Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьная тревожность информация родителям

Школьная тревожность информация родителям

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше и в силах окружающих взрослых (родителей, педагогов) помочь таким ученикам.

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.
Пример: Мама девочки (7 лет) жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.
В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.
Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.
Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно. Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.
Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже, т.д.) Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности,чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез, т.д.) Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
Застенчивые. Обычно это тихие дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку. Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна (динозавры, авиамодели, т.д.) и через обсуждение, общение на эту тему налаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового. Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности. Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких. Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения. Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность. Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения. Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
Рекомендации для родителей тревожных детей

Как помочь ребенку преодолеть тревожность? Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей, т.д.
Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны. Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.
Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине – сделайте это вместе с ним. Таким образом вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию. Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на вторую половину дня, избегайте перегрузок. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка — предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности – поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет развитие событий, через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить. Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет. Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …» Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра») – ошибки в контрольной – это важный опыт, чтобы понять, что нужно повторить, на что обратить внимание. Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами. Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет, т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции. Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника. У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Читайте так же:
Снотворные при деменции отзывы

Признаки тревожности
Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Правила взаимодействия с тревожными детьми

Избегайте состязаний и каких — либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Т.к. школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка, приведем согласно возрасту:

Для родителей первоклассников:

1. Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится – у него может что-то не сразу получаться.
4. Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.
6. Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
8. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.
Для родителей пятиклассников:
1. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
2. Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.
3. Поддерживайте авторитет учителя.
4. Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.
5. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
Для родителей десятиклассников:
1. Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и вне учебных дел.
2. Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения.
3. Строить отношения с ребенком на новых — партнерских началах.
Для родителей выпускников:
1. Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи. 2. Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат.
3. Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.
4. Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал.
5. Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам.
6. Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.
Советы родителям
1. Не требуйте от ребенка слишком многого, объективно оценивайте возможности.
2. Не запрещайте без оснований того, что разрешали раньше.
3. Повышайте самооценку ребенка. Ежедневно отмечайте его успехи. Это длительная работа. Несколько обидных замечаний могут свести на нет все предыдущие успехи.
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
5. Будьте примером для своего ребенка. Покажите ему образец уверенного поведения.
Помните, что существует множество разных способов воздействия на ребенка, но крики, физические наказания – недопустимы! Они унижают и создают ощущение угрозы, опасности и страха.

Читайте так же:
Как лечиться от заикания в 5 лет

Школьный психолог страхи и тревожность у детей

Страхи и тревоги ребенка

Страх и тревога по сути своей – важные для выживания эмоции. Эти чувства указывают нам на вероятные источники опасности и фокусируют сознание на том, что заслуживает внимания.

Страх – эмоция, возникающая, в отличие от тревоги, в качестве реакции на более или менее конкретный источник опасности: замкнутое пространство, змею или собаку. Тревога – более абстрактное чувство, ощущение приближающейся катастрофы, объяснить причины которого человек не может. Эти эмоции могут сопровождаться физиологическими проявлениями – такими, как учащение пульса, повышенное потоотделение, проблемы с дыханием, слабость и боли в животе.

Очень важно обращать внимание на силу тревоги у ребенка и на то, как он с тревогой справляется. Если ребенок боится контрольной и из-за этого прилагает больше усилий в процессе подготовки, то тревога выступает в роли движущего чувства. Если же школьник так боится контрольной, что вообще не может заниматься, то такая эмоция вредна. Важно не упустить момент, когда тревога превращается в сдерживающий фактор, в помеху.

Существует несколько видов тревожных расстройств.

Общее тревожное состояние.

Долго не проходящее чувство тревоги, сопровождающееся напряжением и указанными выше физиологическими симптомами.

Фобия.

Состояние, сопровождающееся преувеличенным страхом перед каким-либо событием или объектом и заставляющее человека избегать контакта с тем, что его пугает. К такого типа страхам относятся боязнь собак или экзаменов. Фобия – это страх перед возможностью столкнуться с «опасным» объектом, хотя во всех прочих отношениях страдающий фобией человек может быть вполне нормальным. Однако иногда страх перед «опасным» объектом настолько всеобъемлющ, что человек не способен вести себя адекватно, даже если пугающего объекта не поблизости нет.

Социальная фобия.

Дети, страдающие этим расстройством, стараются избегать ситуаций, в которых могут оказаться в центре внимания, – например, на официальных мероприятиях или на вечеринках в честь дня рождения, – а в более тяжелых случаях уклоняются от разговоров с чужими людьми.

Посттравматическое стрессовое расстройство.

Пережив любое травмирующее событие – нападение, природную катастрофу, смерть родственника, – ребенок испытывает тревогу, сопровождающуюся воспоминаниями о случившемся и постоянным напряжением. Он пытается избегать ситуаций, которые могут напомнить о травмирующем событии, и забрасывает занятия, которые раньше его интересовали. Такое состояние может сохраняться на протяжении нескольких месяцев, после чего отрицательные эмоции начинают затихать, и ребенок возвращается в норму.

Обсессивно-компульсивное расстройство.

Речь идет о навязчивых мучающих ребенка мыслях, от которых он никак не может избавиться, и для того чтобы ослабить тревогу, ему приходится разрабатывать определенные ритуалы.

Страх расставания.

Подобный страх, часто беспокоящий детей младшего школьного возраста, представляет собой преувеличенное беспокойство за родителей и других родственников, боязнь того, что с ними может что-то случиться, и в результате с ними придется расстаться. Иногда этот страх приобретает масштабы психологического расстройства. Внешним выражением этого вида страха у детей служит нежелание разлучаться с родителями, усиливающееся перед сном или когда ребенок находится один. Будучи охваченным подобными эмоциями, ребенок может отказываться ходить в гости к друзьям или в школу, предпочитая оставаться дома.

Каковы характерные особенности детей младшего школьного возраста?

От детей, которые только начинают привыкать к школе, требуются подчинение системным правилам и отказ от собственной индивидуальности в течение всего времени занятий. Необходимость соответствовать этим требованиям и быть, как все, зачастую тяготит ребенка. Обстановка в школе не похожа на ту, что была в детском саду, где воспитательница хорошо знала с ребенком и всегда находилась рядом с ним.

Родители ожидают от ребенка в этом возрасте большей самостоятельности, чем прежде. Они уже не так близки с ним – как физически, так по продолжительности совместно проводимого времени.

Современные дети рано узнают о наличии в мире насилия, агрессии, сексуальности и других явлений, которые в прошлом не были частью детской жизни. С одной стороны, уровень развития умственных способностей современного ребенка помогает ему понять большую часть получаемой информации, но с другой стороны, детская психика еще не готова к таким переживаниям, и это несоответствие может вызвать тревогу. Дети с личными трудностями и пережившие такие травмирующие ситуации, как развод родителей, болезнь или потеря работы одним из них, более других склонны к тревожности.

Читайте так же:
Центр когнитивных нарушений и деменции

Влиять и успокаивать – задача родителей

Заметив страхи ребенка, родители должны проявить гибкость, постараться понять, что его беспокоит, поддержать его и обсудить с ним его проблемы. Именно родители должны помочь ребенку справиться со страхом, но они не должны помогать ребенку избегать пугающих его объектов или ситуаций, поскольку подобное поведение может только усугубить проблему.

Родители имеют огромное влияние на ребенка. Они должны уметь с одной стороны понять его страх и поддерживать его, а с другой – помочь ему справиться с ним.

Когда ребенка досаждают страхи, родителям следует проводить с ним больше времени и не ожидать и не требовать от него проявления самостоятельности. Стараясь избавить детей от страхов, родителям необходимо задуматься о том, как они сами справляются со своей тревогой, о том, насколько преувеличен страх, владеющий в данный момент ими самими, и о том, как этот страх влияет на детей. Страх детей перед контрольными – зачастую отражение боязни родителей быть увольнными с работы. Такое случается, даже если родители считают, что им удается скрыть свою тревогу от детей.

Когда нужно обращаться к психологу?

▪ Когда сила страха увеличивается, и он мешает ребенку в повседневной жизни

▪ Когда ребенок начинает плохо есть и плохо спать без объективных на то причин.

▪ Когда действия ребенка замедленны.

▪ Когда симптомы тревоги не проходят в течение продолжительного времени, и причину этого состояния установить не удается, не смотря на предложенную близкими помощь.

Существует несколько видов терапии страха и тревожных расстройств.

Когнитивно-бихевиоральные методы, основанные на изменении отношения к вызывающему страх предмету с помощью определенного поведения и постепенного вовлечения ребенка в ситуации, в которых ему придется иметь дело с «опасным» объектом.

Методы, основанные на обучении технике релаксации и самовнушения и иногда включающие использование контролируемого воображения

Психодинамическая терапия, направленная на поиски более глубоких, иногда не осознаваемых причин страхов.

Рекомендации для детей и родителей по снятию тревожности

Рекомендации педагога-психолога родителям по снятию тревожности ребенка.

1. Родителям рекомендуется обращаться к ребёнку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей.
Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили.
2. Лучше сравнить достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
3. Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребёнка до уровня глаз.
4. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры, направленные на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания.
5. Родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
6. Полезно снизить количество замечаний. Родителям полезно попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только навредили как самим родителям, так и ребёнку.
7. Ласковые прикосновения родителей к ребёнку помогут ему обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Рекомендации детям по преодолению страха и тревожности.

Экзамен. Это слово вызывает в каждом из нас разные эмоции. Как не просто собрать силу и волю в кулак и проявить свои самые лучшие качества в минуты испытания, как трудно справиться со своим страхом!

Экзамены неизбежны, но у нас есть выбор: переживать, волноваться, испытывать стресс или идти на испытание спокойно и решительно, достигая поставленных целей. Как же справиться со своими чувствами и эмоциями? Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам быть сильнее собственных переживаний:

1. Никогда не думайте о возможности негативного исхода испытания. Не программируйте себя на неудачу. Психологи утверждают, что, рисуя себе катастрофу, мы тратим на это энергию и силы. Если мы рисуем успешное преодоление ситуации, тогда мы получаем новую энергию, а, значит, больший шанс на реальный успех.
2. Подумайте, для чего вам нужно пройти это испытание. Представьте себе во всех красках, то, что вы получите, справившись с экзаменом.
3. Не позволяйте себе думать о провале, наоборот, рисуйте ситуацию успеха.
4. При подготовке к экзамену избегайте многочасовой зубрежки и паники. Не отказывайте себе в отдыхе, обязательно высыпайтесь и правильно питайтесь, не лишайте себя маленьких радостей.
5. Чтобы преодолеть страх, нужно представить, как вы его преодолели. Поэтому во всех мелочах представьте себе – сейчас вы находитесь в ситуации, вызывающей страх, и прекрасно справляетесь со своим страхом. Вы уверенно говорите, контролируете эмоции и постепенно добиваетесь своей цели.
6. Выпишите на листок причины ваших страхов, что именно вас пугает в предстоящем испытании. Рассмотрите каждый пункт в отдельности, трезво проанализируйте, почему это вас пугает. Это упражнение поможет вам понять, что у страха глаза велики, а ваши опасения беспричинны.
7. Если вызывающие страх мысли появляются вновь и вновь, постарайтесь заменить их позитивными. Вспомните приятные или даже смешные события вашей жизни. Прочувствуйте детально эмоции, подаренные ими. Зафиксируйте эти воспоминания и каждый раз, словно переключая телевизионный канал с фильма ужаса на комедию, уходите от своих других мыслей и страхов.
Успехов Вам!

Читайте так же:
Деменция при болезни альцгеймера g30

Copyright © 2013-2021. Все права защищены, при копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Направления психологической коррекции школьной тревожности младших школьников

В настоящее время большую популярность приобретает проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. Школьная тревожность, как отмечает А.М. Прихожан, «выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников» [3]. Многие отечественные ученые, такие как Р.С. Немов, Л.С. Славина, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Л.И. Божович, Е.В. Савина тоже рассматривали в своих исследованиях понятие школьной тревожности, факторы ее проявления и пути коррекции. Психологическая коррекция – это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые, согласно принятым критериям, не соответствуют оптимальной модели. Коррекцию также применяют с целью преодоления различных трудностей, что в дальнейшем способствует полноценному функционированию индивида.

В. И. Долгова, Е. В Барышникова, С. С. Оленникова отмечают «возрастно-специфические формы проявления тревожности у младших школьников. Ими отмечается разнообразие проявлений школьной тревожности, которая объясняется разнохарактерностью причин, ведущих к школьной дезадаптации. К ним относятся следующие: ухудшение соматического здоровья; нежелание ходить в школу; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; рассеянность; снижение концентрации внимания на уроках; страх опоздать в школу; страх потерять или испортить школьные принадлежности» [2].

Для педагога психологическая коррекция определяется как совокупность специальных психологических воздействий на личность учащегося с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте включает специальные средства и техники, которые направлены на снижение уровня тревожности. Большинство отечественных психологов, таких как Е.Новикова, Е.К.Лютова, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, М.И.Чистякова считают, что коррекцию тревожности нужно вести в трех направлениях: повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности; учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Параллельно с направлениями коррекции психологи выделили несколько форм психологической коррекции:

  1. Индивидуальная форма предполагает работу с ребенком один на один, при отсутствии посторонних.
  2. Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по несколько человек, которые имеют схожие проблемы.
  3. Групповая форма состоит в использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений, которые возникают между участниками группы. Данная форма является более эффективной при решении проблем, возникающих в сфере общения.
  4. Смешанная форма включает в себя преимущества индивидуальной и групповой коррекции и позволяет использовать комплексный подход к решению проблемы.

Программа психологической коррекции составляется на основе психологических рекомендаций при сотрудничестве психолога, учителя, родителей, в зависимости от того, кто в дальнейшем будет вести коррекционную работу с ребенком.

При организации работы по коррекции школьной тревожности соблюдается ряд принципов. Отечественные психологи рассматривают шесть принципов психологической коррекции:

1.Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип предполагает, что диагностика должна предшествовать психологическому влиянию и служить средством контроля изменений личности, эмоционального состояния, поведения, а также выступать средством контроля психологической коррекции.

2.Принцип «нормативность» предполагает учет основных закономерностей психического развития ребенка. Обязательно необходимо учитывать возрастные нормы.

3.Принцип коррекции «сверху-вниз», сформулированный Л. С. Выготским, определяется ведущей ролью процесса обучения для психологического развития ребенка. Согласно этому принципу, необходимо создать зону ближайшего развития личности и деятельности ребенка, с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто школьником.

4.Принцип учета индивидуальных и личностных особенностей ребенка определяет необходимость индивидуального подхода при выборе целей, заданий, способов и программ психологической коррекции. Индивидуальность и уникальность каждого ребенка делает невозможным использование единого шаблона психологической коррекции ко всем учащимся.

5.Принцип системности предполагает учет сложного характера психологического развития в онтогенезе.

6.Принцип деятельности предполагает, что упор на ведущую деятельность и чередование разнообразных видов деятельности делают процесс психологической коррекции продуктивным и более эффективным, вызывая у ребенка интерес, определяют мотивационный аспект психокоррекционного влияния.

Коррекция тревожности должна проводиться комплексно психологом и учителем, и включать в себя три этапа: диагностический, коррекционный и этап оценивания эффективности коррекционной работы.

Диагностика школьной тревожности детей проводится с помощью таких методов, как метод наблюдения, экспериментальное исследование, экспериментально-психологические методики.

При работе с тревожными детьми необходимо учитывать их особенное отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Такие дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно воспринимают неуспех и избегают его. Одновременно им очень сложно дать оценку результату своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Такое особое отношение к успеху и неуспеху, с одной стороны, повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые дети с высокой школьной тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой стороны, оно делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фигуру взрослого, учителя в его глазах. Это отражается и на мотивации учения, в основе которой лежит стремление ребенка «делать все так, как говорит учитель, ради его похвалы».

Читайте так же:
Основные характеристики и уровни тревожности

Поэтому, по отношению к тревожным детям используются специальные оценки: детям максимально объясняются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения. При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал себя принятым вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, тревожный ребенок понимает, что он может, чего не может, что умеет, а чему должен еще поучиться.

Для преодоления школьной тревожности у учащихся младшей школы необходимо в первую очередь снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворенности-неудовлетворенности, но и потому, что завышенные потребности мешают формированию продуктивных навыков общения и деятельности младших школьников [3].

Во-вторых, необходимо развивать и обогащать различные навыки поведения, деятельности, общения для того, чтобы новые навыки, помогли детям чувствовать себя более уверенно.

В-третьих, необходимо максимально закреплять любые позитивные изменения. Нужно постоянно вести работу над снятием лишнего напряжения в разнообразных школьных ситуациях.

А.М. Прихожан разработала несколько методов для коррекции школьной тревожности:

Метод последовательной десенсибилизации. Суть этого метода заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг.

Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Проводится при помощи игры-драматизации «в очень страшную школу». Сначала с помощью кукол-петрушек, а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают те ситуации из школьной жизни, которые их пугают, причем все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени [4].

При использовании такого метода, как рисование страха, нужно обращать внимание детей на происходящие с ними школьные ситуации. При выполнении такого вида работы педагог должен поощрять юмористическое и карикатурное изображение страхов.

При проведении психолого-коррекционных занятий с младшими школьниками используется специальная структура занятий, в которую входят ритуал приветствия, разминка, основное содержания занятия, рефлексия, ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным элементом в работе с группой детей младшего школьного возраста. Они позволяют настроить детей на работу, способствуют их сплочению, создают атмосферу группового доверия и принятия, что очень важно для дальнейшей продуктивной работы группы. Ритуалы могут придумывать как сами дети в процессе обсуждения, так и использовать варианты предложенные психологом или педагогом.

Разминка выступает средством влияния на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, стимулирует включение в продуктивную деятельность. Разминку можно проводить не только вначале занятия, но и между отдельными упражнениями, а также в тех ситуациях, когда педагог чувствует, что необходимо изменить эмоциональное состояние детей. Упражнения для разминки подбираются с учетом содержания и заданий конкретного занятия.

Основное содержание занятия – это комплекс упражнений и приемов, направленных на решение задач коррекционной работы. Упражнения должны быть выстроены в определенной последовательности, которая предполагает изменение видов деятельности и психофизиологических состояний младших школьников. Упражнений не должно быть много, а начинать и заканчивать занятие лучше наиболее любимыми детьми упражнениями.

Релаксация предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось, что не понравилось) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Рефлексия предыдущего занятия включает воспоминания детей о том, чем они занимались на предыдущем занятии, что особенно запомнилось, для чего они это делали. Рефлексия в конце занятия дает детям возможность при помощи взрослого ответить на вопрос: для чего это нужно, как оно поможет мне в жизни, создает возможность обратной эмоциональной связи между педагогом и участниками группы.

Эффективность психологической коррекционной работы с младшими школьниками подтверждают ряд исследований. Результаты коррекционных занятий Костиной Л.М по снижению уровня тревожности с помощью метода смешанной игровой терапии свидетельствуют об эффективности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

Об эффективности коррекционной работы с младшими школьниками свидетельствует и ряд исследований таких психологов, как А. Прихожан, И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой и других.

Таким образом, можно сделать выводы, что если в младшем школьном возрасте с детьми будет систематически проводиться специально организованная психолого-коррекционная работа по снижению уровня тревожности, то ее уровень можно значительно снизить или же в целом убрать проявления школьной тревожности. Для этого необходимо учитывать все принципы психолого-коррекционной работы, использовать разнообразные методы и формы работы с младшими школьниками и применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.

2. Долгова В. И., Барышникова Е. В., Оленникова С. С. Исследование уровня школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 110–114. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56983.htm.

3. Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика / СПб.: Речь, 2004. 248 c.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан, М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с.

5. Русакова Т.Г. Духовный опыт ребенка: структура, диалектика становления, концепция и технология педагогического содействия (монография) Изд.: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH Co. KG. – 186с.-2011.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector