Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьный невроз

Школьный невроз

Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз. Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания. Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Школьный невроз

Причины школьного невроза

Проблемой психологического расстройства у детей, посещающих школу, занялись не только психологи, но и другие детские врачи. Они отмечают, что в настоящее время рождается ничтожно малое количество абсолютно здоровых детей, у многих уже во внутриутробном развитии наблюдалось то или иное отклонение в развитии нервной системы. По статистике, многие дети уже приходят в школу с неврозом, приобретенным в саду или дома. Специалисты условно подразделяют учеников младших классов на следующие группы:

  • В первую группу входят дети, у которых наблюдается сильное отклонение в развитии. Их поведение сильно отличается от сверстников: они ведут себя агрессивно по отношению к учителю и одноклассникам, откровенно хамят, могут ходить по классу во время урока. Как правило, какие ученики не могут похвастаться хорошей успеваемостью и знанием школьной программы. При этом самооценка таких детей слишком завышена.
  • Ко второй группе учеников младшего школьного возраста можно отнести так называемых середнячков. Они учатся на 4 и 5, хорошо себя ведут, словом не выделяются из общей массы. Но в один прекрасный момент, родители и педагоги отмечают резкую смену настроения у ученика. Он впадает в депрессию, перестает общаться с одноклассниками, резко ухудшаются учебные показатели. Толчок к психологическому расстройству чаще всего дает чрезмерные нагрузки в школе, дополнительные занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, курсах иностранных языков.
  • Третья группа школьников внешне кажется вполне благополучной. У них хорошие оценки, примерное поведение, но если присмотреться повнимательней, то ребенок эмоционально не устойчив. Он боится выходить к доске, отвечать перед большой аудиторией, боится наказания от родителей за плохую отметку, даже взгляд строгого учителя способен вызвать у него панический страх. Такие дети не любят быть на виду, они легкоранимы, впечатлительны, плохо переносят критику со стороны окружающих. Очень часто такие дети просто отказываются посещать учебное заведение.

Чтобы избежать проблем в школьном возрасте, детские невропатологи рекомендуют родителям детей с отклонениями в работе нервной системы находиться под наблюдением врачей практически с рождения. Это позволит предупредить более серьезные проблемы в будущем.

Наблюдение врачом

Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.

Зачастую родители сами провоцируют у ребенка школьный невроз. Слишком строгое наказание за плохую оценку вызывает у школьника настоящий ужас, он просто боится идти домой. Педагоги также влияют на психологическое состояние своих учеников. Иногда учитель просто не осознает, насколько велико его воздействие на психику ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командирский тон учителя только ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников только негативные эмоции.

Симптомы

Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.
Читайте так же:
Что такое невроз как проявляется

Утомляемость у ребёнка

Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.

Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.

Если родители замечают у своего чада минимум пять перечисленных признаков, им нужно срочно принять соответствующие меры. По возможности нужно обратиться к детскому психологу, который поможет понять причины школьного невроза и устранить их.

Лечение и профилактика школьных неврозов

Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей. Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей». Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.

Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

Установить ребенку режим дня

Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

Режим дня

Смена рода деятельности

К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

Релаксация

Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными. Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных. Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

Если ребенок начинает сильно нервничать перед контрольной или экзаменом, отвар из пустырника или валерьяны успокоит нервную систему и поможет успокоиться.

Не допустить развитие школьного невроза у детей является главной задачей родителей и педагогического состава во время обучения. Предупредить болезнь намного легче, чем ее вылечить. Если же ситуация с каждым днем все ухудшается, нельзя откладывать визит к врачу. Своевременное обращение к специалисту позволит избежать серьезных проблем с психическим здоровьем в будущем. Повышенные требования к успеваемости родителей при ограниченных возможностях ребенка обязательно приведут к нервным срывам и отказ от посещения школьного заведения. Ребенку сложно одному противостоять внешним негативным факторам, и только забота и внимание родителей помогут ему справиться с любыми проблемами.


Что такое невроз и как его лечить?Что такое невроз и как его лечить?
Кожный неврозКожный невроз
Чем отличается психоз от невроза?Чем отличается психоз от невроза?

Школьные неврозы

Автор презентации педагог-психолог ЦППРиК г.Бежецк Михайлова Т.А Prezentacii.com Невроз — все слышали это слово Неврозы — одна из самых частых в современный период форм нервно- психического расстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса в обществе.

Читайте так же:
Что такое невроз поджелудочной железы

Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира возросло с 2, 4 до 148, 1 на 1000 населения (увеличение в 61, 7 раз).

В России в период с 1950 г.

уровень заболевания неврозами и другими пограничными видами психопатологии поднялся с 87, 1 до 237, 0 на 1000 жителей страны (рост только за 44 года в 2, 7 раза).

В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже (а даже, по некоторым данным, чаще), чем в другие возрастные периоды Что такое невроз ? Невроз это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных отношений человека.

Основным признаком невроза является наличие неосознаваемого внутри личностного конфликта.

Внешние проявления невроза могут напоминать признаки различных болезней..

Происхождение неврозов В происхождении неврозов участвует совокупность (констелляция) факторов: преморбидные характерологические, личностные особенности;

всевозможные действующие в течение жизни вредные факторы, способные изменить реактивность организма, ослабить, сенсибилизировать нервную систему, сделать её более уязвимой, ранимой.

Но ведущей непременной причиной невроза, при всём этом, являются факторы психологические: психологический кризис, психоэмоциональный дисстресс, то, что называют психическими травмами (психогениями).

Психические травмы, приводящие к возникновению неврозов у детей и подростков, могут быть самыми различными: переживания, связанные с психологическим климатом, утратами, конфликтами, неприятностями в семье, обусловленные пребыванием на улице, посещением школы, других детских учреждений.

Это могут быть какие-то из ряда вон выходящие, экстремальные события, вызывающие испуг.

Причины детских неврозов В подростковом и в детском возрасте особое значение имеют две группы психогенных факторов, обычно приобретающих хронический характер: первая группа — неправильное воспитание, негармоничная семья;

вторая группа — конфликтные ситуации : — эмансипационный конфликт (в том числе “отравление свободой”);

— конфликт на основе реакции группирования со сверстниками (насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенные нереализуемые притязания к лидерству);

— конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой, связанной с физическими, психическими качествами, с материальным положением);

— конфликт на почве краха завышенных притязаний;- конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.

Типы невротических конфликтов Истерический — чрезмерно завышенные претензии с недооценкой или игнорированием мнения окружающих.

Обсессивно- психастенический противоречия между собственными внутренними потребностями: между желанием и долгом;

моральными принципами и личными привязанностями .

Неврастенический- противоречие между возможностями человека и завышенными требованиями к самому себе.

Основные закономерности Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения.

В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень.

Больше неврозов в периоды возрастных кризисов.

Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте , у девочек -в подростков возрасте.

Школьная дезадаптация способствует неврозам..

У женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин -соматических функций организма .

Учебно-образовательный процесс и невроз По данным болгарского исследователя И.Божанова (1974), во взаимоотношениях между учебно- образовательным процессом и развитием невроза обнаруживаются три аспекта Первый аспект — невротизирующее влияние учебно- образовательного процесса на обучающегося.

Второй аспект — невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя.

Третий аспект — невротизирующее действие возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса коммуникации ученик-учитель ( дидактогении и матетогении).

Дидактогения didaktos — учитель + genao — рождаю психогения — эмоциональноя реакция, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния, вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя.

Дидактогения –психическая травма источником которой является педагог.

Дидактогения — брак педагогической работы.

Разумная и справедливая строгость дидактогению не вызывает.

Понятие введено К.И.Платоновым.

Типология детей с неврозами Дети с явными отклонениями в поведении.

Типология детей с неврозами Успевающие, но вдруг изменившие поведение.

Типология детей с неврозами Внешне благополучные(хорошая успеваемость) с признаками эмоционального неблагополучия Основные признаки, предшествующие невротическому состоянию в школьном возрасте Беспокойство Повышенная тревожность Ранимость Черты невротической личности Агрессивность и честолюбие Педантичность Конформность Зависимость Контрастность Тревожная мнительность Замкнутость Психомоторная нестабильность (А.И.Захаров 1982) Впечатлительность Эмоциональная чувствительность Наивность Бесхитростность Доверчивость Доброта и отзывчивость Выраженное чувство Я (В.И.Гарбузов 1990 ) Проявления невроза Астения — повышенная утомляемость, отсутствие сил, состояние физической слабости.

Читайте так же:
Неврозы у детей в период адаптации в

Снижение трудоспособности, ухудшение внимания, памяти.

Механическое чтение без усвоения прочитанного.

Повышенная возбудимость, неустойчивость настроения, раздражительность.

Проявления невроза Повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету.

Частые головные боли.

Нарушения сна с плохим засыпанием и пробуждением в середине ночи Проявления невроза Навязчивые мысли, действия, воспоминания.

Сомнения, размышления Говоря о невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимо подчеркнуть : неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей (часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам), конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

Возрастающая роль неврозогенных факторов при переходе от начального к старшим классам — от 25, 6% до 50, 5% случаев.

При сплошном обследовании учащихся городских и сельских школ, ПТУ нейропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев.

Выявляется неблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями) во всё более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%.

Отклонения в психическом здоровье отмечаются у 55 % детей, находящихся в дошкольных учреждениях.

Самое страшное место- … Через школу проходят все.

И все знают, каково это – учиться, быть учеником.

Подход к тебе очень строгий: режим, расписание, требования.

И хотя школьную форму давно отменили, ты всегда должен «быть в форме».

Школьная фобия По подсчетам психологов, непреодолимый страх перед школой испытывают примерно 40% учащихся Школьная фобия «Все школьные страхи порождаются непрофессионализмом педагога.

Профессионал и не должен опускаться на уровень коммунальной ругани.

Суть в том, что учитель не разграничивает личных чувств и профессиональной позиции.» А.М.Прихожан Школьная фобия « Школа – питательная среда для развития тревожности.

Там регулярные проверки, оценки достижений, рейтинги и так далее.

Ситуация общественного обучения легко и очень крепко загоняет человека в состояние тревожности.

Все школьные ситуации построены на том, что ребенок должен выполнять систему требований.

Малейшее невыполнение влечет негативную оценку его как личности.

Не смог что-то выполнить, не понял, забыл? Человека ругают как несостоятельную личность.

Частная и общая оценка человека не разделяется.

Если ты не умеешь решать задачи, ты никто.

Учителя не умеют или не хотят доискиваться до причины – сразу и мгновенно поражают источник нарушений, самого ребенка.» А.М.Прихожан Школьная фобия Влияние педагога

Причины школьных неврозов

Психологически здоровый школьник — это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства.

Невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциональной ситуацией. Дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз.

Невроз — достаточно устойчивое нарушение многих сторон личности и деятельности ребенка, сопровождающееся чувством неуверенности, тревожностью, проблемами в сфере общения. У невротика могут быть страхи, плохой сон, различные психосоматические заболевания (головная боль, тошнота, ночное недержание мочи, заикание, навязчивые движения).

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к влиянию окружающей среды. В основе невроза у детей и подростков лежит деформация системы отношений развивающейся личности. По мнению детского психоневролога А.И. Захарова, «Успешно лечить невроз ребенка можно только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье».

Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием. Практически каждый ученик сталкивается в школе с такими трудностями, как:

— режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне регуляции поведения, организованности);

— коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками);

— проблемы взаимоотношений с учителем;

— проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Вопрос заключается в том, как ребенок справляется с этими трудностями, какие способы решения выбирает он сам. К сожалению, порой эти проблемы так и остаются неразрешимыми для ребенка. И если не оказывается помощь со стороны родителей, педагога, школьного психолога, то у детей могут наблюдаться различные формы школьных неврозов.

Читайте так же:
От чего может дергаться глаз невроз

Фактически школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, связанный с отношением к школе. Подобный недуг мешает учиться всем: способным и не очень, первоклашкам и выпускникам.

Вот некоторые признаки школьного невроза (проявляются у ребенка в школе и дома):

— не хочет идти в школу;

— в школе не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит;

— часто забывает дома необходимые школьные вещи;

— часто роняет предметы;

— потирает лоб, голову, руки;

— боится отвечать у доски;

— дома прячет тетради от родителей;

— плачет, когда пытается выполнить непосильное задание;

— влажные ладони, дрожат руки ;

— грызёт ногти, ручку;

— кусает губы; теребит, крутит волосы;

— во время урока шаркает ногами под партой;

— делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и сидит, то либо в немыслимой позе, либо поминутно куда-то вскакивает);

— портит свои и чужие вещи.

Диапазон проявлений школьных неврозов достаточно велик. Можно выделить несколько групп детей, страдающих «школьными неврозами»:

1. Дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, во время занятий грубят учителю. Как правило, учатся плохо.

2. Успевающие школьники, которые в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия. У ребенка могут возникнуть навязчивые явления, невротическая депрессия, проявляющаяся в сниженном фоне настроения, тревоге. Иногда дети отказываются от речи как средстве общения.

3. Школьники, у которых при внешнем благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, при устных ответах с места — тремор рук, тихий голос. В силу повышенной тревожности такие ученики не могут проявить в полной мере свои способности.

Безусловно, выделение этих групп достаточно условно. Исследования показывают, что агрессивность в первом случае, апатичность в втором, и зажатость, скованность в третьем — это различные способы неадекватной психологической защиты. Характер и проявления психологической защиты при школьных неврозах зависят от типа высшей нервной деятельности, от особенностей семейного воспитания. Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам не сможет успешно учиться, но и мешает другим детям.

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

— доверие к ребенку;

— уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;

— родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;

— детей нельзя обманывать, дети очень чувствительны к фальши;

— меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

— чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки);

— помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит;

— своевременно замечать психологический дискомфорт ребенка, в том числе и нарастающие страхи, повышенную обидчивость, утомляемость, расстройства сна и аппетита.

Качества, необходимые родителям, чтобы вылечить ребенка от невроза:

— понимание серьезности создавшегося положения;

— вера в положительные результаты, терпение и последовательность;

— доброта, гибкость и искреннее желание помочь ребенку;

— способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами;

— готовность к переменам, контроль за своими чувствами и поступками;

— согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка;

— анализ проблем в отношениях со своими родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторять их в своем семейном опыте.

Психологическая поддержка – процесс укрепления самооценки ребёнка, взрослый помогает ребёнку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребёнка при неудачах.

Читайте так же:
Растительные препараты при лечении невроза

1. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Петербург, 1995.

2. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред.И.В.Дубровиной. — М., 1995.

Профилактика и терапия неврозов у детей младшего школьного возраста

Детские страхи являются синдромом душевного неблагополучия. Страхи могут появляться и в 4-5 лет. Однако чаще всего они возникают с 6 до 12 лет. Причины страхов разные, из наших наблюдений, это:

  • конфликты родителей между собой
  • рождение второго ребенка (меньше внимания старшему ребенку, в то же время уставшая мать становится более раздражительной)
  • телевизор без ограничений или телевизор, как фон семейной жизни
  • раннее освоение компьютера и отсутствие ограничений в компьютерных играх.

Телевизор и компьютер, воздействуя на организм ребенка, вызывают утомление как физическое, так и психическое. Появляется рассеянность внимания, отвлекаемость, раздражительность, обидчивость или агрессивность. Собственно, как следствие этих симптомов, нарушаются социальные связи. Возрастает конфликтность со сверстниками детском саду или школе, невыполнение просьб родителей, возникают конфликты в семье.

Если родители не обращают внимания на эти симптомы, то состояние ребенка ухудшается, приводя к более сложным невротическим расстройствам: логоневроз, энурез, энкопрез, невротические тики или психосоматика: аллергические реакции, проблемы желудочно-кишечного тракта, вегетососудистая дистония и др.

В то же время, все эти расстройства легко устранимы при применении психотерапии и занятий с детскими психологом. В работе с младшими школьниками применяется гипносуггестия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия.

Параллельно проводится работа с родителями на безусловное принятие и понимание своего ребенка, и проявление большей терпимости к нему.

Дозирование телепередач и компьютера (для дошкольников 3 часа в неделю), подвижные игры на свежем воздухе, режим сна и отдыха позволяют оградить детей от информационного стресса.

Информационная избыточность перегружает левое полушарие — логическое, речевое, — и слабо используется, а следовательно, слабо развивается правое полушарие — чувственное, творческое. Акцент на развитии только интеллектуальных навыков, в некоторых семьях считается основным в подготовке ребенка к школе.

«Однако при этом упускается из вида развитие у ребенка не менее важных для его дальнейшей самостоятельной жизни невербальных «правополушарных» функций, связанных с художественным творчеством, образным мышлением и системным видением мира, и, что самое главное в контексте защиты от стрессов и профилактики психосоматических заболеваний, связанных с эмоциональным самоконтролем, — осознаванием эмоций, с культурой чувств. Тем самым, в детстве в мозг человека закладывается своего рода психофизиологическая «мина замедленного действия», которая может «взрываться» в виде стрессовых невротических и телесных расстройств как в школьные годы, так имного лет спустя, причем делать это повторно, многократно, раз за разом усиливая свое поражающее действие» (М.Е.Сандомирский).

Возникающая диспропорция функциональной асимметрии полушарий приводит к сложности понимания самого себя и сложности общения с другими. Как следствие этого снижается самооценка ребенка, возрастает неуверенность в себе, могут появляться страхи и другие невротические расстройства. Такие дети мыслят и говорят шаблонами взрослых, не умеют играть со сверстниками. Именно для коррекции этих нарушений применяются игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия, которые способствуют активизации работы правого полушария и устраняют возникшую межполушарную асимметрию. При этом улучшается коммуникабельность, повышается мотивация к учебе и успеваемость ребенка.

Профилактикой детских неврозов младшего школьного возраста является правильная подготовка к школе. Полная готовность ребенка к первому классу включает не только интеллектуальное развитие, а также личностную, социально-психологическую и волевую готовность. Личностная и социально-психологическая готовность включает принятие ребенком новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к учебной деятельности, к школе, к учителям и к самому себе. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование качеств, которые помогают общаться с одноклассниками и учителями. Волевая готовность помогает в достижении цели, она позволяет не пасовать перед трудностями и не бояться их, а преодолевать их самостоятельно или при незначительной помощи взрослых.

Поэтому в нашем центре подготовка детей к школе включает занятия с педагогом-логопедом и детским психологом поочередно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector