Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речевой материал при коррекции заикания

Речевой материал при коррекции заикания

Работая учителем-логопедом, нередко приходится сталкиваться с непониманием родителями своей роли в коррекции нарушений речи у детей. В настоящее время среди родителей распространена позиция «Главное – найти хорошего логопеда, а дальше специалист всё сделает и проблемы с речью у моего ребенка будут решены». К сожалению, эта установка в корне ошибочна и представляет собой ни что иное, как перекладывание ответственности на другого и самоустранение от участия в процессе коррекции.

Нарушения речи у детей всегда являются следствием, а причины их возникновения могут быть различны.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют:

1) Внутриутробную патологию – воздействие на плод во время беременности. Внутриутробная патология может быть обусловлена хроническими и инфекционными заболеваниями матери во время беременности, токсикозами беременности, иммунологической несовместимостью крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВ0 и другим антигенам эритроцитов), интоксикацией, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

2) Повреждения при родах, обусловленные акушерской патологией (затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповиной, неправильное положение плода и др.). Также имеют значение акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода.

3) Воздействия различных неблагоприятных факторов после рождения. Исследователи выделяют внутренние и внешние причины, воздействующие на нервную систему ребёнка и приводящие к речевым нарушениям.
К внутренним причинам относятся:
– опухоли, черепно-мозговые травмы, заболевания головного мозга;
– тяжёлые заболевания дыхательных путей, которые вызывают гипоксию мозга и тормозят созревание мозговых структур;
– заболевания ЛОР-органов;
– заболевания, связанные с нарушением обмена веществ.

Внешние причины речевых нарушений – это социально-психологические причины, основными из которых являются:
– неправильное речевое окружение. Речь развивается по подражанию, поэтому общаясь с членами семьи, имеющими нарушения речи, ребёнок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков Л и Р; нарушения темпа речи, нечёткость произношения. Известны случаи появления заикания по подражанию;
– дефицит (недостаток) речевого общения с окружающими;
– педагогическая запущенность – отклонение от нормы в развитии ребёнка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; – двуязычие в семье;
– неправильные методы воспитания, неправильные взаимоотношения в семье. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов) и родовая травма. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. В зависимости от локализации поражений мозга возникают различные нарушения речи. Очень часто в родах происходит травма шейного отдела позвоночника, в результате которой нарушается кровоток в позвоночных артериях, и одним из последствий такой травмы тоже является возникновение речевой патологии у ребёнка.

Таким образом, мы видим, что нарушения речи не возникают сами по себе, и нужно воздействовать не только на следствие, но и на причину. И здесь приходит на помощь один из основополагающих принципов логопедической работы – принцип комплексности. Он подразумевает комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие при коррекции речевых расстройств. Зачастую ребёнку требуется не только логопедическая, но и медицинская помощь, поэтому не стоит паниковать, когда после проведённой логопедической диагностики, учитель-логопед направляет вашего ребёнка на консультацию к врачу – неврологу, психиатру, ЛОРу, стоматологу. В ряде случаев, своевременная медицинская диагностика и последующее лечение является обязательным условием для устранения речевой патологии.

Ещё одним из важнейших компонентов комплексного подхода является выполнение родителями заданий логопеда. На разных этапах коррекции учитель-логопед даёт различные задания родителям. Все они направлены на то, чтобы полученные ребёнком знания превратились в навыки. Этого невозможно добиться без ежедневного закрепления пройденного материала или нового умения, и в этом роль родителей неоценима. Логопед может поставить ребёнку все отсутствующие или нарушенные звуки, но только от родителей зависит, будет ли ребёнок произносить эти звуки правильно в самостоятельной речи. В моей практике встречались такие случаи, когда родители легкомысленно относились к рекомендациям логопеда, не выполняли заданий, направленных на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, не контролировали речь ребенка и, после завершения занятий с логопедом, все поставленные звуки были постепенно ребенком утрачены. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что результат коррекционной работы над речевыми нарушениями, в первую очередь зависит от степени включенности родителей в этот процесс.

Читайте так же:
Тревожность и особенности ее проявления у клиентов

Процесс коррекции речевых нарушений можно сравнить с механизмом, для слаженной и эффективной работы которого важен каждый компонент. «Поломка» или отсутствие одного из компонентов этого механизма влечет за собой снижение результативности его работы или полную его остановку.

Список литературы:
1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987;
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1999;
3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

Статьи

В течение многих столетий человечество интересовала речь и всевозможные виды помощи, которые привели бы к ее улучшению. Никто не будет оспаривать факт необходимости такой значимой функции нашего организма, как РЕЧЬ в повседневной социальной жизни. За последнее десятилетие качественная речь является одним из гарантов успешности в жизни.
Читать далее.

Коррекция заикания у взрослых и детей

Длительное время работу с заикающимися детьми, подростками и взрослыми называли «коррекцией заикания». В нее включалась дидактическая работа с логопедом, направленная на устранение артикуляторных и темповых нарушений речи.
Читать далее.

Как самостоятельно вылечить заикание

Заикание — это не только недостаток речи, а сложный в этиопатогенетическом и клиническом отношении болезненный процесс, развивающийся в большинстве случаев в раннем детстве и претерпевающий в силу многих причин различные изменения на протяжении многих лет, а иногда и всей жизни больного.
Читать далее.

Симптомы, диагностика заикания у детей и взрослых

Заикание — расстройство речи, при котором нарушена ее плавность, возникают непроизвольные задержки произнесения отдельных звуков и слогов или их повторения.
Читать далее.

Логопедия и заикание

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранений средствами обучения и воспитания. Является разделом социальной педагогики. В России такое речевое нарушение как заикание с давних пор корректировалось логопедическими занятиями.
Читать далее.

Логопедическая помощь в России. Занятия с логопедом по заиканию

Под логопедической помощью следует понимать ряд педагогических иногда психолого-педагогических специальных занятий разной длительности, целью которых будет приобретение нового или новых навыков в речеобразовании. Такая помощь безусловно имеет отличия при работе с взрослыми заикающимися людьми.
Читать далее.

Детское заикание — логопедическая помощь ребенку, родителям

Анатомические и функциональные особенности ЦНС и периферического речевого аппарата не являются зрелыми с рождения ребенка и достигают зрелого уровня только в процессе общесоматического, полового и нервно-психического развития. Поэтому особенности произношения и построение речи не всегда патология, а иногда закономерный процесс в развитии речи.
Читать далее.

Психологическое заикание (заикание при волнении). Логофобия при заикании

Психологическое заикание — это, наверное, самое распространенное определение заикания. В медицинской терминологии звучит это несколько иначе — невротическое заикание. По сути эти два названия определяют одни и те же закономерности в появлении запинок.
Читать далее.

Диагностика заикания у детей — как определить заикание у ребенка

Для планирования лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося ребенка или взрослого с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.
Читать далее.

Занятия при заикании у детей, коррекция заикания

Занятия при заикании у детей начинаются с подготовительного или диагностического этапа общего курса лечения. Он может длиться от суток до месяца и, прежде чем приступить к выполнению коррекционных упражнений при заикании, нужно точно знать, на что занятия будут направлены.
Читать далее.

Заикание у школьников. Коррекция заикания у школьников

Подбор курса лечения заикания у школьников зависит от возраста ребенка и степени тяжести симптоматики. Курс лечения зависит в какую возрастную категорию попадает ребенок: младшие и средние школьники, старшие школьники.
Читать далее.

Читайте так же:
Особенности симптоматики заикания у взрослого
Заикание у детей дошкольного возраста, коррекция заикания у дошкольников

В эту возрастную группу детей с заиканием включены три возрастные подгруппы: дети до 2-х, 2,5 лет, дошкольники с заиканием до 4-х лет, огромная группа заикающихся детей с 4-5 лет и до 7-7,5 лет.
Читать далее.

Заикание у детей 5 лет

Все методы коррекции развития речи, что на сегодняшний день предложены современной медициной для лечения заикания у детей в дошкольном периоде, зачастую перестают приносить результат при заикании у ребенка 5 лет, особенно, если заикается малыш уже больше 2-х лет. Связано это с анатомо-физиологическими особенностями роста и развития центральной нервной системы детей.
Читать далее.

Заикание в 4 года: коррекция нарушений речи

Термин «коррекция речи» наиболее уместен в возрасте детей до 4-х лет. Чаще всего, после 4-5 лет для заикающихся детей будет стоять вопрос уже о лечении системными способами и коррекционного воздействия на речь будет недостаточно. Объясняется это особенностями развития мозга.
Читать далее.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: сопряженная речь

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н.А. Власова и Е.Ф. Pay строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Н.А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е.Ф. Pay видит задачу логопедической работы в том, «чтобы, путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

В основу методик Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика являлась одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопро вождающую, завершающую, предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объекта деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок. Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

Читайте так же:
Как быстро избавиться от энуреза

Завершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

Закрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

В методике Н.А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и обучения детей в детском саду».

С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого кварта ла направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методики Н.А. Чевелевой и С.А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит Р.Е. Левиной). Только Н.А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Читайте так же:
Как лечат ночной энурез у взрослых

Методика В.И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются 3 периода ( подготовительный, тренировочный, закре пительный ), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой — от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.

Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения раскрыто в методике Г.А. Волковой.

Система комплексной работы с заикающимися детьми 2—7 лет состоит из следующих разделов:

Обзор методик коррекции заикания у подростков и взрослых

В подавляющем большинстве у подростков и взрослы заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. В данные возрастные периоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих проявлениях, спаян с личностью, с нарушенной системой отношений личности и поэтому с трудом поддается устранению, часто склонен к рецидивам. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздействия следует считать следующие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика — аутогенная тренировка — включает в себя речевой, логопедический материал, индивидуальные логопедические за­нятия, в свою очередь, проходят с использованием психотера­певтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подрост­ков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это суще­ственным образом влияет на место, роль и специфику лого­педической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (лого­педическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при под­боре речевого материала, так и в построении системы функ­циональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуали­зация лечебных воздействий.

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохра­нения: в логопедических кабинетах и стационарах психонев­рологических диспансеров и больниц.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андро­нова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубенская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шклов­ский и др.

А. Я. Евгенова и М. В. Смирнова:

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизации; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звукам; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; сти­хотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чте­нием; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует прак­тика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

Читайте так же:
Лечение деменции народными средствами до выздоровления

В системе логопсихотерапевтической работы с подростка­ми и взрослыми находят место суггестивные формы психоте­рапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5-3 месяца) включает пять эта­пов: подготовительный (диагностический); перестройки патологических речевых навыков и нарушений отношений лич­ности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

На подготовительном (диагностическом) этапе (10-15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) про­водятся логопедические занятия по нормализации дыхатель­ной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональ­ная психотерапия. Затем (спустя 15-20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. Достигнутые результаты закрепляются во время сеансов гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии.

Навыки слитной речи автоматизируются, заикающиеся обучаются различными приемами, помогающим им справить­ся с возникающими речевыми затруднениями: упражняются в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т. д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженном и отраженном произношении. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

Речевым занятиям в течение дня отводится не менее 3-4 часов.

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет различные формы. С помощью рациональной психотерапии больному разъясняют причины заикания, необходимость активного отношения к занятиям для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3-4-й день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале 3 раза в неделю, а затем один раз в 7-10 дней. Во время внушения особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Используются беседы на фоне сильного эмоционального напряжения больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение с включением демонстративных моментов. Сеанс заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, так как является переломным этапом в их лечении.

В процессе самовнушения заикающиеся стремятся представить себя хорошо говорящими, вызывают у себя представление о том, как они говорят без заикания дома, в учебном заведении на работе и в других ситуациях. Сеанс самовнушения рекомендуется проводить также перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (в течение месяца) проводится тренировка речи больного в жизненной обстановке.

В. М. Шкловский подчеркивает необходимость диспансеризации и профилактики как важных разделов работы, без которых не может быть решена проблема лечения заикания. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией автор советует проводить санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтических мероприятий.

Хватцев – разработал самостоятельную систему над работой над речью заикающихся. Оздоровление НС и самовоспитание. Самостоятельный режим молчания, затем разговор с маленькими детьми, одновременно следить за осанкой, смотреть в глаза собеседнику, говорить в замедленном темпе, можно говорить более высоким или низким голосом (чтобы заново учился говорить). При появлении судороги сделать остановку, вдохнуть, спокойно продолжать в более медленном темпе не прибегать к уловкам. Далее – самостоятельные занятия – упражнения на расслабления с использованием аутотренинга, на регуляцию ритма движений – под музыку отстукивать ритм рукой, ногой, отхлопывать ритм, маршировать, танцевать. Затем ритмизовать речь – отстучать слабый удар, сильный, затем – проговорить, прочитать стихотворение с такой организацией, заменить все слоги в стихотворении слогом ТА и тренироваться в разных формах устной речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная) + самовнушение и регулярно вести дневник самоконтроля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector