Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О родительском собрании

О родительском собрании

Проведение родительских собраний необходимое условие в воспитательной работе колледжа, сотрудничестве родителей и педагогов. Очень часто на родительских собраниях разбираются только текущие вопросы, либо классный руководитель обсуждает успеваемость студентов и это является аргументом в организации собрания.

Родительское собрание – это среда, где встречаются педагоги и родители, где обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса на год, семестр, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и колледжа, оказание помощи в воспитании студентов.

Родительское собрание должно включать в себя воспитательный аспект для родителей. Определенный опыт в работе показал, что многое в успешности обучения зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создавать благополучную обстановку в семье. В настоящее время необходимо организовывать обучение родителей воспитанию студентов, навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи. Классный руководитель, психолог именно на родительском собрании может оказать такую помощь при решении вопросов воспитания.

1. ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с колледжем является родительское собрание. Родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и колледжа, подводятся итоги работы за семестр, год. Обсуждение успеваемости студентов не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:
— организационными;
— текущими или тематическими;
— итоговыми;
— общеколледжскими и групповыми.

Родительское собрание закономерно считается в среде преподавателей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, — педагоги и родители — для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны — детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания. Для психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники психолого-педагогической службы: психологи, социальные педагоги — постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги. В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.

Этап I. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с преподавателями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения студентов на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия студентов в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому студенту отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок. При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития студента в учебном процессе не дает. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь студентов, заранее оформить благодарственные письма родителям, чьи студенты активно проявили себя в общественной жизни колледжа или группы. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление аудитории для проведения родительского собрания.

Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Родительское собрание должно включать в себя 4 обязательных компонента:

— Знакомство родителей с системой обучения в среднем специальном учебном заведении (для родительских собраний первого курса). В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими требованиями и условиями обучения в колледже, учебным планом, предстоящей практической деятельностью студентов, с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

— Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится наблюдениями о поведении подростков в значимых для них ситуациях (на занятиях, на переменах, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид студентов, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию колледжа как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного студента, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов студентов».

— Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, выезды, приобретение учебных пособий и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

— Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители студентов, имеющих проблемы в обучении и поведении. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».

Этап III. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до заместителей директора по учебной и воспитательной работе, заведующих отделениями.

Читайте так же:
Особенности симптоматики заикания у взрослого

2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы колледжа с родителями и исходя из запросов родителей группы.

1. Психофизиологические особенности раннего юношества (15-17 лет).
2. Взаимодействие и общение детей и родителей.
3. Трудный ребенок. Так ли это?
4. Конфликт поколений. Можно ли его избежать?
5. Как наладить общение с ребенком в семье.
6. Принуждение. Может ли оно быть эффективным?
7. Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста.
8. Предстоящая производственная деятельность (практика).
9. Государственная аттестация. Как к ней подготовиться?

Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений»

Цели: обсудить с родителями проблему тревожности у детей; обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка; познакомить родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.

— Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем родительском собрании. Итак, тема нашего собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» . И сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

Что такое детская тревожность?

По каким причинам она возникает, и какой вред несет психическому развитию ребенка?

Как устранить тревожность у ребенка и предотвратить ее появление?

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается — “дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии”. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье являются причинами, которые обуславливают рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. По данным ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации» количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями, все увеличивается. Устойчивая тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.

В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах.

Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.

Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

У детей младшего дошкольного возраста тревожность – явление редкое и, как правило, носит невыраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.

Тревожность следует отличать от тре­воги: тревога — это эпизодические про­явления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоя­нием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или пересказыванием сказки на занятии. Но так случается не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо оп­ределенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же он боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха, например страха тем­ноты, высоты, замкнутого пространства. Психологи объясняют различие между терми­нами «страх» и «тревога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмо­ций, а страх — лишь одна из них. Таким образом, страх – составляющее тревоги.

Так, что же такое тревожность?

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить несколько определений тревожности:

«тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». (А.М. Прихожан)

«тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». (Р.С. Немов)

Что же является причинами возникновения и закрепления тревожности у детей?

отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;

к ребенку предъявляются завышенные требования;

неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;

потеря любви (любви матери, расположения сверстников);

чувство вины, которое обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших дошкольников чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного;

неспособность овладеть средой. Происходит это, когда ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.

возникновение тревоги в состоянии переживания, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности.

Специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожны мальчики, а после 7 лет — девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотно­шений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаго­видный» поступок, девочки переживают из-за того, что мама или педагог плохо о них подумает, а подружки откажутся иг­рать с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Читайте так же:
Я избавился от заикания взрослый

Существует мнение, что учебная тре­ вожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут спо­собствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребен­ку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. В некото­рых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспектив­ного» учителя.

Озабоченность родителей передается детям. Кроме того, родители нанимают ре­бенку многочисленных учителей (репети­торов), часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще неготовый к такому интенсивному обучению организм иногда не выдерживает — малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стреми­тельно возрастает.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Психологи выделяют стороны негативного влияния тревожности на личность ребенка:

Ребенок с высоким уровнем тревожности склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность.

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью ребенка и способствует развитию неврозов.

Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат
детской деятельности.

Тревожность оказывает существенное влияние на социальную адаптацию ребенка, его общение с окружающими.

Тревожность по — разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Уважаемые родители, хотели бы вы узнать, какие вы родители и существует ли риск для вашего ребенка «приобрести» тревожность? Я предлагаю вам два небольших игровых теста. Результаты этих тестов озвучены и обсуждены не будут, но вы сможете сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

Задание. 10 раз задайте себе вопрос: «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаги.

Обработка результатов. Когда работа закончена, ведущий предлагает родителям оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой».

Тест «Какой вы родитель?»

Ведущий: Кому не хочется получить ответ на этот вопрос, мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, который вы часто употребляете в общении с детьми.

Введение. – 3-5

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

Цель исследования – апробировать систему работы по преодолению тревожности у детей.

Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.

Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью преодоления тревожности у детей.

Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-родительские отношения, а это возможно при условии:

а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия ребенка в семье;

б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;

в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической коррекции в системе детско-родительских отношений.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на развитие и устранение тревожности у детей.

2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений.

3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.

Методологическая основа:

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.

Методы исследования:

1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3.Количественная и качественная обработка результатов.

Читайте так же:
Тревожность детей дошкольного возраста актуальность

Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

Организация работы:

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.

В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.

Структура и объем работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Основное содержание изложено на страницах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

    1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

    Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.

    Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

    В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи:

    «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» (40).

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210).

    В социологии семья рассматривается как:

    -первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

    -основной фактор в социализации;

    -социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;

    -социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;

    -общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

    По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи

    (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

    Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

    Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

    -гуманность и милосердие к растущему человеку;

    -вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

    -открытость и доверительность отношений с детьми;

    -оптимистичность взаимоотношений в семье;

    -последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

    -оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

    Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

    Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

    Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

    Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

    Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

    Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

    Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

    По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

    С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.

    П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

    1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

    2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

    3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

    4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

    5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

    6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.

    А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.

    В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.

    Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.

    А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.

    Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений,

    Родительское собрание с элементами тренинга «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться»

    Михайлова, Л. А. Родительское собрание с элементами тренинга «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться» / Л. А. Михайлова, С. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 7-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/112/3837/ (дата обращения: 25.10.2021).

    Цель: Заинтересовать родителей данной проблемой; вооружить знаниями по вопросам применения разнообразных методов и приемов для оказания помощи тревожному ребенку.

    Методы активизации родителей: использование презентации (или мольберта), примеров, рекомендаций, игровых упражнений.

    Предварительная работа: выявление тревожности у детей старшего (или среднего) дошкольного возраста по тесту «Выбери нужноё лицо» (авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); для каждой семьи распечатаны результаты обследования ребенка.

    Ход собрания:

    Слайд №1 (тема собрания): Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы ознакомиться с результатами диагностики тревожности детей в группе «», обсудить тему «Тревожный ребенок». В современном обществе с каждым днем увеличивается количество тревожных детей, которые существенно отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Именно в дошкольном возрасте отмечается рост количества детей с высоким уровнем тревожности, что создаёт угрозу психическому здоровью личности ребёнка.

    Слайд №2 (отличие тревоги от тревожности): Следует отличать тревогу от тревожности.Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или на занятии. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности. [2, с.95] Каждый из нас испытывал тревогу в детстве, расскажите по поводу чего вы испытывали тревогу.

    Игровое упражнение «Расскажи …». (по кругу передается мяч, родители рассказывают о тревоге, которую они испытывали в детстве).

    Вопрос к родителям: «Как вы считаете, человек должен иметь определённый уровень тревожности? Для чего?». Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

    Остановимся на причинах возникновения тревожности, их можно поделить на две группы: Слайд №3 (перечислены причины физиологического характера): 1) свойства нервной систем и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов; 2) индивидуальные особенности детей и их личностные качества.; 3) сложности в период кризиса 3-х лет. Слайд №4 (перечислены причины социального характера): 1) нестабильная семейная ситуация; 2) авторитарность; 3) жесткие чрезмерные требования; 4) неумение или нежелание показать ребенку свою любовь, холодность; 5) сильный испуг, стресс или аффективная ситуация.

    Слайд №5 (перечисление причин тревожности по М.Кузьминой): По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье: 1) традиционализм отношений в семье (в этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан»); 2) открытые посылы и прямые угрозы (обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди.».. или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я.». ); 3) недоверие ребенку (многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить.); 4) отдаленность родителей (многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества); 5) отсутствие привязанности внутри семьи (это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь); 6) негативное отношение к престарелым (в некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный союз)

    Под воздействием той или иной группы причин у детей складывается показатель высокого уровня тревожности, способствующий нарушению эмоционального благополучия ребенка, в результате чего у ребенка возникают трудности в коммуникативной деятельности. Среди возможных причин называют также и взаимоотношения со сверстниками.

    Cлайд №6 (общий результат диагностики тревожности по группе): Япредлагаю вам, уважаемые родители, ознакомиться с результатами обследования детей группы «» (каждому родителю выдается индивидуальный бланк с результатами диагностики тревожности ребенка). [1, с.17] Каков же портрет тревожного ребенка?

    Портрет тревожного ребёнка (по кругу передается силуэт тревожного ребенка: на обратной стороне силуэта находится кармашек, из которого родители достают листочки с описанием «портрета тревожного ребенка», зачитывают):Ребенок привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи; Ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты; У тревожного ребенка серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза;На стуле, как правило, он сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шумит, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих;Бывает он избегает контактов со сверстниками и взрослыми; Малоинициативен, замкнут; При общении такой ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены; Характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание; Во время проявления тревоги он часто ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение; Часто такой ребенок имеет склонность к вредным привычкам невротического характера: грызет ногти, сосет пальцы, выдергивает волосы, занимается онанизмом — манипуляция с собственным телом снижает у него эмоциональное напряжение, успокаивает; Постоянное беспокойство (тревожного ребенка отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия; Часто они ожидают самого худшего); Ребенок чувствует себя беспомощным, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности; У него высокие требования к себе, он очень самокритичен. Уровень его самооценки низок, такой ребенок и впрямь думает, что хуже других во всем, что он самый некрасивый, неумный, неуклюжий. Он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах; Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); Раздражительность; Нарушения сна [2, с.100].

    Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. Как же помочь тревожному ребенку? Проводить работу с тревожными детьми желательно в трех направлениях.

    Слайд № 7 (три направления работы с тревожным ребенком). Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений [2, с.104]

    1.Повышение самооценки. Нам всем нравится, когда нас хвалят, особенно, когда это заслуженно. Я предлагаю вам похвалить себя, ведь нам есть за что себя похвалить.

    Игровое упражнение «Похвалики» (родители передают солнышко (мягкую игрушку) друг другу со словами «Однажды я…» (что хорошего сделал?)

    Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Как можно повысить самооценку ребенка? (заслушав ответы, предложить родителям по очереди зачитать Памятку:

    1) Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

    2) Нельзя сравнивать детей друг с другом. С тревожными детьми этот прием категорически недопустим. Ситуация соперничества, конкуренции, вызывает особенно сильную тревожность. Дети, попадая в ситуацию соперничества, стремятся любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

    3) Ежедневно отмечайте успехи ребёнка, сообщая о них в его присутствии сверстникам, членам семьи.

    4) Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

    5) Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

    6) Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером — перечитайте список. Скорее всего вам станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили ребенку.

    7) Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: (“Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!”). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

    8) Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Ласковые прикосновения оказывают стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности. Все вместе мы должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), вего компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

    — А теперь я предлагаю похвалить своего ребенка.

    Упражнение «Письмо моему ребенку» (родителям предлагается написать письмо своему ребенку, похвалить его (например, мой ребенок воспитанный, потому что…)

    2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности — это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

    В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с ребенком оего чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. Можно на примерах литературных произведений показать ребенку, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Можно предложить ему нарисовать свои страхи, рассказать о них. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможетснять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

    Упражнение «Сочини историю» (родителям предлагается по кругу сочинить историю: начать со страшной истории — закончить оптимистично).

    Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка. Например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок.

    Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно вподвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

    3. Снятие мышечного напряжения. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения, занятия йогой, массаж и просто растирания тела для таких детей просто необходимы. Желательно, чтобы родители выполняли упражнение вместе с ребенком, тогда он будет делать их правильно. Через некоторое время вы заметите улучшение общего состояния.

    Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

    — Для снятия мышечного напряжения я предлагаю вам Игровое упражнение «Театр масок» [2, с.129] (родителям предлагается посетить «Театр масок», где все берут на себя роль артистов, изображая лица сказочных персонажей, а фотограф «фотографирует»).

    — Для улучшения качества общения тревожных детей необходимо установление теплых доверительных отношений с ним, тем самым мы сможем создать лучшую основу для полноценного развития личности. Имейте в виду, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих мероприятий. Можно существенно снизить тревожность ребенка, если мы все вместе будем соблюдать эти рекомендации.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector