Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста

Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается вопрос, как влияет тревожность на младших школьников с разной степенью успеваемости.

На сегодняшний день уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.

Учителям и родителям известно, что тревожным детям сложнее дается учебная деятельность. Волнения ученика часто оказывают не благоприятное влияние на познавательные способности, мышление, память, воображение и др.

Многие основные свойства ребенка и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому актуальность исследования не вызывает сомнения [1].

В психологии тревожность рассматривают как индивидуальную психологическую особенность, склонность человека чувствовать тревогу, по не значительным поводам, ожидать неблагополучное развитие событий [2].

Характеристика для тревожных детей и взрослых одинакова. Дети обычно сомневаются в себе, своих возможностях, с неустойчивой самооценкой, боятся неизвестности, в связи, с чем им трудно быть инициативными [3].

Общепризнано, что повышенная степень чувствительности влияет на проявление тревожности. Но также известно, что не все дети с повышенной чувствительностью тревожные.

Многое зависит от способа воспитания родителей. Тревожного ребенка большая вероятность сформировать, если чадо воспитывается по типу воспитания гиперопеки, а именно чрезмерно заботятся о нем, контролируют до мелочей, во многом ограничивают, постоянно поправляют [4].

Какие существуют факторы, способствующие формированию в ребенке тревожности:

  • частые обвинения и упреки, которые вызывают чувства вины;
  • высокие требования со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей), что вызывает ситуацию неуспешности;
  • сдержанность родителей в проявлении эмоций при наличии бесчисленных предостережений, опасностей и тревог;
  • чрезмерная строгость [5].

Помимо приведенных факторов страх формируется в ситуациях, когда мы пережили сильное жизненное потрясение, которое зафиксировала эмоциональная память, и в результате сильного испуга при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая тяжелую болезнь, несчастный случай или операцию [1].

Цель нашего исследования выявить, каким образом, тревожность оказывает влияние на успеваемость обучения.

В исследовании приняли участие 76 школьников МБОУ «Мирненской СОШ» Томского района. Возрастные особенности: 8 – 10 лет. 30 человек восьми лет, 26 человек девяти лет, 20 человек десяти лет. Из них 34 девочек, 42 мальчик. Всего: 76 человек.

Для исследования были отобраны психологические методики выявления уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Психологические методики:

  1. Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (А.М. Прихожан).
  2. Методика «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса» [6,7].

В своем исследовании мы выдвинули следующее предположение, что высокий уровень тревожности будут испытывать дети с низкой успеваемостью. Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы разделили детей в зависимости от успеваемости на три группы: отличники, хорошисты, слабоуспевающие.

В результате проведенных психодиагностических методик было выявлено, что чем выше успеваемость, тем ниже проявляется тревожность. Соответственно значит, что дети, обучающиеся удовлетворительно проявляют наиболее высокий уровень тревожности.

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать общие выводы:

1. Высокий уровень тревожности показывают обучающиеся с низкой успеваемостью.

2. Наиболее выраженные факторы (симптомы) тревожности среди обследуемых младших школьников были следующие:

  • страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
  • боязнь в несоответствие ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  • страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.

3. Ответы исследуемых были проверены психодиагностической методикой на достоверность, у некоторых детей ответы могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности, такие ученики были исключены из исследования.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что высокий уровень тревожности будет у учеников с низкой успеваемостью, полностью подтвердилось.

Читайте так же:
Как лечить энурез у мужчин таблетками

Глава 1.Теоретические основы коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии……………………………………………. …7

Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии ……….……….32

2.1. Организация исследования: цель, гипотеза, задачи, объект, диагностический инструментарий………………………………..………. 32

2.2. Психологический анализ результатов исследования…………………….…37

Введение

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, с повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разные исследователи рассматривают тревожность по-разному и выделяют разные причины её возникновения.

Основатель психоанализа З. Фрейд рассматривал тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

Однако большинство исследователей сходятся в оценке негативного влияния тревожности на развитие личности младшего школьника. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке. А неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Увеличение масштаба жизненного планирования, ответственности в учебной или другой деятельности оборачивается для таких учащихся чрезмерными переживаниями. Отрицательными следствиями могут также стать минимизация целей, уход от ответственности, психические барьеры в развитии школьника.

Отрицательные последствия тревожности выражаются и в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности.

Исследователи (А.И. Захаров, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, А.М.Прихожан, Ю. Л. Ханин, К. Хорни и др.) сходятся в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей. При этом причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных (генетических) факторах развития психики ребенка, так и в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности. Тем не менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий (А.Адлер, А.И. Захаров, К. Изард, Е. П. Ильин, А. М. Прихожан, З.Фрейд, Г.Т. Хоментаускас, К. Хорни и др.)

Одним из наиболее эффективных методов коррекции тревожности является арттерапия, основанная на искусстве, в том числе и на рисовании (Л. С. Выготский, А.И. Копытин, Л.Д.Лебедева, К. Рудестам, А.Хилл и др.). Рисуночная терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. Эффективность применения рисуночной терапии в коррекции тревожности основывается на том, что этот метод позволяет исследовать чувства, способствует их выражению на символическом уровне.

Следовательно, проблема тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной. Отсюда, возникает противоречие между необходимостью решения проблемы коррекции тревожности младших школьников методами рисуночной терапии и недостаточной их теоретической и практической разработанностью.

Это служит основанием для формулировки проблемы исследования – каковы условия коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии.

Целью данного исследования является определение возможностей коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством рисуночной терапии.

Объектом исследования выступает тревожность детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются особенности коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством рисуночной терапии.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера.

Читайте так же:
Как долго развивается деменция

Исходя из цели и гипотезы исследования, задачами нашей работы являются:

1.Раскрыть сущность тревожности как психолого-педагогической проблемы.

2. Охарактеризовать факторы, влияющие на развитие тревожности младших школьников.

3. Определить основные характеристики рисуночной терапии как метода коррекции тревожности.

4. Разработать программу коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии.

Для решения поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование, математические методы обработки данных.

Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыта сущностная характеристика тревожности как психолого-педагогической проблемы; определены и охарактеризованы субъективные и объективные факторы, влияющие на развитие тревожности младших школьников; выделены особенности использования рисуночной терапии как метода коррекции тревожности.

Практическая значимость заключается в том, что разработана программа коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии, включающая элементы музыкотерапии и сказкотерапии, приёмы обратной связи, способствующие осознанию ребенком субъективных и объективных причин тревожности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ АРТ- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. — презентация

Презентация по предмету «Экономика» на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ АРТ- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ АРТ- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

2 Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста; разработка способов коррекции детских страхов средствами арт-терапевтических методов. Объект исследования : страхи у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: психологические особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста и способы их коррекции.

3 Гипотеза – субъективно переживаемое состояние страха в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, связанные с психофизиологическими, социальными и природными факторами. Частная гипотеза: Возможно, существует специфика в проявлении детских страхов у детей второго и четвертого класса. Частная гипотеза : возможно, существует специфика проявления уровня тревожности у детей младшего школьного возраста в зависимости от переживаемых страхов. Частная гипотеза: возможно, существует взаимосвязь между социальными, инстинктивными и выдуманными страхами детей младшего школьного возраста, т.е. носят интегративный характер.

4 Т ЕОРЕТИЧЕСКУЮ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ положение JI.C. Выготского о характере развития высших пси­хических функций; концепция деятельности, изложенная в трудах А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.; психологические основы педагогического общения в работах Б.Г. Ананьева, А.И. Захаро­ ва, М.И. Лисиной и др.; исследования эмоциональной сферы лично­сти A.B. Запорожца, К. Изарда, А.О. Прохорова и др.

5 «Т ОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ » (Б ЛЕЙХЕР В.М., К РУК И.В.) страх – это чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражено – от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса

6 страх – это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула (А.И. Захарова)

7 СТРАХИ (А.И. Захаров) РЕАЛЬНЫЕВООБРАЖАЕМЫЕОСТРЫЕХРОНИЧЕСКИЕ

8 ПРИЧИНЫ СТРАХОВ (В.И. ГАРБУЗОВ ) НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕТРЕВОЖНОСТЬНЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ

9 Д ИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ «Страхи в домиках» (И.А. Захаров). «Диагностика школьной тревожности» (Филлипс). «Портрет моего страха» (И.А. Захаров). «Несуществующее животное» (Д.З. Друкаревич)

10 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ 66 города Нижний Тагил, Свердловской области. В исследование участвовали дети, обучающиеся в начальных классах, в количестве 77 человек: 24 мальчика и 53 девочки. Возраст респондентов: 8 – 10 лет.

11 Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ В ПОДВЫБОРКЕ ПО ПОЛУ Д ИАГНОСТИКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Ф ИЛЛИПСА

12 Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ В ПОДВЫБОРКЕ ПО ПОЛУ Р ЕЗУЛЬТАТЫ ПО МЕТОДИКЕ А.И. З АХАРОВА «С ТРАХИ В ДОМИКАХ »

13 Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ В ПОДВЫБОРКЕ ПО КЛАССУ. Р ЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Ф ИЛЛИПСА

Читайте так же:
Е савина и н шанина тревожность

14 Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ В ПОДВЫБОРКЕ ПО КЛАССУ Р ЕЗУЛЬТАТЫ ПО МЕТОДИКЕ А.И. З АХАРОВА «С ТРАХИ В ДОМИКАХ »

15 Р ЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ «П ОРТРЕТ МОЕГО СТРАХА » (И. А. З АХАРОВ ).

16 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ «Н ЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ » (Д.З.Д РУКАРЕВИЧ ).

17 Показатель Статистика U Манна- Уитни уровень средний ранг 2 класс 4 класс Общая тревожность в школе 2040,00 47,1521,00 Переживание социального стресса 4480,03742,1531,17 Фрустрация потребности в достижения успеха 2620,0046,0523,44 Страх ситуации проверки знаний 2760,0045,7924,00 Страх не соответствовать оценке окружающих 2260,0046,7421,92 Низкая физиологическая сопротивляемость 2200,0046,8521,67 Общее количество страхов 4260,02142,9630,25 Результаты сравнительного анализа в подгруппах по классам

18 ПоказателиU – критерий Уровень значимости Ранг Высокий уровень Низкий уровень Общая тревожность в школе 369,5000,0049,8030,90 Переживание социального стресса 412,0000,00148,5231,86 Фрустрация потребности в достижения успеха 406,0000,00148,7031,73 Страх не соответствовать оценке окружающих 503,5000,01833,9445,74 Низкая физиологическая сопротивляемость 347,5000,0030,4050,47 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 502,0000,01822,8560,53 Результаты сравнительного анализа в подгруппах по уровню переживаемых страхов

19 Р ЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА

20 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРИК» Цель программы – предупреждение возникновения страхов и снижение тревожности у детей младшего школьного возраста по средствам арт-терапевтических методов.

21 ЗАДАЧИ снятие психоэмоционального напряжения, скованности, мышечного зажима у детей; предупреждение развития и снижение мистических, школьных, социально- опосредованных страхов; снижение тревожности; формирование положительного отношения к себе, своим чувствам.

22 П РОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ 3 ИНТЕГРИРОВАННЫХ БЛОКА : Групповые занятия с детьми. Индивидуальная и групповая работа с родителями. Совместная групповая работа детей и родителей.

23 П РОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 4 ЭТАПА : Диагностический. Информационный. Практический. Контрольный.

24 Месяц Количество занятий (ч.) Домашняя работа (ч.) Октябрь 84 Ноябрь 84 Декабрь 84 Январь 48 Февраль 84 Март Общее количество – 72 часа Календарное планирование

Влияние фактора тревожности на обучение детей младшего школьного возраста

Курсовая работа посвящена проблеме влияния фактора тревожности на обучение детей младшего школьного возраста. В выборе темы мы прежде всего руководствовались проблемами, существующими на современном этапе развития педагогической психологии, а также возможностью практического применения результатов работы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова ( теоретическое обоснование особенностей младшего школьного возраста), А. Если вам понадобилось заказать контрольную в Казани , зайдите на сайт Work5.. М. Прихожан, В. С. Мерлина, Л. И. Божович ( подходы к определению понития тревожности, классификация видов, причин), Микляевой А.В, Румянцевой П.В, И.В. Дубровиной ( Определение причин школьной тревожности, причин школьной неуспеваемости, способов коррекции) и других авторов. Развитие государства невозможно без увеличения интеллектуального потенциала граждан, развития творческих, нравственных способностей, социальной инициативы. Эти способности формируются в период обучения в школе, именно поэтому сейчас одним из главных направлений работы школы становится создание условий для формирования и развития личности и способностей учащихся. В настоящее время не теряет своей актуальности проблема степени воздействия различных факторов, оказывающих влияние на успешность в учебной деятельности. Школа в щироком смысле является одним из таких неблагоприятных факторов, так как оказывает отрицательное воздействие на психическое здоровье ребенка, а в младшем школьном возрасте оно еще усугубляется сложностями периода адаптации детей в этой новой для них ситуации развития. Изучение различных причин, влияющих на учебную деятельность детей, имеет практическую значимость, потому что помогает в непосредственной работе психолога в сфере школьного образования. Одной из таких причин является тревожность. Несмотря на то, что тревожность имеет природную ( биологическую) основу, развивается она в процессе развития, под влиянием социальных и личностных причин. В младшем школьном возрасте главной причиной её возникновения считается нарушение внутрисемейных отношений, но все же роль учебной деятельности, как ведущей на этом этапе развития, не следует преуменьшать. Тревожность является одним из «симптомов» нарушения личностного развития и оказывает отрицательное влияние на него. Актуальность темы заключается в том, что одним из главных показателей нарушения адаптации к школе, снижения уровня успеваемости в учебной деятельности, является школьная тревожность. Тревожность является неблагоприятным фактором в младшем школьном возрасте, она оказывает влияние на формирование личностных качеств школьника, на процесс взаимодействия с окружающими людьми, на успеваемость. Поэтому необходимо проводить исследования в этой области, разрабатывать методы коррекционной работы. Объект исследования – учебная деятельность детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – тревожность как доминирующий фактор, влияющий на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что высокий уровень тревожности оказывает негативное влияние на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста. Целью работы является исследование тревожности как фактора влияния на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста. Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы решались следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы влияния тревожности на успеваемость младших школьников. 2. Подобрать методики, адекватные цели исследования. 3. Провести диагностическое исследование по выбранным методикам. 4. Проанализировать полученный результат, сделать выводы. 5. Разработать методические рекомендации по повышению успеваемости обучения учащихся начальной школы. Методы и методики исследования: Проективная диагностика школьной тревожности А. М. Прихожан (Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика), детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) ( Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.Кн.1). База исследования (испытуемые): В исследовании приняли участие 20 учащихся ( 10 мальчиков и 10 девочек), в возрасте 9-10 лет ( 3 классы). Выборка формировалась только из учащихся, имеющих низкий уровень успеваемости. Теоретическая значимость заключается в рассмотрении различных концептуальных подходов к проблеме школьной тревожности. Практическая значимость заключается в практических рекомендациях для проведения психокоррекционной работы с тревожными школьниками, а также в использовании данной работы в качестве основы для написания дипломного проекта в перспективе.

Читайте так же:
Что делать если у родственника деменция

Целью курсовой работы было исследование тревожности как фактора влияния на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста. В процессе работы над курсовой, были проанализированы теоретические подходы к рассмотрению проблемы влияния тревожности на успеваемость младших школьников. Это позволило сделать выводы о том, что успеваемость младших школьников напрямую зависит от уровня их тревожности. Понятие «школьная тревожность» можно определить как проявление беспокойства, волнения в процессе учебной деятельности, ожидании неблагоприятной оценки, плохого отношения к себе. Ребенок постоянно сомневается в себе, в правильности своих решений. Одна из основных причин развития тревожности – смена социальных отношений, изменением привычных условий жизни, то есть с приходом ребенка в школу. Если учебная деятельность хорошо организована, и не включает опору на чувство страха, тревожность не развивается. Но в большинстве случаев к семейным проблемам в жизни ребенка прибавляются новые, внутришкольные. Идеально для ребенка – гармоничное взаимоотношение семьи и школы, дополнение ими друг друга. Также режим школьной жизни способствует переутомлению, что в свою очередь, приводит к развитию тревожности. Немаловажным фактором является отношение учителя к ребенку, оценочная система. Школьная тревожность может стать причиной возникновения детских неврозов, боязни школы. На следующем этапе работы были подобраны методики, адекватные цели исследования. Для проведения исследования были подобраны следующие методики: Проективная диагностика школьной тревожности ( А. М. Прихожан), Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS). По выбранным методикам было проведено эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста ( 9-10 лет) в выборке, состоящей из 20 неуспевающих школьников. Проанализировав полученный результат, сделаны следующие выводы: 1) Общий процент тревожности составил 60% 2) После обработки результатов по второй методике, полностью подтвердились результаты, полученные по первой методике ( за исключением 1 случая, что можно рассматривать как ситуативный фактор), что говорит о высоком проценте объективности полученных данных. 3) При обработке результатов выявилось наиболее частое приписывание неблагополучных выборов в ситуациях, связанных со школой ( картинки, где ребенок стоит у доски, дети сидят за партой, идут в школу). 4) Частыми факторами тревожности наблюдались страх оценки, проверки знаний, страх в отношении с учителем, взрослыми, общая тревожность к школе (комментарии детей «боится отвечать», «Сейчас учительница его накажет, наругает», «девочка боится, что ее сейчас спросят» и т. д). Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что существует связь между наличием фактора тревожности у детей младшего школьного возраста и их успеваемостью. Так как 60 % детей, принявших участие в исследовании, являются тревожными, что составляет большинство в выборке, состоящей из неуспевающих школьников. Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. В современной школе количество тревожных детей увеличилось, и эта тенденция продолжает расти. Тревожность является одним из «симптомов» нарушения личностного развития и оказывает отрицательное влияние на него. Поэтому проблема выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и ее своевременной коррекции является весьма актуальной в условиях современного образования . Так как в младшем школьном возрасте формируются существенные значимые психические новообразования, психологическая помощь в коррекции неблагоприятных факторов, таких как тревожность, очень важна для развития «психологически здоровой» личности. Поэтому нами разработаны методические рекомендации по повышению успеваемости обучения учащихся начальной школы. ( Приложение 4) Таким образом, решение поставленных перед нами задач и подтверждение гипотезы позволяет говорить о достижении цели курсовой работы.

Читайте так же:
Лечение деменции у пожилых людей отзывы

1. Введение в психологию. Под общей ред. А. В. Петровского – М.: «Академия», 1996 2. Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 1983, 1984. 3. Гааз Ф.И. Педагогическая психология.- М., 2003.- 240 c 4. Давыдов В. В. Психологические проблемы обучения младших школьников. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1979 5. Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000 6. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 336 с. 7. Зимняя И.А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: «Логос», 2000 8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972 9. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей. Психологическая наука и образование. – 1988, № 2. 10. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004. 11. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: 1997. 12. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство, 1996 — 374 с. 13. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999, 287 с. 14. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. 15. Общая психодиагностика . Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987. 16. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под. ред. Райгородского, Самара, 1998. 17. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности . «Психологическая наука и образование». – 1998, № 2. 18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. 19. Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: 1990. – 178 с. 20. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., И доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – кн.1 21. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы. Проблемы современного образования, 2010, № 2 22. Шаповаленко И. В. Возрастная психология ( Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с. 23. Эльконин Д.В. Вопросы психологии обучения и воспитания. Под ред. Г. С. Костюка и П. Ф. Чаматы. Киев, 1961

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector