Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для снятия стресса и тревоги у ребёнка

Игры для снятия стресса и тревоги у ребёнка

jumping-girl.jpg

В жизни ребёнка постоянно происходят различные тревожащие и стрессовые события. Мама вышла на работу, семья переехала в другой район, рождается младший брат или сестра, тяжело заболела бабушка. Мы не в состоянии оградить детей от всего, что может вызвать у них тревогу, но мы можем помочь им пережить стрессовые события и выйти из столкновения с ними психологически более устойчивыми. Если вы заметили, что ваш ребёнок стал более тревожным, агрессивным, перестал делиться с вами тем, что его пугает, эти несложные игры помогут ему справляться со сложными для него эмоциями. Запаситесь временем, терпением и – играйте.*

1. Растение

Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина- глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками- глазками или рисунками) о Зёрнышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.
Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растёт, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья – птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребёнка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем — что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг. (Можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить)

2. Линия жизни

Интенсив

Детки, перенесшие стресс, капсулируются в прошлых травматических событиях. Они как будто бы отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой — «линия жизни». Эту практику можно делать только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию. (Идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребёнку лет — ставим на линии яркие предметы (можно обувь) — через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет + 1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.

Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребёнок становится на первую «зарубку» — мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребёнок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребёнок распрямляется.

На каждой остановке — говорим искренние слова. «О! Ещё один годик! Как я тебе рад. В этом году ты стала/а …(говорим какое- то достижение)».

Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребёнок делает шаг в «будущее» — родитель говорит — «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребёнка на руки и «перелететь» над ниткой….

Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами. Более простой вариант — нарисованные мелом «классики». Ребёнок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждет перевернутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка — нарисованы радостные символы. (По-секрету: это чудная игра для Дня Рождения).

Альфа-дети

3. Игры с лицом

На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска. (Постоянное безучастное или застывшее в одной сложно- определимой эмоции выражение лица). В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.

Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем, «превращаем» ребёнка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щечки, просим надуть щеку…)

Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребёнком всевозможные рожицы.

Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребёнок выбирает маску своей «силы» — ходит, говорит, жестикулирует из этой роли. Затем одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Затем снимает маску. В конце работы мы спрашиваем, а когда бы тебе пригодилась первая маска? как она может помочь второй маске?

Становимся актерами и делаем маленькую постановку любой сказки. Самая простая — репка, рукавичка…

*play-do

4. Простые праздники

У человека, перенёсшего тяжелый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжёлым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.

Нам важно помочь деткам опять позволить себе радость. Не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.

Например, праздник застилания постели. Праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щетки. специально делаю акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.

5. Цветотерапия

Ребёнок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжёлого прошлого переносит в реальность. Его взгляд, как будто бы обращён внутрь. Показываем ребёнку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню даётся определенный цвет. Предположим, среда — красная. На протяжении дня, ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.

Читайте так же:
Причины повышенной тревожности у взрослых

6. Ты где?

Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос — «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом » здесь», с описанием разных модальностей — аромат, слух, телесность, вкус. Например: Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду.

7. Составляем расписание

Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребёнку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». То есть достаточно чёткий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать — планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребёнку следить за выполнением задуманного — это хорошая практика.

8. Гирлянда

Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта маленькая практика хороша и для застенчивых детей и для адаптации к новой группе.
Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать мордочки, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаем метафору соединённости — » мы вместе»

9. Капелька краски

Для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребёнком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребёнок своим телом покажет движение волн акварельки.

10. Отпечатки

Еще одна очень простая экологично -»оживляющая» техника, помогает снять запрет на фантазию и чувствования.

Травмированные люди замораживают чувствительность — если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявится страх, боль и злость. А также создать метафору «многовариантности» . (Ещё эта техника помогает в работе с невротическими запорами).

Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросенок, заяц, лебедь, рыбка…

11. Рисуем на тёмной или чёрной бумаге

Мелками, пастелью, гуашью. Любые темы. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что- то новое и красочное.

Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь-день.

12. Отпускаем в небо

Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» — шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…

*baloons

13. Возвращаем идентификацию

Работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое- то ресурсное качество.

Например: ВАНЯ — Внимательный, Аккуратный, Нежный, Яркий

14. Превращаемся в супер-героев

Часто ребёнок, переживший сложный опыт, сталкивающийся с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребёнок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в ребёнке «выученную беспомощность».

Каждое сделанное именно им действие даёт ресурс для его будущего. Не делаем за ребёнка то, что он может делать сам! Когда ребёнок говорит — «не могу! не получится! помоги!», когда ноет и уклоняется от действия — играем в игру — Превращаемся в суперменов.

«Сейчас я тебя, а ты меня превращаешь в супермена. Нужно только съесть (конфету, ягоду, витаминку, выпить сок, морс….).

«У тебя будут какие сверхспособности? У меня — переносить предметы. Смотри — я переношу эту корзину с бельём в ванную. А у тебя — давай — скорость. И ты быстро сможешь идти? (Встать с кровати, одеться, покушать…)»

15. Играем в малыша

Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести, как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. Мы играем с ребёнком в «малыша», даём энергии-сил его детской части. А потом «превращаем» его во взрослого.

Даём ребенку возможность командовать — сколько шагов идти (игра «великаны – лилипуты»), становимся у него «поварёнком» на кухне, даём ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль- крышку от кастрюли в руки)

16. Закономерный этап

Агрессия — ищем способы экологичного проживания — щёлкать пузырьками упаковки, драться подушками, сбивать кегли, забивать «гвозди».

Боязнь громких звуков — игры с аплодисментами, музыкальные инструменты.

Страх прикосновений — представляем, что идёт дождик. вначале он стучит по ладошкам ребёнка (подушками пальцев стучим по ладошкам), затем по всему телу. Дождик может быть разной силы.

17. Прыжки

Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать :-). Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут на двух..»…

Читайте так же:
Может ли бабка вылечить заикание

Нужно учитывать, что ребёнок будет просить играть или читать то, что ему важно и целительно, по несколько раз. Взрослый терпеливо и радостно играет и читает. Ребёнок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Относимся к этому с уважением и не настаиваем.

* – примечание редакции

Светлана Ройз

Как снизить тревожность

повышенная тревожность как избавиться

Не секрет, что чувство тревожности, с которым порой трудно справиться не только ребёнку, но и взрослому человеку, способно значительно испортить любое дело. Часто ни наше внимание, ни забота, ни заверения в том, что все будет хорошо, не помогают ребенку справиться с тревожностью. Как же помочь человеку обрести внутренний покой?

Как снизить тревожность ребёнка?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте разберемся, что же такое детская тревожность и чем она может быть вызвана.

Содержание:

  1. Что такое детская тревожность?
  2. Причины возникновения тревожности
  3. Как проявляется тревожность в ребенке?
  4. Как определить степень тревожности у ребенка?
  5. Чем родители могут помочь тревожному ребенку?
  6. Как снизить тревожность ребенка?
  7. Рекомендации родителям по профилактике тревожности у детей

Детская тревожность

Следует отличать тревогу от тревожности. Бывает, что ребенок волнуется перед выступлениями или ответом у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда. Иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же тревога повторяется слишком часто и в различных ситуациях, то следует говорить о тревожности. Тревожность проявляется практически всегда и не связана с определённой ситуацией.

Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства и т.д. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Но если их слишком много, то это говорит о повышенной тревожности ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в отношениях родителей с детьми.

Этому часто способствуют завышенные требования к ребенку или постоянные сравнения его с другими детьми, или же чрезмерная озабоченность родителей, которая передается и детям. Тревожность может быть связана с неврозом. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Наиболее частые причины для возникновения тревожности:

  • завышенные требования со стороны родителей;
  • конфликты со сверстниками;
  • внутрисемейные конфликты.

Тревожность оказывает существенное влияние на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка постепенно рождает неуверенность в себе.

Портрет тревожного ребенка:

  • Постоянное беспокойство.
  • Трудность, иногда невозможность, сконцентрироваться на чем-либо.
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  • Раздражительность.
  • Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

тревожность в детском возрасте

Тревожность тест

С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий тест-опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.). Внимательно прочтите нижеперечисленные критерии тревожности ребенка. Если какой-либо пункт соотносится с вашим малышом, то отметьте его плюсом или каким-нибудь другим знаком.

Признаки тревожности ребёнка:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

  • Высокая тревожность — 15-20 баллов.
  • Средняя — 7-14 баллов.
  • Низкая — 1-6 баллов.

В детском саду малыши часто плачут при расставании с родителями. Если ребёнку 2-3 года, то это нормально. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.

Что могут сделать родители тревожного ребенка?

  • В первую очередь контроль над собой, своими словами и поступками;
  • Самое главное, не нужно предъявлять к ребёнку завышенных требований;
  • Создавать для него ситуации успеха ;
  • Сравнивать его только с самим собой вчерашним;
  • Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал;
  • Полезно снизить количество замечаний;
  • Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями;
  • Больше проявляйте ласки в отношениях с ребёнком.
  • Попробуйте использовать различные техники для снятия тревожности.

Как снизить тревожность

Техники для снятия тревожности

Существует несколько эффективных приемов, подтвержденных наукой. Рене Джайн, автор программ по уменьшению тревожности у детей, поделилась этими полезными техниками. Она подчеркивает, что каждый ребенок уникален и некоторые техники могут подойти одному и не подойти другому ребенку. Тем не менее она рекомендует попробовать каждый прием три-четыре раза прежде, чем сделать вывод о его полезности.

Читайте так же:
Передача доктора комаровского про энурез

Что написано пером…

  • Написать на бумагето, что беспокоит, не нравится, пугает и… порвать бумагу! В клочья. И выбросить. Это действительно способствует уменьшению стресса. Предложите детям написать свои страхи на листке бумаги, а потом порвать и выбросить его вместе со страхом и беспокойством.
  • Дневник беспокойства может уменьшить уровень стресса от беспокоящих нас факторов на 6 месяцев, если в течение четырех дней подряд будем писать по 15 минут в день о том, что нас беспокоит. Если у вас склонный к беспокойству ребенок, предложите ему приобрести такую привычку «выписывать» свою тревогу.
  • Напишите себе письмо. Это очень действенная техника: напишите письмо самому себе, как если бы стресс испытывали не вы, а, скажем, ваш лучший друг. Доброжелательно и объективно посочувствуйте и помогите советом хорошему человеку — вам, любимому. Прекрасная техника и для взрослых и для детей.

Тихо сам с собою

  • Поговорите со своим беспокойством. Нужно дать беспокойству лицо и имя. Дети могут выбрать куклу или другую игрушку, которая будет олицетворять их стресс — пусть они поговорят с ней, объяснят, что беспокоиться не стоит, все будет хорошо.

Взять себя в руки

  • Объятия. Физический контакт способствует выделению окситоцина, гормона хорошего настроения и понижает уровень кортизола — гормона стресса. В следующий раз, когда ребенок будет беспокоиться, обнимите его. А также полезно научить его обнимать себя.
  • Потереть уши. Тысячелетняя традиция китайского иглоукалывания утверждает, что успокоиться можно просто потерев уши. Научите ребенка этому приему: пусть он в течении пяти секунд сжимает пальцами мочку каждого уха.
  • Держите себя или ребёнка за руку. Исследователи обнаружили, что пациент, держащий кого-то за руку во время медицинских процедур лучше контролирует физические и психологические проявления беспокойства. Научите ребенка в момент беспокойства держать руки со сплетенными пальцами вместе, пока тревога не начнет отступать.
  • Йога. Журнал Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics опубликовал исследование, которое показывает, что дети, занимающиеся йогой, не только укрепляют мышцы, но и развивают стрессоустойчивость. Если вы и ваш ребенок с йогой не знакомы, можно просто делать упражнения на растяжку.
  • Физическое усилие. Например, со всей силы навалиться на стену, напрягая мышцы рук, ног, спины, пресса, считая до 10. Затем глубоко дышать, считая до 10, и так три раза.
  • Поза супергероя. Представьте себе, что вместо того, чтобы сгорбиться и вдавиться в стул, вы расправили плечи, скрестили руки на груди и стали прямо. Поза превосходства помогает уменьшить беспокойство и стресс. Научите этому ребенка. Всего две минуты в роли Человека-Паука и все в порядке.
  • Физические упражнения повышают уровень эндорфинов в нашем организме, поэтому и самочувствие улучшается. Пусть ваш ребенок прыгает и скачет, если ему это помогает избавиться от беспокойства.

Реальный мир вместо экранов

  • Наука подтверждает, что засилие гаджетов ухудшает сон детей и усугубляет тревожность. Устройте ребенку приключение: неделя без гаджетов, а вместо них — креативные и подвижные игры.
  • Прогулка на природе. Исследователи из Стэнфорда выяснили, что парки и лес прекрасно действуют на школьников: дети могут «воссоединиться» с реальным, материальным миром через ощущение всех его характеристик. Это успокаивает сознание и убирает тревожность.
  • Вода — надежный союзник в борьбе со стрессом. И это значит, что нужно не только смотреть на реку или водопад. Иногда достаточно пить больше воды. Ведь мозг состоит из нее на 85% и если вы пьете недостаточно, то это ухудшает его работу. Всего 10 минут в теплой или прохладной ванне — и ребенку станет намного легче. Доказано столетиями гидротерапии.

Слушать больше

  • Пусть ребенок слушает музыку. Любую, какая ему нравится. Пусть подпевает и танцует!
  • Книголюбы знают, как трудно оторваться от захватывающей книги. Почитайте что-то интересное вслух вашему ребенку, расскажите историю или предложите хорошую аудиокнигу, которые перенесут ребенка в мир, где нет ни беспокойства, ни тревоги.

Делать добро

  • Делать добро — не только правильно и хорошо, но еще и полезно. Исследователи отмечают улучшение самоощущения у людей, которые регулярно помогают другим, не ожидая награды или похвалы. Научите вашего ребенка делать добро, это обязательно снизит уровень его тревожности.
  • Дружите со своим ребенком. Дружить — это значит уметь распознавать моменты, когда друг нуждается в тебе, и с готовностью помогать ему. Будьте другом вашему ребенку: выслушайте, о чем он беспокоится, и постарайтесь конкретно помочь и подбодрить.

Рекомендации родителям по профилактики тревожности у детей:

  • Не обсуждайте и не критикуйте значимых для ребенка людей.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, то помогите ему.
  • Выбирайте для ребёнка тот кружок, который нравится ему, а не вам.
Читайте так же:
Шкал реактивной и личностной тревожности спилберга

Беспокоятся все. Расскажите вашему ребенку о том, что его тревога — это не что-то из ряда вон выходящее. Очень многие взрослые люди и дети беспокоятся и тревожатся. Нужно просто подобрать для себя способы, которые помогут справляться с этим состоянием. В любом случае поддерживайте своего ребёнка, помогайте ему и помните, что нет такой проблемы, с которой не справилась бы любовь.

Игры для снятия тревожности и психологического напряжения.

Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен « озвучить » карточку. Причем, начав словами «Однажды я . » Например: «однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д.

На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок , который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

«ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»

Цель: повышение значимости каждого ребенка глазах окружающих его детей.

Содержание : Все дети сидят в кругу (или за партами) Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь

После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то. что любят маленькую сестренку. Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет — Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!).

Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки.

По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится дарить и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но нм бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

«СКУЛЬПТУРА» (известная игра)

Цель : Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д. снижение мышечного напряжения.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

— ребенка, который ничего не боится:

ребенка, который всем доволен.

ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Содержание: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут вол­новаться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Читайте так же:
Лечение заикания у детей народными средствами отзывы

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук

. Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимок в области рук. повышению-уверенности ребенка.

Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

«ДОБРЫЙ — ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ — ГРУСТНЫЙ»

Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.

Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д.)» Затем все названные персонал-си ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это. Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.

Снижение тревожности у детей

тревожность у детей

Снижение тревожности у детей, в том числе у младших школьников на занятиях «Песочные истории».

Так или иначе, каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то мы можем говорить о проявлениях тревожности.

Тревожность ребенка во многом зависит от эмоционального состояния окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается и ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто бывают конфликты.

Учебная тревожность часто формируется уже в дошкольном возрасте. Этому способствует стиль работы воспитателей, завышенные/противоречивые/неадекватные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. Если в семье на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка создается ажиотаж, касающийся выбора школы, учителя, и т.д., то озабоченность родителей передается и детям.
В начале первого учебного года неокрепший и еще не готовый к интенсивному обучению организм ребенка не справляетс я с нагрузкой, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в его поведении:

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Эмоциональные срывы.
  6. Нарушения сна.

В нашем центре мы предлагаем программу «Песочные истории», которая включает в себя:

  1. Повышение самооценки.
  2. Развитие эмоционального интеллекта.
  3. Обучение ребенка саморегуляции: умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  4. Снятие мышечного напряжения.

В первой части наших занятий, используя в коллективной работе с ребятами сказко и арттерапию, ролевые игры, придумывание историй, мы учим детей определять и озвучивать свое состояние, «называть» чувства, делиться ситуациями, которые вызывают сильные переживания и эмоции.

Дальнейшая работа в песочницах в сопровождении песочного психотерапевта позволяет моделировать, проигрывать и проживать трудные моменты на символическом уровне, у ребенка снижается уровень тревоги и беспокойства.

А упражнения, на релаксацию, техники глубокого дыхания, подвижные игры помогают снять мышечное и телесное напряжение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector