Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьная фобия

Школьная фобия

Школьная фобия

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу.

При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми — им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В этом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!» и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее.

И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как оно было вызвано эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят.

Тогда мальчик сам принял решение — больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление — склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия.

Школьная фобия

В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда одни дети просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил — наследие средневековья с его культом демономании (на Руси — вера в чертей, леших, водяных и оборотней).

Читайте так же:
Я вылечился от заикания с помощью

Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы. Черная Рука — это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть наследие Кощея Бессмертного, точнее — всего того, что осталось от него, как, впрочем, и Скелета, которого также часто боятся в младшем школьном возрасте.

Школьная фобия

Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама — такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все, так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет:

«Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. «Может быть, пойдем к врачу?», — сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!».

В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

И, наконец, Пиковая Дама — это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения.

В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет — боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Школьная тревожность и школьная фобия

«Страхом разлуки» называют состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. В грудном и дошкольном возрасте выраженный в определенной мере страх разлуки рассматривают как нормальное поведение ребенка. Его считают патологическим в тех случаях, когда он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному, типичному для данного возраста качеству жизни и/или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен, например у подростков.

Читайте так же:
Call of duty infinite warfare заикания звука

Особую форму манифестации страха разлуки представляет собой школьная фобия, которая может при соответствующей предиспозиции и тревожности детей протекать с несколькими возрастными пиками: первый пик частоты приходится на детсадовский возраст, второй — на начало школьного обучения и третий — на подростковый возраст, когда актуальным становится отделение от родителей.

Указанные возрастные периоды включают все свойственные нашей культуре ситуации разлуки, в отношении которых дети или подростки оказываются недостаточно зрелыми из-за их чрезмерно тесной привязанности к изначально значимому для них лицу (чаще всего к матери).

Клиническая картина школьной фобии

Для школьной фобии характерны уклонение от посещения школы, массивные соматические жалобы (например, головокружение по утрам, головные боли, боли в животе), особенно перед посещением школы, чрезмерно тесная привязанность к одному из близких лиц (обычно к матери), которое больше всего заботится о ребенке или подростке. Хотя это расстройство называют школьной фобией, оно проявляется не в школе, а дома.

Часто прежде всего предъявляются соматические жалобы, так что вначале возникает подозрение на соматическое заболевание, и это служит поводом для разнообразных диагностических мероприятий. Нередко родители ребенка или подростка приходят на беседу с уже сложившейся «органической теорией».

Уклонение от посещения школы часто представляется вторичным следствием соматических симптомов. Лишь в редких случаях дети и подростки в первую очередь сообщают о своей боязни идти в школу; гораздо чаще они рассказывают о своих соматических жалобах, вынуждающих родителей оставлять детей дома. Поэтому часто первыми, к кому приводят на консультацию пациента со школьной фобией, бывают домашний врач или педиатр.

Массивный страх проявляется лишь тогда, когда родители заставляют детей, часто после отрицательных результатов соматического обследования, идти в школу. При этом могут возникнуть состояния панического страха и серьезные конфликты с родителями или опекающими лицами. Характерно, что соматические симптомы особенно резко выражены перед запланированным посещением школы или в начале недели, тогда как во время каникул они нередко отсутствуют.

В МКБ-10 даны подробные критерии синдрома страха разлуки и школьной фобии. Они отражают необоснованное беспокойство по поводу значимого лица, разлуки с ним, выраженную тенденцию к уклонению от занятий в школе, неспособность оставаться дома в одиночестве и связанные с синдромом соматические симптомы, особенно заметные при реальной или ожидаемой разлуке. Далее к данному синдрому относятся, с одной стороны, печаль и уход в себя, а с другой — экстремальные проявления страха, приступы ярости, крика и стремление удерживать рядом с собой лицо, к которому ребенок испытывает привязанность.

Формы уклонения от школы

Эпидемиология школьной фобии

Данные о частоте страха разлуки или школьной фобии недостаточны. Они касаются школьной фобии в целом, которая встречается с частотой от 1 до 2%. Половые различия, по-видимому, не выражены.

Дифференциальная диагностика должна проводиться между школьной фобией, страхом школы и склонностью к прогулам. Общим понятием, объединяющим все три синдрома, является уклонение от школы. Три упомянутых выше расстройства имеют четкие структурные различия, представленные в таблице. Если при школьной фобии не отмечается девиантных тенденций, то при прогулах школьных занятий они четко выявляются.

Дети и подростки, страдающие школьной фобией, как правило, обладают хорошими способностями и не имеют проблем с успеваемостью. При детальном расспросе у них не выявляется также страха перед какими-либо лицами или ситуациями в школе (например, перед учителями или определенными предметами). Подростки со страхом школы, напротив, проявляют отчетливые опасения, прямо связанные со школьными факторами, будь то страх из-за неуспеваемости, боязнь учителей или других учеников.

Далее должна проводиться дифференциальная диагностика с органическими заболеваниями, так как школьная фобия часто вначале маскируется рядом соматических симптомов.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Психологи перечислили причины школьной фобии у тысяч детей

alt=» Фото: pixabay.com» />  Фото: pixabay.com

Боязнь плохих оценок, конфликты с одноклассниками, страх сделать ошибку или получить замечание от учителя — даже одна из перечисленных проблем может сделать школьную жизнь ребенка невыносимо тяжелой. Эмоционально чувствительные дети даже заболевают: у них часто болит голова, живот, появляется тошнота. Одна из причин такого состояния — страх перед школой, или школьная фобия.

В последнее время психологи все чаще прибегают к термину "школьная фобия", обозначая с его помощью проблемы, которые связаны у ребенка с посещением школы и в основе которых лежит эмоциональное расстройство. Согласно отчету немецкого Агентства медицинского страхования (DAK) за 2018 год, около 3,5% из примерно 11 миллионов учеников в Германии страдают от школьной фобии, причем мальчики чаще, чем девочки.

Читайте так же:
Шкала реактивной и личной тревожности спилбергера ханина

Фото: Максим Богодвид/РИА Новости

Специалисты отмечают: школьная фобия относится к разряду тревожных расстройств, а не расстройств поведения, т.е. ребенок не идет в школу не потому, что у него "хвосты" или он обыкновенный прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх. Нередко речь идет не столько о страхе перед школой, сколько о страхе ухода из дома. "Это, как правило, боязнь разлуки с родителями, к которым привязан тревожный ребенок, — говорит Астрид Хольх, специалист по детской и подростковой психосоматике. Школьная фобия начинается с неопределенных жалоб на школу или с неохотного ее посещения, впоследствии могут развиться вполне реальные симптомы.

"Вначале это довольно неспецифичные для фобии признаки — головная боль, боль в животе, тошнота, головокружение, может быть также боль в спине", — говорит Хольх.

Но потом эмоциональное и физическое состояние ребенка становится таково, что он не может посещать школу. В результате он отстает в учебе, у него падает успеваемость, теряются контакты с друзьями — проблем становится еще больше.

Фото: Шеметов Максим/ТАСС

Причин школьной фобии много. Помимо индивидуальных, таких как психическое расстройство, это может быть плохая успеваемость по основным предметам или страх наказания. Существуют также причины, спровоцированные эмоциональным состоянием ребенка: смерть, болезнь, разлука с родителями, а также конфликтные отношения между учениками и учителями.

И если у ребенка нет навыка преодоления стрессовых ситуаций и неудач, это может увеличить его беспокойство и закончиться слезами или вспышками раздражения. Бывает и наоборот — дети становятся вялыми, апатичными. В таком случае часто необходим продолжительный курс психотерапии, а в дополнение к ней и другие практики.

С помощью музыкальной, художественной и танцевально-двигательной терапии, на групповых встречах или совместных экскурсиях детям легче справиться со своими эмоциональными проблемами.

По словам экспертов, родители часто приводят детей к психотерапевту только в том случае, если ребенок отсутствовал в школе в течение нескольких месяцев. Но это большая ошибка. "Чем раньше вы получите профессиональную помощь, тем выше вероятность того, что ситуация быстро улучшится для ребенка, — предупреждает Хольх. — Моя рекомендация — больше поощрять ребенка, настраивать его на успех".

Школьная фобия

Судя по краткому, но выразительному описанию, которое оставил лам Шекспир, школьная фобия существует уже не одно столетие. Однако впервые выделил эту проблему как самостоятельную только Бродуин (Broadwin), охарактеризовав ее «как особый вид прогулов»:

«Ребенок систематически не посещает школу в течение периодов длительностью от нескольких месяцев до года. При этом родители точно знают, где он. Ребенок обычно находится дома или с матерью. Причины непосещения школы остаются загадкой для родителей и школьного персонала. Так, ребенок может заявить, что боится идти в школу, боится учителя или не дать никакого вразумительного объяснения.» (Broadwin, 1932)

Термин «школьная фобия» («school phobia») появился в США благодаря Джонсону и его коллегам (Johnson & colleagues), которые считали первопричиной проблемы тревогу ребенка, связанную с сепарацией, при условии личной заинтересованности его матери в присутствии ребенка дома. Роль собственно школы в возникновении данной проблемы объяснялась следующим образом:

«Строгость учителя вызывает у ребенка гнев. Поскольку учитель представляется ребенку отдаленным подобием матери, то подавленный гнев по отношению к ней находит свое выражение, смещаясь на учителя, который становится объектом фобии. Встречи с учителем и посещение школы вызывают у ребенка выраженную тревогу, и он стремится избежать таких ситуаций» (Johnson et al).

С момента выхода статьи (Johnson et al) термин «школьная фобия» прочно прижился в США, хотя большинство специалистов обозначают с его помощью любые проблемы, связанные с посещением школы и имеющие в своей основе эмоциональное расстройство с фобическими, истерическими и обсессивными компонентами, которые часто сочетаются.

В Великобритании многие клиницисты и исследователи полагают, что термин ««школьная фобия» слишком специфичен и/или имеет отчетливую психоаналитическую подоплеку. Так, ряд авторов (Hersov , Khan & Nursten , Coqper) предпочли использовать более емкий термин «отказ от посещения школы» («school refusal»). Лично я склонен употреблять термин «шкальная фобия», как более точно передающий эмоциональное состояние ребенка, его страх, тревогу и чувство беспомощности, которое часто сопутствуют проблеме. Отказ от посещения школы хотя и является более общим термином, кажется непосвященным гораздо менее серьезной проблемой, словно ребенок попросту решает, что школа ему не нужна.

Читайте так же:
Заикание у детей логоневроз лечение

Грациано с коллегами (Graziano & colleagues) считают, что школьной фобии посвящено в 25 раз больше публикаций, чем любой другой встречающейся у детей фобии. Это не удивительно, ведь эта проблема причиняет много беспокойства не только самим детям, но их родителям и учителям. Несмотря на то что школьная фобия имеет многовековую историю, а на протяжении последних 60 лет подвергается тщательному изучению, клиницисты пока не пришли к общему мнению о причинах и эффективных способах лечения. В данной статье будут кратко изложены основные, известные на сегодняшний день сведения об этой проблеме.

Клинические проявления школьной фобии.

Наиболее полное клиническое описание школьной фобии оставил Херсов (Hersov). Проблема часто начинается с неопределенных жалоб на школу или с неохотного ее посещения, что впоследствии трансформируется в полный отказ идти в школу или находиться в ней невзирая на убеждения, угрозы, упреки родителей и давление со стороны учителей, семейных врачей и работников службы социально-педагогического контроля (education welfare officers). По мере приближения времени ухода в школу в поведении детей может открыто проявиться тревога, вплоть до панических реакций Большинство детей даже не могут выйти из дома, чтобы пойти в школу. Те же, кто это делает, возвращаются обратно с полпути, а некоторые даже доходят до школы, но в какой-то момент в состоянии выраженной тревоги бегут домой. Многие дети утверждают, что хотят и могут ходить в школу, но когда приходит время, у них ничего не получается. (Hersov).

Симптомы тревоги проявляются по-разному. Это могут быть головные боли, боли в животе, тошнота, головокружение, лихорадка и т. д. Иногда дело доходит до слез или вспышек раздражения, переходящих в деструктивное и агрессивное поведение. В других случаях дети становятся вялыми, апатич ными, впадают в депрессию, иногда даже совершают попытки самоубийства. Как правило, после того как усилия заставить ребенка идти в школу прекращаются, все симптомы проходят сами собой. Однако школьная фобия рецидивирует и усиливается, если возобновить такие попытки.

При внезапном или неожиданном начале школьной фобии родители обычно предполагают, что у ребенка возникли проблемы в школе или что он болен. Дети склонны высказывать целый ряд правдоподобных опасений (связанных со школьными и домашними проблемами), которые переплетаются с иррациональными страхами. К сожалению, далеко не всегда специалисты, такие как врачи общей практики, учителя или социальные работники, занимающиеся проблемами школьников, могут увидеть проблему в целом, поэтому дают родителям противоречивые советы. Неопределенность положения еще больше усиливает тревогу родителей, учителей и самого ребенка. В этот момент эмоциональное состояние ребенка может быть настолько плачевным, что некоторые родители, а иногда и специалисты позволяют ему временно не ходить в школу. В результате ребенок начинает отставать в учебе, теряет контакты с друзьями, возобновление нормального обучения становится еще более проблематичным (Blagg).

Отличительные особенности школьной фобии.

Дети, страдающие школьной фобией, после некоторого времени отсутствия в школе проявляют беспокойство о том, что их обвинят в симуляции. Им вторят некоторые работники системы образования, полагающие, что школьную фобию изобрели психологи для обозначения прогулов школы у представителей среднего класса. Классическая работа Херсова (Hersov) позволила доказать, что школьная фобия относится скорее к разряду тревожных расстройств, а не расстройств поведения. Некоторые исследователи считают эти результаты артефактом вследствие социально-экономических различий между выборками прогульщиков и детей со школьной фобией. Тем не менее выводы Херсова (Hersov) удалось подтвердить и дополнить, повторив его исследование с когортами прогульщиков и страдающих школьной фобией, в которых разные социальные классы имели сходное представительство (Blagg).

Если говорить коротко, прогульщики обычно являются выходцами из проблемных семей, в то время как страдающие школьной фобией, как правило, проживают в дружных и заботливых семьях. Проявления школьной фобии чаще встречаются у детей сдержанных, интровертированных, добросовестных, более склонных к конформизму и беспокойству по сравнению со своими ровесниками. Напротив, типичный прогульщик — это скорее экстраверт, не проявляющий излишнего беспокойства и склонный к антиобщественному поведению.

Особенности терапевтического воздействия.

Стратегии терапевтического вмешательства и менеджмента основаны на теоретических представлениях об этиологии школьной фобии. Так, если рассматривать проблему с психодинамических позиций, как было принято вначале (то есть, как проявление тревоги, связанной с сепарацией), тогда основное внимание должно быть уделено отношениям мать-ребенок, при этом собственно школьные проблемы остаются в стороне. В настоящее время у такого подхода мало сторонников. С другой стороны, если придерживаться взглядов консультирующего психиатра Грэма Чепмена (Graham Chapmaii), надо практически полностью игнорировать семейную динамику и сконцентрировать внимание исключительно на школьных проблемах.

Читайте так же:
Диплом на тему деменции

В школе складывается весьма необычная ситуация. Мне довелось встречаться со множеством детей, которые по нескольку лет не ходили в школу, однако продолжили учебу и впоследствии наладили прекрасные отношения с однокурсниками в колледже и даже университете (Chapman).

Действительно, в одном из телевизионных интервью Чепмен (Chapman) высказал мнение о целесообразности непосещения школы страдающими школьной фобией, что, с его точки зрения, не ведет к развитию невротической личности. В тоже время нет доказательств и в пользу того, что если заставить страдающего фобией ребенка ходить в школу, это предотвратит развитие у него невроза во взрослом возрасте. Полностью сфокусированный на школе подход к данной проблеме в настоящее время применяется специалистами редко. Тем не менее, сравнительно недавно организация под названием «Альтернативное образование»(«Education Otherwise») начала активную кампанию за то, чтобы школьная фобия рассматривалась как «острая тревога, спровоцированная школьными факторами» («acute school-induced anxiety»). Члены организации полагают, что большинство детей с диагнозом школьной фобии рационально реагируют на бессмысленную и противоестественную обстановку в школе. Поскольку некоторые дети фактически не в состоянии посещать школу, местные органы образования должны оказывать помощь родителям в организации обучения детей на дому (Knox).

Причины школьной фобии в действительности лежат на стыке этих крайних позиций. Безусловно, нельзя полностью снимать со школ ответственности за проблему. Дети, страдающие школьной фобией, на самом деле очень ранимые дети со множеством реальных и воображаемых страхов по поводу школы (Blagg). Все эти страхи следует тщательно и тактично изучать. Кроме того, тревоги и опасения таких детей часто связаны с семейными проблемами. Так, ребенок может ощущать беспокойство по поводу здоровья родителей, опасаясь, что мать или отец умрут, пока он будет в школе. Не будучи тщательно проработанными, эта страхи постоянно рецидивируют, что показало исследование Блэгга и Юла (Blagg &Yule). Разрешая ребенку остаться дома, родители лишь маскируют проблему, не разрешая ее.

Давайте отвлечемся от юридической стороны вопроса и рассмотрим преимущества школьного образования. Не отрицая права родителей перевести ребенка на домашнее обучение, проанализируем последствия такого шага. Большинство семей не могут предоставить ребенку в домашних условиях те возможности для обучения, которые дает школа. Даже если не принимать в расчет эти соображения, именно в Школе ребёнок приобретает бесценный опыт социализации: После семьи школа является вторым по значимости социальным институтом, где ребенок в сравнительно безопасных условиях учится терпимому отношению и уважению к окружающим (как Детям, так и взрослым), приобретает социальные навыки налаживания дружеских отношений и коллективизма.

По этим и многим другим причинам большинство терапевтов ставят перед собой цель вернуть ребенка в школу, не поддаваясь соблазну избежать конфронтации с родителями и согласиться на домашнее обучение. Тем не менее, среди сторонников психоаналитического и бихевиорального подходов продолжаются дебаты на тему, как вернуть ребенка в школу. Специалисты никак не могут прийти к единому мнению по следующим вопросам.

  1. Какие ключевые факторы следует принимать во внимание?
  2. Кого следует вовлекать в терапию?
  3. Следует ли провести терапию, прежде чем вернуть клиента в школу, или же возвращение в школу должно стать частью терапевтического процесса?
  4. Настаивать ли на немедленном возвращении ребенка в школу или делать это постепенно?

Эти и некоторое другие вопросы будут рассмотрены в соответствующих статьях, в которых пойдет речь о крупнейших проектах, посвященных изучению эффективности психодинамических и бихевиоральных подходов к терапии. Однако уже сейчас следует отметить, что в свете современных представлений школьная фобия включает в себя группу состоянии разной этиологии, главной отличительной особенностью которых является выраженная тревога связанная с посещением школы. Большинство терапевтов в настоящее время подчеркивают важность комбинированного подхода к терапии с учетом особенностей ребенка, его взаимоотношений с окружением в школе и семье (Hersov). Кроме того, тщательный анализ полученных разными исследователями результатов (Blagg) свидетельствует о различной эффективности современных подходов к терапии, при этом некоторые из широко применяемых видов вмешательства могут даже привести к ухудшению ситуации. Использование тех или иных подходов к терапии школьной фобии, как правило, определяется материальной базой местной службы психологической поддержки населения и личными предпочтениями терапевтов, без учета последних клинических достижений. Любопытно, что наиболее эффективные подходы к терапии успешно преодолевают границы между психоанализом и бихевиоризмом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector