Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шизофрения и олигофрения чем отличаются

Олигофрения

В том случае, если основной дефицит состоит в отставании развития, то речь может идти либо о недоразвитии, либо о задержке психического развития. Когда основной дефект состоит в поломке психической функции, то можно говорить либо о поврежденном развитии, либо о дефицитарном развитии. И, наконец, если причиной основного дефицита является асинхрония психического развития, то речь идет об искаженном развитии или же о дисгармоническом развитии личности. Остановимся подробно на варианте недоразвития (умственной отсталости), которая является более грубым вариантом отставания в развитии, нежели задержка психического развития (ЗПР). Олигофрения, умственная отсталость – это врожденное или рано приобретенное общее психическое, интеллектуальное недоразвитие, слабоумие, которое является необратимым и может диагностироваться в достаточно раннем возрасте (до 3-х лет).

Происхождение, этиологию олигофрении в более чем 50 % случаев связывают с генетическими нарушениями (болезнь Дауна, фенилкетонурия и пр.). Также к потенциально патологическим фактора относят различного рода интоксикации, перенесенные заболевания матери во время беременности, накопление патологического фонда у родителей, перенесенные ребенком в раннем возрасте (в основном, до 2-3-х лет) заболевания, способные привести к нейроинфекции, родовые травмы, черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

Для общего психического недоразвития, олигофрении характерно раннее время поражения, необратимость дефекта, непрогредиентность (отсутствие динамики интеллектуального состояния), выраженная незрелость мозговых структур, инертность всех психических процессов и первичная дефицитарность именно высших психических функций. Среди детей с диагнозом «олигофрения» примерно в два раза больше мужчин, чем женщин (Э.Г. Эйдемиллер).

По степени наблюдающегося дефекта УО подразделяют на:

  • идиотию (отсутствие речи, навыков опрятности и самообслуживания, IQ менее 35);
  • имбицильность (имеются отдельные слова и простые навыки опрятности, IQ в диапазоне от 35 до 50);
  • легкая умственная отсталость — дебильность, (IQ от 50 до 69, есть речь, доступны навыки самообслуживания, возможно обучение некоторым операциям).

В отличие от нормативного развития, введение ассоциативного, опосредующего звена не приводит к увеличению продуктивности запоминания, а может даже ухудшить результаты. В психологической и медицинской практике даже выделяют атипичную форму олигофрении, при которой наблюдается необычайно высокий уровень развития механической памяти (мнемонисты).

При сохранности речи на уровне простой фразы в речи дети с подобного рода нарушениями могут не воспроизводить сложные речевые конструкции. Хороший уровень развития наглядно-действенного мышления часто сочетает с дефицитарностью наглядно-образного, и особо, вербально-логического мышления. Главный критерий, который позволяет отличить умственную отсталость от грубой педагогической запущенности, — это отсутствие зоны ближайшего развития (ЗБР).

С точки зрения психофизиологии, при олигофрении нарушена подвижность психических процессов, что приводит к инертности во всех видах деятельности, трудностях переключения с одной операции на другую, персеверациям в двигательной, речевой и интеллектуальной сферах. Локализация нарушений при умственной отсталости, олигофрении, состоит в недоразвитии наиболее сложных и поздних мозговых структур (третичных ассоциативных зон): префронтальных, переднелобных отделов и теменно-височно-затылочных (зона TPO). Таким образом, наиболее страдают сукцессивные, развернутые во времени, психические процессы, к которым относится движение, речь, мышление. В процессе обучения у детей-олигофренов отчетливо проявляются трудности осуществления выбора, недостаточность рефлексии. Но было бы ошибкой полагать, что при олигофрении полностью отсутствует какая-либо опора для проведения коррекции и абилитации.

Эмоциональная сфера является в данном случаем самой сохранной. Эти дети синтоничны, способны отзеркаливать и подстраиваться под эмоции окружающих. В целом, агрессия не характерна для детей-олигофренов, однако могут отмечаться как проявления внешней, инструментальной агрессии, так и аутоагрессии. Дети-олигофрены очень внушаемы, некритичны, и практически не сравнивают себя с другими. Неврозоподобная симптоматика не характерна при олигофрении, так же как и повышенная утомляемость и быстрая пресыщаемость. Олигофрения может быть отягощена в результате развития соматических заболеваний различными проявлениями органической недостаточности в виде повышенной утомляемость, истощаемости, астенизации.

Необратимый характер нарушения не означает, что детям, страдающим олигофренией не возможно оказать помощь. Несмотря на рамки, накладываемые болезнью, развитие ребенка не останавливает. В рамках умственного недоразвития продолжают функционировать процессы компенсации и декомпенсации (Э.Г. Эйдемиллер). Толчком к развитию декомпенсаторных процессов могут послужить соматические заболевания, высокая нагрузка, физические травмы, стрессовые ситуации. Необходима группа специалистов, обязательно включающая детского психиатра и психолога, постоянно наблюдающих умственно отсталого ребенка.

Для предупреждения возможных ухудшений состояния ребенка необходима работа с членами семьи, которая бы могла помочь родителям понять его ограничения и возможности с целью избежания завышенных требований к ребенку или же, наоборот, приуменьшения его способностей. Детей, страдающих олигофренией можно встроить в социум (в зависимости от степени дефекта), обучить простым навыкам и операциям, которые могут быть использованы в несложной механической работе.

Олигофрения

Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающийся в умственной отсталости вследствие патологии мозга.

Читайте так же:
За что бог наказывает шизофренией

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении ума, речи, эмоций, воли, моторики. Термин олигофрения был впервые предложен Эмилем Крепелином. Олигофрения характеризуется интеллектом физически взрослого человека, который не достиг нормального уровня в своем развитии.

Причины олигофрении

Причины заболевания обусловлены генетическими изменениями; внутриутробное повреждение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое повреждение; недоношенность ребенка, расстройства во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическое пренебрежение в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается необъяснимой этиологией.

Генетические изменения могут вызвать олигофрению, и, согласно статистике, до половины случаев обучают по этой причине.

Основные типы генных расстройств, приводящих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). Хромосомные аномалии также включают синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Уильямса.

Причины умственной отсталости могут быть вызваны дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов, при которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением развития. Олигофрения считается аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма пациента. Показатель олигофрении в промышленно развитых странах достигает до 1% от общей численности населения, из которых 85% с небольшой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин и женщин составляет 2: 1. Более точная оценка распространения заболевания затруднена из-за различных диагностических подходов, а также зависит от степени толерантности общества к психическим аномалиям и степени доступности медицинская помощь.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако она развивается вследствие болезни. Степень умственной отсталости определяется количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрения считается человеком, неспособным к социально независимой адаптации.

Классификация олигофрении

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени тяжести, однако существует классификация по М.С. Певзнеру, а также альтернативная классификация.

Традиционная степень тяжести делится на следующие: дебильность (слабо выраженная), слабость (умеренная), идиотизм (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнеру

Результаты работ М.С. Певзнера позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на который приходится 75% всех типов детских аномалий, и создать классификацию с учетом этиопатогенеза, а также особенность ненормального развития.

В 1959 г. М. С. Певзнер предложила классификацию, типологию состояний, в которой она отметила три формы дефекта:

  • неосложненная олигофрения;
  • осложняется нарушением нейродинамики, что проявляется в трех вариантах дефекта: преобладание возбуждения над торможением; при выраженной слабости основных нервных процессов; в преобладании торможения над возбуждением;
  • дети-олигофреники с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 годы М.С. Певзнер улучшил свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

  • несложно;
  • осложняется нарушенной нейродинамикой (тормозящей и возбудимой);
  • олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  • умственная отсталость с психопатическими формами в поведении;
  • олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

A. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии отсроченного, а также неполного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей, которые не развиваются в период созревания и не достигают общего уровня интеллекта, включая речь, познавательные, двигательные и специальные способности.

B. Умственная отсталость, развивающаяся в сочетании с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая независимо.

S Нарушается адаптивное поведение, однако, при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения с легкой степенью умственной отсталости не имеют очевидный курс на всех.

D. Измерение IQ проводится с учетом непосредственно кросс-культурных характеристик.

E. Определение степени тяжести поведенческих расстройств при условии отсутствия сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация Е.И. Богдановой

  • снижение интеллекта
  • общее системное недоразвитие речи
  • нарушение внимания (сложность распределения, нестабильность, переключаемость)
  • нарушение восприятия (фрагментация, медлительность, снижение восприятия)
  • некритическое мышление, конкретность
  • низкая производительность памяти
  • неразвитость познавательных интересов
  • нарушения в эмоционально-волевой сфере (нестабильность эмоций, низкая дифференциация, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают, когда необходимо отграничить ранние проявления шизофрении. Пациенты с шизофренией, в отличие от олигофреников, имеют частичную задержку развития, поэтому клиническая картина демонстрирует проявления, характерные для эндогенного процесса — аутизм, кататонические симптомы, патологические фантазии.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызывать разную степень олигофрении у людей. В настоящее время, согласно МКБ-10, отмечается 4 степени олигофрении.

  • Глубокий — идиотизм. IQ <20
  • Тяжелая — слабость, тяжелая психика. IQ 20-34.
  • Умеренный — слабоумие. IQ 35-49.
  • Легко — дебильность. IQ 50-69.

Формы олигофрении

Выделяют формы олигофрении на основе этиологии.

Читайте так же:
Может травма головы вызвать шизофрению

Первая группа олигофрении обусловлена наследственными факторами и включает в себя истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рад, фенилкетонурию, горгулизм, галактоземию, синдром Марфана, синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Бард-Бидла, болезнь Лоуренса-Муна, болезнь Дауна Синдром Клайнфелтера.

Вторая группа олигофрении обусловлена внутриутробным повреждением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями.

Третья группа олигофрении обусловлена факторами периода развития плода (резус-конфликт), послеродового периода (удушение плода, родовые травмы), а также первых 3 лет жизни (перенесенные инфекции, черепно-мозговые травмы, недостаточное развитие системы мозга, врожденная гидроцефалия)

Отдельные формы олигофрении включают как истинные (первичные), так и ложные (вторичные).

Олигофрения у детей

Соматически дети практически здоровы, но для олигофрении характерно стойкое недоразвитие психики.

Олигофрения у детей проявляется в когнитивной, эмоциональной и волевой сферах, а также в глубокой оригинальности. Детская олигофрения позволяет пациентам развиваться, однако, значительно нетипично, медленно, часто с резкими отклонениями.

Олигофрения у детей после формирования речи встречается редко, однако одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. При деменции интеллектуальный дефект у детей необратим, потому что болезнь прогрессирует, что приводит к расстройству психики.

Исключение составляют те случаи, когда у ребенка наблюдается умственная отсталость, которая возникает при психическом заболевании (шизофрения, эпилепсия), усугубляющем основной дефект. Прогноз развития таких детей часто неблагоприятный.

Отечественная дефектология, олигофреники делится на такие группы: дебилы, дураки, идиоты.

Олигофрения в стадии слабости характеризуется легкой степенью умственной отсталости. Эти дети представляют основной контингент для специальных садов и специальных школ для умственно отсталых учеников.

Олигофрения в стадии недомогания и идиотизма проявляется в умеренной или тяжелой отсталости. Такие дети живут в семьях или в школах-интернатах социальной защиты, где они остаются на всю жизнь. Дети-олигофреники с поражением головного мозга становятся нервными, ослабленными, раздражительными. Большинство из них страдают от энуреза. Они характеризуются инерцией нервных процессов, а также нежеланием общаться с внешним миром. Часто потребность в общении у ребенка дошкольника вообще не возникает, поэтому дети не могут общаться со сверстниками.

Признаки олигофрении у детей

Детская олигофрения проявляется в неспособности действовать по образцу, согласно устным инструкциям, подражать, поскольку спонтанность усвоения общественного опыта резко снижается. Ситуационное понимание речи наблюдается до поступления в школу. Больной ребенок нуждается в большем количестве повторений, чем обычный ребенок.

Признаки олигофрении у детей отмечены в неразвитости видов деятельности — игр, конструирования, рисования, элементарного домашнего труда. Детская олигофрения проявляется в отсутствии интереса ко всему окружающему. Дети до года не тянутся к игрушкам, не стремятся ими манипулировать. Только умственно отсталые дети, достигшие 3-4 лет, проявляют интерес к игрушкам.

Дети-олигофреники, которые не посещают специальные учреждения и не имеют контактов со специалистами-дефектологами, проявляют графическую активность на уровне кратковременных, бесцельных, хаотических ударов до конца дошкольного периода.

К характеристикам олигофрении у детей относятся отставание в сенсорном развитии, отставание в произвольном внимании — невозможность сосредоточить внимание в течение длительного времени, а также выполнять различные виды деятельности. Действия детей хаотичны, а восприятие характеризуется безразличием и узостью. Все умственно отсталые дети с нарушениями речи могут быть исправлены. Речевой слух развивается у детей с нарушениями и задержками. По этой причине лепет отсутствует или очень поздно.

Признаки олигофрении у детей проявляются в задержке формирования речи, а у некоторых детей речь отсутствует даже к 5 годам. Огромные трудности вызывают решение проблем, требующих визуально-образного мышления. Память таких детей отличается малым объемом, низкой точностью и долговечностью заученных словесных, а также наглядных материалов.

У детей-олигофренов преобладает непроизвольное запоминание, для которого характерно запоминание чего-то необычного, яркого, привлекательного, и произвольное запоминание сформируется у детей в конце дошкольного или в начале школьного периода.

Признаки олигофрении у детей проявляются в слабости развития волевых процессов, в отсутствии инициативы, отсутствии самостоятельности, импульсивности, в трудностях противостоять воле другого человека. Для таких детей характерна недостаточная дифференциация, ограниченный диапазон переживаний, эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайний характер проявлений горя, радости и веселья.

Лечение олигофрении у детей

Разделение детей по степени отсталости и их размещение в школах-интернатах и специальных школах часто не дает положительного результата. При условии, что если ребенок живет дома, то домашняя атмосфера способствует развитию разных навыков, так как он пытается играть со сверстниками, общаться и учиться. Помощь родственников помогает детям в развитии, а также адаптации в обществе. Как показывает практика, даже очень тяжелые дети, после правильной тренировки, желают общения и активности. Больные дети с интересом следят за детьми, а также за взрослыми, и со временем начинают интересоваться игрушками. Через доступные игры происходит взаимодействие с учителем, за которым следует тренировка навыков (пить из чашки, есть ложкой, одеваться). Особенности межличностных отношений заключаются в том, что ребенок зависит от коммуникативной помощи, а также поддержки. Ребенок с трудом понимает, что его окружает, и людям часто трудно его понять. Поскольку он выступает в роли слабого партнера по общению, вполне вероятно, что он отчужден от любого контакта или проявления коммуникативного негатива — аутоагрессии, появления страха, тревоги, агрессии.

Читайте так же:
Интернет группа шизофрения и я

Лечение олигофрении у детей включает следующие педагогические моменты: принятие олигофрении на равных условиях в качестве собеседника; создание доверительного общения, соблюдение взаимного сближения.

Недостаток активности детей, общая слабость, задержка развития могут привести к чрезмерной заботе со стороны родителей, что мешает самостоятельному формированию. В дополнение к семье очень важно присоединиться к группе сверстников: группе детского сада, небольшой игровой группе или школьному классу с обязательной образовательной поддержкой. Овладение социальными навыками олигофренами в значительной степени зависит от образования. Различия в овладении навыками варьируются от беспомощности до независимости, а также от свободы общения; от агрессивного состояния до проявления доверия и любви.

Лечение олигофрении

Это заболевание предполагает специфическую терапию, которая зависит от причины возникновения олигофрении. При врожденном сифилисе, токсоплазмозе лечение направлено на устранение симптомов этих заболеваний.

В случае нарушения обмена веществ (фенилкетонурия) рекомендуется диетотерапия, а при эндокринопатии, микседеме назначается гормональное лечение.

Препараты (феназепам, нейлептил, сонапакс) назначают для подавления извращенных побуждений и коррекции аффективной лабильности. В качестве компенсации большое значение имеют медицинские и образовательные меры, а также профессиональная адаптация и трудовое обучение.

Для успешной реабилитации, а также социальной адаптации олигофренов важную роль играют школы-интернаты, вспомогательные школы и специализированные профессиональные училища.

Олигофрения

Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) — врождённое, или приобретённое до трёх лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом олигофрения составляют в настоящее время 1—3 % всего населения.

Умственная отсталость — не прогредиентный (то есть не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. т.3. Москва, 1989—1990. (стр. 63)

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7X.X

  • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
  • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
  • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
  • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
  • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
Указания на нарушения поведения
  • .0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
  • .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
  • .8 — с другими нарушениями поведения
  • .9 — без указания на нарушения поведения.

Диагноз

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Причины умственной отсталости

  • наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
  • внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
  • вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.

Степени

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • Лёгкая — дебильность.
  • Умеренная — имбецильность.
  • Тяжёлая — тяжёлая умственная субнормальность.
  • Глубокая — идиотию.
Читайте так же:
Шизофрения мой кот меня игнорирует

Лечение

Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Социальная адаптация

В нашей стране с советских времён существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с

относительно лёгкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребёнок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. Если раньше (20—30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками.

Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

Распространенность

Монреаль

Распространенность нарушениеями умственного развития (НУР) в Монреале была высокой, увеличиваясь в когортах родившихся недавно, что наблюдается в большинстве стран. К факторам, приводящим к наблюдаемому увеличению, относятся расширение критериев диагностики, повышение внимания к проблеме (и, следовательно, улучшение выявления детей с НУР в обществе и при проведении эпидемиологических исследований), а также улучшение доступа к медицинским и социальным службам. Полученные результаты не подтверждают взаимосвязь между НУР и высоким уровнем экспозиции к тиомерсалу, сходным с уровнем, наблюдавшемся в США в 1990-х гг., также как и взаимосвязь между НУР и одно- или двухкратной вакцинацией против кори-паротита-краснухи.Нарушения умственного развития в Монреале: распространенность и связь с иммунизацией .Pervasive Developmental Disorders in Montreal, Quebec, Canada: Prevalence and Links With Immunizations.

Особый класс

alt=» Фото: Depositphotos.com» /> В какой школе лучше учиться особенному ребенку - в обычной или коррекционной? Фото: Depositphotos.com

Светлана Ильина: Не всех таких детей можно и нужно учить в обыч­ных школах. К сожалению, большинство родителей считают, что будет лучше, если их ребенок станет учиться в обычном классе. На деле это не так. Он, скорее всего, он окажется без коррекционной поддержки и продвижения в развитии у ребенка не будет.

В Санкт-Петербурге около 30 коррекционных школ для детей с умственной отсталостью, плюс в каждом районе города школы для детей с задержкой психического развития. В коррекционных школах учатся дети и с легкой умственной отсталостью, и с умеренной. Классы для учеников с умеренной умственной отсталостью называются "Особый ребенок". Это тяжелые дети и с каждым годом таких классов становится все больше. Дети с легкой степенью не являются инвалидами. Вы их в жизни никогда не отличите, и если они были в коррекционной школе, то, как правило, очень успешно адаптированы, пользуются компьютерами, общаются, и никаких проблем не возникает.

Читайте так же:
Во сколько лет можно заболеть шизофренией

Фото: depositphotos.com

А если к такому в школе подойти и сказать: ударь вон того по голове — он плохой. Ударит?

Светлана Ильина: Они, конечно, внушаемые, но не до такой степени. Вот дети с умеренной умственной отсталостью, конечно, в меньшей степени отдают себе отчет, но психически они, как правило, вменяемы. Часто у них родители с высшим образованием, и стремятся создать для ребенка самые благоприятные условия.

Чему можно научить детей в коррекционной школе? Где "потолок" для них — дроби, таблица умножения, чтение Пришвина и Паустовского? Или они могут осилить программу средней школы, просто надо гораздо больше времени?

Светлана Ильина: В коррекционных школах — своя программа. Там не только таблица умножения, но и сложение, вычитание дробей, история Отечества, гео­графия, естествознание. Круг предметов достаточно большой. Но главное — социализация, получение навыков, которые помогут дальше в жизни, и есть специальный предмет — "основы социальной жизни". В таких школах оборудованы классы, где есть плита, холодильник, стиральная машина, комната-гостиная. Детей учат всему — от завязывания шнурков до пользования техникой. Самое важное — сформировать навыки самообслуживания, научить выбирать товары, делать покупки. В коррекционных школах дети могут учиться в течение 13 лет, после окончания школы или во время учебы могут посещать реабилитационные центры, где тоже идут занятия. Там можно быть и пять лет, и больше.

Что дальше? Их учат профессии?

Светлана Ильина: Ребята с легкой степенью умственной отсталости могут поступить в колледжи и получить профессию, например, швеи. Они трудятся озеленителями, сортировщиками, могут выполнять несложную механическую работу. С умеренной степенью найти работу сложнее.

Сейчас во многих школах учатся дети-аутисты. У них есть умственное отставание?

Светлана Ильина: Аутизм — своеобразное отклонение именно эмоционально-волевой сферы. Они с трудом выходят на контакт с другими людьми, очень оберегают свое пространство. С компьютером им проще. Его они допускают к себе и могут творить чудеса, очень легко справляясь с различными задачами. Не всегда, но часто расстройства аутистического спектра сопровождаются умственной отсталостью. У нас есть классификация аутизма, где выделены четыре группы. Четвертая группа — дети, у которых может быть умеренная или тяжелая умственная отсталость.

Фото: Павел Лисицын/ РИА Новости

А гениальные аутисты, про которых мы иногда слышим, это первая или вторая группа? Есть известный вуз, где учатся и такие студенты. Они не знают, как дойти до столовой, но могут решить такие задачи, к которым их однокурсники и не подходят.

Светлана Ильина: Гениальность — тоже отклонение от нормы. Просто мы людям с гениальностью ставим знак "плюс", а всем остальным можем поставить "минус".

В Москве был случай, когда ученик принес оружие и застрелил учителя. Потом выяснилось, у него была шизофрения. Этот диагноз трудно распознать?

Светлана Ильина: Шизофрения — не умственная отсталость, интеллект может и не страдать. Но странности в поведении грамотный учитель может заметить: у таких детей есть особенности речевого развития. Они говорят много, долго, сложными по грамматическому построению предложениями. Но за фразами ничего нет. Если их попросить быстро нарисовать дом, они каждое окошечко будут прорисовывать. Сейчас педвузы переходят на новые образовательные стандарты, и на всех факультетах будет читаться курс по инклюзивному образованию, в том числе, и о детях и с умственными, и с психическими отклонениями.

Оказывается, у многих известных людей рождаются "особенные" дети? Этому есть какое-то объяснение?

Светлана Ильина: Причин того, что в семье появляется такой ребенок, много: генетические нарушения, тяжелая беременность, краснуха, которую мама перенесла во время беременности, возраст родителей. После 35 лет будущие мамы должны находиться на особом пристальном учете. После 40 лет риск очень высок. Зарубежная статистика показывает: если мама рожает после 40 лет, то на 10 детей 7-8 могут быть с различными отклонениями.

Фото: Гульназира Ишбердина

По каким признакам родители могут понять, что с их ребенком что-то не так?

Светлана Ильина: К трем годам ребенок должен уметь держать ложку, пользоваться ею, уметь ходить, сидеть. Важный показатель — речевое развитие. Если ребенок в три года говорит отдельными словами, то это серьезный сигнал обратиться к специалистам. И не только к логопеду, но и к психиатру. В этом возрасте ребенок должен говорить простой фразовой речью. Важно, как он складывает матрешку, играет с кубиками, вообще, умеет ли играть, как принимает помощь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector