Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваш психолог. Работа психолога в школе

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Справка по результатам проведенного психологического исследования в параллели 5- х классов (образец).

Справка по результатам проведенного психологического исследования в параллели 5- х классов (образец).
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики)

Цель психологического анализа: оптимизация эффективности учебной и воспитательной деятельности учащихся и педагогов, предотвращение дезадаптации учащихся 5 -х классов, сохранение преемственности в их обучении и воспитании, профилактика конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учитель- ученик- родитель.
Предложения по созданию благоприятных условий обучения и воспитания в этой параллели.

Объект психологического анализа: учащиеся 5 — х классов.
Всего в исследовании приняли участие 78 учеников.

Предметом психологического анализа явились некоторые психологические особенности, определяющие интеллектуальное развитие личности и мотивацию учебной деятельности учащихся гимназии.

Диагностические методики:
1.Анкетирование.
2.Методика изучения выраженности познавательных интересов к учебным предметам.
3. Тест школьной тревожности Филлипса.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю.
Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие «учения», так как теперь оно не ограничивается рамками обязательных учебных программ, выполнением заданий учителя, а часто выходит за пределы не только класса, но и школы, может в большей степени осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Но такое развитие познавательной активности учащихся возможно лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом, т. е., если понимание учения (в широком смысле этого понятия) переходит для школьников из области «значений» в область личностных смыслов.
По каким же показателям можно судить о том, насколько учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю?

Можно выделить следующие понятия «готовности к обучению в средней школе»:
1) Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2) Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
3) Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Готовность (или неготовность) учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызвать отрицательные переживания, а с другой стороны, в некоторых случаях и вполне приличные с точки зрения педагогов достижения, расцениваются учениками как неудовлетворительные.
В ходе изучения социально – психологической адаптации пятиклассникам были предложены анкеты, анализируя которые можно сделать вывод о том, что большинство учащихся оценивают изменения в их школьной жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как позитивные: «Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь новой информации», «Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные», «появились новые интересные предметы, изменился подход к учебе», «Я стал умнее, ответственнее. Нашел хороших друзей», «Очень нравится учиться, много хороших учителей». Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классах достаточно серьезной:
«трудные уроки, учиться стало сложнее», «Дольше делаю уроки, стало сложнее». Но такие ответы были единичные.
Родители, со слов ребят, тоже замечают позитивные изменения с переходом школьников на новую возрастную ступень: «Стал серьезнее, самостоятельнее», «Я подросла и могу все делать самостоятельно», «Стала ответственнее, старше, получаю более высокие отметки», «Поумнела, появился интерес к знаниям». Есть высказывания и с негативным оттенком: «Стало учиться сложнее, им придется больше сидеть со мной за уроками», «Не остается времени на отдых».
Анализируя результаты методики изучения выраженности познавательных интересов к учебным предметам, можно констатировать, что в 5-А классе ребятам хорошо и интересно на математике (46%), легко, интересно, хорошо на русском языке, литературе, английском языке. Интересно, весело, легко на уроке человек и мир, хорошо, интересно на изобразительном искусстве, труде, физкультуре в то же время большая часть детей скучает на белорусской литературе, рисовании, истории, музыке. 46% ребят трудно на белорусском языке.
В 5-Б классе хорошо и интересно ребятам на уроке математики, интересно, легко и хорошо на английском языке, русском языке и литературе. 60 % детей интересно на уроке человек и мир, более 50% на уроке истории, весело и хорошо ощущают себя школьники на физкультуре. Вместе с тем, много скучающих детей на уроках музыки, ритмики, белорусском языке.
В 5-В классе большой интерес у ребят вызывают уроки математики (41%), интересно, хорошо, легко на уроках английского языка, русского языка (59%), русской литературы (80%). Интересно, хорошо школьникам на белорусском языке и белорусской литературе, легко, весело на рисовании, музыке, физкультуре. У 81 % школьников вызывает интерес предмет человек и мир, интересно (59%) школьникам на истории. Вместе с тем, часть школьников испытывает негативные эмоции на уроках музыки, белорусского языка.
На уроках истории, белорусской литературы, белорусского языка, музыки в
5 — А классе, белорусского языка, музыке, ритмике в 5 — Б классе, есть возможность педагогу проявить себя, увлечь, заинтересовать, повести за собой, стараясь вызвать эмоционально-положительное отношение к учебным предметам.
В результате исследования уровня и характера тревожности, связанной со школой, в 5 – А классе повышенная общая тревожность наблюдается у 65 % учащихся. По отдельным факторам наибольшее беспокойство вызывают:
Страх самовыражения. Высокие показатели тревожности по данному фактору наблюдаются у 15 %учащихся.
Страх ситуации проверки знаний- у 42 %учащихся.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих- у 54 % учащихся.
В 5 – Б классе повышенная общая тревожность наблюдается у 32%учащихся. По отдельным факторам:
Страх ситуации проверки знаний у 12 % учащихся.
Страх самовыражения у 36 %учащихся.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – у 24 % учащихся.
В 5 -В классе повышенная общая тревожность у 28,5 % гимназистов.
По отдельным факторам:
Страх самовыражения у 21, 4 % учащихся.
Страх ситуации проверки знаний у 25 %.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – у 11 % школьников.

Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на нескольких взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

Аналитическая справка работы педагога- психолога моу сош №5 г. Вольска за 2011 2012 уч год

Цель работы психологического блока на текущий учебный год: профилактика и устранение школьной дезадаптации, создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, формирование личности и индивидуальности каждого учащегося.

Исходя из этой цели, были определены следующие задачи:

— психолого – педагогическое сопровождение учащихся 1 класса в рамках ФГОС;

-изучение готовности к школьному обучению учащихся 1-го класса на начало года;

-определение уровня адаптации учащихся 1-го класса к школьному обучению и выявление причин затрудняющих этот процесс;

-проведение психологического исследования в 5-ом классе с целью изучения особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся и их влияние на процесс адаптации (дезадаптации) к школьному обучению в новых условиях;

-проведение психологического исследования среди учащихся 9-11 классов с целью определения их профессионального ориентирования;

-проведение психологического исследования среди учащихся 6-8 классов с целью определения мотивационной сферы в учебном процессе, выявление причин тревожности в школьной среде, профилактика суицида, ПАВ;

— проведение психологического исследования среди учащихся группы «риска» с целью определения причин вызывающих сложности социального развития и педагогической воспитанности учащихся;

-продолжения изучения проблем-потребностей учащихся, педагогов, родителей, администрации на оказание психологической помощи с целью создания оптимальных условий для всех участников образовательного пространства.

В течение года педагог-психолог работала по 4 направлениям: работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом, методическая работа.

1. Работа с детьми.

Здесь было представлено несколько направлений работы:

работа с детьми 1,5,10 классов по адаптации;

развивающая работа с учащимися;

диагностическая групповая и индивидуальная работа с учащимися школы;

коррекционная работа с детьми, которым требовалась психологическая помощь.

Проблема адаптации школьников в процессе обучения является одной из самых актуальных на современном этапе общеобразовательной школы. Поэтому учителям, педагогу- психологу, родителям необходимо знать причины неуспеваемости школьников, индивидуальные особенности этих детей, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен. С целью выявления причин возникновения у учащихся социальной дезадаптации было проведено анкетирование учащихся 5-х, 10-х классов, в ходе которого решались следующие задачи:

— выявить факторы, оказывающие отрицательное воздействие на самочувствие в классном коллективе;

-определить степень самостоятельности и уровень ответственности учащихся при переходе на следующую ступень обучения;

— на раннем этапе выявить возможные причины неуспеваемости учащихся;

— диагностировать уровень учебной мотивации учащихся.

В сентябре – октябре (период адаптации пятиклассников к условиям средней школы) я вела наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, проводила индивидуальные беседы с детьми и родителями. Среди детей было проведено анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что период адаптации прошел успешно для большинства учащихся. Затянулся период адаптации у 2 человек, с ними была организована индивидуальная работа. Анкетирование родителей проведено для определения комфортности детей в школе, выявлению пожеланий и проблем в ходе учебного процесса. Педагоги были ознакомлены с результатами анкетирования.

Проведено анкетирование родителей первоклассников по адаптации к школе, которое показало, что адаптационный период у всех учащихся прошел успешно. С учащимися 1 класса проводились групповые занятия, направленные на снижение адаптационных переживаний. С детьми 1-х классов был проведен диагностико-прогностический скрининг 2 раза в год: сентябрь, май. По результатам скрининга видно, что проведенная работа с учащимися 1 класса дала неплохие результаты, но 4 учащихся все таки испытывают трудности в адаптации. Эти учащиеся стоят на внутришкольном психологическом контроле, работа с ними будет продолжена на следующий год. Ребята с группы «Беда» перешли в разряд «Группа риска», а 5 детей перешли в «Стабильную середину». Дети хорошо справились с заданием «Графический диктант», рисунок «Дом, дерево, человек». Для решения проблем в обучении учащихся 1 класса и для предотвращения проблем в познавательном развитии были проведены ряд групповых занятий с учащимися этого класса по программе «Сборник развивающих занятий для учащихся 1-го класса». С детьми, требующими индивидуального подхода, были проведены индивидуальные занятия с психологом по развитию познавательных способностей и развитию эмоционального мира.

При работе с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации, был сформирован банк данных на таких детей, выявлены причины неуспеваемости, изучены их индивидуальные особенности.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

По результатам анкетирования учащихся 5-х классов у них наблюдается усталость, легко могут расстраиваться, недосыпание. Повышенный и высокий уровень тревожности наблюдается у 7 учащихся. Проведенная работа по адаптации в этих классах помогла снизить уровень тревожности. Для снятия уровня тревожности, возможности более легкой адаптации к среднему звену школы были проведены групповые занятия с учащимися 5 классов по теме «День рождения класса», «Планета моего класса». Проведена диагностика по определению уровня эмоционального состояния учащихся 1, 5 классов (по запросам учителей), индивидуальные консультации для учителей, учеников в период адаптации. Посещались уроки (1,5,10 классов с целью определения уровня адаптации учащихся). Проведена консультация для педагогов на тему «Как помочь пятикласснику в адаптационный период».

Большое внимание уделяется психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Создана программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Ведется элективный курс «В поисках своего призвания», благодаря которому организован процесс информирования учащихся о создаваемой системе профильного обучения. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; проведено анкетирование «Что я знаю о своих возможностях»; проведены беседы и практические занятия «Что я знаю о мире профессий». Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование.

Для учащихся 8 классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. Методика ДДО показала, что большинство учащихся выбирают профессии типа «Человек – человек», «Человек — техника» проведен опросник Голланда, который подтвердил эти результаты. Было проведено анкетирование по профильной ориентации восьмиклассников. В анкетировании участвовали 27 учащихся 8 – го класса. Из них только 6 учащихся уже выбрали свою будущую профессию, знают содержание этой профессии. Поэтому в помощи профконсультанта нуждается большая часть восьмиклассников.

Тем не менее учащиеся 8 –х классов уже начинают задумываться о выборе своего дальнейшего образования.

Из полученных результатов видно, что учащиеся 8 класса знают о введении профильного обучения, возможности выбирать профиль, готовы выбрать профиль своего будущего обучения, но еще не готовы сделать выбор своей будущей профессиональной деятельности. И в этом плане большинство учащихся нуждаются в профессиональной помощи.

Анализ результатов анкетирования учащихся 9 класса показывает, что после 9 класса хотят продолжить обучение в школе 20 учащихся.

Для успешного осуществления профильного обучения, по мнению учащихся, необходимо: на всех предметах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии, чаще проводить экскурсии на различные предприятия.

Помешать реализации профессиональных планов первую очередь может высокая вероятность не найти работу, другие же факторы могут препятствовать осуществлению профессиональных планов, но в незначительной степени.

Исходя из полученной информации в результате анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь психолога.

Аналитическая справка – отчет психологической службы оу №

В рамках данного направления осуществлялась следующая работа:

1) Диагностика зоны актуального развития у детей, поступивших в ОУ
Цель: диагностика готовности детей к обучению в школе.

1. Определить общий уровень готовности к школе.

2. Определить сформированность приемов самоконтроля, умения действовать по устной инструкции взрослого, волевые качества, уровень восприятия, обобщения, образного мышления, умения выделять логическую последовательность событий, умения логически рассуждать, развитие памяти, внешней и внутренней мотивации. Используемые методики:

Название методикиКлассы, в которых применяются данные методики
Методика Г.Ф. Кумариной. Определение уровня зрелости важнейших психофизиологических и психологических функций, которые в наибольшей мере необходимы для включения в учебный процесс.1-е классы.
МЭДИС — экспресс диагностика интеллектуальных способностей.1-е классы
Методика Замбацявичене. Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей.2-е классы
Тест тревожности для 2-х классов.2-е классы
Методика определения школьной мотивации Н.Г.Лускановой (рисуночный).1класс
Модифицированная Е.И. Даниловой анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой2-4 классы
Методика Тулуз-Пьерона. Выявление уровня внимания, скорости выполнения задания и коэффициента точности.1-4 классы
Методика ГИТ ( групповой интеллектуальный тест)4 классы
Методика диагностики уровня школьной тревожности школьной тревожности Филлипса3-4 классы

Результаты отдельных диагностических исследований

1 – Словарный запас

2 – Понимание количественных и качественных соотношений

3 – Логическое мышление

4 – Математические способности

Результаты мониторинга соотносятся с результатами проверки уровня успеваемости и мониторингом психофизиологического состояния, что позволяет выявить причины неуспеваемости некоторых детей, дает реальные средства повышения эффективности работы учителя с каждым ребенком.

Диагностические данные представляются на родительских собраниях и в рамках консультации классному руководителю. По результатам проведенной работы создаются группы коррекции.

2) Диагностика адаптационного периода у учащихся 5-х классов

Цель: Определение уровня адаптации учащихся 5-х классов.

  1. Исследование причин нарушения обучения и воспитания
  2. Совершенствование предупреждения трудностей в учебе и межличностных отношениях
  3. Формирование адекватной самооценки по результатам проведенных исследований
  4. Рекомендации родителям, педагогам
  5. Составление программы коррекционных развивающих занятий.
  • Оценка школьной мотивации учащихся 5-х классов по методике Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация»

Уровни школьной мотивации по Н.Г.

  • Социометрия Дж. Морено (выполняется ежегодно)

Результаты могут быть эффективно использованы классными руководителями в воспитательной работе с детьми, для сплочения детского коллектива.

Данные социометрии (социограмма) конфиденциальны.

  • Диагностики ученических целей (в соответствии с программой формирования регулятивных УУД в рамках внедрения ФГОС ООО – 2012у.г.)

Так, анализ содержания приведенных выше целевых установок обучающихся 5-х классов позволяет классифицировать их по следующим тематическим блокам:

  1. Отношение (любовь) к живой природе (примеры ответов: «домашний питомец», «моя кошка», «животные» и т.д.)
  2. Отношение к себе (примеры ответов: «здоровье», «счастье», «жизнь», «красота», «чтобы меня уважали», «оставить о себе информацию» и т.д.)
  3. Цели-устремления(примеры ответов: «семья», «создать семью», «чтобы мои дети обзавелись семьей», «образование», «моя коллекция», «деньги», «финансы» и т.д.)
  4. Цели саморазвития (примеры ответов: «ум», «учеба», «музыка», «танцы», «карьера», «учиться на ошибках», «рисование», «конный спорт» и т.д.)
  5. Цели по отношению к целям (примеры ответов: «хороший отдых перед новым рабочим днем», «реализовать свою мечту», «время для отдыха и прогулки» и т.д.)
  6. Отношение к другим людям (примеры ответов: «здоровье семьи», «заботиться о родителях», «друзья», «одноклассники», «родители», «хорошее окружение», «помогать родителям и т.д.)
  • Проективная методика «Нарисуй свою семью в виде цветов» модификация методики «Нарисуй свою семью».
  1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные эмоциональные отношения ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой, дедушкой и другими значимыми родственниками.
  2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка, его идентификацию по половому признаку. Статус ребенка в семье.

Отчет о проделанной работе педагога-психолога за II полугодие 2020 г.

Психолого-педагогическая работа проводились в течении учебного года соответственно с планом работы школы и планом работы педагога-психолога.

Цель: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности; психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.

1. Способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;

2. Содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;

3. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка: помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

4. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1класс и переходе на каждую новую ступень обучения в школе.

5. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-10 классов в профессиональном самоопределении.

6. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам.

7. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

Направления деятельности:

2) психологическое консультирование;

3) психологическая диагностика;

4) коррекционно-развивающая работа;

5) организационно-методическая работа;

6) экспертная работа.

В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса проводились следующие мониторинги:

1) Диагностика внимания;

2) Диагностика памяти;

3) Диагностика мышления;

4) Диагностика мелкой моторики;

5) Тест Бурдона «корректурная проба», тест «простые аналогии»;

6) Методика «да и нет не говори»;

Методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель- выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличии агрессии, ее направленности и интенсивности.

10) Тест Бендера;

Цель- оценка зрительно- моторной координации.

11) Упражнение на доверие.

12) Упражнения на развитие внимания.

13) Упражнения на развитие логического мышления.

14) Упражнение «покажи чувства руками»;

Цель- способствовать развитию спонтанности детей, развивать рефлексию эмоциональных состояний.

15) Упражнение «Мы солдаты»;

Цель- способствовать самовыражению детей.

16) Рисуночный тест «Разноцветные странички», «Моя семья», «Что мне нравится в школе».

17) Методика «Атмосфера в группе».

18) Тест «Сила воли и внимание».

19) Опросник «Чувства в школе».

20) Тест «Насколько вы толерантны»

21) Тест «Проявляешь ли ты толерантность»

22) Тест «Отношение к толерантности и экстремизму»

23) Тест «Атмосфера в классе»

24) Экспресс методика тревожности

25) Тест «Моральная устойчивость»

26) Методика «Ваш творческий потенциал»

Цель: выявить творческий потенциал личности.

27) Психологическая подготовка к ОГЭ ( Тест «Моральная устойчивость», «Выявление уровня тревожности», «Тип темперамента», «Экспресс диагностика самооценки»)

29) Профессиональные склонности

30) Опросник «Итоги ОГЭ»

31) Тренинговое занятие «Стресс и способы снятия»

32) Тренинговое занятие «Круг помощи»

34) Цель: сплочение класса, выявление творческих сторон, возможность увидеть другие точки зрения по одной и той же ситуации.

35) Опросник «Атмосфера в группе»

36) Экспресс диагностика самооценки.

37) Психологическая подготовка к ЕГЭ (тест Спилберга, тест «Моральная устойчивость», опросник «Итоги ЕГЭ», подготовка методических рекомендаций выпускникам по подготовке ЕГЭ, дистанционная передача материала на тему «Поведение на экзамене», «Память и приемы запоминания», «Методы работы с тестами».

За второе полугодие 2020 учебного года проведено консультаций:

Всего приемов детей за второе полугодие: 16

Всего приемов взрослых- 9: из них родителей 3, работников 7

Проведено индивидуальных обследований 5

Проведено групповых диагнотик:33

Проведено индивидуальных консультаций: 12

Проведено индивидуальных коррекционных занятий: 2

Проведено групповых коррекционных занятий:24

В течении полугода велась следующая коррекционно- развивающая работа:

Мероприятия (классные часы) по формированию ценностного отношения к своему здоровью среди 5, 8, 9, 10 классов по профилактике ВИЧ/СПИД инфекции, а также онлайн тестирование.

Проводилась психолого- педагогическая работа с трудными подростками, в том числе: личные беседы- консультации с родителями, тестирование детей «группы риска».

С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, наблюдение за учащимися на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям- предметникам, работающим с такими детьми и их родителями.

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребенка и проблемам межличностных отношений в семье.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Антидепрессанты при деменции у пожилых
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector