диагностически значимый подраздел имеет разное количество пунктов, для составления диаграммы сумма всех пунктов каждого подраздела условно принимается за 100%. «Цена» каждого балла составляет ту часть от 100%, которая соответствует количеству пунктов в подразделе. Например, если в подразделе 12 пунктов, то «цена» каждой единицы равна приблизительно 8 . Таким образом, легко посчитать, на какой приблизительно процент повреждена функция. Если из 12 пунктов единицей отмечено 5, то получается, что функция повреждена приблизительно на 40 % . Сводная таблица результатов речевого обследования составлена таким образом, чтобы специалист, просто занеся в нее полученные данные, мог увидеть результат, не вычисляя его. Например, если при исследовании звукопроизношения 21 пункт был оценен единицей, то в соответствующей графе сводной таблицы следует отсчитать и заштриховать 21 клетку. С левой стороны таблицы помещена шкала процентов, с помощью которой легко увидеть, какой процент данной функции пострадал.

Читайте так же:
Этап сопряженной речи при заикании

С помощью сводной таблицы также можно понять и приблизительный процент повреждения речевой функции в целом. Каждый столбик таблицы является элементом общей картины речевого состояния ребенка. Соответственно, если всю картину речевого состояния принять за 100%, а выделенных компонентов у нас 12, то каждый компонент – столбик в сводной таблице бланка № 2 равен 8 %. Соответствующая шкала процентов расположена с правой стороны таблицы.

Таким образом, 21 единица повреждения звукопроизношения составляет, с одной стороны, 44 % повреждения с точки зрения сформированности этой функции, а с другой стороны, 3% от сформированности речевой функции в целом. Внизу сводной таблицы находится шкала общего речевого состояния. Из суммы показателей каждого столбика и сложится процент повреждения речевой функции.

Таблица дает наглядное, достаточно объективное представление о состоянии речи ребенка и позволяет легко и достоверно отслеживать динамику коррекционного процесса. При последующих динамических обследованиях данные заносятся в тот же бланк, и составляется вторая диаграмма, а в конце курса – третья. Это позволяет легко оценить изменения, происшедшие в речевом состоянии ребенка за истекший период. Обследование проводится с периодичностью один раз в 24 занятия, т.е. ориентировочно 3 раза за курс логопедических занятий: в начале, середине и конце учебного года или определенного назначенного курса.

Протокол обследования письменной речи рекомендуется использовать при обследовании детей старше 8 лет. До этого возраста мы пользуемся бланком № 2, отмечая особенности начального овладения письменной речью в разделе «Учебные навыки».

На основании данных, полученных в ходе обследования, составляется подробный план работы. Один раз в 12 занятий отмечается динамика выполнения программы, уточняются причины невыполнения или отставания в выполнении программы (частые пропуски, невыполнение домашних заданий, крайняя возбудимость, заторможенность и т.д.). На основании результатов усвоения программы и динамического обследования программа может быть скорректирована. Ребенок может быть направлен на дополнительные обследования специалистов или представлен на консилиум для определения дальнейшей наиболее оптимальной системы коррекционного воздействия. Весь пакет документов вклеивается в карту ребенка.

Ф.И.О. специалиста ________________________________________________________

1. Имя, фамилия ребенка ______________________________ возраст _______________

2. Жалобы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Краткий речевой анамнез ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Поведение на приеме _____________________________________________________________________

5. Общее развитие ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Звучание речи:

Темп____________ голос ____________ разборчивость________________

9. Состояние артикуляционного аппарата:

прикус _______________________ небо ________________________ зубы __________________________

подвижность губ _______________ языка ________________ подъязычная связка ____________________

Речевая карта логопедического обследования.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).

I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды — вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни — коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Читайте так же:
Невротическое заикание у детей логопедическая коррекция у детей

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух — без патологии.

7. Зрение — без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная — из 6 картинок запоминает 4.

Слуховая — из 6 слов запоминает 4.

Ассоциативная — из 6 картинок — 5.

Словесно-логическая память — прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Конструктивная деятельность — + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

Прямой и обратный счет — + (в пределах10)

Счетные операции и простейшие задачи — + (в пределах10)

Классификация, обобщение — + (иногда с объяснениями)

Причинно-следственные связи — + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

Строение — нормальное (незначительная прогнатия).

Артикуляционная моторика — движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

13. Звуковой анализ:

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры — нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

Клубника -+ коман дировка — «комадировка»

Сковорода -+ стихот ворение — «стиховорение»

Лекарство -+ вело си педист — «велесепедист»

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) — владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных — «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных — деревянный (дом), существительные от глаголов — клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением — рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

2. Возраст 5 лет 9 месяцев

3. Домашний адрес у. Пирогова, д. 19, кв. 70_

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни — ОРВИ (в 9 мес.).

Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух — без патологии.

7. Зрение — без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.

Память: зрительная — из 6 картинок запоминает 3

Слуховая — из 6 слов запоминает 4

Ассоциативная — из 6 картинок -4

Словесно-логическая память — прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

Прямой и обратный счет — (в пределах10)

Счетные операции и простейшие задачи — (в пределах10)

Причинно-следственные связи — (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).

10. Состояние артикуляционного аппарата.

Артикуляционная моторика — движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

11. Особенности звукопроизношения.

Свистящие С, С», З», Ц — межзубные

Шипящие Ш Ж, Ч, Щ — межзубные.

12. Фонематический слух — в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п — т — к — х)

Слогового ряда (па — та — ка — ха)

Ряда слов (порт- торт — корт — хор)

Различает на слух сходные звуки в:

Парах звуков (п — б), (с — з), (ш — ж)

Парах слогов (па — ба), (са — за), (ша — жа)

Парах слов (почка — точка), (сок — цок), (шар — жар).

Звуковой ряд (б — п — б); слоговой ряд (ба — ба — па)

Ряда слов (почка — точка — бочка), (сом — ком — дом).

13. Звуковой анализ:

Выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-

Читайте так же:
Пансионат для больных деменцией малаховка

Выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )+

Выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры — нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

Клубника -+ команд ировка — «комарировка»

Сковорода -+ стихот ворение — «стиховорение»

Лекарство -+ вело си пе дист — «велесоподист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка — кружка, ключ — замок, шапка — шляпа, кофта — свитер;

Многозначительностью слов, абстрактными понятиями — не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) — владеет слабо.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных — «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных — деревянный (дом), существительные от глаголов — клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может — рука (ручка).

17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста .

Логопедическое обследование включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Весёлый- Большой- Красивый-

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Читайте так же:
Этиология заикания как дефекта речи

Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

1. Составить целое изчастей___

3. Пространственно-временные понятия :

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Курсы повышения квалификации 72 часа. Дизартрия и заикание

Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В.И.Ленина в 1989 году, аспирантуру на кафедре логопедии в 1996 году.

Доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета. Автор 18 научных и научно-методических работ, логопед-практик с 28-летним опытом работы.

Сфера профессиональных интересов: коррекция звукопроизношения у дошкольников с дислалией и дизартрией, преодоление нарушений письма у младших школьников, развитие плавной речи при заикании.

Лектор программ переподготовки, перечень преподаваемых дисциплин:

  • Введение в логопедическую специальность
  • Дизартрия
  • Заикание и нарушения темпа речи
  • Подготовка к школе дошкольников с ТНР
  • Логопедические технологии
Слушатели, посетившие семинары Гориной Н.В. 18, 22 мая и 15 и 19 июня, получают удостоверение о повышении квалификации 72 часа и сертификат 36 часов.
Дизартрия. От диагностики к логопедическому прогнозу и коррекции
1 день.
«Диагностика дизартрии»
1. Определение дизартрии. Структура дефекта.
2. Диагностический блок. Что первично, что вторично при обследовании речи ребёнка с дизартрией?
1) Анализ анамнестических данных.
2) Периферический речевой аппарат без патологии и при дизартрии. Нарушения дыхания, артикуляционной моторики при дизартрии. Симптоматика.
3) Специфические нарушения звукопроизношения.
4) Просодическая сторона речи и её нарушения.
5) Дизартрия и лексико – грамматическое недоразвитие речи.
3. Формы дизартрии у детей. Степень выраженности: от стёртой дизартрии до анартрии.
4. Клинические формы дизартрии у взрослых.
2 день.
«Практическое исследование состояния речи.
Логопедическая работа по преодолению дизартрии»
1. Речевая карта для обследования звукопроизносительной стороны речи ребёнка с дизартрией. Технология логопедического обследования.
2. Задачи и методы логопедической работы при коррекции дизартрии.
3. Развитие дыхания и коррекция его нарушений.
4. Развитие голоса и коррекция его нарушений.
5. Дыхательная и голосовая функции — как базовые компоненты для формирования мелодико – интонацонной стороны речи.
6. Дифференцированный логопедический массаж. Основные принципы и приёмы воздействия.
1) Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
2) Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.
7. Пассивная артикуляционная гимнастика.
8. Активная артикуляционная гимнастика.
1) Статические и динамические упражнения для развития артикуляционной моторики.
2) Специальные упражнения, содержащие элементы звуков.
9. Примерный логопедический прогноз результатов коррекционной работы по преодолению дизартрии у детей.

Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, студенты дефектологических факультетов.

Место проведения: ул. Кольская, д.2, корп.4, 3 этаж, офис 311

Время проведения: 16 марта (сб) с 15:00 до 19:30, 20 марта (ср) с 14:00 до 19:30

Стоимость: 4000 руб., для юридических лиц +50% — 6000 руб.

По окончании выдается сертификат о повышении квалификации — 16 часов

Справки и запись по телефону: (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp), (495) 150-75-52
Семинар режиме он–лайн не транслируется.

АКЦИЯ!
Заикание. Диагностика и программа логопедической помощи. Методика улучшения плавности речи
1 день.
«Диагностика и виды заикания»

1. Определение заикания.
2. Этиология (причины) и патогенез (механизм) заикания.
3. Симптоматика заикания.
4. Судороги при заикании. Дифференциация по типу, локализации и силе выраженности.
5. Невротическое заикание — речевой профиль.
6. Неврозоподобное заикание — речевой профиль.
7. Обследование заикающегося. Речевая карта.
2 день.
«Логопедическая помощь при заикании. Что может логопед»
1. Классическая методика реабилитации заикания.
2. Специальные методы воздействия.
3. Факторы, оказывающие влияние на речь при заикании.
1) Степень самостоятельности речи.
2) Степень подготовленности речи.
3) Громкость речи.
4) Плавность и ритмичность речи.
5) Эмоциональное состояние и окружение заикающегося.
6) Деятельность заикающегося.
4. Составление методики работы с учётом этих факторов.
5. Курс логопедических занятий.
6. Структура отдельного занятия.
7. Прогноз плавности речи при соблюдении рекомендаций логопеда.
8. Поддерживающая логопедия при рецидивах заикания.

Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, студенты дефектологических факультетов

Место проведения: ул. Кольская, д.2, корп.4, 3 этаж, офис 311

Время проведения: 20 апреля (сб) с 15:00 до 19:30, 24 апреля (ср) с 14:00 до 19:30

Стоимость: 4000 руб. БЕСПЛАТНО
С сертификатом — 2000 руб. + в подарок книга Харрисона «Переосмысление заикания»

Слушатели, прослушавшие полный цикл Гориной «Дизартрия (16 и 20 марта 2019) и Заикание (20 и 24 апреля 2019)» по полной стоимости (8000 руб.) получают удостоверение — 72 часа! + в подарок книга Харрисона «Переосмысление заикания»

По окончании выдается сертификат о повышении квалификации — 16 часов

Справки и запись по телефону: (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp), (495) 150-75-52
Семинар в режиме он–лайн не транслируется.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector