Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ (CMAS)

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ (CMAS)

Тревожность (готовность к страху) — состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

  1. у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы; 3) у многих групп людей с отклоняющимся поведением.

Исследования тревожности направлены на различение: 1) тревожности ситуативной — связанной с конкретной

внешней ситуацией; 2) тревожности личностной — стабильного свойства личности.

Также разрабатываются методы анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.

Предлагаемый вариант «Шкалы явной тревожности» для детей содержит так же, как и оригинал теста, 53 вопроса, 42 из которых ориентированны на выявление различных показателей тревожности и 11 — на диагностику тенденций ребенка искажать свои ответы в пользу социальной желательности. К каждому вопросу шкалы дается два ответа: «верно» или «неверно».

Поскольку методика диагностирует явную, а не маскируемую, отчетливо осознаваемую самим ребенком тревожность, то высказывания, входящие в шкалу, содержат указания на проявления наиболее очевидных, сильных симптомов тревожности. При этом спецификой детской «Шкалы явной тревожности», в отличие от взрослого варианта — шкалы Дж. Тейлор, — является то, что все эти симптомы представлены в утвердительных высказываниях, т. е. ребенок должен признать у себя их наличие, ответив «верно».

Методика предъявляется детям на индивидуальных бланках. С детьми 8-9 лет методику следует проводить индивидуально, со школьниками 10—12 лет она может проводиться в группах, с соблюдением всех стандартных правил группового обследования.

При индивидуальном проведении методики с детьми младшего возраста (8 лет), испытывающими трудности в чтении, может быть использован устный способ предъявления: психолог зачитывает ребенку каждый пункт и фиксирует его ответ. После индивидуального заполнения шкалы целесообразно попросить ребенка отметить те проявления тревожности, которые наиболее часто у него встречаются, и те, которые в наибольшей степени мешают ему, «мучают»

его. Следует отметить, что вопросы о причинах выбора того или иного варианта ответа обычно оказываются малоинформативными.

При групповом проведении необходимо предложить инструкцию, которая обычно дается перед проведением коллективных тестов, после чего предложить детям ознакомиться с инструкцией к методике, предъявленной на бланке, и продемонстрировать пример выполнения, используя образцы, даваемые на бланке. При групповом тестировании нельзя использовать вариант чтения психологом высказываний вслух, так как многие из них носят интимный характер, и их чтение может вызвать в группе нежелательную реакцию.

Примерное время заполнения методики — 15—20 минут.

Применение теста хорошо зарекомендовало себя при решении следующих практических задач:

а) выявление «групп риска» с точки зрения сохранения и профилактики здоровья детей;

б) профилактика «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и др. условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию ребенка;

в) выявление причин школьной дезадаптации;

г) в психогигиенических целях — для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т.

д) при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью ребенка, нарушениями сна и др.;

е) при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного дня.

Указания к обработке

    Посмотреть бланк и убедиться, что он заполнен правильно (нет пропусков и двойных ответов на вопрос, т. е. тех случаев, когда в ответ на вопрос подчеркнуто и «верно» и «неверно»). В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнен лишь один пункт (вне зависимости от характера

  1. Основной этап
Читайте так же:
Что делать если у родственника деменция

Как обычно, высокие баллы по шкале «лжи» (9 и более) делают достоверность ответов сомнительной.

Тревожность у детей и подростков

Статистический анализ результатов свидетельствует, что как по частоте переживания страхов и тревог, так и по его интенсивности различия выявляются между 5, 6 и 7-ми классами, с одной стороны, и 8, 9-ми — с другой, а также 9 и 10 и 10—11-ми классами. Между мальчиками и девочками различия обнаруживаются в 1—3-х и 10-х классах и в 11-м классе2.

Это свидетельствует, что уровень тревоги, сравнительно устойчивый на протяжении младшего школьного возраста, несколько снижается в подростковый период (6—7-е классы). Затем в старшем подростковом возрасте происходит резкий всплеск, причем особенно сильно он проявляется в 9-м, выпускном из неполной средней школы, классе. Далее уровень тревоги резко падает при переходе к раннему юношескому возрасту (10-й класс) и вновь повышается перед выпуском из школы.

Данные по полу свидетельствуют, что в младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, в подростковый период

эти различия сглаживаются, а в раннем юношеском — более тревожными оказываются девушки.

Представленные данные касаются, однако, непосредственной оценки школьником частоты и силы переживания тревоги. Иную картину дают данные исследований по тестам, выявляющим тревожность как устойчивое образование.

Для выявления устойчивой тревожности у младших школьников и подростков мы использовали детский вариант известной шкалы Manifest Anxiety Scale (MAS) Дж. Тейлор [1953]. Детский вариант шкалы Children Manifest Anxiety Scale (CMAS) был разработан А. Кастанедой и др. [1956] и адаптирован нами для применения в России. Он предназначен для детей 8—12 лет [Шкала явной тревожности. 1994]. Как отмечалось выше, по этой шкале тревожность измеряется по наличию симптомов раздражительности, нетерпеливости, чувству внутренней скованности, склонности испытывать сильный страх и беспокойство даже по незначительным поводам и др. Подробно детский вариант шкалы приведен в приложении.

В табл. 2 представлены данные о среднем уровне тревожности по детскому варианту Шкалы явной тревожности (CMAS). Интервал значений по шкале — от 0 до 42 баллов. Критические показатели, свидетельствующие о наличии тревожности, в зависимости от возраста испытуемых находятся в диапазоне от 20 до 28 баллов.

Прежде чем перейти к анализу этих результатов, представим еще одну группу данных, касающуюся изучения динамики тревожности у учащихся 7—11-х классов.

К сожалению, предпринятые нами попытки разработать подростковый вариант шкалы Дж. Тейлор (равно как и попытки использования в 7—9-х классах взрослого варианта) оказались безрезультатными в связи с тем, что подростки весьма аффективно относились к вопросам, касающимся некоторых видов «хронических тревожных реакций», что делало практически невозможным использование вариантов этой шкалы в массовом эксперименте. Поэтому мы применили для выявления тревожности в этих классах Шкалу классического социально-ситуационного страха, волнения О. Кондаша [1973], предназначенную для школьников 13—17 лет и адаптированную нами для отечественной выборки. В заданиях этой шкалы испытуемые должны оценить различные ситуации с точки зрения того, насколько они вызывают у них волнение, беспокойство, тревогу.

ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS)

1 Приложение 1 ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS) 1. Краткая информация о методике Шкала явной тревожности для детей (The Children s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8 12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Castenada, B. R. McCandless, D. S. Palermo в 1956 г. на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J. Taylor, 1951, 1953), предназначенной для взрослых. Как известно, шкала Дж. Тейлор была создана путем отбора из Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов, которые соответствовали бы клиническому представлению о тревожности как генерализованном хроническом переживании психического или соматического напряжения, проявляющегося в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности, склонности даже по незначительным поводам испытывать приступы сильного страха и беспокойства. Для детского варианта шкалы в свою очередь были отобрано 42 пункта, оцененные как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют лишь утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной L-шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса. Шкала Дж. Тейлор получила в СССР и в России широкое распространение и применяется как в практической, так и в исследовательской работе. Наиболее известна адаптация Т. А. Немчина (1966), хотя имеются и другие варианты. Использование детского варианта шкалы во многих странах, включая США, Францию, Японию, Чехию, Словакию и др., доказывает ее достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность применения для широкого круга профессиональных задач. В России адаптация шкалы, насколько нам известно, проведена и опубликована нами (1994). Тест хорошо зарекомендовал себя при решении следующих практических задач: выявление групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей; анализ характера эмоциональных проблем детей; профилактика «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника; выявление причин школьной дезадаптации; в психогигиенических целях для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т. п.; 1

Читайте так же:
К кому обращаться при заикании у детей

2 при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна и др.; при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного дня; в работе с детьми и родителями, в том числе выявление соотношения тревожности детей и родителей/педагогов (при проведении с родителями/педагогами взрослого варианта шкалы). Предлагаемый ниже вариант представляет собой адаптацию шкалы для применения в России. Он был осуществлен нами в гг. (Шкала явной тревожности. 1994) и дополнительная коррекция осуществлена в гг. Именно этот вариант излагается в настоящей публикации. Адаптация проводилась с помощью группы экспертов детских и медицинских психологов, детских психиатров. Основные изменения, произведенные в процессе адаптации в тексте шкалы: предъявление высказываний во втором лице, а не в первом, как на языке оригинала. Делая это, мы следовали имеющейся в отечественной психодиагностике практике адаптации MMPI (см. Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец, 1976), доказавшей возможность и целесообразность употребления подобной формы высказываний у взрослых испытуемых. Наши данные, полученные в процессе адаптации теста, свидетельствуют, что и дети воспринимают высказывания, предъявляемые во втором лице, как более естественные, что делает методику более простой и понятной для них, облегчает выбор варианта ответа; замена вариантов ответа: «да-нет» на «верно-неверно». Это сделано для того, чтобы избежать затруднений в случае наличия отрицания в высказывании (например, ответ «нет» на высказывание «Ты никогда не хвастаешься» может у школьников означать как согласие с утверждением, так и несогласие с ним); изменение формулировок некоторых высказываний или их полная замена в соответствии с общей практикой адаптации теста к новой культурно-лингвистической среде. При этом по возможности использовались варианты высказываний, входящие либо в русский вариант шкалы Дж. Тейлор, либо в версию MMPI Ф. Б. Березина и др. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7 12 лет из различных регионов страны. 2. Описание методики и процедура проведения Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке. На первой странице бланка проставляются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст, класс, дата и время проведения и др.). Здесь же целесообразно оставить место для записи оценки и выводов по результатам исследования. ИНСТРУКЦИЯ На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: «ВЕРНО» и «НЕВЕРНО». В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово «ВЕРНО», если нет «НЕВЕР- НО». Не думай долго над ответом. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. 2

Читайте так же:
Ритуал от заикания для детей

5 Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7 8 лет предпочтительнее индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен. Примерное время выполнения теста мин. 3. Обработка и оценка полученных результатов Предварительный этап 1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции, полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов. 2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно» и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более 3 пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на 5 или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытках уйти от ответа, т. е. является показателями скрытой тревожности. Основной этап 1. Подсчитываются данные по контрольной шкале субшкале «социальной желательности» (табл. 1). Таблица 1 Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS) Îòâåòû Îòâåòû 5, 17, 21, 30, 34, 36 10, 41, 47, 49, 52 Критическое значение по данной субшкале 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности. 2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности (табл. 2). 5

Читайте так же:
Школьная тревожность младших школьников прихожан

Шкала явной тревожности

Авторы этой шкалы американские психологи A. Castenada, B. R. McCandless, D. S. Palermo. За основу авторы взяли шкалу явной тревожности Manifest Anxiety Scale Дж. Тейлор, которая была предназначена для взрослых.

В шкале Дж. Тейлор были отобраны такие пункты, которые бы соответствовали клиническому представлению о тревожности, проявляющейся в усталости, раздражительности, нетерпеливости, внутренней скованности – такие чувства, которые возникают в виде приступов сильного страха и беспокойства даже по незначительному поводу.

В детском варианте такой шкалы было отобрано 42 пункта, которые оценивались как самые показательные с точки зрения хронических тревожных реакций у детей.

Детский вариант шкалы имеет свою специфику, которая состоит в том, что об имеющемся симптоме тревожности будут свидетельствовать утвердительные варианты ответов. Также вариант детской шкалы дополняют 11 пунктов, которые выявляют тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы.

Показатели выявляются при помощи позитивных и негативных ответов, а методика в целом содержит 53 вопроса.

Детский вариант шкалы применяется во многих странах мира, в том числе в Японии, США, Чехии, Франции, Словакии, что говорит о достаточно высокой клинической валидности и продуктивности её применения при решении профессиональных задач.

В России шкала тревожности была адаптирована Т.А. Немчиным и опубликована в 1994 г., но есть и другие варианты адаптации. В адаптации принимали участие детские и медицинские психологи, детские психиатры.

В ходе адаптации в текст шкалы были внесены основные изменения: высказывания должны идти не в первом лице, как на языке оригинала, а во втором. Это связано с тем, что высказывания во втором лице воспринимаются детьми как более естественные, а сама методика становится для них простой и понятной, вариант выбора ответа упрощается.

Готовые работы на аналогичную тему

Вариант ответа «да» и «нет» был заменен ответом «верно» и «неверно», для того, чтобы в случае наличия в высказывании отрицания, можно было избежать затруднений.

Рисунок 1. Шкала явной тревожности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формулировки некоторых высказываний были изменены или полностью заменены, поскольку тест адаптировался к новой культурно-лингвистической среде.

Тест, предлагаемый испытуемым, зарекомендовал себя достаточно хорошо при решении таких практических задач:

  • с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей, можно выявить группу риска;
  • при анализе характера эмоциональных детских проблем;
  • профилактика «срывов» разного рода стрессовых условий – соревнования, конкурсы, экзамены и др.;
  • выявление причин школьной дезадаптации;
  • определение оптимального расписания занятий, учебной нагрузки, режима труда и отдыха и др.;
  • анализ факторов повышенной утомляемости;
  • определение целесообразности посещения группы продленного дня;
  • выявление соотношения тревожности детей, родителей, учителей.

Причем в отношении родителей и учителей используется взрослый вариант шкалы.

В психометрической проверке шкалы принимали участие 1600 школьников из различных регионов России в возрасте от 7 до 12 лет.

Методика и процедура проведения теста

Для проведения теста необходим бланк для ответов и ручка. На первую страницу бланка записываются необходимые сведения – фамилия, имя, отчество испытуемого, дата его рождения, пол, класс, школа, дата обследования.

В обязательном порядке испытуемому дается инструкция с примерами и отводится место для записи оценки и выводов, сделанных по результатам исследования.

Читайте так же:
Путевки для детей с энурезом

Исследование может проводиться не только индивидуально, но и в группах с обязательным соблюдением стандартных правил.

Специалисты считают, что для детей 7-8 лет более предпочтительным будет индивидуальный вариант.

При трудностях в чтении ребенок может воспользоваться устным способом, когда психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника, а вот при групповом проведении такой вариант теста исключается.

Время, которое отводится на выполнение теста, составляет 15-25 минут.

Следующие страницы бланка содержат предложения, около которых написаны два варианта ответов «верно» и «неверно».

Предложения содержат какие-либо события, переживания, случаи, например, твой любимый урок – математика, ты легко краснеешь, ты очень сильно стесняешься, тебя легко разозлить и др.

Каждое предложение нужно внимательно прочитать и решить, насколько оно к тебе относится, правильно ли то или иное предложение описывает тебя, твое поведение, твои качества.

Если ты даешь утвердительный ответ, то надо подчеркнуть слово «верно», если ответ отрицательный, то подчеркнуть надо слово «неверно».

Над ответом долго думать не рекомендуется. Если затрудняешься дать ответ, то выбирать надо тот, который чаще бывает.

Два ответа на одно предложение давать нельзя, т.е. нельзя подчеркивать сразу оба варианта ответов. Отвечать нужно на все предложения подряд и не пропускать их.

Обработка и оценка полученных результатов

В обработке результатов есть предварительный этап, смысл которого состоит в том, что бланки сортируются – в первой группе бланков все ответы только «верно», а во второй группе бланков ответы только «неверно».

Поскольку диагностика всех симптомов в СМАS подразумевает только ответ «верно», то при обработке результатов возникают трудности с возможным смещением показателей тревожности.

Такая возможность может наблюдаться у младших школьников. Поэтому используется контрольная шкала «социальной желательности», которая предполагает оба варианта ответа.

Результат будет рассматриваться как сомнительный, если все ответы «верно» – это левосторонняя тенденция или, наоборот, все ответы «неверно», т.е. правосторонняя тенденция.

В этом случае, с помощью независимых методов проводится тщательный контроль.

Далее в заполнении бланков нужно обратить внимание на наличие ошибок – это могут быть двойные ответы, т.е. подчеркнуто и «верно» и «неверно», пропуски предложений, комментарии и др.

Если испытуемый в результате возможной ошибки заполнил не более 3-х пунктов субшкалы тревожности, его данные могут быть обработаны на общих основаниях.

При большем количестве ошибок обработка результатов не проводится.

При пропуске или двойном ответе на 5 и более пунктов, обращается особое внимание, потому что данные случаи говорят о том, что ребенок испытал затруднение с выбором, трудность в принятии решения, предпринял попытку уйти от ответа, что является показателем скрытой тревожности.

Следующим является основной этап, на котором подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».

Данная шкала имеет критическое значение, равное 9, что свидетельствует о недостоверности ответов испытуемого, которые были искажены под воздействием фактора социальной желательности.

По субшкале тревожности подсчитываются баллы, полученная сумма которых представляет собой первичную оценку, её называют «сырой».

Затем эта первичная оценка переводится в шкальную, в качестве которой используется стандартная десятка.

С этой целью данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего пола и возраста. Полученная шкальная оценка позволяет сделать вывод об уровне тревожности испытуемого.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector