Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курсовой работы: «особенности тревожности у детей младшего школьного возраста. »

Курсовой работы: «особенности тревожности у детей младшего школьного возраста.»

Наименование учебного заведения где сдавалась работа:

«Ленинградский Государственный Университет им А.С. Пушкина

Тема курсовой работы:

«особенности тревожности у детей младшего школьного возраста.»

Год защиты работы:

Возможна доработка работы под требования заказчика:

Возможна продажа по частям:

ЯндексДеньги, банковский счет, возможна оплата наличными при нахождении в одном городе

Работа была защищена на “хорошо”, ниже предлагаю выдержку (не менее 20%) из курсовой работы, если работа заинтересовала обращайтесь.

I. Теоретические основы по проблеме проявления тревожности и страха в младшем школьном возрасте ……………………………………………. 4 стр.

Психологические и психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………..4 стр.

Детская тревожность и страхи……………………………………..…..7 стр.

Особенности проявления страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………….12 стр.

II. Диагностические методики исследования тревожности и страхов детей младшего школьного возраста…………………………………..……..…16 стр.

2.1 Обработка результатов исследования………………..…………. 17 стр.

В отечественной психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью).

Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. [31 c. 22]

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В данные "возрастные пики тревожности" тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Цель работы : выявление уровня страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: дети 8-9 лет.

Предмет исследования: уровень страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста

1) Изучить и проанализировать методическую литературу по исследуемой проблеме;

2) Подобрать методики, изучающие особенности тревожности;

3) Овладеть навыками исследовательской работы;

4) Освоить количественный и качественный анализ данных;

5) Выявить уровень страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

Глава 1. Теоретические основы по проблеме проявления тревожности и страха в младшем школьном возрасте.

Психологические и психофизиологические особенности

детей младшего школьного возраста

Младшее школьное детство – это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психо­логических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

— доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;

— доминирующая роль школы в формировании и развитии со­циально-познавательных интересов;

— возрастание способности ребенка противостоять отрица­тельным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой [3,c.162].

В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. [5,c.112].

В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своими словами или кратко передать содержание прочитанного.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У младшего школьника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для дошкольника. У него по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, однако содержание игры изменяется. Младший школьник продолжает играть в школу, в учителя. Но теперь, играя, он может часами писать, решать, читать, рисовать и петь. Это важно учитывать при организации учебной деятельности, превращая ее по форме иногда в увлекательный игровой процесс [3,c.163].

С первых дней обучения в школе у ребенка

1.2 Детская тревожность и страхи

Отечественная психологическая школа привнесла значительный вклад в разработку проблемы тревожности. Такие исследователи как: А.М.Прихожан, Ф.Б.Березин, А.Ф.Лазурский, Л.А. Китаев-Смык, А.В. Петровский, Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, В.М.Астапов, М.З. Неймарк, Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак и др. разрабатывали проблему тревожности во взаимосвязи с личностными особенностями, условиями семейного воспитания и учебной (трудовой) деятельности.

В отечественной психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. [6,c.62].

Читайте так же:
Как лечит у детей энурез народными средствами

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реа

1.3 Особенности проявления страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. [23 c. 159]

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители

Подводя итоги параграфа, сделаем основные выводы: дети младшего школьного возраста чрезвычайно активны и любознательны. Значительная часть их активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.п. Ориентация детей в своем поведении на взрослых во 2-4 классе заменяется ориентацией на коллектив сверстников. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстник

II . Диагностические методики исследования тревожности и страхов детей младшего школьного возраста

Ведущим методом мы выбрали психологическое исследование, поскольку он позволяет установить самые существенные закономерности определенного явления или процесса, а также внести корректировку в существующую практику.

Для диагностики тревожности и страхов детей младшего школьного возраста можно воспользоваться несколькими методиками, а в частности:

Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.) [32 c. 49]

Методика оценки уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Экспериментальный материал: 14 рисунков размером 8,5×11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную

2.1 Обработка результатов исследования .

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

При определении уровня тревожности по методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

В ходе проведения исследования, мы получили, следующие данные, которые обработали и занесли в таблицу.

Дипломная работа: Арт-терапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст — период наибольшей пластичности нервной системы и восприимчивости к обучению, наиболее сензитивен для формирования важнейших видов психической деятельности, в нем закладывается фундамент дальнейшего развития ребенка. Поэтому проведение коррекционной работы по понижению уровня тревожности в этом возрасте будет наиболее эффективной.

Усиление роли психологического сопровождения в построении индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе и снижение функциональных возможностей

детского организма, срывы школьной адаптации в первую очередь у учащихся 1-4 классов в значительной мере влияют на учебный процесс и психологическое состояние каждого учащегося.

На сегодняшний день не существует единого определения понятия тревожности, т.к. каждая отрасль науки дает ей определение со своих позиций. В выпускной квалификационной работе мы будем исходить из психолого-педагогического определения тревожности как склонности индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Младший школьный возраст является одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Вместе с тем задача коррекции школьной тревожности является одной из актуальных в практике работы педагога-психолога. Учитывая степень ограничений, накладываемых на возможности коррекции условиями работы в образовательной системе, одним из самых доступных и эффективных средств в коррекции тревожности является арт-терапия.

Проблема нашего исследования состоит в поиске путей привлечения средств арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников.

Целью работы является изучение возможностей и эффективности применения средств арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников.

Объект исследования – тревожность младших школьников.

Предметом исследования – коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.

Читайте так же:
Причины энуреза во сне у взрослых

1.Систематизация и обобщение основных теоретических подходов к проблеме тревожности детей младшего школьного возраста и анализ ее коррекции средствами арт-терапии

2. Изучение выраженности тревожности у детей младшего школьного возраста.

3.Разработка и реализация программы коррекции по снижению уровня тревожности младших школьников средствами арт-терапии. Проверка эффективности программы

В ходе исследования, опираясь на цель и объект исследования, была сформирована гипотеза исследования: разработанная и реализованная программа арт-терапии будет способствовать снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологические основой исследования являются следующие научные концепции: учение о закономерностях и движущих силах психического развития Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; деятельностный и субъектный подходы к исследованию социально — психологических феноменов поведения человека(Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); теоретические представления о психических состояниях и их роли в развитии новообразований личности, раскрытые в трудах В.К. Вилюнаса, А.О.Прохорова и др.; исследования в области детской тревожности (Л.М.Костина, A.M. Прихожан), основные положения теории психологической коррекции (В.И. Гарбузов, Ю.Ф. Гребченко, А.И. Захаров, H.H. Лебедева, Г.Л.Лэндрет, М. Клейн, A.C. Спиваковская, Л. Франк и др.). Труды М. М.Бахтина, М. Б. Бруно, Д. Винникотта, А. Гольдштейна, Б. Д. Карвасарского,А И Копытина, А. Маслоу в области арт-терапии.

Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования; констатирующий этап, включающий с себя диагностику по методикам выявления тревожности; психокоррекционная работа, включающая в себя разработку коррекционной программы для уменьшения уровня тревожности; тестирование; анализ данных.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс психолого-педагогических мероприятий по коррекции и профилактике школьной тревожности, который может быть использован как практическими психологами, так и педагогами, работающими в образовательных учреждениях.

Эмпирическая база исследования Базой исследования явилась СШ №9 г. Жезказган. Выборку составили учащиеся четвертого класса, в количестве 20 человек.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В результате диагностики по методике школьной тревожности Филлипса, нами было определено, что среди факторов тревожности преобладают страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям окружающих.

На рисунке 1 представлены результаты по методике Филлипса в исследуемой группе.

Рисунок 1 -Данные диагностики тревожности в исследуемой группе

По данным диагностики мы видим, что у учащихся преобладает страх ситуации проверки знаний, который выражается в негативном отношении и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей и страх несоответствия ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей так же имеют место у 23% учащихся. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка диагностируется у 19% исследуемой группы.

Диплом Взаимосвязь мотивации учения и школьной тревожности младших школьников

Актуальность исследования. Проблема мотивации учения не теряет своей значимости, что указывает на важную роль данного вида мотивации для развития личности. Мотивация учения прямо связана с качеством и результативностью учебной деятельности. Чем в большей степени учащийся ориентирован на познание, освоение новых знаний, умений и навыков, тем большую активность и ответственность он способен проявлять в процессе учения. Особую остроту проблема мотивации приобретает в младшем школьном возрасте, когда ребенок только включается в школьную жизнь, осваивает учебную деятельность. Здесь от качества и выраженности мотивации учения в целом зависит то, насколько ребенок включиться в процесс учения, как будет относиться к процессу познания в дальнейшем, будет ли это вызывать у него интерес или сопротивление.

При этом обучение в начальной школе для ребенка связано с переживанием определенного стресса, повышением тревожности, связанной с содержанием его школьной жизни, учебными успехами и отношениями с учителями, одноклассниками и родителями. У некоторых детей эта тревожность оказывается очень высокой и может служить существенным препятствием как для учебной деятельности, так и в целом их психологического благополучия. В этом контексте особого внимания заслуживает вопрос связи школьной тревожности и мотивации учения ребенка младшего школьного возраста.

Степень исследованности проблемы. Вопросы школьной тревожности получили глубокую проработку в исследованиях отечественных авторов, в частности, А.В. Микляевой, Л.В. Макшанцевой, В.С. Безруковой, Р.С. Немова, С.С. Степанова, П.В. Румянцевой и др. Проблемы мотивации учения представлены в исследованиях С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Г. Асмолова, А.К. Марковой, О.С. Гребенюк, И.А. Зимней и др. Данные о взаимосвязи мотивации учения и школьной тревожности представлены в работах Л.А. Венгера, Л.В. Макшанцевой, Т.Б. Камионской, А.К. Дусавицкого, Э. Зиновьевой и др. При этом данные о связи этих характеристик неоднозначны, что и обуславливает актуальность нашей работы.

Объект исследования − школьная тревожность как психологический феномен.

Предмет исследования − мотивации учения младших школьников.

Гипотеза:

  • существует связь между мотивацией учения и школьной тревожностью учащегося: положительная мотивация учения связана с низкой школьной тревожностью;
  • при преобладании внешней мотивации учения наблюдается более высокий уровень школьной тревожности учащегося;
  • существует связь школьной и личностной тревожности у учащихся.

Цель исследования − выявление взаимосвязи мотивации учения и школьной тревожности младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Дать теоретический анализ литературы по проблеме школьной тревожности в психологической науке.
  2. Проанализировать теоретические аспекты исследования мотивации учения у младших школьников.
  3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации учения и школьной тревожности младших школьников.
Читайте так же:
Диагноз заикание код по мкб

Теоретико-методологической основой исследования выступили исследования школьной тревожности А.В. Микляевой, Л.В. Макшанцевой, В.С. Безруковой, Р.С. Немова, С.С. Степанова, П.В. Румянцевой и др.; работы по мотивации учения С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Г. Асмолова, А.К. Марковой, О.С. Гребенюк, И.А. Зимней и др.; материалы о связи о мотивации учения и школьной тревожности Л.А. Венгера, Л.В. Макшанцевой, Т.Б. Камионской, А.К. Дусавицкого, Э. Зиновьевой и др.

В ходе исследовательской работы использованы методы:

  1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация экспериментальных и теоретических данных.
  2. Эмпирический метод:
  • методы психодиагностического исследования, тестирование;
  • методы математической обработки (группировка данных по их значениям, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Методики исследования:

  1. Методика диагностики школьной тревожности Филлипса (3-7 классы).
  2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
  3. Исследование учебной мотивации младших школьников по методике М. Р. Гинзбурга.
  4. Методика «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

База исследования: исследование было проведено на базе Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Гимназия №13» в период с 01.11.2014 по15.01.2015 г.

Выборку исследования составили учащиеся 3 «А класса», всего 32 ребенка, из них 18 девочек и 14 мальчиков.

Практическая значимость исследования связана с тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов при организации профилактической и коррекционной работы в области школьной тревожности и стимулирования развития мотивации учения у учащихся младших классов.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – С. 70.
  2. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.
  3. Баданина Л.П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: Автореф. дис. …канд. наук. – СПб., 1996. – 120 с.
  4. Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ. Дис.канд. психол. наук. – Казань: КГУ, 1997. – 180 с.
  5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – М.: Академия, 2000. – 480 с.
  6. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 640 с.
  7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1992. – 324 с.
  8. Волков Е.М. Трудные дети или трудные родители?». – М.: Профиздат., 1992. – 190 с.
  9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 386 с.
  10. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Методологические основания разработки принципа индивидуализации воспитания. – Ярославль: Ярославский педагогический вестник. – 1999. – №1. – С. 104-107.
  11. Долгих А. Индивидуально-типологические особенности эмоциональной сферы личности / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.crimea.ua/content/view/52/66/.
  12. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 304 с.
  13. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Питер, 2010. – С. 60.
  14. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Психология, 2010. – 396 с.
  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Прогресс, 2006. – 289 с.
  16. Зиновьева Э. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников. Автореф . дис . канд . психол . наук . – Томск , 1996. – 23 с.
  17. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 193 с.
  18. Камионская Т.Б. Школьная тревожность. Как помочь тревожному ребенку? – М.: Академия, 1996. – 100 с.
  19. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
  20. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 112 с.
  21. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2010. – 180 с.
  22. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 15.
  23. Маркова А.К. Педагогическая деятельность учителя. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – С. 11-20.
  24. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.
  25. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – Владивосток: Дальневосточный Государственный Университет Институт психологии и социальных наук, 2010. – 26 с.
  26. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Логос, 2003. – 398 с.
  27. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2011. – 248 с.
  28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  29. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
  30. Нехорошкова А.Н. Психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью // Вестник новых медицинских технологий. – 2011. – №3. – С.72.
  31. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
  32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 280 с.
  33. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза. Дис. канд. психол. наук. – Ярославль: ЯГПУ, 2005. – 212 с.
  34. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности./ Рос. откр. ун-т. – М.: Горбунок, 1992. – 224 с.
  35. Прихожан А. Причины тревожности как свойства личности. – М.: Академия, 2003. – 398 с.
  36. Прихожан А. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000. – С. 304.
  37. Прихожан А.М. Актуальные проблемы практической психологии образования за рубежом / Современная зарубежная психология. – 2012. – № 2. – С. 29-38.
  38. Прихожан А.М. Тревожность. Явление, причины, диагностика/ А.М. Прихожан. – М.: Первое сентября, 2010. – №22. – с. 17-23
  39. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  40. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 186 с.
  41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 2009. – 620 с.
  42. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – СПб.: Питер, 2003. – 398 с.
  43. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. – 1996. – № 4. – С. 11-14.
  44. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Психология, 2001. – 186 с.
  45. Степанов С.С. Беспокойство – его причины и следствия// Школьный психолог. – 2004. – №8, с. 10 — 12
  46. Узнадз Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 390 с.
  47. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т. 2: пер. с нем. / под ред. Б.М. Величковского, предисл. JI.И. Анцыферовой. – М.: Педагогика, 2003. – 392 с.
  48. Хорни К. Невротическая потребность в любви. – М.: Астер-Х, 2011. – 398 с.
  49. Чхартишвили Ш.Н. Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. – Тбилиси: Педагогика, 1974. – С. 5-32
  50. Эльконин Д.В. Избранные психологические труды. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
Читайте так же:
Технологии формирования плавности речи при заикании
Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Тревожность младшего школьника и ее причины. Проявления тревожности. — Реферат

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, что является основными признаками наличия тревожности.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

От степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Тревожность дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы причины тревожности у детей младшего школьного возраста? Как проявляется тревожность у детей младшего школьного возраста?

В отечественной психологии проблемы школьной тревожности рассматриваются в исследованиях Л.И. Божович, Р.С. Немова, В.Д. Небылицина, Т.А. Нежновой, А.М. Прихожан, А.В. Петровского, Л.С. Славиной, Е.В. Савиной, Б.М. Теплова, Ю.Л. Ханина, Л.Ф. Обуховой, и т.д.

Тем не менее, проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста еще недостаточно разработана как в теоретическом, так и в практическом планах.

Целью работы является выявление проявлений тревожности младшего школьника и ее причин.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить причины тревожности у детей младшего школьного возраста

3. Выделить особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста

Методы исследования: теоретические: анализ научной (методической, психолого-педагогической) литературы.

Практическая значимость работы раскрывает возможность использования предлагаемого материала и сделанных выводов в практической деятельности педагогов, психологов и родителей детей младшего школьного возраста.

Структура работы: ведение, три параграфа, заключение, список используемых источников.

1.Теоретическое обоснование проблемы тревожности в младшем школьном возрасте

Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени и рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности.

В психологическом словаре определение тревожности разъясняется как «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

В словаре С.Ю. Головина, понятие тревожность описывается как «психологическая черта личности, которая проявляется в частом проявлении беспокойства в разных ситуациях, также это состояние психологического неудобства» [5, с.146].

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, но большинство исследователей рассматривают его: как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

По определению Р.С. Немова: «Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [12, с. 491].

Е. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. [17, c. 11]

А.М. Прихожан указывает, что тревожность — это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [14, с.13].

Читайте так же:
Что делать при деменции у мамы

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности.

Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или возрастной задачи развития. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу. По мнению Л.И. Божович, ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям [4, с.35].

Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей.

Школьная тревожность – это одна из форм проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок находится в постоянном ожидании отрицательной оценки, которую ему дадут сверстники и педагоги, а также считает, что окружающие относятся к нему довольно плохо. Но в целом тревожность в эти годы возникает из-за взаимодействия личности с жизненными вопросами. Это специфическое состояние, которое характерно для целого ряда ситуаций, возникающих в школьной образовательной среде.

В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, были сделаны следующие выводы:

1. В последнее десятилетие существенно усилился интерес к изучению проблемы школьной тревожности и адаптации учащихся, в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги.

2.Тревожность это свойство личности, выражающееся в переживании эмоционального дискомфорта, который возникает при предчувствии угрозы, опасности.

3.Основной причиной возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста является неудовлетворение ведущей потребности возраста. У младшего школьника это утверждение новой социальной роли — школьник. Причиной личностной тревожности ребенка начальной школы могут быть: взаимоотношения в семье, школе и со сверстниками. Главной причиной, является исключение ребенка из группы сверстников. Следующая не менее важная, частые ссоры в семье, не только между родителями, но и между старшими и младшими поколениями. Каждый родитель должен знать, что ребенок младшего школьного возраста и так подвержен негативным факторам, которые появляются часто и причин для повышения уровня тревожности существует много.

4. Тревожность как устойчивое свойство человека развивается по принципу замкнутого психологического круга, в котором происходит её закрепление и усиление. Отрицательный эмоциональный опыт накапливается и углубляется, что способствует увеличению и сохранению тревожности.

5. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

1. Астапов В.M. Тревожность у детей — СПб: Питер Пресс, 2004. — 224с.

2. Венгер, A.Л. Психологическое обследование младших школьников / A.Л. Венгер, Г.A. Цукерман. – М.: ВЛAДОС-ПРEСС, 2003. – 160 с.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- СПб: Питер, 2008. -398 с.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин: Харвест; Минск; 1998.

5. Дубровина И.В. Психология. учебник /И.В.Дубровина, Прихожан А.М., Данилова Е.Е.; под ред. И.В.Дубровиной. — М., Изд.центр «Академия» 2012. с 464

6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / Захаров. – СПб.: Питер, 2005 г.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2007. -784 с.

8. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 2008. — 280 с.

9. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок: младший школьный возраст.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 196 с.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. – 464 с.

11. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция — СПб.: Речь, 2016. — 248с.

12. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

13. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 2008. -136 с.

14. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2012. С. 329.

15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» , 2010.-304 С.

16. Прихожан А.М. Причины, профилактика и предупреждение тревожности // Психологическая наука и образование, 2018 г. № 2.

17. Смирнова Е.О., Савина Е.А, Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А.Савиной, Е.О.Смирновой. – М.: Когито-центр, 2014. — с.230

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector