Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика тревожности

Диагностика тревожности

Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

Помните, что вы — воплощение надежд ваших родителей, вы — творец своей жизни.

СОВЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ УЧЕНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования, не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Коррекция уровня тревожности детей в условиях ДОУ

Тревожность, как отмечают многие исследователи и практические пси-хологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития. Наличие высокого уровня тревожности у детей как устойчивого образования – свидетельство нарушений в психологическом и личностном развитии. Высокий уровень тревожности мешает полноценному и нормальному развитию ребенка, сужает рамки познаваемого им мира. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.

Детская тревожность как психологическое и социальное явление достаточно подробно исследована отечественными и зарубежными психологами и педагогами. Вопросами тревожности у детейзанимались такие выдающиеся ученые как: Л. С. Выготский, А. В. Петровский, Л. И. Божович, А. Я. Варга, Д. Б. Эльконин, В. В. Столин; М. И. Лисина, А. М. Прихожан, В. В. Лебединский, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и многие другие. Теоретические разработки этих психологов были нами проанализированы и описаны в первой главе нашей ВКР.

Читайте так же:
Прогнозы течения сосудистой деменции

Вместе с тем, необходимо отметить, что теоретические разработки, связанные с изучением вопросов тревожности у детей и возможности её корректировки не нашли широкого практического применения в работе дошкольных образовательных учреждений. Мы предположили, что применение современных методик, связанных как с определением уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста, так и с его корректировкой, в работе с детьми в условиях ДОУ, может привести к снижению уровня тревожности у детей.

Изучая работы таких отечественных психологов как Л. И. Божович, А. Я. Варга, Д. Б. Столин и А. М. Прихожан, мы пришли к выводу, если в работе с детьми в ДОУ использовать психо-коррекционные занятия, то возможно снизить детский уровень тревожности.

Всё это послужило поводом для проведения нашего исследования.

Объект исследования: уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможность использования психо-коррекционных занятий в работе с детьми для снижения у них уровня тревожности.

Цель нашего исследования: Изучить уровень тревожности детей старше-го дошкольного возраста и сформировать комплекс психо-коррекционных занятий по его снижению и определить возможности использования данного комплекса в работе с детьми в условиях ДОУ.

— изучить теоретическую и методическую литературу по данному вопросу;

— подобрать методики для определения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

— определить, используя подобранные методики, уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

— разработать и апробировать комплекс психокоррекцуионных упражнений для снижения уровня тревожности детей старшего дошколь-ного возраста и разработать психолого – педагогические рекомендаций для родителей.

Гипотеза исследования: если включить в работу с детьми в условиях ДОУ систематические психо-коррекционные занятия, то возможно снизить уро-вень тревожности у детей, имеющих высокий уровень тревожности.

— анализ и обобщение методической и теоретической литературы;

Исследование детей проводилось в ГОУ детский сад «Родничок». В исследовании принимало участие 11 детей, среди них 7 девочек и 4 мальчика.

Для решения поставленных задач нами была разработана экспериментальная программа,состоящая из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной.

Констатирующая часть эксперимента была направлена на определение уровня тревожности у детей и его зависимости от родительско-детских от-ношений.Для решения этой задачи нами были отобраны и использовались следующие методики: беседа

— простое нестандартизированное наблюдение за поведением детей в группе

— Проективная методика «Рисунок семьи», автор Венгер Александр Леонидович, Целью методики является выявление внутрисемейных отношений на основе анализа детских рисунков семьи.

«Выбери нужное лицо». Разработана группой американских психологов (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен) её целью является, изучение уровня тревожности детей дошкольного возраста.

С целью обеспечения конфиденциальности и соблюдения норм педагогиче-ской этики в своем исследовании мы указываем только имена детей и первую буку фамилии.

Проективная методика «Рисунок семьи».

Исследование было проведено на занятии по изобразительной деятельности, на котором детям было предложено нарисовать свою семью. Перед началом занятия детям были розданы бумага и карандаши, также детям объяснили, что у них не будет образца, на который они могли бы ориентироваться и что, они могут рисовать свою семью используя любые цвета.

В процессе рисования мы старались свести к минимуму влияние воспитателя на процесс. Так как дети сами не задавали вопросы «Кого нужно изобразить на рисунке?» и «Нужно ли мне нарисовать самого себя?», то со стороны воспитателя так же не было сделано ни одного замечания по поводу состава семьи в процессе рисования.

Анализируя рисунки дети с использованием выбранной методики мы получили следующие результаты: у 4-х детей уровень тревожности средний, что является нормой, 7 детей имеют уровень тревожности выше среднего.

Следующим был применен проективным тес «Выбери нужное лицо».

Каждому ребенку показывались в определенной последовательности картинки, на которых были изображены типичные ситуации, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни.Все рисунки делятся на три группы:

Рисунки показывались детям в следующем порядке.

Каждому ребенку предлагалось ответить на вопрос какое лицо будет у де-вочки/мальчика (соответственно) изображенных на картинке. Если на рисунке присутствовали другие персонажи, то ребенку задавался соответствующий вопрос об их отношениях с нарисованными мальчиками или девочками. Результаты ответов по каждому рисунку фиксировались в специальных бланках. На каждого ребенка заполнялся свой бланк. Внизу бланка подсчитывался индекс тревожности, отражающий уровень тревожности каждого ребенка.

Опрос каждого ребенка по методике «Выбери нужное лицо» прово-дился индивидуально во время самостоятельной деятельности, когда другие дети играли. Опрос проводился в течение двух недель, т. к. в один день опрашивалось по два ребенка, опрос проводился через день. Такая организация опроса позволила получить суждения ребенка независимые от тревожных ожиданий самого опроса и от пересказа других детей. Индекс тревожности рассчитывался в зависимости от количества негативных выборов сделанных детьми.

Читайте так же:
Заговоры воском от заикания у детей

Как видно из таблицы, дети, у которых был по проективному тесту «Рисунок семьи», определен высокий уровень тревожности, при ответе на вопросы теста «Выбери лицо» сделали большее количество негативных выборов по сравнению с другими детьми и получили высокий Индекс тревожности.

Данные нестандартизированного наблюдения и беседы подтвердили полученные в ходе проективного тестирования детей результаты и отражены во втором разделе второй главы нашей работы «Изучение родительского отношения». (таблица 3)

Для наглядного отображения всех результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы представили их в сводной таблице, показывающие какой уровень тревожности диагностировался каждой ме-тодикой. (таблица 4) Сводная таблица.

Полученные результаты указывают на то, что между внутрисемейными отношениями и уровнем тревожности у детей старшего дошкольного возраста существует зависимость. Высокий уровень тревожности у детей, как видно из приведенных выше результатов, оказывает негативное влияние на их отношения с другими детьми в группе.

Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами, для формирующего эксперимента, был подобран и апробирован комплекс из 10-ти психокоррекционных занятий (Приложение №).В ходе проведения занятий реализовывались такие методики как: психогимнастика, аутиотренинг.

В ходе занятия решались следующие задачи:

— установление контакта между воспитателем и детьми;

— внушение желаемого настроения;

— выработка группового правила, усиление положительного эмоцио-нального переживания.

— приветствие и восстановление впечатлений предыдущего занятия;

— усиление положительного эмоционального переживания.

— развивать способность понимать эмоциональное состояние других детей;

— усиление положительного эмоционального переживания.

обучение детей расслаблению мышц;

— снижение психоэмоционального напряжения;

— переживание безопасности за счёт условности ситуации (страх дождя, грозы, страх одиночества);

— ознакомление с методами саморегуляции. И другие

В ходе проведения занятий мы продолжили наблюдение за поведением детей. Результаты данного наблюдения отражены в разделе 2.3 нашей ВКР.

Необходимо отметить, что дети неодинаково вели себя в ходе занятий, не сразу соглашались выполнять предложенные воспитателем упражнения. Такое поведение было характерно в первую очередь для детей с высоким уровнем тревожности. Дети со средним уровнем тревожности и уровнем тревожности выше среднего проявляли интерес к занятиям, охотно выполняли упражнения, демонстрировали поведение соответствующее их возрасту.

Выполнение одного из упражнений в ходе 4-го занятия спровоцировало агрессивное поведение у одного из мальчиков с высоким уровнем тревожности и потребовало активного вмешательства со стороны воспитателя, для того чтобы успокоить детей и навести в группе необходимый порядок.

Дети с повышенным уровнем тревоги проявляли неподдельный испуг в определенных ситуациях, смоделированных на занятии, что заставило нас сократить упражнение.

По результатам проективного тестирования и наблюдения за поведением детей в группе, нами были проведены индивидуальные беседы с родителями и разработаны общие рекомендации. В индивидуальных беседах мы рассказывали родителям о подведении детей, объясняли, что такое тревожность, как она влияет на ребенка и что может послужить её причиной.

Для подведения итогов, в контрольной части эксперимента мы провели повторные тесты, использованные в констатирующей части.

Особый интерес, по нашему мнению, вызывают результаты, полученные в ходе повторного исследования. Для удобства восприятия и сравнения полученных результатов мы приведем их в таблице вместе с результатами, полученными в констатирующей части исследования.

Сравнительные результатов проективного теста «Рисунок семьи»

Как видно из таблицы у двоих детей произошли изменения с уровнем тре-вожности в сторону его снижения. Изменения семейных отношений положительным образом сказались на их восприятии детьми, что и было отражено в их рисунках.

много интересного материала для анализа нам представили результаты проведенного во второй раз теста «Выбери лицо». Мы провели сравнения не только общих результатов, полученных в ходе тестирования, но и проанализировали динамику в изменении негативных выборов сделанных детьми в ходе тестирования (приложение № 7).

Динамика изменения индекса тревожности

Из сравнительной таблицы видно, что в ходе проведения повторного тестирования дети, у которых был высокий уровень тревожности, сделали меньшее количество отрицательных выборов, что позволило им снизить свой индекс тревожности с «высокого» до «среднего», хотя у 3-х детей он остался на пограничном уровне с показателем 50%.

Уменьшение негативных выборов произошло за счет рисунков с нейтральной эмоциональной окраской. Необходимо отметить, что значительное количество негативных выборов получили рисунки с положительной эмоциональной окраской. Наиболее проблематичными оказались такие рисунки с положительной эмоциональной окраской как «Игра с младшими детьми» и «Игра со старшими детьми», «Укладывание спать в одиночестве».

Читайте так же:
Лечение деменции у пожилых людей отзывы

Таким образом, дети по результатам тестирования показали снижение уровня тревожности. Средний показатель в группе уменьшился с 47,4% до 40,4%

Проведенное нами исследование показало, что высокая тревожность у детей вызывается совокупностью причин, основной из которых можно считать внутрисемейные отношения. Большинство детей старшего дошкольного возраста испытывают негативные переживания не только из-за конфликтов внутри семьи, но как показало исследование, и из-за конкуренции со своими братьями и сестрами за внимание родителей. Высокий уровень тревожности, спровоцированный у ребенка внутрисемейными отношениями, оказывает влияние на его поведение в группе ДОУ и на отношения со сверстниками. Неровные, конфликтные отношения, требующие вмешательства со стороны воспитателей, у детей с высоким уровнем тревожности с другими детьми в группе фиксировались в процессе контрольной и формирующей части эксперимента с частотой 1-2 раза в неделю. После проведенного психо-коррекционного комплекса занятий этот показатель снизился до уровня 1 раз в неделю и реже.

Как показали результаты контрольного диагностирования в ходе занятий в ДОУ возможно снизить уровень тревожности у детей, но только в той его части, которая обусловлена взаимоотношениями со сверстниками. Если провоцирующим фактором высокого уровня тревожности являются внутрисемейные отношения, то для его снижения необходима активная работа с родителями, организатором которой должен стать психолог, работающий в ДОУ.

Аналитическая справка по результатам диагностики уровня тревожности в период подготовки к ГИА учащихся 9-ых классов

Автор: Грешилова Кира Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Романовская СОШ"
Населённый пункт: п. Романовка, Всеволожский район, Ленинградской обл.
Наименование материала: Аналитическая справка
Тема: Аналитическая справка по результатам диагностики уровня тревожности в период подготовки к ГИА учащихся 9-ых классов
Раздел: среднее образование

Аналитическая справка по результатам диагностики уровня

тревожности в период подготовки к ГИА учащихся 9-ых классов.
Цель: выявить уровень тревожности у выпускников 9-ых классов. Всего принимало участие: 9 А класс – 15 человек (в т.ч. 2 обучающихся на дому), 9 Б класс – 19 человек ( в т.ч. 1 обучающийся на дому). Диагностические методики: 1. Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина; 2. Методика Ф. Зимбардо «Уровень уверенности в себе», модификация для старшеклассников выполнена А.Г. Грецовым; 3. Метод беседы. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги (переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием угрозы своему социальному статусу и т.д.). Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. По результатам диагностики выявлено, что у большинства учащихся 9 «а» класса — 75 %, исключая учащихся надомного обучения, умеренная ситуативная тревожность. Такие учащиеся адекватно переживают негативные эмоции напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. Эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию не интенсивна и не динамична во времени.25 % опрошенных имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личностная тревожность учащихся этого класса 75 % к 25 % (умеренна к высокой). Личностная тревожность- повышенная склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Бывает связана как с гормональным фоном организма, так и привычными способами привлечения к себе внимания и отыгрывания роли «жертвы», что свойственно в подростковом возрасте. Стоит обратить внимание на ************************., а так же на ребят, которые обучаются на дому. Они относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и
жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Можно предположить появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа. Учащиеся 9 «б» класса на 78 % с умеренным уровнем ситуативной тревожности, у 1% — высокий уровень (1 человек из класса) 17% имеют низкий уровень ситуативной тревожности. Личностная тревожность на 50 % умеренная, у 45 % — высокая и у 5% — низкая. Особое внимание следует обратить на ********* П., ************* А., ***********Д.. У **** и **** низкая тревожность. Характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги. Денис относится к категории высокотревожных.
Сравнительная таблица ситуативной тревожности:
низкий умеренный высокий 0 10 20 30 40 50 60 70 80 9 А 9 Б
Сравнительная таблица личностной тревожности:
низкий умеренный высокий 0 20 40 60 80 9 А 9 Б Вывод: ученики 9 «б» класса в целом рассматриваются как тревожные личности вне зависимости от ситуации или настроения. Эти учащиеся имеют такой тип характера, им нужно все сделать вовремя и максимально правильно, они подвержены чужому мнению и это мнение для них важно. В тот момент, как учащиеся 9 «а» более уверены в себе, слушают только себя и свою точку зрения. Они не равняются на «массы», скорее равнение идет на
авторитетного взрослого. К сожалению, у этих ребят начинается паника в новой ситуации, непонятной для них, неожиданной. Т.к. учащиеся не ровняются на общепринятые нормы и правила, им сложно сразу найти выход из сложившейся ситуации, т.о. требуется больше времени для понимания проблемы и принятия решения. А пока происходит поиск «ответов» их организм подвержен стрессу (подвержены физическому стрессу). Рекомендации: — учащимся с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более мелкие; — учащимся с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач. Педагог-психолог МОУ «***************» _______________ **************

Читайте так же:
Список лекарств от деменции

Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления

Афонина, С. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления / С. А. Афонина, Г. А. Каракьян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79857/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье рассматривается понятие молодежи и молодости, как возрастного периода, а также, вопросы связанные с повышенным уровнем тревожности современной молодежи, даны рекомендации по борьбе с высокой тревожностью. Актуальность темы работы обусловлена высокими показателями уровня личностной тревожности молодежи и необходимостью психолого-педагогической работы с молодыми людьми.

Ключевые слова: молодость, молодежь, условия жизни, стресс, тревога, тревожность, влияние, социальная работа.

Современная жизнь из-за влияния быстро изменяющихся социальных, экономических и технологических условий предъявляет высокие требования к способности человека адаптироваться. Сегодня не только жители нашей страны, но и большая часть населения планеты в той или иной степени переживает стресс и тревожные состояния. На это повлияли и войны, и всевозможные митинги, протесты, и экономический кризис, и конечно же карантин и самоизоляция в условиях пандемии. Все это затрагивает одну из главных потребностей человека — потребность в безопасности, что в свою очередь оказывает огромное влияние на психологическое состояние человека, вызывая стресс и тревожные состояния.

Что касается молодежи, их завышенные ожидания от жизни, бурная реакция на любые неудачи и недостаток опыта, тревоги по поводу отсутствия собственного жилья и хорошей работы, а у многих, к тому же, необходимость придерживаться режима строгой экономии являются причиной того, что современные молодые люди оказываются очень тревожными, им сложно адаптироваться к сложным ситуациям.

Наиболее полное определение молодости было дано И. С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». В этом возрасте происходят одни из самых значимых событий: создание семьи и устройства семейной жизни, овладение выбранной профессией, установление отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Это наиболее благоприятное время для самореализации. Молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовых умений.

Но несмотря на описанное выше, можно отметить высокую тревожность молодых людей. Согласно результатам, проведенного исследования на базе Московского Педагогического Государственного Университета, с помощью методики Ч. Д. Спилберга «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», было выявлено, что уровень личностной тревожности молодежи оказался в большинстве случаев высоким. Выборка состояла из 58 человек в возрасте от 20 до 30 лет . (рис. 1)

Личностная тревожность — у 58,5 % испытуемых на высоком уровне, у 38 % — на умеренном уровне, и всего у 3,5 % — на низком уровне.

Уровень личностной тревожности молодежи

Рис. 1. Уровень личностной тревожности молодежи

Высокая тревожность в молодости может быть связана с изменением социальных и экономических условий жизни, и с огромной умственной и нервно-эмоциональной нагрузкой, связанной с постоянным увеличением объема информации и дефицитом времени на полноценный сон из-за учебы или работы, неразрешенными вопросами, связанными с началом самостоятельной жизни, налаженностью быта, неудовлетворением потребностей и т. д.

Читайте так же:
Как быстро может развиться деменция

Наверняка вы слышали понятия тревоги и тревожности. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» — спросите вы.

Тревожность — устойчивое качество личности, в то время как тревога временное состояние (эмоция). Если испытывать иногда тревогу — это нормально, то с тревожностью нужно бороться.

Повышенная тревожность — это психическое состояние, вызываемое воображаемыми или реальными ситуациями, реакцией на страх, не важно реальный он или воображаемый. Такое состояние может сопровождаться повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью, но все же проявления индивидуальны.

Необходимо отметить, что существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.

Высокий уровень тревожности также, может оказывать крайне неблагоприятное влияние в целом на качество социальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Поэтому необходима социальная работа с молодыми людьми, направленная на помощь молодежи преодолеть проблему.

Нами были даны некоторые рекомендации молодым людям по борьбе с высокой тревожностью:

  1. Для начала необходимо определить причину тревоги. Помните, не зная причину, не следует бороться со следствием.
  2. Следует научиться сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого стоит овладеть навыками аутотренинга, с которыми можно познакомиться в многочисленных пособиях.
  3. Дайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2–5 минут.
  4. Смена жизненной ситуации. Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой — работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни. Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение, притворите их в жизнь.
  5. Общайтесь с близкими людьми. Наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.
  6. Занимайтесь спортом. Регулярные тренировки благотворно воздействуют на организм человека, помогают выплеснуть накопившееся напряжение, переключиться на позитивный лад.
  7. Попробуйте способы саморегуляции, например, такие как: переключение, отвлечение или снижение значимости и т. д.
  8. Попробуйте нарисовать свои тревоги. Посмотри на них издалека. Задайте себе вопросы: «Когда она появляется? Зачем? Какие твои качества делают ее сильнее, а какие наоборот?»
  9. Примите то, что вы не можете контролировать все. Посмотрите на свою тревожность в перспективе — действительно ли все так плохо, как вы думаете?
  10. Одно из главных оружий в борьбе с тревожностью — самосознание. Таким образом, для избавления от тревожности работайте над собой, над мировоззрением, расписывайте жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думайте, получится или нет, что произойдет. Просто действуйте, будучи уверенным в своих силах и возможностях.

В заключении стоит сказать, что главный принцип тревожности: чем больше ты переживаешь, тем больше страдает качество деятельности. А от этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг и его в прямом смысле нужно разрывать.

Отметим, что снизить тревогу иногда удается самостоятельно, но чаще всего, эффективно и на длительный срок скорректировать высокий уровень тревожности может помочь только специалист. Если же тревога мешает жить и сопровождается навязчивыми мыслями, например, о самоубийстве, яркими физиологическими симптомами вроде сильной усталости, тошноты, которые долго не проходят, и такими паттернами поведения, как избегание (вы паникуете на людях), необходимо обязательно обратиться за помощью к специалисту.

Итак, снижение уровня тревожности является одной из актуальных и задач психологии и социальной педагогики. Она ставит исследователей перед необходимостью наиболее полного и многомерного изучения данной области и применения полученных данных на практике.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector