Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние социометрического статуса на уровень тревожности у детей дошкольного возраста #9200071

Влияние социометрического статуса на уровень тревожности у детей дошкольного возраста #9200071

Как получить эту работу?Как получить эту работу через 2 минуты?

Глава 1. Теоретические аспекты влияние социометрического статуса на уровень тревожности у детей дошкольного возраста 6
§1. Понятие социометрического статуса 6
§2. Взаимодействие дошкольников как показатель их социометрического статуса 10
§3. Проявление тревожности в дошкольном возрасте 13
§4. Взаимосвязь тревожности и социометрического статуса у детей дошкольного возраста 18

Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности и социометрического статуса в дошкольном возрасте 26
§1. Объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, выборка исследования и методы исследования 26
§2. Измерение тревожности детей дошкольного возраста 28
§3. Измерение социометрического статуса детей дошкольного возраста 29
§4. Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса личности дошкольника 33

Заключение 35
Список использованных источников 37

Актуальность темы. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л.И. Божович, А.А. Бодалёва В.С. Мухиной, Т.А. Репиной ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Н.Ю. Синягина рассматривает тревожность как сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т.д.; А. И. Захаров считает, что тревожность это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган, является психологический микроклимат семьи. Для маленького ребёнка семья это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе это реальная социально психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что исследуемый материал позволит нам определиться в сущности понятия тревожности и углубиться в её влияние на личностное развитие ребёнка.
Степень изученности темы. Из отечественных психологов вопросами межличностных взаимоотношений в коллективе статуса занимались Я.Л.Коломинский, В.В.Абраменкова. Несмотря на то, что проблемы взаимосвязи тревожности и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста были рассмотрены многими учёными данный факт находится лишь на начальной стадии осмысления.
Специальных научных работ, в которых рассматривалась бы данная проблема взаимосвязи тревожности с социальными факторами, нет, что позволяет говорить о своеобразии проводимого исследования.
Цель исследования изучить взаимосвязь уровня тревожности и социометрическим статусом у детей дошкольного возраста.
Объект исследования личностная тревожность.
Предмет исследования установление взаимосвязи тревожности и социометрическим статусом дошкольника.
Гипотеза: между уровнем тревожности и социометрическим статусом нет прямой взаимосвязи, однако высокий уровень тревожности коррелирует с высоким уровнем неудовлетворенности своим социометрическим статусом у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения этой цели нам было необходимо решить следующие конкретные задачи:
1) рассмотреть понятие социометрического статуса;
2) изучить взаимодействие дошкольников как показатель их социометрического статуса;
3) охарактеризовать проявление тревожности в дошкольном возрасте;
4) выявить взаимосвязь тревожности и социометрического статуса у детей дошкольного возраста;
5) осуществить эмпирическое исследование тревожности и социометрического статуса в дошкольном возрасте.
Задачи исследования определяют выбор в качестве основных методов следующие: теоретический анализ научных источников; наблюдение; эксперимент; диагностические методики методика диагностики тревожности (Р.Сирса), методика на определение социального статуса ребенка (Р.С.Немов).
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблемы тревожности в дошкольном возрасте Н. Ю. Синягина, А. И. Захаров, К. Е. Изард, Ю. Л. Ханину и др.

Взоимодействие тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Особенности тревожности и социометрического статуса у младших школьников. Организация эмпирического исследования взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса (личностные особенности младшего школьника и статусное положение ребенка в классе).

Подобные документы

Понятие социометрического статуса. Характеристика конфликта, проблема его разрешения в психологии. Организация исследования взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и социометрического статуса. Математико-статистическая обработка результатов.

Читайте так же:
Возникло заикание в 3 года

курсовая работа, добавлен 20.06.2015

Психологические аспекты проблемы социометрического статуса, факторов и механизмов формирования самооценки младших подростков. Экспериментальное исследование статуса в группе и его влияния на уровень самооценки учеников младшего подросткового возраста.

дипломная работа, добавлен 04.02.2010

Характеристика социометрического статуса младших школьников. Описание особенностей авторитарного, попустительского, демократического педагогических стилей общения с детьми. Определение роли учителя в социально-психологической адаптации учеников.

курсовая работа, добавлен 02.07.2010

Понятие, виды, теории темперамента. Анализ взаимодействия типов темперамента и социометрического статуса в группе учащихся 7 Б класса средней общеобразовательной школы № 31 г. Осинники. Методика определения типа темперамента и социометрического статуса.

курсовая работа, добавлен 10.03.2010

Понятие и детерминанты формирования тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, её причины и проблемы. Организация, инструментарий и результаты исследования возрастных различий в уровне тревожности дошкольников и младших школьников.

курсовая работа, добавлен 02.04.2016

Исследование феномена тревожности и успеваемости в зарубежной и отечественной психологической науке. Особенности младшего школьного возраста. Методика проведения исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников.

курсовая работа, добавлен 01.06.2013

Понятия, причины, виды тревожности. Специфика переживания тревожности младшего школьного возраста. Организация, методы и ход исследования особенностей переживания тревожности у младших школьников. Рекомендации для учителей начальных классов и родителей.

курсовая работа, добавлен 17.09.2019

Тревожность в младшем школьном возрасте. Основные виды тревожности, ее отличия от страха. Механизмы и психологические причины возникновения тревожности. Особенности агрессивного поведения родителей, его влияния на уровень тревожности младших школьников.

курсовая работа, добавлен 13.03.2014

Современные подходы к проблеме формирования лидерской позиции детей младшего школьного возраста. Три основных формальных параметра самооценки. Особенности методики выявления социометрического статуса ребенка и структуры межличностных связей в классе.

курсовая работа, добавлен 05.01.2014

Общая теория тревожности. Понятие и основные виды тревожных расстройств. Проявление тревожности у детей. Появление и развитие тревожности в возрастной динамике: в младшем школьном возрасте, у подростков. Исследование тревожности учащихся 3–7 классов.

Взаимосвязь тревожности и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность яро выраженной становится уже в младшем школьном возрасте. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Дипломная работа по гражданскому праву на заказ — это лучшее решение, если вы не хотите писать ее самостоятельно.. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры [2]. Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений. Поступление ребенка в детский сад порождает специфические эмоциональные переживания. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в сад, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье старших до школьников, и на их поведении. Все больше растет зависимость старшего дошкольника не только от мнения взрослых (родителей и воспитателей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А.И.Захаров, в старшем дошкольном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми. Появление тревожности в старшем дошкольном возрасте приводит к тому, что крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе и оказываются в изоляции. Также причиной низкого социального статуса в группе могут являться их безынициативность из-за своей неуверенности в себе. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Все это говорит об актуальности исследования взаимосвязи тревожности и социального статуса у детей старшего дошкольного возраста. Знание причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения и статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с данной темой были определены цель, гипотеза, объект, предмет, задачи исследования. Цель исследования: изучение взаимосвязи тревожности с социальным статусом. Гипотеза исследования предполагает, что существует связь между социальным статусом ребенка в группе и личностными особенностями (тревожностью). Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и социального статуса у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1.Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме. 2.Исследовать особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и установить причины повышенной тревожности. 3.Провести экспериментальное изучение тревожности и социального статуса. Определить существует ли связь между тревожностью и социальным статусом. Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные идеи, концепции и подходы к определению тревожности авторов (Бариленко Н. В., Захаров А. И., Изард К., Коломинский Я.Л., Левитов Н.Д., Лютова Е.К, Монина Г.Б и др.). Проблемой страхов у детей старшего дошкольного возраста занимались учёные (Немов Р.С., Смирнова Е.О., Эберлейн Г. и др.) Много методов и приёмов для снятия тревожности старших дошкольников разработано у А.М. Прихожан. Структура работы выглядит следующим образом: введение, три главы, заключение, список литературы.

Читайте так же:
Кто избавился от заикания навсегда

Подводя итоги проведенному исследованию, необходимо отметить, что тревожность — одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и школьному психологу. Большинство педагогов знают о проблеме повышенной тревожности и её влиянии на развитие ребёнка и поэтому предпринимают попытки снизить негативное воздействие повышенной тревожности: создают дружественную обстановку, благоприятный психологический климат, ситуации успеха, используют индивидуальный подход в обучении и воспитании. Всё это способствует снижению уровня тревожности. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный аспекты при доминировании последнего. В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы, было отмечено, что в психологии общепринято выделять тревожность личностную как устойчивое качество психики человека и ситуативную как временное состояние психики в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким образом, если ситуативная тревожность — это типичное состояние эмоциональной напряженности обусловленной конкретной ситуации, то личностная тревожность — это постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку или тактику поведения и всей жизненной стратегии в целом. Личностная тревожность развивается из ситуативной (особенно если последняя часто переживается человеком), а также проявляется через неё. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Сопоставляя статусное положение каждого ребенка 2 «б» с присущим ему уровнем тревожности, были получены следующие результаты: из общего количества детей I статуса («звезды») 19% детей имеют низкий уровень тревожности и 15,2 % — средний уровень тревожности, 11,4 % — высокий уровень; из всех детей группы, находящихся во II статусе («предпочитаемые») 3,8 % детей имеют низкий уровень тревожности и 3,8 % имеют средний уровень тревожности, 7,6 % имеют высокий уровень тревожности; из всех детей III статуса («принятые») 7,6 % детей имеют высокий уровень тревожности, 7,6 % детей имеют средний уровень тревожности и 3,8 % детей имеют низкий уровень тревожности; из всех детей, находящихся в IV статусе («не принятые»), имеют высокий уровень тревожности – 15,2 %, низкий уровень – 3,8 %. Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено: 1. Дети с ярко выраженной тревожностью могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных. 2. Существует зависимость между социальным статусом ребенка и его эмоциональным благополучием. Дети с низким социальным статусом имеют множественные проявления эмоционального неблагополучия. Таким образом, было выявлено, что взаимосвязи между тревожностью и социальным статусом не существует. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что была эмпирически изучена связь между личностной тревожностью младших школьников и их социальным статусом. Результаты исследования могут быть использованы при работе с коллективом младших школьников, при работе по формированию полноценного, здорового коллектива.

Читайте так же:
Как лечить энурез у школьников

1. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. — 1996. — №4. — С. 14-19. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 290 с. 3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Владос-Пресс, 2001. — 160 с. 4. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина. — 1977. — 280 с. 5. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. — М.: Медицина. — 1977. — 198 с. 6. Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского. — Минск: Ураждай, 1988. — 290 с. 7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Е. А. Панько и Я.Л. Коломинского. — Минск: 1997. — 237 с. 8. Запорожец А.В, Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных процессов у дошкольников //Вопросы психологии. — 1977. — № 6. — С.17-22. 9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2000. — 448 с. 10. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Изд-во Союз, Лениздат. — 2000. — 336 с. 11. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.: Медицина. 1982. — 390 с. 12. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб: Гиппократ, 1995. — 126 с. 13. Изард К. Психология эмоций. — СПб: Питер, 2001. — 512 с. 14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. — 128 с. 15. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. — Минск: Вышейша школа, 1984. — 280 с. 16. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: НПЦ, 1997. — 110 с. 17. Кузьмина М. Боязнь высоты, или 29 страхов. Учительская газета. 1999. 14 сентября (№ 37). — С. 12. — С. 4. 18. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 4-11. 19. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анцыферовой. — М.: Педагогика, 1978. — 168 с. 20. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1980. — 190 с. 21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. — 340 с. 22. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб: Речь, 2002. — 190 с. 23. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. – 1998. — № 2. — С.39 47. 24. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. — М.-Воронеж: МОДЭК, 2001. — 320 с. 25. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. — М.-Воронеж: МОДЭК. 2000. — 256 с. 26. Немов Р.С. Психология. — В 3 кн. — М.: Владос, 1999. — Кн.3. — 440 с. 27. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М: Аст-Пресс, 2000. — 432 с. 28. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — №2. — С.11- 17. 29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.-Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. — 304 с. 30. Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие /Ред.-сост. Г.А.Бурменская. — М.: УМК Психология, 2003. — 352 с. 31. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. — М.: Педагогика, 1989. — 240 с. 32. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с. 33. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. — М.: Педагогика, 1988. — 148 с. 34. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада //Дошкольное воспитание. — 1977. — № 2. — С. 21-24. 35. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе//Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 32-38. 36. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003. — 368 с. 37. Смирнова Е.О, Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 25-29. 38. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. 160с. 39. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с. 40. Толпышева Е. Что мы знаем о детском страхе?//Домашнее воспитание. — 1999. — № 4. — С. 14-16. 41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 1999. — 280с. 42. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 510 с. 43. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семе. — М.: Педагогика, 1987. — 120 с. 44. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми//Вопросы психологии. — 1990. — №№ 1-2. — С. 14-18. 45. Фридман Л. М. Психология воспитания. — М: Сфера, 2000. — 208 с. 46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2009. 47. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с 48. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. — М: Знание, 1981. — 120 с. 49. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. — М.: Педагогика, 1985. — 390 с.

Читайте так же:
Экспресс методика выявление тревожности у 5 класс

Психологический статус обучающихся в группе сверстников, имеющих особые образовательные потребности

Психологическое благополучие школьника зависит от того, как будет проходить школьная жизнь ребенка, от его взаимоотношений со сверстниками, от социометрического статуса, от школьной успеваемости. В данном случае психологи употребляют понятие, принадлежащее психологу М. Р. Битяновой, психолого-педагогический статус. Психологопедагогический статус школьника – это система его психологических характеристик и особенности поведения, которые обуславливают успешность обучения [1]. Сюда входят эмоционально-волевые, познавательные, мотивационные характеристики, особенности отношения к себе, к сверстникам, к ведущей деятельности, особенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях.

При нормальном психическом развитии социально-психологическое развитие детей, их адаптация к школьной жизни проходит благоприятно, что нельзя сказать о детях, имеющие особые образовательные потребности. В настоящее время образование детей, имеющие особые образовательные потребности — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством детей данной группы. Дети, имеющие особые образовательные потребности имеют трудности адаптации, социализации, у них наблюдается когнитивная, эмоционально-волевая и познавательная недостаточность. Поэтому основной задачей школьного психолога является своевременная диагностика психологического статуса детей данной категории для оказания в дальнейшем им психологической помощи и коррекции их психологического неблагополучия. Этим обусловлена актуальность исследования.

Объект исследования – младшие школьники, имеющие особые образовательные потребности.

Предмет исследования — психологический статус младших школьников, имеющие особые образовательные потребности.

Цель исследования – определить психологический статус младших школьников, имеющих особые образовательные потребности.Задачи исследования:

«Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определить особенности психологического статуса младших школьников, имеющие особые образовательные потребности.

2. Выявить психологический статус младших школьников, имеющие особые образовательные потребности.

3. Провести сравнительный анализ психологического статуса младших школьников, имеющих особые образовательные потребности и не имеющих психофизических нарушений.

4. Обобщить результаты эмпирического исследования.

Гипотеза исследования – предполагается, что дети, имеющие особые образовательные потребности, по сравнению с детьми, не имеющих психофизических нарушений, имеют некоторые психологические особенности, влияющие на успешность обучения, а именно низкий социометрический статус, низкую самооценку, низкую мотивацию учения, отрицательное отношение к учению и школе, высокую школьную тревожность.

Методологической основой исследования стали

• концептуальные основы психологопедагогического статуса школьника (М. Р. Битянова,

• труды, отражающие психологические особенности детей, имеющие особые образовательные потребности (Т. А. Власова [2], Л. С. Выготский [3], В. А. Лапшин [7], В. В. Лебединский [8], В. И. Лубовский [9]);

• теоретические основы, отражающие возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста (Л. С. Выготский [4], П. Я.

Гальперин [5], В. В. Давыдов [6], Д. Б. Эльконин [10]

Методики исследования: 1. Методика на измерение самооценки по Дембо-Рубинштейн,

2. Социометрия, 3. Анкета для определения школьной мотивации учащихся Н. Г. Лускановой, 4. Проективная методика для диагностики школьной тревожности, разработанная А. М. Прихожан, 5. Опросник С. В. Левченко «Чувства к школе».

База и выборка исследования. Исследование проходило на базе ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании принимали участие учащиеся 3-х классов в количестве 50 человек (23 мальчика и 27 девочек). Из них 25 младших школьников с ЗПР и 25 младших школьников с нормальным психофизическим развитием.

Проведя эмпирическое исследование выявлено, что параметры психологического статуса у младших школьников с ОВЗ и нормально развивающихся школьников имеют некоторые различия:

1. У младших школьников с особыми образовательными потребностями наблюдается неустойчивая и не совсем адекватная самооценка. Младшие школьники без патологий в психофизическом развитии оценивают свои личностные характеристики адекватно. Младшие школьники с ЗПР в отличие от нормально развивающихся детей высоко оценивают свой характер, тогда как вторые оценивают его адекватно. Дети без патологий в психофизическом развитии более адекватно оценивают свой ум и свои способности, тогда как дети с ЗПР оценивают эти показатели ниже. Младшие школьники с ЗПР в отличие от нормально развивающихся детей высоко оценивают свою внешность, тогда как вторые оценивают ее более адекватно. Дети без патологий в психофизическом развитии более адекватно оценивают свою уверенность, тогда как дети с ЗПР оценивают уверенность ниже.

Читайте так же:
Что при менять при энурезе

2. Социологическая структура младших школьников с особыми образовательными потребностями оказалась недостаточно благополучной. Большинство учащихся имеют статус «пренебрегаемые».

Много детей получили статус «отверженные» и

мало «звезд». Социологическая структура младших школьников без патологий в психофизическом развитии оказалась благополучной. Большинство учащихся имеют статус «предпочитаемые». Почти треть детей имеют статус «звезда», мало отверженных и пренебрегаемых. У младших школьников с ЗПР в большей степени выражен статус «пренебрегаемые», чем для младших школьников без патологий в развитии, для которых в большей степени свойственен статус «предпочитаемые».

3. У большинства детей с ЗПР и без патологий наблюдается средняя учебная мотивация. У младших школьников с ЗПР выявлены два ученика с негативной мотивацией, лишь немногие испытуемые имеют хорошую или высокую мотивацию учения. У младших школьников с ЗПР преобладают негативные чувства к школе, у младших школьников без патологий в развитии положительные чувства превалируют над отрицательными эмоциями.

4. У большинства детей с ЗПР и у школьников без патологий в психофизическом развитии наблюдается средний уровень школьной тревожности. У младших школьников с ЗПР в большей степени выражена школьная тревожность, чем у детей без патологий в развитии.

5. Для обеспечения полноценного образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо создать специальные условия с учетом их психофизических особенностей.

1. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе /М. Р. Битянова, Ж. В. Азарова, Е. И. Афанасьева. – М. : Генезис, 2011. – 352 с.

2. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др. ] – М. : Педагогика, 2004. – 119 с.

3. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982.

4. Выготский, Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский. –М: Эксмо, 2014. – 396 с.

5. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Академия, 2015.

6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Проспект, 2010. – 544 с.

7. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин. – М. : Юрайт, 2011. – 143 с.

8. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. – М. : Педагогика, 2004. – 306 с.

9. Специальная психология. Учеб. пособие / Под ред. В. И. Лубовского. – М. : Академия, 2015. – 464 с.

10. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания/Д. Б. Эльконин / Под ред. К. Н. Слипанова. – М. : Академия, 2014. – 268 с.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников».У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Формирование потребности в ЗОЖ»Конспект родительского собрания в старшей группе «Формирование потребности в ЗОЖ» Родительское собрание в старшей группе. Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ: «ВИТАМИАДА». Составила.

Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду»Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Каждый год весной в конце марта в.

Образовательные области ФГОС до для родителей.Образовательные области ФГОС до для родителей. С января 2014года все детские сады работают по ФГОС ДО. Педагогам понятны новые термины, а вот чтобы родителям было легче разобраться,.

Образовательные терренкуры на территории ДОУОбразовательные терренкуры на территории ДОУ Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня.

Психологический уголок в группеПсихологический уголок в группе Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают.

Фоторепортаж «Поднимая статус и престиж детского сада»Фоторепортаж «Поднимая статус и престиж детского сада» На днях в нашем детском саду произошло знаменательное событие, мы встречали наших студенток — заочниц, после успешной защиты дипломных.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector