Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шизофрения, шизотипическое расстройство

Шизофрения, шизотипическое расстройство

Детская шизофрения относится к психическим расстройствам shisofreniaи характеризуется искаженным мышлением, слуховыми и зрительными галлюцинациями, а также нецелесообразным поведением. Сам процесс диагностирования такого заболевания у детей является весьма трудным, поскольку психика еще не сформирована и симптомы шизофрении выдаются неясными. В первую очередь, мы наблюдаем у ребенка страхи и тревоги, причины и характер которых выяснить достаточно сложно.

Признаки проявления детской шизофрении

Признаки шизофрении у детей можно разделить на 4 типа:

  1. Катологическое фантазирование (присуще дошкольникам). Сначала такому проявлению не придают внимания, поскольку оно ничем не отличается от детских фантазий. В последствии такое фантазирование приобретает черты психического расстройства: выдуманные персонажи не уходят, а наоборот, становятся неотъемлемой частью жизни ребенка. Он полностью окунается в мир игры и события реальной жизни перестают его интересовать.
  2. Замкнутость (свойственно детям школьного возраста). Такой тип проявления характеризуется тем, что ребенок прекращает чем-либо интересоваться, пропускает занятия, перестает общаться со сверстниками, подолгу может лежать в кровати. В таком случае родители часто трактуют поведение ребенка, как лень. К основным проявлениям добавляются галлюцинации и бредовые состояния, но к сожалению, обычно дети об этом не рассказывают.
  3. Эмоциональная тупость, которая выражается полным эмоциональным равнодушием.
  4. Разорванность мышления, к которой относится полное отклонение от реальности.

У подростков также может наблюдается гебефренический тип расстройства, главным признаком которой служит желание повеселить собеседника иррациональным поведением, к примеру, беспричинным весельем, кривлянием, двигательной активностью.

Симптомы детской шизофрении

С самого раннего возраста можно выявить ряд психофизиологических особенностей ребенка, свидетельствующих о психическом расстройстве:

  • нарушение сна
  • приступы взволнованного плача
  • плаксивость на протяжении всего дня
  • сверхвозбудимость или наоборот, физическая пассивность
  • задержка в развитии моторики
  • отсутствие проявления реакций на сильный дискомфорт и глубокое чувство недовольства от прикосновений, нежности
  • усиленная капризность, не провоцируемые перепады настроения
  • отказ от гигиены: полная незаинтересованность в соблюдении личной гигиены
  • галлюцинации
  • беспричинная тревога и страх за несуществующие или невидимые вещи
  • изолированность: отказ от любимых детских занятий, от общения со сверстниками
  • постепенная или внезапная раздробленность речи
  • сумбурность мыслей: ребенок не в состоянии разделить телевизионную фантастику, сны и реальность.

У ребенка с шизофренией быстро развивается формально-логическое мышление, умение построения таблиц и схем, изобретение. Такие дети увлечены взрослыми интересами, компьютером, страшными сказками.

Основные формы шизофрении

Злокачественная шизофрения (как правило появляется до 7 лет). Ребенок прекращает правильно говорить, его речь теряет функцию общения, произносит нечленораздельные звуки. Начинает ползать на четвереньках, хотя до этого мог уже уверенно ходить.

shisofrenia1

Лечение детской шизофрении

Если вовремя не начать лечение шизофрении, она будет прогрессировать и приведет к изменению личности и формированию дефектов. Поэтому, чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов будет у ребенка вести полноценную жизнь. Лечение шизофрении осуществляется психиатром, который проводит комплексное лечение с задействованием таких методов, как медикаментозная терапия, инсулинотерапия, трудотерапия, психотерапия и т.д.

Шизотипическое расстройство

Шизотипическое расстройство обычно диагностируется как вялотекущая стадия шизофрении с позитивной симптоматикой. Дети с такой симтоматикой отличаются неправильной манерой разговоров: они общаются обрывками фраз, повторяют фразу по несколько раз или резко переходят на другую тему. у ребенка появляются невидимые друзья, с которыми он может подолгу разговаривать. Резкие смены настроения, приступы плача, гнева также относятся к симтомам такого расстройства.

При длительном наблюдении можно выявить следующие изменения в поведении:shizotipicheskoe

  • желание кушать или пить только с определенной посуды, вне зависимости где находится ребенок. Он наотрез будет отказываться от всего, что не в его тарелке;
  • чувство злости и паники может появится из-за «неправильных» действий родителей, к примеру: не туда положили игрушки, не так повесили полотенце;
  • отказ от приготовленной мамой еды, если перед этим она обидела ребенка чем-либо;
  • проблемы с координацией: повышенная неуклюжесть, частые падения на землю всем телом, изменения в походке.
Лечение шизотипического расстройства

Для того, чтобы правильно подобрать лечение, специалисту необходимо учитывать степень запущенности расстройства, имеющиеся симптомы, а также форму течения болезни. В основу лечения закладывают медикаментозный метод, психотерапию и психотренинги.

Медикаментозную терапию использую в случае постоянной агрессии и вспышках гнева. В работе психотерапевта стоит задача коррекции поведения, снижении вспышек агрессии и апатии, открытости с родными и близкими, а также регресс общения ребенка с самим собой и с выдуманными друзьями.

Шизофрения

Шизофрения – одно из наиболее тяжелых психических расстройств, что обусловлено нарушением мыслительных процессов, расстройством восприятия и неадекватным выражением эмоций. В отличие от большинства других психических расстройств, при шизофрении утрачивается трудоспособность, социальная адаптация. Шизофрения часто становится причиной инвалидности.

Безусловно, существует несколько вариантов течения шизофрении, отличающиеся по своей тяжести, нарушению качества жизни и социальной дисфункции.

При полноценном лечении на самых ранних этапах возникновения данного заболевания у пациента появляются все шансы на выздоровление. Но, к сожалению, таких ситуаций в отечественной психиатрии наблюдается пока очень мало, что связано с поздним обращением к психиатру даже при наличии симптомов психического расстройства.

Читайте так же:
Ранние признаки шизофрении у детей

Специалисты Клиники К+31 призывают к внимательному отношению к своему здоровью и здоровью своих близких, а при выявлении любых изменений в сфере психики немедленно обращаться за медицинской помощью, несмотря на все предрассудки. Только благодаря своевременной консультации и лечению (при необходимости) можно избежать серьезной психической патологии.

Причины шизофрении

Благодаря многолетней истории изучения шизофрении, на сегодняшний день открыто много этиологических факторов, в той или иной степени способствующих развитию данной патологии. Современная наука все больше и больше открывает завесу тайны возникновения шизофрении, какие-то механизмы уже достоверно изучены, другие – достояние будущего.

Если в недалеком прошлом основные причины шизофрении видели в социальном окружении, условиях жизни, особенностях личности, то сегодня большее предпочтение отдается наследственным, генетическим и нейробиологическим механизмам развития шизофрении у человека.

Исключить какой-либо фактор в пользу другого – нельзя, так как достоверно известно о взаимном дополнении и усилении причин. Таким образом, формируются различные модели происхождения шизофрении: «модель стресс-диатез», «психодинамическая модель», «биопсихосоциальная модель» и даже «социокультурная модель».

Клиническая картина шизофрении

Симптоматика настолько богата, что уже не однократно рассматривался вопрос о шизофрении, как собирательном понятии, включающем в себя одновременное наличие у одного человека нескольких различных психических расстройств. Однако данная идея не получила всеобщего признания, поэтому на сегодняшний день шизофрения – отдельное психическое расстройство, отдельная нозологическая единица.

Шизофрения – это не «раздвоение личности», как принято считать в широких массах. Основными признаками являются тяжелые психотические симптомы в виде бреда и галлюцинаций (продуктивная симптоматика).

Бред проявляется не только в виде хаотичного, несвязанного, бессмысленного разговора, но и бредовыми поступками, бредовыми идеями. Галлюцинации в подавляющем большинстве слуховые, они частые и длительные.

Обязательным симптомокомплексом шизофрении являются когнитивные нарушения, которые проявляются ограничением от общества, невозможностью вести диалог, утратой способности к обучению, снижением внимания. К когнитивным нарушениям относится и расстройство мышления (дезорганизация мыслей, открытость собственных мыслей для окружающих, присутствие чужих мыслей).

Продуктивная симптоматика в совокупности с когнитивными нарушениями составляют группу позитивных симптомов шизофрении.

К негативным симптомам шизофрении относится:

  • Апатия;
  • Бедность речи;
  • Ангедония (отсутствие удовольствия);
  • Патологическое отсутствие воли, мотивации;
  • Нарушения эмоциональной сферы (отсутствие эмоций или крайне слабое выражение).

Диагноз шизофрении может быть установлен только при наличии всех основных групп симптомов, которые присутствуют у больного не менее одного месяца.

Лечение шизофрении

Лечение шизофрении представляет собой очень трудную задачу. Осознавая крайне низкую вероятность полного исцеления, психиатрия ставит себе задачу полноценной поддержки пациентов, учащения и удлинения периодов ремиссии, возвращения или максимальной интеграции больного в общество, и, безусловно, купирования наиболее выраженных и тяжелых симптомов.

Лекарственная терапия шизофрении включает назначение нейролептиков (антипсихотических препаратов), главным представителем которых является хлорпромазин (торговое название «Аминазин»). Нейролептики направлены на устранение продуктивных симптомов. Длительность приема, выбор конкретных препаратов или их комбинация, режимы дозирования подбираются строго индивидуально.

Большую роль в лечении шизофрении играет психотерапия, основное направление которой связано с сохранением и улучшением когнитивных способностей пациента (когнитивно-поведенческая терапия, когнитивная тренировка). Также существует большое количество и других психотерапевтических методик (семейная терапия, методика самопомощи, арт-терапия).

Шизофрения у детей

Шизофрения у детей

Шизофрения у детей – это психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

МКБ-10

Шизофрения у детей

Общие сведения

Термин «шизофрения» используется с начала XX века, происходит от словосочетания на греческом языке – «расщепление ума, рассудка». Название болезни отображает ее основной клинический признак – двойственность, амбивалентность различных сфер психики. Распространенность шизофрении составляет 1-1,6%. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст, эпидемиологические показатели выше средних в 3-4 раза. Расстройство чаще диагностируется у мальчиков, гендерное соотношение 1,5:1. У подростков преобладают злокачественная параноидная, приступообразная и шизоаффективная формы. Пики обострений и дебютов регистрируются весной, что частично объясняется колебаниями аффективного состояния.

Шизофрения у детей

Причины

Причины заболевания до конца не выяснены. Выделены патогенные факторы, сочетание которых ассоциируется с повышенным риском шизофрении. Распространение получила идея о биологической предрасположенности и зависимости дебюта от воздействий окружающей среды. Комплексное действие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели развития шизофрении. Включены следующие компоненты:

  • Генетическая предрасположенность. Изменения генов (делеции, дупликации последовательностей ДНК, полиморфизм, уровень экспрессии гена RELN), передаются от родителей либо становятся результатом мутаций, являются неспецифическими, обнаруживаются при психотических расстройствах.
  • Пренатальные воздействия. Риск шизофрении повышается при неблагоприятных условиях внутриутробного развития на этапах закладки и формирования нервной системы (алкоголизм матери, интоксикации, инфекции).
  • Семейные отношения. Развитию болезни способствует неадекватное эмоциональное, физическое отношение родителей, ранняя утрата матери/отца, заброшенность, враждебность, необоснованная критика, навязывание чувства вины, гиперопека, воспитание «кумира», холодность, недостаток эмпатии, физическое и эмоциональное насилие.
  • Социальные условия. Факторами риска являются низкий социальный статус семьи, тяжелые материально-бытовые условия, вынужденные миграции, расовая и религиозная дискриминация, социальная изоляция.
  • Алкоголизм, наркомания. Шизофрении подвержены подростки с токсическими зависимостями. Провоцирующим фактором является использование амфетаминов, алкоголя, галлюциногенных и стимулирующих средств, каннабиса.
  • Психологические особенности. Развитию шизофрении способствуют эмоциональные, личностные свойства, искажающие восприятие и оценку ситуации. Впечатлительные, поддающиеся внешнему влиянию, склонные к фантазированию дети проявляют повышенное внимание к угрозам, чересчур эмоционально реагируют на стрессовые стимулы, что становится основой для появления психотической симптоматики.
Читайте так же:
Шизофрения основные формы и типы течения шизофрении

Патогенез

Патогенетические механизмы шизофрении продолжают исследоваться. Наиболее доказанным является предположение о локальной гипоксии мозга в периоды интенсивного созревания и миграции нейронов. Исследования головного мозга выявляют расширение третьего и боковых желудочков, атрофию коры, расширение борозд, уменьшение объемов гиппокампа, таламуса, миндалевидного тела, префронтальной области (правое полушарие), нарушение симметрии извилин височных областей.

Определяется изменение метаболизма, размера, ориентации и плотности клеток гиппокампа, префронтальных зон. Предположительно патогенетической основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации внимания. Клинически данные изменения проявляются легкой отвлекаемостью, удлинением времени реакции на сенсорные стимулы, затруднениями переключения внимания, недостаточным подавлением слабых (вторичных) раздражителей.

Классификация

Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативной и продуктивной симптоматики. Выделяют три формы заболевания:

  1. Непрерывно-прогредиентная. Злокачественная форма шизофрении, характеризующаяся быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренического синдромов. За 2-4 года формируется олигофреноподобный дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
  2. Непрерывная вялотекущая. Заболевание развивается медленно. На протяжении нескольких лет формируются неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения мыслительных процессов возникают поздно.
  3. Приступообразная малопрогредиентная. Шизофрения проявляется волнообразно: периоды приступов характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивостями, маниакально-депрессивными синдромами. Между приступами выявляется неврозоподобная симптоматика. Течение относительно благоприятное с ремиссиями после одиночного приступа (25%), с малой прогредиентностью (50%).

Симптомы шизофрении у детей

Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регресса, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронным развитием психических функций, кататоническими расстройствами. Бред проявляется рудиментарно – страхами, навязчивостями.

Шизофрения у детей раннего и младшего возраста сопровождается снижением активности, нарастанием апатии, равнодушия к играм, любимым занятиям. Возникает стремление оградиться от окружающих. Ребенок становится замкнутым, предпочитает находиться в одиночестве, отказывается от коллективного времяпрепровождения. Характерно повторение однообразных действий: хождение по периметру комнаты, перекладывание игрушек, выполнение штриховки карандашом. Поведение импульсивное, эмоциональная неустойчивость проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.

У дошкольников, школьников определяются искажения восприятия, качественные нарушения мышления. Бредовые идеи высказываются детьми самостоятельно, определяются через неадекватность поведения. Патологические концепции рудиментарны либо имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Преобладает бред отношения, преследования, подмены родителей. Чем старше ребенок, тем более выражена бессвязность процесса мышления, соскальзывание на вторичные признаки предметов и событий, обрывочность мыслей.

Ребенок неспособен поддержать разговор на заданную тему, из-за недостаточной целенаправленности, хаотичности ассоциаций речь становится «разорванной», логические связки отсутствуют. Искажение восприятия приводит к развитию галлюцинаций. Эмоции становятся обедненными, уплощенными. Неадекватность аффекта проявляется равнодушием к проблемам близких людей (болезням, расставаниям, смерти), бурными реакциями страдания, счастья по отношению к незнакомцам, животным. Дети могут быть дурашливыми, эмоционально «холодными», пребывать в состоянии эйфории или подавленности без причины. Со временем движения теряют плавность, осанка, поза становятся дисгармоничными, лицо – «маскообразным».

В подростковом возрасте к вышеперечисленным симптомам добавляются более сложные. Развивается «метафизическая интоксикация» – склонность к беспочвенному философствованию, оторванному от реальности, отличающемуся примитивностью суждений, отсутствием критического отношения. Непринятие своего тела выражается дисморфофобическим синдромом – устойчивой, некорректируемой идеей о неприглядности, уродстве определенной части тела. Гебоидная симптоматика проявляется нарушениями поведения – подросток становится грубым, проявляет негативизм, неприязнь к окружающим, демонстрирует свое превосходство. Дурашливость, детскость, гримасничанье, кривляние, бессодержательно-веселое настроение определяются при гебефреническом синдроме.

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества, совершения асоциальных действий, суицидальных поступков. Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику.Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.
Читайте так же:
Шизофрения можно ли с ней жить нормально

Дифференциальная диагностика

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом,, шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта, социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • Психотерапия. Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Интервью. Эрик Рубинштейн: «Детской шизофрении на самом деле не существует»

eric01

Эрик Рубинштейн, доктор наук, научный сотрудник Университета Висконсин-Мэдисон, который изучает эпидемиологические и статистические методы, помогающие лучше понять различные факторы, влияющие на людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями интеллектуального развития. Ниже приводится интервью с доктором Рубинштейном, которое он предоставил во время III Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута».

Согласно последним оценкам, каков уровень распространения аутизма в мире?

Наша оптимальная оценка сводится к тому, что 1% людей в мире имеют аутизм. Она основана на тех исследованиях, которые были проведены в разных регионах, и на предположении о том, что в этом отношении люди одинаковы везде. Результаты подобных оценок варьируются – например, в США этот уровень составляет 2,7%, а в некоторых регионах это лишь 0,1%.

В России пока не получены результаты первого исследования превалентности аутизма. Оправдано ли заявление о том, что аутизм есть примерно у 1% российских детей, даже если реальное количество диагнозов намного меньше?

Да, я считаю, что это хорошая цель для программ по улучшению диагностики. Если учесть те критерии аутизма, которые существуют на данный момент, это вполне разумная цифра, от которой можно отталкиваться.

То есть, это верная оценка?

«Верная» в данном случае слишком сильное слово, скорее, это то, что можно ожидать. И это хорошее предположение для того исследования превалентности, которое проводится в России сейчас. Для исследования превалентности необязательно, чтобы у ребенка стоял диагноз. Мы все равно можем установить аутизм по тем записям, которые существуют о ребенке. В аналогичном исследовании в США мы установили, что примерно у 20% детей с аутизмом никогда не стоял этот диагноз. Другими словами, каждый пятый американский ребенок с аутизмом не имеет правильного диагноза. Предполагаю, что в других странах, где система выявления аутизма гораздо слабее, эта доля будет намного выше.

Есть ли какие-то риски у неверных диагнозов? Если ребенку так и не был поставлен диагноз «аутизм», то отразится ли это негативно на его жизни?

Существующие исследования указывают на то, что ранняя диагностика связана с более благоприятным прогнозом для ребенка в будущем. Детям с аутизмом необходимо интенсивное раннее вмешательство, и чем раньше оно начнется, тем успешнее будет. Важно, чтобы ранняя помощь начиналась тогда, когда мозг максимально пластичен. Кроме того, здесь я могу говорить только о США, я не знаю ситуации в вашей стране, диагноз означает больше услуг в области образования, вы можете претендовать на больший объем специальной педагогической помощи, например, на то, чтобы ребенку предоставили тьютора в классе.

Очень часто для обучения таких детей критически важно учитывать их сенсорные проблемы или трудности с вниманием и адаптировать к ним учебный процесс.

Это уже не вопрос уменьшения симптомов аутизма, а вопрос учета специфических особенностей аутичных детей, которым часто нужна дополнительная поддержка, чтобы находиться в классе или с другими детьми. Нужно учитывать эти особенности, например, повышенную чувствительность к шуму.

Читайте так же:
Могут ли неврозы привести к шизофрении

Но если у этих детей нет верного диагноза, то какой диагноз им обычно ставится? Или их просто считают «трудными» детьми?

Это во многом зависит от страны – в разных регионах таким детям ставят разные диагнозы. В США у таких детей обычно стоит диагноз «общая задержка психического развития» – это вроде диагностической паузы, прежде чем будет решено, о каком расстройстве идет речь. В некоторых странах до сих пор используется такой диагноз как «ранняя детская шизофрения», хотя в США мы давно уже его не признаем.

Также есть дети с более высоким уровнем функционирования, и у такого ребенка может вообще не быть никаких диагнозов. Окружающие, как правило, видят, что этот ребенок отличается, но аутизм у таких детей редко выявляется, и они не получают помощи.

Вы не могли бы рассказать подробнее о диагностике детской шизофрении. Вы говорите, что это устаревший диагноз? Вы бы согласились с таким мнением, что аутизм со временем может «перейти» в шизофрению?

Шизофрения и аутизм – это два разных явления, два разных расстройства. И диагностика этих двух расстройств сильно различается. Аутизм – это нарушение социальной коммуникации, социального взаимодействия и повторяющиеся виды поведения. Что касается шизофрении, то я не эксперт по этому заболеванию, но оно включает эпизоды мании, галлюцинации и другую подобную симптоматику.

Аутизм и шизофрения могут присутствовать у человека одновременно. Более того, если вы человек с аутизмом, ваш риск шизофрении будет выше, чем у людей без аутизма. Однако аутизм всегда существует изначально, так как шизофрения развивается не раньше, чем в подростковом возрасте. Так что такого явления как «детская шизофрения» на самом деле не существует. Потому что, по современным определениям шизофрении, это заболевание, которое начинается у людей старше 15 лет.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что речь идет о двух разных состояниях. Есть исследования, которые указывают на схожесть в происхождении аутизма и шизофрении, возможно, в том, какие мозговые структуры оказываются затронуты, но это два разных состояния.

Риск шизофрении при аутизме в два раза выше, возможно, по причине каких-то общих причин в их происхождении. Однако это лишь означает, что если распространение шизофрении среди населения в целом составляет 1%, то среди людей с аутизмом это 2%. Другими словами, 98% людей с аутизмом не заболеют шизофренией, и на практике такое сочетание встречается не так уж часто.

И аутизм, как диагноз, является пожизненным?

Да. Мне кажется, в какой-то степени он становится частью личности человека, того, кто он такой. Возможно, что человек и перестанет соответствовать строгим диагностическим критериям аутизма во взрослом возрасте, но это не значит, что он стал другим человеком. Просто нужно учитывать, что мы оцениваем аутизм по вопросам, интервью и так далее – у нас нет анализа крови. Так что мы не можем с абсолютной уверенностью заявить, есть ли аутизм у того или иного человека, или его нет. Тем не менее, мы знаем, что на протяжении жизни человека определенные характеристики, связанные с аутизмом, более-менее сохраняются.

Вы не могли бы рассказать про диагностику аутизма у взрослых. Исследования превалентности в основном проводятся вреди детей, но можно ли предполагать, что среди подростков и взрослых людей сейчас такой же уровень аутизма, просто он не диагностирован?

Это хороший вопрос. В этой области необходимо проделать очень много работы. Проблема в том, что для диагностики взрослых до сих пор не было разработано стандартизированных диагностических инструментов. Существующие инструменты и шкалы разработаны для детей, и они очень специфичны именно для детей. Например, ребенка просят поиграть с игрушкой или рассказать сказку – для взрослых все это не подходит, для них нужно будет изменить инструменты.

Здесь в какой-то степени вопрос про курицу и яйцо. Мы знаем очень мало взрослых с аутизмом, поэтому нам сложно разработать диагностический инструмент, так как нам будет сложно его протестировать среди достаточного количества людей. Однако сейчас все больше детей, которым диагноз был поставлен в детстве, становятся взрослыми, и можно надеяться, что это позволит нам улучшить наши измерения аутизма у взрослых. Мы можем протестировать диагностические методики среди таких взрослых, а потом перейти к тем взрослым, у которых не было возможности для диагностики в прошлом.

Были попытки адаптировать для взрослых измерения для детей, но опыт показывает, что они не слишком успешны. В области диагностики аутизма у взрослых нам нужно начинать с нуля и разрабатывать новые подходы специально для этой возрастной группы.

Существуют ли уже какие-то исследования по аутизму среди взрослых?

Читайте так же:
Шизофрения на фоне органического поражения

Да, конечно, я сам принимал участие в таких исследованиях. Трудно найти группу таких взрослых для исследования, так как у многих взрослых с аутизмом все еще нет диагноза. Тем не менее, очень важно изучать, как аутизм отражается именно на взрослой жизни. Например, каково состояние здоровья у взрослых с аутизмом, нет ли у них повышенного уровня каких-то медицинских проблем, например, сердечных заболеваний? Моя работа касалась именно этих аспектов.

Что касается проявлений аутизма во взрослом возрасте – это немного сложнее, так как обычно этот диагноз стоит у взрослых с более тяжелыми случаями аутизма, когда в детстве их симптомы очень явно и однозначно указывали на аутизм. Так что может показаться, что аутизм приводит к тяжелым последствиям во взрослой жизни, но нужно учесть, что мы и наблюдаем взрослых с наиболее тяжелыми формами аутизма.

Каков, по вашему мнению, прогноз для тех детей с аутизмом, которым сейчас ставится диагноз?
Исследования в этой области все еще находятся на ранней стадии. Однако недавнее исследование показало, что определенный процент детей с аутизмом в дальнейшем уже не соответствуют критериям для диагноза. Пока не известно, связано ли это с конкретным вмешательством или терапией, или это индивидуальные особенности развития ребенка. Однако, как я уже говорил, у нас нет анализов крови, так что всегда будут дети, которые с возрастом перестанут соответствовать диагностическим критериям. Просто потому, что если вы находитесь на «границе» спектра, то вы с легкостью можете перейти в ту или иную сторону.

Развитие каждого следует своим путем, и в каких-то случаях этот путь лежит за границы этого диагноза. Но это не значит, что эти люди кардинально изменятся, что изменится их личность. У людей есть свой жизненный путь, независимо от того аутичные они или нет, главное, чтобы на этом пути люди были счастливы и получали необходимую поддержку и помощь, которые помогут им максимально наслаждаться жизнью.

Вы не могли бы подробнее рассказать, что это за поддержка и помощь, и как различаются подходы к ним в разных странах?

Конечно, здесь есть экономически компонент. Эффективные вмешательства часто очень дороги, возможно, семье приходится платить за них из собственного кармана. Кроме того, такие вмешательства требуют длительного времени и активного участия со стороны семьи, что может быть трудно для многих родителей.

Ситуация осложняется тем, что многие родители пытаются сделать все, что только в их силах, и это может приводить к тому, что они пробуют самые разные методики, в том числе те, которые не имеют никаких научных оснований.

Что касается вопросов лечения, то это не совсем в границах моей научной компетенции, но лично я считаю, что первая задача в помощи людям с аутизмом – это уменьшение других проблем со здоровьем. Например, если мы сможем улучшить сон, уменьшить проблемы пищеварения, то есть повлиять на состояния, которые часто встречаются при аутизме, то я уверен, что улучшение общего состояния ребенка также улучшит и его поведение.

Кроме того, я считаю, что очень важно, чтобы ребенок получал много внимания в образовательных учреждениях, может быть, сопровождение тьютора или занятия в маленьком классе. Одновременно важно, чтобы он был максимально интегрирован в среду своих сверстников. Важно добиться баланса между двумя этими подходами, так как ребенку с аутизмом нужно и то, и другое – много педагогического внимания и целенаправленного обучения, но одновременно его нельзя подвергать сегрегации, важно, чтобы у него была возможность взаимодействовать с детьми без аутизма в той степени, в какой это для него возможно на данный момент.

Вы проводили исследования в разных регионах, в том числе с очень ограниченными ресурсами. Что можно предпринять в регионе, где прямо сейчас нет системы помощи при аутизме?

Во всех регионах, независимо от уровня ресурсов, крайне эффективны и важны так называемые «вмешательства, опосредованные родителями». Это значит, что родители учатся, как проводить терапию с ребенком. Родители могут уделить массу часов занятиям с ребенком, они могут взаимодействовать с ним в самой разной среде, и они всегда рядом. Так что не обязательно нанимать популярного поведенческого терапевта или возить ребенка в специализированный центр, если родители знают, как заниматься с ребенком, то они могут это делать.

Конечно, нужно много времени и усилий, чтобы провести качественное обучение родителей, но можно надеяться, что с распространением Интернета мы сможем обучить максимальное число родителей тому, как проводить терапию на дому, и это может быть доступно для родителей в любом уголке мира.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector