Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Постановка проблемы . Дошкольный возраст является подходящим этапом для закладывания основ гармоничного развития ребенка, формирования личности. Однако на современного ребенка в ситуациях социальной нестабильности влияет немало отрицательных факторов, которые ведут к увеличению количества детей, имеющих страхи. Это такие страхи, как боязнь смерти, темноты, одиночества, болезней и так далее. Сам по себе страх считается продуктивной, стимулирующей к развитию, эмоцией. Любой ребенок, развивающийся в норме, должен бояться. Однако существует грань, за которой обычный страх может превратить ребенка в невротика. Поэтому, проблема изучения вариантов преодоления страхов у детей, является актуальной уже на протяжении не одного десятка лет.

Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у малышей различными методами, однако, до сегодняшнего дня, малоизученным остается вопрос о возможности преодоления данного симптомо-комплекса у дошкольников методом сказкотерапии.

Современные исследователи (А.И. Захаров, A.M.Прихожан, В.К. Вилюнас, Г. Эберлейн и др.) утверждают, что с помощью сказкотерапии можно преодолевать такие проблемы детей, как нарушения самооценки, трудности в общении и так далее. Особую эффективность сказкотерапии авторы видят в работе с детьми дошкольниками. Это ученые связывают с тем, что у детей хорошо развит механизм идентификации, который является обязательным условием развития гибкости поведения, умения рассматривать проблемы с различных аспектов. Именно поэтому метод сказкотерапии используют при ведении коррекционной работы по борьбе с детскими страхами. Между тем в психологической литературе мало внимания уделяется гендерному аспекту преодоления страхов у дошкольников, нет разработок для практических психологов по проблеме коррекции и преодоления страхов у представителей различных полов.

В связи с вышеизложенным, можно сформулировать противоречие между возможностями дошкольного детства в преодолении детских страхов и отсутствием методических разработок по проблеме коррекции страхов у мальчиков и девочек посредством сказкотерапии.

Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: Каковы приемы коррекции детских страхов с помощью сказкотерапии?

Анализ исследований и публикаций. Многоплановый анализ проблемы детских страхов представлен в работах отечественных и зарубежных ученых: З. Фрейда,Р.В. Овчаровой, А.И.Захарова и других ученых. Авторы изучали природу детских страхов, причины и особенности их проявления в дошкольном возрасте.

По мнению А.И. Захарова, страхи – это «ощущение беспокойства либо тревоги, возникающие в ответ на реальную либо воображаемую угрозу».

Изучая природу детских страхов, ученые выделили возрастные особенности проявления данного симптомо-комплекса. Например, в 2-3 года, многие малыши боятся темноты и животных, в 3-4 года – сказочных героев и насекомых, в 5-6 лет – катастроф и пожаров.

Рассматривая вопрос о методах преодоления страхов, мы изучили возможности сказкотерапии в коррекции данного симптомо-комплекса.

Мы выяснили, что на сегодняшний день у специалистов термин сказкотерапия вызывает неоднозначные ассоциации. Например, для одних –это лечение сказками, для других эффективный способ коррекции различных отклонений в поведении и развитии малыша.

Нам ближе всего показалось определение, Т.Д. Зинкевич Евстигнеевой, по мнению которой «сказкотерапия» это «набор способов передачи знаний о социальной реализации человека, сообразной его духовной природе».

Психологи (Т. Д. Зинкевич Евстигнеева, Т.М. Грабенко) метод сказкотерапии рекомендуют использовать при ведении коррекционной работы с агрессивными, тревожными либо застенчивыми малышами. Однако, по нашему мнению, с помощью сказки можно не только преодолевать нарушения самооценки, трудности в общении, но и бороться с таким сомптомо-комплексом, как детские страхи.

Таким образом, в результате анализа литературы мы пришли к выводу, что у специалистов сказкотерапия вызывает различные ассоциации. Для одних – это лечение сказками, а другие считают, что это прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни. Мы выяснили, что возможности использования метода сказкотерапии для коррекции страхов у дошкольников изучались различными авторами, однако, гендерный аспект проблемы остался малоизученным. Таким образом, мы смогли сформулировать цель работы.

Цель работы : Изучение метода сказкотерапии как способа коррекции детских страхов.

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности

Известно, что в качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. Психологическая толерантность детей к неблагоприятным условиям микросоциума снижается, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, что отражается на нарушении функциональной активности, индивидуального барьера психологической и психической адаптации. Одним из последствий может быть формирование тревожных расстройств по невротическим механизмам

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе 5
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр 5
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте 7

Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте 22
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками) 25
2.3. Описание результатов проведенного исследования 41
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии 43
Список литературы: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52

Работа состоит из 1 файл

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности (23) 10_сент — переделал.doc

Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе

1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр

Читайте так же:
Методика волковой по заиканию упражнения

1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте

Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте

2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста

2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками)

2.3. Описание результатов проведенного исследования

Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии

Введение

Актуальность темы исследования.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. [9]

Нарастание тревожности у детей дошкольного возраста всегда сопровождается социальной дезадаптацией и нарушением адекватного психического и психологического развития ребенка, что неблагоприятно сказывается не только на школьном этапе, но и отражается на становлении личности. Именно этими обстоятельствами обусловлен факт увеличения количества тревожных детей, отличающихся беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью. В связи с этим своевременная психодиагностика и психокоррекция проявлений тревожности в дошкольном возрасте является прерогативой специализированной психологической службы, которая формирует банк психологической паспортизации и в зависимости от ее результатов определяется необходимость в проведении психологического консультирования, психокоррекции детей и родителей (ОБ. Куликовская. И.А. Левочкина, Е.И Рогов. А.С. Спиваковская и др.) или семейной психотерапии (Н.Н. Лебедева. Г. Л. Лэндтрет и др.) [1, с. 5-8].

Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования – тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – влияние сказкотерапевтического воздействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Цель настоящего исследования – изучить специфику переживания тревоги в детском возрасте, выделить методы коррекции тревожности и особенности коррекционного влияния сказкотерапии.

1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам детской тревожности.

2. Провести психологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста с целью выявления разного уровня тревожности.

3. Разработать психокоррекционную программу в структуре специализированной психологической помощи для детей с высоким уровнем тревожности.

4. Изучить влияние специально организованной сказкотерапии на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста.

В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что специально организованная работа со сказками снижает уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

1. Теоретический анализ литературы.

2. Разработка коррекционной программы.

4. Статистический анализ данных.

Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе

1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр

На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные. В настоящее время в фольклористике многое сделано в области изучения жанра сказки, ее генезиса, истории, поэтики, стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.

Фольклорная сказка – это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью. Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек. Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, об умных и глупых. Нет, наверное, в мире такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники не стремятся рассказать об обычной жизни, известной каждому человеку. Они придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство или рассказывают историю какого-нибудь солдата или крестьянского сына, идущего куда-то по дорогам жизни, фантастическая условность сказочного художественного мира позволяет рассказчику выразить свое отношение и к государственной власти (царям и боярам, например), воплотить свой идеал счастливой жизни. Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных.

Из далекого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки древних мифов, в которых с помощью магии прекрасную девушку можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство [15; 17].

Читайте так же:
Определение уровня тревожности по опроснику спилберга

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу.

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета.

Важнейшее место в организации совместно – разделенной деятельности ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя – взрослого). Взрослый ведет сказку, задает интонацию. ( выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого персонажа). Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок -рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток художественно – коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с помощью особой интонации. В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной партнерской позиции -не декларируемой, а психологически реальной.

Сказка может быть полностью построена на фантазии, быть вариацией телепрограммы или другой темы, близкой ребенку. Педагог может сочинить сказку от начала до конца или расспросить ребенка об « основных сюжетных линиях», которые, будучи расширены педагогом, лягут в основу сказки. Метод базируется на вовлечении ребенка в мир веселой, шутливой фантазии – прекрасного антипода состояний страха и тревоги. Например, педагог может начать рассказывать ребенку знакомую сказку и затем заменить ее персонажи членами семьи ребенка, педагогами, товарищами по классу.

Педагоги все чаще используют в своей работе с детьми сказку. Значение сказки в практической психокоррекции детей с задержкой психофизического развития обусловлено ее важной ролью в психическом развитии ребенка.

1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте

Тревожность, с одной стороны, – это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени: «XX век – век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой – это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т.п. Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической профессии [14, с. 8].

Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Можно думать, что это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ (известно, что именно 3. Фрейду мы обязаны введением проблемы тревожности в обиход психологии), экзистенциальная философия, психология и психиатрия.

И все же, несмотря на значительное количество работ, указания на неразработанность и неопределенность проблемы, многозначность и неясность самого термина «тревожность» занимают значительное место при ее обсуждении. Неоднократно ставился и вопрос о том, действительно ли тревожность представляет собой нечто единое или этим термином обозначается совокупность внешне сходных, но по сути совершенно разнородных явлений. Вместе с тем нельзя не отметить, что на практическом уровне (когда речь идет о влиянии тревожности на поведение и развитие личности, о саморегуляции состояния тревоги, о тревожном типе личности, о «работе с тревогой», способах преодоления устойчивой тревожности и т. п.) сравнительно легко достигается взаимопонимание, причем даже между специалистами, придерживающимися диаметрально противоположных теоретических взглядов. Это свидетельствует о том, что в представлении о феноменологии и функции этого явления существует достаточное согласие, а расхождения касаются, прежде всего, понимания его психологической природы.

Как уже отмечалось, в самом общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. То, что тревога наряду со страхом и надеждой – особая,

предвосхищающая эмоция, объясняет ее особое положение среди других эмоциональных явлений [14, с. 9].

Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. В русском языке это обычно фиксируется соответственно в терминах «тревога» и «тревожность», причем последний используется и для обозначения явления в целом. Кроме того, состояние тревоги изучается как процесс, т. е. анализируются этапы его возникновения, возбуждения соответствующих проявлений вегетативной нервной системы, развития, закономерной смены состояний по мере нарастания тревоги и ее разрядки. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Читайте так же:
Как лечить детский энурез видео

Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др. – ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности [14, с. 11-13].

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Сказкотерапия — это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предоставляет превосходный результат уже на первоначальных этапах деятельности. Этот весьма увлекательный способ коррекции психологических нарушений дошкольников и младших школьников. Имеется колоссальное число типов и видов сказок, которые способствуют стремительной коррекции нарушений детей. Сказкотерапия — это направление психотерапевтического влияния на людей для коррекции поведенческих реакций, исследованию страхов и фобий.

Сказкотерапия — это направление, которое применяет ресурсы сказок с целью решения ряда задач: воспитание, формирование, образование, развитие личности и коррекция поведения. В широком смысле, сказки окружают индивида, всю жизнь, данное направление не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия безупречно подойдет и ребятам и взрослым, так как мы знакомимся с языком сказок гораздо раньше, чем начинаем учиться читать и считать. Сказкотерапия считается весьма значимым способом эмоциональной деятельности с ребенком, предоставляя естественную и классическую форму общения детей и взрослых — посредством сказки. Она ни сколько не меньше применима для психотерапевтической деятельности с взрослыми людьми. Сказкотерапия активизирует творческие возможности, учит наблюдать собственную жизнь со стороны, показывая собственное поведение как определенную значимость в конкретном сюжете. Один из основных полезных результатов в работе со сказкой считается осознание, предоставляющее вероятность углубленного принятия собственных душевных воздействий, с одной стороны, и контролирования над ними, с другой.

Занятия с использованием сказкотерапии пробуждают воображение и образное мышление, освобождают от стереотипов и стандартов, предоставляют свободу творчеству. Эмоционально разряжаясь, раскрепощаясь, «отыгрывая» скрытые основательно в подсознании беспокойство, тревогу и опасения дети становятся мягче, душевнее, добрее, более увереннее в себе, восприимчивее к окружающим людям и находящемуся вокруг миру. Сказка позволяет ребёнку смело мечтать и выдумывать, раздвигать границы обычной жизни, встречаться с трудными явлениями и эмоциями взрослого мира.

Мир взрослых людей предсказуем, систематизирован и определён, а мир ребенка, напротив, не имеет четких граней. С помощью сказок дети познают мир и развиваются как личность. Всю информацию дети приобретают недирективным путём, без сложных нравоучений, а данный путь, как доказывают многочисленные психологические и психотерапевтические изучения, наиболее эффективный.

У маленьких детей очень развит механизм идентификации, то есть процесс психологического объединения себя с другими людьми, персонажем и присвоения его общепринятых норм, ценностей, стандартов как собственных. Это дает возможность ребёнку осваивать верные нравственные нормы и ценности, различать добро и зло. Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптационных качеств личности, дает возможность ослабить поведенческие нарушения, содействует развитию образного мышления, а так же умение действовать в опасных моментах.

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения

Читайте так же:
Трансдермальная система при деменции

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии. Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у дошкольников

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений.

Статья:

Что делать, когда ребенок плачет по ночам и отказывается один ложиться в кроватку? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становиться вялым и капризным? Конечно, эти симптомы можно списать на внезапную простуду или на возрастные кризисы, но зачастую причиной их становятся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети. [1,ст. 5]

Что же такое детские страхи? Нарушение сна или другое психическое заболевание ребенка? А может, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?

Итак, страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающие в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

Возникновение страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Психологи выделяют возрастные периоды особо яркого проявления определенных страхов: 2-3 года – боязнь животных, темноты, ночные страхи; 4 года — боязнь насекомых, воды, сказочных героев; 5-6 лет – боязнь несчастий, катастроф, пожаров, боязнь школы.

Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, или как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении семье и т.п.)

По продолжительности страхи бывают кратковременными (15-20), быстропроходящими после успокоительной беседы, и затяжными (1-2 месяца). [5, ст. 12]

Также страхи подразделяют на ситуативные и личностные, реальные и воображаемые, острые и хронические.

Ситуативный страх возникает в необычной, опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка об­становке (например, при стихийном бедствии, на­падении собаки и т. д.).

Личностно обусловленный страх предопреде­лен характером человека, например его повышен­ной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображае­мый и хронический — особенностями личности. [2, ст. 3]

Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.

В связи с этим остро встает вопрос о коррекции страхов.

Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия.

Термин «Сказкотерапия» появился в русском языке сравнительно недавно. И, поэтому у разных людей, специалистов сказкотерапия вызывает многообразные ассоциации. Для одних – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка начинается с интереса, а все что вызывает интерес, проникает во внутренний мир человека быстрее и глубже. Сказка адресуется и воспринимается не только умом, поэтому сознание и подсознание становятся союзниками, а не соперниками. В сказке, возможно, все и в ней всегда счастливый конец – то есть она помогает личностному раскрепощению и открытию творческого потенциала. Сказка – зеркало, отражающее мир через призму личностного восприятия человека. [4, ст. 7]

Читайте так же:
Лечение деменции сосудистого генеза

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого.

Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации.

Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю «технологическую кухню» от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. В сочетании с тем, что она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста, сказкотерапию можно назвать полифоническим методом. [4, ст. 9]

Доктор психологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных.

Так же по ее мнению выделяются следующие принципы работы со сказками:

Принцип осознанности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Принцип множественности – осознание того что, одно и тоже событие, ситуация моет иметь множество значений и смыслов.

Принцип связи с реальностью — это понимание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок.[3 ст. 16]

Используя метод сказкотерапии, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми. С помощью сказки можно эффективно преодолевать нарушения самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно же, бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.

Наиболее распространенным страхом у дошкольников, является страх темноты. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Сказкотерапевт Д.Соколов считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, вина, обида), расширение границ (узнавание мира таким, какой он есть его объективацию) или плата за приобретение смелости и предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.

Схема сказочного сюжета:

Зайчик боится темноты. Встретил друга котёнка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый» глаз – фонарём. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.

Принцип решения: помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

Схема сказочного сюжета.

Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без неё устало, стало плакать. Мальчик пошёл звать Ночь и её дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.

Принцип решения: утрированная победа, её негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

Схема сказочного сюжета:

Крот влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться её полётом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит!

Принцип решения: противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

Схема сказочного сюжета:

Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести её на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.

Принцип решения: промежуточная цель (конфетка посередине). Плата. Интернализация ресурсов.

Схема сказочного сюжета:

Алёнушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Алёнушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты.

Принцип решения: вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).

Схема сказочного сюжета:

Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял.

Принцип решения: обида злость. Против кого-то. [5. ст. 18]

Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты и родители без особого труда могут составить эффективную персонализированную сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

Список литературы.

Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться / Вера Голутвина – М.: Гелиос

Захаров А.И. дневные и ночные страхи у детей – «Серия психология ребенка». – СПб 2000.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. – 2002 .

Пономарева В.И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерапии. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь: М.: Сфера,2008

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector