Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мунгалов В. Н, Иркутский госуниверситет

Мунгалов В.Н., Иркутский госуниверситет

На сегодняшний день результатом экономической и политической нестабильности в нашей стране становится рост стрессовых ситуаций в жизни каждого человека. Профилактика вредных последствий стрессов представляется одним из актуальных направлений работы практического психолога с населением. Одним из факторов снижающим стрессоустойчивость является высокая тревожность.

В связи с этим целью данного исследования является выяснение возможности использования тренинга телесно-ориентированной психотерапии в коррекции тревожности.

Объектом исследования выступает тревожность как эмоциональное состояние и тревожность как черта личности.

Предметом исследования является влияние тренинга телесно-ориентированной психотерапии на динамику тревожности.

Гипотеза исследования: Тренинг телесно-ориентированной психотерапии снижает уровень высокой тревожности у его участников.

В качестве метода коррекционного воздействия нами был взят тренинг телесно-ориентированной психотерапии. Для диагностики изменений нами использовались следующие методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО) Собчик Л.Н., проективная методика диагностики эмоциональности (ПМДЭ) Иранковой И., метод цветовых выборов (МЦВ) Люшера, шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ), адаптация Ханин Ю.П., методика «Дом – дерево – человек» (ДДЧ) и метод опроса. При анализе данных были взяты следующие методы статистической обработки: критерий различий Манна-Уитни, критерий выраженности показателей Фишера, критерий изменения Вилкоксона, коэффициент корреляции Пирсона.

Исследование проводилось на базе факультета психологии Иркутского государственного университета. В нем приняло участие 35 студентов-первокурсников. В ходе исследования был проведен анализ динамики тревожности в двух аспектах: тревожность как черта личности и эмоциональное состояние. Ситуативная тревожность (или просто тревога), как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, чувством опасности, неясной угрозы, которое сопровождается активацией вегетативной нервной системы.

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика личности, свойство темперамента, состоящее в склонности, предрасположенности к состоянию тревожности в различных угрожающих ситуациях.

На первом этапе, после первого предварительного тестирования были созданы экспериментальная и контрольная группы. Группы подбирались таким образом. Показатели по шкале личностной тревожности в экспериментальной группе у большинства участников должны быть завышены. В контрольной группе личностная тревожность у большинства не должна превышать 45 ед. по шкале личностной тревожности. С помощью критерия Фишера выявили, что достоверность высокой тревожности в экспериментальной группе составила 0,01 [38]. Подвергнув как экспериментальную, так и контрольную группы проверке на значимость различий по критерию Манна-Уитни[38], определили значимые различия по 2 шкалам. Это шкалы интроверсии (0,01 уровень значимости, методика ИТО) и безэмоциональных оценок (0,01 уровень значимости, методика ПМДЭ).

На втором этапе был разработан и проведен тренинг для испытуемых, вошедших в экспериментальную группу. В процессе проведения тренинга осуществлялась диагностика изменения тревожности как эмоционального состояния, с использованием шкалы реактивной тревожности и метода цветовых выборов. По итогам тренинга было проведено заключительное тестирование, в котором изучались возможные изменения исследуемых характеристик личности и тревожности. Так, в экспериментальной группе между предварительным и итоговым тестированием прошло 5 недель. Тренинг состоял из трех занятий по 2,5-3 ч. и занял вечера пятницы, субботы и утро воскресенья. В контрольной группе итоговое тестирование проводилось через 7 недель.

Всего было сделано 20 наблюдений, касающихся динамики тревожности. Нами были получены следующие результаты.

Тревожность как черта личности.

Исходя из результатов первого тестирования, достоверность различий была выявлена по шкале интроверсии (методика ИТО, 0,01 уровень значимости). Таким образом, можно предположить, что повышение показателей интроверсии обуславливается стремлением разобраться в причинах своего поведения, связанного с высокой личностной тревожностью (среднее — 45,2). В экспериментальной группе были отслежены высокие корреляции по таким личностным характеристикам: ригидность-сенситивность (0,001 уровень значимости), лидерство-агрессивность (0,01 уровень значимости). Вполне возможно, что именно эти черты личности в своей взаимосвязи обуславливают в экспериментальной группе высокую личностную тревожность.

После проведенного воздействия повторное тестирование как экспериментальной, так и контрольной группы показало некоторую динамику в распределении признака по шкалам ИТО и личностной тревожности ШРЛТ. Показатели личностной тревожности после проведенного тренинга снизились. Уровень достоверности сдвига по Т-критерию Вилкоксона [38] составил 0,01. В отличии от экспериментальной группы личностная тревожность в контрольной группе несколько повысилась. Однако данный сдвиг оказался недостоверным. Таким образом, по результатам итогового тестирования среднее значение личностной тревожности в экспериментальной группе снизилась с 45,2 до 40,7, в контрольной же повысилась с 38,6 до 40,4.

Достоверные тенденции по методике ИТО были выявлены по 2м шкалам: ригидности и сенситивности. По шкале ригидности наблюдалось достоверное снижение (0,05 уровень значимости) и повышение по шкале сенситивности (0,01 уровень значимости). Это может говорить о зависимости этих показателей и личностной тревожности. Подвергнув эти шкалы анализу на предмет корреляции в экспериментальной группе, мы получили такие результаты. Корреляция до тренинга ригидности и личностной тревожности была не значимой, после тренинга ее значимость составила 0,01. Значимость корреляции между шкалами личностной тревожности и сенситивности на 0,01 уровне. Корреляция по этим шкалам в контрольной группе в обоих случаях была не значимой. Таким образом, мы можем сказать, что в экспериментальной группе высокая корреляция сенситивности, ригидности и личностной тревожности после тренинга обусловлена самим тренинговым воздействием.

Читайте так же:
Энурез у детей лечение таблетки

Вместе с тем нами был выявлен рост безэмоциональных оценок в ПМДЭ (достоверность ниже 0,05), что дает основание сделать предположение о неустойчивом характере данных изменений. Таким образом, скорее всего тренинг телесно-ориентированной психотерапии предлагает его участникам метод, позволяющий на основе полученного опыта переживаний в процессе дальнейшей самостоятельной работы добиваться устойчивых результатов в снижении уровня личностной тревожности.

Следует отметить, что результаты по проективной методике ДДЧ показали индивидуальную динамику. Так можно отметить изменения в сторону большей открытости, снижение трудностей в установлении социальных контактов, снижение агрессивности, напряжения и тревожности.

О положительном влиянии телесноориентированного воздействия на тревожность как эмоциональное состояние свидетельствуют достоверное снижение ситуативной тревожности (ШРЛТ 0,01 уровень значимости), сбалансированность личностных свойств (критерий по Аминову Г.А. 0,05 уровень значимости) и наличие основных цветов на первых трех местах в МЦВ по окончанию тренинга. Данные изменения сопровождались тенденциями к росту работоспособности и активности участников тренинга (критерии по Аминову Г.А.). дополнительным показателем результативности тренинга оказались самоотчеты участников, которые проводились в устной форме как по ходу проведения, так и по окончанию тренингового воздействия.

Таким образом, наше исследование показало эффективность тренинга телесно-ориентированной психотерапии в коррекции высокой тревожности.

Возрастная динамика тревожности

д) в препубертатном периоде (10 — 11 лет) начало пубертата задерживается; при выздоровлении пубертация возобновляется.

При шизофрении анорексия сопровождается следующими признаками:

нежелание есть превращается в невозможность принятия пищи (насильственная потребность вызывания рвоты после еды из-за появления непереносимого чувства переполненности желудка);

появление вялой и витальной депрессии с подавлением жизненно важных соматических функций (голод, жажда, сексуальная неудовлетворенность);

тревожная подозрительность, нарастание ипохондрической симптоматики, неряшливость в одежде, нарушение критики.

Нередко возникают приступы ажитации и агрессивности. В 4-30% наблюдений это состояние заканчивается летально. При длительном течении высок риск самоубийства.

Распознавание болезни крайне затруднительно, так как подростки тщательно скрывают отказ от пищи. Больных месяцами водят по разным врачебным кабинетам в поисках источника истощения. Некоторым совершенно необоснованно проводят курсы гормональной терапии.

Глава 3. Исследование тревожности учащихся 3-7 классов

3.1 Материал исследования

В качестве испытуемых выступили 42 человека, учащихся 3 — 7 классов общеобразовательной школы. Данные об испытуемых приведены в Таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 Возраст и пол испытуемых

3 класс4 класс5 класс6 класс7 классДевочки54454Мальчики44534

Рис. 1. Гендерный состав испытуемых

3.2 Методы исследования

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязании, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точки которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны нашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высоты каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10 — 12 мин.

Читайте так же:
Работы о методах коррекции тревожности

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — "здоровье" — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 mm = 54 баллам).

. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние и мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «-»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

В табл. 2 даны количественные характеристики уровня притязании и самооценки, полученные для учащихся 3 — 10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица 2 Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 3 — 10 классов городских школ

ПараметрКоличественная характеристика (баллы)низкийсреднийвысокийочень высокийУровень притязанийменее 6060 — 7475 — 8990 — 100Уровень самооценкименее 4545 — 5960 — 7475 — 100

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат oт 60 до 89 баллов. Оптимальный сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения и формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллон ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина.

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

По Ю.Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ.

Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии на данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Результаты оцениваются обычно в градациях:

до 30 баллов — низкая;

— 45 баллов — средняя;

баллов и более — высокая тревожность.

Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20 — 80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу:

CT = (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) — (1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) + 50 = .

Читайте так же:
Может ли из за цистита быть энурез

Личностная тревожность (JIT) определяется по ключу:

ЛТ = (2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) — (1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) + 35 =…

3.3 Результаты исследования

На первом этапе исследования испытуемые были протестированы по методике Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина. Результаты тестирования приведены в таблице 3.

Методы психологического контроля в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям

Личностная тревожность характеризуется проявлением индивидуальных типологических свойств личности как устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций в обычных условиях. Реактивная тревожность дает возможность определить её уровень на данный конкретный момент. Преобладание реактивной тревожности над личностной свидетельствует о развитии отрицательных психических состояний.

По результатам теста все спортсмены были распределены на 3 группы: с низкой, средней и высокой тревожностью. Данные психологического теста подкреплялись рефлексометрией по методике В.Д. Не-былицина, направленной на изучение силы нервной системы. Следует отметить, что в лыжных гонках и биатлоне в отличие от других видов спорта (спринт, спортивные игры и др.) встречаются лица различной типологической направленности. Вместе с тем в зависимости от типологии у лыжников и биатлонистов есть предрасположенность к тем или иным дистанциям (коротким, более длинным), масстартам, индивидуальным гонкам, гонкам преследования, стартам в эстафетах на различных этапах и др.

Далее на всех трех этапах психологической подготовки к конкретному соревнованию осуществлялся психологический контроль по определению формы психического состояния. С этой целью по мере приближения к стартам у спортсменов, имеющих высокую тревожность, обследования проводились 2-3 раза в неделю, у сред-нетревожных — 1-2 раза, у низкотревожных, как правило, тревожности не наблюдалось.

Для выявления формы психического состояния использовалась ШРЛТ (РХ-1), шкала соревновательной личностной тревожности (ШСЛТ — Р. Мар-тенс) и инструментальные методики: тремор статический, сейсмотремомет-рия, оптиметрия, теппинг-тест. Именно они определяют уровень эмоционального возбуждения как одну из причин, влияющих на возникновение того или иного состояния (положительного или отрицательного). Полученные данные сопоставлялись с мотивационной установкой и притязанием (МУП) на спортивный результат (СР), которые дополнялись картой психической готовности непосредственно к выступлению. Основными факторами в ней были: самочувствие (отличное, хорошее, среднее, плохое), волнение (очень сильное, сильное, среднее, нет совсем), наличие соперников (очень сильные, сильные, средние, слабые), уверенность в достижении мотивационной установки и уровня притязаний на результат (100, 50, 25%, нет уверенности). Все это свидетельствовало об эффекте эмоциональной адекватности в достижении цели.

Содержание ответов сопоставлялось со спортивным результатом в конкретных соревнованиях. По мере приближения к соревнованиям при обнаружении развития отрицательных форм психических состояний применялись методы психодиагностики.
В ходе проведенного исследования были получены положительные сдвиги всех изучаемых показателей. Так, на достоверном уровне значимости улучшились показатели тремора статического, сейсмотре-мометрии, оптиметрии (р < 0,05), что свидетельствует о более высокой эмоциональной устойчивости к сбивающим неблагоприятным факторам. Особенно это отразилось на биатлонистах в системе «стрелок-оружие», что позволило увеличить результативность стрельбы до 85-95%. Однако следует заметить, что результат в стрельбе зависит от многих факторов (подготовленность стрелка, оружие, качество боеприпасов, освещенность, наличие хорошо оборудованного стрельбища и т.д.).

Показатели (X), характеризующие состояние общей готовности к соревнованиям

Показатели
Группы
Личностная
тревожность
(РХ-2)
Реактив­ная тревожность (РХ-1)Соревно­вательная тревож­ность (СЛТ)Тремор статиче­ский (ко­личество касаний)Сейсмо-тремометрия (количе­ство коле­баний)Оптиметрия V срМх-двига­тельный темп (коли­чество ударов)
Лыжники-гонщики37, 6-45,035,0-43,015,0-17,95,0-11,060,0-80,030,0-40,060,0-64,0
Биатлони­сты36,0-44,034,0-42,015,0-16,35,0-10,059,0-76,531,0-42,061,0-65,0

Реактивная тревожность находилась в пределах среднего уровня и не превышала личностной. Это характеризуется более высокой стабильностью психики по мере приближения к соревнованиям. Увеличился максимальный двигательный темп как показатель подвижности нервных процессов. Наилучшие показатели были получены в период приобретения спортивной формы. В ходе математической обработки и анализа спортивных результатов в соревнованиях в течение зимнего сезона были выведены средние величины показателей контроля, характеризующие состояние психической готовности к выступлению. Они представлены в таблице. В пределах вариации каждого показателя «от и до» спортсменами были показаны лучшие результаты. Сравнительный анализ данных у лыжников-гонщиков и биатлонистов показал, что существенных различий выявлено не было.

Для более быстрой психологической реабилитации между соревнованиями применялся аппарат динамической электронейростимуляции ДЭНАС. Данный аппарат с успехом используется в спортивной практике для восстановления работоспособности после соревновательных или больших тренировочных нагрузок, оказывает общерегулирующий эффект на нервную систему. Богатый опыт от применения этих аппаратов в спортивных командах накоплен в Южно-Уральском государственном университете физической культуры и спорта г. Челябинска.

Читайте так же:
Как вылечиться от заикания в домашних условиях взрослым

Таким образом, целенаправленный психологический контроль и комплекс психодиагностических мероприятий позволяет формировать у спортсменов хорошую психическую готовность к выступлению в конкретном соревновании. Предложенные методы контроля дают возможность автономно пользоваться ими в любых условиях подготовки к соревнованиям, доступны, имеют достаточную объективность.

Использованная литература

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. 4-е изд., перераб. и доп. /А.В. Алексеев. — М.: Физкультура и спорт 2003.
  2. Бабушкин Г. Д. Проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов. Психология и педагогика в средней и высшей школе /Г.Д. Бабушкин. — 1988. — № 2. — С. 32-36.
  3. Буевич В.П. Совершенствование спортивного мастерства юных лыжников-гонщиков на основе развития временных и пространственных параметров двигательных действий: автореф. дис. . канд. пед. наук /В.П. Буевич. -М., 1981.
  4. Киселев Ю.Я. О психологической подготовке к соревнованиям спортсменов с различными типологическими и личностными особенностями /Ю.Я. Киселев. — М.:Физ^льтура и спорт, 1984
  5. Пуни А.Ц. Вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте /А.И. Пуни. — Л., 1972. — 89 с.
  6. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат /А.В. Родионов. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с
  7. Смоленцева В.Н. Психическая самореуляция в процессе подготовки спортсменов /В.Н. Смоленцева. — Омск, 2003. — 195 с.
  8. ФоминЛ.М. Формирование психологической защиты спортсменов к соревновательному режиму /Л.М. Фомин // Материалы III Российской науч.-практ. конференции (с международным участием) «Физкультурно-оздоровительное движение, спорт состояние и перспеетивы! развития в современном обществе». — Красноярск, 2006. — С. 75-77.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

ЛитЛайф

Книга "Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • .
  • Перейти

В монографии рассмотрены вопросы связи функциональных асимметрий человека с его индивидуально-психологическими характеристиками. Приводятся результаты исследований латеральных особенностей у больных с резидуально-органическими поражениями мозга, латеральных и индивидуально-психологических особенностей леворуких, специфики асимметрий при цветоаномалиях, при хроническом алкоголизме, подростковых наркоманиях, освещены результаты исследований связи латеральных профилей с особенностями мыслительных, мнестических и речевых функций человека, регуляторных (волевых) процессов, с особенностями временной перцепции, рассмотрены принципы применения полученных данных в образовательном процессе, а также в связи с особенностями применения гипнотических техник. В монографии изложены данные исследования свыше 3 тыс. испытуемых разных возрастных категорий.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении лекционных занятий по таким дисциплинам, как «Дифференциальная психология», «Дифференциальная психофизиология», «Нейропсихология индивидуальных различий».

Монография представляет интерес для психологов, психофизиологов, педагогов и всех, кто интересуется проблемами индивидуальных особенностей и функциональных асимметрий мозга.

Н. В. Москвина, В. А. Москвин

Н. В. Москвина, В. А. Москвин

Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 11-06-16044-д)

доктор психологических наук, профессор М.К. Кабардов доктор психологических наук, профессор А.М. Черноризов

Памяти профессора Хомской Евгении Давыдовны посвящается

В предлагаемой вниманию читателей монографии рассмотрены вопросы связи межполушарных отношений с индивидуальными различиями человека. Несмотря на то, что проблема функциональных асимметрий (как человека, так и животных) исследуется уже не одно десятилетие, интерес к ней не ослабевает. В России она активно разрабатывается специалистами разных направлений нейронауки (психологами, физиологами, нейропсихиатрами) в научных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Новосибирска, Краснодара, Самары, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Ярославля и ряда других городов.

Предметом исследования данной работы явились индивидуальные различия субъективной реальности человека, обусловленные его межполушарными асимметриями (особенностями строения мозга). В монографии изложены результаты исследований в этой области, проведенные авторами и их учениками. Работа является частью системных исследований латеральной индивидуальности человека, разрабатываемой в рамках дифференциальной психофизиологии и нейропсихологии индивидуальных различий совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова под общим руководством проф. Е.Д. Хомской. В монографии подводится итог 25-летних исследований авторов в данной области.

Говоря о начале теоретических подходов к разработке этого направления отечественными учеными, можно упомянуть о том, что 24 ноября 1974 г. на заседании кафедры нейро– и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по вопросу об отношении нейропсихологии к проблеме личности выступил профессор А.Р. Лурия. Им впервые было высказано мнение о том, что назрела необходимость постановки вопроса об отношении нейропсихологии к проблеме личности.

Читайте так же:
Деменция лакунарная и тотальная

Обращению к теме функциональных асимметрий во многом способствовало наше знакомство с проф. А.П. Чуприковым (одним из основателей такого направления, как нейропсихиатрия), который своим научным энтузиазмом буквально заражал окружающих интересом к проблеме исследования латеральных особенностей человека; за что авторы хотят выразить ему искреннюю благодарность.

Монография посвящается нашему научному руководителю и неизменному консультанту (не только в науке) профессору Евгении Давыдовне Хомской, которой, к сожалению, уже нет с нами. Ее поддержка, терпеливое, доброе и внимательное отношение помогали осваивать, развивать это направление и во многом способствовали нашему становлению в научном плане.

Авторы хотели бы также поблагодарить сотрудников факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова – Е.А. Климова, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, А.Н. Гусева, В.В. Николаеву, Н.К. Корсакову, В.В. Лебединского, Т.В. Ахутину, В.А. Иванникова, Н.Н. Данилову, А.Ш. Тхостова, А.М. Черноризова, Д.А. Леонтьева и многих других – всех тех, с кем довелось общаться и консультироваться в процессе работы над монографией. Всем им выражаем свою искреннюю признательность и благодарность за высказанные советы и пожелания.

Мы надеемся, что монография будет представлять интерес не только для психофизиологов, медицинских психологов, но также и для психологов других направлений, нейрофизиологов, клиницистов, педагогов и представителей родственных специальностей. Результаты исследований, приведенные в монографии, могут быть использованы в целях дифференциальной диагностики, при проведении профконсультационных и профориентационных мероприятий, в целях профотбора, при реализации принципов дифференцированного обучения, они могут быть полезны как ученым, так и практикующим психологам. Данные, изложенные в монографии, могут быть использованы в курсе преподавания общей и дифференциальной психологии, дифференциальной психофизиологии, а также в курсе нейропсихологии индивидуальных различий.

Глава 1. Проблема связи функциональных асимметрий с индивидуальными особенностями человека

Дифференциальная психология и психофизиология занимают важное место в психологической науке. Индивидуальные различия человека проявляются в познавательных психических процессах, в особенностях темперамента. Без учета этих различий невозможно осуществление самых разнообразных видов деятельности (в том числе, и успешная реализация образовательного процесса).

Одна из первых моделей индивидуальных различий была основана на представлениях о четырех типах темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), выделенных еще в V в. до н. э. Гиппократом и получивших затем дальнейшее развитие в трудах древнеримского врача Галена (II в.), а в последующем – и в работах философа Иммануила Канта. В III в. до н. э. древнегреческий философ Феофраст раскрыл термин «характер» и дал зарисовки 30 черт личности, что свидетельствует о наличии интереса к проблеме индивидуальности уже в то время. Тем не менее, только вторая половина XIX в. является временем возникновения не только общей психологии, но также психодиагностики и психологии индивидуальных различий, основателем которой считается английский исследователь Ф. Гальтон. Его работы впервые доказали факт существования индивидуальных различий и возможность их экспериментальной диагностики. Однако окончательное оформление дифференциальной психологии связано с именем немецкого психолога В. Штерна, который в 1911 г. опубликовал научный труд под названием «Дифференциальная психология и ее методические принципы». В нем впервые были сформулированы основные проблемы изучения индивидуальных различий и методология их исследования (см. Егорова , 1997).

Один из первых психологов – создатель экспериментальной психологии В. Вундт – рассматривал темперамент как предрасположенность к аффекту. Он выделял такие биполярные свойства, как «сила» и «стабильность» эмоциональных реакций. Его модель также была основана на представлениях о четырех гиппократовских типах темперамента. Известна типология французского врача Клода Сиго, который выделял четыре типа телосложения (дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой), связанных с темпераментальными характеристиками. В дальнейшем немецкий исследователь Э. Кречмер, на основе изучения индивидуальных особенностей в телосложении, выделил четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик и диспластик. Эти типы коррелировали, в свою очередь, со следующими типами темперамента: шизотимическим, циклотимическим и иксотимическим. Связь между типами телосложения и определенными психическими свойствами Э. Кречмер объяснял химическим составом крови и особенностями гормональной системы. В начале 40-х годов XX столетия в США получила распространение концепция темперамента У. Шелдона, который выделил три соматотипа – эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, связанных с преимущественным развитием того или иного эмбрионального слоя (эндодермы, мезодермы или эктодермы). Этим соматотипам соответствуют определенные типы темперамента – висцеротония, соматотония и церебротония (см. Стреляу , 1982).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector