Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания, Шевцова Е. Е, 2009

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания, Шевцова Е.Е., 2009

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания, Шевцова Е.Е., 2009.

Заикание – один из самых тяжелых недугов – еще не побеждено. Как у дракона о многих головах, у него вдруг отрастают, казалось бы, навсегда отрубленные головы. Вопрос, почему это так, и как сделать, чтобы избежать этого, занимает умы всех исследователей и практических специалистов, имеющих отношение к заиканию. Задача не из легких, а решить ее необходимо.
Заикающимся незнакомо чувство счастливого взаимопонимания в процессе речевого общения. К специалистам обращаются уставшие, измученные люди, которые не смогли реализовать свои способности, у которых не сложилась личная и профессиональная жизнь. Многие жалуются на отсутствие круга общения, на чувство одиночества, несбывшиеся надежды, неосуществленные желания; хотя это не всегда объективно обосновано, для заикающихся характерна некоторая драматизация жизненных ситуаций.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания, Шевцова Е.Е., 2009

Клиническая картина заикания.
В последнее время заикание рассматривается не просто как нарушение речи, а выступает как своеобразный клинический синдром, встречающийся при широком спектре патологии – от чисто психогенных форм до грубых органических заболеваний головного мозга. Б.Д. Карвасарский указывает, что у больных с неврозами астенические жалобы появляются гораздо чаще, чем у здоровых людей. Для астенического синдрома при заикании, как и при неврозах, типична следующая триада болезненных нарушений: собственно астения, вегетативные проявления и расстройство сна.

В клинической картине заикания нередко обращают на себя внимание нарушения, сопровождающиеся тягостными аффективными состояниями, чувством бессилия перед своими расстройствами.

Этой проблеме посвящены исследования ряда авторов, особое место среди которых занимают работы Г.Д. Неткачева по изучению внутренней картины болезни при заикании.

Навязчивые движения или действия могут встречаться самостоятельно, но часто входят в сложную структуру фобического синдрома и выступают в качестве ритуалов.

Содержание.
Часть I.
Механизмы заикания.
Клиническая картина заикания.
Нарушения темпа и ритма речи.
Речевые судороги и их локализация.
Фазы развития заикания.
Часть II.
Методы преодоления заикания.
Часть III.
Психолого-педагогическая диагностика заикания.
Часть IV.
Коррекционная психолого-педагогическая работа.
Система комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания у школьников.
Задачи и методы логопедической работы в группе.
Дыхательная гимнастика (автоматизация навыков нижнереберного дыхания).
Артикуляционно-мимическая гимнастика.
Голосовая разминка.
Логоритмические упражнения.
Формирование темпо-ритмической организации речи.
Задачи и методы психолого-педагогической работы в группе поддерживающей терапии.
Содержание коррекционной педагогической работы.
Первый этап (Занятия 1 – 10).
Второй этап (Занятия 11 – 14).
Третий этап (Занятия 15 – 30).
Четвертый этап (Занятия 31 – 45).
Литература.
Посвящается Алисе.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания, Шевцова Е.Е., 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать epub
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

Закономерности формирования фонетической стороны речи в онтогенезе. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Комплексный подход по коррекции заикания у дошкольников с учётом структуры речевого дефекта, возрастных особенностей.

РубрикаПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления19.11.2015
Размер файла107,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Возможны случаи возникновения заикания в момент парадоксальной фазы речевых рефлексов, когда легко возникает самовнушение. Такое состояние наблюдается при утомлении (истощении) нервной системы, при страхе, смущении, растерянности, трусости, боязливости и т.п. В этом состоянии любая запинка в речи может легко и прочно закрепиться и превратиться в заикание.

Физические травмы (ушибы головы, падение с высоты) нередко также вызывают нарушение мозговой функции даже у детей с крепкими нервами. И здесь очевидно действие нервной травмы. Нередко заикание вызывается инфекционными заболеваниями: коклюшем, нарушающим дыхание и вызывающим страх перед припадком; глистами, истощающими ребенка, раздражающими нервную систему и отравляющими мозг токсинами (ядами), и т.п. Встречаются случаи заикания по подражанию: нервные, психически неустойчивые дети, слушая речь заикающихся или передразнивая их, невольно, в силу рефлекса подражания, сами начинают заикаться. Бывает, что левши, когда их насильно переучивают владеть правой рукой, начинают заикаться: нарушаются уже установившиеся в мозгу координации и связи речевых движений с движениями руки и всего тела.

В большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи, т.е. нарушение, срыв нормальной деятельности в результате чрезмерных раздражителей нервной системы. К подобному перенапряжению нервной деятельности относятся и «ошибки» двух противоположных основных процессов мозга — возбуждения и торможения. Заикание иногда появляется в результате одновременного действия раздражителей противоположного характера. Например, папа предлагает ребенку погулять по садику, а мама запрещает: «Не смей идти в садик — опять вся перемажешься в грязи». В результате у неуравновешенного ребенка может произойти нервный срыв (истерика) и — заикание.

Читайте так же:
Признаки деменции у мужчин лечение

Эти срывы свойственны неуравновешенному типу нервной системы, преимущественно слабому, и зависят не только от типа ее, но и от многих других причин: от общей обстановки (ситуации), характера речи ребенка и окружения, прошлого опыта, состояния здоровья, настроения, возраста и т.п.

Нервные срывы при известных условиях вызывают болезненные навязчивые состояния: в коре мозга, по Павлову, образуется «больной пункт» (стойкие патологические связи). При нормальной деятельности остальной части мозга в этом пункте происходит застойность, инертность раздражительного процесса — в результате возникает или стойкое раздражение, или торможение в ответ на приходящий сюда раздражитель. Ранее заикавшийся ребенок испытывает страх снова заикнуться. И.П. Павлов определяет страх как «различные степени пассивно оборонительного рефлекса». Он возникает на почве слишком чувствительного, утрированного торможения в уже до этого патологически ослабленных сильными раздражителями клетках коры.

Нередко заикание при указанных условиях мозговой деятельности вызывается длительными неприятными эмоциональными состояниями (ожидание наказания). Ребенок не в состоянии надлежаще проанализировать создавшуюся вокруг него сложную и трудную ситуацию речевого общения и начинает заикаться. Например, ребенок-лакомка в отсутствие родителей разбил в буфете банку с вареньем. Проходит день, два, три. Мать не обнаруживает «несчастья», а ребенок нервничает, плохо спит, отвечает невпопад. На четвертый день родители замечают, что их сын стал заикаться. Иногда заикание также может случиться из-за ревности первенца в отношении появившегося братца или сестрицы.

Следует воздержаться от досрочного обучения, заикающегося иностранному языку — заикание может усилиться (особенно при строгих требованиях со стороны обучающего).

Однако известно, что не всегда подобные раздражители вызывают у ребенка заикание. Многие дети пугаются, падают с высоты, тонут и т.п., но после этого не заикаются. Все зависит от состояния нервной системы ребенка. Если он нервно здоров, то он в случае подобных воздействий быстро приходит в норму. При нервной же слабости полученное потрясение оставляет после себя неизгладимые следы в виде расстройства деятельности в речевых областях головного мозга, что выражается в заикании.

Не является ли заикание наследственным? Так еще многие думают, но это мнение неправильно. В данном случае по наследству может передаться лишь неполноценность нервной системы. Вот почему у заикающихся родителей далеко не всегда и не все дети заикаются. При этом иные из них заикаются не на почве унаследованной нервной системы, а вследствие подражания речи родителей. То обстоятельство, что заикание не наследственное, а приобретенное расстройство речи, облегчает борьбу с ним.

Заикание возникает то внезапно, иногда после некоторого периода немоты (от нескольких часов до нескольких дней), то исподволь, постепенно усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих нервную систему болезней, интоксикации ее.

При благоприятных условиях жизни и развития организма ребенка оно может постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии ребенка начинают усиленно обращать внимание на порок речи, много говорить об этом «несчастье», горевать, охать, если у малыша возникает боязнь оказаться смешным при разговоре с другими, если нервная система при этом ослаблена, то заикание наоборот, усиливается. Заикание периодически то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, падающих на мозг ребенка.

Вот почему следует серьезно задуматься над средствами устранения у дошкольников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть специальными методами коррекции заикания.

2.2 Анализ методики по психолого-педагогической диагностике заикания Г. А. Волковой

За основу взяты логопедические методики обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные И.Д.Коненковой, Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой, Т.Б..Филичевой, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой.

Направление 1. Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата

Прежде всего необходимо выявить аномалии в строении губ, языка, челюстей, нёба. Затем проверяется моторика артикуляционного аппарата.

Инструкция: «Посмотри и сделай как я, подержи язычок/губы в таком положении, пока я буду считать». Ребёнок выполняет каждое упражнение под счёт экспериментатора от 1 до 10.

«Хоботок» (губы вытянуты в трубочку)

«Лопатка» (широкий передний край языка положить на нижнюю губу)

«Иголка» (узкий язык высунуть далеко вперёд)

«Улыбка» — «хоботок» (чередование движений)

«Качели» (рот открыт, попеременно поднимать кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним зубам)

«Маятник» (кончик языка переводить от одного уголка рта к другому)

«Лошадка» (щёлкать языком медленно и сильно)

«Орешек» (оттопырить правую, затем левую щеку языком, рот закрыт)

5 баллов — все движения доступны, выполнение точное, объём полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;

4 — все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены. 1-2 движения выполняются со второй попытки;

Читайте так же:
Лечение энуреза у взрослых гипнозом

3 — движения выполняются, темп выполнения и переключаемость снижены, объём движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряжённое удерживание позы, требуются повторные показы движений;

2 — для выполнения большинства движений требуется подробная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение, тремор кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;

1 — невыполнение, отказ от деятельности.

Направление 2. Изучение звукопроизносительной стороны речи

Проводится обследование произношения согласных (если есть необходимость, то и гласных) звуков изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи. Ребёнку предлагают назвать картинки, повторить за экспериментатором слова и фразы, используют и результаты наблюдения за инициативными высказываниями.

5 баллов — все звуки произносятся правильно;

4 — один-два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребёнок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет их;

3 — нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;

2 — нарушено произношение двух-трёх групп звуков, но не более десяти звуков;

1 — нарушено произношение более 10 звуков.

Направление 3. Обследование фонематического слуха

1. Отражённое воспроизведение слоговых рядов (пар)

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Экспериментатор предлагает повторить серии из трёх слогов с оппозиционными звуками. Если ребёнок дефектно произносит звуки в предлагаемых пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне.

да-та-да та-да-та са-ша-са ша-са-ша

га-ка-ка ка-га-ка жа-ша-жа ша-жа-ша

ба-па-ба па-ба-па ча-тя-ча тя-ча-тя

ка-ха-ка ха-ка-ха ся-ща-ся ща-ся-ща

са-за-са за-са-за ра-ла-ра ла-ра-ла

2. Отражённое воспроизведение рядов (пар) слов

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».

5 баллов — все задания точно воспроизводятся;

4 — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;

3 — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары — точно;

2 — большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;

3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов

Инструкция: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай». Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

5 баллов — все задания выполнены верно;

4 — часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;

3 — ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

4. Изучение дифференциации звуков в произношении

Серия А. Повторение пар слов:

мишка — миска рожи — розы

чёлка — тёлка цапля — сабля

каска — качка чёлка — щёлка

галька — гайка галка — галька

рак — лак марка — майка

моряк — маяк почка — бочка

тачка — дачка кости — гости

мышка — мишка косы — козы

Серия Б. Повторение фраз:

Старший братишка рассказывал страшную сказку.

Старушка сушила пушистую шубу.

Течёт речка, печёт печка.

Юля уронила фарфоровое блюдце.

Чайка отличается от цапли.

У Сони цветик-семицветик.

Жутко жуку жить на суку.

В домишке жили мышки.

5 баллов — все задания выполнены верно;

4 — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;

3 — задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;

2 — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;

1 — неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 4. Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов

1. Отражённое воспроизведение слов.

Инструкция: «Послушай и повтори за мной».

5 баллов — все слова точно воспроизводятся;

4 — большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;

3 — слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;

2 — большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;

1 — отказ от выполнения, неадекватные ответы.

2. Отражённое воспроизведение фраз.

Инструкция: «Послушай предложение и повтори в точности как я».

Хоккеисты выиграли турнир.

Лариса связала братишке джемпер.

Утром на деревьях защебетали ласточки.

Саша возвращается с работы на транспорте.

Мама покупает в универсаме фрукты.

5 баллов — все фразы точно воспроизводятся;

4 — в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный, темп, запинки;

3 — отмечаются искажения слоговой структуры слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;

2 — многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;

1 — отказ от выполнения, неадекватные ответы.

Таким образом, максимально успешный результат за всю методику составляет 35 баллов.

Количественная обработка результатов представлена в табл.

Таблица. Обработка и анализ результатов обследования речи дошкольников с умственной отсталостью

Диссертация (Коррекция заикания у взрослых с использованием технических средств в условиях актуального речевого общения), страница 2

Файл «Диссертация» внутри архива находится в папке «Коррекция заикания у взрослых с использованием технических средств в условиях актуального речевого общения». PDF-файл из архива «Коррекция заикания у взрослых с использованием технических средств в условиях актуального речевого общения», который расположен в категории «на соискание учёной степени кандидата педагогических наук». Всё это находится в предмете «диссертации и авторефераты» из аспирантуры и докторантуры, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Читайте так же:
Энурез у детей народные рецепты

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Проанализировать современную теорию и практику коррекциизаикания с использованием технических средств в логопедической работе совзрослыми заикающимися.2. Изучить речевые и неречевые проявления в структуре заиканиявзрослыхвусловияхактуальногоречевогообщенияиразработатьдиагностический инструментарий для их оценки.3. Выявить характер индивидуальных и типичных коммуникативноречевыхситуаций,провоцирующихзаикание,средствамиспециальноразработанного опросника и анализа дневников-самохарактеристик.4. Экспериментальноизучитьвлияниеакустическихспособоввоздействия (звукозаглушение, ритмизация, DAF, FAF) на характер речевыхсудорожных проявлений в структуре заикания взрослых в условияхактуального речевого общения.5. Разработать,реализациииобосноватьапробироватьпсихолого-педагогическиекомплекснуюусловияпсихолого-педагогическуюпрограмму коррекции заикания у взрослых с применением техническихсредств в условиях актуального речевого общения.Теоретико-методологическуюосновуисследованиясоставляютследующие положения: о комплексном подходе к диагностике заикания(Н.

М. Асатиани, Н. А. Власова, Л. И. Белякова, A. Packman, L. Kuhn и др.); овзаимосвязи речевого и моторного ритмов и их нарушении при заикании(Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова и др.); о ритме как средстве речевой иэмоциональной саморегуляции (Е. Ю. Рау, Е. С. Казбанова и др.); о заиканиикаккоммуникативно-ситуационномфеномене(Л. Я. Миссуловин,И.

А. Поварова, Е. Ю. Рау и др.); о принципах психолого-педагогического10подходакустранениюзаикания(Л. З. Арутюнян,Н. Л. Карпова,В. П. Мерзлякова, Ю. Б. Некрасова, Е. Ю. Рау, Е. Н. Садовникова и др.); обакустических способах воздействия как средстве влияния на речевуюсудорожность при заикании (О. В. Вессарт, И. В. Данилов, В. А. Калягин,М. И. Лохов,Л. Н.

Мещерская,И. М. Черепанов,M. Lincoln,В. А. Раздольский,J. A. Maraist,Ю. А. Фесенко,M. Onslow,A. Packman,M. E. Wingate и др.); об устранении заикания с помощью технических средств(Л. Я. Миссуловин, О. С. Орлова, Е. Е. Шевцова, N. Azrin, J. Armson, A. Dewar,J. Kalinowski, R. Pollard, A. Stuart, J. Unger, J. van Borsel и др.)Для решения теоретических, методологических и практических задачисследованияприменялисьследующиеметоды:теоретический:аналитическое осмысление и синтез данных научной литературы по проблемеисследования; эмпирический: проведение констатирующего эксперимента сиспользованием логопедического обследования, сопоставительного анализа,обучающегоиконтрольногоанамнестическихсведенийэкспериментов;поданнымбиографический:анализдневников-жизнеописаний(самохарактеристик) и во время бесед; методы обработки полученныхрезультатов: качественные, количественные и статистический анализ сприменением косвенных, графических и расчетных способов оценки покритериям Шапиро-Уилка, знаков (G), Розенбаума (Q), Уилкоксона-МаннаУитни (U), Фишераи проверкой сделанных расчетов средствами программXLSTAT и STATISTICA v.10.Организация и этапы исследования.

Экспериментальная работапроводилась в период 2012–2017 гг. на базе ФГБОУ ВО «Московскийпедагогический государственный университет» под руководством Е. Ю. Рау, впроцессе практической коррекционной работы с заикающимися взрослыми, воснову которой были положены методики Ю. Б. Некрасовой, Е. Ю. Рау. Висследовании приняли участие 107 взрослых заикающихся. Из них дляконстатирующего и обучающего экспериментов были отобраны 71 человек.Для проведения контрольного экспериментального среза в отдаленном11периоде (2 года) – 57 человек.

Контрольную группу заикающихся, котораяпроходила обучение по традиционной методике на базе общества сограниченной ответственностью «Калейдоскоп» города Таганрога, составили36 человек.Основные этапы исследования:Первый этап (2012 – 2013) – теоретический: анализ научной литературыпо проблеме исследования, постановка научной проблемы, формированиепонятийного аппарата, обозначение рабочей гипотезы, определение цели,постановка задач, разработка методики, критериев анализа и способов оценкиэкспериментальных данных.Второйэтап(2013 – 2015)–экспериментальный:проведениеконстатирующего эксперимента с целью решения поставленных задачисследования, направленных на изучение речевых и неречевых проявленийзаикания в условиях публичного выступления, изучение влияния акустическихспособов воздействия на речевую судорожность в условиях публичноговыступления; анализ, систематизация и синтез полученных результатов;разработка и апробация специальной психолого-педагогической программыэкспериментального обучения.Третийэтап(2015 – 2017)–синтезирующий:качественныйиколичественный анализ полученных данных ближайшего периода послеспециальногообучения,экспериментальнойисравнительныйконтрольнойгрупп,анализсборирезультатованализданныхэкспериментальной группы в отдаленном периоде.

Обобщение результатовисследования, оформление текста диссертации.Научная новизна исследования:- получены новые данные: о характере речевых и неречевых проявленийв структуре заикания взрослых в условиях актуального речевого общения; овлиянии акустических способов воздействия на речевую судорожность вусловиях актуального речевого общения.12- разработан инструментарий, позволяющий выявить типологическиекоммуникативно-речевые ситуации, провоцирующие заикание и определитьэтапы построения функциональных речевых тренировок.- экспериментальноцелесообразностьакустическогоустановленапримененияспособавипроцессевоздействиястатистическикоррекционной«Ритмизация»какдоказанаработыоказывающегоположительное влияние на речевую судорожность в условиях актуальногоречевого общения.- выделеныитеоретическиобоснованыпедагогическиеусловияформирования плавной речи в условиях актуального речевого общения увзрослых заикающихся, куда входит:• моделирование коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающеепостепенную подготовку к реальным условиям общения;• варьирование условий обучения;• индивидуальный подбор акустических способов воздействия.- разработана и апробирована комплексная психолого-педагогическаяпрограмма коррекции заикания на основе использования технических средств,направленная на формирование коммуникативно-речевых навыков у взрослыхзаикающихся с учетом сложных ситуаций при повседневном общении, идоказана ее эффективность.Теоретическая значимость:- разработан и теоретически обоснован диагностический инструментарийпо оценке речевых (судорожных) и неречевых (уловочно-двигательных)проявлений в структуре заикания взрослых в условиях актуального речевогообщения, который позволяет получить количественно сопоставимые данные иповышает статистическую достоверность результатов исследования;- расширено теоретическое пространство логопедии за счет введенияпонятия «условия актуального речевого общения» как текущего моментаинтерперсонального речевого взаимодействия двух и более собеседников,значимого как минимум для одного из участников коммуникации;13- представлены доказательства возможности устранения заикания увзрослых на основе применения технических средств в условиях актуальногоречевого общения при наличии предварительного обучения по разработаннойпрограмме.Практическая значимость исследования:- разработанныеблокикомплекснойпсихолого-педагогическойдиагностики позволяют оценить речевые и неречевые проявления в структурезаикания у взрослых и получить количественно-сопоставимые данные,необходимые для логопедической практики;- разработанная комплексная психолого-педагогическая коррекционнаяпрограмма внедрена в систему комплексной коррекции заикания у взрослых врамках экспериментально-практической работы научной группы на кафедрелогопедии МПГУ; в педагогическую практику работы с заикающимисявзрослыми Международного речевого центра «РАУ» города Москвы.- материалыисследованияиспользуютсявпрактикелогопедов,работающих с данным контингентом заикающихся, в лекционных курсах длястудентовФГБОУ ВО «Московскийуниверситет»,всистемепедагогическийпреподаванияигосударственныйповышенияквалификациипедагогических кадров, а также при разработке методических пособий.На защиту выносятся следующие положения:1.

Читайте так же:
Яхно захаров локшина деменции

Разработаннаяпсихолого-педагогическаяметодикадиагностикизаикания у взрослых, которая позволяет определить частоту речевых судорог,их длительность и характер сопутствующих движений, выявляет спецификууказанных феноменов во время актуального речевого общения и служит вкачестве дальнейшего инструмента оценки результатов коррекционноговоздействия.2.

Применениетехническихсредстввкоррекционнойработерекомендуется строго в соответствии с основными принципами разработаннойпрограммы психолого-педагогического воздействия при заикании у взрослых:- взаимосвязь и преемственность этапов коррекции;14- сочетание логопедических и психокоррекционных технологий;- организацияспециальныхпедагогическихусловийактуальногоречевого общения в процессе проведения функциональных тренировок сиспользованием акустических способов воздействия посредством смартфонов.3.

Формированию навыка плавной речи у взрослых заикающихся вусловияхактуальногоречевогообщенияспособствуетреализацияпедагогических условий, включающих: моделирование коммуникативноречевых ситуаций, которое обеспечивает постепенную подготовку к общениюв реальной обстановке, варьирование условий обучения, индивидуальныйподбор акустических способов воздействия, проведение функциональныхтренировок в реальных ситуациях речевой коммуникации.Достоверностьиобоснованностьполученныхрезультатовобеспечиваются: обоснованностью исходных теоретико-методологическихположений, анализом и учетом результатов научно-прикладного характера попроблеме исследования, экспериментальной проверкой методологическихположений и концепций; сочетанием: объективных и субъективных методовисследования,качественногорепрезентативностьюоценивания,ивыборкинаучнымииколичественноговоспроизводимостьюпубликациямипопроблемеанализа;результатовисследования,применением методов математической статистики и личным участием авторав проведении эксперимента и анализа полученных данных.Личное участие автора состоит в разработке диагностическогоинструментарияисследования,сбореиобработкеисходныхданных,разработке и апробации комплексной психолого-педагогической программыкоррекции заикания у взрослых с применением технических средств вусловияхактуальногоречевогообщения;вовнедрениирезультатовисследования в систему комплексной коррекции заикания у взрослых накафедре логопедии МПГУ, в лекционные, семинарские и практическиезанятия со студентами кафедры логопедии МПГУ, в подготовке публикацийпо теме диссертационного исследования.15Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась врамках комплексного психолого-педагогического воздействия на проявлениязаикания у взрослых, в процессе обучения студентов магистратуры второгокурсаФГБОУ ВО«Московскийпедагогическийгосударственныйуниверситет» по специальности «Логопедия» в форме семинарских занятий подисциплине«Логопсихокоррекционноенаправлениевреабилитациизаикающихся», в ходе проведения международных учебно-практическихмастер-классов«Коммуникативнаяритмотерапиякакуниверсальнаятехнология коррекции речевых нарушений и совершенствования речевогомастерства в профессиональной деятельности» для специалистов, работающихв области коррекции заикания.

Механизмы заикания и речь заикающегося

К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого . Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50 — 60-е годы ХХ в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другие — как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И П Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание-это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

Читайте так же:
Школьный психолог страхи и тревожность у детей

Речь заикающегося

Частота судорог у заикающегося представляет для логопеда особый интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляются особенности его речевого поведения и речевых судорог. Ребенку предлагается составить рассказ или описать содержание картинки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.

Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только а начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью предлагается обследуемому говорить тихо, громко, шепотом.

Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может быть проверено следующим образом: он рассказывает о том, что нарисовано на картинках, передает содержание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.

При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, темпа, тики, миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные (произвольные) движения и некоторые особенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, несобранность, разболтанность .

При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

При исследовании учебной деятельности обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения.

Обращается внимание и на наличие у них психологических особенностей, в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.

О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своём речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается и в процессе коррекционного курса.

Помимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, используются методы по созданию зкспериментальных игровых, учебных ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика тест-конфликт , методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты психических функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого педагогического изучения испытуемого.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания

Автор: Е. Е. Шевцова

Издательство: В. Секачев, Торговый дом ИОИ

ISBN 978-5-88923-147-9; 2009 г.

В книгу вошли методические рекомендации по организации и проведению диагностического обследования заикающихся детей, подростков и взрослых с применением модифицированных авторских методик. Представлена система комплексных психолого-педагогических занятий, направленных на развитие фонационного дыхания, речевого голоса, нормализацию мышечного тонуса, темпа и ритма речи, формирование интонационно-мелодической выразительности речи. В книгу также вошли авторские упражнения и задания, направленные на развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации.

Книга адресована людям, страдающим заиканием, а также родителям, педагогам, психологам, логопедам и дефектологам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector