Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лечение заикания у детей в нашей клинике

Лечение заикания у детей в нашей клинике

Заикание или логоневроз – еще одно серьезное неврологическое заболевание, опасность которого современное украинское общество упрямо отказывается понимать. Это объясняет, почему так мало детей проходит лечение логоневроза в Киеве: срабатывает все та же вековая установка, что «пройдет» само. И, как это предсказуемо случается с заболеваниями неврологического характера, оно не проходит, а усугубляется. Таким может быть будущее вашего ребенка, если не начать своевременное лечение логоневроза у детей в Киеве:

  • речь станет ему в тягость: при попытке что-то сказать ребенок напрягается, краснеет, делает резкие движения руками и ногами. Выглядит так, будто он поднимает тяжесть, а не пытается поздороваться или ответить на вопрос;
  • в полной мере проявится необщительность – ребенок отлично понимает, как со стороны выглядят его попытки говорить. Ему проще вовсе перестать говорить вне дома;
  • развивается депрессия – ребенок становится неуверенным и закомплексованным, теряет мотивацию к обучению и общению, круг его общения сужается;
  • на фоне перечисленных деформаций характера возможно падение успеваемости, девиантное поведение.

Действительно, не все дети тяжко переживают заикание: есть среди них и такие, что игнорируют его, у них в меньшей мере проявляются физические симптомы, а уж психологические проблемы – большая редкость. Но статистические данные – как общедоступная информация, так и опыт специалистов Центра стимуляции мозга – доказывают, что заикание доставляет детям ощутимый дискомфорт, заставляет их чувствовать свою несостоятельность, поэтому нуждается в лечении. И обратите внимание – в профессиональном, разнообразном и планомерном лечении, которое вы можете в любое время получить в Киеве в Центре стимуляции мозга.

Заикание: причины, особенности проявления

Если человек заикается, это видно сразу по частым паузам и запинкам в речи, слогам, которые то неестественно растягиваются, то произносятся слишком быстро. Заикание затрагивает не только речь, но также ряд других сфер.

Эмоционально-волевую – заикающиеся дети часто плачут, склонны к перемене настроения. Поведенческую – родители отмечают ухудшение поведения, особенно дома, в семье, где ребенок как будто отыгрывается за то, что у него не получается общаться со сверстниками в школе или саду. Могут появляться проблемы со здоровьем, проявляются специфические состояния, которые активизируются в момент речи: тахикардия, потливость, покраснение век, нервный тик, дефицит внимания. Все эти явления – последствия заикания, лечение которого у детей 3 лет часто занимает не больше месяца и полностью устраняет все перечисленные явления.

Проблемы с речью вызваны спазмами мышц артикуляционного аппарата, которые задействованы в процессе произношения звуков и слогов. Остальные признаки – вторичны и являются результатом неспособности мозга справиться с сенсорной нагрузкой. Механизм возникновения проблемы тот же, что и в ряде других речевых отклонений: по различным причинам мозгу нужно слишком много ресурсов на обработку сенсорной информации извне, поэтому их просто не хватает на адекватное функционирование речевого центра.

К этим «различным» причинам заикания у детей относятся:

  • наследственность – если в семье встречались случаи заикания, то риск его появления у ребенка повышается;
  • эндокринные нарушения – возрастные или наследственные;
  • перегрузка нервной системы в результате органической ее недоразвитости, травм, перенесенных инфекционных заболеваний;
  • стрессовые факторы – испуг или психическая травма (грубое отношение к ребенку со стороны родственников).

Методы лечения заикания у детей в Центре стимуляции мозга в Киеве

Чаще всего заикание возникает в возрасте от 3 до 8 лет – именно в этом промежутке его лечение будет особенно эффективным, поскольку заболевание не успеет прогрессировать. Сложность состоит в том, что в этом же периоде проблемы речи можно считать ситуативными, списывать их на недоразвитость речевой сферы, на особенности ее становления.

Чтобы не упустить момент, мы советуем обращаться в Центр стимуляции мозга при первых симптомах речевых затруднений, особенно если они сопровождаются речевыми затруднениями.

В Центре стимуляции мозга используют разные методы лечения заикания у детей – консультации психолога, логопедические упражнения для лечения от заикания, современные аппаратные методики (inTime, Томатис, Интерактивный метроном), элементы арт-терапии. Если необходимо – медикаментозное лечение. Содержание курса лечения и его длительность всегда индивидуальны и зависят от типа спазмов, их локализации, тяжести состояния и причин, повлекших за собой эти изменения.

Благодаря такому подходу в Центре стимуляции мозга методы воздействия для каждого ребенка подбираются верно, поэтому лечение заикания у детей в Киеве заканчивается полным исцелением и отсутствием рецидивов в будущем.

Читайте так же:
Сиделки с проживанием для больных деменцией

Как лечить заикание: несколько способов восстановления темпа речи

Как лечить заикание: несколько способов восстановления темпа речи

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, поэтому многие логопеды начинают работать, прежде всего, над восстановлением дыхания. Однако причин появления судорог может быть несколько, это зависит от формы заикания (неврозоподобная или невротическая). Выбор метода коррекции заикания осуществляют родственники больного, но перед тем как приступить к лечению заикания, ему необходимо пройти комплексное обследование. Оно включает психолого-педагогическое, медицинское и логопедическое изучение заикающегося.

О причинах заикания у детей читайте здесь.

Этапы обследования

Перед самим лечением заикания у детей на первом этапе обследования производится сбор анамнестических данных, было ли заикание у родственников, по какой линии, темп речи родственников, протекание беременности и родов, были ли органические нарушения, соматические заболевания, сон ребенка, обстановка в семье, контактный ли ребенок, спокойный или беспокойный? На втором этапе ребенок проходит обследование у невролога, который изучает общую моторику.

На третьем этапе обследование проводят психолог и логопед, выявляя черты характера ребенка: капризный, уравновешенный, подвижный, замедленный, тревожный, слезливый, раздражительный, пугливый. Каков характер игры, склонность к определенным играм, проявляется ли заикание в игре наедине с собой и со сверстниками. Изменилось ли поведение ребенка с момента появления, заикания, состояние сна, аппетита, настроения, появились ли капризы, энурезы, страхи, негативизм. Выясняется собственное отношение к дефекту и отношение семьи, наличие перегрузок, кругозор. Также изучается темп речи, тип голоса, особенности дыхания, выраженность заикания в разных видах речи (сопряженной, отраженной, шепотной, в автоматизированных рядах, при чтении стихов, прозы, в вопросно-ответной речи, в рассказе на заданную тему, при пересказе прочитанного, в спонтанной речи). Изучаются тип и локализация судорог, наличие трудных звуков, речевых уловок, эмболофразии, наличие насильственных содружественных движений при заикании, факторы, усиливающие и улучшающие заикание, логофобии, периоды без заикания, их регулярность и продолжительность, типы течения заикания.

Только после выяснений полной картины заболевания можно выбрать тот или иной метод лечения заикания. Чаще всего лечение заикания включаетс в себя целый комплекс мероприятий, в том числе работа логопеда по формированию плавной устойчивой речи, способности произносить синтагму на одном выдохе. Также с заикающимся ребенком работает психолог, воздействуя на личность, формирует социальную активность, изменяет отношение к дефекту и к себе как коммуникативному партнеру. Невролог также учатсвует в лечении: проводит профилактическую работу по появлению рецидивов, которая связана с лечебно-оздоровительными поддерживающими курсами реабилитации.

Основные направления психолого-педагогической работы при лечении заикания

Исследователи в области логопедии выделяют семь основных направлений работы с заикающимися разного возраста.

Охранительный речевой режим. Этот этап направлен на нормализацию работы ЦНС (от 2 дней до месяца). В это время экспрессивная речь ограничивается, используются краткие ответы: да, нет. Подросткам и взрослым рекомендуется хранить полное молчание. На этом этапе больной ограждается от физических и психических перегрузок. Обязательно соблюдать режим дня, сон не менее 8-10 часов, полноценное белковое питание, длительные прогулки на воздухе. Исключаются игры соревновательного характера, рекомендуются занятия танцами, плаванием, лыжами, настольными играми, пением, дневной сон. Запрещен просмотр телевизора длительное время, общение с многочисленными родственниками (желательно отправить ребенка к бабушке в деревню). Логопед на этом этапе проводит с детьми игры-молчанки, включающие в себя моделирование заданных ситуаций. Например, «В больнице» — больные спят, тишина, мы их лечим; «Аквалангист», «Фотоохота», «В горах», «Спит добрый волшебник» и др.

Формирование речевого дыхания. Работа направлена на расслабление дыхательного аппарата и создание его координированной работы с голосовым и артикуляционным аппаратами. Сначала логопед работает над физиологическим дыханием, используя упражнения по постановке диафрагмального дыхания, дыхания животом. Затем приступает к формированию длительного фонационного выдоха на основе протяжного произнесения гласных звуков, чтобы сознательно распределить воздух при речевом выдохе и его хватало для произнесения фразы. Важен длительный выдох (используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Формирование навыков рационального голосоподачи и голосоведения. Цель работы на этом этапе – снятие мышечного напряжения с голосового аппарата, развитие слитного произношения и мягкой атаки звукоголоса с использованием грудного резонатора. Предлагается произнесение длинного ряда гласных звуков на одном выдохе при непрерывном артикулировании.

Развитие просодической стороны речи. Обучение выразительности речи и передаче основных типов интонаций. Сначала произносится ряд гласных звуков с разнообразными модуляциями голоса, затем ряд слогов, далее слов, фраз с разной интонацией. Затем осуществляется переход к членению текста на синтагмы (совокупность нескольких слов на одном выдохе).

Читайте так же:
Подкорковая сосудистая деменция хроническая ишемия головного мозга

Развитие координации и ритмизации движений. Развивается координация и точность движений рук, ног, пальцев рук, артикуляционных движений, формируется ритмизация речи. Рекомендуется использовать логоритмические упражнения.

Регуляция эмоционального состояния больного (доминирует в психотерапевтических методиках). Основной метод – аутогенная тренировка, которая базируется на мышечной релаксации и произвольной регуляции вегетативных функций. Создается эмоциональное состояние спокойствия и его связь с плавностью речи. Используются элементы массажа дыхательной, артикуляционной, вокальной мускулатуры, биологически активных точек. Используется такой прием как расслабляющая медитация «Волшебный сон».

Развитие планирующей функции речи. Заикающийся должен проговаривать фразу про себя, это способствует организации внутренней речи, обдумыванию фраз, установление пауз во время речи.

Основные методики коррекции заикания

В 40-е годы ХХ века логопед-дефектолог Н.А. Власова предложила методику коррекции заикания на основе усложнения речевого материала или постепенного усложнения типов речи. Сначала заикающийся использует только сопряженную речь (совместно с педагогом), затем отраженную речь (самостоятельно), затем ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, потом самостоятельное описание картинки, далее диалогическую речь в игровых речевых ситуациях, в завершении работы – самостоятельную монологическую речь в различных ситуациях. Цель этой методики формирование речи от ситуативной с опорой на событие до контекстной, самостоятельной, без заикания.

Многие исследователи в области логопедии считают заикание психологическим нарушением, поэтому некоторые методики направлены на знакомство с эмоциональными проявлениями человека, преодоление психологических барьеров в общении, снятие напряжения и приобретение навыков саморасслабления. К одной из таких методик относится методика нейропсихолога, доктора психологических наук, Т.Г. Визель, которая предложила использовать в работе с заикающимися некоторые психологические приемы:

Упражнения и игры для избавления от заикания

Больному предлагается молча изобразить эмоцию, например, негаданную радость, разочарование, робость, гнев; или без слов, жестами изобразить ситуацию: игра в снежки, до свидания, охарактеризовать предмет.

Игры на развитие навыков эффективного общения

«Связующая нить» — участники садятся в круг и передают клубок ниток с пожеланиями друг другу. Потом закрывают глаза и создают единое целое, каждый из участников – важная часть этого целого. Также используются такие игры, как «Тропинка», «Копна», «Кочки» и др.

Релаксационные игры

Направлены на расслабление, например, игра с песком, где участники набирают в руки воображаемый песок, сильно сжимают пальцы, удерживают песок, затем постепенно раскрывая пальцы, высыпают песок на колени. Используются и другие подобные игры, такие как «Солнышко и тучки», «Лицо загорает», «Сон на берегу моря».

Активизация внимания к частям своего тела

Используются соответствующие стихи, жесты, например, поздороваться, во время прочтения стихов заикающийся отвлекается от своего дефекта и без запинки заканчивает запланированную фразу в рифму.

Артикуляционное зеркало

Педагог показывает артикуляционные позы, ребенок повторяет за ним как в зеркале.

Игра «Домик»

Ребенок прячется в домике, берет любимую игрушку и по желанию отвечает на вопросы логопеда. Цель игры – снятие логофобии.

Игра «Что звучит»

Цель игры различение неречевых звуков (бубен, дудочка, вода, ложка об ложку) и ориентировка в пространстве: откуда звук? (Справа, слева, далеко, близко).

Библиотерапия

Одной из интересных методик психокоррекции заикания является методика логопеда, психолога Ю.Б. Некрасовой. Это уникальная система основана на логопсихотерапии и отличается от других методик использования библиотерапии – специально выбранного для чтения материала. Ее цель – решение личных проблем больного с помощью направленного чтения. Используются художественные произведения, героем которых является персонаж, попавший в трудную жизненную ситуацию, (например, сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»).

библиотерапия

По мнению Ю.Б. Некрасовой, заикание – это социальный дефект. Проблема выражается в таких видах семейной дисгармонии, как отношение к заикающемуся как неполноценному, преувеличение значимости дефекта, провокации роли больного или, наоборот, преуменьшение значимости дефекта, что приводит к тревожности, неуверенности ребенка в себе и тормозит его развитие. Сверхтребовательная форма отношения в семье, и как следствие, оправдание неуспеха и уход в заикание. Вся методика строится на семейном чтении по заданию психотерапевта, а затем на групповых занятиях, целью которых является формирование здоровья личности.

Этапы библиотерапии

1 этап – пропедевтический. Терапия проводится на расстоянии в переписке заикающегося с его семьей не менее полугода. Этот этап диагностический и мотивационно-стимулирующий: необходимо вовлечь значимых для заикающегося членов семьи в процесс библиотерапии. Это может быть мама, брат или жена участника. Пациент и члены его семьи читают и анализируют различные художественные произведения, каждое из которых преследует свою психотерапевтическую цель, делятся впечатлениями, обозначая свои эмоции. Впоследствии заикающийся может стать автором собственного произведения.

Читайте так же:
Как определить уровень тревожности у детей

2 этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии или директивное групповое воздействие онлайн. Собираются два круга: первый – сами заикающиеся, второй – их родственники. Психотерапевт проводит внушение в бодрствующем состоянии, его цель – эмоциональные и поведенческие изменения заикающихся и их семей.

3 этап – активная групповая, семейная логопсихотерапия. Сюда входят логопедические занятия по формированию навыков новой речи, преодоление психологических комплексов, улучшение произношения, символотерапия, «якорь» во время речи, кинезитерапия (движения во время речи). Проходит с родственниками два месяца, направлена на поиск положительного во всем.

4 этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия. Через полгода после основного курса лечения происходит закрепление оздоравливающих психических состояний.

Библиотерапия имеет хорошие результаты по устранению заикания, опосредовано воздействую на мотивационно-потребностную сферу личности заикающегося. Реализуется в индивидуальных и групповых формах, способствуя самопознанию личности и членов группы. Библиотерапия помимо выполнения коммуникативной функции рождает в человеке веру в себя, осуществляет активную поддержку родственников и возрождает традицию семейного чтения.

Задайте вопрос логопеду . Онлайн. Бесплатно .

Лечение заикания

Лечение заикания – одно из направлений работы сети медицинских клиник «Династия». Этим медицинским термином обозначают расстройство речи, при котором появляются дефекты ее ритмики, фиксируются патологические судорожные движения артикуляционной мускулатуры и мускулатуры гортани. С проблемой сталкиваются многие: помощь может понадобиться и ребенку, и взрослому. Механизм формирования проблемы – спазмы мышц речевого аппарата, вызванные чрезмерной активностью мозговых центров, отвечающих за речь.

ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ ДОСТУПНО В ФИЛИАЛАХ:

Лечение заикания в Приморском районе

Лечение заикания в Петроградском районе

Лечение заикания в Красногвардейском районе

Существуют два основных типа патологии – клонический и тонический. При клоническом типе человек многократно повторяет звуки и слова из-за кратковременного мышечного спазма. При тоническом типе человек затягивает звуки и не может вовремя перейти к артикуляции следующего звука. Происходит это из-за продолжительного сокращения мышц речевого аппарата.

Лечение заикания у взрослых в СПб – сложная задача, так как если дети часто не вполне осознают проблему, то у взрослых она осложняется страхом перед общением, раздражительностью, замкнутостью и затруднением социальной адаптации.

Причины развития патологии

Заикание – непростое состояние, и коррекция заикания начинается с выявления причин. Принято выделять две группы – предрасполагающие и провоцирующие факторы. К первой группе причин относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • болезни, затрагивающие функции головного мозга, в том числе опухоли, инсульты или черепно-мозговые травмы;
  • родовые травмы;
  • переутомление и слабость нервной системы (например, как следствие перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний).

К провоцирующим проблему факторам можно причислить:

  • сильный стресс, испуг;
  • жизнь в двуязычной или мультиязычной семье;
  • детское подражание кому-то из близких (если в круге общения есть люди с той же проблемой);
  • ускоренную речь.

Методы диагностики и симптомы

Диагностикой заболевания занимаются специалисты-логопеды, неврологи и психологи. При осмотре врачи обращают внимание на симптомы:

  • Дефекты речевого дыхания. Это увеличенный расход воздуха при вдохе и выдохе, затянутый вдох и укороченный выдох.
  • Понижение голоса. Произношение звука может сопровождаться судорожным смыканием голосовой щели; наблюдаются проблемы с произношением гласных звуков. При понижении голоса до шепота, а также при пении, человеку легче говорить.
  • Органические дефекты артикуляционного аппарата. Это могут быть высокий свод неба, искривленная носовая перегородка, неконтролируемые отклонения высунутого языка влево или вправо от средней линии.
  • Наличие сопутствующих движений. Часто при наличии проблемы с образованием звуков человек совершает движения, которые, как ему кажется, помогают. Это могут быть закидывание головы, сжатие кулаков, переступание ногами.

Лечение заикания

Для более детальной диагностики обязательно используют инструментальные методы исследования – электроэнцефалографию и эхоэнцефалографию.

Коррекция заикания

Лечение заикания длительное и комплексное. Лечение заикания в СПб включает логопедические и психотерапевтические методы, а также лекарственную терапию.

Основа терапии – работа с логопедом и психологом, так как практически всегда присутствует и психологическая составляющая. Работа логопеда в этом случае проводится индивидуально и направлена на развитие правильных речевых навыков и выравнивание темпа речи. Лечение заикания у взрослых в Санкт-Петербурге может включать групповую психотерапию, а индивидуальная и групповая работа с психологом эффективны и в детской терапии.

Возможно направление к врачу-остеопату для помощи в снятии напряжения и судорог мышц речевого аппарата.

Лечение заикания, если им страдает ребенок, может включать логопедические занятия по обучению монотонной или распевной речи, в ходе которых формируется умение говорить в такт с ритмичными движениями. Врачи используют и метод биологической обратной связи – обучение управлению физиологическими функциями.

Лекарственная терапия используется как вспомогательная (если нет органических поражений) и включает ноотропы, противосудорожные препараты, седативные препараты и общеукрепляющие средства. Наш медицинский центр предлагает также медикаментозное лечение заикания для устранения судорог артикуляционных мышц, снятие страха перед необходимостью говорить, улучшение работы мозга.

Читайте так же:
Спилбергера ханина тревожность обработка результатов

Могут использоваться и возможности физиотерапии, в том числе иглоукалывания.

В большинстве случаев патология хорошо поддается комбинированному лечению. Врачи медицинских клиник «Династия» внимательно подойдут к задаче устранения дефектов речи: они индивидуально подберут действенную схему терапии и помогут добиться максимально позитивного результата.

Причины заикания у детей и методы лечения

Здоровому человеку трудно понять психологию заикающегося, который держится в стороне, старается молчать, чтобы лишний раз не вступать в мучительную борьбу со словом. Необходимость ответить на самый простой вопрос превращается порой в непреодолимую задачу. По статистике, в мире заиканием страдают около 5% малышей до семи лет и 2% школьников. Причем мальчики в 3 раза чаще сталкиваются с этим недугом, чем девочки.

Автор:
Правообладатель:

Сыщик Эраст Фандорин в особенно волнительные моменты начинал немного заикаться, что придавало герою даже некоторый шарм. Но это только в книге и в кино. В жизни все куда прозаичнее.

Елена Усачева, доктор медицинских наук, врач-невролог, директор ГКУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков»

Елена Жук, детский врач-психиатр, заведующая консультативно-психиатрическим диспансерным отделением ГКУЗ НПЦ ПЗДП ДЗМ

Елена Гордеева, детский врач- психиатр, заведующая 5-м психиатрическим отделением ГКУЗ НПЦ ПЗДП ДЗМ

Ольга Серебровская, старший психолог, логопед 5-го психиатрического отделения ГКУЗ НПЦ ПЗДП ДЗМ

Здоровому человеку трудно понять психологию заикающегося, который держится в стороне, старается молчать, чтобы лишний раз не вступать в мучительную борьбу со словом. Необходимость ответить на самый про­стой вопрос превращается порой в непреодолимую задачу. По статистике, в мире заиканием страдают около 5% малышей до семи лет и 2% школьников. Причем мальчики в 3 раза чаще сталкиваются с этим недугом, чем девочки.

Детская болезнь

В большинстве случаев за­ икание возникает в возрасте от 2 до 6 лет, в период интенсивного развития речи, когда идет бурное пополнение словарного запаса. Речевые функции еще слабы и неустойчивы. Дети плохо управляют громкостью голоса, не умеют контролировать речь. Нервная система также в стадии становления, она еще очень хрупкая и чувствительная. Если в этот период ребенок подвергается стрессу, испугу или эмоциональному перенапряжению, то может произойти срыв речи. Заикание (логоневроз) диагностируется путем несложных подсчетов. За основу берется речевой фрагмент, содержащий 100 слов. Дальше логопед считает, сколько раз прерывалась речь. Если запинок 10% и более, то можно говорить о заикании. Кстати, речевые судороги (главный симптом заикания) бывают разные. Так, клонические приводят к повторению слогов и звуков, а тонические ведут к длительному произнесению звука. Тяжесть недуга зависит непосредственно от продолжительности и частоты речевых судорог. При любом виде заикания запинки могут возникать как на уровне отдельного звука, так и при попытке произнести слово, фразу или даже слог. Чаще других судорожными симптомами сопровождаются глухие и звонкие смычные согласные (особенно п, т, к), а также сочетания этих звуков с другими согласными. Обычно плавность речи прерывается при произнесении распространенных предложений, сложных по своей грамматической структуре.

Группа риска

Причины заикания до сих пор являются предметом исследований логопедов, неврологов, психологов, психиатров. В основе не­ дуга лежит органическое или функциональное нарушение центральной нервной системы, которая управляет и координирует действия речевых механизмов, обеспечивает работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

На сегодня есть несколько наиболее распространенных причин заикания:

• Наследственный фактор. Установлено: если заикается кто-­то из родителей, то вероятность появления этого расстройства у ребенка – от 20% до 70%. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%, у двойняшек – 32%, а у близнецов – 77%.

• Несогласованность полушарий мозга. За­икание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость. В этом случае не только перестраиваются и нарушаются связи между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи.

• Состояние центральной нервной системы. В ряде случаев фактором, провоцирующим заикание, может быть поражение мозга плода на внутриутробном этапе развития.

• Психологические травмы. Вызвать расстройство речи могут длительные отрицательные эмоции. Например, конфликтные ситуации в семье или трудная адаптация в детском саду. Разовый испуг тоже может стать причиной для начала заикания, но это бывает достаточно редко. Значения внешних стрессовых факторов переоценивают.

Читайте так же:
Сказкотерапия при коррекции заикания у детей

Предвестники заикания

— Высокий тонкий голос.

— Ускоренная речь, как бы рубленая, с паузами.

— Повторы слогов, растягивание звуков.

— Частое дыхание, плечи на вдохе поднимаются.

— Плечи и шея зажаты, голова в напряжении опущена.

Погода в доме

Если ребенок стал заикаться, не впадайте в панику. По статистике, при своевременном лечении до наступления половой зрелости 80% заикавшихся детей полностью забывают о расстройстве речи. Лучше всего действует сочетание двух разных подходов: «говорите плавно» и «относитесь к заиканию проще». Ребенок приобретает навыки спокойной речи, уходит скованность, ничто не мешает общению. Поскольку заикание не только нарушение речи, но и проблема эмоциональной сферы, очень важно создать в доме спокойную и комфортную обстановку. Поддерживайте правильный речевой режим: говорите медленно, плавно и ритмично. Обязательно делайте естественные паузы, чтобы дать ребенку время на обдумывание ответа, не задавайте слишком много вопросов и не давите на малыша. Все свои действия желательно комментировать. Любого ребенка необходимо внимательно слушать, не перебивать, позволять ему выбирать тему для раз­говора.

На заметку

Стоит различать заикание и возрастное становление речи. Разница в том, что, начав говорить, дети, может быть, и хотят, но пока не могут произносить сложные фразы. И тогда ребенок начинает повторять одни и те же слова, чтобы выиграть время и сформулировать предложение. Такой вид нарушения плавности речи проходит самостоятельно. Насторожить должны мышечное напряжение при попытке что­-то сказать, речевые судороги, повторение слогов, колебания громкости голоса во время произнесения одного слова, непроизвольные движения в момент речи (зажмуривания, кивки, покачивания, неестественные гримасы, тики), а также учащенное сердцебиение и потливость.

Решение есть

Сегодня существует большое количество разнообразных методик лечения заикания. Преодоление нарушения речи – процесс кропотливый и длительный. Стойкость достигнутого результата равна времени его достижения. Разнообразные комплексы дыхательных упражнений – любимый прием логопедов. Например, диафрагмальное дыхание, которое обеспечит плавность вдоха и выдоха, соответствующую работу диафрагмы и гортани. Осваивается такое дыхание в положении лежа, согнув ноги в коленях. На вдохе живот идет вверх, слегка приподнимается грудь. Выдох – живот слегка подтягивается, и затем опускается грудь. После выдоха следует кратковременная задержка дыхания.

Дыхательная гимнастика может дополняться аутотренингом. Часто лечение начинается с «обета молчания». Немой режим длится обычно не менее недели, после чего ребенок обучается новым речевым навыкам. Варианты коррекции запинок речи строго индивидуальны.

Широкое распространение получил курс лечения, где ключевым моментом оказывается синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки (правой у большинства людей с доминирующим левым полушарием или левой при противоположном варианте). Рука не отвлекает от акта речи, а своими последовательно организованными движениями «запускает» ее, устраняет задержки, определяя темп, ритм и восстанавливая нужную информацию, мелодику фразы.

Появились различные компьютерные программы, принцип работы которых – синхронизация речевого и слухового центров. Заикающийся говорит в микрофон, а аппарат чуть задерживает воспроизведение голоса. Слыша свою речь, ребенок пытается под нее подстроиться. В последние годы появилось электронное приспособление, известное как «водитель плавности», которое помогает контролировать заикание и способствует плавности речи. Это устройство напоминает слуховой аппарат и помещается за ухом. Прибор не устраняет дефект речи, но, как правило, способствует небольшой коррекции, уменьшает выраженность заикания.

Неплохо в лечении нарушений речи зарекомендовала себя biofeedback – терапия ­ метод биологической обратной связи. Суть методики: ребенок учится оказывать влияние на свой организм, будь то дыхание, частота сердечных сокращений или, например, эмоции. С помощью специальных датчиков регистрируют пульс, частоту дыхания, активность головного мозга ребенка. Затем данные обрабатывает компьютерная программа и в виде анимации показывает малышу. Например, если ребенок дышит, соблюдая правила, то он может дыханием закрасить бабочку или забор. Если же дыхание прерывистое, ребенок нервничает, зажат, то изображения будут с ошибками. Таким образом дети «запоминают» оптимальный для себя фон и учатся его поддерживать.

Также в работе с заикающимися детьми используют приемы пантомимы, игровую терапию, логопедическую ритмику и различные функциональные тренировки. Применяется и медикаментозное лечение. В основном это обще­укрепляющие препараты, миорелаксанты, седативные средства.

Проснись и пой

Доказано, что звуковые барьеры исчезают, когда люди поют, шепчут или нараспев читают стихи. Учитывая, что пение – самая безопасная сфера для заикающихся, в ряде случаев именно певческая школа оказывается весьма успешным лечением.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector