Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка депрессивно-стрессовых состояний у больных ишемической болезнью сердца в раннем реабилитационно-восстановительном периоде

Оценка депрессивно-стрессовых состояний у больных ишемической болезнью сердца в раннем реабилитационно-восстановительном периоде

Рузанова Л. В., Маликов В. Е., Бошян А. А., Арзуманян М. А.

ФГБНУ НЦССХ им. А.Н. Бакулева;

Цель работы :
проведение анализа эмоциональных состояний упациентов с диагнозом ИБС после операции АКШ с использованием клинико-психологических методов.

Материал и методы.
В качестве экспериментальной группы было обследовано 10 пациентов в возрасте 50-60 лет (5 мужчин и 5 женщин). Сроки пребывания на долечивании колебались от 7 до 15 дней. Контрольная группа состояла из здоровых сотрудников центра. Было обследовано 10 человек возрасте 50-60 лет (5 мужчин и 5 женщин). В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: 1. Провести эмпирическое исследование эмоционального состояния и особенностей личности, свойственных больным с диагнозом ИБС 2. Провести эмпирическое исследование эмоционального состояния и особенностей личности, свойственных группе здоровых людей 3. Изучитьвлияние негативных и положительных эмоций на процесс выздоровления в группе больных лиц. Методы исследования: 1. Опосредованное и непосредственное наблюдение 2. Опросник К. Изарда «Основные эмоциональные черты» 3. Методика Самооценки тревожности Спилбергера-Ханина 4. Тест на истощение жизненных сил и депрессию А. Аппелса 5. Шкала психосоциального стресса Л. Ридера

Результаты.
1) Показатели реактивной и личностной тревожности статистически значимо выше в группе больных респондентов, чем у здоровых U(20) = 72, p<0,1 с преобладанием нестабильного эмоционального состояния, сопровождающегося напряжением, беспокойством, нервозностью.
2)У мужчин с ИБС выше показатели личностной и реактивной тревожности, а у женщин с ИБС сильнее выражен психосоциальный стресс.
3)У респондентов с ИБС преобладают такие эмоции как горе, презрение, страх сострадание.
У здоровых преобладают возбудимость, интерес F(9)=3,6, p<0,1, удивление F(9)=3,2, p<0,1. и стыд F(9)=3,23, p<0,1. Чувствительность к мнениям и чувствам других, социальная конформность, а также интерес к окружающему миру, удивление снижают риск возникновения ИБС.4) Основными факторами, сопутствующими ИБС, являются такие эмоциональные черты, как отсутствие интереса к жизни, страдание и горе, низкий порог возбудимости и, как следствие, позднее отреагирование чувств.

Заключение.
В данной работе показано, что здоровый человек имеет риск возникновения заболевания, в частности сердечно-сосудистой системы, вследствие депрессивных травмирующих переживаний, продолжительных стрессовых ситуаций, психоэмоциональных нагрузок и отсутствия эмоционального контроля.Личность человека в период заболевания наиболее подвержена расстройствам настроения, поскольку в это время происходит приспособление организма к новым ощущениям и положению. Это в свою очередь способствует замедлению процесса выздоровления, этому служат подтверждениемотечественные и зарубежные исследования.

Читайте так же:
Шкалы для оценки деменции

Шкала реактивной и личной тревожности спилбергера ханина


МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ Ч.Д.СПИЛБЕРГА, Ю.Л. ХАНИНА

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности- естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги»

Шкала самооценки состоит из 2- х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания №1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам
РТ= Σ1- Σ2 +50
Где Σ1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17,18;

Σ2- сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20)

ЛТ= Σ1- Σ2 + 35
Где Σ1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 20;

Σ2-сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 –низкая тревожность;31- 45- умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги у человека в ситуации оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Читайте так же:
Деменция и псевдоагнозии при деменции

(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет»Нет, это не такПожалуй, такВерноСовершенно верно
1Я спокоен1234
2Мне ничто не угрожает1234
3Я нахожусь в напряжении1234
4Я испытываю сожаление1234
5Я чувствую себя свободно1234
6Я расстроен1234
7Меня волнуют возможные неудачи1234
8Я чувствую себя отдохнувшим1234
9Я встревожен1234
10Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения1234
11Я уверен в себе1234
12Я нервничаю1234
13Я не нахожу себе места1234
14Я взвинчен1234
15Я не чувствую скованности, напряжённости1234
16Я доволен1234
17Я озабочен1234
18Я слишком возбуждён и мне не по себе1234
19Мне радостно1234
20Мне приятно1234

Лицевая сторона бланка

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО . Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет»Почти никогдаИногдаЧастоПочти всегда
21Я испытываю удовольствие1234
22Я очень быстро устаю1234
23Я легко могу заплакать1234
24Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие1234
25Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения1234
26Обычно я чувствую себя бодрым1234
27Я спокоен, хладнокровен и собран1234
28Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня1234
29Я слишком переживаю из-за пустяков1234
30Я вполне счастлив1234
31Я принимаю всё слишком близко к сердцу1234
32Мне не хватает уверенности в себе1234
33Обычно я чувствую себя в безопасности1234
34Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей1234
35У меня бывает хандра1234
36Я доволен1234
37Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня1234
38Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть1234
39Я уравновешенный человек1234
40Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234
Читайте так же:
Как вылечится от заикания самостоятельно взрослому

Оборотная сторона бланка

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышение чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания №1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10-15 сек:
Показатель РТ высчитывается по формуле:

Где Σ1- сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5 ;

Σ2- сумма по пунктам 1, 3, 4.

Величина показателя меняется от 5- 20
Бланк для ответов
ШКАЛА САМООЦЕНКИ
Фамилия_____________________________________Дата_______________

Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина)

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным [30].

Личностная тревожность характеризует устойчи­вую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состо­янием тревоги. Реактивная тревожность характеризует­ся напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональны­ми и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естес­твенная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1 — 20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21 — 40) тревожность.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Шкала самооценки

(Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

А — Нет, это не так

D — Совершенно верно

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = Σ1 — Σ 2 +35,

Читайте так же:
Народные средства от ночного энуреза у детей народными средствами

где Σ 1– сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Σ 2 -сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = Σ1 — Σ 2 + 35,

где Σ 1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23,24,25, 28, 29,31,32,34,35,37, 38, 40; Σ 2 — сумма остальных цифр по пунктам 21,26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 —умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

Для оценки динамики состояния тревоги (напри­мер, до занятий аутотренингом и после курса аутот­ренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1—20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10—15 сек.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МО­МЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, пос­кольку правильных или неправильных ответов нет».

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина

  • Печать

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина.

Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный мо­мент (реактивная тревожность как состояние) и личност­ной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как уг­рожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напря­жением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невроти­ческими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Читайте так же:
Признаки деменция при болезни альцгеймера

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естествен­ная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2—х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1—20) и личностную (ЛT, высказывания № 21—40) тревожность.

Показатели РТ и ЛT подсчитываются по формулам

где ∑1, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк­там шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).

где ∑1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк­там шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревож­ность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревож­ности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуа­ции и задач и перенести акцент на осмысление деятельно­сти и формирование чувства уверенности в успехе.

Бланк для ответов

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина

Бланк для ответов

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения вни­мания к мотивам деятельности и повышения чувства от­ветственности. Но иногда очень низкая тревожность в по­казателях теста является результатом активного вытесне­ния личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегу­ляции в целях руководства и психокоррекционной дея­тельности.

Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказы­вания № 1—20) и укороченный вариант шкалы, на запол­нение которого уходят 10-15 сек:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector