Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности проявления тревожности у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Особенности проявления тревожности у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В последние десятилетия в отечественной науке вопросы изучения детей с ЗПР приобретают важное социально-психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое значение, что обусловлено ростом числа детей названной категории. Однако, большинство экспериментально-психологических исследований детей с ЗПР направлены в большей степени на рассмотрение особенностей их познавательной деятельности, тогда как данные об особенностях эмоциональной сферы данной категории детей вообще, и о специфики проявления у них тревожности, в частности, в литературе немногочисленны.

Так как тревожность многие исследователи относят к эмоциональным явлениям, следует рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР.

При ЗПР конституционального генеза эмоциональная сфера детей во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста, хотя при этом отмечается качественное своеобразие эмоциональных черт личности: преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровые интересы, повышенный фон настроения, непосредственность, поверхностность, нестойкость переживаний, внушаемость, недостаточная самостоятельность. Эти особенности эмоциональной сферы в условиях школьного обучения затрудняют социальную адаптацию, и, как указывает ряд исследователей (Т.Е. Сухарева, 1974; В.В. Ковалев, 1979; К.С. Лебединская, 1980), неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу. Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно предположить, что дети с ЗПР конституционального генеза не склонны к проявлению тревожности, или, точнее говоря, у данной группы детей нет обусловленных структурой дефекта предпосылок для формирования тревожности как личностного качества.

При соматической задержке, обусловленной длительной астенией, возникшей вследствие хронических заболеваний или пороков развития, тормозится развитие активных форм деятельности и появляется целый ряд невротических наслоений: робость, боязливость, капризность, неуверенность в своих силах, а эти личностные особенности могут способствовать становлению тревожности.

При психогенной задержке раннее возникновение и длительное воздействие психотравмирующего фактора вызывает стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливает патологическое развитие личности. В условиях безнадзорности она может начать формироваться по неустойчивому типу: неумение тормозить свои желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности; жестокость, либо грубая авторитарность обусловливает невротическое формирование личности, которое проявляется в отсутствии самостоятельности, робости, боязливости, а, следовательно, и тревожности.

При ЗПР церебрально-органического генеза механизм недоразвития связан, прежде всего, с поражением нервной системы, дефицитарностью корковых систем, незрелостью регуляторных функций. Для этого вида инфантилизма характерно отсутствие типичной для здорового ребенка живости и яркости эмоций, наблюдается слабая заинтересованность в оценке. При исследовании клинико-психологической картины органического инфантилизма было отмечено, что дети чаще всего испытывают и нарушения настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, которые могут маскироваться под детскую непосредственность и жизнерадостность. Для детей с пониженным фоном настроения характерна склонность к робости, боязливости, наличие страхов, что может послужить базой для формирования личностной тревожности.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами детей с ЗПР, отмечает, что адекватность условий обучения и воспитания — один из наиболее важных социальных факторов, влияющих на адаптацию детей данной категории. По данным И.Ф. Марковская (1993), в жизни детей с задержанным темпом развития взрослый играет ведущую роль. Люди, окружающие этих детей и дающие им эмоциональную поддержку, принимаются ими полностью и безоговорочно как значимые. Открытое непосредственное одобрение и поддержка снимают тревожность, уменьшают страхи ребенка, укрепляют в нем чувство безопасности и уверенность в себе.

Е.Г. Дзугкоева (1999) отмечает, что организованные коррекционно-психологические условия обучения и воспитания, комфоргная эмоциональная среда способствуют развитию у детей с ЗПР навыков общения, умений строить отношения в коллективе, снижают тревожность, что приводит к повышению школьной и социальной адаптации и коррекции личности в целом.

Обратившись к конкретным, непосредственно связанным с проблемой тревожности исследованиям в специальной психологии, можно отметить работу Л.Н. Костиной (1992), которая изучала особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием. По результатам исследования ею был сделан вывод, что дети с ЗПР проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Данный исследователь полагает, что дети с ЗПР, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.

Д.Н. Исаевым и П.Г. Елисеевым (1999) были обследованы учащиеся I-IV классов с диагнозом ЗПР для выявления тревожно-невротических симптомов, связанных либо с самим учебно-воспитательным процессом, либо с трудностями социальной адаптации. К сожалению, авторы исследования не приводят результаты обследования, обращая свое внимание прежде всего на отбор методик, применимых для диагностики тревожно-невротических симптомов у детей данной категории. Но некоторые выводы по интересующей нас проблеме они все же делают. В частности, исследователи указывают, что тревожность у младших школьников с ЗПР является в значительной степени ситуативной и не обладает сформировавшимся, выраженным «личностным ядром». Кроме того, по их мнению, в какой-то степени низкие коэффициенты использованных методик можно объяснить известной дефектностью интеллектуальной сферы, в силу которой нервно-психические проблемы недостаточно осознаются детьми с ЗПР, а поэтому не выявляются при психодиагностических обследованиях.

М.Ч. Расщевской (1986) было осуществлено исследование структуры базальных эмоций детей с разным уровнем интеллектуального развития 6, 8 и 10 лет, которое показало, что у детей с ЗПР наблюдается недостаточность положительных переживаний, они менее жизнерадостны. У них чаще проявляются эмоции страха и гнева. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР являются более пугливыми, так как у них менее развита сила процессов возбуждения и подвижность нервных процессов, от которых зависит выносливость и быстрота реакции в тревожных ситуациях. По параметру «страх» оценки детей с ЗПР были ближе к оценкам нормально развивающихся детей, а по параметру «радость» дети с ЗПР находятся ближе к олигофренам. Авторы делают вывод: несмотря на то, что дети с ЗПР не отличаются особой боязливостью, все-таки они менее часто испытывают состояние эмоционального благополучия.

Е.Л. Винникова и Е.С. Слепович (1999) говорят о том, что детей с ЗПР беспокоит и негативное отношение к себе со стороны учителей, и их особое положение в школе. У них обнаруживается переживание безысходности своего положения, отсутствия позитивных перспектив, появляется установка на аддиктивные формы поведения как способ ухода от переживания своей неполноценности. Исследователи отмечает, что детей с ЗПР тяжело переживают низкое их принятие ближайшим окружением, что приводит к внутриличностному конфликту в процессе самовосприятия, к негативным установкам по отношению к себе. А данные личностные особенности детей с ЗПР будут сопровождаться повышенной личностной тревожностью.

Согласно данным И.Ю. Кулагиной (1987), изучавшей эмоциональные реакции младших школьников с ЗПР в оценочной ситуации, ситуативная тревожность, сопровождающаяся понижением результативности деятельности, была наиболее характерна для девочек. Мальчиков было значительно больше, чем девочек среди тех, у кого тревожность не появилась или приводила к повышению продуктивности деятельности. По мнению исследователя, низкая самооценка крайне редко фиксируется в специальной школе. В целом между ситуативной тревожностью и характером самооценки младших школьников с ЗПР не обнаружено четкой корреляции. Как известно, мотив избегания неудачи продуцирует эмоциональное состояние тревожности в противоположность мотиву достижения успеха, не вызывающего тревожности. В начальных классах специальной школы для детей с ЗПР, согласно точке зрения исследователя, доминируют в основном мотив достижения успеха и учебные интересы.

Читайте так же:
Логопедическая коррекция заикания у школьников

Л.В. Кузнецова и Б.И. Айзенберг (1990) указывают, что у детей с ЗПР, продолжающих обучение в специальной школе-интернате, т.е. у тех, кто в силу разных причин не перешел после начальных классов в массовую общеобразовательную школу, рост личностного самосознания может вызвать новый всплеск социальной дезадаптировапности: в начале обучения в V классе у детей с ЗПР наблюдается крайне неблагоприятное сочетание черт неустойчивости психических процессов с высокой тревожностью и агрессивностью.

Г.В. Грибанова (1986) проводила сравнительное исследование личностных особенностей подростков 13-16 лет с ЗПР, обучающихся в специальной и массовой школах. Автор исследования указывает, что обследование подростков с ЗПР, обучающихся в массовой школе, показало существенное отличие этой группы как от нормы, так и от учащихся специальной школы для детей с ЗПР. В усредненном профиле структуры личности подростков, полученном при помощи методики MMPI, тревожность занимает далеко не последнее место: у подростков с ЗПР, обучающихся в массовой школе — пятое, в специальной — третье (всего осуществлялась оценка по 12 позициям). Исследователь объясняет высокий показатель тревожности подростков из специальной школы более выраженной тенденцией к пониженной самооценке, более развитым самоанализом.

В результате экспериментального исследования Б.Н. Никишина (1999) выявила большую склонность к формированию тревожной акцентуации характера у подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО общеобразовательной школы, по сравнению с нормально развивающимися и умственно отсталыми сверстниками. По мнению исследователя, подобная тенденция может быть обусловлена спецификой формирования личности детей с ЗПР, в частности характерной для них нестабильностью эмоционально-волевой сферы и некоторым негативным влиянием социальных факторов, складывающихся на фоне низких учебных возможностей.

Таким образом, на основе приведенного анализа, можно констатировать, что отдельные исследователи в рамках специальной психологии, рассматривая проблему тревожности у школьников с ЗПР, чаще всего указывают на повышенную тревожность данной категории детей. Но следует отметить, что подобные работы единичны.

Список литературы:
1. Винникова Е.Л., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1999. №1. — С.18-24.
2. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. // Дефектология. 1986. №5. — С.13-20.
3. Дзугкоева Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии. // Дефектология. 1999. №2. — С.19-25.
4. Исаев Д.Н., Елисеев П.Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1999. №4. — С.27-31.
5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979. — 607с.
6. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): Автореф. дис. . канд. психол. наук. — СПб., 1992. — 28с.
7. Кузнецова Л.В., Айзенберг Б.И. Разные формы психологической помощи в школе-интернате для детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1990. №2. — С.21-23.
8. Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации. // Дефектология. 1987. №3. — С.9-15.
9. Лебединская К.С. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития. — М., 1980. — 72с.
10. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.: Компенс-центр, 1993. — 198 с.
11. Никишина В.Б. Социально-психологические детерминанты задержки психического развития у подростков: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — Ярославль, 1999. — 32с.
12. Расщевска М.Ч. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6-10-летнего возраста с разным уровнем умственного развития. // Сравнительная динамика развития детей: Сборник научных трудов. — Рига, 1986. С.49-61.
13. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. — М.: Медицина, 1974. — 320с.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломную работу по данной теме.

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

Науменко, Д. Э. Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения / Д. Э. Науменко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6705/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Ключевые слова: задержка психического развития, школьная тревожность.

Теория и практика обучения детей с особыми образовательными потребностями, синтезируя знания из педагогики и психологии, открывает новые площадки для обеспечения адекватного уровня оказания образовательных услуг подрастающему поколению. Особое место в этом занимает учет не только познавательных, но и эмоциональных аспектов развития личности ребенка. В современных психолого-педагогических исследованиях особое место занимает теория деятельности (деятельностный подход), предложенная Леонтьевым А. Н. Она базируется на культурно-исторической теории Выготского Л. С., где эмоции рассматриваются как важнейшая характеристика личности. При этом эмоциональные качества личности связаны между собой и определяют развитие эмоциональной сферы, которая включает в себя эмоциональность, эмоциональную устойчивость, тревожность и самооценку личности.

Существующие в настоящее время данные позволяют говорить о том, что в процессе обучения ребенок сталкивается с рядом определенных препятствий, обусловленных своеобразием эмоционально-волевой сферы. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с определенными невротическими отклонениями, в том числе с тревожностью. Такие дети характеризуются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [3]. Эти факты свидетельствуют о необходимости оказания психолого-педагогической помощи с использованием средств, которые бы препятствовали формированию у детей отрицательных черт характера, развития психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении, а вместе с тем и ухудшением общего состояния ребенка. Особого внимания требуют дети с задержкой психического развития (ЗПР), так как они испытывают гораздо больше трудностей при обучении в школе, что естественно вызывает неадекватный уровень их тревожности. ЗПР в «чистом виде» встречается достаточно редко: это нарушение, как правило, сопровождают другие случаи дизонтогенеза, которые нарушают адекватное вхождение ребенка в школьную среду, дестабилизируют его внутреннюю гармонию, искажают процесс адаптации.

Читайте так же:
Методика определения тревожности 4 класс я сам

Дети с ЗПР представляют собой неоднородную группу, объединенную по такому общему критерию, как школьная дезадаптация, то есть, несоответствие возможностей ребенка уровню нормативных требований учебной программы общеобразовательной школы. Это несоответствие имеет различный характер, что и определяет разнообразие этой группы учащихся. Но главное то, что у этих детей снижен уровень их учебных возможностей, то есть имеется школьная неуспеваемость. По разным данным в РФ распространенность ЗПР в настоящее время составляет от 4 % до 8,2 %.

В современной отечественной дефектологии за основу дифференциации ЗПР принята классическая модель, которая была предложена Лебединской К. С. В ее основу был положен этиопатогенетический принцип, то есть определение причины возникновения того или иного нарушения. Согласно этой классификации выделяется четыре формы задержки психического развития: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенной, психогенной и церебрально-органической формы происхождения [4].

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка, которые препятствуют адекватному формированию его личности. При этом подчеркивается именно социальное происхождение данной формы дизонтогенеза. Неблагоприятные условия воспитания могут привести к стойким структурным изменениям нервно-психической сферы ребенка: сначала нарушаются вегетативные функции, а затем — психические, в первую очередь страдает эмоциональное развитие ребенка. В теории и практике выделяют три варианта, при которых может развиться ЗПР психогенного характера. Ведущее место занимают явления гипоопеки — своеобразный стиль воспитания, при котором ребенку не уделяется необходимое внимание со стороны родителей и не проводятся элементарные обучающие и воспитательные мероприятия. Чаще всего это наблюдается в асоциальных или неполных семьях, при отсутствии родителей, в случае, если ребенок воспитывается вне семьи. В случае недостатка внимания со стороны взрослых потенциальные возможности развития ребенка остаются не раскрытыми, познавательная и эмоционально-волевая сферы личности формируются со значительными задержками и разнообразными отрицательными наслоениями.

Следующий вариант возникновения ЗПР данного генеза связан с явлениями гиперпротекции или гиперопеки, то есть при сверхнавязчивой заботе о ребенке. Такие явления могут наблюдаться при совместном проживании нескольких поколений семьи, в случае позднего рождения ребенка и т. д. При этом ребенок воспитывается с позиций исключительно эгоцентризма, ему не развиваются необходимые навыки самостоятельности и ответственности. К условиям школьного обучения ребенок оказывается не готов и проходит достаточно долгий период адаптации. Третий вариант возникновения ЗПР психогенного происхождения связан с явлениями физического и/или психического насилия над ребенком, что приводит к крайне негативным деформациям личности и эмоциональных состояний. Как указывает Ильин Е. П. любая форма физического и (или) психического насилия над ребенком может привести к разнообразным последствиям, включая снижение самооценки, утрату веры в себя, формирование патологических личностных качеств, рост уровня тревожности и страха [1, с. 280].

Исходя из позиций негативного воздействия повышенной школьной тревожности на успеваемость и адаптацию ребенка нами было проведено психолого-педагогическое исследование. Диагностическим экспериментом было охвачено 25 учащихся с диагнозом ЗПР психогенного происхождения первых-третьих классов в возрасте 8–11 лет. Методами диагностики школьной тревожности выступали:

1. Метод наблюдения за деятельностью учащихся.

2. Модифицированная нами методика Филлипса Б. (Phillips B. N.) [4, с. 394–397].

3. Метод диагностики продуктов деятельности учащихся, в частности — рисунков.

Метод наблюдения позволял фиксировать различные аспекты деятельности, поведения и реакций детей во время урока или во внеурочной деятельности. В частности наблюдение было направлено на выявление вербальных и невербальных проявлений общей тревожности и тревожности связанной с учебными ситуациями.

Использование методики Филлипса было связано с несколькими причинами, одной из которых была возможность наблюдения за респондентом. Тестирование проводилось во внеурочное время в помещении класса учебного заведения. Время на опрос каждого ученика не ограничивалось, но, как правило, процедура занимала 10–15 минут. В случае если она затягивалась дольше и экспериментатор замечал, что ребенок уже не может отвечать на вопросы по психофизиологическими причинами, опрос разрешалось прервать с последующим продолжением. Допускалась возможность диагностирования ученика повторно, если в первый раз он был психологически не готов к тестированию.

Перед началом опроса ученику давалась следующая инструкция: «Сейчас тебе будет предложено несколько вопросов о том, как ты себя чувствуешь в школе. Старайся отвечать честно и правдиво, здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайся. Ответь на вопрос, «да», если согласен с ним, или «нет», если не согласен». Инструкция была упрощена, по сравнению с оригинальной, однако ее сущность осталась неизменной. Так, слово «опросник», которое не совсем понятным для ученика первого-третьего класса школы для детей с ЗПР, было заменено на «несколько вопросов». Как указывалось ранее, ребенку предоставлялась возможность осмыслить вопрос, если ответ не звучит — разрешалось его повторять. В отдельных случаях разрешалось вместо слов «учитель», «одноклассник», «друг» называть конкретные имена окружающих. Любые изменения формулировки вопроса, кроме указанных не допускались.

В ходе исследования удалось выявить несколько характерных черт, присущих детям с данной формой дизонтогенеза. Приведем несколько примеров:

Респондент 1. Девочка, 8 лет

Ученица во время проведения эксперимента очень нервничала, хотя старательно пыталась отвечать на вопросы. Анамнез показал, что она имеет отклонения в психическом развитии с раннего детства. Родители страдают алкогольной зависимостью. Школьница очень эмоциональная, порой не может свои эмоции контролировать. Ведущая деятельность — игровая, учится плохо, на самоподготовке не успевает за классом. По фактору «Страх ситуации проверки знаний» количество ответов, свидетельствующих о тревожности равна 100 %. Единственный фактор, по которому тревожность была ниже 50 % — «Страх самовыражения».

Респондент 2. Девочка, 9 лет

Страдает ЗПР психогенного происхождения. Имеет младшую сестру, которая учится в подготовительном классе. Высокий уровень тревожности имеет место при ответах на вопросы факторов «Общая тревожность в школе» и «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Однако наряду с этим было обнаружено, что школьница имеет уровни тревожности, которые соответствуют норме по критериям II, III, VII. При проведении эксперимента отвлекалась, однако при просьбе вернуться к действию продолжала отвечать на вопросы теста.

Респондент 3. Мальчик, 9 лет

Учится в новом коллективе первый год, был переведен в связи с переездом. Словарный запас ограничен, во время общения с взрослыми и сверстниками застенчив. Наблюдается высокий уровень проявления вербальной и невербальной тревожности. Интерес к обучению проявляет. Во время проведения тестирования переспрашивал экспериментатора, иногда долго задумывался над вопросом. По I, IV и VI критериям тревожности наблюдается высокий уровень. Критерий «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» насчитывает 100 % ответов, свидетельствующих о тревожности. В то же время «Переживания социального стресса» и «Фрустрация потребности в достижении успеха» имеют уровень тревожности в пределах нормы.

Полученные результаты психолого-педагогической диагностики проявлений школьной тревожности у детей с ЗПР позволяют констатировать следующее: дети с задержкой развития проявляют разные уровни школьной тревожности в зависимости от определенного фактора. Больше негативных ответов наблюдалось у детей по поводу общей тревожности в школе.

Читайте так же:
Заговор от заикания на святую воду

Процентное соотношение уровней тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения приведены в таблице 1.

Соотношение уровней тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

Детская психиатрия имеет свои задачи и свои особенности сравнительно с общей психиатрией, из которых главнейшие сводятся к тому, что она еще больше связана с неврологией и соматической медициной, она более сложна в диагностике и прогнозах, более нестабильна. В детском и подростковом возрасте могут проявляться самые различные заболевания, начиная с неврозов и заканчивая шизофренией. Важнейшие диагностически значимые симптомы, разумеется, наблюдаются в любом возрасте, но чаще всего симптоматика в детском возрасте отлична от таковой у взрослых. Кроме того, в детском возрасте существуют определенные расстройства, характерные именно для этого периода, и некоторые из них остаются у человека на протяжении всей жизни. Многие из этих расстройств стойкие, не имеют ремиссий. По мере взросления, симптоматика может исчезать или компенсироваться. Одной из важнейших особенностей подросткового и детского возраста является непрерывное и неравномерное развитие организма. В этот период наиболее интенсивно идет процесс психического онтогенеза, когда происходит развитие определенных психических процессов, формирование личности.

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

Луговенко Вероника Алексеевна – клинический психолог медицинского центра «Синеглазка»

В докладе освещается вопрос об особенностях тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома. Число сирот в современное время возрастает, зачастую дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют задержку психического развития, наличие которой предполагает изменение в эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Наиболее подверженные таким изменениям — дети младшего школьного возраста. Проблема проявления тревожности и страхов рассматривается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Многие авторы при изучении данного феномена в своих исследованиях находят новые аспекты протекания тревожности и детских страхов, что в свою очередь дает право говорить о том, что проблема особенности проявления тревожности и страхов в современное время становится одной из важнейших и отвечает требованиям психологической практики.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЗОВ ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Лобастов Роман Леонидович – преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета

В докладе рассматривается характер и возможные психосоциогенные причины возникновения эпизодических манифестаций психотических состояний у детей в рамках дисфункциональных детско-родительских отношений, в которых зачастую возникают коммуникативные трудности. Дети, имея интенсивно развивающуюся психику, часто опираются именно на коммуникативные стратегии и адаптационные возможности, сформированные в семье. Семейная среда зачастую не располагает к тому, чтобы вовремя созрели те же конструктивные психологические защиты в качестве адекватного (и гибко настраиваемого) адаптационного барьера. Цнс ребенка в данном случае оказывается один на один с агрессивной и непонятной для нее средой взаимодействия, в результате чего детская психика вынуждена реагировать архаичными способами защит в виде развернутого абортивного психоза.

ФЕНОМЕН ХРОНИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Клинова Екатерина Олеговна – студентка 2 курса кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета

Данная работа посвящена рассмотрению вопроса о синдроме хронического утомления у студентов-медиков, которые попадают в группу риска заболевания из-за интенсивной эмоционально-интеллектуальной нагрузки. В докладе рассматриваются такие показатели как физиологический дискомфорт студентов, нарушения в эмоционально-аффективной сфере, а также степень мотивации в обучении. Полученные результаты позволят грамотно и корректно составить план психопрофилактики для студентов медицинских ВУЗов. Актуальность работы заключается ещё и в том, что оценивается влияние спортивной жизни студентов на степень их утомления, которое также выступает фундаментом при лечении и профилактике синдрома хронического утомления.

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ОБЪЕМА РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ НГМУ

Варфоломеева Елизавета Александровна – студентка 3 курса кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета.

В докладе рассматриваются особенности стрессоустойчивости и объема рабочей памяти. Самым распространенным видом аффектов в современном обществе является стресс. По данным ВОЗ, 45% всех заболеваний связано с чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением или со стрессом. Последствием стресса может стать невроз, функциональное заболевание нервной системы. Когда страдает нервная система, ресурсы истощаются, заставляя работать организм учащегося на пределе. Стресс оказывает губительное влияние на память, есть данные о потери памяти в связи постоянным стрессом, что привяло к сокращению объема мозга у относительно молодых людей задолго до появления каких-либо симптомов. Рабочая память играет большую роль в запоминании. Это активная система, которая временно хранит и обрабатывает информацию, необходимую для выполнения сложных когнитивных задач, таких как обучение, рассуждение и понимание. Она поддерживает информационную активность, связывает и передает информацию в более постоянные хранилища. Современному человеку важно запоминать большой объем информации несмотря на стрессовое воздействие, особенно это актуально для студентов. Таким образом особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и объем рабочей достаточно актуальны в современном обществе.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ

Шестакова Елена Сергеевна – студентка 2 курса факультета социальной работы и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета

В докладе актуализируется проблема адаптации студентов-мигрантов, вступающих во взаимоотношения с коллективом в профессиональной среде обучающихся Новосибирского государственного медицинского университета. Данная проблема имеет выраженный характер, обусловленный необходимостью формирования толерантного поведения среди студентов. От успешности вступления в контакт зависят как дальнейшие возможности взаимодействия с коллегами, так и непосредственно качество обучения, эффективность которого напрямую связана с толерантным взаимодействием в межкультуральной среде. Помимо этого, прослеживается влияние качества адаптации в коллективе студентов на будущую деятельность и жизнь в современном российском социуме, выход на более сложный уровень, подразумевающий ассимиляцию, перестройку иерархии ценностей и установок, межличностное общение за рамками профессиональной сферы. Перед психологическим сообществом стоит задача более детального изучения проблемы адаптации студентов-мигрантов, а также ее решения в форме выработки толерантного поведения.

Секционное заседание

«Актуальные вопросы детской психотерапии, психологии и психиатрии»

Апреля с 10.00 до 12.00

Детская психиатрия имеет свои задачи и свои особенности сравнительно с общей психиатрией, из которых главнейшие сводятся к тому, что она еще больше связана с неврологией и соматической медициной, она более сложна в диагностике и прогнозах, более нестабильна. В детском и подростковом возрасте могут проявляться самые различные заболевания, начиная с неврозов и заканчивая шизофренией. Важнейшие диагностически значимые симптомы, разумеется, наблюдаются в любом возрасте, но чаще всего симптоматика в детском возрасте отлична от таковой у взрослых. Кроме того, в детском возрасте существуют определенные расстройства, характерные именно для этого периода, и некоторые из них остаются у человека на протяжении всей жизни. Многие из этих расстройств стойкие, не имеют ремиссий. По мере взросления, симптоматика может исчезать или компенсироваться. Одной из важнейших особенностей подросткового и детского возраста является непрерывное и неравномерное развитие организма. В этот период наиболее интенсивно идет процесс психического онтогенеза, когда происходит развитие определенных психических процессов, формирование личности.

Читайте так же:
Анкета уровня тревожности и невротизации

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

Луговенко Вероника Алексеевна – клинический психолог медицинского центра «Синеглазка»

В докладе освещается вопрос об особенностях тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома. Число сирот в современное время возрастает, зачастую дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют задержку психического развития, наличие которой предполагает изменение в эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Наиболее подверженные таким изменениям — дети младшего школьного возраста. Проблема проявления тревожности и страхов рассматривается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Многие авторы при изучении данного феномена в своих исследованиях находят новые аспекты протекания тревожности и детских страхов, что в свою очередь дает право говорить о том, что проблема особенности проявления тревожности и страхов в современное время становится одной из важнейших и отвечает требованиям психологической практики.

Особенности проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 5–6 лет

Название статьи: Особенностей проявления страхов и тревожности у детей 5-6 лет дошкольного возраста.

Настоящее исследование проводилось на базе ГКУСО УР «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» где были обследованы дети дошкольного возраста 5-6 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в период с марта-апрель 2018 года. Исследованием были охвачены 11 детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Цель: провести эмпирическое исследование особенностей проявления страхов и тревожности у 11 детей 5-6 лет дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Дошкольный возрастявляется одним из важных этапов формирования психики ребенка: происходит развитие познавательных процессов, формирование мышления и личностных особенностей.

В настоящее время количество семей социального риска увеличивается с каждым годом. Дети в таких семьях постоянно находятся в стрессовые ситуации и испытывают страхи и тревожность. Это сильно отражается на психике ребенка, которая отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Вследствие того, что увеличиваются семьи социального риска, то детей с повышенной тревожностью и страхами становится с каждым годом все больше и больше.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации еще в большей степени подвержены эмоционально-психологическому напряжению. Они хотят получить любовь близких, но не могут. Вследствие этого страхи и тревожность выступают на первый план в их психологическом развитии.

Тревожность и страхи поддаются коррекции. Если своевременно выявить наличие повышенной тревожности и страхов у детей и составить психокоррекционную программу по снижению уровня тревожности и преодолению страхов, то можно решить многие психологические проблемы детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые могут проявиться позднее. Это и обуславливает актуальность исследования проблемы тревожности и страхов как следствия переживания стрессовых ситуаций у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для изучения особенностей проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста,находящихся в трудной жизненной ситуации были использованы следующие методики:

1) Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное». М. 3. Друкаревич.

2) Проективный тест «Сказка». Л. Дюсс.

Результаты исследования детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по методике «Несуществующее животное»

№ Имя Качественный анализ рисунка.

1 Алёна Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Множественные линии свидетельствуют о тревожности ребенка. У девочки заниженная самооценка (рисунок смещен вниз). У обследуемой есть страхи, она замкнута, не желает вступать в контакт с окружающими (на рисунке нет ушей). У нее есть потребность в защите, но при этом пытается защищаться сама (шипы и иглы на рисунке, место обитания животного лес, то есть труднодостижимое). Она хочет гулять и общаться (животное гуляет и у него много друзей).

2 Кира Множественные и штриховые линии говорят о тревожности ребенка. У девочки заниженная самооценка, она не уверена в себе (рисунок смещен вниз). На рисунке у животного закрашены глаза, оно с длинными ресницами, это свидетельствует о наличии страхов у ребенка и демонстративной манере поведения, что говорит о значимости мнения окружающих. Обследуемая может проявлять агрессивность и демонстративность (фигура животного с заостренными углами, на теле присутствует узор). Она хочет гулять и жить в семье (животное гуляет и живет в доме с мамой, папой, Кирой, феей Анастасией, братом).

3 Настя Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о тревожности ребенка. У девочки заниженная самооценка (рисунок смещен вниз). У обследуемой есть страхи, она замкнута, не желает вступать

№ Имя Качественный анализ рисунка.

3 Настя в контакт с окружающими (на рисунке нет ушей, глаза закрашены). Насте присуще такие черты личности, как скрытность и замкнутость (кругообразная фигура). Узор на шкуре (сердце) и место обитания (в воде на острове) может свидетельствовать о демонстративности поведения. Хочет кататься на велосипеде, играть, кувыркаться, общаться с друзьями и больше ничего не делать (животное гуляет и у него много друзей).

4 Соня Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о тревожности ребенка. Уменьшенный размер рисунка говорит о низкой самооценки и депрессии. Отсутствие ушей и закрашенные глаза указывают на наличие страхов и на нежелание вступать в контакт с окружающими. Соне присуще такие черты личности, как скрытность и замкнутость (кругообразная фигура).

5 Леша Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Недоведенные до конца линии об астении, иногда импульсивности. У обследуемого есть страхи (глаза пустые, без радужки). Животное живет в труднодостижимом месте (в черном доме очень далеко, что говорит о потребности в защите. Хочет играть в мяч, гулять (животное играет и гуляет).

6 Леша Сильный нажим карандаша говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии указывают на наличие тревожности у ребенка.

№ Имя Качественный анализ рисунка.

6 Леша Расположение рисунка вверху листа свидетельствует, иногда, о завышенной самооценки и стремлении к высоким достижениям. Глаза с зачерненной радужкой и отсутствие ушей говорят о наличии страхов, о нежелании вступать в контакт с людьми и слышать чужое мнение.

Читайте так же:
Низкая тревожность у детей дошкольного возраста

7 Вова Сильно давит на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о наличии тревожности. Глаза закрашены, что указывает на наличие страхов. Отсутствие ушей говорит о замкнутости и нежелании слышать мнение окружающих. Узор на шкуре говорит о такой черте личности как демонстративность. Животное обитает в зоопарке (изолированное пространство, оно доброе, но у него нет друзей это свидетельствует о чувстве одиночества ребенка.

8 Вова Очень сильно давит на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о наличии тревожности у обследуемого. Расположение рисунка внизу листа говорит о заниженной самооценки. Глаза с зачерненной радужкой свидетельствуют о наличии страхов, отсутствие ушей – о замкнутости и нежелании слышать чужое мнение. Изолированное место обитания (черный дом, живет один) и отсутствие друзей говорят о чувстве одиночества обследуемого. Животное питается людьми, что указывает на такие черты личности как негативизм и агрессивность.

№ Имя Качественный анализ рисунка.

9 Саша Размашистые штриховые линии указывают на наличие тревожности. Глаза без зрачков и увеличенный рисунок животного свидетельствуют о наличии страхов и тревожности. Отсутствие ушей указывает на замкнутость и нежелание слышать чужое мнение. Преобладает такая черта личности как агрессивность (фигура животного, состоящая из острых углов). Отсутствие ног свидетельствует о пассивности и неумении выстраивать социальные отношения.

10 Саша Сильно давит на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Множественные линии свидетельствуют о тревожности. Уменьшенный размер рисунка говорит о низкой самооценки и депрессии. Отсутствие ушей указывает на замкнутость и на нежелание слушать чужое мнение.

11 Руслан Сильно давит на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, ригидности и импульсивности. Штриховые линии свидетельствуют о тревожности. Уменьшенный размер рисунка говорит о низкой самооценки и депрессии. Большие уши указывают на заинтересованность чем-либо, иногда на подозрительность и тревожность.

Проанализировав результаты исследования по методики «Несуществующее животное», можно сделать вывод о том, что 10 из 11 детей дошкольного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают тревожность (штриховые, множественные линии; увеличенный размер рисунка; большие уши) и 9 из 11 детей обладают множеством страхов (глаза пустые без зрачков или глаза с зачерненной радужкой). Также 5 из 11 человек нарисовали дом, а 8 из 11 человек упомянули в рассказе про свое животное то, что он живет в доме. Это может свидетельствовать о желании детей вернуться в комфортную для них среду, то есть домой.

Результаты исследования детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по методике «Сказка».

№ Имя Кол-во патологических ответов

М (среднее арифметическое значение) 4,9

Проанализировав результаты исследования по методике «Сказка», можно сделать вывод о том, что 8 из 11 детей дошкольного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дали патологический ответ пять и более раз. Это может указывать, в большинстве своем, на неадекватные эмоциональные проявления по отношению к близким, окружающим людям или к самому себе. Это может быть следствием эмоциональной незрелости, стрессовых ситуаций, в которых находятся дети.

Качественный анализ данных показал, что 5 из 11 детей испытывают неадекватные страхи: привидение; вампиры; страшная комната, где нет рядом мамы, а из двери лезут страшные монстры; зомби пришли и хотели убить; зомби; осталась одна, мама ушла и не вернулась. Все это свидетельствует о страхе одиночества, то есть о страхе остаться одному или исчезнуть. 8 из 11 детей проявляют тревожность, когда им не уделяют внимание и не слышат их (она хотела гулять, но мама не пошла, поэтому она пошла одна; не хочет отмечать праздник, поэтому он пошел на улицу; пошел в другую квартиру, так как он не хочет праздник; гулять пошел, так как у мамы и папы праздник намечается, 9 из 11 детей, когда их ругают и обвиняют в чем-либо (папа злой, он не хотел, чтобы они пошли гулять;мама сказала: «Почему меня не взяли с собой?»; надо было раньше приходить, обед остыл; нельзя больше ходить на улицу; долго гуляли; дочка, не ходи больше).

Качественный анализ по методике «Несуществующее животное» показал, что 10 из 11 детей дошкольного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают тревожность и 9 из 11 детей обладают множественными страхами.

Результаты по методике «Сказка» показали, что 8 из 11 детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, проявляют неадекватное эмоциональное отношение к окружающим, к близким и к самому себе. Качественный анализ данных показал, что у 5 из 11 детей проявляются неадекватные страхи: привидение; вампиры; страшная комната, где нет рядом мамы, а из двери лезут страшные монстры; зомби пришли и хотели убить; зомби; осталась одна, мама ушла и не вернулась. 8 из 11 детей проявляют тревожность, когда их игнорируют и не слышат; 9 из 11, когда их ругают или обвиняют в чем-либо.

Особенности организации режиссерских игр детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово ДОКЛАД из опыта работы «Особенности.

Особенности труда детей старшего дошкольного возраста Постановка цели: В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие.

Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста «Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста» Вопросы одаренности личности были актуальны во все времена, а в настоящее.

Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями,.

Консультация для родителей «Детские страхи. Как снизить риск развития страхов или тревожности» Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству.

Консультация «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» Половко Н. М., воспитатель ГБДОУ детский сад №96 компенсирующего вида Московского.

Особенности социальной безопасности детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье рассматривается поведение преступника с психологической точки зрения, мотивы и ход действия в совершении преступления.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Причины тревожности у детей дошкольного возраста Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность.

Особенности и возможности экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Экспериментальная деятельность – поддерживаем инициативу и творчество, формируем познавательные интересы у детей дошкольного возраста Актуальность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector