Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научный журнал Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ 0,564

Средний уровень личностной тревожности характеризуется

Особенности современных условий жизни, быстрые темпы развития интеллектуальных программ, переход на студенческую жизнь, рост значимости информации обуславливают повышенные требования к молодому организму. Однако многие аспекты умственного и психоэмоционального перенапряжения изучены еще недостаточно. Одним из факторов риска возникновения отклонений в психическом состоянии студента являются сдвиги в уровнях личностной и ситуативной тревожности [1]. Это характеризуется наличием определенных затруднений в усвоении учебного материала. У студентов при этом наблюдаются различной степени выраженность невротических расстройств (снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникают в период экзаменационных сессий или рубежного контроля.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Выделяют два вида тревожности – ситуативная, или реактивная (РТ) и личностная (ЛТ). Реактивная тревожность – показатель интенсивности переживаний, которая возникает по отношению к типичным событиям. Реактивная, или ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Личностная тревожность – готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность – это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой личности. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень «полезной тревоги» [2,3].

Студенческий возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования были учащиеся первого курса КазНМУ в количестве 70 человек, из них 22 юношей и 48 девушек. Общий возраст: от 17 лет до 19 года. Для исследования были выбраны периоды, характеризующиеся наиболее заметными изменениями в тревожности: в обычный учебный день, перед рубежным контролем и после.

1) Степень выраженности тревожности по шкале оценки личностной тревожности Ч. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Шкала состояла из 20 вопросов.

Показатель ситуативной (реактивной) тревожности подсчитывался по формуле:

где Е1 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Е2 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.

Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более – тревожность высокая. [4-6].

2) Для оценки личностной тревожности использовался тест: Самооценка функционального состояния (САН – самочувствие, активность, настроение).

Тест САН разработан сотрудниками I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), состоящей 30 пар полярных признаков, отражающих особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4, оценки превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования уровня ситуативной тревожности (далее СТ) студентов представлены в табл. 1.

УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
статья по психологии (11 класс)

Чернышева Юлия Михайловна

В статье рассматривается понятие личностной и ситуативной тревожности, приведены результаты исследования по методике Спилбергера-Ханина, а также приводятся примеры профилактических мероприятий для снижения уровня тревожности в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
yu.m.chernysheva_trevozhnost_pervokursnikov_sbornik.docx29.15 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

LEVEL OF PERSONAL AND SITUATIONAL UNEASINESS

Юлия Михайловна Чернышева, педагог-психолог,

ГAПОУ Казанский колледж технологии и дизайна, г.Казань

В статье рассматривается понятие личностной и ситуативной тревожности, приведены результаты исследования по методике Спилбергера-Ханина, а также приводятся примеры профилактических мероприятий для снижения уровня тревожности в образовательном учреждении.

In article the concept of personal and situational uneasiness is considered, results of a research on Spilbergera-Khanin's technique are given and also examples of preventive actions for decrease in level of uneasiness in educational institution are given.

Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревожность, криминальное поведение.

Keywords: personal uneasiness, situational uneasiness, uneasiness, criminal behavior.

В настоящее время целевым ориентиром в деятельности образовательных учреждений, показателем достижения ими не только современного качества образования, но и развития психологической культуры всех участников образовательного процесса становится забота о личностной безопасности и психологическом здоровье обучающихся в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования. Одной из существенных угроз для формирования личностной безопасности подрастающего поколения является терроризм во всех его проявлениях. [3]

Каждое свойство личности, устойчивое индивидуально-психологическое образование, неразрывно связано с элементами ее деятельности. [4] Ряд авторов, таких как Ю. М. Антонян, В. А. Диль, Ю. А. Ермаков, В. М. Харзинова, Е. Н. Юрасова относят к психологическим особенностям, обуславливающим возможное криминальное поведение экстремистской направленности, такие психологические черты как акцентуированная тревожность, нарциссизм и ригидность. [5]

Тревога — это состояние беспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для него определенную физическую или психологическую угрозу. [2] З. Фрейд в своих работах писал, что неприятное состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим индивида к защитному поведению по преодолению опасности.

Термин «тревожность» часто используется для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации.

Личностная тревожность-это склонность воспринимать, практически все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги.

Ситуативная тревожность-характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, снижением работоспособности, повышенной утомляемостью и быстрой истощаемостью. [1]

Именно на первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям связанных с обучением в колледже. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими.

Изучение уровня тревожности (личностной и ситуативной) проводилось с помощью методики Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л. Ханина.

В исследовании приняли участие студенты 1 курса ГБПОУ Казанского колледжа технологии и дизайна в количестве 232 человек, среди них 137 и 95 юношей. Основываясь на полученных данных, был вычислен среднегрупповой показатель уровня личностной и ситуативной тревожности по группам, а так же по половой принадлежности.

На графике видно (Рис.1), что уровень личностной тревожности девушек выше, нежели у юношей, а ситуативная тревожность практически на одинаковом уровне с юношами (Рис.2). В некоторых группах средний показатель личностной и ситуативной тревожности составил от 36 до 46, что свидетельствует о повышенном уровне или с тенденцией к повышенному уровню тревожности.

Студенты с высоким уровнем тревожности малообщительны, замкнуты, инициативу не проявляют, что связано с ожиданием неудачи и заниженной самооценкой.

Низкий же уровень тревожности характерен для общительных, инициативных студентов. Также у них наблюдается слабая эмоциональная вовлеченность в различные жизненные ситуации, сдержанность чувств.

Следует отметить, что у большинства опрошенных студентов наблюдается низкий и средний уровень тревожности, который находится в пределах допустимой нормы. Следовательно, большая часть студентов не испытывает эмоционального напряжения в стенах колледжа, считает условия благоприятными.

Со всеми группами первокурсников вне зависимости от показателей уровня тревожности были проведены следующие мероприятия:

-знакомство в группе «Кто я?»

-занятия на сплочение коллектива, повышение чувства уверенности в себе, повышение уровня работоспособности.

-с обучающимися у которых наблюдался высокий уровень тревожности и очень низкий проводились отдельные беседы, для выявления причин тревожности, составлен план работы с тревожными обучающимися.

После проведения части мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности, можно заметить, что личностная и ситуативная тревожность уменьшились, либо остались неизменной в тех группах в которых была в пределах нормы.

Таким образом, средний уровень личностной и ситуативной тревожности следует считать допустимым, так как у первокурсников происходит адаптация к образовательному процессу и новому обществу, следует учитывать факт, что многие опрошенные приехали с дальних населенных пунктов и проживают в общежитии.

Список использованных источников

  1. Кора Н.А., Еремеева Т.А. Психолого-педагогическое обеспечение личностной безопасности студенческой молодежи в условиях терроризма и экстремизма // БГЖ. 2017. №2 (19).
  2. Осипов В. А. Психологические особенности преступника-экстремиста // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 242-246
  3. Петренко Т. В., Сысоева Л. В. Личностная и ситуативная тревожность в студенческом возрасте как показатель незавершенных сепарационных конфликтов на предшествующих этапах развития //Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции/Отв. ред. АА Сукиасян. – 2015. – С. 276-280.
  4. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошк. и шк. возраст. – Издательский дом" Питер", 2007.
  5. Харзинова В. М. Социально-психологическая, криминологическая характеристика личности экстремиста, террориста, занимающегося пропагандой среди молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — № 4–1. — Т. 8. — С. 112–115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета

Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с .

Викторина для учащихся первого курса «Веселый эрудит»

Эта викторина поможет пробудить у учащихся интерес к гуманитарным наукам. В увлекательной форме учащиеся повторяют изученные на уроках темы.

Рабочая тетрадь для студентов первых курсов колледжей

Данная рабочая тетрадь по английскому языку предназначена для стулентов первых курсов колледжец всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования.

Адаптивно-коррективный курс для обучающихся первого курса профессиональных училищ.

Обучение иностранному языку в профессиональном училище фактически соотносится с 10-11 классами общеобразовательной школы и является завершающим этапом изучения языка и иностранной культуры на да.

Познавательно — исследовательская деятельность при изучении курса истории России (Тульской области) на первом курсе техникума.

Материал методической разработки нацелен не только на обобщение форм и методов работы во внеурочной деятельности для повышения познавательной и мотивационной сфер учащихся, но и на развитие личности к.

Задания для подготовки студентов первого курса к промежуточной аттестации в первом семестре

Данный материал предназначен для подготовки к экзамену студентов 1 курса специальностей ПС, СП, ТМ. Включает в себя набор заданий по темам первого семестра.

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися

Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися.

Средний уровень личностной тревожности характеризуется

Введение. За последние годы проведено большое количество исследований, в которых изучалась взаимосвязь тревоги и депрессии с различными хроническими заболеваниями [9,11]. Отмечено, что тревожно-депрессивные расстройства формируются у лиц разных возрастных групп, но чаще наблюдаются у лиц пожилого возраста чем в другие периоды жизни [9]. Однако понимание их распространенности в молодом возрасте, и особенно в студенческой среде становится все более и более важным для клиницистов [1,2,3,4,5,6,7,8,10,12,13].

В процессе обучения студенты постоянно испытывают эмоциональные, интеллектуальные, информационные нагрузки. Особенно тяжело первокурсникам адаптироваться к новым условиям обучения, войти в новый коллектив, научиться рационально распределять свое время [2]. Все трудности, которые приходится решать студентам, неизбежно влекут за собой чувство волнения и тревоги. Очевидно, что высокий уровень тревожности может отражать неблагополучие студента, отрицательно влиять на его здоровье, успешность в учебной деятельности и самореализацию [3].

В психологии выделяют тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная, или реактивная, тревожность) и как черту характера, отражающую повышение чувствительности к различным стрессорным факторам (личностная тревожность) [3]. Ситуативная тревожность возникает в результате ответа на стрессовое воздействие, и сама по себе не является патологическим явлением. Но у студентов, имеющих сопутствующие соматические заболевания, могут возникнуть обострения этих состояний [6]. В последнее время количество студентов с неустойчивой тревожностью заметно увеличилось, что повышает риск развития тревожно-депрессивных расстройств в будущем [6]. Распространённость тревожно-депрессивных расстройств является особенно актуальной проблемой у студентов, обучающихся в высших медицинских учебных заведениях [1,4,5,6,7,8], что связано с большим объемом учебной информации и высоким уровнем ответственности в связи с выбранной специальностью [12].

Таким образом, исследование уровня тревожности у студентов первых и более старших курсов медицинского ВУЗа является проблемой, требующей изучения.

Цель исследования: Изучить уровни личностной и ситуативной тревожности у студентов.

Объект и методы исследования: Методом сплошной выборки было обследовано 200 студентов 1 и 3 курсов факультета фундаментального медицинского образования по специальности «Педиатрия» КрасГМУ. Из них 100 студентов 1 курса (72 девушки и 28 юношей) средний возраст 17,35 лет и 100 студентов 3 курса (72 девушки и 28 юношей) средний возраст 20,45 лет.

Для выявления и оценки уровня тревожности использовалась методика Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина) «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности». Данный тест включает в себя 40 вопросов. Тест дает представление об уровне тревожности человека как в данный момент (реактивная тревожность), так и о тревожности как устойчивой характеристике человека (личностной тревожности).

При статистических расчетах использовались непараметрические критерии: F-критерий Фишера, U-критерий Манна-Уитни. Достоверным считался уровень значимости при р<0,05.

Результаты исследования: При оценке уровня реактивной (ситуативной) тревожности по результатам тестирования с использованием «Шкалы ситуативной (реактивной) тревожности» по шкале Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л.Ханина среди девушек было установлено, что высокий уровень реактивной тревоги чаще встречается у первокурсниц — 68,1%, чем в группе девушек третьего курса — 11,1%, различие между группами статистически значимо (р=0,001) (Рис.1). При этом у опрошенных студенток третьего курса чаще встречались лица, имеющие низкий уровень реактивной тревоги — 48,6% в сравнении с группой девушек первого курса — 6,9% (р=0,0001). Распространенность среднего уровня стресса в группе студенток третьего курса была выше, чем у первого курса — 40,3% и 25% соответственно (р=0,37).

Рис.1. Показатели реактивной тревоги по шкале Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина среди девушек 1 и 3 курсов.

Сравнительный анализ показателей по подшкале личностной тревожности среди девушек первого и третьего курса доля лиц, имеющих высокий уровень тревоги, была приблизительно равной — 65,3% и 61,1% (р=0,36) (Рис.2).

Юноши первого курса отличались преобладанием высокого показателя выраженности реактивной тревоги — 67,9%, чем юноши третьего курса — 28,6%, что имеет статистическую значимость (р=0,0035) (Рис.3).

Большая часть юношей третьего курса имели низкую степень выраженности реактивной тревоги — 42,9%, чем юноши первого курса — 3,6% (р=0,0005).

Рис.2. Показатели личностной тревоги по шкале Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина среди девушек 1 и 3 курсов.

Рис.3. Показатели реактивной тревоги по шкале Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина среди юношей 1 и 3 курсов.

При оценке уровня личностной тревожности в группе юношей большая часть студентов первого и третьего курса имели высокий уровень тревоги — 64,3% и 57,1% (р=0,39). Низкий уровень тревоги чаще встречалась в группе юношей третьего курса – 28,6%, в сравнении с группой юношей первого курса – 7,1% (р=0,39) (Рис.4).

Рис.4. Показатели личностной тревоги по шкале Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина среди юношей 1 и 3 курсов.

Результаты нашего исследования согласуются с данными исследований других авторов [1,5,10] которые выявили более высокие уровни тревоги среди студентов на 1 курсе в отличие от старших курсов. По данным исследования Абасовой Г.Б. и соавт. (2012) полученная средняя величина тревожно-депрессивных расстройств у студентов медицинского ВУЗа составила 79%, при этом тревожно-депрессивные расстройства преобладали среди студентов 1 курса (93%), в сравнение со студентами 4 (78%) и 6 курсов (65%) соответственно [1]. Ряд исследователей [1,5] объясняют данный факт реакцией периода адаптации на смену образа жизни, повышением умственных, эмоциональных и физических нагрузок. По мнению Синайко В.М. (2001) на первом курсе изменяется социальная роль обучающегося, происходит корректировка его потребностей и системы ценностей, встает необходимость более гибко регулировать своё поведение и приспосабливаться к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе [7]. По данным исследования Стрижева В.А. и соавт. (2015) распространенность тревожно-депрессивной симптоматики в КубГМУ увеличивалась от младших к старшим курсам обучения, с преобладанием клинически выраженной тревоги на первом курсе и значительным преобладанием клинически выраженной депрессии на пятом, с превалированием девушек [8]. Похожие результаты были получены при изучении психического здоровья студентов-медиков в исследовании Деревянных Е.В. и соавт. (2016) в Красноярске [4] и в исследовании Wege N. et al. (2016) в Германии [13]. Возможно такая закономерность обусловлена тем, что во время обучения происходит напряжение компенсаторных механизмов нервно-психической регуляции, с последующим истощением их на старших курсах [7]. Преобладание депрессивных расстройств у студентов старших курсов также может быть обусловлено состоянием неопределенности и беспокойства о своем будущем по мере приближения окончания обучения и необходимости поиска работы и трудоустройства [7]. Однако рядом авторов наоборот отмечается преобладание депрессивных расстройств среди студентов младших курсов [1,5].

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного исследования было установлено, что студенты первого курса КрасГМУ, как юноши, так и девушки, характеризуются высоким уровнем ситуативной тревоги по сравнению со студентами третьего курса, что можно связать с адаптацией к новым условиям обучения и недостаточной психологической подготовкой к профессии. Количество студентов с низким уровнем реактивной тревожности на третьем курсе больше, чем на первом курсе как в группе юношей (на 39,3%), так и в группе девушек (на 57%), что связано с хорошей адаптацией к новым требованиям на протяжении обучения в ВУЗе.

Особенности тревожности студентов разных направлений подготовки

Аннотация. В статье рассматриваютсяособенности тревожности студентов разных направлений подготовки; представлены результаты диагностикистудентов инженернофизического факультета и студентов факультета социальных наук Амурского Государственного Университета.Ключевые слова:тревога, тревожность, виды тревожности, тревожность в студенческом возрасте, тревожность студентов разных направлений подготовки.

Проблема тревоги и тревожности одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги итревожности довольно мало, в отличие от западной. Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному Я в любых ситуациях; тревожность это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.Именно тревожность, как отмечают Дж. Тейлор, А.М. Прихожан, Р. Мэй, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель преневротического состояния, её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение [1].Исследование проводилось с помощью методики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, которая позволила выявить уровень реактивной и личностной тревожности студентов и методики Д. Тейлора Личностная шкала проявления тревоги, с помощью которой был определён общий уровень тревожности каждого студента.Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина позволяет определить уровень реактивной и личностной тревожности, как индивидуальный показатель чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина состоит из двух шкал по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.Экспериментальное исследование тревожности проводилось на базеАмурского Государственного Университета. В исследованиях приняли участие студенты 4 курсов факультета социальных наук в количестве 15 человек и студенты инженернофизического факультета в количестве 15 человек в возрасте 1822 года.Для исследования личностной и ситуативной тревожности, была использована Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. В таблице 1 отображены результаты исследования по методике Ч.Д. Спилберга студентов факультета социальных наук. Таблица 1Результаты исследования студентов факультета социальных наук по методике Ч.Д. Спилбергер

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньколво%

колво%колво%Личностная тревожность533 %1067 %00 %Ситуативная тревожность320 %320 %960 %

В таблице 1 видно, что у студентов факультета социальных наук преобладает, средний и высокий уровень личностной тревожности. 33 % респондентов обладают высоким уровнем личностной тревожности, что свидетельствует о склонности воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Высокий уровень тревожности, свидетельствует о том, что появление у людей состояния тревожности проявляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа. Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. 67 % испытуемых обладают средним уровнем тревожности. Это говорит о том, что это естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности —это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.Ни у одного студента в процессе обработки результатов, не было выявлено низкого уровня личностной тревожности.При оценке реактивной тревожности, наоборот, доминирует низкий уровень. 60 % испытуемых обладают низким уровнем реактивной тревожности, что свидетельствует о том, что такиесубъекты не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Из этого можно сделать вывод, что на момент проведения методики, у студентов преобладал низкий уровень тревожности, но общий и постоянный уровень тревоги, довольно высокий.Так же у 40% испытуемых был выявлен высокий и средний уровень ситуативной тревожности.Рассмотрим результаты по методике Ч.Д. Спилбергера, но уже студентов инженерно –физического факультета (таблица 2). Таблица 2Результаты исследования студентов инженернофизического факультета по методике Ч.Д. Спилбергер

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньколво%

колво%колво%Личностная тревожность427%1173%00%Ситуативная тревожность17%426%1067%

По данным, приведённым в таблице видно, что у студентов ИФФ так же, как и у студентов ФСН, в личностной тревожности отсутствует низкий уровень. Средний же уровень заметно преобладает над высоким. В показателях ситуативной тревожности, у студентов инженерно–физического факультета, так же преобладает низкий уровень тревожности. С высоким уровнем оказалось всего лишь 1 студент из 15 (что составляет 7 %).Если сравнить обе таблицы, можно заметить разницу. У студентов факультета социальных наук показатели личностной и реактивной тревожности выше, чем у студентов инженерно –физического факультета. Показатели низкого уровня у обоих факультетов практически одинаков.В таблице 3 мы приведём данные, полученные с помощью Личностной шкалы проявления тревоги Д. Тейлора. Таблица 3Результаты исследования студентов факультета социальных наук и студентов инженернофизического факультета по методике Д. Тейлора

СтудентыОчень высокий уровеньВысокий уровеньСредний с тенденцией к высокомуСредний с тенденцией к низкомуНизкий уровеньКолво%Колво%Колво%Колво%Колво% ФСН17 %213 %746 %427 %17 % ИФФ00 %17 %960 %533 %00 %

По данной таблице 3 сказать, что данные по студентам инженерно –физического факультета получились довольно усреднённые, т.е. нет очень высоких и низких значений. Основные показатели средний уровень с тенденцией к высокому. Высокий уровень говорит о том,что испытуемым с высоким уровнем тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. У студентов инженерно –физического факультета данные довольно размытые, но при этом, так же преобладает средний уровень тревожности с тенденцией к высокому.По обеим методикам данные по студентам факультета социальных науки студентам инженерно –физического факультета довольно похожие, но тем не менее имеют определённые различия. Для выявления особенностей тревожности студентов разных направлений подготовки нами использовался Uкритерий Мана Уитни. При оценке различий уровня тревожности между студентами факультета социальных наук и студентами инженерно –физического факультета с помощью критерия U Манна Уитни, получились следующие результаты.При сравнении уровня личностной тревожности двух направлений подготовки получились значения:Uэмп. = 103Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по личностной тревожности не выявлено. Уровень личностной тревожности студентов разных направлений подготовки одинаков.При сравнении уровня ситуативной тревожности студентов ФСН и ИФФ получились значения:Uэмп. = 90Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по ситуативной тревожности не выявлено. Уровень ситуативной тревожности студентов разных направлений одинаков.При сравнении общего уровня тревожности двух курсов получились значения:Uэмп. = 97,5Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по общей тревожности не выявлено. Уровень общей тревожности студентов ФСН и ИФФ курса одинаков.Таким образом, мы выяснили, что уровень тревожности у студентов разных направлений подготовки одинаков. Судя по полученным данным, уровень тревожности студентов ФСН и ИФФ одинаков. Но необходимо учесть, что в данной работе мы не рассматривали отдельные компоненты тревожности, а лишь брали тревожность как целостную черту личности.Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.Ч.Д. Спилбергер, исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на реактивную и активную, ситуативную и личностную тревожность[2].Ситуационная тревожность это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в другихситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.Обычно, тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности[3].Таким образом, в данной работе мы рассмотрели понятиетревожности. Так же, мы провели исследование уровня тревожности студентов разных направлений подготовки, сравнили полученные результаты с помощью таблиц и математической статистики. Получив результаты качественной и количественной обработки, можно утверждать, что различий уровня тревожности студентов факультета социальных наук и инженерно –физического факультета нет.

Ссылки на источники1.Аракелов, Г.Г. Стрессфакторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества /Г.Г. Аракелов // Психологическая наука и образование. –2008. 2.Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций / Ф.Е. Василюк. –М.: Издательство МГУ, 2010. –186 с.3.Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. –РостовнаДону: Издательство «Феникс», 2007. –736 с.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Гериатрической для больных деменцией
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector