Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Состояние психического развития при заикании

Состояние психического развития при заикании

Формирование эмоциональной стабильности у заикающихся детей дошкольного возраста.

Сергеева Татьяна Владимировна,

Аспирантка Московского Открытого Социального Университета.

Научный руководитель канд. пед. наук, профессор,

заслуженный работник Высшей школы РФ В. И. Селиверстов.

Проблемой заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей занимались многие исследователи. Изучение у заикаю­щихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее само­регуляция.

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М И. Пайкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н.И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль за­фиксированного внимания заикающихся на своем дефекте.

1[1]Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как расстройст­во речевой саморегуляции, отмечает, что чем больше возрас­тает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесе­ние оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается рече­вая саморегуляция. Это состояние через несколько повторе­ний превращается в патологический условный рефлекс и возни­кает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс стано­вится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

2[2]Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется внимание на сво­ём болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого заикающийся никак не в состоянии выбраться, болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом ещё усиливается и еще более приковывает к себе внимание.
Исследователи заикания в понятие фиксированности на де­фекте вкладывают разное содержание: особое свойство внима­ния (устойчивое, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональ­ное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

3[3]Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы системного подхода в психологии (Л. С. Выгот­ский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин, В. Д. Небылицын, Д. Б. Эльконин и др.), можно представить психологическую модель воз­никновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состоя­ний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заика­ющимися и свободно говорящими выражается не в степени про­дуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными пережива­ниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) и самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.

Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и связанных с ними неприятностях, трансформирован­ных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающе­гося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей со­циальной средой.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее:

1. Фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоле­ния,

2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных фак­торов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей.

3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоцио­нальным отношением ребенка к дефекту.

4. Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте: чем больше фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

Таким образом, осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности, как-то: уязвимость, без­защитность, боязливость, робость, внушаемость и многое дру­гое. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных соци­альных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или за­крепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические осо­бенности заикающихся. Заикающиеся дети отличаются, прежде всего, характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, поэтому специфический тип их психической ориентации в мире отражается и на характере их социальных контактов.

4[4] Самооценка, как важнейший механизм регуляции поведения, играет большую роль в реализации возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений детей. Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная, напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей ребенка и ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушению общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка. Низкая самооценка свидетельствует о том, что ребенок испытывает дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания взрослых.

Читайте так же:
Заговор от заикания на святую воду

В основу разработанной нами программы легли представления об особенностях развития эмоциональной сферы детей. Главный акцент занятий мы делали на работу с детьми, имея в виду их тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость самооценки. Занятия рассчитаны на групповую форму проведения, исходя их того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема, поскольку психологические проблемы детей ярко обнаруживают себя именно в этих ситуациях.

Разрабатывая занятия, мы продумывали их с учетом того, чтобы атмосфера на них распространялась по типу «заражениями эмоциями» и являлась основным механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния и контроля.

Формирование уверенности в себе и снятие тревожности осуществлялось по таким направлениям, как формирование у детей оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от текущих жизненных стрессов, укрепления уважения к себе, доверия к своим способностям, умениям и навыкам.

Заикающийся ребенок, помимо речевых судорог, имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми. Анализ специфических особенностей общения заикающихся детей позволил нам выделить в работе с ними несколько наиболее важных задач:

— воспитание у детей интереса к окружающим людям;

— выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;

— обучение саморегуляции своего состояния и избегания конфликтов.

Мы добивались, чтобы программа позволяла индивидуализировать процесс развития способности к психологическому самоуправлению у детей и способствовала оказанию психологической помощи заикающимся детям дошкольного возраста.

На занятиях использовалось большое количество разнообразных методов: релаксация, игры, рисование, разучивание правил, задания для наблюдения на дом.

Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также учитывая большое разнообразие функций игры, основным методом на наших занятиях можно считать игровой.

Игра помогает создавать на занятиях благоприятную атмосферу общения. Объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает психофизическое состояние.

Сюжеты историй и рассказов объединял медвежонок. Дети преодолевали возникающие проблемы и усваивали приемы саморегуляции вместе с ним.

Разработанная нами коррекционно-развивающая программа по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки рассчитана на заикающихся детей дошкольного возраста и построена не как тренировка отдельных умений и навыков, а как элемент целостной осмысленной деятельности ребенка.

Основной целью программы являлось развитие коммуникативных умений и навыков и детей с заиканием, развитие полноценной коммуникативной деятельности, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Занятия мы построили в доступной и интересной для детей форме.

Идея и сюжет игрового персонажа были взяты из программы американского автора Джиллы Андерсон «На пути к совершенству». Основная идея программы заключалась в выработке у детей начальной школы навыков позитивного мышления. Эта программа, видоизмененная и дополненная, была использована Н.П. Слободяник для работы с детьми школьного возраста имеющими задержку психического развития. В основу легли представления об особенностях развития эмоциональной сферы детей начального периода обучения в школе. Занятия рассчитаны на групповую форму проведения.

В своем исследовании мы решили адаптировать выше названную программу для работы с заикающимися детьми дошкольного возраста.

Наши занятия рассчитаны на год (сентябрь-июнь), занятия проводились 2 раза в неделю. В общей сложности программа состоит из 27 занятий по 10-ти темам. Мы адаптировали программу с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В основу программы легли представления об особенностях развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с заиканием. Главный акцент занятий, в работе с заикающимися детьми, в мы делали на формирование эмоциональной стабильности, имея в виду их тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость самооценки. Формирование уверенности в себе и снятие тревожности осуществлялось по таким направлениям, как формирование у детей положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, укрепления уважения к себе, доверия к своим способностям, умениям и навыкам. Общение в непринужденной обстановке помогало формированию речевой активности у детей.

Работа по программе проводилась в течении ряда лет в детском саду №50 г. Люберцы.

Программой были охвачены 12 детей дошкольного возраста с заиканием. Главная задача программы – снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, формирование полноценной коммуникативной деятельности заикающихся детей дошкольного возраста, формирование навыков эмоциональной регуляции поведения.

Отработка навыков проходила в три этапа:

1 – получение информации о содержании того или иного навыка;

2 – применение полученных знаний в конкретных ситуациях;

3 – перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Занятия проводились в группе, в которой дети могли свободно располагаться и перемещаться. Продолжительность занятий не превышала 25 минут. Программа рассчитана на работу в группе из 12 детей. Перед началом занятий дети прошли психолого-педагогическое тестирование, что позволило выявить наиболее значимые проблемы детей. Это, прежде всего: негативные переживания и страхи, агрессия, неуверенность в себе.

Читайте так же:
Препараты при деменции рейтинг

Таким образом: в преодолении заикания немаловажную роль играет снятие эмоциональной напряженности, воспитание уверенности в себе. Особое внимание при разработке системы коррекционных занятий по устранению речевого дефекта при заикании должно быть направленно на нормализацию психологических механизмов, необходимых для успешной коммуникативной деятельности заикающихся детей дошкольного возраста. На базе логопсиходиагностического исследования нами был сделан вывод о необходимости всесторонней коррекции заикания и многоплановой реабилитации заикающихся уже в дошкольном возрасте, что позволило бы устранить нарушения не только речевого статуса, но также коммуникативного и личностного.

Для проверки эффективности разработанной нами программы, мы планируем провести дальнейшее динамическое изучение детей. Окончательные результаты и выводы по предложенной нами программе намечены на конец учебного года.

Независимый сайт о заикании

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.СЛяпидевский, С.И.Павлова, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, Г.И.Ангушев, Л.З.Андронова, Э.М.Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.).

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико-психологической структуре заикания. Хр.Лагузен (1838) писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Р.Коэн (Кен, 1878) считал обязательным в лечении заикания укреплять в пациенте силу воли, внушать ему доверие к собственным силам и искоренять в нем убеждение, что он не может правильно говорить. Пациент должен перевоспитываться; он должен овладеть рефлексами, подчинять их осмысленным мотивам. Г.Каменка (1900) видел в лечении заикания борьбу с болезненным представлением как руководящий принцип лечения. А.Либман (1901) усложнение первичных непроизвольных расстройств координации со стороны органов речи видел в том, что эти расстройства обращают на себя внимание самого заикающегося и окружающих. При этом сам заикающийся становится недоверчивым к своим способностям речи. Из-за этого обстоятельства расстройство речи еще более усиливается.

Г.Д.Неткачев (1901, 1909, 1913) отводил главенствующую роль в структуре заикания представлению заикающихся о своем дефекте и связанному с ним «боязливому самочувствию». Сущностью заикания («психоневроза») является, по его мнению, «боязливое ощущение, представление, навязчивая идея, фобии и весь комплекс угнетающих эмоциональных переживаний перед опасностями в прошлом, настоящем и будущем».

Р.Денгардт, Т.Гепфнер, Э.Фрешельс (начало XX в.) сущность заикания видели в расстройствах, основанных на мыслительно-аффективных процессах.

«Специфической основой заикания мне кажется то психическое состояние, на основании которого у атактически говорящих лиц возникает сознание (!) расстройства их речи» . По мнению Т.Гепфнера, собственно заикание возникает у ребенка в результате осознания им своих физиологических речевых несовершенств путем эгоцентрических размышлений о своей речи, путем запоминания и осознания процесса речи и в результате потребности напрягать при этом свои силы. Сделанные наблюдения позволили Т.Гепфнеру и Э.Фрешельсу заключить, что «болезненные психические состояния могут быть устранены воздействием на психику, . что терапия ассоциативной афазии (заикания — В.С), направленная только на речь, составляет лишь часть терапии» .

Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.И.Пайкин, А.М.Смирнова, Н.А.Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф.Г.Штоккерт (1927), а затем М.И.Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь, этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится.

Этой же точки зрения придерживался М.Е.Хватцев, который писал: «. первичное спотыкание от травмы (шока) — еще не заикание. Это расстройство координации. Но когда у ребенка надолго остаются воспоминания о шоке и мысль, что он может снова споткнуться, то есть когда происходит фиксация внимания на спотыкании (подчеркнуто нами — В.С), тогда начинается развитие действительного заикания, ибо в тот момент все усилия артикулировать бесплодны. С возникновением психопатологических моментов заикание из простого расстройства координации превращается в невроз» .

Здесь уместно вспомнить слова С.Н.Давиденкова о том, что «одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство», есть «чувство собственной неполноценности», а чем больше больной неврастенией «фиксирует внимание на своем болезненном симптоме, тем, естественно, симптом этот становится более упорным. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет больного фиксировать на нем свое внимание, в вследствие этого симптом еще усиливается и еще более проковывает к себе внимание больного» .

Читайте так же:
Коморбидность депрессии и деменции

Отечественный психолог Н.И.Жинкин (1958), рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, находил, что «чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается слухом как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе» .

Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью. С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания».

Таким образом, при изучении литературных источников нетрудно заметить, что, с одной стороны, большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (в частности, их фиксированность на дефекте) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. С другой стороны, к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся можно отнести (по разным авторам) разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое).

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Это интересно:

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Психологические особенности детей с заиканием

Главной причиной заикания у детей считается генетическая предрасположенность. Но нередко ему предшествует психологическая травма: испуг, нервная обстановка в семье, сильные умственные нагрузки, резкая перемена привычного уклада жизни. До момента первых запинок дети выглядят совершенно здоровыми и, казалось бы, ничем не отличаются от сверстников. Однако так кажется только на первый взгляд.

Специалист способен распознать склонных к заиканию детей еще до проявления нарушений речи.

Психологические особенности, способствующие нарушению речи:

  • повышенная впечатлительность,
  • тревожность,
  • раздражительность,
  • робость,
  • обидчивость,
  • резкие смены настроения,
  • плаксивость.

У некоторых детей в возрасте 2-5 лет могут возникать страхи темноты, одиночества, нередко случается невротический энурез. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, плохо переносят необходимость ходить в детский сад.

Причины логоневроза

Заикание обычно начинает проявляться в возрасте от 2 до 4 лет.

Психологические особенности детей с заиканием

Мутизм — предшественник заикания

Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной психологической травмой, может наблюдаться мутизм, и ребенок совсем перестает говорить на какое-то время.

Мутизм — временное исчезновение речи под влиянием неблагоприятных психологический факторов. Длится это состояние может от нескольких часов до нескольких суток.

Вслед за мутизмом появляется заикание. Со временем оно неизбежно оказывает влияние на психологическое состояние ребенка.

Отличительные особенности заикающихся детей

Одновременно с появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, нарушение дисциплины, грубость.

Читайте так же:
Способы лечения заикания для детей

У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи закрывают рот рукой, как бы опасаясь своих ошибок. Или вовсе стремятся ограничить речевое общение.

Психологические особенности детей с заиканием

При своевременном обращении за помощью к врачу-психотерапевту или в специальный речевой центр, все эти признаки очень быстро корректируются и снижают свою болезненную выраженность.

Затягивать с лечением заикания опасно еще и по той причине, что речевые неудачи и насмешки ровесников могут повлечь за собой патологическую боязнь речи. На этом фоне разовьется логоневроз, справиться с которым будет сложнее.

При первых же проявлениях запинок в речи ребенка, обращайтесь за бесплатной консультацией в Центр реабилитации речи Татьяны Соловьевой по телефону 8 (812) 244-98-27 или записывайтесь на сайте.

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.

Состояние психического развития при заикании

Заикание – функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив. Вот почему следует серьезно задуматься над средствами устранения у детей этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами.

Проблема заикания в силу сложности и неоднородности дефекта (особенно в дошкольном возрасте) стоит как бы обособленно и требует более глубокого и всестороннего изучения со стороны специалистов различного профиля. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации. При наличии заикания создается особая социальная ситуация развития, связанная с несовершенной судорожной речью, затрудняющей коммуникацию. На этом фоне довольно часто возникают трудности социализации из-за проблем в коммуникативной деятельности, нередко сопряженной с логофобией. В данном случае, непосредственное значение имеет активизация личностных ресурсов компенсации как самого дефекта, так и связанных с ним нарушений социализации.

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников [1].

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся дошкольников внимания, памяти, мышления, психомоторики наглядно демонстрирует, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля. Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы. Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект [2].

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д. Неткачев, И.И. Тартаковский, Э. Фрешельс, Ф.Г. Штоккерт, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, Ю.Б. Некрасова, Г.И. Ангушев, Л.З. Андронова, Э.М. Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и др.) [1].

Читайте так же:
Сосудистая деменция этиология патогенез

В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка. Заикание возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию [3].

Основная задача – устранение у заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений. Педагог-воспитатель формирует, прежде всего, знания и навыки, предусмотренные коррекционной программой, ориентируясь на речевые возможности каждого ребёнка, закрепляет речевые успехи постоянно на своих занятиях и во всех режимных моментах. В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности воспитатель формирует определённые моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные с отношением человека к труду и коллективу, развивать стремление всё делать самому, понимание товарищества дружбы [4].

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания. Под ним понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. Содержание обследования может включать изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося. Это позволяет осуществить полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не должен быть оставлен без внимания. Большую роль на пути к преодолению данного речевого нарушения играет профилактическая работа: из беседы с родителями выясняются наиболее значимые события, произошедшие в семье, и в связи с этим уточняются особенности общего, моторного и речевого развития ребенка. Уделяется внимание изучению вопросов воспитания [5].

Одним из приоритетных направлений комплексного метода преодоления заикания является воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой, на его эмоционально-волевую сферу. Окружающие люди должны воспитывать у ребёнка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него: постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе преодоления речевого нарушения и убеждение, что в конце концов успех будет полным. Большое значение в процессе работы с заикающимися дошкольниками имеет речь окружающих – негромкая, спокойная, неторопливая. Тогда заикающиеся дети начинают подражать этой манере говорить. Отношения к детям должно быть ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.

Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 7 лет, ведущей деятельностью является игра. В ходе игровой деятельности происходит усвоение приёмов орудийной деятельности и норм социального поведения. Следовательно, в отношении детей дошкольного возраста все более и более внедряются в практику специальные приемы игровой психотерапии, сказкотерапии и психотерапии посредством рисунка.

Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, которое до конца не раскрыто. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Необходимо помнить, что оно лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной социализации. Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, т.к. зависит от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. Успешное преодоление сопряжено с систематической, тщательно скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны и специалистов и самих заикающихся. И результат такой совместной, направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания [4].

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector