Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рабочая программа; Коррекция страхов и тревожности у детей школьного возраста

Рабочая программа "Коррекция страхов и тревожности у детей школьного возраста"

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 29 Имени Героя Советского Союза П. С. Кузуба ст. Петровской Муниципального образования Славянского района Рабочая программа "Коррекция страхов и тревожности у детей школьного возраста" Направленность: психокоррекция Ступень обучения: 1-8 классов Составитель: Бойчук Наталья Николаевна Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября2009 г. 373;Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ 29 ст. Петровской»

2 1. Пояснительная записка Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: "Почему?" Многочисленные реформаторы дошкольных учреждений как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и какими знаниями должен обладать ребѐнок. Но разве не всѐ равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ребенок на выходе из дошкольного учреждения, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно-нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаѐт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт. Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты: наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей; владение рефлексией, как средством познания себя; наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте. Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, в общении. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить занятия. Каждый, родитель и педагог хочет, чтобы ребѐнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. По результатам публикаций и опросов населения, проведѐнных за десятилетний период следует, что на протяжении последних лет число

3 неудовлетворѐнных жизнью устойчиво удерживается на уровне %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещѐ в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребѐнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20% больше шансов самому стать счастливым. Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребѐнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии. Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжѐнность, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Детские страхи — это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает. Необходимо определять патологический страх, требующей коррекции, от нормального, возрастного, с тем чтобы не нарушить развития ребенка. Детские страхи, если к ним правильно относиться,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребѐнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребѐнка, наличии у них самих

Читайте так же:
Недержание мочи энурез недержание кала

4 страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы — предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чѐрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного дошкольного учреждения, в которое попадает ребѐнок. В силах педагога, психолога — создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребѐнка чувства защищѐнности, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50% -60 % детей детских садов города имеются нарушения психологического здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста. Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия. Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста. Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка. Цель программы создание условий для преодоления страхов у детей школьного возраста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния. 2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. 3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения. 4. Содействовать развитию творческих задатков. Критерии эффективности программы: повышение уверенности в себе; снижение тревожности; снижение количества страхов; улучшение взаимоотношений родитель- ребѐнок 1 этап диагностический. Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей. Диагностика: 1. Тест "Страхи в домиках"

5 2. Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) 2 этап — информационный. Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей. 3 этап — практический. Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей. 4 этап — контрольный. Цель: определение эффективности коррекционной работы. Методы и техники, используемые в программе Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своѐм внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжѐнности, переключает внимание. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности. Актуальность проблемы. Нестабильные социально экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно — психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 80-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз. При этом изменяется и уровень тревожности. В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы. Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности личности, которые должны носить не узко

6 функциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах тревожности. 2.Календарно- тематический план С кем проводится ( ) 1. Дата проводится Работа с детьми Методика диагностики детских страхов (Захаров) 2. Тест-опросник Спилбергера -Ханина (диагностика тревожности) 3. Тест "Страхи в домиках" 4. Тест " Кактус" 5. Занятие 1 Тема. Здравствуйте, это я. Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. 6. Занятие 2 Тема. Мое имя. Цель: раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочѐнности. 7. Занятие 3 Тема. Почему грустил трусишка. Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения. 8. Занятие 4 Тема. Не страшно, а смешно! Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха; способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим. 9. Занятие 5 Тема. Смелость города берет. Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов. 10. Занятие 6 Тема. Как побороть страх. Цель: способствовать развитию

Читайте так же:
Эпилептическая деменция особенности изменения личности

7 11. смелости, преодолению страхов. Занятие 7 Тема. Не боимся паука. Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки. 12 Занятие 8 Тема: «Наши страхи» Цель: стимулирование аффективной сферы ребѐнка, повышение психического тонуса ребѐнка. Педагог психолог Н.Н. Бойчук

Изучение тревожности дошкольников с нарушениями зрения

В настоящее время актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательной организации является создание психолого-психологических условий для успешного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, статистика показывает, что с каждым годом количество детей с ОВЗ растет и, в частности, отмечается повышение уровня тревожности у детей с нарушениями зрения. Этот факт подтверждается и результатами проведенного нами исследования.

Именно высокий уровень тревожности, как отмечается в исследованиях педагогов и психологов, препятствует социальной адаптации детей с ОВЗ. Повышенная тревожность влияет на все различные сферы психики обучающегося: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. В связи с этим возникает проблема раннего выявления дошкольников с высоким уровнем тревожности и проведения психолого-педагогической коррекции тревожности детей с нарушениями зрения [1, 2, 3, 4].

С учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обозначим наиболее важные для нашего исследования аспекты рассматриваемой проблемы:

изучение психологической природы проявления тревожности у детей на разных этапах развития (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, Р.С. Немов, А.М. Прихожан);

психолого-педагогическая коррекция тревожности субъектов образовательного процесса (В.И. Долгова [5]);

определение понятия «тревожность» в зарубежных психолого-педагогических исследованиях (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни).

Отметим, что в психолого-педагогической литературе встречаются разные подходы ученых к определению понятия «тревожность», которые рассматривают данное понятие либо как ситуативное явление, либо как личностную характеристику. В нашем исследовании мы солидарны с точкой зрения А.М. Прихожан, которая под тревожностью понимает «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [6].

Нами было проведено исследование по изучению уровня тревожности дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения г. Челябинска. Выборка исследования составила 15 человек.

Для изучения уровня тревожности были применены следующие методики:

1) «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

3) цветовой тест Люшера.

Проанализируем результаты проведенного исследования.

Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен представлены в таблице 1.

Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Наглядно результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Тест тревожности»

Как видно из представленных результатов, преобладающая часть обследуемых характеризуется высоким уровнем тревожности – 60% (9 человек), у 27% обследуемых (4 человека) наблюдается средний уровень тревожности и у 13% обследуемых (2 человека) преобладает низкий уровень тревожности.

Результаты исследования уровня тревожности дошкольников по восьмицветному тесту М. Люшера представлены в таблице 2.

Результаты восьмицветного теста М.Люшера

Наглядно результаты восьмицветного тест М. Люшера представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по восьмицветному тесту М. Люшера

Как видно из представленных результатов, большая часть обследуемых обладает повышенной тревожностью – 47% (7 человек).

Методика исследования тревожности «Паровозик» позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Результаты данной методики представлены в таблице 3.

Результаты исследования по методике «Паровозик»

Наглядно результаты исследования отражены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Паровозик»

Таким образом, проведенное исследование по изучению уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения позволяет констатировать тот факт, что большинство испытуемых с нарушениями зрения обладают высоким уровнем тревожности и лишь незначительная часть имеет низкий уровень тревожности. Так, в среднем количество дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности составляет почти половину испытуемой группы (52%).

А.М. Прихожан отмечает, что тревожные дети, с одной стороны, дети послушные, не стремятся обращать на себя внимание, ведут себя тихо и спокойно в домашних условиях и в дошкольных образовательных организациях. С другой стороны, это неуверенные в себе дети, с заниженной самооценкой, испытывающие постоянное чувство страха, не проявляющие инициативу [4]. У такой категории детей повышенная возбудимость, преобладает страх перед новым, ожидание неприятностей и неудач, пассивность, боязнь общения с новыми людьми, неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.

Таким образом, высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению постоянного беспокойства в различных жизненных ситуациях, даже в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Следует так же отметить, что высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению разных страхов, нарушению взаимоотношения в кругу сверстников, что в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям – появлению неврозов.

Читайте так же:
Яхно болезнь альцгеймера и сосудистая деменция

Сказанное и полученные результаты изучения тревожности у дошкольников с нарушениями зрения убеждают нас в необходимости проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на снижение уровня тревожности у дошкольников с нарушениями зрения посредством игровых технологий.

Учитывая опыт ведущих ученых в данной области, результаты молодых исследователей по изучению тревожности у детей дошкольного и школьного возраста, результаты сопровождения субъектов образовательного процесса, нами были определены основные направления в работе педагога-психолога с дошкольниками с нарушениями зрения по снижению их уровня тревожности [2; 3; 4].

К ним были отнесены:

реализация комплексного подхода;

психолого-педагогическая поддержка дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности;

профилактика нарушений психологического и физиологического здоровья дошкольников с нарушениями зрения;

психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями зрения.

С учетом изложенного выше сформулируем следующие выводы:

нами было проведено исследование по изучению тревожности дошкольников с нарушениями зрения и выявлено преобладание высокого уровня тревожности у большей части обследуемых;

установлено, что у детей дошкольного возраста тревожность не является устойчивой чертой личности, и в связи с этим требуется оказание ранней психолого-педагогической коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения;

предметом дальнейшего исследования могут быть психолого-педагогические условия коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения.

1. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: Издательство «ПЭР СЭ», 2008. – 160 с.

2. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т.31. – ART 95527. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95527.htm. – ISSN 2304-120X.

3. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Погорелова Н.Б. Влияние детско-родительских отношений на страхи средних дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — 71-75

4. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — 116-120 с.

5. Долгова В.И. К вопросу формирования готовности психолога образования к сопровождению процессов управления инновационной деятельностью / В.И. Долгова / Материалы международной научно-практической конференции «Наука. Теория и практика», 29-31 октября 2012 г. – Познань, 2012. – С. 55-63.

6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – Спб.: Питер, 2009. – 192 с.

Родителям: как снизить тревожность у детей с особенностями развития во время самоизоляции

Необходимость постоянно находиться дома и ограничение социальных контактов нелегко переносятся взрослыми и детьми, у многих повышается уровень тревожности. Но что делать, если в семье живет ребенок с ограниченными возможностями здоровья? Как сохранять спокойствие, снизить уровень тревожности у ребенка и адекватно относиться к происходящему, рассказывают специалисты ЦССВ «Маяк».

Во время самоизоляции ребенок может стать беспокойным и плаксивым, плохо спать, у него могут появиться кошмары, обостриться хронические болезни и снизиться общий иммунитет. У детей с особенностями часто меняется настроение, они склонны к аффектам. На этом фоне у них повышается уровень тревожности. Звучит пугающе, но в этой ситуации ребенку можно и нужно помочь.

ДОСТИЧЬ ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ

Родителям необходимо успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: здесь важна их способность понять чувства и ощущения сына или дочки, а также разделить возникшие переживания и тревоги. К тому же в самой семье необходимо создать такую обстановку, в которой ребенок будет уверен, что он получит должную поддержку, внимание и понимание.

При работе с тревожными детьми методист центра Светлана Иванова советует придерживаться нескольких простых правил:

  • чаще обращайтесь к ребенку по имени;
  • четко организовывайте свои действия, не запрещайте детям делать то, что разрешалось раньше;
  • старайтесь повышать и укреплять самооценку ребенка, хвалить его так, чтобы он четко понимал, за что именно получает похвалу;
  • не сравнивайте детей друг с другом;
  • объективно учитывайте возможности ребенка и не предъявляйте завышенных требований к нему;
  • придерживайтесь уверенного, но не агрессивного поведения.

ВМЕСТЕ ОТКРЫВАЕМ МИР

Время самоизоляции — это отличная возможность для совместного досуга. Вовлекайте детей в соответствующие их возрасту домашние дела: приготовление какого-либо блюда, наведение порядка в комнате, разбор вещей или игрушек и др.

Свободное время можно проводить с детьми за настольными и развивающими играми, просмотром добрых семейных мультфильмов и кино. Приобщайте ребенка к своим хобби. Посмотрите на мир глазами ребенка, и каждое ваше впечатление будет умножаться. Пробуйте новые виды активности.

«Занятия творчеством положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Свободное время дети могут проводить за рисованием, раскрашиванием, лепкой, конструированием и тем, что больше им нравится», уверена педагог дополнительного образования Марина Касаточкина.

Читайте так же:
Изучение тревожности у детей с дцп

Не менее важным является спорт и поддержание физической активности ребенка, так как в условиях самоизоляции он определенно будет меньше двигаться.

«Родителям необходимо обращать внимание на то, чтобы чередовать статическую и физическую активность. Восполнить двигательную активность можно с помощью зарядки, выполняя различные упражнения совместно с детьми. Также можно устроить домашний танцевальный конкурс или марафон, в котором могут участвовать все члены семьи. По возможности детям нужно освободить пространство для двигательной активности», советует инструктор по физической культуре Алексей Базаров.

Детский возраст — это период, когда даже самые мелкие негативные переживания могут оказаться сильным травмирующим фактором. Но следует помнить, что детская психика пластична и правильно подобранные методы могут помочь справиться с психологическим дискомфортом. Медицинский психолог Мария Чебунина уверена: «Для нормализации тревожного состояния детей с ОВЗ родителям необходимо активно использовать методы, которые требуют бережного и чуткого подхода. Например, арт-терапевтические методы, когда с помощью художественной деятельности у ребенка формируется комфортное эмоциональное самочувствие».

Примеры методов арт-терапии для снижения тревожности детей с ОВЗ:

  • Изотерапия.
    Можно выделить следующие техники рисования : монотипия, рисование по сырой бумаге, по воску, акватипия, рисование пальчиками , рисование цепочками с использованием бусинок, изготовление мандал (плетение из ниток, изготовление из пластилина, рисование красками и карандашами) .
  • Игротерапия.
    Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры .
  • Музыкотерапия.
    Терапия основана на процессе слушания музыки и музицировании .
  • Библиотерапия.
    Чтение под руководством взрослого специально подобранной литературы с последующим обсуждением .
  • Имаготерапия.
    Занятия театрализованной деятельностью .
  • Сказкотерапия.
  • Куклотерапия.
  • Мульттерапия.
  • Танцевальная терапия.
  • Песочная терапия.
  • Глинотерапия.
  • Цветотерапия.

Не забывайте отводить время и на самостоятельную деятельность детей. Это то время, когда они сами могут выбрать занятие по душе либо будут просто отдыхать.

«Уважаемые родители, помните, что нет ничего дороже совместных воспоминаний, которые остаются с каждым человеком. Окружите своих детей заботой и поддержкой для адаптации к новым условиям. Пройдет некоторое количество времени, и мы вернемся к привычному ритму жизни. Пока этого не произошло, воспользуйтесь ситуацией для создания в семье близких, доверительных, открытых взаимоотношений», — напоминает Валентина Филиппова, замдиректора по социальной и воспитательной работе.

Тревожность

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Наблюдая за учащимися начальной школы, беседуя с учителями и родителями, я обратила внимание на появление большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных учащихся. Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: теракты, войны, катастрофы, неблагоприятная экономическая ситуация.

Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им передается общая тревога. Они рисуют взрывы, играют в захват заложников, обсуждают между собой происходящее, то есть адекватно реагируют на травмирующее событие. Тревога перестает быть острой, она превращается в знание, опыт.

Но наряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для родителей и учителей. Вот с ними чаще всего и приходится иметь дело школьному психологу.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М.). Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны одноклассников или педагога). В этих ситуациях понятно происхождение состояния тревоги и бесспорно, что ребенку необходима помощь.

Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся событий, так называемого «стресса обыденной жизни» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).

Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).

Постоянная тревога скорее негативно сказывается на качестве обучения и общения ребенка, но в некоторых случаях она может оказывать и мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям» (Прихожан А.М.).

Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.

Существует ряд методик, направленных на выявление тревожности у детей в возрасте от 5 до 13 лет (см. приложение).

Для первичной диагностики тревожности я пользуюсь наблюдением, беседой и результатами корректурной пробы. Именно групповой тест на внимание помогает выявить тревожных детей. Тревожный ребенок либо неправильно выполняет задание, либо успевает сделать очень мало, но без ошибок. Он по нескольку раз обводит линии, сильно нажимает на ручку или карандаш; если сам находит у себя ошибки, то жирно замазывает их.

Читайте так же:
Лечение нервного заикания у взрослых

Согласно данным разработчиков рисуночных тестов (рисунок человека, рисунок семьи и т.д.), признаками тревожности являются: штриховка, маленькие фигурки, неверные, скачущие линии, смещение изображения вниз и вбок на листе, отказ от выполнения задания.

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Тревожность как качество личности

Тревожность как фон жизни присуща ребенку-астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Пообщавшись с таким ребенком, видишь, до какой степени он походит на своих родителей.

Мама Вити (7 лет) жаловалась, что он не может сам подойти к учительнице что-то спросить, плачет, когда она собирается уходить. Когда она делилась со мной своими переживаниями, у нее самой на глаза навернулись слезы, речь сделалась тихой и прерывистой.

Мама неуверенной в себе Кати (7 лет) во время беседы сидит на краешке стула, ломает пальцы, вся напряжена, за все время ни разу не улыбнулась. Такой же вижу девочку каждый раз перед классом: лицо серьезное, даже испуганное, здоровается сухо, никому не улыбается, как будто ждет подвоха.

Здесь сложно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передается по наследству. Мне кажется, что многое зависит от врожденного типа реагирования нервной системы.

Тревожность возрастная

С этой тревожностью чаще всего сталкиваешься в классах шестилеток. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка, родители пришли за ним на пять минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят, что они просто еще маленькие.

И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее адаптироваться к ним.

Тревожность ситуативная

Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений.

Часто приходится слышать от родителей младших школьников, что их дети боятся идти в магазин, опасаются обращаться непосредственно к продавцу. Зная, что предстоит поход в магазин, они заранее расстраиваются, предпочитают остаться, например, без жевательной резинки, чем покупать ее самостоятельно.

Школьная тревожность является разновидностью ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, отвечать у доски, боится ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у детей, к которым предъявляются завышенные требования и кого постоянно сравнивают с более успешными братьями и сестрами. Чаще всего психологу приходится иметь дело как раз со школьной тревожностью.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми

— Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;

— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;

— создать ситуацию успешности, компетентности;

— дать выход активности и агрессии ребенка;

— поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.

Рекомендации для родителей

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.

Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.

Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.

Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.

Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.

Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.

Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?

Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector