Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эффективное лечение расстройств аутистического спектра

Эффективное лечение расстройств аутистического спектра

Уникальная методика лечения успешно применяется более 20 лет. Принимаем детей на восстановительное лечение от 0 лет. Помогаем в сложных случаях.

Медаль доктор Блюм

Расстройства аутистического спектра

Аутизм обусловлен генетическими нарушениями развития головного мозга. Его первопричины заключены в генах, которые влияют на формирование синаптических связей. Аутизм относится к расстройствам аутистического спектра. Впервые официально о появлении диагноза РАС в медицинской статистике заявила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева в 2014 году. До этого времени страдающие РАС пациенты относились к лицам с психическими отклонениями неясной этиологии.

Приблизительно в это же время расстройства аутистического спектра разделили с другими схожими заболеваниями и перестали считать аутизм детской болезнью, которая после исполнения 18 лет плавно трансформируется в шизофрению. В BRT центре нейрореабилитации ведется лечение детей с диагнозом РАС. Здесь применяются эффективные авторские методы и зарекомендовавшие себя техники, которые используют в международной терапевтической практике. Уже после первого курса процедур становятся хорошо заметны изменения в состоянии ребенка.

Первые симптомы диагноза РАС: внимание к деталям

Расстройство аутистического спектра (РАС, ASD) ― это нарушение развития, провоцирующее социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы. Степень отклонений от нормы у каждого ребенка отличается. Аутизм сложно выявить до 2 лет, но первые симптомы обращают на себя внимание в возрасте 12-18 месяцев. Дети с РАС часто кажутся спокойными, уравновешенными, нетребовательными. Настораживающими симптомами в это время становятся отсутствие зрительного контакта с матерью и реакции на голос близкого человека.

Поводом для обращения к врачу становятся следующие признаки:

  • В возрасте 6 месяцев у ребенка нет проявлений радости, удовольствия.
  • В 12 месяцев ребенок не отзывается на собственное имя.
  • После исполнения года малыш не пытается войти в контакт со взрослым, поболтать с ним на «детском» языке.
  • В год ребенок не показывает заинтересованности в происходящих вокруг событиях.
  • В 16 месяцев ребенок не произносит никаких слов.
  • В 24 месяца малыш не способен говорить простейшие фразы из 2 слов, подражать словам мамы и пытаться их повторить.

В более старшем возрасте такие дети не стремятся играть со взрослыми и сверстниками, не проявляют готовности к тактильному контакту, не отзываются на обращение к ним, повторяют одни и те же слова (фразы) или движения, не могут выразить свои желания, не понимают вопросов.

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Сложность идентификации диагноза РАС

Диагноз РАС сложно идентифицировать, так как часто он идет в сопровождении других нарушений. Среди них эпилептические припадки, депрессивные расстройства, гиперактивное поведение (связанное с дефицитом внимания). Сохранность интеллекта тоже существенно разнится. В этой группе встречаются умственно отсталые и дети с хорошими познавательными способностями. При дифференциальной диагностике исследователи стараются сразу отсечь нарушения слуха и специфические отклонения в речевом развитии. Чем раньше и точнее поставлен диагноз, тем эффективнее коррекция выявленных особенностей.

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Как лечить РАС: классика или новаторство

До сих пор не существует оптимального метода лечения расстройств аутистического спектра, дающего ощутимые результаты при работе с пациентами разных возрастов. К традиционным техникам лечения относят медикаментозную терапию, методики психосоциальной помощи, поведенческой терапии, безглютеновую диету, структурированное обучение, трудотерапию и логопедические практики. Эти варианты лечения, как правило, менее чем удовлетворительные, что приводит только к частичному улучшению одного или нескольких аспектов заболевания.

ЗАДЕРЖКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В чем преимущество BRT центра нейрореабилитации

В нашем центре используются международные практики и авторские методы терапии аутизма. В их числе уже зарекомендовавшие себя техники:

  • Императивно-корригирующая гимнастика. Процедура направлена на гармонизацию мышечно-суставного баланса, нормализацию работы опорно-двигательного аппарата. Эта форма терапии относится к категории структурной реабилитации. Миофасциальное расслабление корректирует неподвижность скелетных мышц, устраняет дискомфорт, стимулирует рефлекс мышечного растяжения. ИКГ улучшает кровообращение, повышает оксигенацию, способствует эвакуации токсинов из организма. Все это объясняет улучшение моторной и неврологической функций у детей с РАС.
  • Метод Фельденкрайза. В ходе занятий с детьми улучшается дифференциация движений и ощущений собственного тела. Ребенок учится чувствовать себя и свое местоположение в пространстве. Этот метод эффективен в коррекции сенсорных проблем, которые становятся причиной острого стресса для ребенка с РАС и членов его семьи.
  • Нейропсихологическая оценка. Проводится для лучшего понимания сильных сторон личности конкретного ребенка и проблем, которые мешают его гармоничному развитию. Тестирование раскрывает информацию о причинах поведения и дает основу для разработки индивидуального плана лечения.

В BRT клинике работают известные профессора и специалисты в области неврологии и нейропсихологии. Ваше обращение к нам ― начало успешного избавления от ухудшающих качество жизни диагнозов.

Петракова Ольга Алексеевна

Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.

Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Проходила обучение и стажировки в Японии, Австралии, Тайланде, Сингапуре. Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).

Читайте так же:
Лечение шизофрении у детей 8 лет

Профилактика коронавируса и безопасность лечения

  • Каждые 14 дней сотрудники клиники сдают анализ на коронавирусную инфекцию. Медперсонал использует медицинские маски, перчатки, одноразовые халаты и шапочки.
  • Одновременно в центре находится не более 10 человек на 500 квадратных метрах. У нас нет скопления людей. Меньше контактов – меньше шансов заболеть.
  • Усилены меры санитарной безопасности. Мы регулярно обрабатываем и дезинфицируем все поверхности и помещения в клинике. Маску предоставляем в подарок.
  • В постоянном режиме работают очистители и ионизаторы воздуха. Проветривание всех помещений мы осуществляем на протяжении всего рабочего дня.

Петракова Ольга Алексеевна

Гассан Татьяна Анатольевна

Видеоотзывы пациентов

Анна Мельникова

Анна Мельникова
Чемпионка мира по спортивным танцам
У меня была резкая боль из-за сильного вывиха руки. МРТ показало, что есть разрыв мягких тканей. Мне давали 3-4 месяца на восстановление. С момента травмы я занимаюсь 2-3 недели. Объем движений уже достаточно большой.

Екатерина Варнава

Екатерина Варнава
Телеведущая, актриса, участница «Comedy Woman»
Я оступилась и у меня произошел разрыв связок. Сказали, что нужно ставить гипс, с которым я должна проходить 1,5 месяца. Тем же вечером меня отправили к Николаю Блюму, который меня буквально за 3 дня поставил на ноги.

Ирина Бодрова

Ирина Бодрова
Реабилитация после травмы спины
Я долго занималась айкидо и там получила травму позвоночника. Потом в течение 10 лет я обращалась к разным специалистам по мануальной терапии, физиологам, неврологам. Все пытались помочь, но жизнь моя была в постоянной боли.

Зубова Варвара

Зубова Варвара
Чемпионка Европы по спортивной гимнастике
Первый раз я попала в Клинику Биати 5 лет назад. У меня была травма голеностопа. Николай Эвальевич мне помог восстановится. За 2 занятия я сразу же приступила к тренировкам.

Шизофрения у ребенка 4 лет как проявляется

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

cv555, насчет прогнозов — дело сложное. Пару лет назад при местном ПНД был курс лекций по повышению квалификации по шизофрении, можно было желающим походить, вход был свободный, была на нескольких выборочно, из любопытства.
В частности, понняля, что сейчас принято доостаточно активное направление по встраиванию людей с этим диагонозом в жизнь. Хотя тут уже лекарства и никак без них.

Школа 8 вида вовсе не страшна Только надо заранее конкретно посмотреть в какую, какие варианты обучения. За прошедшие годы я понимаю, что тот уровень самостоятельности и жизни в коллективе, который сын имеет и освоил (не сразу ) мы никогда бы не получили в общеобразовательной. Там кончилось бы индивидуалкой или с сопровождением постоянным в классе. А программа. мой меньше ошибок делает, чем многие в обычной Рассказы и пересказы — как и у Дилены — это у них всех туго.

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Цитата: Исходное сообщение добавлено Дилена
Nata, всё дело в том, что чем раньше поставлен диагноз шизофрения, тем сложнее вливаться в эту самую обычную жизнь. .

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Nata ,я тоже уже для себя поняла,что школа 8 вида моей оптимальна-там их к жизни готовят. Очень надеюсь,что сможем избежать самого плохого. У меня просто есть знакомый мальчик с диагнозом детская ШЗ.К сожалению,лет в 18 его родители вынуждены были отдать его в социнтернат,стал опасен. очень боюсь такого исхода.

Едиствннное,надеюсь только,вдруг ошиблись? не знаю,перечитала кучу всего,по симптомам у моей классический аутизм. вообще не вижу ничего на ШЗ похожее. Но врачи в стационаре хорошие,наверное им виднее.

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Еще так,просто интересно,почему я нигде не могу форума найти родителей детей с ШЗ? Аутистов ну оочень много,а ШЗ нет. Хотя судя по нашей больнице,у нас этот диагноз очень часто ставят. Еще,сейчас вспомнила, меня немного удивили слова лечащего врача, что в выписке она нам напишет более «мягкий» диагноз(какое-то там расстройство), но типа знайте, что это именно «вялотекущая детская шизофрения». а почему бы тогда не назвать сразу как есть?

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Аватар

Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

rozab ,спасибо, этот форум я видела, но там взрослые, мне интересно, когда именно с рождения или с раннего возраста якобы была ШЗ. У нас врачи предполагают именно это. А детская ШЗ, к сожалению, гораздо хуже. и дети к взрослому состоянию чаще всего сильно деградируют. Это говорят врачи. А в диагнозе я и сама сомневаюсь, врачи уверяют, что смотрели несколько человек и вроде, уверены. В общем, поживем-увидим. Я так думаю, что время покажет, правы они или нет. нам уже столько разных врачей ставили разные диагнозы-голова кругом идет. и все со 100% гарантией.

Читайте так же:
Могут ли неврозы привести к шизофрении

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

страхи. были есть и будут. вообще-то у меня и у самой есть немало их
Страхи были больше в детстве — не всегда можно было узнать, что именно напугало, чего боится. Во многом нам в этом помогли его рисунки, где-то по сюжетам и его комментарию что-то удавлось выцарапать.
Сейчас скорее тревожность (она и раньше была, просто на фоне страхов это уже не так замечалось и мешало).
Тревожимся «Мама, ты не потеряла ключ?!» (никогда не. но как-то был свидетелем ситуации — мальчик потерял и не мог попасть домой), не случилось ли что-то со мной, с папой, не сбежала кошка, не заболеет ли он чем-то опасным, от чего умирают (вопрос задаётся при любом прыще).. в общем, далее продолжаем, пока не надоест.
Тем не менее, движется вперёд, становится более самостоятельным, проявляет инициативу сделать новое сам, осваивает что-то новое, короче всегда есть продвижки вперёд.

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

cv555, а вы не спросили — откуда бессудорожная эпилепсия взялась? (в смысле — этот диагноз, а не она сама, эти штуки все в общем из одного ролдом — повреждение мозга, гипоксия)
Они мониторинг делали?
У сына в классе у мальчика что-то такое. Диагностировали только уже в школьном возрасте в стационаре, инвалидность оформили им. Он довольно агрессивный был (наша морда царапаная — его работа )
то, что тяжелын нейролептики не нужны — это хорошо, конечно. Нафик-нафик их. По огромной нужде только.

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Nata ,у нас безсудорожная эпилепсия давно, мы на депакине уже полгода. Она выявляется на ЭЭГ, очень большая активность в лобных долях. Я по собственной инициативе делала ей ночной ЭЭГ мониторинг для подтверждения еще полгода назад. Мы лечимся у неплохого эпилептолога по этому поводу. Ну в общем они это так называют, а вообще у нас просто очень сильная эпиактивность-никаких приступов и замираний не было никогда. Как мне сказал эпилептолог, она у нас от гипоксии скорее всего врожденная,просто раньше не могли выявить(она на обычной ЭЭГ не видна была).Вот сегодня мне врач сказала,что то,что у нас раньше называли эпишизофрения. но то есть ШЗ развивается на основе эпиактивности. И это очень опасно,но так как первопричина в неврологии-то ее нам и надо лечить.(и от этого кстати да,агрессия бывает очень сильная).

А еще нас сегодня хотела ПМПК областная отправить на домашнее обучение по 8 видуи это за 5 минут типа осмотра

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

Выявляемость аутизма в России за пять лет возросла более чем в 2,5 раза

МОСКВА, 2 апреля. /ТАСС/. Выявляемость расстройств аутистического спектра (РАС) за пять лет выросла в России более чем в 2,5 раза благодаря системному подходу, реализуемому Министерством здравоохранения РФ совместно с профессиональным сообществом. Рост показателей связан также с увеличением числа врачей-психиатров и детских психологов, прошедших дополнительное обучение по вопросам диагностики и терапии детей с РАС, сообщили ТАСС в Минздраве.

Аутизм — это нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни ребенка. Основные симптомы РАС — неспособность социализироваться, общаться с другими людьми, пользоваться жестами и мимикой, ограниченность интересов, стереотипные повторяющиеся действия. Лекарственная терапия для детей с РАС является вспомогательным методом лечения, основные усилия сконцентрированы в области педагогической коррекции, инклюзивного обучения и социальной адаптации детей, подростков и взрослых с аутизмом. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с 2007 года 2 апреля отмечается День распространения информации об аутизме.

"Выявляемость РАС за пять лет выросла более чем в 2,5 раза. Рост показателей выявляемости связан также с увеличением числа врачей-психиатров и детских психологов, прошедших дополнительное обучение по вопросам диагностики и терапии детей с РАС. Кроме того, были разработаны и обновляются клинические рекомендации, включающие вопросы диагностики и терапии детей с РАС", — сказали в министерстве.

Читайте так же:
Психические расстройства шизофрения и расстройства поведения

Также с 2020 года в рамках профилактических осмотров детей с двухлетнего возраста проводится скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития, в том числе РАС. "Также отмечаем, что в соответствии с 10-й версией Международной классификации болезней (МКБ-10), диагноз "Ранний детский аутизм" не имеет возрастных рамок, то есть может быть поставлен в любом возрасте. На практике чаще всего устанавливается с двух-трех лет", — добавили в Минздраве.

В 2019 году Министерство здравоохранения РФ сообщало о том, что число детей диагнозом аутизм в России превысило 31 тыс. человек, только в 2018 году РАС был впервые поставлен более чем 4 тыс. детей.

Тревожные знаки

Как подчеркнула в беседе с ТАСС президент АНО "Центр проблем аутизма" Екатерина Мень, изменения в российской статистике говорят не о том, что выросло количество людей с аутизмом, они значат, что РАС стали больше выявлять и более грамотно диагностировать. По ее словам, раньше ребенку с таким расстройством могли просто поставить не тот диагноз.

"Аутизм определяли как эндогенный психоз, один из видов шизофрении. Еще раньше причину заболевания видели в матери, которая недостаточно любит своего ребенка, мало за ним ухаживает, не кормит грудью. Психиатр Бруно Беттелхейм даже ввел в связи с этим термин "матери-холодильники", — сказала она.

Изменения в статистике, отмечает Мень, говорят и о том, что проблема становится более видимой: "В этом большая заслуга родительского движения — матерей и отцов, пробивающих стены ради получения их детьми адекватной помощи и возможностей социализации. Родительское сообщество детей с аутизмом в России очень развито и консолидировано. Большой вклад в понимание аутизма и инструменты его выявления вносит и Международная конференция "Аутизм. Вызовы и решения", которая проводится с 2013 года и в этом году пройдет уже в девятый раз. Она стимулирует медицинское сообщество учиться грамотно диагностировать аутизм и грамотно работать с людьми с РАС", — добавила Мень.

РАС всегда начинают проявляться в детском возрасте. Это нарушение коммуникации и социального поведения, поэтому выявить его можно, когда ребенок начинает проявлять способность к взаимодействию с другими людьми — примерно в полтора-два года.

В раннем детстве заподозрить наличие аутизма можно по наличию определенных признаков. Так, тревожными сигналами для родителей в раннем возрасте можно считать, если ребенок не реагирует на свое имя до 12 месяцев, не указывает на предметы пальцем до 14 месяцев, не играет в ролевые игры, например, дочки-матери, к полутора годам, может многократно повторять одни и те же слова или движения, избегает прямого взгляда глаза в глаза, предпочитает быть в одиночестве, испытывает проблемы с развитием речи, необычно реагирует на внешний вид, вкус, цвет и запах предметов, болезненно относится даже к небольшим изменениям в обстановке, не может понять, что чувствуют другие люди и что чувствует он сам, играет в игрушки без социального смысла и сюжета.

"При этом наличие одного или нескольких из этих симптомов не обязательно равно диагнозу РАС. Проверить свои подозрения родители могут с помощью теста M-CHAT-R/F. Это опросник, который позволяет выявить склонность к аутизму у детей 16-30 месяцев", — продолжила Мень.

Адаптироваться в обществе

По словам президента "Центра проблем аутизма", проявления расстройства можно подавить с помощью поведенческой и медико-биологической терапии. Лечение можно начать в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. К подростковому возрасту терапия дает заметные результаты, и ребенок имеет шансы адаптироваться в обществе и взаимодействовать с людьми.

"Поведенческая терапия или ABA-терапия — это комплексная терапевтическая программа, основанная на методе прикладного анализа поведения. Законы поведения объективны и универсальны, а вот терапия, основанная на них всегда индивидуальна. Она помогает ребенку освоить навыки, необходимые для коммуникации с другими людьми. В рамках этой терапии корректируют проблемное поведение и формируют необходимые навыки, которые при аутизме не формируются автоматически или обычным воспитанием, нежелательные формы поведения, которые мешают его социализации (например, публичные истерики) при формировании желательных (например, сообщать о своих желаниях социально приемлемым образом) постепенно угасают", — пояснила Мень, добавив, что медико-биологическая терапия также сугубо индивидуальна и зависит от тех факторов, которые спровоцировали развитие аутизма.

«Особенности поведения у детей с ранним аутизмом»

Ранний детский аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Читайте так же:
Острое полиморфное расстройство с элементами шизофрении

Необходимо знать, что «аутизм» — это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от других нарушений развития (например: олигофрении, алалии, шизофрении). Диагноз РДА — должен ставить только врач психиатр.

Первые признаки аутизма проявляются у ребенка в течение первых двух лет жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией.

В раннем возрасте возможно несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому (прежде всего к матери):

1. Дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, не выраженность «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха).

2. Возможна и негативная форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает, а даже стремится ударить.

3. Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается остаться без матери, тревожен при ее отсутствии (при этом он может не проявлять к ней ласки и нежности).

У детей дошкольного возраста в качестве основных компонентов аутизма выделяют:

1. «Уход в себя», значительное снижение контактов с окружающими или полное отсутствие их, погруженность в свой внутренний мир. Ребенок избегает раскрывать содержание своего внутреннего мира, часто вообще не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. И лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях.

2. «Избегание контакта» проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстранено и изолировано. Для этих детей характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, черты холодности, отчужденности.

3. Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта. Дети повышенно ранимы к резкому тону, замечанию в свой адрес. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.

4. Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.

Все вышеперечисленное, а также постоянный эмоциональный дискомфорт создает у ребенка почву для возникновения страхов. Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.д.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха.

Выделяется четыре группы раннего детского аутизма. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с ранним детским аутизмом.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма. Характерные признаки:

o эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

o реакция на внешние раздражители слабы;

o может присутствовать мутизм (ребенок не отвечает на вопросы и даже не даёт понять знаками, что он согласен вступить с окружающими в контакт);

o типична мимическая маска глубокого покоя;

o характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

o избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА. Характерные признаки:

o присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

o в речи преобладают однотипные штампы-команды;

o возможно выполнение просьб матери;

o чрезмерная привязанность к матери;

o сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

o стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

o стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

o ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА. Характерные признаки:

o наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

o способность выразить свои потребности посредством речи;

o поглощенность одним и тем же занятием;

o большой словарный запас “книжного характера”;

o парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА — наиболее благоприятная в плане коррекции. Характерные признаки:

o способность к общению;

o интеллектуальные функции сохранны;

o чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

o присутствие ритуальных форм поведения;

o круг общения ограничен близкими взрослыми;

o трудности в усвоении двигательных навыков.

Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом

Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т.п. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд.

Читайте так же:
Особенности мотивационной сферы при шизофрении

Ощущение и восприятие

Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта.

С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.

У детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно – своеобразие в становление экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся детей в виде гуления, у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету. Первые слова у детей появляются обычно рано. В 63% наблюдений это обычные слова: «мама», «папа», «деда», но в 51% случаев они использовались без соотнесения со взрослым. У большинства с двух лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. Но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. Они редко задают вопросы; если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. Некоторые демонстрируют выраженную многоречивость, но, несмотря на это, получить ответ на конкретный вопрос от таких детей очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована. Дети наиболее тяжелой, 1-й группы, могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-1 группы характерны «телеграфные» речевые штампы, эхолалии отсутствие местоимения «я» (называние самого себя по имени или в третьем лице – «он», «она»).

Не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей, например, способности к обобщению, к планированию. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия.

Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке. В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector