Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спилбергера тревоги и тревожности шкалы — это

Спилбергера тревоги и тревожности шкалы — это.

Спилбергера тревоги и тревожности шкалы — группа опросников личностных, разработанных Ц. Д. Спилбергером в 1966—73 гг. Согласно концепции Спилбергера следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующиеся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех объективных характеристик, которые к этому не предрасполагают. С точки зрения автора существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:

1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;

2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги;

3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Концепция Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте. Наиболее широко распространенной является шкала State-trate-anxiety-inventory (STAI), представляющая собой комбинацию трех известных тестов: Шкалы тревожности Кэттелла и Шайера, «Проявлений тревожности» шкалы Тейлор и Шкалы тревожности Велша (1964). Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. С помощью первой определяется как человек чувствует себя сейчас, в данный момент (STAI:X-1) или актуальное состояние, а заданиями второй выясняется как субъект чувствует себя обычно (STAI:Х-2), то есть диагностируется тревожность как свойство личности. Примеры утверждений для диагностики тревоги-состояния и тревожности-свойства:

Х-1: — Я чувствую себя свободно.

— Я слишком возбужден и мне не по себе.

— Я чувствую себя отдохнувшим.

Х-2: — Я обычно быстро устаю.

— Обычно я чувствую себя в безопасности.

— Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

— Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Каждая из частей шкалы имеет собственную инструкцию, заполнение бланка ответов несложно и продолжительность обследования составляет 5—8 минут. Отдельные высказывания, включенные в опросник, оцениваются респондентами по четырехбалльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частых опросника различна. Для (STAI):Х-1 — «совершенно верно» (4 балла), «верно» (3 балла), «пожалуй, верно» (2 балла), «совершенно неверно» (1 балл). Для STAI:X-2 — «почти никогда» (1 балл), «иногда» (2 балла), «часто» (3 балла), «почти всегда» (4 балла).

Первичная оценка переводится в процентильные показатели. Процентили приводятся отдельно для мужчин и женщин. Кроме этого Спилбергер приводит средние показатели тревожности и тревоги для отдельных контингентов испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной дороги, рабочих, студентов, руководящих работников, алкоголиков, шизофреников). При анализе валидности обнаружены положительные коэффициенты между результатами STAI (С. т. т. ш.) и опросниками «Шестнадцать личностных факторов (Р. Кеттела) и EPQ (личностный опросник Айзенка. Результаты факторного анализа подтверждают валидность С. т. т. ш. Надежность определялась методом расщепления. В разных выборках r=0,38—0,32. Внутренняя согласованность утверждений С. т. т. ш. находится на достаточно высоком уровне. Надежность ретестовая при интервале ретеста 14 дней для STAI:Х-2 составила rt=0,77, для STAI:X-1 rt=0,59, что в данном случае является еще одним подтверждением ориентированности опросников Х-1 и Х-2 на ситуативные и относительно постоянные черты. С. т. т. ш. допускает индивидуальное и групповое использование. Наряду со шкалой С. т. т. ш. в 1973 г. была разработана шкала (STAIC State — Trait — Anxiety — Inventory for Children). Окончательная версия STAIC явилась продолжением работы над STAI с целью создания опросника для подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Также как и в шкале STAI, в подростковой версии содержится 20 вопросов и имеется две раздельные части опросника: А-state, А-trait. Обработка и интерпретация аналогична STAI, с той только разницей, что в опроснике для подростков уменьшено количество позиций шкалы рейтинговых оценок: «почти никогда», «никогда», «часто». Шкала характеризуется высокой стабильностью результатов во времени при повторном тестировании спустя 2 недели для всей выборки стандартизации имели значение rt=0,27 (при исследовании А-state) и rt=0,83 (при исследовании А-trait) (у мальчиков, соответственно, rt=0,22 и у девочек rt=0,82). Внутренняя согласованность подтвердилась корреляцией заданий с общим результатом по каждой из частей шкалы и коэффициентом &alfa; Кронбаха при исследовании А-state rxy=0,26-0,52, коэффициент &alfa; имеет значение 0,8; при исследовании А-trait rxy=0,13-0,52, коэффициент &alfa; имеет значение 0,916. Корреляция между шкалой свойства и шкалой состояния — rxy=0,41. Анализ валидности STAIC осуществлялся по выше описанной модели валидизации STAI. Однако имелось и оригинальное исследование валидности критериальной путем оценивания различий в состоянии тревожности у десятилетних девочек и мальчиков при пребывании в школе и перед посещением стоматолога. Имеются сведения о положительной связи STAIC и «Проявлений тревожности» детской (шкалой CMAS). Проведение обследования с помощью STAIC аналогично работе со взрослой версией шкалы: выполнение обеих частей требует около 8—12 минут. Рекомендуется первой применять шкалу состояний, а второй шкалу свойств. В отличии от опросника STAI в подростковой форме оценки первичные могут быть переведены как в процентили, так и в стэны отдельно для мальчиков и девочек. Разница между возрастными категориями испытуемых была настолько малой, что авторы отказались от разработки отдельных норм.

Читайте так же:
Программа для снятия тревожности учащихся

С помощью С. т. т. ш. возможно индивидуальное и групповое обследование. Опросники широко распространены в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оцениваются за компактность и достоверные диагностические данные. Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов — низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов — средний уровень тревожности и выше 46 баллов — высокий уровень тревожности.

Приложение 5 Исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Обработка результатов:

1) определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа;

2) на основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого;

3) вычисление среднегрупповых показателей ситуативной и личностной тревожности и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31–44 балла – умеренная, 45 и более– высокая.

Читайте так же:
Техники снятия тревожности у детей

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости – рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. У низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко-и низкотревожные.

Бланк шкал самооценки Спилбергера

Фамилия, имя отчество –

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Спилбергер, Чарльз д

Интересы:клиническая психология, эмоции, психология здоровья, научение, стресс, личность.

Образование:бакалавр (химия), Технологический институт Джорджии, 1949; бакалавр (психология), Айовский университет, 1951; магистр, Айовский университет, 1953; доктор, Айовский университет, 1954.

Профессиональная деятельность:профессор Южно-Флоридского университета, 1967-72, директор Центра исследований в области поведенческой медицины и психологии здоровья, 1977; заслуженный профессор-исследователь, 1985-; член 1,3,5,8,12,13,17,26,27, 38, 42, 47 отделений АРА; президент Юго-Восточной психологической ассоциации, 1972-3; президент 27 отделения АРА, 1974-5, 12 отделения, 1989-90, АРА, 1991-2; президент ПсиХи, 1980-3; президент Международного общества по изучению состояний беспокойства, 1984-6; президент Международного совета психологов, 1986-7; президент Общества личных суждений, 1986-8; почетный доктор права Тихоокеанской аспирантуры психологии, 1990; почетный доктор, Венгерского университета физического образования, Будапешт, 1991; президент Международной ассоциации управления стрессами, 1992-; «награда века» «За выдающийся вклад в познание и профессиональную практику и выдающийся вклад в преподавание психологии», АРА, 1992; председатель Национального совета президентов научных обществ, 1994; президент Международной ассоциации прикладной психологии, 1994.

Тревоги и тревожности шкала(State-Trate-Anxiety-Inventory (STAI) 1964;

Тревоги и тревожности шкала детская (State-Trait-Anxiety-Inventory for Children (STAIC) 1973.

1962 The role of awareness in verbal conditioning. In C. W. Eriksen (ed.).

Behaviour and Awareness. Duke University Press (also in Journal of Personality, 30, supplement).

1966 Anxiety and Behavior. Academic Press.

1970 (ed.) Community Psychology: Perspectives in Training Research. Appleton-Century-Crofts (with I. Iscoe).

1972 (ed.) Anxiety: Current Trends in Theory and Research (2 vols.).

1979 Understanding Stress and Anxiety. Harper & Row.

1979-1995 Advances in Personality Assessment, vols. 1-10. LEA (ed. with J. N. Butcher).

4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв

. Л.С.Выготского, П. П. Блонского и др. Одной из первых в психологии появилась категория образа, которая стала ведущей при изучении познания. Еще . то в современной науке «Образ-Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности. Образ предмета рассматривался многими учеными как сигнал, на основе которого . Психология развития изучает прежде всего генезис, динамику становления образа, мотива, .

1987 Effects of smoking on heart rate, anxiety, and feelings of success during social interaction. Journal of Behavioral Medicine, 10,629-638 (with D. G. Gilbert).

1988 The State-Trait Anxiety Inventory (STAI).

r. M. Hersen and A. S. Bellack (eds), Dictionary of Behavioural Assessment Techniques. Pergamon

1991 War-related stress: Addressing the stress of war and other traumatic events. Folkman, B. Lepperi Green, D. Meichenbaum, N. A. Milgram L. Sandier, I. Sarason and B. van der Kolk).

1995 (ed.) Test Anxiety: Theory, Assessment, and Treatment. Hemisphere/Taylor and Francis (with P.R.Vagg).

1996 Personality characteristics of users of smokeless tobacco compared with cigarette smokers and iion-users of tobacco products. Personality and Individual Differences, (with J. P. Foreyt, G. K. Goodrick and E. G. Reheiser).

Чарльз Д. Спилбергер родился и получил образование в Джорджии. Он активно служил резерве Военно-морских сил США и по сей день имеет звание капитана 3 ранга. Поработав в Айове в 1967 в университетах Дьюкаи Вандербильта, Спилбергер перебрался в Южно-Флоридский университет в Тампу. Он является плодовитым издателем, редактором и педагогом, который много сделал для пропаганды психологии и ее профессиональной организации. Его основные исследовательские интересы занимают достаточно широкую сферу в области клинической психологии и психологии здоровья, включая бихевиоральную медицину. Больше всего Спилбергер привлекает изучение эмоций, стрессов и управления ими. Его работа в этой области оказала огромное влияние, а издаваемая им серия книг «Стресс и эмоция» считается основным справочным изданием.

Читайте так же:
Упражнения для восстановления речи при заикании

Одним из главных вкладов Спилберга является разработанная им в 1960-х анкета признаков и состояний тревоги. Она была создана на основании анализа 177 показателей, собранных на репрезентативной выборке студентов колледжа. С помощью этой анкеты можно определить состояния и признаки тревоги по двадцати разрядам, каждый из которых включает в себя четырехбальную шкалу напряженности состояния. Результаты применения этой анкеты доказали свою достоверность, и уже в течение двух десятилетий ею пользуются как стандартным методом измерения тревоги. Схожий метод был им разработан для измерения уровня тревожности у детей.

Кроме своей научной деятельности, Спилбергер является выдающейся фигурой в ряде профессиональных и научных организаций. В 1991-2 он стал 100-м президентом АРА, работал в Научном совете этой же организации, был сопредседателем Объединенного комитета по пересмотру стандартных тестов и, до 1994, президентом Международной ассоциации прикладной психологии.

Мало кому из психологов удавалось оказывать столь длительное влияние как на научную, так и на организационную сферы науки.

Спилбергера тревоги и тревожности шкалы Обзор

Группа опросников личностных, разработанных Ч. Д. Спилбергеромв 1966-1973 гг. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:

Психология страха и тревоги у спортсменов-фигуристов

. состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Страх в экзистенциональном смысле — . предложил свою классификацию страхов, выделив биологические, социальные и экзистенциальные страхи. Тревога (тревожность) выражается в нарушении внутреннего психологического комфорта, переживание сильного .

1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;

2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги;

3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Концепция Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте.

Наиболее широко распространенной является шкала State-Trate-Anxiety-Inventory (STAI), представляющая собой комбинацию трех известных тестов: шкалы тревожности Кэттеллаи Шайера,«Проявлений тревожности» шкалы(MAS)Тейлори шкалы тревожности Велша (1964).

Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI:X-1) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задания второй шкалы (STAI:X-2) направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности.

Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частях опросника различна. Для STAI:X-I: «совершенно верно» (4 балла), «верно» (3 балла), «пожалуй, верно» (2 балла), «совершенно неверно» (1 балл).

Читайте так же:
Заикание и способы его коррекции

Для STAI:X-2: «почти никогда» (1 балл), «иногда» (2 балла), «часто» (3 балла), «почти всегда» (4 балла).

Оценка первичная переводится в процентильные показатели. Процентили приводятся отдельно для мужчин и женщин. Кроме этого, Спилбергер приводит средние показатели тревожности и тревоги для отдельных контингентов испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной дороги, рабочих, студентов, руководящих работников, алкоголиков, шизофреников).

При анализе валидности обнаружены положительные коэффициенты корреляции результатов STAI с такими опросниками, как «Шестнадцать личностных факторов» опросники EPQ (см.Айзенка опросники личностные).

Результаты факторного анализа подтверждают валидность шкалы STAI. Надежность определялась методом расщепления; в разных выборках r = 0,38 — 0,32. Внутренняя согласованность утверждений опросника находится на достаточно высоком уровне. Надежность ретестовая при интервале ретеста 14 дней для STAI:X-2 составила rt= 0,77, для STAI:X-1 rt= 0,59, что в данном случае является еще одним подтверждением ориентированности опросников Х-1 и Х-2 на ситуативные и относительно постоянные черты.

Опросник допускает индивидуальное и групповое использование.

Наряду со шкалой STAI в 1973 году была разработана шкала STAIC (State-Trait-Anxiety-Inventory for Children).

Окончательная версия STAIC явилась продолжением работы над STAI с целью создания опросника для подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Так же как и в шкале STAI, в подростковой версии содержится 20 вопросов и опросник делится на две части: A-state, A-trait.

Обработка и интерпретация аналогична STAI, с той только разницей, что в опроснике для подростков количество позиций шкалы рейтинговых оценок уменьшено до трех.

Шкала характеризуется высокой стабильностью результатов во времени. Коэффициенты корреляции при повторном тестировании спустя 2 нед. для всей выборки стандартизации имели значение rt= 0,27 (для A-state) и rt= 0,83 (для A-trait) у мальчиков и соответственно rt= 0,22 и rt= 0,82 у девочек. Внутренняя согласованность подтверждается корреляцией заданий с общим результатом по каждой из частей шкалы и коэффициентом альфа Кронбаха. При исследовании A-state rxy= 0,26 — 0,52, коэффициент альфа имеет значение 0,80; при исследовании A-trait rxy= 0,13 — 0,52, коэффициент альфа— 0,916. Корреляция между шкалой свойства и шкалой состояния rxy= 0,41.

Анализ валидности STAIC осуществлялся по описанной выше модели валидизации STAI. Однако имелось и оригинальное исследование валидности критериальной путем оценивания различий в состоянии тревожности у десятилетних девочек и мальчиков во время пребывания в школе и перед посещением стоматолога. Имеются сведения о положительной связи STAIC с Детской проявлений тревожности шкалой(CMAS).

Проведение обследования с помощью STAIC аналогично работе со взрослой версией шкалы, выполнение обеих частей занимает от 8 до 12 мин. Рекомендуется первой предъявлять шкалу состояний, а второй шкалу свойств. В отличие от опросника STAI, в подростковой форме оценки первичные могут быть переведены как в процентили, так и в стэны отдельно для мальчиков и девочек. Разница между возрастными категориями испытуемых была настолько малой, что авторы отказались от разработки отдельных норм.

Возможно индивидуальное и групповое обследование.

Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978).

Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов — низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов — средний уровень тревожности и выше 46 баллов — высокий уровень тревожности. Опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики, и высоко оценивается за компактность и достоверные диагностические данные.

Инструкция

Особенности проведения процедуры тестирования.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните (запишите) наиболее подходящую для вас цифру: «I» — нет, это совсем не так; «2» —пожалуй, так; «З» — верно; «4» — совершенно верно.

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)

Читайте так же:
Спилбергера ханина тревожность обработка результатов

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии:

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «I» — почти никогда; «2» — иногда; «З» — часто; «4» — почти всегда).

Профилактика личностной тревожности подростков интерактивными средствами сенсорной комнаты

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение тревожности связано с проблемами в удовлетворении возрастных потребностей ребенка. Закрепление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который способствует увеличению и сохранению тревожности. В периоды «возрастных кризисов» тревожность может вызывать острые состояния паники или уныния, влияя на снижение самооценки подростков и формирование их личности.

Ч. Д. Спилбергер выделяет тревожность, как свойство личности, называя два вида тревожности: реактивную и личностную. Тревожность в функциональном походе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом [1]. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, возникает как эмоциональный отклик на стрессовую ситуацию. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [2].

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, которая может привести к появлению чувства тревожности, психологического дискомфорта. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий [2]. Полученные А. М. Прихожан данные свидетельствуют о том, что в 8-м классе отмечался внезапный всплеск количества эмоционально благополучных испытуемых с конфликтной самооценкой [3].

В нашем исследовании приняли участие 22 ученика 8-го класса, МБОУ СОШ № 16 города Кирова. Для выявления уровня личностной тревожности подростков мы использовали методику «шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» [3]. Обработав результаты исследования, мы получили данные, приведенные на рис. 1.

Рис. 1. Распределение респондентов по уровню личностной тревожности

Анализируя результаты исследования, мы получили, что у 67,5% подростков преобладает нормальный уровень тревожности, то есть определяемый уровень тревожности выступает как свойство, необходимое для адаптации и продуктивной деятельности человека. 18% респондентов не свойственна тревожность, то есть они могут иметь защитную реакцию или для них характерно «чрезмерное спокойствие». У 10% подростков повышен уровень личностной тревожности, он связан с определенным кругом жизненных ситуаций. 4,5% респондентов имеют явно выраженный уровень личностной тревожности, этим подросткам свойственно беспокоиться по различным ситуациям, и они находятся в постоянном эмоциональном напряжении. Если с такими подростками не проводить профилактическую работу, то это может привести к неврозам, замкнутости, депрессивным состояниям. Для профилактики личностной тревожности мы используем интерактивное оборудование сенсорной комнаты: звездный дождь, песочный стол, пузырьковую колонну, нирвану, звездное небо. Это оборудование направлено на работу с эмоциональным состоянием, преодолением страхов, снятием мышечного и психологического напряжения. Работа с подростками в сенсорной комнате поможет скорректировать эмоциональное состояние, преодолеть страхи подростков и повысить самооценку. Различные упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты направлены на стимулирование положительных эмоций и снижение уровня тревожности подростков. Организованная профилактическая работа будет способствовать снижению личностной тревожности подростков, уменьшению её негативного влияния в период возрастного кризиса.

1. Карандашев В. Н., Лебедева М. С., Спилбергер Ч.Д. Изучение оценочной тревожности: руководство по использованию. СПб: Речь, 2004. 80 c.

2. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 107–110.

3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector