Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронное образование Республики Татарстан

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Визитная карточка

Адрес:г. Нижнекамск, ул. Юности, д. 36в
Телефон:8(555)30-14-29
E-Mail:sad33nk@mail.ru
Министерство:Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название:МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33
Руководитель:Саляхова Раушания Зайнаковна
Год основания учреждения:1977
У нас учатся:0 воспитанника
У нас учат:24 педагога

тревожные дети

Причины возникновения тревожности у детей

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».

ТРЕВОГА – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Можно сказать, что «тревога – это страх неизвестно чего»

ТРЕВОЖНОСТЬ — Это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.

МОБИЛИЗИРУЮЩАЯ РАССЛАБЛЯЮЩАЯ

(дает дополнительный импульс) (парализует человека)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся, в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Состояние тревоги включает в себя целый спектр эмоций, одной из которых является страх. Страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и определённые возрастные страхи. Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте.

В период с 2-х до 3х лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причём они носят, как правило, определённый характер. У детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи. На втором году жизни часто проявляется страх неожиданных звуков, страх боли, страх одиночества. В 2 года дети чаще всего боятся посещать врача. Начиная примерно с трёхлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается.

Исследования психиатра А.И. Захарова (1995) показали, что у детей от 1 года до 3 лет существует 29 различных видов страхов. Наиболее часто встречающимся является страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников.

В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, а повышается страх перед засыпанием. Если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребёнка повышается уровень тревожности. Например, некоторые взрослые запугивают детей, говоря им: «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом, отвезу к бабушке, отведу в лес ит.д.»

Читайте так же:
Как быть ночью при энурезе

Наличие возрастных страхов у ребёнка является нормой, но если их очень много, то следует говорить о появлении тревожности в его характере.

По мнению многих специалистов одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.

Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:

· неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;

· повышенная тревожность самих родителей;

· непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;

· предъявление ребёнку противоречивых требований;

· аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;

· стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей; · авторитарный стиль воспитания в семье;

· гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Рекомендации родителям тревожного ребёнка:

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка («плакса», «нытик»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Пусть родители попробуют в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для них станет очевидным, что большинство замечаний можно было бы не делать: они лидо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.

В качестве профилактики необходимо больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Можно вместе сочинять сказки и истории. Это научит ребёнка выражать словами свою тревогу и страх. И даже, если он приписывает их не себе, а сказочному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребёнка.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Будут очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Хороший способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами.

Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится ещё больше, а это приводит его к стрессу. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (« твоя мама ничего не понимает – лучше бабушку слушай»).

Родители должны сами демонстрировать ребёнку образцы уверенного поведения.

Критерии определения тревожности у ребенка.
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Читайте так же:
Школьная тревожность как фактор стресса

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15-20 баллов.
Средняя — 7-14 баллов.
Низкая — 1-6 баллов.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТРЕВОЖНОСТИ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой.

Характерные особенности тревожного человека:

  1. Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
  2. Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
  3. Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
  4. Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает желание работать».
  5. Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя в реальности это не так.

Причины тревожности:

  • Борьба между «хочу и надо», между «хочу, но не умею» – ситуации внутриличностного конфликта;
  • завышенные ожидания (либо человек сам ставит слишком высокую для себя «планку», либо излишняя требовательность идет от родителей, например, популярное «учись на отлично»);
  • ситуации шантажа и манипуляции вами другими людьми;
  • неудовлетворение имеющихся потребностей;
  • финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.

Методы, помогающие снизить тревожность:

Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Перечислим несколько общих советов:

  • Ø Не переживайте по поводу того, что не произошло.
  • Ø Воспитывайте в себе способность и желание идти на компромисс, сотрудничество, взаимопомощь при возникновении недопонимании с окружающими людьми.
  • Ø Заботьтесь о своем физическом и эмоциональном состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не перегружать себя интеллектуально, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать окружающим людям.
  • Ø Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
  • Ø Повышайте коммуникативные навыки, учитесь эффективному общению, без конфликтов.
  • Ø Учитесь саморегуляции. Эффективны такие способы:
  • переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
  • отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
  • снижение значимости («Это всего лишь доклад. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу);
  • продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
  • наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
  • физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
  • временная отсрочка цели с изменением плана ее достижения, то есть включение новых этапов и идей;
  • воспоминания о предыдущих ситуациях успеха и гордости за себя или просто о позитивных приятных моментов из жизни.
  • Ø Никогда не замыкайтесь в себе, делитесь своими переживаниями с людьми, которым вы доверяете.
  • Ø Найдите «отдушину». У каждого человека есть свои увлечения, хобби, которое приносит удовольствие. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это любимое дело. И даже если все будет «рушиться», оно поможет зарядиться положительными эмоциями и мыслями.
  • Ø Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев». Подумайте, что можно сделать с ситуацией из-за которой возникают данные чувства.
Читайте так же:
Отказ от еды при деменции что делать

Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.

Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.

Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.

Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение к ситуации.

Если вы не справляетесь с тревогой, обратитесь к психологу колледжа – Добровольской Светлане Александровне, написав письмо на адрес электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

5 простых упражнений, направленных на снижение тревожности для подростков (14-16 лет)

Казалось бы, цель совершенно ясна: вы хотите избавиться от тревоги. Но чем измерить результат проведенной работы? Напишите список того, что вы приобретете, если перестанете беспокоиться по пустякам. Например, я смогу спокойно спать. У меня останется энергия для активного отдыха и хобби. Моя работа начнет приносить мне больше удовольствия. Я перестану срываться на близких… Подумайте хорошенько. Тревога связывает вас по рукам и ногам. И именно вы покорно стоите и ждете, пока она сдавит посильнее. Какие замечательные перспективы открываются, если перестать повиноваться ей!

УПРАЖНЕНИЕ № 2. Дыхательные техники

Успокаивающее дыхание

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

Дышите таким образом несколько минут.

Расслабляющее дыхание

К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

Читайте так же:
Пансионат для пожилых людей с деменцией пермь

Толчковое дыхание

Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

Огненное дыхание

Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

Связывающее дыхание

Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

УПРАЖНЕНИЕ № 3. Расслабляющая медитация

Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.

Длительность упражнения: 30 – 60 минут.

Включить музыку, закрыть глаза, удобно расположится в кресле и на диване и помечтать под расслабляющую музыку.

УПРАЖНЕНИЕ № 4. ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА

Если тревога мешает вам уснуть или сосредоточиться на каком-то деле, вооружитесь простым карандашом и листом бумаги. Внимательно разглядите свое чувство. Где оно находится? Как проявляет себя? Жжет? Колет? Тянет? Какого оно цвета и размера? Представьте, что оно плавится, принимает жидкое состояние и через трубочку, протянутую вдоль вашей руки, вытекает сквозь карандаш на бумагу. Рисуйте каракули, точки, штрихи – все, что придет в вашу голову. Очень скоро вы начнете чувствовать себя лучше, спокойнее и сможете сконцентрировать свое внимание на том, чем собирались заняться.

УПРАЖНЕНИЕ № 5. Арттерапия

Просто займитесь любимым делом, подумайте, что вам больше всего хочется сейчас. Самоизоляция – прекрасный способ остаться наедине со своими мыслями и чувствами.

Читайте так же:
Метод работы психолога с энурезом

Видов и методов терапии искусством на сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым. К основным и наиболее распространенным можно отнести следующие: изотерапия, сказкотерапия песочная терапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия.

Программа по снижению уровня тревожности у ребенка младшего школьного возраста

Результаты наблюдения за ребенком (информация получена от учителя):

  • Ребенок слишком нерешителен.
  • Ребенок тревожен во время ответа на уроке.
  • Ребенок боится незнакомых людей, новых ситуаций.
  • У ребенка занижена самооценка.
  • Настроение и работоспособность ребенка зависят от похвалы учителя.
  • Ребенок проявляет постоянное беспокойство.

Тест опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

  • Результаты по шкале «Принятие-отвержение»: Родители нередко своим отношением третируют ребенка.
  • Результаты по шкале «Симбиоз»: родители устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком.
  • Результаты по шкале «Авторитарная гиперсоциализация»: родители по отношению к ребенку ведут себя авторитарно.
  • Результаты по шкале «Инфантилизация»: родители относятся к собственному ребенку как к маленькому неудачнику. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям несерьезными и они игнорируют их.

Соответствие психологической проблемы и методов для её коррекции

Психологическая проблема ребенка

Методы коррекции

Тревожность ребенка как следствие родительского отношения

Обучение родителей конструктивным навыкам взаимодействия с ребенком

Заниженная самооценка ребенка, неуверенность в себе, неверие в собственные силы

Психологическая работа с личностью ребенка

Высокий уровень тревожности, возникающий в различных жизненных ситуациях

Обучение навыкам саморегуляции и релаксации.
Психологические игры с активным участием ребенка.

Обучение родителей конструктивным навыкам взаимодействия с ребенком
Работа в данном направлении включает в себя следующие составляющие:
1) в общении с ребенком использовать принципы безоценочного принятия и безоценочной обратной связи (в том числе не сравнивать ребенка с другими детьми);
2) при помощи ребенку в освоении новых навыков избегать спешки, так как работа в условиях дефицита времени способствует повышению тревожности ребенка;
3) акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ребенка на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период);
4) «проигрывание» тревожащих ребенка событий (экзаменов, концертов), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными;
5) понимание важности четких, понятных и последовательных требований, предъявляемых к ребенку;
6) изменение мотивации деятельности ребенка: важно делать упор на интересе к получению новых знаний, а не запугивать страхом наказания;

Направления работы

Ожидаемый результат

Развитие навыков самоконтроля и рефлексии

Снижение уровня тревожности, более уверенное поведение в различных ситуациях.

Повышение самооценки ребенка

Создание и закрепление положительного образа «Я»

Изучение и применения методов саморегуляции и релаксации
Необходимо научить ребенка элементарным приемам релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений – это будет способствовать регуляции тревожности на физиологическом уровне.

Психологические игры с активным участием ребенкаСпособствовать снижению уровня тревожности поможет применение такого метода, как игра-драматизация. Этот метод поможет ребенку справиться с негативными мыслями и эмоциями, способствующими появлению тревожности. Активная позиция, занимаемая ребенком во время игры, поможет ребенку увидеть пугающую ситуацию с другой токи зрения и поможет научиться преодолевать состояние тревожности, возникающее в различных жизненных ситуациях.


Анализ условий эффективной психокоррекционной работы с семьей

Психокоррекционная работа, проводимая с семьей, будет эффективной при соблюдении следующих условий:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector