Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с ДЦП

Использование сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с ДЦП

Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Простые сюжеты, повторы событий и слов производят интерес у всех детей. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значимы, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. В работе с детьми ДЦП коррекционное воздействие строится в сочетании с нетрадиционными методами, одним из которых является сказкотерапия.

В логопедической работе внедрение приёмов сказкотерапии по коррекции речи планируется по этапам:

1 этап. Формирование предпосылок к восприятию сказки. Показ и обыгрывание коротких сюжетов с речевым сопровождением.
2 этап. Обучение восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочерёдным появлением персонажей. Показ театрализованной сказки с использованием различных видов кукольного театра.
3 этап. Обучение запоминанию сюжета сказки. Показ-рассказ сказки с использованием плоскостных, предметных изображений на фланелеграфе.
4 этап. Обучение слушанию и пониманию текста сказки. Чтение сказки с показом иллюстраций, театрализация элементов сказки.
5 этап. Драматизация сказок совместно с учителем — логопедом. Постепенное включение детей в драматизацию со сменой ролей.

Анализ опыта работы показал, что сказки В.Сутеева зарекомендовали себя как доступные для восприятия дошкольниками с ДЦП и их перевоплощения в образ героя. Коррекционная работа проводится по программе И.А. Смирновой и Л.Б. Баряевой. Одна из главных задач для педагога — сформировать интерес у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату игровой деятельности.

Форма проведения театральных игр может быть подвижной, меняться в зависимости от поставленных задач. Развивающие игры для детей целесообразно проводить небольшими группами и индивидуально. В игре необходимо дать возможность ребёнку потрогать, ощупать, близко рассмотреть кукол и костюмы. На этапе, когда дети начнут проявлять интерес к игре, продолжаем учить: подражать действиям взрослого уже с театральными куклами, плоскостными и объёмными изображениями, с помощью движений, мимики, голоса создать ту или иную роль. Учитывая, что у большинства детей дошкольного возраста с ДЦП имеются выраженные нарушения двигательных функций, используем приём совместных действий. С помощью этого приёма ребёнку даётся ‘возможность почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его, создать кинестетический образ, сосредоточить на нём свое внимание.

Во время проведения театральных игр с детьми ДЦП, имеющими постуральные расстройства, могут быть использованы ортезы-сидения и ортезы-вертикализаторы, которые используются в современном протезировании и позволяют детям с помощью взрослых участвовать в доступных для них театральных действиях. Полученный детьми опыт и накопленный в ходе занятий достаточный словарный запас обеспечивают понимание ими содержания сказок, стихотворений, арифметических задач, временных и пространственных представлений, позволяют проявлять себя в последующей самостоятельной театрализованной игре.

Применяемые нами приёмы сказкотерапии позволяют детям с нарушением опорно-двигательного аппарата получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи.

Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета проблемы развития ребенка с ДЦП нивелируются, происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно, естественно, начинает доверять специалисту. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.

Сказкотерапия в контексте сеанса снятия заикания
статья по логопедии по теме

Зиздо Наталия Васильевна

Понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму», в работе с детьми мы обратились к ее разновидности — сказкотерапии. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. При бесхитростном содержании, простоте композиции и сюжета сказка несёт в себе большой педагогический и психотерапевтический потенциал.

Работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса: пропедевтическом (подготовительном) этапе, сеансе снятия заикаиния — эмоционально-стрессовой психотерапии, этапе активной групповой логопсихотрапии и контрольно-поддерживающем этапе. В данной статье мы рассмотрим метод сказкотерапии на II этапе — сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
zizdo_ni_skazkoterapiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в контексте сеанса снятия заикания

Зиздо Н.В., учитель-логопед,

МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок», г. Таганрог

Более 10-ти лет на базе МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога проводится коррекционная работа с заикающимися дошкольниками по системе семейной групповой логопсихотерапии. Данная система, разработанная в 1960-80 гг. Ю.Б. Некрасовой для заикающихся подростков и взрослых, была адаптирована нами применительно к дошкольному возрасту. Один из важных элементов логопсихотерапии — библиотерапия. Понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму», в работе с детьми мы обратились к ее разновидности — сказкотерапии. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. При бесхитростном содержании, простоте композиции и сюжета сказка несёт в себе большой педагогический и психотерапевтический потенциал.

Работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса: пропедевтическом (подготовительном) этапе, сеансе снятия заикаиния — эмоционально-стрессовой психотерапии, этапе активной групповой логопсихотрапии и контрольно-поддерживающем этапе. В данной статье мы рассмотрим метод сказкотерапии на II этапе — сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ).

Для подростков и взрослых сеанс снятия заикания был разработан К.М.Дубровским. Ю.Б. Некрасова сделала свою аранжировку данного сеанса и определила его как «подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания» [4] . В работе с заикающимися детьми направленное психическое воздействие осуществляется посредством применения игровой психотерапии. Это сеанс-сказка, сеанс-игра, где проигрывание ролевых характеров сказочных героев направлено на разрушение коммуникативно-поведенческих стереотипов, сложившихся в период заикания, и формирование новых коммуникативно-речевых умений заикающихся детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности, в частности – в разностороннем знакомстве со сказкой.

В отличие от сеанса одномоментного снятия заикания у взрослых (по К.М. Дубровскому) успех сеанса ЭСПТ для заикающихся дошкольников не является результатом одномоментного воздействия логопсихотерапевта. В о многом он определяется большой предварительной работой , направленной на мотивационную включённость заикающихся детей и их родителей в предстоящий коррекционный процесс и создание психологического состояния готовности к сеансу.

Подготовка к сеансу с детьми длится 1,5 месяца и включает подбор коммуникативно-поведенческого образа для каждого дошкольника и работу над его созданием на основе характеристики сказочного героя. Правильный подбор образов сказочных героев для детей обеспечивается логопсихотерапевтической диагностикой, выстроенной также с применением сказок. В основе создания «портрета неповторимости» ребёнка и его семьи лежит принцип выявления «внутренней картины здоровья» (по Ю.Б.Некрасовой) в отличие от традиционной «внутренней картины болезни» (по А.Р. Лурия). В этом случае выявляется не только степень и формы нарушения речи и общения у ребёнка, но и определяется его личностно-коммуникативный статус, обнаруживается скрытый личностный творческий потенциал.

В силу возрастных особенностей дошкольников, не владеющих навыками чтения и письма, работа над текстом сказок проводят логопед и воспитатель. Организуется первичное ознакомление детей со сказками, создаются условия для дальнейшего отреагирования чувств ребёнка и проводится фиксирование их эмоционального отклика. Наиболее приемлемой формой работы со сказкой стало её совместное проигрывание с детьми с последующим обсуждением и анализом текста. Такое глубокое погружение позволяет увидеть в каждом конкретном ребёнке героя определённой сказки и индивидуализировать процесс вхождения в роль. Нами используются сказочные образы Царевны Лебедь, Королевича Елисея, Мальвины, Буратино, Маленькой феи, Знайки, Чиполлино, Дюймовочки и др.

Поскольку создание нового коммуникативно-поведенческого образа направлено на развитие личности заикающегося ребёнка, выбор сказочного героя для него должен быть также тщательно продуман с точки зрения эталонов доступной ему речи. На подготовительных занятиях мы знакомим детей с различными речевыми характеристиками сказочных персонажей: например, певучесть, слитность, звучность речи демонстрируется с помощью образа Царевны Лебедь; через образ Знайки вводится эталон «умной речи», предполагающий ясное, чёткое, медленное проговаривание слов; говоря про Буратино, логопед обращает внимание детей на его звонкую, как колокольчик, и чёткую речь.

Важная задача логопсихотерапевта на подготовительном этапе — распознавание особенностей личности ребёнка. Здесь также помогает сказка. Понимание личностных смыслов в сказкотерапии происходит через толкование полученных в результате обратной связи «текстов» от детей: ответов на вопросы, стенограмм бесед, их рисунков и эмоциональных откликов на произведение. Такой углубленный анализ позволяет определить не только личностно-коммуникативный статус заикающегося, но и, что для нас более важно, увидеть точки роста каждого ребёнка.

На этапе идентификации ребёнка со сказочным персонажем большое внимание обращается на понимание и привыкание его к роли . Для этого на занятиях по сказкотерапии мы не только читаем отрывки из сказок, но и прослушиваем их звукозаписи, рассматриваем иллюстрации. Внимание детей обращается на черты лица героя, его одежду, особенности речи и поведения. Дальнейшая творческая переработка полученной информации происходит в изобразительной деятельности: рисовании, лепке и аппликации. Освоение эталонных речевых блоков, соответствующих сказочному образу, происходит в основном по механизму подражания.

В результате большой подготовительной работы к моменту проведения сеанса эмоционально–стрессовой психотерапии у детей формируется установка на принятие соответствующей игровой роли, повышается мотивационная включённость в предстоящий процесс «сказочного превращения» и появляется желание воплотить свой новый опыт, что проявляется в нетерпении перед сеансом, эмоциональной вовлечённости в предстоящую новую деятельность. Но окончательное введение в роль происходит непосредственно на сеансе ЭСПТ.

Со стороны логопсихотерапевта проведению сеанса предшествует глубокая аналитическая работа по написанию текста сценария данного сеанса. Основой такого текста является специально придуманная или подобранная сказка. Это может быть встреча с Маленьким принцем в Звёздной стране, или путешествие в Изумрудный город, совместные поиски Синей птицы Счастья, или путешествие на планету Красивой речи. Цель составления необычного рода сценария-сказки мы видим в возможности создания особой сказочной атмосферой, в которой могут проявляться потенциальные качества личности каждого заикающегося ребёнка, ещё не реализованное им в силу каких-либо обстоятельств. Обыгрывание определённого сюжета, единого сказочного замысла также позволяет обеспечить высокую мотивационную заинтересованность его участников на всём протяжении «сказочного путешествия», в форме которого проводится сеанс.

Важной частью сеанса является текст индивидуального внушения – обращение к каждому ребёнку на сцене. Отметим, что здесь необходимый целебный эффект имеют только такие значимые и образные слова, которые смогут передать уникальность личности конкретного ребёнка, помогут раскрыть его потенциальные личностные и коммуникативные возможности. Как замечает Н.Л.Карпова, «внушить можно только то, что уже имеется в подсознании человека, к чему у него уже есть предрасположенность» [2: 326] , — это относится во многом и к ребёнку, — то есть индивидуальное внушение должно быть «адресным».

Так, посредством введения коммуникативно-поведенческого образа Королевича Елисея мы внушаем ребёнку уверенность в своих силах, подчёркиваем сильные стороны его личности: «Ты прекрасно разбираешься в самом главном: ты знаешь, что такое честность, справедливость, чем отличаются добро и зло; ты сочувствуешь обиженным, помогаешь слабым. И от этого сам становишься сильнее». Делаем акцент на речевой характеристике персонажа: «Речь Королевича твёрдая, громкая и уверенная. Думай красиво, говори еще лучше!». В обращении к девочке с повышенной тревожностью и очень тихим голосом, опираясь на достоинства её характера, подчёркиваем скрытые возможности: «Так и хочется назвать тебя Дюймовочкой – крохотной девочкой с огромным добрым сердцем. За хрупкой внешностью скрываются терпение и сила». Акцентируем внимание на том, что, несмотря на маленький рост Дюймовочки, её голос услышала даже ласточка в небе. В соответствии с образом Знайки подчёркиваем любознательность и рассудительность ребёнка, отмечаем его авторитет среди друзей, внимательное отношение к окружающим.

При проведении сеанса ЭСПТ для детей мы используем основные элементы сеанса снятия заикания у подростков и взрослых, разработанного К.М.Дубровским в аранжировке Ю.Б.Некрасовой [4], а также опыт проведения сеанса с младшими школьниками Е.Ю.Рау [5] . Модифицированный нами вариант сеанса-сказки для заикающихся дошкольников состоит из трёх основных частей:

1. Организация мотивационной включённости детей в сеанс . Создаётся установка на необходимость сказочного превращения. Разъясняются условия такого превращения (тем самым постепенно происходит введение детей в суггестивное состояние).

2. Императивное индивидуальное внушение в форме обращения к ребёнку в его роли как к сказочному персонажу. Проводится непосредственное «превращение» в сказочных героев. Ситуация волшебства усиливает идентификацию ребёнка с героем сказки.

3. Введение в речь . Осуществляется индивидуальное поэтапное введение в речь от её сопряженно-отражённой к вопросно-ответной, а затем к спонтанной форме.

Следует отметить, что с помощью роли на сеансе вводятся не расчленённые элементы речевых правил, как это принято в традиционных логопедических методиках, а обобщённая речевая модель, содержащая в себе целые блоки эталонов речи. В данном случае контроль над речью, предполагающий осознание речевых правил, ослабевает, и автоматически включается подсознательный уровень восприятия речи по механизму простого подражания сказочному герою. Этому способствует и интонационный образ роли, — как подчеркивал Н.И.Жинкин, интонация – средство, непроизвольно регулирующее непрерывность речевого потока. Поэтому сценарий содержит тщательно продуманные речевые образцы, соответствующие не только характеристике персонажа сказки, но и возможностям самого ребёнка.

Результатом сеанса для заикающихся дошкольников является очевидный факт публичного общения со зрителем. Тем самым реализуется непосредственная цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие многих людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях.

Достижению речевого и коммуникативного успеха детей на сеансе безусловно способствует вовлечение их родителей и ближайших родственников в процесс сказкотерапии на подготовительном этапе и их непосредственное участие в сеансе в качестве активных и заинтересованных зрителей. Глубокая эмоциональная вовлечённость родителей создаёт высокую энергетику зала, обеспечивая «энергетический резонанс», «взаимную настроенность» детей, зрителей и ведущего сеанс логопсихотерапевта [3, с.115].

Первый публичный речевой успех ребёнка в сказочной роли значительно облегчает весь дальнейший процесс коррекции заикания. По окончании коррекционного процесса мы отмечаем у детей преодоление излишней тревожности, расширение круга общения, развитие коммуникативных навыков и качеств, а также наблюдаем положительную динамику формирования адекватной самооценки ребёнка, — и здесь нам также помогают сказочные герои. То есть метод сказкотерапии применяется на всех этапах семейной групповой логопсихотерапии.

Сказкотерапия в работе с заикающимися дошкольниками

На протяжении уже 15 лет в нашем дошкольном учреждении – д/с «Здоровый ребенок» свою работу ведет дошкольная группа для детей с заиканием. Работа группы основывается на адаптированной системе СГЛПТ Карповой Наталии Львовны для заикающихся подростков и взрослых. В нашей работе мы вместе с логопсихотерапевтическими технологиями используем сказкотерапию (для детей) и библиотерапию (для родителей).

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных и речевых нарушений и совершенствования взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

Цель сказкотерапии – снижение тревожности, страхов у детей, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми.

Говоря о заикающихся детях нельзя не отметить подвижность их нервной системы, склонность к неврозам и эмоционально-волевую нестабильность. И конечно, сказка – наиболее действенный метод помогающий справиться со сложным невротическим состоянием наших детей. Через сказку мы пытаемся найти наиболее близкий образ сказочного героя каждому нашему воспитаннику. Отождествляя себя с любимым сказочным персонажем ребенок учится быть смелым, сильным, уверенным в себе, своих силах, возможностях. Учится вместе со своим героем справляться с трудностями, преодолевать препятствия, спорить с неудачами. Вместе со своими любимыми героями мы учимся и красиво говорить. И, конечно, нашим детям нелегко говорить, пусть даже у многих из них нет еще страха речи, чувства неловкости и неполноценности за свою речь. Обычное высказывание в маленьком коллективе — это уже большое испытание на их жизненном пути. Но когда ребенок «прячется» за образ своего героя, говорить ему становится легче.

Сказкотерапии уделяется достаточно длительный с рок -1.5 месяца, прежде чем мы переходим к следующему за сказкотерапевтическим этапом, Сеансу эмоциональнострессовой терапии. На этапе работы с со сказкоймы реализуем следующие задачи:

— Способствовать эмоционально-смысловому восприятию окружающего мира и общества, пониманию нравственных ценностей и норм поведения.

— Стимулировать развитие творческих способностей у детей.

— Развивать навыки коммуникации и эмоциональной саморегуляции, способность преодолевать трудности и страхи.

— Формировать умение произвольно концентрировать внимание на ощущениях собственного тела, чувствах и переживаниях.

— Активизировать речь детей, добиваться плавности и четкости речи, развивать правильное диафрагмальное дыхание, длительность выдоха, расширять средства выразительности речи.

На протяжении многих лет нами для работы со сказкой были взяты многие известные произведения – «Синяя птица», Морис Метерлинк «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова, переработка повести Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз», любимые произведения Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», «Гадкий утенок», ,«Русалочка», «Снежная королева», «Золушка» Шарля Перро, «Цветик семицветик» В. Катаева, «Иван царевич и серый волк», «Василиса Премудрая». Их можно перечислять и перечислять.

В нашей работе есть особый этап, который называется этапом «Погружения в методику или проживания методики». Это этап для работы в котором мы приглашаем родителей, для того, чтобы наиболее тесным образом познакомить их с различными способами, методами и приемами работы в преодолении заикания. На этом этапе проводятся различные детско-родительские занятия. Весь этап выстроен на путешествии в какой-либо сказочной истории. В этом году наиболее содержательной для нас и соответствующей возрасту, потребностям и возможностям наших воспитанников оказались сказка Н. Носова «Незнайка в цветочном городе» и «Незнайка в Зеленом городе». Вместе с друзьями коротышками мы ходили к друг другу в гости, проходили разные испытания, справлялись с трудностями, выручали Незнайку из разных неловких ситуаций. И, конечно, говорили о прекрасных голосах наших маленьких героев.

Однажды, наши коротышки просто их потеряли, а вместе с ними и свои красивые образы. И мы, всей дружной командой, вместе с родителями и педагогами помогали коротышкам вернуть их былую красоту, и прекрасные голоса. Каждый из воспитанников со своей семьей изготавливали куклу, заранее продумывался образ выбранного героя родителями, в тайне от детей. Весь образ собирался на конусообразную заготовку. После того как кукла обретала образ сказочного персонажа, ее нужно было озвучить, то есть подарить ей красивый голос. Одевая куклу на руку, дети говорили красивыми голосами своих сказочных героев, всю неделю сказочные герои упражнялись в речевых, темпоритмических, логоритмических упражнениях, приобретали новые знания и умения в области ораторского искусства, публичного выступления. По итогам недели проживания нас ждал праздник –сказка — «Полет на воздушном шаре». Каждая семья героя коротышки представляла свои номера для выступления и демонстрации приобретённых речевых и психологических умений.

Результатами проделанной работы можем считать:

-снятие эмоционального и телесного напряжения;

-снижение уровня тревожности и страха;

-развитие коммуникативных и речевых навыков, уменьшение запинок;

-развитие умения понимать свое настроение, чувства и эмоции;

развитие умения понимать и в доступной форме выражать свои чувства: страхи, гнев, обиду и пр. ;

— владение социальными навыками: способность взаимодействовать в группе, понимать и уважать себя и других, проявлять доброжелательность, оказывать помощь;

— развитие умения самостоятельно принимать решения.

Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Музыкальный руководитель МКДОУ детского сада №11 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского.

Интерактивные игры в работе с дошкольниками.Интерактивные игры в работе с дошкольниками. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются.

Сказкотерапия как метод коррекционной работы с дошкольниками Сказкотерапия как метод коррекционной работы с дошкольниками Данное направление отличается методологической простотой использования сказки.

Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская.

Сказкотерапия в работе логопеда Сказкотерапия Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, Музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский Проблема: За последнее.

Обобщение опыта работы «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» Маленькие детки — маленькие бедки» — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них.

Сказкотерапия как метод оздоровительной технологии при работе с детьми Консультация: Сказкотерапия как метод оздоровительной технологии при работе с детьми Здоровьесберегающая технология – это целостная система.

Сказкотерапия в работе педагога-психолога В детстве мы все обожали слушать сказки, в зависимости от настроения представляли себя различными сказочными героями. Сейчас мы сталкиваемся.

Использование в работе с детьми здоровьесберегающей технологии-сказкотерапия Цель: создание условий для эмоционального благополучия детей, сохранения и укрепления их психического и физического здоровья посредством.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование.

Конспект занятия логопеда «Использование сказкотерапии в работе с заикающимися детьми»

“Из лесных ключей взял своё начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой бежал он через лес. Все птицы пели ему песни. Задержался у берёзки – вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке – закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор – и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох – и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику – заволновались там волнушки.

-Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!

Да где уж ему – не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и … растворился в водах лесной речушки”.

Вхождение в сказку: включается запись с журчанием ручья, и дети идут по поляне, по ручью на носочках, вслушиваясь в журчание воды и наполняясь “волшебной силой”. Пройдясь по ручью, дети садятся на стулья, принимая позу для релаксации. Звучит спокойная музыка.

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем разжимаем.

Посмотрите: мы олени,
Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь немного лени…
Руки не напряжены
И рассла- бле-ны…

1.3 Напряжение и расслабление мышц лица.

  • Плотно сжать губы, пальчиками потрогать мышцы вокруг губ, а затем расслабить губы и пальчиками ощутить мягкость и расслабленность мышц.
  • Потом дети становяться “сердитыми”; хмурят брови и пальчиками ощущают складки, появившиеся между бровями.
  • Крепко зажмурить глаза, подержать их в таком состоянии, прочувствовать, как трудно удерживать напряжение, а затем открыть, расслабить, ощутить легкость и спокойствие в мышцах.

2. “Вот мы с вами наполнились “волшебной силой” и готовы к дальнейшему путешествию по сказке”. (Чтение отрывка сказки)

“Чистый и холодный, весёлый и молодой бежал он через лес. Все птицы пели ему песни”.

2.1 Упражнение “Прохлада”

Плавно и длительно дуть на руки, ощущая прохладу воздуха. “А теперь, искупаем ручки в прохладном ручейке”. (Окунаем руки в таз с водой).

2.2 Упражнение “Весёлые птички”

Дуть на фигурки птичек. У кого дальше улетит птичка?

3. Чтение отрывка сказки.

“ Задержался у берёзки – вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке – закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор – и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох – и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику – заволновались там волнушки”.

4. Путешествие по сказке продолжается. (Чтение отрывка сказки).

“Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок! Да где уж ему – не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и …растворился в водах лесной речушки”.

  • “Кочка”. Присесть, обхватить руками колени. Встать, расслабиться.
  • “Камень”. Из положения сидя, приподняться, выгнуть спину, голова наклонена вниз, руки обхватывают колени. Встать, расслабиться.
  • “Горка”. Скатится вниз по специально оборудованной горке.

5. Заключительная беседа.

“Вот и закончилось наше путешествие по сказке “Чудесный ручеёк”. Все лесные ручейки попадают в реки, а реки попадают в море. А в море плавают кораблики, как вот этот (выставляется бумажный кораблик)”.

Кораблик опускается в таз с водой, и дети дуют на него так, чтобы он переплыл на другой конец таза.

Включается запись журчания ручейка. Детям предлагается раскрасить картинку по теме занятия. (Рисунок 3). Поощрение детей.

Арт-терапия

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании — Москва : Академия, 2001. — 247 с.

2. Арттерапия : список лит. Вып. 3 / сост. Н. И. Кочуганова. — Новосибирск : НОСБ, 2002. — 7 с.

3. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности : метод. пособие. — Москва : ВЛАДОС, 2007. — 16 с. : ил.

4. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. — 161 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — Санкт-Петербург : Речь, 2008. — 315 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — Санкт-Петербург : Речь, 2007. — 170 с.

7. Капская А. Ю. Планета чудес : развивающая сказкотерапия для детей. — Санкт-Петербург : Речь, 2008. — 220 с.

8. Капская А. Ю. Подарки фей : развивающая сказкотерапия для детей / А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончук. — Санкт-Петербург : Речь ; Москва : Сфера, 2008. — 95 с.

9. Красный Ю. Арт — всегда терапия : развитие детей со спец. потребностями средствами искусств. — Москва : Межрегион. центр управленч. и полит. консультирования, 2006. — 203 с.

10. Медведева Е. А. Формирование личности ребёнка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. — Москва : Ин-т консультирования и систем. решений, 2009. — 269 с.

11. Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. — Санкт-Петербург : Речь, 2002. — 239 с.

12. Погосова Н. М. Погружение в сказку : сказкотерапевт. программы. — Москва : Сфера, 2008. — 208 с.

12. Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников / А. А. Потапчук, Т. С. Овчинникова. — Санкт-Петербург : Речь, 2009. — 176 с.

13. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : учеб. пособие. — Санкт-Петербург : Речь, 2007. — 139 с.

14. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. — Москва : Сфера ; Санкт-Петербург : Речь, 2008. — 89 с.

15. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — Москва : Сфера, 2010. — 117 с.

16. Чех Е. Мне страшно. Расскажи мне сказку : сказки против страхов. — Москва : Сфера ; СПб. : Речь, 2011. — 155 с.

17. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. — Москва : Сфера, 2010. — 204 с.

СТАТЬИ

Заутова Э. В. Роль искусства и арттерапии в профилактике и коррекции девиантного поведения // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. — 2005. — № 1. – С. 56-61.

Колягина В. Г. Планы-конспекты занятий по формированию личности и речи дошкольников с использованием средств искусства / В. Г. Колягина, О. Н. Овчар // Коррекц. педагогика. — 2005. — № 2. — С. 74-81.

Сизова А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами с развитием // Коррекц. педагогика. — 2005. — № 3. — С. 76-80.

Колягина В. Г. Использование средств искусства в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими легкие отклонения в развитии / Колягина В. Г., Овчар О. Н. // Коррекц. педагогика. — 2005. – № 5/6. – С. 111-119.

Градова Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР / Градова Г. Н., Воронина Ю. Г. // Логопед в дет. саду. — 2006. — № 5. — С. 46-49.

Обуховская А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков // Шк. логопед. — 2007. — № 1. — С. 7-12.

Афанасьева О. Арттерапия средствами изобразительного искусства // Воспитание школьников. — 2007. — № 3. — С. 41-44.

Запасная Т. В. Коррекционная программа «Коррекция познавательных процессов старших дошкольников средствами сказкотерапии» // Практ. психология и логопедия. — 2007. — № 3. — С. 35-62.

Фадеева Е. В. Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом / Е. В. Фадеева, Б. М. Коган // Дет. и подростковая реабилитация. — 2008. — № 1. — С. 24-29.

Сидорова И. В. В гостях у сказки // Воспитатель ДОУ. — 2008. — № 4 . — С. 124-127.

Кудряшова Т. Ю. Добрые помощники сказочника : [стимуляция самовоспитания ребенка] // Воспитатель ДОУ. — 2008. — № 5. — С. 130-133.

Визель Т. Г. Влияние арттерапии в коррекционной педагогике / Т. Г. Визель, М. Н. Ревенко // Шк. логопед. — 2008. — № 3. — С. 40-42.

Бахонская Ю. В. Проведение сказкотерапии с использованием элементов фитбол-гимнастики // Логопед в дет. саду. — 2008. — № 7. — С. 25-30.

Шипилова Е. В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями // Логопед в дет. саду. — 2008. — № 8. — С. 30-38.

Круглова Е. Н. Использование сказкотерапии с элементами песочной терапии на коррекционно-логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи // Шк. логопед. — 2008. — № 5/6. — С. 94-99.

Садовникова Е. Н. «Димкины сказки», или О приемах элементарной логопсихотерапии / Садовникова Е. Н. // Коррекц. педагогика. — 2009. — № 1. — С. 65-68.

Митрофанова Н. З. Сказка как средство патриотического воспитания // Ребенок в дет. саду. — 2009. — № 2. — С. 5-6.

Шакирова А. Р. Чем занять непоседу // Ребенок в дет. саду. — 2009. — № 2. — С. 45-47.

Садовникова Е. Н. Использование элементов сказкотерапии в комплексной работе с заикающимися детьми // Коррекц. педагогика. — 2009. — № 3. — С. 28-32.

Жесткова В. Ф. Занятия с использованием элементов песочной сказкотерапии // Логопед. — 2009. — № 7. — С. 79-89.

Перегуд А. И. Коррекция психо-эмоциональной и физической сфер детей с проблемами в развитии через синтез искусств / А. И. Перегуд, С. В. Конкевич // Дошк. педагогика. — 2009. — № 7. — С. 36-40.

Балабанова М. А. Сказкотерапия: суггестивное значение сказок и психическое здоровье ребенка // Соврем. дет. сад. — 2009. — № 6. — С. 36-43.

Бесчастная Е. И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. — 2009. — № 9. — С. 50-54.

Юдаева И. В. Театрализованная деятельность как средство развития устной речи детей с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 1. — С. 58-61.

Фосова Е. А. Сказкотерапия как метод коррекции аффективного поведения ребенка // Логопед в дет. саду. — 2010. — № 3. — С. 73-77.

Щербакова Т. Коррекционное занятие с использованием элементов сказкотерапии // Шк. психолог. — 2010. — № 19. — С. 31-32.

Фадеева Е. В. Применение средств искусства в коррекционной работе с детьми и подростками, имеющими нарушение функций опорно-двигательного аппарата // Спец. психология. — 2010. — № 3/4. — С. 61-68.

Бухтиярова Г. А. Путешествие Колобка по волшебному лесу : (подгот. к шк. группа) // Логопед. — 2011. — № 2. — С. 76-80.

Борисова Н. В. Использование средств арттерапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду // Соврем. дет. сад. — 2011. — № 2. — С. 72-77.

Самойлова В. М. Театрализация как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР / Самойлова В. М., Пегина Е. А. // Логопед в дет. саду. — 2011. — № 2. — С. 46-61.

Коновалова М. Д. Значение арттерапевтических технологий в решении проблем социальной адаптации лиц с нарушениями в развитии // Коррекц. педагогика. — 2011. — № 2/3. — С. 34-37.

Баранова Н. А. «И сказка мне откроется без стука. » : [работа с детьми с аутист. чертами и тяжелыми нарушениями развития в б-ке Центра психол.-мед.-соц. сопровождения] // Аутизм и нарушения развития. — 2011. — № 2. — С. 63-65.

Лысогорская М. В. Диагностика и психокоррекция девиантного поведения школьников с ненормативным развитием посредством творческой деятельности / М. В. Лысогорская, И. А. Позунова // Практ. психолог и логопед в шк. и ДОУ. — 2011. — № 2. — С. 30-35.

Мецлер Т. В. Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки» // Логопед. — 2011. — № 4. — С. 66-74.

Овечкина Ю. Сказка, рассказанная на ночь, или Психотерапия материнской любовью / Ю. Овечкина // Здоровье детей. — 2012. — № 2. — С. 57-59.

Азизова З. Ф. Формирование у младших школьников эстетических чувств средствами кукольного театра // Воспитание школьников. — 2012. — № 4. — С. 44-47.

Копылова С. К. Сказкотерапия в работе с детьми с нарушениями зрения // Воспитатель ДОУ. — 2012. — № 5. — С. 98-105.

Хомякова К. Дружит музыка со сказкой : [cказкотерапия на логопед. занятии] // Здоровье детей. — 2012. — № 5. — С. 26-30.

Мозгачева Н. Сказкотерапия как средство формирования гендерной идентичности дошкольников // Коррекц.-развивающее образование. — 2012. — № 2. — С. 12-15.

Малкина Л. Г. Сказкотерапия в ДОУ // Воспитатель ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 95-101.

Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников [с речевыми нарушениями] // Дошк. воспитание. — 2012. — № 7. — С. 19-24.

Заиграева Н. В. Возможности сказки в формировании гендерных представлений у депривированных младших школьников // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 13-25.

Степанова О. Солнечный мальчик : Сказкотерапия в работе с аутич. детьми и их родителями // Шк. психолог. — 2012. — № 10. — С. 50-53.

Ульянова О. В. Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками с ОНР / О. В. Ульянова // Дошк. педагогика. — 2012. — № 9. – С. 44-47.

Онишина В. Методика работы со сказкой как способ арт-терапевтических воздействий // Коррекц.-развивающее образование. — 2012. — № 4. — С. 35-42.

Коледова О. Н. Сказкотерапия как метод коррекции воспитанников детского дома // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. — 2013. — № 2. — С. 57-63.

Костромина Е. А. Использование двигательной сказкотерапии на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Логопед в дет. саду. — 2013. — № 4. — С. 82-84.

Лапшин Ю. Е. Личный рассказ как одна из форм обучения актерскому мастерству // Коррекц. педагогика. — 2013. — № 4. — С. 19-20.

Запасной Т. В. Коррекция познавательных процессов старших дошкольников средствами сказкотерапии // Практ. психолог и логопед. — 2013. — № 3. — С. 16-62.

Дуванова С. П. Развитие эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии на основе сказок народов мира / Дуванова С. П., Жданова О. А. // Практ. психолог и логопед. — 2013. — № 4. — С. 17-35.

Колягина В. Г. Использование средств искусства в психокоррекционной работе по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевым дизонтогенезом // Логопед в дет. саду. — 2014. — № 3. — С. 74-82.

Колягина В. Г. Использование средств искусства в психокоррекционной работе по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевым дизонтогенезом // Коррекц. педагогика. — 2014. — № 3. — С. 55-61.

Черкашина Ю. А. Логопедические сказки в работе с дошкольниками // Логопед. — 2014. — № 8. — С. 94-98.

Вивчар В. Н. Целебная сила цвета в волшебной стране Чувств // Воспитатель ДОУ. — 2014. — № 9. — С. 95-100.

Сальникова Н. Сказка как загадка? : [программа «Загадочные сказки» для детей, испытывающих трудности адаптации] // Обруч. — 2014. — № 5. — С. 14-17.

Чижова О. Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Дошк. педагогика. — 2014. — № 9. — С. 57-59.

Грачева И. А. Контаминация песочной методики и сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста / И. А. Грачева, О. В. Сороковова // Логопедия. — 2014. — № 4. — С. 30-33.

Осадчая В. В. Использование метода сказкотерапии в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2014. — № 4. — С. 52-57.

Соболева Т. И. Сказкотерапия с элементами песочной терапии в работе с детьми с ОНР // Логопед. — 2015. — № 3. — С. 53-57.

Пецка М. В. Арттерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекц. педагогика. — 2015. — № 2. – С. 53-56.

Колягина В. Г. Использование методов искусства в психокоррекционной работе с дошкольниками с недостатками речевого развития // Логопед в дет. саду. — 2015. — № 3. — С. 52-64.

Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками // Дошк. воспитание. — 2015. — № 5. — С. 81-85.

Дуванова С. П. Развитие эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии на основе сказок народов мира / Дуванова С. П., Жданова О. А. // Логопед в дет. саду. — 2015. — № 4. — С. 46-77.

Волкова С. Н. Целительная сила искусства : здоровьесберегающие технологии в работе со ст. дошкольниками / Волкова С. Н., Неверова И. В. // Логопед. — 2015. — № 6. — С. 114-122.

Захаренкова В. В. Конспект коррекционного занятия с элементами сказкотерапии и песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом заикание // Логопед в дет. саду. — 2016. — № 1. — С. 82-88.

Вилегжанина И. В. Формирование музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО // Дошк. педагогика. — 2016. — № 2. — С. 46-48.

Сагитова А. Ф. Информационно-творческий проект «Ребенок в мире сказок» // Дошк. педагогика. — 2016. — № 2. — С. 24-28.

Романова Т. А. Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста // Логопед в дет. саду. — 2016. — № 2. — С. 3-9.

Щербакова Н. А. Роль сказкотерапии в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. — 2016. — № 2. — С. 40-41.

Бондаренко Н. А. Сказка как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА в условиях внедрения ФГОС ДО // Логопедия. — 2016. — № 2. — С. 28.

Петрова С. В. Конспекты занятий педагога-психолога с детьми дошкольного возраста // Дошк. педагогика. — 2016. — № 6. — С. 48-50.

Денисевич Н. Б. Педагогический проект «Что за прелесть эти сказки» / Н. Б. Денисевич, И. В. Филатова // Дошк. педагогика. — 2016. — № 7. — С. 38-46.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как разговаривать по телефону при заикании
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector