Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности. Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [3].

По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях” [2].

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.

Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Для любого ребенка поступление в школу – событие чрезвычайно значимое.

Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. У ребенка проявляется тревожность.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений [1].

Возрастно-специфические причины школьной тревожности младших школьников представлены в виде таблицы [1].

Возрастные задачи развития

Типичные причины школьной тревожности

Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических про­цессов.

Изменяющаяся: предполагает осво­ение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик — учитель, ученик — одноклассники, ученик — родители ученика).

Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями). Столкновение с системой школьных оценок.

Развитие познавательной сферы, выработка и за­крепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности.

Стабильная (как правило): ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимо­действует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками).

Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам.

Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе [3].

— Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

— Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

— На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

— При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

Тревожных детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критериями определения тревожности у детей младшего школьного возраста является:

трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;

мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Основные рекомендации родителям:

Ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.

Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка.

Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями.

Полезно снизить количество замечаний.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

Читайте так же:
Энурез у детей на фоне стресса

Избегайте состязаний и каких-либо работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте ребенка с окружающими.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми младшего школьного возраста:

1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех. При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка.

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый». Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

6. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.

У детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий и коррекционной работы.

1. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева – Санкт — Петербург: Речь, 2008. – 248 с.

2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – Москва: Юрайт, 2014. – 640 с.

3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 304 с.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Умхажиева, Х. Т. Тревожность младших школьников в учебном процессе / Х. Т. Умхажиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65732/ (дата обращения: 25.10.2021).

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школьников; рассмотрены особенности тревожности как психологического явления.

Ключевые слова: тревога, страх, тревожность, школьники, стресс, психическое здоровье, учебный процесс.

Теоретические аспекты личностной тревожности рассматриваются в психологической литературе, прежде всего, с точки зрения представления ее как переживание определенной эмоциональной модальности, связанного с мотивами поведения и деятельности. У истоков анализа этого явления стоят такие исследователи, как Дж. Браун, А. Валлон, П. Жане, У. Кеннон, К. Левин, Х. Лиделла, В. М. Мясищева, Н. Миллер, Ж. Пиаже, И. П. Павлов, Г. Селье, Д. Хебб, П. Фресс, Р. Шульц, П. Янг, П. М. Якобсон.

Психоаналитики рассматривают тревожность как явление, возникающее уже в ходе самого процесса рождения и получает дальнейшее развитие под влиянием внешних факторов (Ф. Гринейкр, М. Клейн, К. Майер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, А. Фрейд, О. Фенихель, Н. Фоудор, Э. Фромм, К. Юнг).

В ряде работ раскрываются особенности тревожности у школьников разных возрастных групп (Г. С. Абрамова, Ю. Приходько, Г. Г. Аракелов, И. В. Дубровина, Н. Е. Лисенко, Р. В. Овчарова, Н. Б. Пасинкова, А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, В. Юрченко, Е. К. Шотт).

Ю. Приходько и В. Юрченко считают, что тревожность — это склонность человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низкого порога ее возникновения. При этом тревожность может быть личностным образованием, свойством темперамента (так называемая личностная тревожность), а может быть ситуативной, то есть связанной с конкретными обстоятельствами [2, с. 190].

С. Ставицкая отмечает, что тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности, связанной с ожиданием неудач именно в социальном взаимодействии и неблагоприятного развития событий. Тревога может носить как конструктивный (мобилизующая ситуативная тревожность), так и деструктивный (дезорганизующие личностная тревожность) характер [6].

Проведенный анализ литературы показал отсутствие обобщенных исследований сущности, природы, причины и факторов возникновения личностной тревожности у детей младшего школьного возраста.

Начальное образование — это фундамент всего последующего обучения и получения профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в этом возрасте формируются базовые основы личности человека. В это время у ребенка выстраивается эмоциональное отношение к собственной ведущей деятельности, которое отражается в желании соответствовать требованиям учителя и родителей по образу «хорошего ученика». Все это вызывает у ребенка младшего школьного возраста новые переживания, которые, соединяясь с неудачами, могут приобретать негативную окраску, порождая тревогу. Изучение тревожности в контексте учебной деятельности является достаточно актуальным на сегодняшний день вопросом. Это обусловлено как теоретическими, так и практическими запросами.

Также анализ литературных источников показал необходимость выделения тревоги как состояния, и, как более или менее устойчивой черты характера, свойства личности (личностная тревожность); взаимосвязь и различия между страхом, тревожностью и невротическими реакциями; неудовлетворенность основных потребностей ребенка приводит к затяжным фрустраций и конфликтов, которые и становятся основным источником личностной тревожности.

Содержательная сторона личностной тревожности является чертой эмоционального склада личности, обладающей условно-рефлекторной природой. Скорость ее возникновения, закрепления и развития частично определяется индивидуальными и возрастными особенностями ребенка, а также зависит от социальных условий, в которых живет и развивается ребенок, и направленных на нее стихийных и специально организованных (учебно-воспитательных) воздействий.

Читайте так же:
Обучение по уходу за больными деменцией

Личностная тревожность — это интегративное свойство, определяющее склонность индивида к субъективному переживанию таких эмоциональных состояний, как страх, волнение, напряжение.

Она выражается в чувстве неуверенности в себе, беззащитности, беспомощности, бессилия перед реальными объективными или мнимыми (субъективными) внешними или внутренними факторами, содержащими опасность и угрозу самооценке, уровню притязаний, удовлетворению основных потребностей и так далее (или воспринимаются как таковые).

Анализируя сущность понятия «тревожность», ученые делают акценты на разных ее аспектах. Так, С. Л. Рубинштейн определял тревожность как эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неконтролируемого развития событий [5].

По научным взглядам В. К. Вилюнас, тревожность является склонностью человека к торможению [1].

Г. М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие опасности, проявление недовольства [3].

Тревожность связана с ожиданием социальных и индивидуальных последствий успеха или неудачи. Для младших школьников это, прежде всего, успехи и неудачи в их ведущей деятельности — учении, которая включает межличностные отношения с учителем, одноклассниками, родителями, а также их собственные переживания по поводу уровня притязаний, самооценки, удовлетворенности основных потребностей, какие именно в этом возрасте тесно связаны и преимущественно определяются успешностью взаимодействия с вышеперечисленными субъект — объектными межличностными отношениями и успешностью выполнения деятельности.

В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «качественной» школы, «перспективного» учителя. Такая эмоциональная возбудимость родителей непременно передается детям. И появление тревоги у младших школьников на начальном этапе обучения может быть определенной формой их ответственности перед родителями за проявленную заботу.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную [4].

Часто причинами повышенной тревожности детей оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали «вундеркиндом», воспринимаются родителями как неудачу. Реальные достижения не замечают или не оцениваются достаточно высоко. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность.

Тревожность, как эмоциональное напряжение, создает чувство страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы во взаимоотношениях с учителем и тому подобное.

Страх, как известно, блокирует память, и в состоянии эмоционального напряжения ученик не может быть адекватным. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непроизводительного расхода учебного времени, и как следствие, общая успешность обучения, уровень достижений ребенка значительно снижается.

Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится «разорвать этот круг», это ведет к тому, что неуспеваемость становится «хронической». Поэтому важно знать психологическое состояние ребенка, наличие высокой тревожности, поскольку она может быть именно тем негативным фактором, который снижает учебную успеваемость ребенка.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что тревога — это негативно окрашенная эмоция ожидания негативных событий, своеобразный функциональный фон. Тревога как предчувствие опасности является неопределенной и непонятной, может проявляться как беспокойство, как ожидание события любого характера, в котором личность не способна спрогнозировать возможные угрозы и неприятные последствия. Если тревожность будет устойчивой и длительной, то она переходит в качество личности. В таком контексте тревожность определяется как чувствительность к опасности, склонность реагировать эмоцией тревоги.

Тревожная личность проявляет такие выраженные свойства, как мания к порядку, стремление все регламентировать, создает для себя правила и запреты. Таким лицам свойственна особая строгость в суждениях, бережливость и скованность.

Тревожность, имея естественной основой свойства нервной системы, формируется в результате действия социальных и личностных факторов. Поэтому выделяют стойку частичную тревожность в какой-либо сфере (учебной, экзаменационной, межличностной и так далее) и общую, свободно меняющую восприятие человеком объектов в зависимости от изменения их значимости для него [2, с. 190].

В младшем школьном возрасте у девочек и мальчиков наблюдается значительный рост уровня тревожности именно в 1 классе, причем у мальчиков уровень тревожности выше уровеня тревожности девочек, что ученые объясняют большей степенью ответственности последних [1].

Таким образом, анализ писхолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе акцент в исследованиях тревожности делается преимущественно на анализ ее как свойства личности, возникающей и развивающейся в нестабильных условиях современности. В ряде работ предлагается система упражнений для ее преодоления. Вместе с тем практически отсутствуют работы, где были бы четко определены психолого-педагогические условия предупреждения, возникновения и преодоления личностной тревожности и, в частности, в начальный период обучения.

Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста

Среди наиболее актуальных проблем, исследующих практическую деятельность человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином «anxiety», что переводится на русский язык как «беспокойство», «тревога».

Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги, как проблему собственно психологическую – и в научном, и в клиническом плане был З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности.

Тревожность – одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки.

В настоящее время изучению тревоги посвящено большое количество работ (Долгова В.И., Капитанец Е.Г. [1]; Прихожан А.М. [2]; Микляева А.В., Румянцева П.В. [3]). Для достаточно полного их анализа необходимо уточнить некоторые теоретические и методологические положения. Прежде всего – важно чёткое концептуальное различение понятий тревоги, как состояния, и тревожности, как черты личности. Чаще всего термин «тревога» используется для описания негативного психического состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Это состояние возникает, когда индивид воспринимает определённые раздражители или ситуацию как несущую в себе непосредственно или потенциально элементы угрозы, опасности, вреда (Прихожан А.М. [4]).

Читайте так же:
Как убрать страх тревожность из себя

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется в различных значениях. Сложность достижения согласия в определении данного понятия видится в том, что исследователи тревоги часто используют в своих работах различную терминологию. Основной причиной неоднозначности и неопределённости в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но всё же различных понятий. Упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности.

Некоторые авторы описывают немотивированную тревожность, характеризующуюся беспричинными ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат, немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства.

Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает черту личности. Постоянное переживание тревоги фиксируется и становится свойством личности – тревожностью.

Тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение ребенка. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Тревожность как черта личности означает поведенческую диспозицию, которая предполагает готовность индивида к восприятию круга явлений и объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу. Вообще тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и оказывает на него отрицательное влияние (Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. [5]).

Исследователи данной проблемы ставят вопрос и о времени становления тревожности. Ряд авторов считает, что тревожность зарождается уже в раннем детском возрасте. до года, когда беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. Тревоги и страхи взрослых окружающих ребёнка, травмирующий жизненный опыт, отражаются на ребёнке. Тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивую черту характера, но происходит это не ранее старшего дошкольного возраста. А к 7 годам можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не то, или не так.

А.В. Микляева, П.В. Румянцева называют подростковый возраст временем становления тревожности, как устойчивого личностного образования.

Дошкольное детство – один из важнейших этапов психического развития ребёнка – возраст первоначального складывания личности. Нарушение механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всём дальнейшем ходе его развития. В первую очередь на следующем этапе жизни ребёнка – в младшем школьном возрасте. Достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности, что во многом является определяющим для последующих лет обучения.

Таким образом, тревожность младших школьников начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте. А к подростковому возрасту тревожность может уже являться сложившейся личностной особенностью (Мартьянова Г.Ю. [6]).

Начало систематического обучения в школе, то есть младший школьный возраст, является одним из периодов, на которые приходится значительное увеличение числа тревожных детей (Костина Л.М. [7, с. 139]).

Школа в систематическом виде приобщает ребенка к знаниям, формирует трудолюбие. Главная опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. Ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность. В данный момент при появлении у ребенка чувства несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для него (Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. [8]).

В конце 80-х начале 90-х годов XX века исследователи проблемы тревожности школьников, отмечали, что учащихся проявляющих устойчивую школьную тревожность менее 50% (Сорокина В.В. [9, с. 43]). В конце первого десятилетия XXI века выявлено, что уже более 50% учащихся младших классов имеют повышенный и высокий уровень школьной тревожности (Мекешкин Е.А. [10]).

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, являются родительские отношения. В ряде работ на первое место в определении причин тревожности у детей авторы ставят неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребёнка с родителями, особенно с матерью.

Неприятие матерью своего ребёнка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворить потребность в любви, ласке и защите. Воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одёргивание) так же имеет высокую вероятность возникновения тревожности у ребёнка.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребёнок не в силах справится или справляется с трудом, так же является одной из причин тревожности.

Нередко родители культивируют «правильное» поведение – строгую систему норм и правил, отступление от которой влечёт за собой наказание. В данном случае тревожность ребёнка порождается страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

Жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.

Читайте так же:
Эффективные лекарства от заикания для детей

Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна в работе с детьми любого возрастного периода и, особенно с учащимися младшего школьного возраста, эмоциональная сфера которых наиболее восприимчива и уязвима. Это связано с необходимостью адаптации ребенка к изменениям социально – общественных условий жизнедеятельности.

К сожалению, несмотря на отмеченное нами большое количество работ по рассматриваемой проблеме, исследованию тревожности в младшем школьном возрасте уделяется недостаточно внимания.

Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности детей, отмечая увеличение числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной нестабильностью, то проблема детской тревожности, на современном этапе, является особо актуальной.

Исследование было проведено в 4 «В» классе МБОУ ООШ №110 города Челябинска. В классе 12 человек.

В ходе проведения методики «Тест школьной тревожности Филлипса» были получены результаты, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты по методике «Тест школьной тревожности Филлипса»

Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, преобладающая часть испытуемых экспериментальной группы обладает высоким 17 % – 2 человека и в три раза больше повышенным уровнем тревожности – 6 человек.

В ходе проведения методики «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич было выявлено, что для 50 % испытуемых экспериментальной группы характерно расположение большого рисунка в центре, с большими глазами, 30% рисунков имеют маленький размер. У 60 % рисунков испытуемых экспериментальной группы большое количество углов, в том числе прямых символов агрессии – когтей, зубов. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). В комплексе с другими чертами это говорит о защите от окружающих, агрессивной либо со страхом и тревогой. Данные характеристики рисунка говорят о наличии тревожности у испытуемых.

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной группе большинство испытуемых обладают повышенным уровнем тревожности и лишь 33 % – низким уровнем тревожности.

Результаты эмпирического исследования тревожности младших школьников указывают на высокую потребность проведения коррекционной работы с детьми и с родителями по предупреждению развития тревожности школьников (Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. [11]).

Выводы: тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревожность проявляется в психологической, психофизиологической сфере. Причины тревожности могут находиться на психологическом и психофизиологическом уровне.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117 с.
  2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.
  5. Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с 1.
  6. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте – М.: Классикс Стиль, 2007. – 160 с.
  7. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 133 — 140
  8. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  9. Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.40 — 48.
  10. Мекешкин Е.А. Особенности адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов с различным уровнем школьной тревожности: Дис. канд. биол. наук. – Челябинск. – 2010. – 132 c.
  11. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.

Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117 с.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.

Микляева А.В., Румянцева П.В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.

Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с 1.

Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте – М.: Классикс Стиль, 2007. – 160 с.

Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 133 — 140

Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.

Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.40 — 48.

Мекешкин Е.А. Особенности адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов с различным уровнем школьной тревожности: Дис. канд. биол. наук. – Челябинск. – 2010. – 132 c.

Читайте так же:
Психолого педагогические условия коррекции тревожности

Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.

Педагогическая деятельность по профилактике школьной тревожности у младших школьников.

Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством, как с физических, так и с юридических лиц на основе специализированного законодательства. Все налоги можно поделить на 2 большие группы: прямые, косвенные. По причине того, что в РФ государство имеет структуру определенной федеральной системы, то госбюджет страны, по сути, состоит из некоторой совокупности бюджетов различных уровней, а именно: из федеральных и региональных, а также местных бюджетов. Хотелось бы отметить, что с юридической точки зрения, определенный принцип справедливости реализуется именно в установлении для налоговых органов, налогоплательщиков равных прав, а также равных возможностей при защите своих интересов. Не торопитесь заказать доклад в Воронеже , доверьтесь проверенным источникам.. Сегодня существенная часть всех государственных расходов представляет собой именно перераспределение дохода. Другой путь борьбы с неравенством предполагает изменения в налоговой системе и, в частности, системе прогрессивного подоходного налога. В этом отношении есть существенная разница в применяемых нормах разных стран, диапазон процентных ставок в разных странах отличается. Хотелось бы отметить, что налоги, а также определенные государственные расходы – это ключевые инструменты современной фискальной политики. Вообще фискальная или же бюджетно-налоговая политика является определенной система постоянного регулирования экономики страны с помощью различных изменений налогов и государственных расходов. Налоговая политика определяется как некоторая система мероприятий, которые проводятся государством именно в области налогов, то есть это определенная составная часть всей фискальной политики. По своему содержанию фискальную политику можно подразделить на 2 определенных вида, а это: автоматическая; дискреционная. Основным в реализации любой налоговой политики, в не зависимости от ее вида, являются определенные показатели развития экономики. Даже несмотря на совершенно различные внешние формы проявления, современная налоговая политика государств реально выполняет одинаковые ключевые задачи: обеспечить страну определенными финансовыми ресурсами; создать некоторые условия для регулирования хозяйства государства в целом; сгладить все возникающие в процессе современных рыночных отношений неравенства в уровне доходов населения. Ключевым средством реализации всей налоговой политики можно назвать налоговый механизм. Определенная взаимосвязь налоговой политики, а также налогового механизма с теорией налогов, воспроизводственным процессом представляется так: научная теория налогов – функции налогов – налоговая политика – налоговый механизм – роль налогов в расширенном воспроизводстве. Нормативно-правовыми актами, которые определяют ключевые направления современной налоговой политики, являются Конституция РФ, специальное налоговое законодательство, общее налоговое законодательство, определенные подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам, которые связаны с налогообложением и сборам, решения Конституционного Суда РФ, определенные нормы международного права.

Исследование позволило многопланово взглянуть на проблему не только квалификации понятия, но и на методологию вопроса выявления и профилактики тревожности у младших школьников. тревожность порождается межличностными отношениями, во-вторых, потребность в избежании или устранении тревожности, по сути, равна потребности в межличностной надежности безопасности. Тревожность идет рядом с человеком там, где он вступает в контакт с другими людьми. Она является основным источником психической энергии. Именно школьный возраст является критическим для развития личности ребенка, поскольку момент поступления в школу является периодом, когда тревожность впервые оформляется как личностная характеристика. В процессе формирования личности (в периоды кризиса) на протяжении всего периода обучения в младшей школе можно наблюдать динамику тревоги, связанной с ситуациями самовыражения. В настоящее время используется целый ряд методик психологической диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста Данные методы охватывают и самоотчеты о состоянии страха и тревоги, и способы непосредственного наблюдения за поведением детей, и опросники, и проективные методики. В работе проанализированы основные из них: метод наблюдения за учебной и игровой деятельностью учащихся, определения тревожности учеников младших классов по тесту Филлипса; шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптация Ю.А.Ханина; диагностика школьной тревожности А.М. Прихожан. С целью профилактики тревожности младших школьников педагогу при работе ребенком необходимо: 6) осуществлять деятельность по изучению личности ребенка, проанализировать влияние семейной атмосферы на него; 7) формировать позитивные взаимоотношения между ребенком и родителями; 8) оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья; 9) устранить отрицательные эмоции; 10) помочь ребенку повысить уверенность в собственных силах. Рассмотрены развивающие программы, направленные на повышение уровня адаптированности и снятия тревожности учащихся младшей школы, в которых по результатам диагностических исследований (методика Филипса и др.) высокий уровень тревожности. Занятия с учениками могут быть построены в тренинговой форме. Каждое занятие сопровождается релаксационными разминками, которые имеют характер аутогенных тренировок. Нами разработан пример тренингового занятия по овладению навыками релаксации, целью которого стало установление доверия и взаимопонимания между членами группы; снятие эмоциональной напряженности и скованности у школьника путем расслабления; развитие способности к релаксации. Таким образом, решение проблемы выявления четких детерминант появления тревожности, объективная оценка последствий наличия в эмоциональной жизни ребенка чрезмерной тревоги и страха, создания наиболее оптимальной базы тех социальных институтов, которые сопровождают человека на пути его социализации, разработка действенных коррекционных программ устранения особенно детской тревожности – значительно поможет в таких социальных аспектах как учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования, семейное воспитание, социализация личности, индивидуальное развитие и саморазвитие.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector