Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика тревожности младших школьников: описание методов, коррекция поведения

Диагностика тревожности младших школьников: описание методов, коррекция поведения

Диагностика тревожности младших школьников: описание методов, коррекция поведения

Тревожное расстройство — это непростой диагноз. Он не вызван микробом, который может быть обнаружен в тесте крови. Заболевание принимает множество форм, сопровождающихся другими клиническими симптомами. Диагностика тревожности школьников младших классов проводится путем полного физического осмотра, чтобы специалист мог вовремя оказать психологическую помощь и назначить качественное лечение.

Преамбула

Универсальность страха и беспокойства в детстве хорошо документирована в литературе и отражена в народных культурах — от сказок до более поздних фильмов Спилберга.

Проблемы и стрессы в школе

В 1928-1929 годах проводились исследования и диагностика тревожности школьников младших классов. Было опрошено и изучено более 1000 детей, 90 % из которых имели, по крайней мере, один конкретный страх. Каждому ребенку на тот момент было от 2 до 14 лет. Общепринято, что большинство детей испытывают беспокойство в ходе нормального развития, отчего фокус тревожности меняется с течением времени в лучшую или худшую сторону. Также было отмечено за все годы исследования этого расстройства, что девочки гораздо чаще сталкиваются с ним, чем мальчики. Пик тревожности настигает ребенка в 11 лет и является, как правило, переходящим в новую стадию.

Что это такое

Вечное и необузданное ощущение, возникающее зачастую при различных обстоятельствах, называется тревогой. В определенных случаях она приводит к депрессивным расстройствам, при которых ребенок становится ассоциативной личностью. У детей развиваются различные страхи, перерастая в манию и настоящую фобию, мешающую полноценно расти и жить.

Цель этой статьи: кратко описать состояние ребенка при данном расстройстве, изучить методики диагностики тревожности школьников младших классов, познакомиться с многочисленными способами, позволяющими бороться с психологическим заболеванием.

Девочка прижимается к ноге

Польза данной практики

Если у детей сохраняются длительный период неожиданные приступы тревоги, появляются фобии, ребенок в индивидуальном порядке начинает избегать контакта, мест, конкретных ситуаций, то пора обратиться к специалисту для диагностики и исследования. Запускать данные симптомы крайне не рекомендуется, потому что в более младшем возрасте гораздо больше шансов справиться с тревогой, которая на первый взгляд может показаться неоправданной, беспричинной и несерьезной.

Поскольку многие из детей приходят на диагностику тревожности школьников младших классов на поздней стадии расстройства, то специалист вправе обнаружить у них клиническую депрессию. Родителям очень важно обращать внимание на поведение своих чад, чтобы вовремя обнаружить расстройство.

Главный метод

Диагностика тревожности школьников младших классов проводится с помощью письменных опросов. В каждом учебном заведении (школы, лицеи, детские сады, колледжи) должны быть психологи, которые подготавливают специальные тесты, позволяющие тщательно изучить состояние ученика. Конечно, опросники не заменяют индивидуальное обследование, но способны выявить тревожное расстройство на ранних стадиях.

Как правило, психолог либо объявляет о том, какой тест будет проводиться, а иногда может в игровой форме раздать листы каждому ребенку. В этот момент нельзя поощрять желание детей обсудить вопросы со своими соседями по парте, но важно объявить, что все результаты являются анонимными и не влияют на отношение в школе и получение оценок. Тесты ни в коем случае не должны пугать учеников. В худшем случае дети просто не ответят на все вопросы максимально честно.

Что должно быть изучено

Каждая методика диагностики тревожности школьников младших классов должна показать психическое состояние каждого изучаемого ребенка. Сюда входит и общее эмоциональное состояние учеников, и социальная активность, и реакции на жизненные ситуации, и наличие фобий.

Ребенок лежит на кровати

Почему диагностика тревожности и агрессивности школьников младших классов проводится именно в учебное время? Потому что данное психическое расстройство проявляется в период с 7 до 11 лет. В школе ребенок сталкивается с первыми трудностями, проводя большую часть времени в стенах учебного заведения.

Характеристика изучаемых синдромов

Начинается диагностика школьной тревожности у младших школьников с незамысловатого теста. Он позволяет определить:

  1. Наличие школьных фобий. У большинства детей развиваются страхи публичного унижения из-за невыученных или неподготовленных уроков. Тревога возрастает в большей степени, если в школе и дома образовался неблагоприятный фон, который ограничивает и останавливает малыша в достижении определенных результатов, успехов, наград. Отсюда возникает страх получения негативных оценок, появляются желания и мысли избежать публичного наказания и унижения, путем игнорирования домашних заданий, общественных мероприятий. Активность ребенка снижается, появляется естественное ожидание негативных результатов его работы.
  2. Трудности с самовыражением. Скованность, страх публичного выступления усугубляются со временем, из-за чего ребенок просто боится проявить свои способности, находясь перед знакомыми или малознакомыми людьми. Демонстрация своих талантов, знаний становится настоящим кошмаром для несформировавшейся психики школьника.
  3. Проблемы с коммуникацией. Опросы должны показать, насколько ребенок асоциален. Зачастую у детей появляются проблемы в общении со сверстниками, невозможность налаживать контакт и объединяться в группы.
  4. Поведение. На фоне регулярного стресса, диагностика уровня тревожности школьников младших классов показывает, насколько изменилось поведение каждого ребенка. Все факторы, влияющие на разрушение психоэмоционального состояния, влияют на приспособленность, коммуникативность, активность детей. Ребенок, окруженный негативным фоном, сталкивается с низкой успеваемостью, замкнутостью, депрессией, апатией и быстрой утомляемостью.

Девочка держится за голову

Причины появления

Причина тревожных расстройств имеет генетическую основу, но в значительной степени модифицируется психосоциальным опытом. Тип наследования полигенный, но лишь небольшое количество конкретных генов, влияющих на развитие отклонения, было описано и изучено на сегодняшний день.

Тревожные родители, как правило, имеют тревожных детей, которые сталкиваются с гораздо худшими проблемами, чем их предки. Даже нормальному ребенку трудно оставаться спокойным и собранным в присутствии озабоченных, агрессивных, депрессивных родителей, а для тех, кто генетически предрасположен к тревоге, это намного сложнее.

В разные периоды детства около 10-15 % детей сталкиваются с тревожным расстройством (например, генерализованным тревожным расстройством, страхом разлуки, социальными фобиями, обсессивно-компульсивным расстройством, специфическими фобиями, острыми и посттравматическими стрессовыми расстройствами). Все эти явления сопровождаются страхом и тревогой, которые значительно нарушают образ жизни ребенка.

Читайте так же:
Школа ухода при деменции

Симптоматика

Методики для диагностики уровня тревожности школьников младших классов включают в себя обязательное изучение общего состояния детей. Важно выявить на ранних стадиях симптомы, которые указывают на наличие данного типа расстройства. Их могут заметить и родители, и учителя, а также определить с помощью анонимного конфиденциального опроса.

Мальчик плачет на лестнице

Наверное, самым распространенным проявлением тревожного расстройства является отказ идти в школу. Такое негативное отношение к учебному заведению часто заменяется термином “школьная фобия”. Но настоящий страх перед школой крайне редок. Большинство детей, которые отказываются идти на учебу, имеют разделительный страх, социальную фобию, паническое расстройство или их комбинацию. Отказ идти в школу также иногда отмечается у детей с определенными комплексами или страхами.

Некоторые дети жалуются непосредственно на беспокойство, описывая его как то, что не дает им покоя. Например, “я боюсь, что никогда не увижу вас снова” (страх разлуки), “я боюсь, что дети будут смеяться надо мной” (социальные фобии). В то же время большинство детей описывает дискомфорт как соматические жалобы: “Я не могу ходить в школу, потому что у меня болит живот”. Такие жалобы могут привести к некоторой путанице, так как ребенок часто говорит правду. Расстройство желудка, тошнота и головная боль часто развиваются у тревожных детей.

Дополнительный перечень симптомов

Большинство детей страдают тревожными расстройствами без осложнений. Иногда могут возникать неприятные ощущения в области желудка, появляется диарея на фоне стресса, бессонница или нарушение сна. У некоторых детей наблюдаются побочные эффекты в виде поведенческих изменений, включая возбуждение и расторможение.

А. М. Прихожан: методика

Диагностику тревожности школьников младших классов нередко проводят с помощью теста, разработанного педагогом социальных наук — Анны Михайловны Прихожан.

Тест от Прихожан

  • Суть диагностики. Тестирующий в индивидуальном порядке опрашивает детей, которых нужно исследовать. Он показывает им презентацию в виде незамысловатых иллюстраций, а ребенок должен описать то, что видит на изображениях.
  • Как проводится диагностика тревожности младших школьников от Прихожан? Ребенка сажают около стола, а затем тестирующий дает ему изображения, чтобы тестируемый придумал рассказы. Важно понимать, что Анна Михайловна подобрала все иллюстрации не просто так. Изображения хоть и незамысловатые, но в них достаточное количество деталей. Тестирующий параллельно задает наводящие вопросы, чтобы уточнить, какое настроение передает иллюстрация, грустные или веселые лица нарисованы. Также ребенок должен выбрать одного из персонажей и придумать к нему рассказ, исходя из изображения и находящихся в нем предметов.
  • Оценка и получение результатов. В общей сложности дается 10 изображений. Первая иллюстрация предназначена для того, чтобы ребенок понял суть данного тестирования. После 10 рисунков тестирующий дает заключительные картинки, на которые ребенок должен отреагировать позитивно. Если число негативных и неблагополучных ответов (грустное, сердитое, злое, печальное, скучное лицо у человечков на картинке) превышает, то ученику ставится диагноз — тревожное расстройство.

Методика для диагностики тревожности младших школьников от Прихожан Анны действительно работает. Она позволяет определить состояние малышей на ранних стадиях.

Методика от Р. Тэммл, Ф. Амена и М. Дорки

Диагностику тревожности школьников младших классов можно проводить по еще одному уникальному и эффективному методу, который был разработан тремя американскими психологами. Представляет собой тестовый опрос в виде иллюстраций, где дети должны описывать жизненные ситуации. Каждый рисунок важно показывать в строгой последовательности, при этом нужно давать время ребенку, чтобы тот внимательно изучил все картинки и рассказал о том, что происходит в них.

Девочка держится за щеки

Например, первое тестовое изображение рассказывает о мальчике и девочке, которые играют в мяч. На иллюстрации лицо девочки стерто, а ниже представлены два варианта эмоций — грусть и радость. Тестируемый должен выбрать что-то одно, а затем поделиться своими впечатлениями об увиденном с тестирующим. При этом для мальчиков и девочек идут аналогичные рисунки, но главный герой соответствует полу тестируемого ребенка.

Польза

В некоторых случаях проводят диагностику тревожности младших школьников для мониторинга. Методики, предназначенные для выявления данного расстройства на ранних стадиях, позволяют создать полноценную картину эмоционального состояния детей в возрасте от 8 до 11 лет. Нередко это позволяет понять, что происходит в стенах учебного заведения.

Например, если в одном классе обучается 30 учеников, а у 20 из них имеются какие-то фобии и комплексы, то начинается тщательная проверка на наличие неблагоприятного фона внутри школы. Вполне возможно, что тревожное расстройство возникает из-за некомпетентности учителя, из-за негативного влияния детей на конкретного ребенка, из-за напряженной обстановки внутри семьи, которое только ухудшается, когда ученик попадает в стрессовые ситуации.

Лечение

Тревожные расстройства у детей лечат с использованием поведенческой терапии, иногда в сочетании с медикаментозным лечением.

Что такое поведенческая терапия? Это когда ребенок систематически оказывается в тревожной ситуации, постепенно меняя свое поведение под воздействием внешних факторов. Такая терапия позволяет со временем становится менее восприимчивым к неблагополучным и стрессовым событиям, а впоследствии начинает снижаться и тревожность.

Проблемы в школе

В легких случаях обычно достаточно только поведенческой терапии, но в более сложных назначаются медикаменты. Как правило, используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.

В заключение

Прогноз зависит от тяжести, наличия грамотного лечения и способности ребенка к выздоровлению. В большинстве случаев дети борются с симптомами тревоги до достижения совершеннолетия и дольше. Тем не менее с ранним началом лечения многие дети учатся контролировать свой страх. Именно поэтому важно проводить диагностику тревожности школьников, начиная с младших классов.

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

Пакулева, А. Р. Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников / А. Р. Пакулева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79291/ (дата обращения: 25.10.2021).

Читайте так же:
Травы для лечения деменции

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников. Проблема состоит в том, что, испытывая школьную тревожность, младший школьник плохо адаптируется в учебном процессе, с трудом переживает кризис поступления в школу. Повышенный уровень тревожности проявляется у младшего школьника в различных формах его поведения. В статье раскрываются психологические особенности младшего школьника с повышенным уровнем тревожности, и её влияние на психосоматику.

Ключевые слова: школьная тревожность, психологическое здоровье младшего школьника, соматическое здоровье младшего школьника, основные показатели тревожности, кризис поступления в школу.

The article reveals the nature and features of the concepts «anxiety personality of a younger student», «psychological health of a younger student», «somatic health of a younger student». Much attention is paid to the peculiarities of the influence of the level of school anxiety on the psychological and somatic health of primary schoolchildren. The problem is that, while experiencing school anxiety, the younger student does not adapt well to the educational process, hardly survives the crisis of entering school. An increased level of anxiety is manifested in a younger student in various forms of his behavior. The article reveals the psychological characteristics of a primary school student with an increased level of anxiety, and its impact on psychosomatics.

Key words: school anxiety, psychological health of a primary school student, somatic health of a primary school student, the main indicators of anxiety, the crisis of entering school.

Сегодня мы встречаем всё больше детей, страдающих повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Данные симптомы являются основными признаками наличия тревожности.

Психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных младших школьников [12]:

— высокий уровень обучаемости. При этом воспитатель или учитель может считать такого ребёнка неспособным или недостаточно способным к восприятию информации, поскольку ребёнок постоянно тревожится, правильно ли он выполняет задание, иногда торопится и допускает ошибки. В этом случае педагог может делать ему замечания;

— эти воспитанники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания;

— если не удаётся сразу справиться с заданием, тревожный ребёнок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет отсутствием у себя всяких способностей;

— на занятии поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе, и нелепые ответы. Говорят иногда непонятно, проглатывая слова, краснеют и жестикулируют невпопад, иногда еле слышно или, наоборот, слишком громко.

Понятие «тревога» было введено в психологию и впервые описано З. Фрейдом и широко рассматривалось многими учёными (О. А. Черникова, О. Кондаш, Ф. Перлз), как одно из видов страха [13, с. 65]. Авторы считают, что тревога возникает в результате активизации нашего воображения, негативного построения будущей картины мира.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова выделяют [10]:

  1. Внутриличностные конфликты. Чаще всего они возникают в результате недооценки личностных и умственных характеристик младшего школьника.
  2. Нарушения внутрисемейного или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками. Так ребёнка могут не принимать в классе, считают его изгоем, что оказывает сильное влияние на возникновение личностной и ситуативной тревожности;
  3. Соматические нарушения. Очень часто тревожность возникает в тех случаях, когда малыш находится в ситуации конфликта, который был вызван:

— отрицательными запросами, которые могут поставить младшего школьника в униженное или зависимое положение;

— неадекватными, чаще всего завышенными требованиями. Ребёнок ещё не может выполнить некоторые требования взрослого в силу своего возраста. Это может поставить его в ситуацию неудачника, заставить тревожиться и беспокоиться по поводу своих способностей;

— противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребёнку родителями, школой, сверстниками.

М. Н. Аплетаев говорит о здоровье как о целостном многомерном динамическом состоянии, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [2, с. 5].

В. А. Гуров утверждает, что согласно тесту Филлипса от 27 % до 48 % первоклассников в период адаптации имеют высокий уровень развития общей тревожности [4]. Автор говорит, что общая тревожность в данном возрасте возникает по причине выраженных страхов проверки знаний, самовыражения и низкой физиологической устойчивостью к стрессу. На поведенческом уровне болезнь у младших школьников проявляется в повышенной агрессии или заторможенности, плаксивости, депрессии. Длительное пребывание ребёнка в тревожном состоянии проводит к полному или частичному повреждению структур организма, что приводит к развитию хронической болезни.

На основании проведённых исследований А. М. Прихожан было выявлено, что все ученики начальной школы имеют определённый уровень переживаний, склонность к невротическим состояниям [12]. Почти три четверти из них (70 %) имеют высокий и умеренный уровень тревожности, то есть негативное психологическое состояние. Оно отрицательно сказывается на их психологическом здоровье. Эти младшие школьники уже имеют такие хронические соматические заболевания, как миопия различной степени, нарушения гормонального фона, сколиоз, нарушения иммунитета. Особенно это касается девочек. 92 % из них имеют уровень тревожности выше среднего. У мальчиков этот показатель составляет 50 %. Беспокойство вызывает тот факт, что по результатам диагностирования высокий уровень тревожности выявлен у 82 % младших школьников.

С целью изучения уровня развития тревожности у младших школьников провели экспериментальное исследование с применением следующих методик:

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан.
  2. Проективная методика «Нарисуй несуществующее животное».
Читайте так же:
Эффективные ноотропы при деменции

В исследовании приняли участие 25 первоклассников МОУ «Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района Саратовской области, среди которых 13 девочек и 12 мальчиков.

В процессе проведения проективной методики для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан первоклассникам предлагалось составить рассказ по 12 картинкам, на которых нарисованы дети в разных ситуациях общения с пустыми лицами без эмоций. Первокласснику нужно было составить рассказ по картинкам и сказать, какое настроение и лицо у нарисованного ребёнка на каждой картинке. Подсчитывалось количество «»

На рисунке 1 представлены результаты диагностики первоклассников по методике школьной тревожности А. М. Прихожан.

Результаты диагностики первоклассников по методике школьной тревожности А. М. Прихожан

Рис. 1. Результаты диагностики первоклассников по методике школьной тревожности А. М. Прихожан

Из рисунка 1 видим, что 20 % испытуемых (5 человек из 25) имеют низкий уровень развития тревожности. 32 % первоклассников (8 человек из 25) имеют средний уровень тревожности. Однако 48 % первоклассников (12 человек из 25) имеют повышенную тревожность. Они испытывают постоянное беспокойство, тревогу при ответах на уроках, сильно зависимы от оценки окружающих, обидчивы, иногда агрессивны. Такие первоклассники часто выдавали «неблагополучные ответы»: девочка болеет, мальчики поссорились и не разговаривают, девочка сильно обиделась, что ей поставили тройку, мальчик наказан, учительница ругает девочку, мальчика заставляют сначала сделать уроки, а потом разрешают смотреть телевизор.

Далее провели исследование уровня развития тревожности по гендерному признаку: сколько мальчиков и девочек первого класса имеют повышенную, среднюю и низкую тревожность. На рисунке 2 представлены сравнительные результаты диагностики по методике школьной тревожности А. М. Прихожан по гендерному признаку.

Сравнительные результаты диагностики по методике школьной тревожности А. М. Прихожан по гендерному признаку

Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики по методике школьной тревожности А. М. Прихожан по гендерному признаку

Из рисунка 2 видим, что 23,1 % девочек (3 человека из 13) и 41,7 % мальчиков (5 человек из 12) имеют средний уровень развития тревожности. 25 % мальчиков (3 человека из 12) и 15,4 % девочек (3 человека из 13) имеют низкий уровень развития тревожности. У 33,3 % мальчиков (4 человека из 12) и 61,5 % девочек (8 человек из 13) диагностирован высокий уровень развития тревожности. Согласно расчётам U-критерия Манна-Уитни критическое значение Uэмп = 63 при p≤0.05 и p≤0.01, которое попадает в зону незначительной значимости. Можно сказать, что особых различий в уровнях развития тревожности у мальчиков и девочек первого класса не выявлено. Однако согласно рисунка 2, уровень тревожности несколько повышен у девочек-первоклассниц.

Далее применили проективную методику «Нарисуй несуществующее животное». При анализе рисунков детей нами выделены следующие детали, которые могут указывать на наличие тревожности у первоклассников:

— маленький и мелкий рисунок;

— сильный нажим карандаша;

— мало деталей в рисунке животного;

— рисунок ближе к верхнему краю листа;

— сильно зачерченные и заштрихованные детали в рисунке животного;

— большие глаза у животного;

— отсутствие ног и дороги, на которой стоит животное;

— хвост, направленный вниз;

— угрожающее или устрашающее животное.

На рисунке 3 представлены сравнительные результаты диагностики по проективной методике «Нарисуй несуществующее животное».

Сравнительные результаты диагностики по проективной методике «Нарисуй несуществующее животное»

Рис. 3. Сравнительные результаты диагностики по проективной методике «Нарисуй несуществующее животное»

Из рисунка 3 видим, что у девочек в рисунках несуществующего животного наблюдется больше деталей, указывающих на наличие тревожности: сильно зачерченные и заштрихованные детали в рисунке животного, сильный нажим карандаша, хвост, направленный вниз. У мальчиков в рисунках выявляются следующие детали, указывающие на наличие тревожности: маленький и мелкий рисунок, сильно зачерченные и заштрихованные детали в рисунке животного, отсутствие ног и дороги, на которой стоит животное.

Рассчитали Т-критерий Спирмена с целью определения взаимосвязи между уровнем тревожности и наличным уровнем соматического здоровья первоклассников по формуле:

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=T_%7bkp%7d%20=%202.398cdot%20sqrt%7bfrac%7b1%20-%200.893%5e%7b2%7d%7d%7b25%20-%202%7d%7d%20=%200.22

Коэффициент ранговой корреляции статистически значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум параметрам (уровень тревожности и соматическое здоровье) значимая.

На рисунке 4 графически представлена взаимосвязь соматического здоровья с уровнем тревожности у первоклассников.

График корреляции по Т-критерию Спирмена, показывающий взаимосвязь между уровнем тревожности и соматическим здоровьем первоклассников

Рис. 4. График корреляции по Т-критерию Спирмена, показывающий взаимосвязь между уровнем тревожности и соматическим здоровьем первоклассников

Связь между признаком Y и фактором X (уровнем тревожности и соматическим здоровьем) сильная и прямая. Можно сказать, что уровень тревожности первоклассников напрямую влияет на их соматическое здоровье.

Итак, в настоящее время особенно актуальным становится изучение тревожности у младших школьников. Это происходит потому, что данный период характеризуется бурным развитием психологических и физических особенностей ребёнка, становлением его физического и психологического здоровья.

Период поступления в школу совпадает с периодом важного возрастного кризиса, который каждый ребёнок переживает по-своему и с разной интенсивностью.

Как показывают результаты исследователей, в начальной школе практически 100 % детей имеют ту или иную степень развития тревожности, а отсюда и психосоматические заболевания. Непосредственная связь психического и физического здоровья была замечена учёными относительно давно. Ими отмечено, что повышенная тревожность негативно сказывается на психосоматическом здоровье младшего школьника.

Влияние тревожности на адаптацию первоклассников

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания — они интеллектуализируются и становятся произвольными. Цель исследования — как изучение природы и функций тревоги и тревожности, ее влияние на уровень школьной адаптации первоклассников; диагностирование уровня школьной тревожности у первоклассников, ее профилактика и коррекция.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности…………………………………………………. 6
1.2. Специфика школьной тревожности…………………………………. 17
1.3. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся………..21
1.4. Основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся………………………………….25
1.5. Понятие адаптации, ее виды, уровни, степени……………………. 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы психологической диагностики школьной тревожности.…..36
2.2. Коррекционно – развивающая программа по формированию у первоклассников эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..55

Читайте так же:
Эпилептическая деменция особенности изменения личности
Файлы: 1 файл

диплом.doc

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методы психологической диагностики школьной тревожности

На начало 2007-2008 учебного года в первый класс поступило 33 ученика. Из них 20 детей посещали одну группу детского сада, следовательно, 13 из них пришлось «вливаться» в совершенно новый, уже сложившийся коллектив. Все ученики были распределены на два класса. Исследование в контексте проблемы школьной тревожности учащихся в данных классах состояла из нескольких последовательных этапов. На первом (психодиагностическом) этапе были выявлены дети, для которых характерна повышенная школьная тревожность. Для этого проводилась фронтальная психологическая диагностика в параллели первых классов. Для этого были использованы разнообразные методические подходы:

— наблюдение за поведением учащихся в школе

— опросы родителей учащихся и учителей

— «Методика диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан»

-«Изучение эмоционального отношения ребенка к школе» (О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто)

— Методика «Сказка» (В.А.Кореневская)

Список ребят, обучающихся в 1-х классах

«Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся»

Метод экспертных опросов позволяет получить информацию о симпто-мах тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родите-лями.

Цель данного метода – диагностика школьной тревожности с помощью анализа ее поведенческих проявлений. Опрос проводился путем анкетирования. При обработке результатов нами учитывалось количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами.

1. Высказывает нежелание ходить в школу

2. Боится опоздать в школу

3. Не заходит в класс, если опоздал на урок

4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе

6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

7. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах

9. На уроках рассеян

10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их

11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой

12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями

13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать свои знания

15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами

16. Нет друзей среди одноклассников

17. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной

1 а класс (номер ученика в диаграмме соответствует номеру в списке класса)

По результатам данной диагностики у каждого ученика есть симптомы тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родителями (от1 до 10) .

Проективная методика (А.М.Прихожан).

Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в начале учебного дня, в отсутствии классного руководителя, в условиях позитивного контакта с ребенком.

Цель методики: выявить уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Эта методика позволила выявить общий уровень школьной тревожности учащихся. Ребенку предлагался набор из 12 рисунков (для мальчиков и для девочек наборы рисунков разные). На каждой картинке нарисованы люди, но без лиц, и ребенку предлагалось придумать настроение для каждого лица.

При выполнении этого задания обращалось особое внимание на тех ребят, ответы которых считались «неблагополучными» и их количество было 6 и более.

Полученные данные обработаны, систематизированы и представлены в следующем виде:

По результатам данной методики количество «неблагополучных» ответов учеников, характеризующих настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное, у учащихся колеблется от 1 до 8. У 24% учащихся нет «неблагополучных» ответов, у 38% учащихся от 1 до 3 «неблагополучных» ответа, у38% учащихся от 6 до 8 «неблагополучных» ответов.

«Изучение эмоционального отношения к школе» (О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто)

Процедура проведения: подготовка 1) 22 карточек с прилагательными антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2) 2 коробочек с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования. Эксперимент проводился с первоклассниками, посещавшими до школы детский сад и так называемыми «домашними» детьми . Перед ребенком ставилось 2 коробочки и давалась следующая инструкция: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».

Далее зачитывались прилагательные и передавалась карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек.

Обработка данных. Подсчитывалось (общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника.

Получены следующие результаты:

По результатам проведенной диагностики у 9% учащихся 2-х классов отрицательное отношение к школе, у 21% учащихся пограничное между отрицательным и положительным, у 70% — положительное отношение к школе.

Методика «Определение мотивов учения» (разработана М. Р.Гинзбургом)

Методика позволяет выявить структуру мотивов учения ребенка.

В основу методики положен принцип « персонификации» мотивов. Испытуемому предлагался небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывался схематический, соответствующий содержанию абзаца рисунок, который служил внешней опорой для запоминания. Эксперимент проводился индивидуально (описание методики см. приложение 1).

Методика "С К А З К А" В.А.Кореневская

Цель: получение обратной связи от учащихся младших классов.

Читайте так же:
Рекомендации психолога для детей с энурезом

Получение обратной связи от младших школьников, в особенности — от первоклассников, начинается с того, что учитель (психолог или старшеклассник) входит в класс (в данном случае важны искренность и артистизм), держа в руках красочный конверт, из которого достает письмо и "фотографию" зверят (портреты нарисованы или наклеены). После чтения письма предлагается срочно дать ответ и отправить его зверятам в другом конверте (тоже красочном и гораздо больше первого), куда каждый ребенок должен опустить свое письмо (текст сказки см. приложение 2).

Данная методика позволила оценить, как чувствует себя ученик среди одноклассников, как он воспринимает учителя и свой класс, каким ему видится их отношение к себе, что он ощущает и о чем думает.

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности

Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Поэтому главной задачей является диагностика данной категории детей, а также реализация программы коррекционно-развивающих занятий, направленных на оказание психологической помощи и поддержке тревожных детей.

Признаки тревожности

Тревожный ребенок

  • Не может долго работать, не уставая.
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  • Руки у него обычно холодные и влажные.
  • У него нередко бывает расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое вызывает у него страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Не любит браться за новое дело.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Правила взаимодействия с тревожными детьми

  • Избегайте состязаний и каких — либо видов работ, учитывающих скорость
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими
  • Чаще используйте телесный контакт
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

Поскольку школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка, приведем согласно возрасту:

Для родителей первоклассников:

  • Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится – у него может что-то не сразу получаться
  • Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
  • Не пропускайте трудности на первом этапе обучения
  • Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге
  • У ребенка должно оставаться время для игровых занятий

Для родителей пятиклассников:

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность
  • Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей
  • Поддерживайте авторитет учителя
  • Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

Для родителей десятиклассников :

  • Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и вне учебных дел
  • Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения
  • Строить отношения с ребенком на новых — партнерских началах.

Для родителей выпускников:

  • Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи
  • Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат
  • Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
  • Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал
  • Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам
  • Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.

Общие советы родителям

  • Не требуйте от ребенка слишком многого, объективно оценивайте возможности
  • Не запрещайте без оснований того, что разрешали раньше
  • Повышайте самооценку ребенка. Ежедневно отмечайте его успехи. Это длительная работа. Несколько обидных замечаний могут свести на нет все предыдущие успехи
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми
  • Будьте примером для своего ребенка. Покажите ему образец уверенного поведения.

Помните, что существует множество разных способов воздействия на ребенка, но крики и физические наказания – недопустимы! Они унижают и создают ощущение угрозы, опасности и страха.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector