Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика 2 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина

Методика 2 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика, так же как и предыдущая, является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Ю. Л. Ханин приводит в этой связи мысль А. А. Ухтомского: «. Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать» [78]. С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. » (Вопросы психологии. — 1978. — №6. — С. 95). Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности; подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: (СТ) и (ЛТ). Результаты оцениваются обычно в градациях:

до 30 баллов — низкая;

31-45 баллов — средняя;

46 баллов и более — высокая тревожность.

Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Текст методики ШРЛТ:

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии.В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй так; «3» — верно; «4» — совершенно верно.

1. Вы спокойны 2. Вам ничто не угрожает 3. Вы находитесь в напряжении 4. Вы испытываете сожаление 5. Вы чувствуете себя свободно 6. Вы расстроены 7. Вас волнуют возможные неудачи 8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 9. Вы встревожены 10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 11. Вы уверены в себе 12. Вы нервничаете 13. Вы не находите себе места 14. Вы взвинчены 15. Вы не чувствуете скованности и напряжения 16. Вы довольны 17. Вы озабочены 18. Вы слишком возбуждены и вам не по себе 19. Вам радостно 20. Вам приятно1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии.Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» — почти никогда; «2» — иногда; «3» — часто; «4» — почти всегда).

1. Вы испытываете удовольствие 2. Вы быстро устаете 3. Вы легко можете заплакать 4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие 5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения 6. Вы чувствуете себя бодрым человеком 7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны 8. Ожидание трудностей очень тревожит вас 9. Вы слишком переживаете из-за пустяков 10. Вы бываете вполне счастливы 11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу 12. Вам не хватает уверенности в себе 13. Вы чувствуете себя в безопасности 14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей 15. У вас бывает хандра, тоска 16. Вы бываете довольны 17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас 18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 19. Вы уравновешенный человек 20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Читайте так же:
Что может помочь от энуреза

Ситуативная тревожность (CT1) определяется по ключу:

СТ1 =(3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) — (1, 2, 5, 8, 10, II, 15, 16, 19, 20) + 50 = .

Личностная тревожность (JIT1) определяется по ключу:

ЛТ1 =( (2,3,4,5,8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) — (1, 6, 7, 10,13. 16,19) + 35 = .

Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно;

1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности мы видим проявление индивидных свойств и отчасти свойств индивидуальности человека, а именно проявление психодинамики итемперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая — флегматика, а низкая реактивность — холерика и вслед за ним сангвиника.

2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно предварительно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует, по нашей модели личности сангвинии и меланхолии, а низкая — флегматии и холерии, — личностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера. Ближайшим следствием переосмысления тревожности является здесь ее дополнительное исследование, выделенное индексами «2»: СТ2 и ЛТ2.

При необходимости контроля за состоянием тревожности и, шире, за состоянием психодинамики личности, изменяющимися в ходе длительного обследования, а также при необходимости подобного контроля в «пилотажных» исследованиях применяется сокращенный вариант определения реактивной (ситуативной) тревожности: СТ2.

Приложение 5 Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности человека к тревожности, т. е.

Как реактивная диспозиция личностная тревожность «активизируется» при восприятии определённых «опасных» стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценке, самоуважению индивида.

Высокий показатель личностной тревожности даёт представление о высокой вероятности появления состояния тревожности у субъекта в ситуациях, где речь идёт об оценке его компетентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие. Эта группа людей обычно требует повышенного внимания со стороны врача.

Низкотревожные субъекты, напротив, не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояния тревожности значительно ниже, хотя и не исключена в отдельных особо важных и личностно значимых случаях

Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, «нервозности», сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию может быть различной интенсивности и является достаточно динамичным и изменчивым по времени.

Высокий показатель реактивной тревожности косвенно свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении пациента.

Шкала Спилбергера-Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность (опросник А) и ещё 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу (опросник Б).

Испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1–20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21–40 вопросы).

На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности (вовсе нет, пожалуй так, верно, совершенно верно) и по частоте выраженной личностной тревожности (почти никогда, иногда, часто, почти всегда).

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Помните, что в каждой строке должна быть зачёркнута только одна цифра! Вовсе нет Пожалуй так Верно Совершенно верно Я спокоен 1 2 3 4 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4 Я чувствую себя спокойно 1 2 3 4 Я расстроен 1 2 3 4 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4 Я встревожен 1 2 3 4 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 Я уверен в себе 1 2 3 4 Я нервничаю 1 2 3 4 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 Я взвинчен 1 2 3 4 Я не чувствую скованности, напряжённости 1 2 3 4 Я доволен 1 2 3 4 Я озабочен 1 2 3 4 Я слишком возбуждён и мне не по себе 1 2 3 4 Мне радостно 1 2 3 4 Мне приятно 1 2 3 4 Опросник «Б»

Читайте так же:
Низкая тревожность при высокой педантичности

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Помните, что в каждой строке должна быть зачёркнута только одна цифра! Почти никогда Иногда Часто Почти всегда Я испытываю удовольствие 1 2 3 4 Я обычно устаю 1 2 3 4 Я легко могу заплакать 1 2 3 4 Я хотел бы быть таким счастливым, как и другие 1 2 3 4 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 Я вполне счастлив 1 2 3 4 Я принимаю всё слишком близко к сердцу 1 2 3 4 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 У меня бывает хандра 1 2 3 4 Я доволен 1 2 3 4 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4 В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе.

На заполнение обоих опросников обычно достаточно 15-20 минут. Для снижения вероятности образования установки на положительные или отрицательные вопросы в каждый из опросников включено примерно одинаковое число суждений, характеризующих высокую и низкую степень тревожности.

Ответ «1» на высокотревожные вопросы означает отсутствие либо лёгкую степень тревожности, а отметка «4» означает высокую тревожность. При обработке результатов бальные оценки в этих вопросах имеют обратную направленность.

В шкале реактивной тревожности это вопросы 1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 20; в шкале личностной тревожности это вопросы 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Уровень реактивной тревожности исчисляется по формуле:

Тр = Ерп – Еро + 50

Тр – показатель реактивной тревожности;

Ерп – сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

Еро – сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 20).

Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

Тл = Елп – Ело + 35

Тл – показатель личностной тревожности;

Елп – сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40);

Ело – сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Показатель, не достигающий 30 баллов, рассматривается, как свидетельствующий о низкой тревожности, от 31 до 45 баллов — умеренной, свыше 45 баллов — высокой.

Шкала реактивности и личностной тревожности

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85

Методика субъективной оценки реактивной(ситуационной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина

В мировой научной литературе с 1950 г. Появилось более 5000 статей, посвященных исследованию тревожности как личностного свойства в и тревоги как состояния. Со временем, эти два понятия совместились и получилось третье определение «тревожность», которое было подразделено на две независимые составляющие «ситуативная» (СТ) и «личностная» (ЛТ). Ю.Л. Ханин видел причины возникновения СТ как реакцию на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.) Личностная тревожность (ЛТ) дает представление о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей личности.
Как правило, высокая реактивность дает представление о включенности личности в процессы деятельности. Есть сведения, например о связи данных об уровне СТ и ЛТ с видами темперамента (по Я. Стреляу).
Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника.
Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента (по Я. Стреляу) с личностной тревожностью (ЛТ). Высокий уровень личностной тревожности, говорящий о высокой личностной активности наблюдается у сангвиников и меланхоликов, низкая – для личности флегматика и холерика.

Результаты оцениваются в градациях:
До 30 баллов – низкая
31-45 баллов – средняя
46 баллов и более – высокая тревожность

Ключ:
Ситуативная тревожность (СТ) определяется по ключу:
СТ=(3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) — (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)=

Читайте так же:
Лечение энуреза у взрослых гипнозом

Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу:
ЛТ=(2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) — (1,6,7,10,13,16,19)+35=

бланк исследования СТ

ШКАЛА САМООЦЕНКИ. (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

нет, это совсем не такпожалуй, такверносовершенно верно
1.Я спокоен1234
2.Мне ничто не угрожает1234
3.Я нахожусь в напряжении1234
4.Я испытываю сожаление1234
5.Я чувствую себя свободно1234
6.Я расстроен1234
7.Меня волнуют возможные неудачи1234
8.Я чувствую себя отдохнувшим1234
9.Я встревожен1234
10.Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения1234
11.Я уверен в себе1234
12.Я нервничаю1234
13Я не нахожу себе места1234
14.Я взвинчен1234
15.Я не чувствую скованности, напряжения1234
16.Я доволен1234
17.Я озабочен1234
18.Я слишком возбужден и мне не по себе1234
19.Мне радостно1234
20.Мне приятно1234

ШКАЛА САМООЦЕНКИ ЛТ.
(Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Ожидание трудностей очень тревожит меня
Я слишком переживаю из-за пустяков

Медцентр Закревского 47 — Клиника в Киеве на Троещине.

Пройти вакцинацию, сдать кровь на анализ тест на коронавирус Covid, сделать УЗИ. Записаться на приём к ЛОРу, терапевту, хирургу, кардиологу и др. врачам.

Медцентр Закревского 47 — Клиника в Киеве на Троещине.

Методика диагностики самооценки Ч.Д.Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

1416592154_shkala_samoocenki

Тревога эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.

Тревожность– склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Ч.Д.Спилберга и Ханина, а также методика Тейлора.

Кроме этого разработаны и адаптированы тесты оценки депрессивных состояний (Зунге, В.А. Жмурова), методики диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмса и Раге), уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассермана), уровня субъективного контроля (Дж. Роттера) и др.

Для наиболее полного представления об особенностях эмоциональной сферы и психических состояний индивида используется комплекс психодиагностических методов: как основанные на самооценки состояний, так и проективные методики.

Методики Ч.Спилберга

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).

Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Читайте так же:
Возможно избавиться от заикания навсегда

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.

Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:

«Я испытываю удовольствие»,

«Я очень быстро устаю»,

«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

«Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера» (адаптация, модификация Ю.Л. Ханина)

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу о взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования.

По Ю. Л. Ханину, состояние тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность («ЛТ») как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением «СТ». Величина «ЛТ» характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать «СТ…».

Диагностическая цель: Определение уровня ситуативной (появляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности.

Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура проведения: Шкала реактивной и личностной тревожности состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того как человек чувствует себя в данный момент, т. е. для диагностики актуального состояния — оценки ситуативной тревожности (СТ). Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект себя чувствует обычно, т. е. диагностируется тревожность как свойство личности (ЛТ). Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале.

Инструкция к первой части шкалы: «В зависимости от самочувствия в данный момент, напротив утверждения, напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно».

1234
1.Вы спокойны
2.Вам ничто не угрожает
3.Вы находитесь в напряжении
4.Вы испытываете сожаление
5.Вы чувствуете себя свободно
6.Вы расстроены
7.Вас волнуют возможные неудачи
8.Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком
9.Вы встревожены
10.Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения
11.Вы уверены в себе
12.Вы нервничаете
13.Вы не находите себе места
14.Вы взвинчены
15.Вы не чувствуете скованности и напряжения
16.Вы довольны
17.Вы озабочены
18.Вы слишком возбуждены и вам не по себе
19.Вам радостно
20.Вам приятно

Инструкция ко второй части шкалы: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» — почти никогда; «2» — иногда; «3» — часто; «4» — почти всегда)».

1234
1.Вы испытываете удовольствие
2.Вы быстро устаете
3.Вы легко можете заплакать
4.Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие
5.Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения
6.Вы чувствуете себя бодрым человеком
7.Вы спокойны, хладнокровны и собраны
8.Ожидание трудностей очень тревожит вас
9.Вы слишком переживаете из-за пустяков
10.Вы бываете вполне счастливы
11.Вы принимаете всё слишком близко к сердцу
12.Вам не хватает уверенности в себе
13.Вы чувствуете себя в безопасности
14.Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей
15.У вас бывает хандра, тоска
16.Вы бываете довольны
17.Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас
18.Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть
19.Вы уравновешенный человек
20.Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах
Читайте так же:
Темп мышления при деменции

Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом.

Ситуативная тревожность (СТ) определяется по формуле: СТ = ∑1 — ∑2 + 35,

где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

Личностная тревожность (ЛТ) определяется по формуле: ЛТ = ∑1 — ∑2 + 35,

где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;

2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

Результаты оцениваются обычно в градациях:

2030 баллов – низкий уровень тревожности;

3145 баллов – средний уровень тревожности;

46 баллов и более – высокий уровень тревожности.

Интерпретация результатов:

При интерпретации результатов особое внимание уделяется пиковым значениям.

Низкие значения уровня тревожности свидетельствуют о сниженном чувстве ответственности и необходимости обратить внимание на мотивы деятельности, выполняемой человеком. В некоторых случаях низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «социально желательным».

Высокие значения уровня тревожности предполагают склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности и свидетельствуют о необходимости снизить субъективную значимость ситуации, перенести акцент на осмысление деятельности. Высокая личностная тревожность характеризуется также устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами.

Высокое ситуативное состояние тревоги характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Это вызывает нарушение внимания, нарушение тонкой координации.

Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Как отмечает О.П. Елисеев, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

  1. По значению (в баллах), полученному для ситуативной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности проявляются психодинамика и темперамент. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая – флегматика, а низкая реактивность – холерика и вслед за ним – сангвиника.
  2. По значению (в баллах), полученному для личностной тревожности, можно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует мыслительному и практико-мыслительному типам характера, а низкая – художественному и практико-художественному.

При необходимости контроля за состоянием тревожности и за состоянием психодинамики личности, изменяющимися в ходе длительного обследования, а также при необходимости подобного контроля в «пилотажных» исследованиях применяется сокращенный вариант определения реактивной (ситуативной) тревожности (РТ).

Инструкция: «В зависимости от самочувствия в данный момент напротив утверждения напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» -нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно».

1234
1.Я чувствую себя свободно
2.Я нервничаю
3.Я не чувствую скованности
4.Я доволен
5.Я озабочен

Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывается по формуле:

где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 5;

2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 3, 4.

Величина показателя меняется от 5 до 20. Соответственно, чем выше показатель, тем выше уровень реактивной тревожности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector