Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа с заикающимися детьми на логопедических занятиях в школе

Работа с заикающимися детьми на логопедических занятиях в школе

Учитель – логопед МБОУ «Новотаволжанская СОШ» Романенко Н.С.

Заикание и причины его возникновения

Заикание – сложное нарушение речи возникающее чаще всего у легко возбудимых, нервных детей, в результате воздействия на организм ребенка неблагоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Такими обстоятельствами могут быть:

тяжелые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка;

психические травмы – испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боязнь новой обстановки, перегрузка впечатлениями и др.;

неряшливая речь окружающих – быстрая, неразборчивая;

отсутствие в речи некоторых звуков – косноязычие;

Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, чтение книг, излишняя игра на компьютере, телефоне – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате – к дефекту речи.

Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким.

Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у более впечатлительных детей, болезненные переживания: боязнь говорить, чувство острого стыда перед окружающими, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, говорят тихо.

Подобные переживания отрицательно действуют на психику, изменяют характер ребенка. Чувствуя разницу между собой и своими сверстниками, он становится раздражительным, мнительным, нелюдимым. Взрослые должны помнить об этом и относиться к заикающимся детям особенно внимательно.

Заикание характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений всего тела: дети неуклюжи и неловки, плохо прыгают, бегают.

Различают два типа заикания: клоническое и тоническое.

Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (ппппетух). Клонический тип заикания более легкий. Но с течением времени зтот тип может перейти в более сложный – тонический, если ребенку вовремя не оказывать необходимую помощь.

Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и «нажим» на согласные или гласные звуки, например: м — — ама, п — — апа.

Кроме клонического и тонического, мы часто наблюдаем смешанные типы заикания.

При смешанном, клоно – тоническом заикании ребенок то повторяет по нескольку раз один слог, как при клоническом заикании, то вдруг останавливается на каком – либо звуке, «нажиманием» на него и долго не может произнести слово. Например: я-я-я чи-чи-читаю с — — тихи.

При токо — клоническом типе заикания преобладают остановки длительного характера и «нажим» на согласные, например: д — — ай

м — — не ка – ка – картинку.

В практике школьных логопедов приходится работать с обучающимися имеющими заикание. Хочу предложить некоторые упражнения для практической работы с ним.

Практический материал для работы с заикающимися детьми представлен в следующем порядке:

Упражнения по снятию тонуса.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания.

3. Упражнения по развитию голоса.

Подвижные игры для развития координации слова и движения.

Стихотворения для отраженного и самостоятельного чтения наизусть.

Упражнения в вопросо – ответной форме речи.

Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа.

Материал для игр – инсценировок, развивающих диалогическую речь.

Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например:

1). Помахать руками, как птица крыльями.

2). Помахать руками, как бабочка крылышками.

3). Помахать руками над головой, как при прощании.

4). Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание

5). Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.

6). Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг

7). Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.

8). Медленно вращать руки над головой.

9). Медленно покачивать расслабленными руками по бокам туловища.

10). Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя

Дыхательные упражнения необходимы для постановки диафрагмального дыхания, выработки удлиненного выдоха у заикающегося. При этом необходимо учесть, чтобы ребёнок делал вдох мягким и коротким, а выдох длительным и плавным; чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе спускался, опадал; чтобы плечи во время дыхания были неподвижными, а грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе; чтобы после выдоха перед новым вдохом ребёнок обязательно сделал паузу на 2-3 секунды; чтобы во время дыхания не было никакого напряжения.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания состоят из следующих игровых приемов: «потушить свечу», «подуть на одуванчик», «погрей ручки», и т. д.

1). «Задуть свечу» (вдох через нос, выдох через рот).

На выдохе произносим шепотом ф-ф-ф-ф…

2). Сдуть с руки вату или мелко нарезанную бумагу (кладем на ладонь кусочек ваты). Сдуваем на выдохе.

3). Понюхать ветку. Поднимаем ветку в руке и предлагаем ребенку её понюхать. Ребенок поднимается на носочки,

делает вдох, опускается, — выдох.

4). На выдохе подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на

горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотом ф-

5). Подуть на «ушибленное место» руки. Вдохнув через нос, на

выдох дуть на «ушибленное» место руки – на палец, ладонь.

6). «Понюхать надушенный платочек». На вдох понюхать

надушенный платочек, на выдох произнести одно слово

3. Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волку, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.

Паровозный гудок -у-у-у-у;

Ауканье в лесу -ау-ау-ау-ау;

Плач ребенка уа-уа-уа-уа;

Шипение гуся ш-ш-ш-ш;

Жужжание пчелы ж-ж-ж-ж;

Жужжание комара -з-з-з-з;

Лопающиеся пузыри с-с-с-с;

Крик гуся га-га-га;

Читайте так же:
Как вылечится от заикания самостоятельно взрослому

Крик кукушки ку-ку-ку-ку;

Крик вороны кар-кар-кар-кар;

Мычание коровы му-му-му-му.

4. Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что произношение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасыванием мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. Сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

Перед началом некоторых игр, обучающимся требуются считалки, для этого мы разучиваем понравившиеся после их чтения:

У Литейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка.

Помогали два кота –

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга.

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы:

Белый стар – брать не стал,

Моховик и вял и мал…

Груздь на солнце греет бок.

В кузовок иди, грибок!

Игра «На лошадке ехали…»

Дети (или один обучающийся) садятся на стул и проговаривают текст:

На лошадке ехали,

До угла доехали…

Затем пересаживаются на другие стульчики, которые стоят рядом, и продолжают:

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке пароход.

Дети вновь пересаживаются и читают текст дальше:

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Дети встают, разводят руки в стороны:

В нем мотор гудит:

Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

5. Стихотворения для отраженного и самостоятельного чтения наизусть помогают ребенку изжить торопливость, аритмичность речи. На первых порах нужно давать короткие стихи. Если ребенок произносит стихи с затруднением, помимо отраженного чтения, можно предложить ему читать стихи, сопровождая каждое слово хлопками или ударами руки по столу, бросая мяч.

При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок

мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

Падают, падают листья-

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Муравьишко в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Коли нет ему подмоги,

Муравей протянет ноги.

Пер. с чешск. С. Маршак

6. Упражнения в вопросно – ответной форме речи проводятся в виде игры «лото» по темам: «Домашние животные», «Цветы», «Деревья» и т. д. (большая карта и маленькие картинки для накрывания).

Вопросы и задания для развития плавной речи

Каких диких животных ты знаешь?

Каких из них ты видел в зоопарке?

3. Кто, по-твоему, из них самый сильный?

4. Какие дикие животные живут в жарких странах?

5. Какие дикие животные живут у нас в стране?

7. При сопряженном чтении логопед предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала он один четко, медленно произносит фразу, затем повторяет её вместе с ребенком. Сначала даются короткие фразы, на один выдох.

Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок повторяет её самостоятельно.

Что видно из окошка

Глядел Гагарин в окошко на Землю – красота необыкновенная. Теперь корабль летел вокруг Земли, и с высоты в триста километров были видны моря, острова на них, горы, поля и леса – и всё разных цветов и оттенков.

Глянул в другое окошко – чёрное небо и звёзды, яркие – яркие.

Много разных чудес увидел Гагарин. Обо всём он передавал по радио, записывал в бортовой журнал. Ведь учёным так много надо знать!

Что видел Гагарин из окошка?

Для игр – инсценировок, развивающих диалогическую речь можно использовать кукольные персонажи, которые надеваются на пальчики, на руку, различные игрушки, что позволяет ребенку войти в образ играемого героя, поддерживает эмоциональное настроение.

Появилось заикание. Что делать?

Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам — основа всех последующих действий родителей.

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии.

Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы, врач-психоневролог назначает необходимые лекарства.

Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка. Безусловно, медикаментозные назначения, сделанные врачом, необходимо строго выполнять.

Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов.

Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее.

Читайте так же:
Лечение энуреза укропом у подростков

Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

Уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.

Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия.

На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания.

«Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

Кроме того, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка.

Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения, и не удивительно — двигаться нам самим не очень хочется. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. — до ощутимой усталости, но не до изнеможения). Занятия должны проходить не очень далеко от дома, регулярные поездки осенью и зимой в общественном транспорте могут свести на нет всю вашу заботу о здоровье ребенка. Иногда одним из самых лучших вариантов может оказаться самый простой — занятия физкультурой в поликлинике. Если вы решите остановиться на более серьезном варианте — ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов. Тренер с пониманием и терпением относится к неудачам детей, а элемент соревновательности минимальный.

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся.

В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком.

Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно.

Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной.

Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем. «, «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем. «. Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Читайте так же:
Шкалы реактивной и личностной тревожности шрлт

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.
Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Устранение заикания у младших школьников с оборудованием сенсорной комнаты

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще всего оно возникает в детском возрасте на фоне раннего речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей ослабленности, невротических изменений. Проявляется заикание в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продления или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Заикание ограничивает возможности детей при реализации своих способностей, осуществления значимых потребностей и стремлений, дальнейшего устройства личной жизни, то есть сопровождается социальной дезадаптацией. Дети с данным речевым нарушением относятся к группе школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционную работу целесообразно проводить на ранних этапах. Иногда случается так, что угасшее или мало заметное в дошкольном возрасте заикание с приходом в школу обостряется и становится явным дефектом. В этом случае необходимо проводить мероприятия по адаптации ребенка в образовательном учреждении сразу же, так как заикание лишает учащихся нормальных условий речевого общения и часто препятствует успешной учебе.

Работы по устранению заикания у детей младшего школьного возраста в “Детском оздоровительно-образовательном (социально-педагогическом) центре” предполагает использование оборудования сенсорной комнаты. Набор оборудования данной комнаты условно можно разделить на 3 зоны: зона релаксации, зона активизации и зона сенсомоторного развития.

Логопедические занятия направлены на решение следующих задач:

— снятие напряжения с органов артикуляционного аппарата;

— отработка правильного речевого дыхания;

— выработка четкости произношения;

— совершенствование интонационной выразительности речи;

— работа над голосом.

Весь цикл занятий включает в себя следующие этапы:

II. Активизация развернутой речи.

III. Свободное речевое общение.

Прежде чем начать работу, необходимо провести обследование заикающегося ребенка с целью изучения течения заболевания, куда входит изучение особенностей психомоторного и речевого развития; уровень развития слухового восприятия; состояние моторной функции (общая, мелкая и артикуляторная моторика); строение органов артикуляционного аппарата; состояние импрессивной и экспрессивной речи; состояние фонематических функций; состояние дыхательной функции (тип дыхания, ритмичность дыхания, характер вдоха при речи, продолжительность речевого выдоха); состояние просодических компонентов речи; внешняя и внутренняя симптоматика заикания; индивидуально-психологические особенности ребенка. На основании полученных данных обследования заполняется карта (составители Е.А. Логинова, С.Б. Яковлев).

Система занятий на пропедевтическом этапе направлена на нормализацию речевого дыхания, овладение навыками релаксации, формирование и нормализацию речедвигательных навыков, снятие нарушений плавности речи. В качестве речевого материала предлагаются гласные звуки, их сочетание, слова и простые фразы. В ходе занятий уделяется внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам, стабилизации темпа речи.

На этапе активизации развернутой речи приемы логокоррекции и речевые упражнения направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи, при чтении стихов, прозы, разговорной речи.

Этап свободного речевого общения посвящен проверке устойчивости речи к стрессовым воздействиям. Это осуществляется через систему функциональных тренировок, на которых проводятся интенсивные тренировки речи в обычной жизненной обстановке, а также различных эмоционально значимых условиях общения с окружающими.

Рассмотрим более подробно структуру занятий по устранению заикания у младших школьников с использованием оборудования сенсорной комнаты.

I этап – пропедевтический (ограничение речи).

Создание спокойной окружающей обстановки, снятие болезненного внимания к своему дефекту, напряженности. Занятия проводятся в сенсорной комнате с использованием ее “релаксационного” блока. Создается определенный световой и звуковой фон успокаивающего характера.

Примерный план занятий:

15 минут — ребенок, лежа в кресле — кубике или мяче — кресле, принимает комфортную позу и расслабляется, включить аудиозапись из набора музыкальных альбомов для релаксации.

Читайте так же:
Деменция как тип дизонтогенеза

15 минут — самомассаж с целью снятия возбудимости речевых центров, восстановления нарушенной нервной регуляции речи. При этом используется так называемый успокаивающий метод воздействия.

5-10 минут – артикуляционная гимнастика (игровая) перед зеркалом.

10-12 минут — сказкотерапия (прослушивание 1 сказки). На этом этапе проводится релаксационные мероприятия. Подбирается любимое занятие ребенка, чтобы снять напряженность, связанную с болезненным вниманием к своему дефекту. Здесь можно занимать детей лепкой, рисованием, различными настольными играми и пр.

Проводится дидактические игры без речи или с минимальной речевой активностью, игры по развитию слухового внимания и памяти. Кроме этого проводится индивидуальная безречевая работа: контроль за диафрагмальным дыханием (тактильный), зрительный контроль за усилением выдоха, артикуляционная гимнастика, обучение расслаблению конечностей, шеи, всего тела.

Уделяется особое внимание коррекции моторики: игры для развития моторики пальцев — игры с массажными мячами. В эти игры вводятся простейшие упражнения для расслабления мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног.

На этом этапе проводится 9 занятий в сенсорной комнате. Ребенок прослушивает 6-7 сказок, каждые 2 занятия меняется световой и звуковой фон комнаты.

Для организации и проведения общего и речевого охранительного режима используются коррекционные упражнения: “Молчанки”, “Спит добрый волшебник”, “В кино” (“В театре”), “В библиотеке”, “Аквалангист”, “Фотоохота”, “В горах”, “В больнице”, “Рыболов”. Оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, пузырьковая колонна, а также записи крика чаек, щебетание птиц, журчание ручейка, шум водопада и музыкальные произведения Баха, Бетховина, Шопена, Огинского, Штрауса, Шуберта, Пуччини; музыкальные вариации и миниатюры в исполнении популярных музыкальных ансамблей.

Для расслабления конечностей по контрасту с напряжением используются упражнения “Свободный рисунок”, “Кулачки”, “Олени”, “Штанга”, “Пружинки”, “Ноги загорают”, “Кораблики”, этюд “Встретились два существа”, “Из семечки в дерево”, “Гусли–самогуды”, “Ласковые лапки”, “Звуки-командиры”. Оборудование сенсорной комнаты: кресло–куб, пузырьковая колонна; фонотека, инструментарий для изотерапии.

При постановке диафрагмального речевого дыхания дети учатся произнесению гласных по одному и по два на выходе; называнию предметных картинок с опорой на ударный гласный; чтению стихов на соответствующие гласные. Используется сценки с минимальной речевой активностью: “Задуй упрямую свечку”, “Мишка учит буквы”, “Игра–загадка”, “Шину прокололи”, “Перекличка животных”, “Трубач”, “Жук”, “Комарик”, “Топор”, “Ворона”, “Гуси”.

Упражнения для тренировки речевого дыхания: “Авва и Альфа”, “Эдик и Элла”, “Обруч”, “ Игры детей”, “Умка и Улька”, “Яна и Яша”, “Ежка и Екки”, “Если бы…”, “Как Юля учит кошку говорить”.

При выделении ударных гласных, назывании и однословном описании предметов, картинок проводятся сюжетно-ролевые игры: “Сценки почти без слов”, “Угадайка”, “Что в мешочке”, “Упражнения с шаром”, “Зеркала”, “Рыбаки”, “В стране коротких ответов”, “Наблюдатели”, “Помощник”, “Повтори за мной”, “Приезд в страну коротких ответов”, “В лесу”. Используется оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, мячи, кукольный театр, “чудесный мешочек”, наборы цветных картинок, акриловые зеркала, пузырьковая колонна, зеркальный шар.

Работа на первом этапе завершается выступление детей (коллективные, индивидуальные).

Оцениваются первые успехи детей в соблюдении речевых правил.

II этап – активизация развернутой речи.

Продолжается закрепление навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется спокойное произнесение коротких стихов, считалок, потешек. Проводятся игры на расслабление, спокойные игры с мозаикой, строительным материалом, а так же театрализованные игры, игры с соблюдением ритма движений. Дети учатся вести диалог, используя приемы тренировки речевого дыхания.

Упражнения: “Шарик”, “Любопытная Варвара”, “Хоботок”, “Горка”, “Волшебный сон”, “Жук”, “Насос”, “Комарик”, “Трубач”, “Парад цифр”, “Рассказ по кругу”, “Путешествие на облаке”, “Комбинирование образов”, “Решение не оконченных историй”, “В стране полных ответов”, “Путешествие медвежат”, “Диалоги”, “Наш театр”, “Наше кино”, “Наши фантазии”, “Кукольный концерт”, “Веселый концерт” и пр.

Оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, зеркальный шар, массажные мячи, ковровое покрытие, тренажер “млечный путь”, пузырьковая колона, светящая сеть, конструктор, геометрическая мозаика, ширма, кукольный театр и т.д.

Примерный план занятий:

25 минут – пребывание в комфортной позе в кресле-кубике; самомассаж; сказкотерапия;

15-20 минут – игра.

На этом этапе проводится 15 занятий.

Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя.

III этап – свободное речевое общение.

Проводятся ролевые игры, игры путешествия, театрализованные игры. В этих играх используются развернутые фразы. Продолжается сказкотерапия, закрепляются навыки пересказа и рассказа. Обучение пересказам без опоры на наглядность и без домашней подготовки. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги. Выработка навыков свободного общения в инсценировках и сюжетно- ролевых играх.

Примерный план занятий:

10 минут — дыхательные и релаксационные упражнения;

15 минут – речевые игры;

15 минут – театрализация.

Завершается работа концертом, организованным силами детей и родителей.

Среди многочисленных речевых нарушений заикание одно из немногих, механизмы которого до конца нераскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии.

Комплекс занятий по устранению заикания у младших школьников, проводимых с использованием оборудования сенсорной комнаты, имеет положительную динамику и способствует успешной адаптации данной категории детей в образовательном учреждении.

Как работать с заикающимися детьми?

«По-по-по-жалуйста, подай э-э-э…» — «Ластик? Калькулятор? Карандаш?» — сосед по парте старается помочь своему заикающемуся однокласснику. Такую картину наблюдает каждый учитель: практически в каждой параллели есть дети, страдающие заиканием. Причем чаще этому недугу подвержены мальчики. Что же такое заикание? Как учитель должен работать с заикающимся ребенком и что делать родителям? Об этом — в нашей статье.

Заикание — одно из наиболее распространенных нарушений речи, выражающееся в том, что человек, ребенок или взрослый, испытывает трудности в произношении речи: многократно повторяет слоги или слова, тянет их, не может начать речь, делает длительные паузы.

Читайте так же:
Этап сопряженной речи при заикании

Заиканием начинает появляться у детей с 2-4 лет, позднее у некоторых оно проходит, но возможно и повторное появление заикания в подростковом возрасте. Взрослые, страдающие заиканием, как правило, имеют это нарушение с детства.

Заикающиеся могут «помогать» себе при разговоре: щуриться, поворачивать голову, делать движения руками, ногами и т.п.

Типы заикания

  • Клоническое заикание. При этом типе заикания человек повторяет отдельные звуки, слоги или целые слова.
  • Тоническое заикание. При нем человек делает длительные паузы в речи, тянет звуки.

Также возможно сочетание этих типов.

Почему возникает заикание?

Технически заикание возникает из-за судорог в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре (то есть мышц языка, губ, гортани).

Проблемы заикающихся детей в школе

Заикание проявляется особенно сильно в незнакомой, волнительной обстановке: при ответе у доски, в личном разговоре с одноклассниками или учителем. Дома же, в разговоре с самим собой, заикающийся может говорить плавно.

  • Дети могут быть замкнуты, молчаливы, не общительны.
  • Испытывают трудности ответа у доски, с места, поэтому избегают их, как и участия в общешкольных мероприятиях, дискотеках и т.п.

Отсюда вытекают проблемы в общении, низкая самооценка, проблемы успеваемости. В то же время дети могут достаточно нормально читать по учебнику, петь.

Со временем старшие ребята учатся скрывать свое заикание: делают длительные паузы, растягивают слова, используют в речи слова-паразиты, которыми заполняют вынужденные остановки речи: «вот», «ну», «так» и другие. То есть внешне речь может быть уже достаточно плавной и ровной.

Работа учителя с заикающимися детьми

Считается, что вылечить заикание проще в детском возрасте, нежели у взрослых. Поэтому как только к вам «попал» ребенок с заиканием, нужно начать работу с ним и его родителями (особенно, если они не занимаются у логопеда).

  • Речь ребенка всегда развивается подражательно: как говорят окружающие, так говорит и он. Поэтому ребенок может копировать манеру и темп речи заикающегося родственника, с которым он часто общается. При общении с заикающимся ребенком речь должна быть ровной, плавной, нельзя говорить быстро и проглатывать слова, недопустим же и разговор по слогам, говорение нараспев. Ребенок должен слышать нормальную речь.
  • Если вы слышите, что ребенок говорит в быстром темпе, захлебывается, торопится — остановите его, попросите говорить спокойно. Это может предотвратить заикание у склонных к нему детей.
  • Детям в раннем возрасте одинаково вредны чрезмерная речевая нагрузка и отсутствие говорения.
  • К ребенку нужно относиться с особенным вниманием, но не потворствовать его капризам и совершению плохих поступков. Всегда предъявляйте к ребенку единые требования.
  • Посадите заикающегося ребенка за одну парту со спокойным уравновешенным соседом, у которого хорошая, четкая, грамотная речь.
  • Не стоит привлекать ребенка к участию в играх и других мероприятиях, требующих индивидуальных выступлений с произнесением речи. Наоборот, лучше как можно чаще давать возможность играть в игры, в которых возможны совместные ответы.
  • Если вы проводите мероприятие, в котором задействованы все ученики класса, дайте заикающемуся ребенку возможность спеть хором, чтобы он не почувствовал свою неполноценность.
  • При ответе у доски такой ребенок часто может испытывать затруднения, поэтому постарайтесь не спрашивать его первым, помогайте отвечать. В случае, если ребенок не может ответить, задайте другой вопрос, ответьте сами, отвлеките его внимание, переключите на что-то другое. Таких ребят можно спрашивать с места: зачитать ответ по тетради, дать комментарий. За партой ребенок испытывает меньше волнений, чем у доски, поэтому его речь может быть более плавной.

При работе с заикающимся ребенком нужно проявить терпение и понимание, по возможности давать выполнимые задания, не требующие публичных ответов и выступлений (если, конечно, ребенок сам не настаивает на них). Главное — не заострять свое внимание на проблеме, не делать замечаний по поводу речи, и всеми возможными способами исключить насмешки одноклассников. С ребенком и его родителями важно установить доверительные отношения.

Дома ребенок должен находиться в спокойной атмосфере любви и взаимопонимания, все излишние раздражающие факторы должны быть исключены. Поначалу ребенок может допускать краткие задержки в речи, но в дальнейшем они могут войти в привычку, стать постоянными, и ребенок станет заикаться.

  • Должен быть исключен просмотр возбуждающих, неподходящих по возрасту телепередач, и компьютерных игр.
  • Исключается и прослушивание страшных историй и сказок на ночь.
  • Исключается запугивание ребенка бабайками, серыми волками.
  • Нельзя в качестве наказания оставлять ребенка одного в замкнутом пространстве, особенно если оно плохо освещено.

Если ребенок испытывает какие-либо страхи, взрослым нужно поработать с ними: выяснить причину и избавиться от них. Так, например, если ребенок боится собак, нужно объяснить, как правильно себя вести с ними; если ребенок боится темноты, пройдите с ним все помещение и убедитесь, что нигде никого нет; если ребенок боится то, что изображено на картинах, развешенных в комнате, снимите их. То есть каждый страх должен быть проработан. Это важно, потому что часто заикание возникает именно из-за страха, испуга, какой-то нестандартной ситуации, в которой оказался ребенок.

В определенной степени справиться с заиканием помогают пение и танцы, они развивают дыхание, чувство темпа, ритма.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector