Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Положение о родительском собрании

Положение о родительском собрании

1.1. Настоящее положение разработано для МБОУ «СОШ № 63» (далее школа) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом РФ, Уставом школы.

1.2.Данное Положение является локальным актом, регламентирующим отношения образовательного учреждения с родителями (законными представителями), являющимися участниками образовательного процесса в школе.

1.3.Положение о родительском собрании определяет его назначение, функции в системе учебно-воспитательной работы, а также этапы деятельности педагога по его подготовке.

1.4.Родительское собрание–коллегиальный орган школы, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и школы

1.5.В состав родительского собрания входят все родители (законные представители) обучающихся школы.

1.6.Решения родительского собрания рассматриваются на Педагогическом совете, Попечительском совете

1.7.Изменения и дополнения в настоящее положение могут быть представлены родителями на классном родительском собрании и доведены до сведения администрации школы с целью рассмотрения и принятия соответствующего решения.

1.8.Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.

II Цели и задачи проведения родительских собраний.

Основной целью родительского собрания является обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи;

совместная работа родительской общественности и школы по реализации государственной, городской, внутришкольной политики в области обучения и воспитания школьников на всех ступенях обучения для создания максимально благоприятных условий их жизнедеятельности, здоровьесбережения и личностного роста;

привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

Задачи проведения родительских собраний:

2.1.Выборы родительского комитета класса как полномочного представителя классной родительской общественности в том числе для участия в работе Попечительского совета школы.

2.2Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования школы.

2.3.Рассмотрение и обсуждение основных направлений развития школы.

2.4.Обсуждение и утверждение дополнительных платных услуг в школе.

2.5.Получение информации, необходимой для работы с детьми (родительский всеобуч).

2.6.Знакомство с аналитическими материалами. Консультирование родителей по вопросам учебы, воспитания, психического развития детей.

Принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни.

2.7. Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями.

IIIФункции родительского собрания.

3.1 Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно-воспитательного процесса. Она реализуется в рамках монологической подачи информации (возможно с представлением некоторых материалов в виде презентаций) или в форме ответов на значимые для участников вопросы.

3.2. Просветительская функция

состоит в вооружении родителей актуальной для них

информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.

3.3. Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях.

Реализация данной функции предполагает: на первом этапе –просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе –тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.

3.4. Консультационная функция реализуется как методическое и психолого-педагогическое консультирование.

3.5.Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации,здоровьем детей.

3.6. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.

IV. Виды и формы родительских собраний.

4.1. Существуют следующие виды родительских собраний: -организационные; тематические; итоговые; Проводиться они могут в форме диспутов,консультаций, тренингов, cобеседований, ролевых игр и т.д. Как правило, избирается комбинированная форма проведения.

4.2.Родительский всеобуч (методическую часть собрания) классный руководитель планирует в соответствии с запросами родителей, с возрастными особенностям и детей, с направлением работы школы, условиями и требованиями социума.

Задачи родительского всеобуча:

-Ознакомление родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний.

-Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.

-Предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.

V. Организация и проведение родительских собраний

Читайте так же:
До скольки лет бывает энурез

5.1. Общешкольное родительское собрание проводится один раз в полугодие или один раз в год по плану работы школы.

5.2. Классные родительские собрания проводятся 1 раз в четверть, однако могут быть проведены дополнительно, если имеется экстренная необходимость.

В таком случае администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 5 дней до проведения собрания.

5.3.Дата проведения классных родительских собраний включена в план ВР школы, тематика (в зависимости от возраста обучающихся) планируется ЗДВР и предлагается для освещения на собрании. Однако, классный руководитель имеет право переформулировать тематическую часть собрания, если родители учащихся класса имеют иные интересы, проблемы и приоритеты.

5.4.Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

5.5.Главным методом проведения собрания является диалог.

5.6.По приглашению классного руководителя на родительском собрании могут быть заслушены и обсуждены выступления , медицинского работника, специалистов в области педагогики, педагогов ДО, представителей правоохранных ведомств и т.д.

5.7.Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания.

5.8. Классный руководитель информирует заместителя директора по ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями, на следующий день после проведения собрания.

VI.Права родительского собрания.

Родительское собрание имеет право:

6.1. Обратить внимание родителей на неукоснительное выполнение решений собрания;

-родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности;

-на выполнение Устава школы;

6.2.Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решения в форме предложений и обращений к администрации и Попечительскому совету школы;

6.3. Приглашать на собрания специалистов:

-работников правоохранительных органов;

-представителей администрации школы;

-представителей общественных организаций и др.

-решать вопросы оказания помощи классным руководителям,воспитателям в работе с неблагополучными семьями.

-участвовать в планировании воспитательных мероприятий в классе,

-принимать решение о материальном обеспечении учебно-воспитательного процесса в классе, а также об оказании благотворительной помощи, направленной на развитие школы.

6.4. Каждый член родительского собрания имеет право:

-требовать обсуждения родительским собранием любого вопроса, входящего в его компетенцию, если это предложение поддержит не менее одной трети членов собрания;

-при несогласии с каким-либо решением родительского собрания высказать свое мотивированное мнение, которое должно быть занесено в протокол.

VII.Организаторы родительских собраний:

7.1. Классные родительские собрания организует классный руководитель.

7.2. Общешкольные родительские собрания организует администрация школы.

VIII. Документация

8.1. Общешкольные родительские собрания протоколируются, протоколы сдаются в кабинет директора.

8.2. Протоколы классных родительских собраний сдаются ЗДВР.

8.3.Протоколы родительского собрания класса оформляет секретарь и подписывает председатель собрания.

8.4. Председатель и секретарь родительского собрания избираются на собрании в начале учебного года и выполняют свои функции в течение всего учебного года.

8.5. Решения родительского собрания правомочны, если они были приняты открытым голосованием, и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих; они были занесены в протокол собрания, на котором присутствовало не менее половины всех родителей (законных представителей) обучающихся.

IX. Ответственность родительского собрания.

9.1. Родительское собрание несет ответственность за соответствие принимаемых решений законодательству РФ, нормативно-правовым актам.

X. Взаимосвязи родительского собрания с органами самоуправления школы.

10.1. Родительское собрание в лице его полномочных представителей – родительского комитета класса взаимодействует с с Попечительским советом школы.

Тема: Школьная тревожность. Повышенная тревожность- что это такое?

Оценить 559 0

«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять .»

Тема: Школьная тревожность . Повышенная тревожность- что это такое?

1.Познакомить родителей с понятием «тревожность», научить практическим приёмам коррекции тревожности у детей.

2.Помочь в выработки правильного семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.

3.Диагностика уровня тревожности у детей класса.

Форма проведения: тренинг, презентация.

1.Вступительное слово классного руководителя.

2.Дигностика уровня тревожности детей .(анализ-презентация)

4.Презентация «Школьная тревожность»

6.Подведение итогов. Принятие решения родительского собрания.

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

Собрание посвящено проблеме ,наличие которой, может быть родители даже не подозревают у своего ребёнка. Тревожность ,психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях , в то числе и в тех ,которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты , а не только у доски или в общении с незнакомыми людьми.

Читайте так же:
Сосудистая деменция дифференциальный диагноз с болезнью альцгеймера

2.Диагностика уровня тревожности у детей.

Выявления уровня тревожности учащихся .

Обсудить результаты исследования с родителями.

Научить в совместной деятельности практическим приёмам коррекции тревожности у детей.

63% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности.

32% имеют несколько повышенную тревожность,

которая часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни.

5% имеют высокую тревожность. Группа риска.

Боязнь неудач в учебе

Страх перед предстоящими контрольными, зачетами, экзаменами.

Выступления на большую аудиторию

Недостаточное усвоение материала, т.к. сформировались эпизодические основные учебные знания, умения, навыки.

3.Экспресс-анкетирование родителей.

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Отметьте утверждения , с которыми вы согласны.

1.Не может работать долго, не уставая.

2.Ему трудно сосредоточиться на чём-то.

3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4.Во время выполнения заданий очень напряжён , скован.

5.Смущается чаще других.

6.Часто говорит о напряжённых ситуациях.

7.Как правило ,краснеет в незнакомой обстановке.

8.Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9.Руки у него обычно холодные и влажные.

10.У него нередко бывает расстройство стула.

11.Сильно потеет, когда волнуется.

12.Не обладает хорошим аппетитом.

13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14.Пуглив, многое вызывает у него страх.

15.Обычно беспокоен , легко расстраивается.

16.Часто не может сдержать слёзы.

17.Плохо переносит ожидание.

18.Не любит браться за новое дело.

19.Не уверен в себе, в своих силах.

20.Боится сталкиваться с трудностями.

Интерпретация результатов:(за каждый отмеченный пункт 1 балл)

От15 до 20- у ребёнка высокий уровень тревожности.

От 7 до 14-средний,менее 6 баллов-низкий.

4.Презентация «Школьная тревожность»

5.Родительский тренинг.

Необходимо ежедневно хвалить ребёнка даже за незначительные успехи.

-За что и как похвалить?

Нарисовать цветок, в центре фото ребёнок ,а на лепестках результаты, которыми он гордится.

Упр.3.-«Камушек в ботинке»

Дети становясь старше стесняются говорить о своих тревогах. Привлечь внимание такими словами : « Помнишь , как тебе попал камешек в ботинок, он тебе мешал, когда вытряхнули, оказалось он такой маленький. Когда мы чем- то взволнованы , у нас на душе тоже самое. Если мы сразу вытащим этот камушек, неудобство исчезнет, а если его оставить, то возникнут проблемы.

Поэтому всем людям полезно говорить о своих проблемах сразу. Давай договоримся, если кто скажет : У меня камушек в ботинке, мы сразу поймем и поговорим.

Когда ребенок научиться распознавать собственные эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решенной.

Цель – снять напряжение, успокоить ребенка.

Все играющие сидят в кругу. Представьте себе, что мы будем надувать шарик. Вдохните воздух , поднесите воображаемый шарик к губам, и раздувая щеки ,медленно ,через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами, как шарик становится больше и больше. А теперь покажем друг другу наши красивые шары.

Цель — расслабить мышцы рук, спины, груди.

Спектакль. Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

( Сначала туловище поворачивается вправо-влево , руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На 2 строчке — резко наклон вниз.)

Цель — учить уверенности в себе, доверие.

Встать одной большой гусеницей, руки на плечи, между животом и спиной другого-воздушный шар .И так пройти по маршруту.

6.Итоги собрания .Проект решения.

1)Рекомендация родителям: внимательно относится к проблеме детской тревожности.

Выступление школьного психолога на родительском собрании "Профилактика школьной тревожности".

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 1 классе. Целью выступления является знакомство родителей с таким видом тревожности как школьная, получение им практических рекомендаций как избежать школьную тревожность и что делать, если уже замечены первые признаки проявления тревожности. В комплект входит и разработанный для родителей буклет.

Целевая аудитория: для психолога

Автор: Колотева Е.Ю.
Место работы: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Михайловка" Волгоградской области
Добавил: лена8827

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Почтовая рассылка

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Читайте так же:
Игры и упражнения для снятия тревожности у младших школьников

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Новости образования

350 лет Петру I

День народного единства

Маркер СМИ

© 2007 — 2021 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены

Родительское собрание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тревога — переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе.

Тревога характеризуется ощущением внутреннего напряжения. Она связана с активацией вегетативной нервной системы и проявляется у человека в ситуации неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.

Подвергаются опасности представление о себе и положение в обществе. В данной ситуации резонно вспомнить (обратиться) "формулу ученического счастья". Ее выведение основывается на утверждении того, что любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя, принадлежащим к школьной жизни. Поэтому ученическое счастье может складываться из трех составляющих (психолог на доске записывает):

ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность)

строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (коммуникативная состоятельность)

вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности)

Ученики пытаются достичь "счастья" всеми способами. А если им этого не удается, у них может возникать тревога. При чем если количество тревожных ситуаций велико и постоянно состояние ситуативной тревоги может перейти/ трансформироваться в личностное качество тревожность.

Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. При повышенном уровне личностной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избегать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может приводить к торможению развития ребёнка . Если активность не снижется, то на базе повышенной тревожности развивается невроз или формируется психологическая защита «Я» , искажаются самовосприятие и самооценка. Тревожность может расти вследствие неуспехов в школе, неблагоприятной обстановки в семье, проблем в общении с одноклассниками и учителями, повышенной чувствительности и впечатлительности ребёнка.

Тревожные дети нуждаются в психологической поддержке, внимательном отношении, помощи. С ними недопустимы резкость, авторитарные методы общения

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:

физическое пространство школы;

человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы «ученик – учитель – администрация — родители»;

Актуальность темы заключается в том, что:

Во-первых, школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка (в начальной школе, основным показателем);

Во-вторых, школьная тревожность отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психического благополучия;

В-третьих, длительное нахождение в состоянии тревоги способствует закреплению соответствующих черт характера (акцентуации).

Повторимся, Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:

физическое пространство школы;

человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы «ученик – учитель – администрация — родители»;

Дизайн школьного помещения как компонент образовательной среды является наименьшим стрессогенным фактором, хотя отдельные исследования показывают, что причиной возникновения школьной тревожности в некоторых случаях могут стать те или иные школьные помещения (темный длинный коридор, раздевалка, туалет и др.)

Наиболее типично возникновение школьной тревожности под воздействием социально-психологических факторов или факторов образовательных программ:

Читайте так же:
Как принимать отвар укропа при энурезе

учебные нагрузки

Исследования психологов показывают, что после 6 недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва. Этому правилу, как показывает практика, не удовлетворяют по меньшей мере три учебных четверти из четырех.

Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.

неспособность учащегося справиться со школьной программой

Выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций (мышления, память, внимание, речь), состоянию здоровья ребенка, имеющимся знаниям-умениям-навыкам способствует увеличению тревожности. При этом чем сложнее программа (и соответственно выше требования к способностям ребенка), тем ярче дезорганизующее влияние тревожности.

неадекватные ожидания со стороны родителей

Чем более родители ориентированы на достижение ребёнком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность.

неблагоприятные отношения с педагогами

Наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов, где педагогический стиль учителя характеризуется одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Также формированию тревожности могут способствовать завышенные требования педагога, не соответствующие возрастным возможностям детей.

Однако стоит заметить, что бестактность педагога оказывается наиболее губительной для тех детей, которые уже имеют тревожность или находятся в состоянии «тре­вожной готовности», то есть чувствуют себя беспо­мощными, не имеющими защиты, возможностей сопро­тивления.

смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом

Тревожные школьники значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, от­вергающую. Основными переживаниями тревожных подростков и юношей, связанными с общением со свер­стниками, являются тревога и зависимость. Поэтому ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для таких детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность и, как следствие, снижающим эффективность их деятельности (как учебной, так и в плане общения, поведения).

Этап

обучения

Типичные причины школьной тревожности

Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых.

Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни.

Изменение режима дня и возрастание психофизиологических нагрузок.

Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями).

Столкновение с системой школьных оценок.

Хроническая или эпизодическая неуспешность.

Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам.

Динамика школьной тревожности

Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (от одного месяца до полугода)уровень тревожности у большинства детей нормализуется.

Ко второму-третьему классу тревожность в целом ниже, чем в первый год обучения. В то же время, личностное развитие приводит к тому, что расширяется спектр причин школьной тревожности:

школьные неприятности (двойки, замечания, наказания);

домашние неприятности (переживания родителей, наказания);

боязнь физического насилия (старшеклассники могут толкнуть, отобрать деньги);

неблагоприятные отношения со сверстниками (дразнят, смеются)

Проявление школьной тревожности в поведении учащихся

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.

Среди признаков школьной тревожности универсальных для любого возраста стоит отметить ухудшение соматического здоровья учащегося. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. У них возникают «беспричинные» головные боли и боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова «психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему на прием.

Читайте так же:
Деменция и псевдоагнозии при деменции

Нежелание ходить в школу возникает в контексте недостаточной учебной мотивации, но свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно.

Излишняя старательность при выполнении заданий может также являться косвенным свидетельством тревожности ребенка. Стремление сделать все «как надо» и «быть лучше всех» могут указывать на конфликтность самооценки такого ребенка.

С конфликтностью самооценки связан и следующий признак школьной тревожности — отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить, что обусловлено в первую очередь механизмом «замкнутого психологического круга». Расшифровать этот механизм можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. Таким образом, тревожные дети, избегая потенциально тревожные ситуации, пытаются вырваться из этого круга (тревога-неудача-упреки-усиление тревоги)

Раздражительность и агрессивные проявления ребенка также могут выступать симптомами школьной тревожности. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.

Рассеянность, или снижение концентрации внимания, только «физическое» присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.

Кроме возрастно-универсальных форм проявления школьной тревожности выделяют несколько вариантов, характерных только для учащихся определенных возрастов.

Так, школьная тревожность первоклассников может проявляться в страхе опоздать в школу, на урок, в опасениях по поводу своих школьных принадлежностей (страх потерять, сломать); часто школьные впечатления не оставляют первоклассника и во сне, проявляясь в виде ночных школьных кошмаров (ребенку снятся ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт).

В подростковом возрасте тревожность, становясь устойчивым личностным образованием, может опосредовать резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний.

С учащимися 3 класса было проведено анкетирование, использовалась методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь .Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны». Материал был обработан и проведена соответственная работа с учащимися и родителями. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех 1.Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

2.Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

3.Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

4.Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

5.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

6.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации,

снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

7.Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector