Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рекомендации по устранению школьной тревожности

Рекомендации по устранению школьной тревожности

Автор: Суркова Полина Леонидовна

Организация: ГБОУ СОШ №8 им. С.П. Алексеева

Населенный пункт: Самарская область, г. Отрадный

Программа призвана помочь тревожным учащимся, имеющих трудности в процессе адаптации в среднем звене. Ориентированность программы на попытку устранения различных страхов, стоявших перед школой, снижения уровня тревожности и развитие благоприятного психологического климата.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на учащихся 5-х классов на 20 занятий, каждое занятие длительностью 60 мин. Набор учащихся в группе определялся по результатам диагностик:

• Тест школьной тревожности Филлипса.

• Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Цель программы: оказание психологической помощи по устранению признаков тревожности и повышению адаптивных возможностей детей 10-12 лет к среднему звену школы.

Задачи программы:

  • уменьшить тревожность;
  • снизить страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями, страх ситуации проверки знаний; повысить уверенность в себе;
  • обучить приемам и методам овладения своим волнением и повышенной тревожностью, научение и развитие навыков релаксации;
  • повысить уровень школьной мотивации;
  • отработать навык рефлексии;
  • снизить уровень агрессивности, враждебности;
  • формировать эмпатию, толерантное отношение к одноклассникам;
  • развить навыков сотрудничества, взаимоподдержки, взаимопомощи;
  • формировать умения конструктивного взаимодействия и общения с окружающими.

Актуальность программы: переход из одной ступени в другую несомненно является сложным периодом для ученика. Новая обстановка, новые учителя и разные требования учителей повышают риск возникновения тревожности. Тревожность детей влияет на их самооценку, учебную мотивацию, взаимоотношения с окружающими и на развитие личности в целом. Это может привести в дальнейшем к серьезным трудностям в процессе развития личности ученика. Необходимо заниматься этими проблемами сейчас, чем на поздних сроках обучения.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Снижение уровня тревожности;
  • Повышение адаптивных возможностей;
  • Сформированность позитивного отношения к школе;
  • Умение выстраивать гармоничные отношения со сверстниками;
  • Устранение страхов, связанных со школой;
  • Сформированность чувства эмпатии, толерантности;
  • Сформированность навыков сотрудничества, взаимоподдержки, взаимопомощи;
  • Владение приемами и методами овладения своим волнением и повышенной тревожностью;
  • Владение навыком релаксации.

Материальное обеспечение: краски, цветные карандаши, баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик, альбомы для рисования, палитра, компьютер для прослушивания мелодий.

Особенностью программы является:

  1. использование различных подходов (игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика);
  2. индивидуальная работа с каждым ребенком;
  3. использование различных технических средств.

Тема

Содержание деятельности

Количество часов

Приветствие участников; совместная выработка правил поведения в группе и предоставление равных прав и возможностей.

Упражнение «Мое школьное настроение в понедельник»: детям предлагается сказать фразу «Мое школьное настроение в понедельник похоже на…» и попытаться описать свое настроение в виде какого-либо предмета. И так по каждому учебному дню недели.

Знакомство с участниками, установление контакта между членами группы, включая психолога;

Проведение тренинга на сплоченность «Мы одна команда»;

Домашнее задание: «Нарисуйте рекламу самого себя. На альбомном листке изобразите то, что говорит о вас: какие-то ваши характеристики, ваши увлечения, ваши отличительные черты.»

Презентация самих себя, идет повышение уровня самооценки, развитие коммуникативных находчивых способностей, умений представлять себя;

Проведение тренинга на развитие коммуникативных способностей «Я люблю общаться».

Упражнение «Я-главный герой!»: детям предлагается представить себя каким-то героем (президент, популярная певица, супергерой и т.д.) и презентовать себя. После презентации задаются примерные вопросы:

  • Как ты себя чувствовал, когда представил себя таким героем?
  • Какие эмоции ты испытывал?
  • Почему именно с такой манерой поведения ты его представил?

Рефлексия после каждого занятия по данной теме.

Составление списка «правила поведения в школе», поиск путей преодоления трудностей при выполнении правил;

Проведение мозгового штурма «А какие правила ты бы оставил в школе, если бы был директором и почему?»;

Арттерапия: Упражнение «Монстрик»: детям предлагается нарисовать школьный предмет, который им не нравится и который вызывает у них негативные эмоции, в виде монстра. После окончания зарисовки монстра, с каждым ребенком введется обсуждение рисунка:

  • Какой предмет ты изобразил?
  • Чем он тебе не нравится?
  • Почему ты решил так его изобразить?
  • Почему именно эти цвета ты взял за основу рисунка?

В конце обсуждения детям предлагается избавится от монстрика – порвать рисунок.

Сказкотерапия: Упражнение «Очень плохой день в школе»: детям предлагается написать сказку о самом плохом и страшном дне в школе. В сказке не должно указываться имена или отдельные какие-то личности. В конце нужно будет придумать хорошее завершение сказки;

Упражнение «Я прав!»: участникам предлагаются карточки с определёнными ситуациями: где один участник знает, что он прав, а другой пытается его обвинить. Например: «Сестра обвиняет брата в том, что он съел все ее варенье» или «Учительница утверждает, что ученик списал контрольную работу». После проигрывания идет рефлексия участников;

Упражнение «Неоконченные предложения».

Рефлексия после каждого занятия по данной теме.

«А как ты справляешь со стрессом?»

Проведение мозгового штурма на темы «Что такое тревога и откуда она возникает?»;

Знакомство с понятием «тревога»;

Проведение музыкотерапии. Домашнее задание: «До следующего нашего занятия, попытайся слушать приятную и расслабляющую музыку по вечерам. На следующем занятии мы обсудим результаты.»

Обсуждение результатов, проведение музыкотерапии с различными мелодиями. Задаются вопросы:

  • Какие эмоции вы чувствовали при определенной мелодии?
  • Какая мелодия вам больше всего понравилась и почему?
  • Какие ассоциации у вас возникали при определенной мелодии?
Читайте так же:
Что помогает при заикании у взрослого

Проведение мозгового штурма на темы «Способы борьбы со стрессом», знакомство с техниками и методами психогимнастики.

Домашнее задание: «На протяжении недели, если испытываешь стресс в какой-то ситуации, используй пройденные техники борьбы со стрессом. На следующем занятии мы обсудим результаты.»

Рефлексия после каждого занятия по данной теме.

Мозговой штурм: «Важно ли говорить человеку его недостатки? Почему?»;

Упражнение «Ты делаешь это не так, но я люблю тебя за это»: детям предлагается по очереди кидать каждому мяч и говорить сначала его недостаток, а после его плюс. То есть мы как бы делаем комплимент недостатку человека. В конце упражнения идет обсуждение. Примерные вопросы:

  • Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты и твои недостатки?
  • Было ли сложно тебе говорить комплименты и недостатки человеку?

Упражнение «Портрет моего соседа»: Детям необходимо разбиться на пары. После чего предлагается изобразить своего соседа таким, каким ученик его видит и представляет. В конце упражнения идет обсуждение рисунков;

Тренинг на развитие умения находить общий язык в различных ситуациях «Давайте общаться!»;

Упражнение «Настроение»: каждому ребенку предлагается нарисовать свое настроение на листке, после чего он показывает свой рисунок всем и каждый попытается определить его внутреннее состояние.

Рефлексия после каждого занятия по данной теме.

Итоговая диагностика с помощью методик:

  • Тест школьной тревожности Филлипса.
  • Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Консультации и рекомендации детям, их родителям, педагогам; Составление буклетов с рекомендациями.

Школьная тревожность первоклассника

школьная тревожность

Какие признаки тревожности должны заметить родители первоклашек? Как строить отношения с тревожными первоклассниками? Как родители могут помочь ребенку преодолеть школьную тревожность?

Школьное детство – период, связанный с новыми впечатлениями, контактами, переживаниями. Часто школьные проблемы связывают со школьной тревожностью.

Тревожность – это реакция организма на внешние раздражители, связанные с повышенным беспокойством в специфических ситуациях. Состояние тревоги можно ещё назвать защитной реакцией организма на внешние раздражители – страх неудачи, страх не оправдать ожидания близких и учителей, боязнь быть отвергнутым. Школьная тревожность – реакция организма на негативные социальные ситуации, которые могут сопровождать ребёнка в школе.

Каждый школьник имеет свой набор проблем, вызывающих тревогу.

Что может беспокоить первоклассника прежде всего?

– Боязнь не оправдать ожидания учителя. Для младшего школьника учитель является воплощением мудрости и справедливости. Часто, не получая одобрения со стороны учителя, ребёнок становится неуверенным в себе. У него формируется заниженная самооценка.

– Боязнь не оправдать ожидания родителей. Родители всегда являются для детей гарантами безопасности. Поэтому, для снижения тревожности, первокласснику крайне важно не сомневаться в родительской любви. Требовательность и контроль должны сочетаться с доброжелательностью и лаской.

– Страх ситуации проверки знаний. Есть такие ученики, для которых проверка знаний – уже стресс.

Главная причина такого состояния – ожидание плохого отношения к себе. В случае устойчивой негативной реакции на проверку знаний, у ребёнка формируется негатив не только по отношению к этой самой проверке, но и к школе в целом.

– Страх быть непринятым в классном коллективе. Для детей любого возраста статус в коллективе является подтверждением своей принадлежности данному кругу. Самоутверждаясь в нём, дети развивают свои коммуникативные навыки, повышают самооценку.

Признаки школьной тревожности

школьная тревожность

Как мы убедились, причин школьной тревожности у первоклассников может быть несколько.

Устранение этих причин зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, психологической готовности к школе, а также от взрослых, которые окружают ребенка.

Как родители могут помочь ребенку преодолеть тревожность?

Школьная тревожность

Рекомендации, которые приводятся ниже, предназначены для родителей, и всех, кто имеет непосредственное отношение к воспитанию и обучению первоклассника.

  • Если ваш первоклассник стал излишне молчалив, его дыхание стало учащённым и неглубоким, а голова постоянно уходит в плечи, у вас есть причина бить тревогу.
  • И первое, что вы должны сделать – обеспечить эмоциональный комфорт в семье.
  • Не требуйте от вашего сына, или дочери мгновенных результатов в учёбе. Всему своё время.
  • А пока – хвалите за малые достижения, поощряйте самостоятельность.
  • Научите ребёнка управлять своими эмоциями и поведением.
  • Вспыльчивость, агрессивность, капризы не дают возможности раскрыть внутренний потенциал школьника, что негативно сказывается на отношении педагогов к вашему сыну или дочери и затрудняют налаживанию контактов с одноклассниками.
  • Уравновешенность, воспитанность и следование правилам хорошего тона компенсируют проблемы в обучении, которые могут появиться.
  • Заботьтесь о себе. У тревожного и неуверенного в себе родителя не может вырасти морально здоровый ребёнок.
  • Время от времени потакайте своим слабостям, заботьтесь о своей духовной жизни, и обязательно релаксируйте.
  • Это снимает внутренние зажимы, которые могут привести к соматическим заболеваниям.
  • Активный отдых не только приводит нас к хорошей физической форме, но и помогает избавиться от психологических проблем, снимает усталость и раздражительность.
  • Каждый родитель должен помнить, что ребёнок, как губка, впитывает не только стиль внешнего, но и внутреннего состояния.
  • Плохое настроение, депрессия, которая появляется вследствие неблагоприятного психологического климата на работе и дома, становится причиной непонимания, скандалов.
  • Это сказывается не только на моральном, но и на физиологическом состоянии детей.
  • Поэтому, будем примером для них. Оптимизм и вера в будущее способно разрядить любую обстановку и поверить в счастливое завтра.
Читайте так же:
Как лечиться от заикания в 5 лет

В помощь педагогам и родителям Буклет “Школьная тревожность” скачать

Буклет школьная тревожность

Школьная тревожность первоклассника, это уже показатель “школьной дезадаптации”.

И так как тревожность, оказывая влияние на результативность деятельности, определяет уровень успешности школьника, то обратиться школьному психологу необходимо.

ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

1 ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ Авакян Нарине Аршаковна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 12, станица Кужорская, Майкопский район, Республика Адыгея В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной и т.д. Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз, Знания учителем причин возникновения повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми.

2 Как известно, тревога является глубинным эмоциональным состоянием, которое возникает в результате неудовлетворения важных потребностей и определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Обычно называют два основных вида тревожности: 1) ситуативная тревожность, связанная с конкретной ситуацией, вызывающей беспокойство; 2) личностная тревожность, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях. Тревожность возникает в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, в процессе его деятельности и общении. Иначе говоря, это явление скорее социальное, нежели биологическое. Отсюда, все проблемы ребенка связаны с его взаимодействием в системах «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый». Существуют две основные формы тревожности: открытая и скрытая. Нередко встречается ощущение хронической не успешности у ребенка, вызванное завышенными требованиями со стороны родителей и педагогов, не учитывающих способности, склонности и интересы ребенка. Наиболее выраженные проявления тревожности наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с установкой акцента на отметке, а не на процессе обучения. Определенную роль играет навязывание ребенку чуждых ему интересов, высоко ценимых родителями (например, занятия музыкой, спортом и т.д.), частые упреки в отсутствии результатов, вызывающие чувство вины. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности. 2

3 Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические и педагогические ПРИЧИНЫ (факторы) возникновения тревожности. 1. Факторы семейного воспитания («мать ребенок») обычно являются центральной, «базовой» причиной тревожности. Это влияет на возникновение эмоциональных нарушений и неврозов. Поведение тревожных детей в семье проявляется значительно менее уверенно, нежели чем у эмоционально благополучных сверстников. Многие семьи с тревожными детьми обычно непредсказуемы в поведения родителей: с одной стороны, они создающая ощущение нестабильности, с другой, проявляется их авторитарная, доминантная позиция. 2. Школьная успешность. У тревожных детей чаще всего наблюдается не удовлетворенность своей успеваемостью; это не зависит от оценок. Обычно свои отметки они связывают с самыми разными причинами: от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. Эти дети берут во внимание отношение родителей к этой оценке и одновременно осмысляют ее через призму отношения к себе учителя. Эти две причины ярко проявляются у младших школьников. Особенно у детей ярко проявляется боязнь разочаровать родителей или желание соответствовать их представлениям, эти страхи являются самыми распространенными. Да и у самих родителей также бывают опасения своей некомпетентности или неумелости. 3. Взаимоотношения с учителями. Одной из основных причин тревожности обычно являются неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к детям. Это неизбежно ведет к дидактогении или дидактогенному неврозу. При этом непрофессиональное поведение педагога влияет на общий уровень тревожности всего класса, существенно повышая его. Особенно это свойственно детям 1-го и 2-го классов. Если при этом в классе уже имеются тревожные дети, то данная бестактность педагога оказывается наиболее губительной. В результате, дети становятся беспомощными, не имеют 3

4 защиту и не в состоянии сопротивляться. При этом первостепенную роль играет обстановка в семье. 4. Взаимоотношения со сверстниками. Дети с тревожностью занимают самое разное положение среди сверстников: от крайне неблагоприятного «отверженного» до очень хорошего «социометрической звезды». Здесь будет отчетливо прослеживаться влияние тревожности на особенности и характер общения. Мотивом порождения повышенной зависимости от сверстников выступает сама тревожность. Кроме этого, тревожные школьники значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую. Поэтому эти дети переживают состояние беззащитности, зависимости, что вытекает из создавшихся характеристик такого общения. 5. Внутренний конфликт. Иногда главным источником тревожности выступает внутренний конфликт; этот конфликт связан с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией. Внутренний конфликт возникает от уровня самооценки, которая формируется уже к 4-му классу. В связи с этим, отношение ребенка к себе бывает самым разным. Это зависит от отношений в системе взаимодействия «ребенок-ребенок», а также устойчивая связь тревожности и конфликтности самооценки может возникать в системе взаимодействия «ребенок-взрослый». 6. Эмоциональный опыт. Устойчивая связь тревожности и неблагоприятного эмоционального опыта наблюдается в связи с запоминанием преимущественно неблагоприятных, неуспешных событий. Обычно лучше запоминаются преимущественно негативные события, в результате чего происходит накопление отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности. 4

Читайте так же:
Экспресс диагностика тревожности у взрослых

5 В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка в его взаимоотношениях с окружающими людьми: чувство неуверенности в себе по отношению к окружающей среде, внутренний конфликт, страх школы, семейный конфликт, авторитарное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, семейные конфликты и т.д. 5 Особенности работы учителя по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста Поскольку младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования психики, постольку в этом возрасте требуется коррекционно-развивающая работа, которая должна рассматриваться в совокупности психолого-педагогических средств, помогающих ребенку успешнее адаптироваться к социуму и развивающих в нем активную позицию, необходимую для преодоления затруднений в общении. Данная работа учителя благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Учитель старается расширить активно используемый коммуникативный инструментарий, используемый в поведении детей младшего школьного возраста. Если ребенок имеет больше средств для преодоления затруднений, то есть средств, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с окружающими детьми, то тем легче ему найти выход из конфликтной ситуации, добиться положительных результатов, и тем менее тревожным становится его поведение. Особенно в первом классе не успевающие в обучении дети постепенно попадают в разряд неуспевающих. А это часто приводит как к неврозам и к школобоязни. В результате, эти дети в школе постепенно попадают в ловушку страха. В условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы необходимо учитывать психологические особенности детей и постоянно поддерживать в классе атмосферу принятия, безопасности для ребенка, чтобы он чувствовал, что его ценят вне зависимости от его успехов. Знания

6 учителем причин возникновения повышенной тревожности приводит к своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому учитель должен разработать содержание коррекционноразвивающей программы по преодолению тревожности и устранению причин ее порождающих. Эта программа должна реализовываться на специально смоделированных коррекционных занятиях, быть включенной в систему общеобразовательных уроков и являться реальной психологической помощью детям младшего школьного возраста. Обычно такие программы состоят из системы заданий, упражнений, занятий, направленных на: обучение приёмам овладения волнением и тревожностью; обучение приёмам осознания и реагирования на собственные негативные эмоции. Программа также должна использовать игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастику. Кроме этого, в коррекционно-развивающей программе должны быть занятия с родителями тревожных детей. Большая часть страхов детей начальной школы связана с учебной деятельностью: боязнь учителя, «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Здесь учитель может использовать два способа преодоления тревожности у детей: 1. Организацию конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой. 2. Укреплять у детей уверенность в себе, развивать адекватную самооценку, вырабатывать представления о себе, заботиться о «личностном росте» человека. 6

7 Кроме этого, для преодоления причин школьной тревожности у учащихся начальной школы, необходимо, прежде всего: 1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. 2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы. 3. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях. Работая с тревожными детьми учителю необходимо использовать специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные). При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал, что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. У наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности является страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Причиной возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия «ребенок-ребенок». Неприятие сверстниками воспринимается этими детьми особо болезненно. В такой ситуации они совершенно теряют самообладание, постоянно переживают из-за этого, занимаются самобичеванием. Детям необходимо помочь, подчёркивая перед группой их положительные качества, выбирая 7

Читайте так же:
Питание мозга и деменция

8 для них виды деятельности, в которых они могут достигнуть заметного успеха. Также одновременно необходимо проводить работу с родителями путём их информирования о результатах диагностик в личных беседах, а также на родительских собраниях. Естественно, ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако родители порой не замечают своего непосредственного влияния на повышение тревожности у детей, не видят, что они способствуют развитию этого качества у детей. Поэтому необходимо направить внимание родителей на успехи детей, ежедневно хвалить их в присутствии других членов семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо не унижать достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не стоит заставлять ребенка извиняться за тот или иной поступок; уж лучше научить его объяснить, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, то это обычно вызвать у него чувство озлобления. Очень действенным является снижение количества замечаний. Кроме этого, не устрашать детей невыполнимыми наказаниями. Особенно действуют благотворно ласковые прикосновения родителей: это поможет тревожному ребенку не только обрести чувство уверенности и доверия к миру, но и избавит его от страха насмешек и предательства. Родители тревожного ребенка должны быть последовательны и единодушны в поощрениях и наказаниях. Таким образом, работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов должна быть включена в ход учебных занятий, внеклассной и внеучебной деятельности. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребенка. 8

9 Использованная литература 1. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития / Сборник. Сост. А. Дубровина. М.: Просвещение, с. 2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», с. 3. Ушакова Е.М. Как избавить ребенка от тревожности // Директор школы С

Рекомендации по устранению школьной тревожности

Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия

Библиографическое описание: Данилова М. В., Трофимова В. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 901-904.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка самая основная. Это не только место, в котором рождается ребенок, но и основной институт социализации. Именно в семье начинается развитие каждого из нас, формируются основные личностные качества. Однако в настоящее время современная семья переживает серьезный кризис и испытывает множество различных трудностей: утрачиваются семейные ценности, увеличивается количество разводов и насильственных действий со стороны родителей по отношению к своим детям, наблюдается рост беспризорности и безнадзорности среди детей, девальвируются детско-родительские отношения (постоянные ссоры, конфликты, деспотизм). Эти и другие признаки семьи свидетельствуют о ее кризисном состоянии и увеличение числа неблагополучных семей.

Т.И. Шульга отмечает: «Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Вследствие этого неблагополучная семья, по мнению Т.И. Шульги, рассматривается как семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее [2, с. 12].

В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс и пренебрежение со стороны взрослых. Основной характеристикой подобной семьи является отсутствие заботы и любви к ребенку, удовлетворения его потребностей, защиты его прав и законных интересов.

Именно в такой семье все последствия подобного характера по отношению к своим детям в значительной мере сказываются в виде тех или иных отклонений в поведении и личностном развитии ребенка. Практически каждый ребенок испытывает тревожность, пребывая в неблагоприятной семейной атмосфере.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма актуальной. Проблематика детской тревожности неоднократно рассматривалось в работах таких исследователей, как В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д.Левитов, Ч.Д. Спилбергер. Поэтому актуальность и значимость данной проблемы остается неизменно острой на протяжении всего развития, как теории, так и практики психологической и педагогической наук.

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [1, с. 553].

Тревожность является составной частью состояния психического напряжения — стресса, которое возникает у ребенка из неблагополучной семьи вследствие царящей в доме дисгармонии, ссор и конфликтов. Все это значительно травмирует детскую психику и накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Особенно следует уделять внимание уровню тревожности, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшее развитие личности ребенка.

Читайте так же:
Эпилептическая деменция особенности изменения личности

Нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня тревожности у детей из неблагополучных семей. В исследование участвовало 20 учащихся 10–12 лет одной из школ г. Владимира.

В работе применялись следующие методики исследования:

— методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);

— опросник «Анализ семейной тревоги» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкиса);

— методика измерения уровня тревожности (шкала Дж.Тейлора) (адаптированная Т.А.Немчиным).

Результаты, полученные после интерпретации исследования по тесту Спилберга-Ханина, отображены на рис.1:

Рис.1. Результаты методики «Определение уровня тревожности»

Подводя итог по данной методике, можно сделать вывод о том, что у большинства детей из неблагополучных семей наблюдается высокий уровень тревожности (65%), что отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка.

Результаты по опроснику «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса представлены на рис.2:

Рис.2. Результаты опросника «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса

Шкала Вина. Высокие показатели по этой шкале у 65 % испытуемых свидетельствуют о том, что респонденты не испытывают вины за все происходящее в семье, в сравнении с 35% испытуемых, которые чувствуют ответственность за все отрицательное, что происходит в семье.

Шкала Тревожность. Больше половины детей из неблагополучной семьи, а именно 75% испытуемых испытывают тревогу, у 25% не наблюдается данный показатель.

Шкала Напряженность. Высокие показатели по этой шкале у 80% испытуемых указывают на то, что в семье преобладает напряженная ситуация, 20% не испытывают напряжения.

Согласно результатам методики «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Т.А. Немчиным), представленной на рис. 3, прослеживается преобладание среднего уровня тревожности (с тенденцией к высокому) — 45%, по отношению к другим выделенным видам.

Рис.3. Результаты методики измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора)

Исходя из полученных результатов по проведенным методикам, следует отметить, что у респондентов с высоким уровнем тревожности (методика «Определение уровня тревожности») отмечаются высокие показатели по следующим шкалам опросника «Анализ семейной тревоги»: тревожность — 80%, напряженность — 75%, вина — 50%. Это свидетельствует о том, что дети из неблагополучных семей часто испытывают тревогу и находятся в напряженном состоянии из-за сложившегося неблагоприятного психологического климата в семье. Высокий уровень тревожности (55%) по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора), отмеченный у данной группы респондентов указывает на то, что неблагополучная семья оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка.

Для респондентов с умеренным уровнем тревожности наблюдаются достаточно невысокие результаты по шкалам: вина — 20%, напряженность — 35%; но достаточно высокий уровень тревожности — 60%. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) прослеживается средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) — 80%.

Депрессивное состояние респондентов характеризуется высокими показателями по шкале тревожность — 85% и шкале напряженность — 75%. Больше половины таких детей — 55% испытывают вину и ответственность за то отрицательное, что происходит в семье. У 75% данной категории респондентов по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) отмечается очень высокий уровень тревожности. Все это приводит к тому, что дети проявляют более беспокойное, тревожное поведение в отношениях, как со взрослыми, так и сверстниками.

У детей из неблагополучных семей, которые не испытывают тревоги, прослеживаются низкие показатели по всем трем шкалам: вина — 15%, напряженность — 20%, тревожность — 5%. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж.Тейлора) отмечается достаточно низкий уровень тревожности у детей — 5%. Это говорит о том, что совсем незначительное число респондентов не испытывают тревоги, находясь в неблагоприятной семейной атмосфере.

В преодолении тревожного состояния у детей из неблагополучных семьей в настоящее время значительную роль играет социальный педагог. В данной ситуации социальному педагогу при работе с тревожным ребенком необходимо:

— осуществлять деятельность по изучению личности ребенка, проанализировать влияние семейной атмосферы на него;

— формировать позитивные взаимоотношения между ребенком и родителями; — оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья;

— устранить отрицательные эмоции;

— помочь ребенку из данной категории семьи повысить уверенность в собственных силах.

Программа по устранению тревожного состояния у детей должна включать в себя различные тренинги, тематические беседы, дискуссии, игротерапию.

Социальный педагог должен уметь выслушать, убедить и расположить к себе, выступать посредником между ребенком и семьей, ребенком и его окружением.

Главное не забывать о том, что процесс преодоления тревожного состояния достаточно длительный и требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с. ISBN 5–93878–086–1

2. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 253 с. ISBN 5–7107–8539–3

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector