Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Справка по проведению психологического мониторинга уровня школьной тревожности учащихся 5-х классов

Справка по проведению психологического мониторинга уровня школьной тревожности учащихся 5-х классов

1 Справка по проведению психологического мониторинга уровня школьной тревожности учащихся 5-х классов Школьная тревожность это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющийся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т, д.) предпосылки. Школьная тревожность проявляется в поведении детей по-разному. Универсальными признаками выступают нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов), отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий, излишняя старательность при выполнении заданий, раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия), рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках, минимизация контактов со сверстниками и/или учителями, потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, ухудшение соматического здоровья. В начальной школе эти проявления могут дополняться страхами потерять или испортить школьные принадлежности, опоздать в школу (в том числе ночными), «сверхценностью» школьной оценки. В средней и старшей школе симптомом школьной тревожности являются пробы аддиктивного поведения. Необходимо отметить, что тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. Дезорганизующее влияние на учебную деятельность оказывают только частые и/или интенсивные тревожные состояния, которые свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации. Именно повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

2 В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, среди которых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учителей, тестыопросники и проективные тесты. При этом каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и ограничения. Наблюдение, экспертные опросы и проективные тесты могут применяться для диагностики школьной тревожности на любом этапе школьного обучения, но для исследования определенных возрастных групп больше подходят стандартизированные методы, позволяющие получить достоверные результаты, не смотря на то, что применение некоторых методик ограничено возрастом потенциальных испытуемых. Метод наблюдения позволяет собрать информацию о разнообразных проявлениях школьной тревожности в поведении учащегося, причем даже в том случае, если эта тревожность им самим не осознается. Однако проведение наблюдения очень трудоемкое мероприятие, требующее от педагога максимальной сосредоточенности. Этот метод играет существенную роль и его очень важно использовать в работе с детьми, хотя отсутствие стандартизированной процедуры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, и затрудняет интерпретацию полученных результатов. Стандартизированные опросники школьной тревожности позволяют получить количественные эквиваленты выраженности различных видов школьной тревожности в структуре эмоциональных свойств личности учащегося, что облегчает процедуру их обработки, интерпретацию полученных данных и сопоставление различных тестируемых групп (например, классов в параллели). В то же время, к недостаткам такого типа методов можно отнести их зависимость от уровня развития рефлексии испытуемых, с одной стороны, и от их стремления продемонстрировать социально желательные образцы поведения, с другой.

3 Для проведения фронтальной диагностики школьной тревожности целесообразно использовать методы, не требующие особых временных затрат в проведении и обработке результатов, единственной целью применения которых является выделение детей «группы риска» по показателям школьной тревожности. Опросник (тест) школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований. Тест Фллипса хорошо знаком школьным психологам. Он широко используется, потому что хорошо работает. Не смотря на то, что обработка данных полученных в результате диагностики достаточно трудоемка и занимает много времени. Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы. Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно. Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Читайте так же:
Влияние эмоциональной тревожности на уровень

4 Содержательная характеристика синдромов (факторов) выявляемых в ходе диагностики по методике Филлипса и интерпретация результатов. Значения показателей тревожности, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % о высокой тревожности ребенка. Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся. 1. Общая тревожность в школе общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживание социального стресса эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 4. Страх самовыражения негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

5 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Таблица результатов психологического мониторинга уровня школьной тревожности учащихся 5-х классов учебный год класс Невыраженн ая тревожнос ть В пределах нормы Выраженная тревожность Очень высокая тревожност ь Количество 1 5 "А" 7 23% 18 60% 5 17% "Б" 6 23% 18 69% 2 8% "В" 13 54% 10 42% 1 4% "Г" 12 31% 26 67% 1 2% "Д" 4 13% 15 48% 12 39% "Е" 12 39% 11 35% 8 26% — 31 Всего 54 30% 98 54% 29 16% Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представляется целесообразным строить в виде описанных ниже этапов. 1. Консультирование родителей и учителей по вопросам оказания поддержки ребенку в период адаптации и снятия синдрома повышенной тревожности. Как создавать для ребенка ситуации успеха;

Читайте так же:
Речевая карта при заикании для взрослых

6 как дозировать эмоциональные нагрузки; как оптимально организовать режим дня. 2. Углубленная психодиагностика особенностей школьной тревожности ребенка с выявленным высоким уровнем (при необходимости). 3. Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков консультирование), при необходимости включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения. Основные этапы индивидуального консультирования подростков: 1. Поддержание (восстановление) позитивного самоотношения. 2. Анализ проблемы, операционализация ее проявлений, определение провоцирующих источников и причин. 3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения. 4. Построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц). 5. Уточнение параметров желаемого результата. 6. Определение возможных ресурсов и союзников тех, кто может помочь в достижении цели. 7. Проработка возможных возвращений к старым формам поведения. 8. Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе. 9. Итоговая диагностика (диагностика результатов). 10. Итоговые консультации с родителями и учителями. Педагог-психолог: Гокинаева Т.Ю.

Социально-психологическая служба

Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Одна из задач социально — психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.

Зачем нужна школе психологическая служба?

В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте разбираться в этом.

В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является психолог.

Даже если жизнь складывается вполне нормально, именно психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.

Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

Читайте так же:
Как лечить ночной энурез у взрослых женщин

Социальный педагог. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

Взаимодействие внутри службы:

Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.

Направления работы:

1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.

Основные направления работы

Социальный педагог

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Профилактические беседы с трудными» учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с «трудными» учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с органами.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.
  • Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Психолог

  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
  • Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
  • Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
  • Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.

Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

Социально-психологическая служба

На нашем сайте работает страничка социально-психологической службы. На страничке размещаются материалы по вопросам психологии общения, взаимоотношений, самоопределения и саморазвития.

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ НАШЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

ПРИСЫЛАЙТЕ ВАШИ ВОПРОСЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ!

Кто-то захочет обсудить тему выбора профессии, кто-то — как улучшить отношения с друзьями, родителями или учителями.

Все предложения присылайте по адресу: olyazu2329@mail.ru (Можно анонимно).

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

Социальный педагог. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

Читайте так же:
Травы для лечения деменции

Направления работы службы:

  1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
  2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
  3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
  4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
  5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
  6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.

Основные направления работы

Социальный педагог

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Профилактические беседы с «трудными» учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с «трудными» учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.
  • Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Педагог- психолог

  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
  • Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.
  • Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
  • Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.

Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
  • Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др;
  • Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

Основные виды деятельности:

  • Социально-психологическое просвещение- приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
  • Социально-психологическая профилактика- специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
  • Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

Телефоны КДН :

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Городского округа Подольск (далее Комиссия) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечивает взаимодействие органов и учреждений, занимающихся проблемами семьи и детства.

Телефоны ОДН и ЗП:

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Городского округа Подольск (далее Комиссия) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечивает взаимодействие органов и учреждений, занимающихся проблемами семьи и детства.

Телефон доверия: 8(4967)64-57-99 (с 9:00 до 19:00); 8-925-877-52-65 (с 19:00 до 23:00)
Электронный адрес: kdnpodolsk@yandex.ru

САЙТ педагога- психолога: https://iren4132.wixsite.com/mysite
email: iren_4132@mail.ru

Куда можно обратиться? Телефоны доверия и горячих линий

ž Всероссийский Детский телефон доверия (бе сплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.

(бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 624- 60-01 или 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.

Социально-психологическое сопровождение

Основной целью деятельности службы — является психологическое здоровье детей — связана она, прежде всего, с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Читайте так же:
Энурез детский и его методы

Основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, учителям.

Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической службы школы и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, психолог создает необходимые условия вместе с учителями и родителями учащихся.

Принципы, лежащие в основе деятельности психологической службы

Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.

Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества.

Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

Зачем нужна школе психологическая служба?

В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте обсудим?

В современном сложном мире любой человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, поможет открыть нечто важное в самом себе, найти свой внутренний ресурс. Таким профессионалом является педагог-психолог.

Даже если жизнь школьника складывается вполне нормально, именно педагог-психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.

Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и помогает формировать успешность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector