Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные логопедические технологии формирования плавной речи у я по логопедии (подготовительная группа) на тему

Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Соловьева Елена Александровна

ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ СТАТЬИ ЯВЛЯЮТСЯ, обобщение и систематизация представлений, существующих в настоящее время в отечест­венной логопедии о приемах формиро­вания устойчивой плавной речи у за­икающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_osnovnye_logopedicheskie_tehnologii_formirovaniya_plavnoy_rechi_u_zaikayushchihsya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.

Учитель-логопед МКДОУ №451

ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ СТАТЬИ ЯВЛЯЮТСЯ , обобщение и систематизация представлений, существующих в настоящее время в отечественной логопедии о приемах формирования устойчивой плавной речи у заикающихся.

На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Он предполагает систему четко разграниченной, но согласованной работы разных специалистов: логопеда, психолога, врачей разного профиля (обязательно психоневролога для детей и психотерапевта для подростков и взрослых), лого-ритмиста, воспитателя (для детей), специалиста по физическому воспитанию и ряда других специалистов.

Комплексный подход направлен на реализацию трех основных задач, которые решаются одновременно.

Первой задачей является формирование навыка устойчивой плавной речи у заикающихся. Мы определяем плавную речь как возможность произнесения каждой синтагмы на едином речевом выдохе, без пауз и повторов, в процессе беспрерывной артикуляции. Формирование навыка плавной речи осуществляется в основном логопедом и связано с применением целого ряда логопедических техник. Эти техники реализуются в основном на логопедических или логоритмических занятиях.

Вторая задача — это воздействие на личность заикающегося . Она осуществляется в большей мере врачом-психотерапевтом, а также психологом путем проведения психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок. Усилия специалистов направлены на формирование социальной активности, изменение от-

ношения заикающегося к себе как личности и как к коммуникативному партнеру, а также на изменение отношения к своему речевому дефекту.

Третья задача — профилактика рецидивов заикания связана с лечебно-оздоровительной работой и поддержкой устойчивой плавной речи повторными и поддерживающими курсами реабилитации.

В России существует несколько комплексных систем (в том числе и авторских) реабилитации заикающихся (Л.З.Арутюнян, 1993; Н.М.Асатиани с сотр., 1983; Н.А.Власова, 1983; Ю.Б.Некрасова, 1975; Е.Ф.Рау, 1964; В.И.Селиверстов, 1994; Н.А.Чевелева, 1968; В.М.Шкловский, 1974; Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 1998 и др.). В каждой из систем обязательно решаются все три задачи.

Обобщая имеющийся опыт многих авторов, а также опираясь на собственный опыт как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, мы выделяем семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся

1. ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ

Как правило, коррекционный процесс начинается с использования так называемого охранительного речевого режима.

Этот режим включает в себя оздоровительные мероприятия и режим ограничения речи. Заикающегося по возможности ограждают от физических или психических перегрузок. В целом вербальную продукцию заикающегося стараются ограничить. Например, с детьми общаются, используя лишь очень простые формы речи, в которых у них отсутствует заикание (речь шепотом, вопросы и ответы, состоящие из одного слова, или речь, сопряженная с речью взрослого). Подростки и взрослые в период охранительного речевого режима могут переходить на полное молчание. Как дети, так и взрослые ориентируются на общение при помощи невербальной коммуникации (жесты, мимика, и т.д.). Используются разнообразные игры, способствующие развитию невербальных способов коммуникации заикающихся. В этот же период, как правило, начинается работа по овладению начальными элементами всех логопедических техник. В разных системах реабилитации охранительный речевой режим или режим молчания может иметь разную длительность: от 2 — 3 дней до 2 — 3 недель и даже более.

2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Эта логопедическая техника направлена на снятие напряжения с мышц дыхательного аппарата, а также на создание координации между работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Работа включает в себя ряд этапов:

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата, что связано с постановкой диафрагмального дыхания.

  1. Формирование длительного фонационного выдоха. Такая тренировка
    начинается с длительного произнесения гласных звуков. Это обучает заикающихся экономно распределять выдыхаемый воздух в процессе произнесения гласных звуков, сознательно регулировать длительность выдоха. Этот прием является начальным этапом формирования речевого дыхания.
  2. Формирование речевого выдоха. Упражнения включают специально подобранные слоги, слова и фразы. Работа над формированием дыхания должна быть систематической и продолжаться в течение всего курса реабилитации.

3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОЙ ГОЛОСОПОДАЧИ И ГОЛОСОВЕДЕНИЯ

Эта техника направлена на снятие локальных напряжений мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произнесения.

Заикающиеся обучаются подаче голоса на мягкой атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора. Овладение этой техникой способствует снятию напряжения с мышц голосовых связок, голос становится звучным, полетным, богатым обертонами. Кроме этого, данные приемы в сочетании с использованием диафрагмального дыхания позволяют поставить голос "на опору".

Затем заикающиеся обучаются приему голосоведения, т.е. слитному произнесению длинного ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы.

4. РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Заикающиеся обучаются передавать основные типы интонаций. Вначале только с помощью жестов и мимики, затем подключая голос, используя ряд гласных. Гласные произносятся с разнообразными модуляциями (тише-громче, ниже-выше, имитируются интонации вопроса, ответа, восклицания и т.п.). Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз.

Следующим этапом является работа над ритмо-интонационным членением текста. Ритмо-интонационное членение высказывания ведет к формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим членением текста.

5. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ И РИТМИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся и включает:

  1. Развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений.
  2. Развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих)движений.

Эта технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с речью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи.

Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов. Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.

6. РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Основным методом регуляции эмоционального состояния у заикающихся является метод произвольного изменения напряжений мышц, т.е. аутогенная тренировка (AT). Основным приемом аутогенной тренировки является мышечная релаксация и произвольная регуляция вегетативных функций. В России применяются специализированные варианты AT для заикающихся. Методика проведения AT существенно зависит от возраста заикающихся. Дети дошкольного возраста, как правило, овладевают лишь элементами мышечной релаксации, подросткам и взрослым рекомендуется овладение AT в полном объеме. На фоне AT проводится активная речевая работа. Создается двухсторонняя рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Навыки релаксации и плавной речи, реализуемые в процессе AT, закрепляются специальными функционалными тренировками сначала в игровых, а затем в реальных ситуациях.

Дополнительным методом, способствующим релаксации, является использование релаксационного массажа дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а также массажа биологически активных точек.

7. РАЗВИТИЕ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ

В коррекционный процесс обязательно включается работа по развитию планирующей функции речи. Такую работу, начинают с обучения заикающихся проговариванию фразы про себя. Внутреннее проговаривание дает возможность заикающемуся, выбрать стратегию высказывания, необходимую лексику и грамматические конструкции до включения звучащей речи. Это организует внутренне речевое планирование в целом, в том числе и моторную программу. Эта работа сочетается с обучением заикающихся адекватному речевому паузированию. Они обучаются не только выдерживать паузы в синтагматически обусловленных местах, но и активно формулировать последующую часть высказывания.

При этом используется тренировка на постепенно усложняющемся речевом материале. Это сопряженная речь (т.е. проговаривание фразы совместно с логопедом), отраженная речь (т.е. повторение фразы за логопедом), ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, самостоятельное описание заикающимся картинок, пересказ прослушанного текста. Заключительным этапом работы является спонтанная диалогическая и монологическая речь заикающегося в игровых ситуациях, а затем и в реальных коммуникативных ситуациях.

Все перечисленные логопедические техники решают единую задачу — выработку плавной речи. Обучение этим техникам происходит практически одновременно, т.е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих

устную речь, а, напротив, на их координацию и объединение.

Таким образом, динамика обучения технике плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в постепенном усложнении речевых задач : от произнесения изолированных звуков до контекстной речи. Очевидно, что не может быть единой схемы в применении логопедических техник и преобладания той или иной техники для всех заикающихся. Однако всякая работа с заикающимися начинается, как правило, с практики щадящего режима, а заканчивается активным развитием планирующей функции речи.

Объем работы над каждой техникой и методические приемы зависят как от возраста заикающихся, так и от клинической формы заикания. В отечественной логопедии распространена концепция рассмотрения заикания как системного психоневрологического расстройства. В соответствии с клинической симптоматикой этого нарушения выделяют две основные формы: невротическую и неврозоподобную. Такое разделение подразумевает клиническое содержание патологии,характер плавности, уровень речевого развития у детей, психолингвистические характеристики речи, коммуникативные возможности и в целом особенности личности, а также специфику коррекционной работы.

Современные представления о функциональной системе речи позволяют выделить основное звено патогенетических механизмов, которое ведет к заиканию. При невротической форме заикания это звено структурно и функционально связано с механизмами эмоций. При неврозоподобной форме заикания основное звено связано с нарушением базовых механизмов формирования речевой функции в результате органо-функционального характера поражения ЦНС. Эти представления о разных патогенетических механизмах двух форм заикания, в свою очередь, определяют направление, характер и эффективность каждой из предложенных логопедических техник.

Заикающиеся с невротической формой заикания быстрее овладевают всеми предложенными техниками. Переключение внимания на интонацию значительно улучшает плавность речи. Наиболее эффективной технологией при невротической форме заикания является регуляция эмоционального состояния пациентов. Однако автоматизация речевых навыков плавной речи требует от них длительных тренировок, сохранения строгой последовательности заданий, в противном случае навык быстро теряется и утрачивается.

При неврозоподобной форме заикания, поскольку любые психомоторные автоматизмы вырабатываются с трудом, навыки плавной речи также вырабатываются с трудом. Упражнения необходимо сопровождать не только объяснением, но и многократным показом, подключением различных видов контроля (слуховой, кинестетический, визуальный, использование специализированных компьютерных программ), особенно при формировании речевых ритмов. Работа над формированием новых речевых стереотипов должна быть систематической и длительной. При неврозоподобной форме заикания основное значение имеет техника развития планирующей функции речи.

Таким образом, для достижения наиболее эффективного результата при реабилитации заикающихся должен быть использован как комплексный подход в целом, так и дифференцированное применение логопедических технологий с учетом клинической формы заикания.

  1. Арутюнян /Андронова) Л. 3. Как лечить заикание. — М, 1993.
  2. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых: Заикание / Под ред. Н.А.Власовой, К.-П.Беккера. — М., 1983.
  3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М, 1998.
  4. Власова Н.А.
  5. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного

возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов: Заикание / Под ред. Н.А.Власовой, К.П.Бек-кера. — М, 1983.

Логопедические технологии

При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера. Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Круг специалистов, участвующих в реабилитационном процессе, может быть и более широким.

В настоящее время в педагогической литературе представлены как отдельные приемы логопедической работы с заикающимися, так и ряд комплексных реабилитационных систем. Их использование зависит от типа учреждения, в котором получают помощь заикающиеся, от количества специалистов, принимающих участие в реабилитационном процессе, от уровня профессиональной подготовки специалистов и пр.

Цель работы – определить пути формирования устойчивых автоматизированных навыков непрерывной речи заикающихся в различных условиях коммуникации.

Задачи работы – рассмотреть основные направления формирования плавной речи.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ

Выработка устойчивой плавной речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися.

Достижение устойчивой плавной речи у заикающихся возможно благодаря решению трех основных задач:

Формирование навыка плавной речи.

Воспитание личности заикающегося.

Профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Решение первой задачи связано с применением целого ряда логопедических технологий:

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

2. Регуляция эмоционального состояния.

3. Развитие координации и ритмизации движений.

4. Формирование речевого дыхания.

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

6. Развитие просодической стороны речи.

7. Развитие планирующей функции речи.

Решение второй задачи связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения к себе, к своему речевому дефекту и формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок и логопедических занятий.

Реализация данных задач входит в той или иной степени в каждую из известных комплексных систем реабилитации заикающихся любой возрастной группы. Последовательность применения различных технологий для решения этих задач может быть разной. В большинстве случаев они используются одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы.

Успех коррекционной работы проверяется катамнестически, т.е. показателем ее эффективности является отсутствие рецидивов заикания, что обеспечивается решением третьей задачи 1 .

Комплексный метод реабилитации заикающихся реализуется поэтапно. В понятие поэтапности в педагогике входит положение о том, что все виды коррекционной работы должны идти от простого к сложному, что должно быть обязательно учтено при проведении логопедических, логоритмических, психотерапевтических и других мероприятий. Любому реабилитационному воздействию должно предшествовать обследование заикающихся 2 .

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАНИЯ

Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого «речевого статуса». Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной.

Избавление от заикания включает в себя решение двух задач: внутренней и внешней . Внутренняя – это усилия самого страдающего, внешняя – помощь окружающих его людей.

Тому, кто жаждет избавления от заикания надо твердо усвоить, по крайней мере, две вещи. Первое – сильно этого желать. Это должно быть огромное, неукротимое, настырное, постоянное желание достичь нормальной речи. Второе – помнить, что «без труда, не выловишь и рыбки из пруда»!

Кроме того, следует также знать, что выздоровление – процесс, растянутый во времени, он требует нескольких недель, а в запущенных случаях – нескольких месяцев ежедневных занятий примерно по часу в день. Мгновенное исцеление – миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление – это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого человека.

Довольно часто заикающемуся приходится слышать советы: «Следи за своей речью. Не спеши. Говори четко!» и т.д. Однако все они сродни советам утопающему плыть к берегу. Пытаясь следить за своей речью, заикающейся попадает в заколдованный круг, так как, концентрируя внимание на недостатках произношения, что лишь усугубляет дефект. Положение кажется безвыходным. Где же выход? В дыхании!

На всей планете люди говорят на вдохе. Нормальный темп дыхания 12-15 вдохов-выдохов в минуту. Нормальная скорость произношения 60-90 слов в минуту. Дикторы – профессионалы способны говорить со скоростью 120 слов в минуту без потери качества речи. Нас же интересует нижняя граница скорости нормальной незамедленной речи. Это 60 слов в минуту, то есть 4 – 5 слов на один выдох.

Итак, главная внутренняя задача для человека решившего бороться с заиканием, — следить за дыханием .

Короткий вдох (укороченный во времени по сравнению с выдохом) и непрерывный, без остановок, продолжительный, ненапряженный, легкий и бесшумный выдох через рот длительностью 4 – 5 секунд. Пусть ребенок попробует так подышать под вашим контролем: короткий вдох – длинный выдох (4-5 сек.).

Освоив это упражнение, вы можете идти дальше. Возьмите любую книгу, брошюру, газету и подсчитайте число слов от начала любого предложения до ближайшего знака препинания, между двумя знаками препинания и, наконец, до конца предложения. Часто, очень часто, это будет 4 – 5 слов. А именно столько слов нужно произнести ребенку на выдохе. Итак, пусть ребенок начнет читать вслух, следя за дыханием: короткий вдох и чтение вслух (на непрерывном, без остановок, продолжительном, ненапряженном, легком и бесшумном выдохе через рот длительностью 4 – 5 секунд). Помните — это темп нормального дыхания. Дойдя до ближайшего знака препинания, остановите его, короткий вдох, и пусть читает дальше.

Занимайтесь так по часу в день до полного избавления от недуга. Лучше, если вы будете заниматься по 4-6 раз в день (т.е. по 10 – 15 минут). Заметные улучшения вы почувствуете не раньше, чем через 10 –15 дней. Не рассчитывайте, что эффективность будет повышаться от занятия к занятию. Помните о законе: количество переходит в качество. А это всегда происходит скачком.

Добившись первых успехов, ни в коем случае не останавливайтесь, закрепите успехи ребенка, продолжив занятия-тренировки. Объем предстоящей работы – десятки, а в запущенных случаях сотни часов. Эффективность речевых занятий можно повысить, применяя формулы самовнушения. Пусть ребенок повторяет мысленно фразу, например такую: «Я всегда и везде говорю совершенно нормально» или «Я могу говорить нормально». Повторяет в такт шагов. Если эта фраза вам не нравится, сочините другую. Но при этом избегайте фраз типа: «Я не заикаюсь», т.к. внимание ребенка, по закону психолингвистики, как раз может акцентироваться на слове «заикаюсь».

Таким образом, внутренняя задача состоит из следующих пунктов:

Желания одолеть недуг;

Твердый и однозначный настрой на длительные, значительные волевые усилия и ежедневные (без пропусков и перерывов) занятия.

Контролируемый выдох через рот – продолжительный, непрерывный без остановок, ненапряженный, легкий и бесшумный;

Самовнушение нормальной речи.

Внешняя задача в борьбе с заиканием, как уже сказано выше, это помощь окружающих людей : родных, друзей, учителей, товарищей.

Взрослые порой не всегда лояльно, а то и вовсе неправильно относятся к заикающимся детям. Они стараются искоренить дефект замечаниями и даже наказаниями. Такие методы борьбы с заиканием совершенно недопустимы, т.к. лишь подчеркивают недостаток ребенка, усугубляют его страдания, что и усиливает заикание. Хорошая обстановка в семье, теплота и дружеское отношение к больному ребенку – одно из наиболее важных условий устранения болезни. Поэтому, начинать необходимо, прежде всего, с создания в семье спокойной обстановки, урегулирования режима дня, соотношения сна и отдыха, укрепления нервной системы больного ребенка. В повседневном быту не следует фиксировать внимание ребенка на расстройстве речи. Оберегайте его от возможных насмешек со стороны братишек и сестренок, которые в минуту раздражения могут его подразнить. Не требуйте от заикающихся детей быстрого ответа. Лучше вырабатывать у них неторопливую речь. Всегда будьте готовы подбодрить и укрепить в ребенке уверенность, что заикание пройдет.

Заикание: диагностика и коррекция

Белякова Л. И. Логопедия : заикание. – М. : Academia, 2003. – 207 с.

Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : Учеб. пособие / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Флинта, 1997. – 159 с.

Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под ред. В. И. Селиверстова. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 127 с. — (Коррекционная педагогика).

Дель С. В. Музыкальные упражнения в коррекции речи при заикании. — М. : Образование плюс, 2006. — 57 с.

Парамонова Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. — СПб. : Детство-Пресс, 2007. — 127 с.

Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция. — СПб. : Речь, 2005. – 274 с.

СТАТЬИ

Терентьева В. И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста // Дефектология. – 1997. — № 4. – С. 20-23.

Карпова Н. Л. Логоневроз как форма нарушения речевого общения. Исследование мотивационной сферы заикающихся // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 25-28.

Карпова Н. Л. Особенности лечения заикающихся подростков и взрослых. Методика логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 28-34.

Владимирова И. М. Коррекция речевых нарушений и коммуникативных (вербальных и невербальных) процессов у взрослых заикающихся / Владимирова И. М., Миссуловин Л. Я. // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 1998. — № 1. – С. 50-54.

Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания // Дошк. воспитание. – 1998. — № 3. – С. 82-84.

Резниченко Т. С. Моделирование программы обучения чтению при коррекции заикания и общего недоразвития речи // Дефектология. – 1998. — № 5. – С. 71-75.

Заикание // Логопедия. – М., 1998. – С.252-330.

Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания / И. П. Лукашевич и др. // Дефектология. – 2000. — № 5. – С. 9-15.

Набиева Т. Н. Основные факторы риска возникновения заикания // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 18-23.

Организация работы воспитателя в группе детей с заиканием // Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М., 2000. – С.66-87.

Флерова Ж. М. Заикание // Флерова Ж. М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 29-32.

Садовникова Е. Н. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников / Е. Н. Садовникова, Е. Ю. Рау // Дефектология. – 2001. — № 2. – С. 69-76.

Белякова Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // Дефектология. – 2001. — № 4. – С. 49-53.

Упражнения от заикания / подгот. Е. Панкратова // Физкультура и спорт. – 2002. — № 2. – С. 18.

Черкащенко А. Не могу молчать! : [лечение заикания] // Здоровье. – 2002. — № 8. – С. 34-35.

Щетинин М. Преодолеем заикание // Соц. защита. – 2002. — № 10. – С. 2-5 (Право на жизнь).

Помазан Н. С. В своей речевой лечебнице он использует труды великих : [лечение заикания П. А. Иванкиным] // Вестник Надежды. – 2002. — № 12. – С. 9-12.

Рябов А. Речевой вывих : Заикание // Будь здоров! – 2003. — № 12. – С. 51-54.

Власова Л. С. Заикание. Психокоррекция методами НЛП // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2004. — № 1. – С. 32-35.

Юдин Н. Как помочь ребенку избавиться от заикания // Воспитание школьников. – 2004. — № 3. – С. 38-41.

Жукова Н. А. Регуляция эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у заикающихся дошкольников с помощью релаксации // Логопед в дет. саду. – 2004. — № 2. – С. 30-32.

Филатова Ю. О. VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход // Дефектология. – 2004. — № 2. – С. 91-94.

Суфлер вылечивает заикание // Наука и жизнь. – 2004. — № 4. – С. 14.

Новикова С. Ф. Специфика логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольный период // Шк. логопед. – 2005. — № 1. – С. 62-65.

Гончарова Н. Коррекция заикания : ст. дошк. возраст / Н. Гончарова, Л. Виноградова, С. Майкова // Дошк. воспитание. – 2005. — № 3. – С. 59-66.

Дель С. В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с заиканием в процессе комплексной реабилитации // Практ. психология и логопедия. – 2005. — № 2. – С. 9-17.

Макаускене В. Групповая программа коррекции речи у заикающихся школьников / В. Макаускене, Ю. Орзекаускене // Дефектология. – 2005. — № 2. – С. 70-74.

Михайлова Е. А. О роли и специфике невербальных средств в процессе коммуникации заикающихся // Логопед в дет. саду. – 2005. — № 2. – С. 25-30.

Поварова И. А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. – 2006. — № 1. – С. 12-31.

Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 2. – С. 31-36.

Филатова Ю. О. О функционировании Американской организации по заиканию // Дефектология. – 2006. — № 2. – С. 79-81.

Яковлев С. Б. Коррекция заикания у дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 2. – С. 40-43.

Арутюнян Л. З. Мое понимание заикания // Шк. логопед. – 2006. — № 4. – С. 5-11.

Поварова И. А. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного отражения качества жизни заикающихся // Практ. психология и логопедия. – 2006. — № 4. – С. 34-36.

Яковлев С. Б. Логопедическая работа по коррекции заикания у дошкольников // Практ. психология и логопедия. – 2006. — № 4. – С. 37-39.

Психологические, психофизиологические и нейропсихологические исследования заикания : Заикание как проблема речевого общения / Карпова Н. Л. и др. // Логопедия. – 2006. — № 3. – С. 5-19.

Блудов А. А. Мультимедийный комплекс «BreathMaker» в системе коррекции заикания / Блудов А. А., Кнобеевский М. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 5. – С. 37-42.

Волкова Г. А. К вопросу о дизонтогенезе подражания заикающихся дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 5. – С. 42-45.

Баркан А. Почему ребенок заикается? // Будь здоров! – 2006. — № 10. – С. 68-70.

Садовникова Е. Н. Система специальной релаксации в процессе логопсихотерапевтической помощи заикающимся детям 5-6-ти лет // Спец. психология. – 2006. — № 4. – С. 54-63.

Казбанова Е. С. Пятый Всемирный конгресс по нарушениям плавности речи // Дефектология. – 2006. — № 6. – С. 84-87.

Филатова Ю. О. Использование компьютерной программы «Видимая речь 3.0» в системе диагностики и коррекции заикания у младших школьников // Дефектология. – 2006. — № 6. – С. 67-73.

Карпова Н. Л. Круглый стол «Заикание: современные проблемы изучения и преодоления» // Коррекц. педагогика. – 2007. — № 1. – С. 77-79.

Виноградова М. А. Специфика проведения функциональных тренировок в преодолении заикания у дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 3. – С. 28-32.

Волкова Г. А. Особенности развития общительности заикающихся детей раннего и дошкольного возраста // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 3. – С. 5-10.

Арутюнян Л. З. Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся // Шк. логопед. – 2007. — № 2. – С. 14-18.

Ворошилова Е. Л. Основные направления формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием старшего дошкольного возраста // Шк. логопед. – 2007. — № 2. – С. 5-12.

Красавина Н. В. Примерное тематическое планирование коррекционно-образовательной работы с заикающимися дошкольниками / Н. В. Красавина, Н. А. Соколова, Е. В. Дергачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. — № 2. – С. 18-22.

Федоренкова Е. В. Основные принципы постановки диафрагмально-релаксационного типа дыхания у дошкольников с заиканием / Федоренкова Е. В., Ляпунцова Н. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 6. – С. 52-60.

Дьякова Е. 8-ой Всемирный конгресс для лиц с заиканием : (8 th World congress for people who stutter) / Е. Дьякова, К. Белов // Логопедия. – 2007. — № 3. – С. 71-73.

Филатова Ю. О. Клаттеринг в XXI веке // Дефектология. – 2007. — № 5. – С. 91-94.

Вакулин А. Ф. Русский язык излечивает заикание // Вестник ЗОЖ. – 2007. — № 11. – С. 12.

Садовникова Е. Н. К вопросу о роли нарушения в генезе заикания // Коррекц. педагогика. – 2007. — № 6. – С. 48-54.

От губных гармошек до театра. Как детей учат говорить без заикания

Логопед разработала собственную технологию по формированию плавной речи без заикания.

22 октября отмечается Международный день заикающихся людей. Заикание чаще всего встречается у детей, хотя страдают от него и взрослые. В Белгороде есть детский сад компенсирующего вида № 12 «Ивушка», где в специализированных группах занимаются детьми с проблемой заикания. Педагог-логопед Жанна Зайцева работает здесь уже 30 лет.

Специалист рассказала «АиФ-Белгород» о том, из-за чего ребенок может заикаться и как логопеды работают с такими детьми.

От неврологии до простого испуга

Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Жанна Владимировна, отчего вообще возникает заикание? Это врождённый дефект, или он может появиться у каждого?

Жанна Зайцева: Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи. Такие задержки или повторения при произнесении слов возникают из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождаются нарушением дыхания, высоты и силы звукаречи. Учёные до сих пор ещё не разъяснили его глубинных причин.

Но есть причины медицинского характера — это могут быть нарушения или патологии при рождении ребёнка или логоневроз, заболевание речевого нерва. Причиной может быть и испуг, и обстановка в семье. Может быть, это просто такая черта характера у ребёнка — когда он чего-то боится или стесняется, у него возникает нарушение речи. В каждом случае все индивидуально, и одной причины не бывает — это, как правило, комплекс.

— Вы 30 лет занимаетесь с детьми именно с такой проблемой. Как проходят такие занятия?

На занятиях у логопеда

— Наш детский сад — единственный и в городе, и в области, который занимается этой проблемой. Когда я пришла в эту группу, если честно, плакала — так мне было жалко детей. Я не знала, как им помочь. Начала искать, читать, много консультировалась со специалистами из разных городов, познакомилась с опытом немецких коллег. Мои руководители разрешали мне творить, думать и действовать.

В детский сад закупили одни из первых аппаратовдля коррекции недостатков речи «Монолог», который реально помогал детям. Благодаря победе нашего детского сада в конкурсе на соискание президентского гранта, в мой логопедический кабинет установили специальную компьютерную программу БОС – «биологически обратная связь», которая предназначена конкретно для коррекции заикания. Сердечные и дыхательные датчики крепятся на ребёнка, на мониторе видно, как он дышит, и малыш самостоятельно может себя контролировать. Для каждого ребёнка есть свои параметры, которые определяет специалист.

Администрация нашего детского сада заботится о том, чтобы в кабинете по коррекции заикания было самое действенное, современное оборудование, приобретена и установлена даже специальная релаксационная зона. У детей, посещающих наши специализированные группы, первый диагноз – это неврология, так что такая зона была просто необходима.

Наши дети — самые лучшие, самые красивые и самые правильно говорящие, потому что мы с ними постоянно работаем. В нашей профессиональной команде — воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, заведующий. Все наши знания и усилия нацелены на исправление заикания у детей.

Я разработала технологию по формированию плавной речи без заикания и тренажёры с датчиками, которые помогают детям дышать. Они видят на мониторе, правильно ли они дышат. Ребятам такие занятия очень нравится, поскольку всё происходит в форме игры. Работа над ритмом — отхлопывания, оттопывания, бросание мяча, работа с молоточками и палочками -это необъемлемая часть занятий, здесь развивается и речевая, и общая моторика. Для упражнений для дыхания используются дудочки, трубочки и губные гармошки.

Детям с дислексией сложнее научиться писать и читать, чем их сверстникам.

Лечение театром

— То есть, получается, в детстве заикание излечить можно?

— Я всегда говорю так: я не врач, я не лечу. Я учитель-логопед и могу научить ребёнка говорить без запинок, но при определённых условиях. Если на это работает вся обстановка вокруг ребёнка, если все вокруг ему помогают — и воспитатели, и родители, и бабушки-дедушки, и те кружки, куда он ходит, и общество в целом. Существуют специальные правила и специальные упражнения, так что всё возможно.

— Есть ли какой-то определённый срок для таких занятий?

— У каждого по-разному, ведь каждый ребёнок индивидуален: кто-то уже через пять занятий лучше говорит, а кому-то нужен и год, и два. Но в школу все наши дети идут, умея говорить без запинок. Я подчёркиваю — мы не избавляем от заикания, мы их учим. У кого-то заикание как пришло, так и ушло, а у кого-то остаётся. Это зависит от неврологии ребёнка, от того, какие у него заболевания, какие нервные центры затронуты.

Круг замыкается. Когда вылечить заикание тяжелее всего?

Работа проходит по этапам: сначала дыхание, потом ритм и затем закрепление свободной связной речи. На этом этапе дети пробуют себя в театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых играх. Как ни странно, в театре дети с заиканием проявляют себя особенно хорошо. Мы ставим спектакли-сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят», «Цирк зажигает огни» и другие. Наш детский сад практически ежегодно участвует в театрализованном конкурсе в детской библиотеке им. Лиханова и даже занимает призовые места. Ведь дети обязательно должны реализовать себя в социуме, почувствовать уверенность в себе. И такие мероприятия им очень помогают. И для них, и для нас, и для родителей это праздник.

Семьи всегда идут нам навстречу. Работа продолжается и дома, родители с большим энтузиазмом и интересом выполняют с детьми предложенные учителем-логопедом различные задания. С большим удовольствием приходят родители и в группу, наблюдают за образовательным процессом, присутствуют на открытых занятиях, чтобы увидеть, набраться опыта общения со своим ребёнком, узнать, как занимается их ребёнок и что с ним нужно делать дома.

Мы все очень любим наших детей, отдаём им душу и сердце. Это действительно так — иначе я бы не работала здесь 30 лет подряд! Многие воспитатели уже долгие годы со мной в команде, так что у нас очень сплочённый коллектив.

— Влияет ли заикание на психическое здоровье ребёнка? Посоветуйте родителям, что нужно делать.

— Безусловно, влияет, и с ним надо бороться. С ребёнком обязательно должен заниматься логопед, причём важно, чтобы он был понимающий специалист и, конечно, знающий психолог. Какой совет родителям? Любите своих детей! Живите жизнью своих детей, берегите их, чтобы потом не приходилось исправлять их речевые нарушения.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Бредовые состояния при деменции
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector