Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

4. 3 Задания для самостоятельной работы

4.3 Задания для самостоятельной работы

2. Составить таблицу “Сравнительная характеристика заикающегося с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии”.

3. Составить протокол обследования заикающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовить материалы для обследования.

4. Составить таблицу “Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми”.

5. Оформить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися дошкольниками с подробным его анализом.

6. Составить таблицу “Этапы логопедической работы с заикающимися дошкольниками” с отражением в ней программного содержания и коррекционных задач каждого этапа.

7. Разработать конспект логопедических занятий на различных этапах коррекционного обучения.

8. Подобрать игры и упражнения для осуществления коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками, направленной на нормализацию общего и речевого поведения.

9. Конспектирование программно-методической литературы.

10. Составить на основе протокола обследования развернутую психолого-педагогичсскую характеристику заикающегося ребенка с логопедическим наблюдением и перспективным планом коррекционного воздействия.

11. Составить таблицу “Этапы логопедической работы по коррекции заикания у учащихся общеобразовательной школы” с отражением в ней основных задач, моделей общения и речевого поведения учащихся на различных этапах коррекционного воздействия.

12. Составить таблицу “Система логопедической работы по исправлению заикания у школьников в процессе обучения” с отражением в ней задач и краткого содержания периодов коррекционного обучения.

13. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику обследованного учащегося с логопедическим заключением и перспективным планом коррекционного воздействия.

14. Составить план-конспект просмотренного логопедического занятия с заикающимися школьниками с подробным его анализом.

15. Составить таблицу “Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками”.

16. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику заикающегося подростка.

17. Составить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися подростками с подробньш его анализом.

18. Составить таблицу “Этапы комплексной лечебно-педагогической работы по устранению заикания у взрослых”.

19. Составить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися взрослыми с подробным его анализом.

20. Составить таблицу “Организация логопедической помощи заикающимся”.

21. Подготовить текст беседы с родителями и воспитателями “О заикании у детей”.

4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”

1. Каково строение периферического речевого аппарата?

2. В чем состоит различие между непроизвольными и произвольными движениями? К какому типу движений относится речевая артикуляция?

3. Назовите основные параметры акустических характеристик устной речи.

4. Дайте определение плавности речи.

5. Какие положения П.К. Анохина составляют основу представлений о функциональной системе речедвигательного акта?

6. Как можно применить положения о функциональной системе П.К. Анохина к пониманию патогенетических механизмов заикания?

7. Какими параметрами характеризуется крик здорового ребенка? Какую основную функцию он несет?

8. В каком возрасте появляются у ребенка гуление и лепет и чем они различаются?

9. Как соотносятся фазы моторного развития ребенка с фазами речевого развития? До какого возраста прослеживается их сопряженность?

10. Назовите основные этапы развития речи ребенка.

11. Почему возраст от 1 до 6 лет является сензитивным периодом в развитии речи?

12. Что такое физиологические итерации? В какой период развития речи они возникают?

13. Дайте определение заикания.

14. Назовите основные клинические признаки заикания.

15. Дайте характеристику основных признаков судорожной активности мышц периферического речевого аппарата.

16. Охарактеризуйте речевое дыхание у заикающихся.

17. Назовите симптомы логофобии. В каком возрасте заикающихся она проявляется?

18. Охарактеризуйте типы течения заикания.

19. Объясните какова роль генетических механизмов в развитии заикающихся.

20. Опишите роль биологических и социальных факторов в развитии заикания.

Читайте так же:
Школьная тревожность детей с овз

21. Какова роль индивидуальных особенностей речевого онтогенеза в возникновении заикания?

22. Назовите факторы риска, которые могут способствовать возникновению невротических и неврозоподобных форм речевой патологии.

23. Дайте определение невротической и неврозоподобной форм заикания.

24. Перечислите факторы риска возникновения невротической формы заикания у детей.

25. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей, с невротической формой заикания.

26. Каковы особенности психического состояния детей до и после появления невротической формы заикания?

27. Какова динамика невротической формы заикания? Возможна ли “спонтанная” нормализация речи? Что способствует хронификации данной речевой патологии?

28. Каковы особенности поведения дошкольников, страдающих невротической формой заикания?

29. Расскажите, как влияет логофобия на поведение подростков и взрослых.

30. Каковы особенности поведения подростков, страдающих невротической формой заикания?

31. Перечислите факторы риска у детей с неврозоподобной формой заикания.

32. Каковы особенности раннего психомоторного и речевого развития детей с неврозоподобной формой заикания?

33. Опишите динамику неврозоподобной формы заикания.

34. Каковы особенности поведения дошкольников и детей подросткового возраста, страдающих неврозоподобной формой заикания?

35. Каково своеобразие формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при невротическом заикании?

36. Расскажите, как проявляется сосуществование двух (нормальной и патологической) программ действия в речевой функциональной системе при невротическом заикании. Каковы условия их проявления?

37. Каковы отличия от нормы в формировании речедвигательной функциональной системы у детей с неврозоподобной формой заикания?

38. Обоснуйте принципы дифференцированного психолого-педагогического воздействия на заикающихся с разными клиническими формами заикания.

39. Какие меры необходимо предпринять при “остром” начале заикания у детей дошкольного возраста?

40. Какова организация логопедических занятий с заикающимися дошкольниками, страдающими невротической формой заикания?

41. Раскройте значение психотерапии в системе реабилитации заикающихся с невротической формой заикания.

42. В чем состоит прием угашения страха речи у взрослых заикающихся?

43. Осветите систему функциональных тренировок и их роль в реабилитации заикающихся.

44. Каково значение логоритмики в системе коррекционных воздействий на заикающихся.

45. Раскройте основные принципы комплексной психолого-педагогической реабилитации заикания.

46. Каковы основные направления коррекционно-педагогического воздействия при неврозоподобной форме заикания?

47. Определите значение логоритмики в системе реабилитационных мероприятий при невротической и неврозоподобной формах заикания.

48. Каково значение индивидуальных логопедических занятий при неврозоподобной форме заикания?

49. Перечислите методические приемы формирования навыка плавной речи.

50. Обоснуйте необходимость применения методического приема торможения речедвигательных стереотипов.

51. Как организовать охранительный режим для заикающихся дошкольников, подростков, взрослых?

52. Какие существуют методы регуляции эмоционального состояния у заикающихся?

53. Назовите основные методические приемы формирования речевого дыхания у заикающихся.

54. Опишите основные приемы формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения у заикающихся.

55. Опишите основные методические приемы развития просодической стороны речи у заикающихся.

56. Назовите основные направления работы по развитию моторных функций организма у заикающихся.

57. Каковы основные этапы развития планирующей функции речи?

58. Каковы задачи воспитания личности заикающихся?

59. Опишите основные приемы воспитания личности дошкольников.

60. Назовите и дайте содержательную характеристику основных видов психотерапии, используемой при реабилитации заикающихся.

61. Раскройте основные положения комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, предложенной Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay.

62. Раскройте основные положения психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, разработанной В.И. Селиверстовым.

63. Раскройте основные теоретические положения, разработанные Р.Е. Левиной, используемые в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками и школьниками (методики Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой).

Читайте так же:
Обучение по уходу за больными деменцией

64. Раскройте основные положения системы психолого-педагогнческой реабилитации, разработанной В.М. Шкловским.

65. Раскройте основные положения системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной коллективом “Лаборатории патологии речи” под руководством Н.М. Асатиани.

66. Каковы основные направления системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанной Ю.Б. Некрасовой.

67. Раскройте основные положения “Комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании”, разработанной Л.3. Арутюнян.

68. Перечислите основные направления профилактики заикания.

69. Каково значение двуязычия в семье, как фактора риска возникновения заикания? Опишите пути профилактики нарушения развития речи.

70. Раскройте значение воспитания личности при профилактике заикания.

71. Раскройте роль речевого окружения в профилактике заикания.

72. Перечислите основные направления логопедической работы по профилактике хронификации заикания.

73. Как предупредить рецидивы заикания?

74. Каковы могут быть меры по предупреждению нарушений социальной адаптации заикающихся дошкольников, подростков и взрослых?

Заикание

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».
Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties.

История.

Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Заикались: египетские фараоны, персидский царь Бат, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен и др.

Типы заикания.

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов.
Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания.

Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность (сосуществование двух и/или более синдромов) с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них.

Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ (электроэнцефалография) в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но с случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Признаки заикания.

Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков(например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз»).

Читайте так же:
Эффективное лечение ночного энуреза у детей народные средства

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Распространённость заикания.

Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000).

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка (Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).

Причины заикания.

Причины возникновения:

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов.
В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.

Механизм заикания:

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Факторы улучшения/ухудшения речи при заикании:

Данные факторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев.

Условия, благоприятно влияющие на речь заикающегося:

Сикорский, Иван Алексеевич (1842—1919) — российский врач-психиатр, профессор, в честь которого заикание получило в России второе название — «невроз Сикорского». В своей монографии «О заикании» Сикорский рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание.

Условия, неблагоприятно влияющие на речь заикающегося:

Если заикание — невроз, оно усиливается, когда человек начинает нервничать, а также вообще при сильных эмоциях.

Методики лечения заикания.

Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100%. Все методы так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество, но единой «правильной» не существует.

Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

Логопедические
Психологические
Психотерапевтические
Логопсихотерапевтические
Социореабилитационные
Медикаментозные
Физиотерапевтические
Комплексные
Нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

Сравнительная характеристика невротической, неврозоподобной и смешанной форм заикания представлена в таблице.

Читайте так же:
Книги с методиками диагностики тревожности

Формы заикания — невротическое, неврозоподобное, их клиническая характеристика (Таблица)

Таблицы содержат клиническую характеристику форм заикания, таких как невротическое, неврозоподобное и неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями, а также показатели психического и физического развития лиц с разными формами заикания, влияние социальных, психических и соматических факторов на характер проявления разных видов заикания, данные параклинических обследований при разных форамх заикания.

Формы заикания и их клиническая характеристика

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Активность как правило, повышена

Высокая активность до появления невротических наслоений, затем падает

Судороги преимущественно в артикуляционном аппарате

Во всех группах мышц, связанных с речью

Частая дислалия, иногда дизартрия

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Как и при неврозоподобном заикании

Психомоторика (включая логомоторику)

Без выраженных особенностей

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений

Различная, но часто похожая на ту, что бывает при неврозоподобном заикании

Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса)

Происходят часто. Носят изменчивый характер их изменчив

Происходят очень часто. Стереотипны

Движения постоянны и чаще всего однообразны

Фиксация на трудных звуках

Слабее, чем при невротическом заикании

Более или менее выражена

Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний

Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния

Течение заикания зависит от психофизиологического состояния, вследствии чего волнообразное

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений

Обычно высокая, порой даже чрезмерная

Показатели психического и физического развития лиц с разными формами заикания

Некоторые показатели психического и физического развития лиц с разными формами заикания (психомоторное развитие в первые два года жизни, психомоторное развитие в 3-4-летнем возрасте, развитие навыков самообслуживания, леворукость, речевая патология у близких родственников, сроки и обстоятельства появления заикания) по видам заикания

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Психомоторное развитие в первые два года жизни

Различное, порой ускоренное

Психомоторное развитие в 3-4-летнем возрасте

Различное, нередко ускоренное

Развитие навыков самообслуживания

Без заметных отклонений

Как в популяции

Речевая патология у близких родственников

Сроки и обстоятельства появления заикания

После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте

В период становления речи

Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)

Влияние социальных, психических и соматических факторов на характер проявления разных видов заикания

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Обязательно для логофобического заикания

Страха речи нет. Заикание возрастает вследствие психомоторного возбуждения

Как при неврозоподобном заикании, затем присоединяются тревога и страх речи в присутствии незнакомых людей

Усиленная фиксация на речи

Влияние психотравмирующей ситуации

Резко ухудшает речь

Неожиданная смена ситуации

Резко ухудшает речь

Не имеет большого значения

Не влияет на речь

Большая речевая нагрузка

Ухудшает речь в зависимости от психотравмирующей ситуации

Органическое поражение головного мозга

Существенно не ухудшает заикание

Резко усиливает заикание

Не влияет на заикание

Резко усиливает заикание

Существенно не влияет на течение заикания

Мешает преодолению больным речевого дефекта

Мешает преодолению речевого расстройства

Данные параклинических обследований при разных формах заикания

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Чаще без особенностей

Преобладает субкомпенсированная гидроцефалия

Часто субкомпенсированная гидроцефалия

Как в популяции

Преобладают органические изменения, нередко с повышенной судорожной готовностью

Неврозоподобное заикание и невротическое заикание

Современные врачи выделяют невротическую и неврозоподобную форму заикания. Разделить их удалось после многочисленных наблюдений и экспериментов. Каждая из этих форм имеет свои механизмы возникновения, проявления и методы лечения.

Читайте так же:
Рекомендации к низкому уровню тревожности

Особенности невротической формы заикания

У пациентов не отмечается патологий внутриутробного развития или осложнений во время родов. Речевое развитие обычно раннее, дети начинают произносить первые слова к 10 месяцам, а к 16-18 месяцам у них уже формируется фразовая речь. За 2-3 месяца такие дети осваивают развернутые фразы, сложные грамматические конструкции, быстро пополняют словарный запас. Часто у них можно встретить быстрый темп речи, ребенок будто захлебывается словами, глотает окончания и пропускает слоги.

Заикание возникает после какой-либо психической травмы, часто это испуг. Также спровоцировать его может раннее обучение второму языку или иные сильные учебные нагрузки. Дети становятся нервными, раздражительными, плохо спят.

Часто невротическое заикание проявляется только в определенных ситуациях, например, при публичных выступлениях. Однако со временем характер заикания может стать постоянным. Постепенно на фоне неудач в речи у детей развивается логоневроз.

Невротическая форма заикания

Особенности неврозоподобной формы заикания

Эта форма заикания обусловлена генетической предрасположенностью, а также осложнениями во время беременности и родов, угрозами выкидыша, асфиксией.

Как правило, неврозоподобное заикание проявляется у детей в возрасте 3-4 лет без видимых внешних причин.

Дети этой группы в первые годы жизни беспокойны, капризны, невнимательны, быстро устают. Также при неврозоподобной форме заикания наблюдается задержка речевого развития, первые слова такие дети начинают произносить к 1,5 годам. Фразовая речь развивается только к 3 годам, этот момент обычно и совпадает с началом проявления неврозоподобного заикания.

Характерная особенность этой формы — постоянство в проявлениях заикания вне зависимости от ситуации. Речевые нарушения часто сопровождаются нарушениями также и в координации, моторике, мимике, артикуляции.

Подходы при лечении невротического и неврозоподобного заикания

В этой статье мы рассмотрели особенности двух форм заикания. При обеих формах заикания требуется комплексная терапия. Она включает в себя логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, речевые тренинги, посещение музыкальных занятий и курсов ораторского мастерства. Однако акценты лечения при невротической и неврозоподобной формах будут расставлены по-разному.

При неврозоподобной форме заикания акцент будет сделан на устранение или ослабление физиологических нарушений: речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Невротическое заикание требует упора на психологической работе по устранению страха речи.

Лечению всегда должно предшествовать тщательное исследование, чтобы установить, какой именно формой заикания страдает пациент. Ставить диагноз и подбирать тактику лечения может только грамотный специалист с медицинским образованием.

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector