Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социологических потребностей.

В "возрастные пики тревожности" тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Как считают многие исследователи, например, Прихожан A . M . (1995), за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности детей младшего школьного возраста диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста

Объект исследования: состояние тревожности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста

Гипотеза исследования: Процесс снижения и устранения тревожности младших школьников станет эффективным, если будут:

Исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенной тревожности.

Проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня тревожности и особенностей детско-родительских отношений

Разработать практические рекомендации по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

провести теоретический анализ проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста

выявить особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста и причины повышенной тревожности.

разработать программу коррекционно-развивающих занятий по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

Методологическая основа исследования дипломной работы стали труды, концепции, теории известных авторов Фрейда З.35,6; Хорни С.38,7; Прихожана А.М.21,4; Петровского А.В. 19,10; Роджерса К.27,9.

Методы исследования: теоретические, эмпирические, опросные методы, дедуктивный анализ, метод статистической обработки результатов исследования, например:

Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное».

Анкетирование педагогов и родителей по выявлению тревожного ребенка «Критерии выявления тревожного ребенка».

Проективная рисуночная методика — тест «Нарисуй свой страх».

М етоды математической статистики (корреляционный анализ взаимосвязи Спирмена (Сидоренко Е.В.-М.,2003) и критерий Стьюдента (Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ.- СПб, 2003).

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).

Структура и объем работы — дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ

1.1 Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности в отечественной психологии и в зарубежных научных школах

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

Основатель психоанализа 3. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. 3. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании "либидиозной энергии", то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. То есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни.

В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

В книге "Невротическая личность нашего времени" Хорни насчитывает 11 невротических потребностей 38;52.

В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель "межличностной теории". Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

Салливен так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится "центральной потребностью" и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные "динамизмы", которые являются способом избавления от страха и тревоги.

Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм37;16. В отличие от Хорни и Салливена Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта с позиции исторического развития общества.

Э. Фромм считает, что в эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой, человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был "отчужден" от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Фромм называет "естественными социальными связями", существующими в первобытном обществе. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной "негативной свободой", человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги.

Читайте так же:
К деменции относится следующие заболевания

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Анализируя и систематизируя рассмотренные теории можно выделить несколько источников тревоги, которые в своих работах выделяют авторы: Тревога из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

Образовательный портал

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте в группах по гендерному признаку

Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте в группах по гендерному признаку

  • Печать
  • E-mail

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте в группах по гендерному признаку

Шахматова П.В.,
педагог-психолог МОСШ №13, г. Нижневартовска.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если ребенок находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что способствует возникновению тревожности как ответной реакции на стрессовую ситуацию. Школьная тревожность – одна из острых проблем, с которыми сталкивается младший школьник в учебной деятельности. Особое внимание она привлекает, потому что выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Именно поэтому на современном этапе развития психологической науки актуальным вопросом является процессы эмоционального развития школьников.

В современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе приводятся различные трактовки понятия «тревожности». В нашем исследовании мы придерживаемся следующего определения: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».[1]

Рассматривая динамику развития школьной тревожности в младшем школьном возрасте необходимо отметить: больше беспокойство по поводу школьной жизни испытывают первоклассники. Школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей, его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило после завершения адаптационного периода уровень тревожности нормализуется. Ко второму классу ребенок полностью ориентируется в системе учебной деятельности. В целом ко второму-третьему классу тревожность ниже, чем в первый год обучения. В тоже время, личностное развитие приводит к тому, что спектр потенциальных причин школьной тревожности расширяется. К их числу по данным исследований И.В. Дубровиной[2] можно отнести: школьные неприятности (замечания, наказания, неудовлетворительные отметки), домашние неприятности (переживание родителей школьных успехов ребенка), неблагоприятное общение со сверстниками.

Проблема полов всегда интересовала исследователей. Понимание различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, юношами и девушками позволяет осуществлять дифференцированный подход к их обучению и воспитанию, а потому приобретает особую актуальность в школьном обучении. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становиться равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки), мальчиков – насилие во всех его аспектах (Кочубей Б.И., Новикова Е. В., 1988г)[3].

Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения (Дусавицкий А.К.,1996г)[4]. Может выполнять в поведении и развитии личности младшего школьника мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. У детей с низким уровнем тревожности ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки и одобрения. Мотив избегания неудачи присущ как тревожным младшим школьникам, так и не имеющим ярко выраженной тревожности.

Поэтому вопросы, касающиеся эмоционального развития младших школьников, в контексте проявления тревожности приобретают большое значение. Таким образом, исследование особенностей тревожности младших школьников разного пола является актуальным и с точки зрения теории и с точки зрения практики обучения и развития школьников.

Цель работысостояла в изучении особенностей проявления тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Объект исследования: тревожность и её проявление во взаимосвязи с мотивацией у младших школьников разного пола.

Предмет исследования: различия в уровне тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Гипотеза: Следует предположить, что особенности проявления факторов тревожности во взаимосвязи с мотивацией в младшем школьном возрасте имеют определенные гендерные различия.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести психодиагностическое исследование тревожности младших школьников и мотивации учащихся
  2. Выделить группы учащихся по гендерному признаку с высоким уровнем тревожности. Проанализировать сформированность мотивации в данных группах.
  3. Провести сравнительный анализ особенностей исследуемых параметров в гендерных группах младших школьников, при помощи параметрических критериев математического анализа.
    Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования: 1) метод теоретического анализа; 2) эмпирические методы: метод диагностики школьной тревожности Филипса, изучение мотивации успеха и боязни неудач (А.А. Реан) [5]; 3) методы обработки и анализа данных: аналитическое сравнение; методы описательной статистики; двухвыборочный t-критерий Стьюдента коэффициент корреляции исследуемых показателей по Спирмену[6].

В исследовании приняли участие 107 младших школьников, 4 классов, из них 53 девочки и 54 мальчика.Этот период является кризисным, и многие дети чувствуют тревогу и находятся в ситуации риска, поскольку им необходимо будет быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни на новом этапе их обучения при физиологической незрелости организма. Полученные в ходе работы результаты могут представлять интерес для психолога, работающего с конкретным классом выравнивания, и педагога, обучающего этих школьников. Они помогут в оценке психологических трудностей детей и при составлении рекомендаций их дальнейшего обучения и развития.

Читайте так же:
Прогноз при сосудистой деменции

Исследование позволило выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность. В данном исследовании определялись 8 факторов школьной тревожности:1. общая тревожность;2. переживание социального стресса; 3. фрустрация потребностей; 4. страх самовыражения 5. страх проверки знаний;6. страх несоответствия ожиданий 7. низкая физиологическая сопротивляемость; 8. проблемы в отношениях с учителями. Результаты исследования тревожности представлены в таблице 1.

Таблица 1. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте

Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников

Авторы: В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская, Н. А. Грамзина

Аннотaция. В статье показано, что тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющаяся в склонности индивида к интенсивным и частым проявлениям тревожных состояний, главной составляющей, является личностный или ситуативный страх, влияние сaмoоценки нa ситуaтивную тревожность млaдших шкoльников. Предстaвлены результaты исследования сaмооценки и уровня ситуaтивной тревожности у детей младшего шкoльнoго вoзрaстa.
Ключевые слова: самооценка, ситуативная тревожность, младшие школьники, страх, тревога.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятию тревожность, но большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

Для того чтобы определить понятие «ситуативная тревожность», рассмотрим разные определения авторов понятия «тревожность»

По определению Р.С. Немова, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [1].

По определению, А.М. Прихожан, тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2].

По определению А.В. Петровского, тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности [3].

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная) [4].

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

Ситуативная тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство по поводу сложившейся ситуации. Значение профилактики ситуативной тревожности и её преодоление важно при подготовке младших школьников к трудным ситуациям при вступлении в новый этап – обучение в школе.

Все больше младших школьников испытывают страхи различной направленности в процессе обучения, которые приобретают характерные черты личной тревожности. В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения личностной и ситуативной тревожности ребенка.

Младший школьный возраст является важным этапом личностного развития и наибольшую роль в данной развитии играет не только семья, взаимоотношения с самыми близкими для ребенка людьми – родителями, но и школьный коллектив. Младший школьник становится особенно восприимчивым к оценке взрослым своих успехов, для него по-прежнему важным остается и мнение сверстников. Ситуация успеха в учебной деятельности младшего школьника на долгие годы школьного обучения может определить общее отношение ребенка к учению, влиять на его самооценку [5, 6, 7, 8].

Следовательно, в изучении формирования «позиции школьника», учебной мотивации необходимо учитывать и взаимосвязь самооценки и факторов развития тревожности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым [9.].

Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня деятельности. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на личность. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

В психологии самооценка представлена как главное личностное образование и важнейший компонент «Я-концепции» [10].

Самооценка рассматривается как сторона самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн). Сaмooцeнкa, кaк и самосoзнaние в целом, имеет oбщественный хaрaктер и обусловленa социальными услoвиями. Самооценка по Немову – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков [11].

В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание — это знание о себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе.

Можно предположить, что под влиянием тревожности, в частности – ситуативной тревожности — оказывается успеваемость ребенка в школе. В условиях повышения напряженности графика школьного обучения, расширения границ необходимых знаний, умений и навыков школьника, возрастает вероятность развития у ребенка (особенно у младшего школьника) различного рода тревожных состояний.

Актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики тревожных состояний у младших школьников.

В силах родителей и педагогов помочь ребенку, восстановить взаимоотношения доверия и взаимопомощи, научить ребенка самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями. В решении этих задач, будет способствовать знания педагогов об основных особенностях формирования тревожности и самооценки младшего школьника. Это составит ценный жизненный опыт как для самого педагога, так и для ребенка, научит родителей и воспитателей лучше понимать внутренний мир детей, а ребенка — научит управлять собой, занимать в дальнейшем активную жизненную позицию.

Читайте так же:
Определение уровня тревожности у педагогов

Методы и методики

Oпытнo-экспeримeнтальнoe исслeдoвaниe влияние самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников состоит из трeх этaпoв:

1. Поисково-подгoтовительный – анaлиз научной литературы по данной проблеме; пoдбoр метoдoв и метoдик для прoвeдeния исслeдoвaния; oпрeдeлeниe цели, гипотезы, объекта, предмета, задач исследования.

2. Опытно-экспeриментальный – диагностика исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников, обработка и интерпретация результатов исследования.

3. Контрольнo-обобщающий – математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.

В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:

1) Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;

2) Эмпирический: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:

а) Исследование самооценки по методике Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [11].

б) Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [12].

в) Исследование школьной тревожности Методика Филлипса [12].

3) Математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.

Результаты и обсуждение

В исследовании приняли участие учащиеся 4 «б» класса МБОУ Тахталымская СОШ в количестве 18 человек. В рaмкaх исслeдовaния были прoвeдeны три мeтoдики для изучeния влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников.

В ходе проведения методики «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан были получены результаты, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты по методике «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Как видно из рисунка 1, уровень адекватной самооценки на 11% превышает уровня завышенной самооценки, на 6 % превышает уровня заниженной самооценки. Уровень заниженной самооценки превышает на 5 % уровня завышенной самооценки.

В ходе проведения методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена были получены результаты, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена

Как видно из рисунка 2, срдний уровень самооценки на 33% превышает высокий уровень самооценки, на 40% средний уровень самооценки превышает низкий уровень самооценки. Высокий уровень самооценки на 17% превышает низкий уровень самооценки.

В ходе проведения методики «Школьной тревожности» Филлипса были получены следующие результаты, представленные на рисунке 3.

Рис.3 Результаты по методике исследования «Школьной тревожности» Филлипса

Как видно из рисунка 3, низкий уровень самооценки на 12% превышает средний уровень самооценки, на 23% превышает высокий уровень самооценки. Средний уровень на 9% превышает высокий уровень самооценки.

Перед обработкой результатов диагностик методом ранговой корреляции

Ч.Э. Спирмена мы устанавливаем две временные гипотезы:

Но — корреляционный анализ между уровнем самооценки и уровнем ситуативной тревожности не отличается от нуля.

Н1 — корреляционный анализ между уровнем самооценки и уровнем ситуативной тревожности отличается от нуля.

В результате обработки результатов диагностик методом ранговой корреляции Спирмена, мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную.

Результаты опытно-экспeриментального этапа исследования влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников показали, что большинство испытуемых обладают высоким и средним уровнем и лишь незначительная часть – низким уровнем.

Результаты эмпирического исследования тревожности младших школьников указывают на высокую потребность проведения коррекционной работы с детьми и с родителями по предупреждению развития тревожности школьников.

Таким образом, тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревожность проявляется в психологической, психофизиологической сфере. Причины тревожности могут находиться на психологическом и психофизиологическом уровне.

Ссылки на источники

  1. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие. — М.: Логос, 2013. — 306 c.
  2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник.— М.: Владос, 2013. — 687 c.
  3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. ил. – (Серия «Детскому психологу»). – СПб.: Питер, 2009 – 192 с.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебник. – М.: Академия, 2010. – 528 с.
  5. Райгородский Д.Я. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «Бахрах», 2007 – 672 с.
  6. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  7. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
  8. Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
  9. Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс], 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka
  10. Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka — 2110.htm
  11. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  12. Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций – М..Издательство: Директ – медия, 2013 – 162 с.

Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие. — М.: Логос, 2013. — 306 c.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник.— М.: Владос, 2013. — 687 c.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. ил. – (Серия «Детскому психологу»). – СПб.: Питер, 2009 – 192 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебник. – М.: Академия, 2010. – 528 с.

Райгородский Д.Я. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «Бахрах», 2007 – 672 с.

Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.

Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.

Читайте так же:
Механизмы заикания с позиций психолого педагогического подхода

Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.

Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс], 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka

Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka — 2110.htm

Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.

Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций – М..Издательство: Директ – медия, 2013 – 162 с.

Исследование причин повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Актуальность темы исследования. В современном мире согласно данным отечественных и зарубежных исследователей наблюдается рост тревожных людей вне зависимости от возрастных, половых характеристик. Тревожность может принимать разные формы тревоги, т.е. может проявляться в невротических реакциях, психической неустойчивости, в меньшей степени поддается коррекции [1]. В своих работах зарубежные исследователи Х. Хекккаузен, З. Хелус подчеркивают связь тревожности с определенной сферой деятельности и общения, с типом ситуации [2, с.64].

В отечественных работах анализ литературных источников показывает, что ряд авторов рассматривают проблемы изучения актуального состояния ребенка: вопросы влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей – А. С. Спиваковская, Г. Т. Хоментаускас; через диагностику ситуативной и личностной тревожности – Г. Я. Кудрина, Е. Т. Соколова, Б. Г. Херсонский, [3, с.47]; проблемы развития невротических состояний в связи с повышенной тревожностью ребенка – В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, А. С. Спиваковская [4]. Ряд авторов рассматривают вопросы влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние и развитие ребенка – Л. Н. Авдеенок, Г. В. Залевский, И. Э. Плотниекс, И.Я. Стоянова [5, с.15].

И. В. Дубровина, В. Е. Каган особое внимание уделяют проблеме совместного взаимодействия педагогов и детей [13]. Педагог часто занимает главную позицию, чем подавляет инициативу и познавательную активность учащихся, рассматривая детей как обучаемых объектов, способствуют формированию и развитию школьных, агрессий, тревожностей, неврозов. Г.М. Бреслав, Г. А. Жук, А. Л. Крупенин, И. Крохина, В.Г. Степанов, указывают на непосредственную связь стиля общения учителя с эмоционально гармоничным состоянием учеников [7, с.34].

Исследование причин повышенного уровня школьной тревожности, в наши дни весьма актуально, так как мир меняется, и ребенок не успевает адаптироваться в нем. Чтобы понять, откуда у детей младшего школьного возраста появляется тревожность, необходимо рассмотреть причины повышенного уровня тревожности [9, с.35].

К. Хорни отмечает, что неудовлетворение возрастных потребностей ребенка, может привести к закреплению тревожности [7, с.102].

Н. Д. Левитов пишет, тревога у детей может стать отсрочкой подкрепления. Невыполненные обещания приводят к тому, что ребенок начинает быть неуверен в себе, ожидание чего — то приятного приводит к тревожному состоянию [2, с. 133].

В словаре С.Ю. Головина, понятиетревожность описывается как психологическая черта личности, которая проявляется в частом проявлении беспокойства в разных ситуациях, также это состояние психологического неудобства [10, c.134].

Тревожность бывает повышена:

1)при тяжелых соматических или нервно – психических состояниях;

2) при переживании травм психической направленности;

3) при дезадаптации [3, с.212].

Школьная тревожность — представляет собой устойчивое состояние, которое является индивидуальной особенностью ребенка, протекает в скрытой форме, предпосылкой тревожности является повышенная чувствительность [6, c.251].

Тревожность по определению Ч. Спилберга — это эмоциональная реакция или состояние, которое характеризуется изменением во времени, интенсивностью, осознаваемой озабоченностью, опасением, беспокойством [5].

Тревожность по определению М. Кордуэлля – это мрачные предчувствия и чувство страха, сопровождающиеся продолжительной, усиленной активацией [6, с.62].

1) психологический уровень — В. А. Пинчук в своих исследованиях показывает, что тревожность зависит от конфликтного строения самооценки, т.е. сразу происходит процесс актуализации противоположных тенденций – ребенок хочет чувствовать себя высоко, с одной стороны, и чувство растерянности, неуверенности, нерешимости — с другой [5, с.68].

2)психофизиологический уровень – тревожность как причина связана со строением и функционированием центральной нервной системы [3].

В работах современных авторов можно встретить такие причины тревожности как, травмы при рождении – к ним относят травмы внутриутробного периода и весь период вынашивания плода [4, с.23]. С. Гроф, указывает на то, что родовая травма, в дальнейшем может повлиять на уровень тревожности [9, с. 21].

Главной причиной тревожности, можно выделить, факторы семейного воспитания, взаимодействий «мать — ребенок». В настоящее время выделяют в качестве основной причины тревожности исследователями данной проблемы Н. М. Гордецова, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, В. С. Манова-Томова, М. Раттер, Б. Филлипс [10, с.180]. Также можно добавить фактор «несоответствия детей требованиям родителей», выделенный в качестве значимого для тревожности младших школьников [10, с. 56].

А.В. Микляева раскрывает специфические причины школьной тревожности по классам:

1 класс – меняются требования со стороны взрослого и появляются новые, со стороны педагога. У ребенка появляются новые требования, которые предъявляет ему школа. Так появляется новая позиция школьник. Меняется привычный уклад жизни, распорядок дня. Принятие школьных оценок со стороны взрослого и школы.

2 – 4 класс – отставание в учебе по определенным причинам (болезнь, частые разъезды, участие в соревнованиях). Неудачи во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами [14, с.18].

Причины школьной тревожности.

1.Ребенок не готов к школьному обучению в эмоциональном плане. В этом случае, в том числе и исключительно благожелательная учитель и самый удачный коллектив имеют все шансы чувствоваться ребенком как что-то злое, чуждое ему. Учеба станет казаться как обязанность, что приведет к протестным реакциям. Естественно, подобный финал бывает замечен не всякий раз, и достаточно часты случаи, когда ребёнок, попав в добрый класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы [14, c.47].

2.Ребенок не готов к школе в интеллектуальном плане, а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть воспитанником, получать познания, находясь в школе, его умственной базы ещё не хватает для того, чтобы настигнуть материал, который учитель дает детям на уроках. Как результат – ребенок утомляется, не поспевает за классом, появляется не успешность и, как правило, он разочаровывается в школьных ценностях. И в данном случае школа вызывает волнения и страх [8, с.35].

Читайте так же:
Атрофия мышц при деменции

3.Если ребенок был уязвим, восприимчив и стеснителен, для него поступление в школу/смена школы, заведомо является стрессогенным фактором [18, с.166].

4.Частые переходы или смена учебных заведений, частая смена учителя, приводит к тому, что ребенок не успевает осваивать программу, не успевает адаптироваться к новому коллективу, новой среде, все это приводит, к тому, что у ребенка падает успеваемость, появляются неврозы, страхи и тревожность [21, с.24].

5.Еще одним пунктом можно выделить стресс, который ребенок может испытывать из-за ссор в семье, развода родителей, смерти близкого человека, все это будет сказываться на учебе и как в следствие повлечет за собой все тревожность, страхи, неуверенность в себе [19, с.56].

Причиной тревоги является внутренний конфликт ребенка, он обеспокоен, встревожен, он борется сам с собой, и с теми требованиями, которые предъявляют ему школа или семья. Еще одной причиной, на наш взгляд являются ссоры в семье. Э. Берн, утверждает, дети включают защитный механизм и стараются передать тревогу своему окружению, эта тревога чаще всего передается в агрессивной форме и носит сокрытую форму личностной тревожности [20].

Причина повышенного уровня тревожности, состоит в том, что для ребенка теперь на первом месте стоит педагог, и в общении с ним, ребенок перенимает его манеру общения, выражения, что может не нравиться родителям, и они могут отзываться отрицательно по поводу этого, в этой ситуации ребенок будет разрываться между родителями и ребенком [23, с.15].

У младших школьников причинойтревожности является психическая ситуация потребности в защите, понимании и принятии со стороны педагога и родителей. Тревожность выполняет функцию нарушения отношений с близкими взрос­лыми. В детей с поступлением в школу меняется и социальная среда, в которой принимает участие педагог и он стоит у ребенка на первом месте [4, с.11].

Также причиной повышенного уровня школьной тревожности можно соотнести постоянное недовольство учебной работой ребенка со стороны педагога и родителей – отрицательные оценки поведения, плохая успеваемость, порицания, наказание [6, с.15]. Примером может послужить, болезнь ребенка, если не заниматься с ребенком дома во время болезни, то он отстанет от всего класса. Ребенок-маленький взрослый, у которого есть временные трудности, которые могут раздражать взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Следующая причина, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают нереального и предъявляют завышенные требования. Эти причины приводят к тому, что у ребенка нарастает тревожность, она связана с заниженной самооценкой, появляется неуспех в учебных достижениях, неуверенность в себе в своих силах. Все эти особенности приводят и тянут за собой ряд других особенностей – выполнять указания взрослого, боятся проявить инициативу, поступать по образцам и шаблонам, формальное усвоение знаний и способов действий [9, с.94].

Общие причины детской тревожности:

— морфологические и функциональные особенности нервной системы (относятся дети с меланхолическим складом);

— страхи, неудачи, нервозные состояния;

— запугивание взрослыми ребенка;

— чрезмерное детское воображение;

— боязнь, грома, опасных животных, темноты, молнии;

— инстинкт самосохранения (защитная реакция);

— результат «гипер- или гипоопеки» воспитания;

— обостренное чувство вины за не соответствие родительским заказам;

— следствие депривации — чувства обездоленности, недоступности [6, с.99].

Одной из самых сильных причин детской повышенной тревожности является угроза не общения со сверстниками, его исключение из группы Дети, постоянно думающие об этом, приобретают свойство во всем подчиняться группе и следовать их установкам [8, с.100].

Таким образом, причин для возникновения повышенного уровня тревожности достаточно много. Главную роль самые разные факторы, которые будут отражаться на ребенке, и которые будут препятствовать его нормальному развитию. Самой главной причиной, является исключение ребенка из группы сверстников. Следующая не менее важная, частые ссоры в семье, не только между родителями, но и между старшими и младшими поколениями.

19.07.2015, 15:35 Панченко Ольга Львовна
Рецензия: Тема очень актуальна, но, на мой взгляд, статья не вполне проработана. Думаю, содержание статьи не вполне отражает ее название. В тексте статьи анализируются, скорее, направления снятия тревожности у детей, а не сам феномен тревожности. Необходимо усилить теоретическую часть — дать более четкое видение проблемы (обосновать ее актуальность и степень изученности именно в части изучения тревожности как феномена в педагогике и психологии). Дать свой авторский взгляд на проблему тревожности, ее причинах и последствиях. Приводимые в тексте определения (арт-терапия, т.д.) должны быть четко сведены к авторам, то есть хорошо было бы указать авторов, или отметить, что это собственные определения. В ссылках нежелательно использовать учебники, кроме того, литература очень стара, для гуманиртариев, как Вы знаете, приветствуется использование источников не позднее 2010 года. Остальные тоже могут быть использованы, но лучше — для сравнения, а не в качестве основной литературы. Рекомендую немного доработать статью или сменить ее название чтобы соответствовало содержанию.

19.07.2015, 16:04 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1.Актуальность проблематики. 2.Тревожность личности имеет прежде поведенческий характер проявления и дает возможности использовать целого арсенала пропедевческой терапии/арт-терапия/. 3.Верификация теоретичкого плана проблемной области данной статьи создает методологические условия для етапной апробации.

19.07.2015, 22:18 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Какой вклад автора? В аннотации сказано, что разработаны средства арттерапии, что вызывает основание полагать их авторство со стороны писателя статьи. Однако из содержания статьи следует — что писатель только цитирует известные факты, а объем статьи и количество источников на обзор или анализ не тянет. Не рекомендуется к печати.

19.07.2015, 23:46 Гужвенко Елена Ивановна
Рецензия: "Теоретический анализ причин повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста" — так называется статья, но анализ не произведен. Быть может, статью надо назвать иначе? Также необходимо исправить грамматические ошибки: "арт — терапия", "психолого — педагогического" пишется без пробелов. Учитывая первое замечание, статью либо надо переназвать, либо изменить текст, иначе её нельзя печатать. Очень хотелось бы, чтоб второй соавтор прочитал и откорректировал статью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector