Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когнитивные тренинги при шизофрении

Когнитивные тренинги при шизофрении

Когнитивной реабилитации способствуют терапевтические программы, направленные на улучшение специфических когнитивных функций, систематически поддерживающие смысловые когнитивные процессы восприятия и переработки информации.

Руководство Немецкого Общества психологов, психиатров и невропатологов (DGPPN) рекомендует с целью нейропсихологической реабилитации больных шизофренией «тренинг компенсационных стратегий», «тренинг релевантных компетенций восприятия и поведения в социальных ситуациях», а также постоянное консультирование не только пациентов, но и их родственников. Тренинги, нацеленные на восстановление памяти или внимания, заметно уступают по своей эффективности тем тренингам, которые охватывают большую часть когнитивной сферы.

Для того чтобы мотивировать больного шизофренией пройти курс когнитивной реабилитации, необходимо объяснить ему, как сказываются когнитивные нарушения на качестве его жизни. В результате предварительной беседы у пациента должно возникнуть стремление восстановить свои когнитивные способности для того, чтобы иметь интересную работу, друзей, самостоятельно готовить и принимать пищу, находиться дома, а не в стенах психиатрической больницы.

Когнитивная реабилитация включает в себя анализ и оценку когнитивных нарушений и предполагает «когнитивную ремедиацию» — повторные прямые и косвенные вмешательства психотерапевта, направленные на восстановление когнитивной сферы больного. Для повышения эффективности когнитивного тренинга рекомендуют использовать компьютерные методы обучения.

Когнитивные тренинги направлены на восстановление ослабленной концентрации внимания, коррекцию нарушений памяти, обусловленных избирательностью и негативным характером воспоминаний.

В процессе когнитивных тренингов психолог стремится изменить мышление больного, противостоять его тенденции акцентировать внимание на латентных признаках. Когнитивные тренинги в большей степени ориентированы на упражнения специфических когнитивных способностей. Они сфокусированы на самих когнитивных процессах, а не на подаче информации, необходимой для социальной деятельности больного.

Как проводятся тренинги?

В настоящее время не существует единого мнения в оценке эффективности когнитивных тренингов, особенно рекомендации в отношении количества, частоты и продолжительности занятий. Чаще всего занятия проводятся в закрытых группах, численность которых не превышает 6 человек. Курс когнитивного тренинга включает 20 занятий по Занятия проводятся один раз в неделю, работают с пациентом обычно два психолога.

Широко практикуются тренинги по выработке навыков самооценки и самоконтроля проявлений негативной симптоматики. Так в частности, важная роль отводится формированию навыков контроля за социальными отношениями, волевой активности, планированию своего времени труда и отдыха.

Успех когнитивных тренингов возможен при сочетании индивидуальной и групповой форм их проведения, а также при достаточной продолжительности тренингов, в среднем занимающей не менее одного года. Основными целями когнитивных тренингов также становится борьба с нарушением концентрации внимания, нарушениями памяти, сложностями планирования и решения проблемных ситуаций. Отмечено, что улучшение оперативной долгосрочной памяти способствует будущему трудоустройству больных шизофренией. В большинстве случаев когнитивный тренинг заметно сказывается на ранней профессиональной реабилитации больного шизофренией.

Подчеркнем, что содержание и структура тренинга должны учитывать негативные стратегии поведения пациента, особенно стремление увеличить дистанцию с окружающими и тенденцию к самоизоляции.

Коммуникативный тренинг следует считать составной частью любой формы групповой терапии больного шизофренией. Он не может заменить такие высокоэффективные тренинги, как тренинг социальных навыков, когнитивный тренинг и тренинг решения социальных проблем.

При проведении коммуникативного тренинга следует иметь в виду, что у больных шизофренией, как правило, нарушены семантический и синтаксический компоненты речи, поэтому ведущим тренинги особое значение следует придавать хорошо структурированным интерпретационным стратегиям.

В результате проведения коммуникативных тренингов у больных шизофренией заметно усиливается поиск эмоциональной поддержки окружающих, исчезает эмоциональная отрешенность, уменьшаются трудности общения, появляется ответственность за свои действия, навыки планирования выхода из проблемной ситуации.

В нашей частной психиатрической клинике проводят полный курс лечение и реабилитации больных шизофренией, включая и когнитивные тренинги.

Методические подходы к проведению тренинга по развитию навыков психофизической и психоэмоциональной саморегуляции у больных шизофренией

3. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Долныкова А.А., Шмуклер А.Б. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией. Социальная и клиническая психиатрия. 2007; 4 (17): 67-77

4. Ястребов В.С., Солохина Т.А., Шевченко. Л.С., Алиева Л.М., Грачева Н.С Тренинг развития коммуникативных навыков у больных, страдающих шизофренией: Методические рекомендации. М.: МАКС Пресс.: 2012

5. Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных. Под ред. Гуровича И.Я. Шмуклера А.Б. М.: «Медпрактика-М»; 2015:225-249

6. Казьмина О.Ю., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю, Лапина Ю.А., Магай А.И. Основные подходы к организации тренинга социальных навыков для больных шизофренией: Методические рекомендации. М.: МОД СКТ; 2016

Читайте так же:
История болезни по психиатрии шизофрения гебефреническая форма

7. Солохина Т.А., Трушкина С.В. Тренинг навыков решения проблем для семей пациентов, страдающих психическими расстройствами: Методические рекомендации. М.: МАКС Пресс; 2012:24

8. Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных. Под ред. И.Я. Гуровича, А.Б. Шмуклера. М.: Медпрактика-М; 2002:180

9. Гусева О.В., Коцюбинский А.П. Интегративная модель психотерапии эндогенных психических расстройств. Руководство для врачей. Спец.Лит; 2013:288

10. Райзман. Е.М., Семин И.Р., Мучник М.М. Ипохондрия и субъективный телесный опыт. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1997;1-2(3):89-93

11. Рупчев Г.Е. Психологическая структура внутреннего телесного опыта при соматизации (на модели сомато-формных расстройств). Автореф… дис. канд. психол. наук. Москва; 2000. Доступно по: rudocs.exdat.com>docs/index-420044.html Ссылка активна на 8.06.2016

12. Основные положения, исследования и применение теории личности. Под ред. Усманова В. Издательство «Питер Пресс»; 1997: 374-412

13. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб. Питер; 2002

14. Фрейд З. Я и Оно. Л.: Академия. 1924. Frejd Z. Ja i Ono. L.: Akademija. 1924. (In Russ.)

15. Психология самосознания. Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М»; 2007:406-411

16. Бутома Б.Г., Аристова Т.А. Применение телесно-ориентированных методов психотерапии в комплексном лечении больных эндогенными психическими расстройствами. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012;3:81

17. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Доступно по psychologistminsk.narod.ru>files/levorukost… Ссылка активирована на 3.05.2016

18. Ястребов В.С. Проблемы патернализма и партнерства в психиатрии. Психиатрия. 2012;4(56):7-13

19. Ястребов В.С., Митина О.А. Социально-психологический портрет работающего в учреждениях психиатрического профиля специалиста. Ж. неврол. и психиатр. 2013;1:30-37

20. Телесно-ориентированная психотехника: методические рекомендации по проведению тренинга [архив]. Доступно по ModernLib.ru>books…vb/telesnoorientirovan- naya…1/ Ссылка активна на 3.05.2016

21. Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону Э. [архив]. Доступно по b17.ru>article/jacobson/ Ссылка активна на 3.05.2016

Для цитирования:

Алиева Л.М., Солохина Т.А., Ениколопов С.Н. Методические подходы к проведению тренинга по развитию навыков психофизической и психоэмоциональной саморегуляции у больных шизофренией. ПСИХИАТРИЯ. 2016;(70):28-34.

alt=»Creative Commons License» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

7.1.2. Тренинг социальных навыков

Как мы писали в главе 1, распространенным вариантом групповой работы с больными шизофренией, начиная с 70-х гг. XX в. и до сегодняшнего дня, является тренинг социальных навыков (social skills training). Различия в программах, предлагаемых многочисленными разработчиками, являются порой существенными, но во всех случаях тренинг представляет собой структурированную обучающую программу, в качестве мишени воздействия обозначающую более или менее широкий набор навыков социального поведения. Тренинг формирует навыки, необходимые для создания и поддержания сети социальных контактов пациента, уменьшения уровня стресса, возникающего при конфликтах и неудачах в интерперсональных отношениях. Тренинг социальных навыков для больных шизофренией на начальных этапах своего развития строился как преимущественно поведенческий, и в главе 1 приведены примеры таких программ: тренинг управления стрессом (stress management training) (Meichenbaum, Cameron, 1973), развития совладающего со стрессом поведения (Bradshaw, 1996; Tarrier et al., 1998), уверенного поведения (assertiveness training) (Degleris et al., 2008), частных коммуникативных навыков (communication skills training) (Wallace, 1984; Smith et al., 1996; Liberman et al., 1989), проблемно-разрешающего поведения (problem solving skills) (Liberman et al., 1986).

К началу XXI в. число мишеней, заявляемых (или предполагаемых) разработчиками тренингов, стало увеличиваться. Иногда речь шла о добавлении в программу частных навыков, необходимых для жизнеустройства больных. Например, предлагались тренировка навыков поиска работы, собеседования при приеме на работу, трудоустройства, пребывания в рабочем коллективе, навыки индивидуального и независимого проживания (Nicol et al., 2000; Практикум по психосоциальному лечению…, 2002). Варианты программ, состоящих из лаконичных блоков, компонуемых по запросу пациента, прагматически ориентированных, нашли широкое применение в психосоциальной работе. В клинической психологии методической основой для построения тренингов социальных навыков стали идеи о нарушениях социального познания при шизофрении. Очевидно, что нарушения социального познания не только связаны с поведенческими дефицитами у больных, но и предопределяют последние; в предыдущих главах об этом говорилось подробно.

Исследователи доказали, что эффективность использования тренинга социальных навыков находится в прямой зависимости от строгого соблюдения принципа индивидуального подхода к больному и от точности диагностики имеющихся у него нарушений социального познания (Lieberman et al., 1986). Так, для пациентов, способных к усвоению стратегий решения проблем, относящихся к социальному познанию и поведению, рекомендован тренинг, ориентированный на оптимизацию процесса переработки информации. В соответствии с этапами переработки информации в таком тренинге оправданы три стадии: 1) отработка способов приема информации; 2) выбор ответной реакции; 3) выбор подходящей формы ответа. На всех стадиях терапевт стимулирует наводящими вопросами анализ проблемной ситуации и дает пациенту постоянную обратную связь, поощряя любое правильное действие. Работы по оценке результатов показали, что такой тренинг является эффективным средством оптимизации социального поведения у больных с психотическими расстройствами, вследствие тренинга редуцируются клинические симптомы и уменьшается вероятность экзацербации заболевания (Tarrier, 1989; Wallace, 1984).

Читайте так же:
В армии поставили диагноз шизофрения

В последующем стали создаваться программы, акцентирующие значимость определения частных дефицитов социального познания, имеющихся у конкретного больного. Пример такой программы – специализированный тренинг распознавания эмоций «Training of affect recognition»TAR (W?lwer et al., 2005). Из названия программы очевиден ее основной фокус, а обучение предлагается проводить в небольших по числу участников группах (например, один терапевт работает с двумя пациентами), что возможно организовать как для находящихся в условиях стационара больных, так и при амбулаторном ведении. Оптимальна, с точки зрения создателей программы, работа с пациентами без значительной активной симптоматики, проводимая краткими сессиями (по 45 минут) два или более раз в неделю, общим числом 12 сессий. Интересно, что здесь активно используются компьютерные технологии, позволяющие как оценивать состояние способности пациента к распознаванию различных эмоций, так и тренировать эту способность (о компьютерных технологиях подробно будет сказано ниже).

Данные эмпирической проверки эффектов рассматриваемого варианта коррекции свидетельствуют не только об улучшении способности больных шизофренией распознавать эмоции, но и о генерализации достигнутого эффекта с постепенным улучшением показателей по другим параметрам социального познания, таким как «модель психического», социальная компетентность и социальное функционирование в целом (Wolwer, Frommann, 2011). Эффекты проведения подобных тренинговых программ подтверждаются при использовании технологий современной нейронауки (Popova et al., 2014).

Высоко специализированной программой является когнитивно-бихевиоральный тренинг социальных навыков «Cognitivebehavioral social skills training» – CBSST, предложенный для пациентов с серьезными психическими расстройствами (включая шизофрению) в возрасте второй половины жизни (McQuaid et al., 2000). CBSST был создан с учетом того, что для таких больных совершенствование навыков социального познания и поведения наталкивается на дополнительное сопротивление, связанное с рядом причин. В числе последних не только утрата обучаемости, гибкости, приспособляемости, присущих лицам молодого возраста, но и предубеждения в отношении психотерапии, часто наблюдаемые у лиц старшего возраста, разочарование в возможностях изменения своего состояния, а также накопление связанных с возрастом и длительным лечением проблем (госпитализм, патологические привычки, лишний вес, ухудшение физического состояния и др.).

Программа предполагает развитие поведенческих навыков, необходимых для поддержания у больного мотивации на лечение и поведения, связанного с выполнением врачебных рекомендаций (включая организацию приема медикаментов пациентом), на оптимизацию контакта больного со специалистами и формирование навыков саморегуляции и управления симптоматическим поведением. Последнее достигается через формирование умений анализировать собственное состояние, обнаруживать сигналы приближающегося обострения, расширение арсенала средств совладания со стабильными резидуальными симптомами заболевания. Отработка таких навыков (или стратегий) и является основной целью терапии или мишенью научения. CBSST состоит из ряда относительно независимых модулей, и это позволяет компоновать программу с учетом запросов и нужд конкретного больного, при этом программа относится к краткосрочным интервенциям и укладывается в 12 еженедельных сессий. Результаты оценки эффективности свидетельствуют о значимом росте мотивации к лечению, уровня самоуважения и удовлетворенности жизнью у прошедших программу больных, о полезности включения таких интервенций в более широкие реабилитационные программы (Granholm, et al., 2013).

«Social Cognition and Interaction Training» – SCIT, или тренинг социального познания и межличностного взаимодействия, – еще одна высокоспециализированная программа, созданная группой канадских ученых под руководством P. W. Corrigan, D. L. Perm, ставших признанными авторитетами в области нарушений социального познания при шизофрении (Social Cognition and Schizophrenia, 2001; Penn et al., 2007). Интервенции адресованы больным шизофренией, в том числе обнаруживающим симптоматику параноидного круга, и нацелены на компенсацию нарушений восприятия эмоций, сложных социальных ситуаций, дефицитов «модели психического», работу с искаженным атрибутивным стилем, достижение у пациентов большей гибкости при восприятии социально-релевантных стимулов. Сессии групповые, длительностью около часа, до трех раз в неделю, общим числом в пределах 20. Создатели полагают необходимым обучение пациентов правильному опознанию эмоций другого человека, используя собственный опыт переживаний больного и развивая навыки распознавания невербальных признаков эмоционального состояния. Параллельно решается задача изменения стиля приписывания причинности событий (каузальной атрибуции), присущего пациентам, в том числе склонности делать поспешные выводы на основе субъективных допущений, не подвергая их логической или иной проверке. Такой тип ошибок определяют как «jumping to conclusions», или «прыжок к выводу», и его часто обнаруживают больные с расстройствами шизофренического спектра (Social Cognition and Schizophrenia, 2001). Важной целью является интеграция получаемого в ходе занятий знания и новых навыков в повседневный опыт пациента, для чего проводятся отдельные сессии на заключительном этапе.

Читайте так же:
Маска чарли чаплина при шизофрении

Оценка эффективности этой программы свидетельствует об улучшении всех показателей социального познания у больных с расстройствами шизофренического спектра после проведения такого тренинга (Combs et al., 2007; Kurtz, Richardson, 2012).

«Social cognition enhancement training» – SCET также ориентирован на улучшение социального функционирования больных и предполагает, по мнению разработчиков, отбор пациентов без психотической симптоматики и коморбидных наркологических заболеваний (Choi, Kwon, 2006). В ходе проведения 36 занятий по 90 минут каждое, в режиме два раза в неделю, пациенты обучаются правильно оценивать социальные ситуации, понимать намерения и состояния других людей («модель психического»), а также перспективы взаимодействия. Здесь также, как в других подобных программах, использован принцип постепенного усложнения заданий, и весь курс разделен на три уровня: элементарный, средний и высокий. В качестве материала используются оригинальные компьютерные программы на основе мультипликации, где задача опознания эмоций или понимания намерения персонажа решается в контексте конкретной социальной ситуации, а участники могут обсудить возникшие у них версии и варианты стратегического разрешения сложных социальных ситуаций. Поскольку данный вид коррекционной работы возник недавно и только внедряется в практику, оценки его эффективности носят предварительный характер (Nahum et al., 2014).

Метакогнитивно-поведенческий тренинг

1_1.png Модуль 1: Атрибуция

1_1.pngМодуль 6: Эмпатия II

4.png Модуль 2: Поспешные выводы I

4.pngМодуль 7: Поспешные выводы II

1_1.pngМодуль 3: Изменение

4.pngМодуль 8: Чувство собственного
достоинства и настроение

3.pngМодуль 4: Эмпатия I

3.pngБлагодарности

2.pngМодуль 5: Память

Тренировка когнитивных навыков при шизофрении.

Шизофрения – это сложное психическое расстройство. Его основные симптомы – бред, галлюцинации и нарушения личности. За последние десять лет наше понимание и подход к лечению шизофрении изменились. Главенствующим по-прежнему остается психофармакологический метод — применение нейролептиков. Вместе с тем давние, глубоко укоренившиеся предубеждения против психотерапии шизофрении все больше подвергаются сомнению. Ввиду большого количества пациентов, на которых нейролептики действуют неэффективно либо не действуют вообще, или которые бросают лечение из-за побочных эффектов или непонимания его целесообразности (Byerly, Nakonezny, & Lescouflair, 2007; Elkis, 2007; Voruganti, Baker, & Awad, 2008), все большее значение приобретает исследование комплементарных психотерапевтических и когнитивных терапевтических методов. Особенно эффективным дополнением фармакотерапии оказались когнитивно-поведенческие техники (Wykes, Steel, Everitt, & Tarrier, 2008). Данный метакогнитивный тренинг базируется на теоретических тезисах когнитивно-поведенческой терапии при шизофрении, но использует иной практический подход.

Программа метакогнитивного тренинга состоит из 8 модулей, ориентированных на типичные нарушения в когнитивных процессах и односторонние подходы к решению задач при шизофрении. Эти нарушения, как по отдельности, так и в комплексе, могут приводить к формированию ложных убеждений, вплоть до бреда (Freeman, 2007; Moritz & Woodward, 2007; Moritz, Vitzthum, Randjbar, Veckenstedt, & Woodward, 2010). Задача терапии – помочь пациенту осознать собственное искаженное восприятие действительности и побудить его осмыслять, комментировать и менять свой подход к решению проблем. Психоз не возникает неожиданно и в связи с единичным событием, часто ему предшествуют постепенные перемены в оценке собственных мыслей и окружающего мира (напр., Klosterkötter, 1992), поэтому тренировка навыков метакогнитивного осмысления может оказывать превентивный (профилактический) эффект. В конце каждого сеанса участники получают вспомогательные материалы и домашние задания для самостоятельной работы, призванные способствовать этому процессу.

Каждый модуль начинается с пояснений и «нормализации»: благодаря ряду примеров и упражнений пациенты знакомятся с темой (например: поспешные умозаключения), затем следует дискуссия о несовершенстве человеческого восприятия, чему приводятся доказательства. Следующий шаг состоит в демонстрации экстремальных примеров того или иного когнитивного нарушения: участникам показывают, как обычные преломления в сознании в гипертрофированном виде приводят к проблемам в повседневной жизни, вплоть до возникновения навязчивых идей. Разбираемые примеры черпаются из реальных клинических случаев людей с душевными расстройствами, что позволяет участникам группы обмениваться собственным опытом. Пациенты учатся распознавать различные мыслительные «ловушки», которые они сами же и создают, и избегать их. Мы также обращаем их внимание на вредоносные способы контроля когнитивных процессов (такие как, например, попытки не допускать определенных мыслей, насильно их подавлять), и плодотворные варианты их замещения.

Читайте так же:
Кому молиться об исцелении шизофрении

К когнитивным искажениям, которые могут повлечь за собой возникновение маний, относятся: расстройства атрибуции (модуль 1), поспешные умозаключения (модули 2 и 7), склонность игнорировать доказательства, угрожающие целостности сформировавшегося убеждения (модуль 3), неспособность понять ментальное состояние другого человека (модуль 4 и 6), чрезмерная убежденность в адекватности «показаний» памяти (модуль 5) и депрессивные состояния (модуль 8). Следует особо упомянуть, что хотя теоретические постулаты, лежащие в основе этих модулей, имеют обширную практическую доказательную базу, некоторые из них остаются предметом научных дебатов (напр., Freeman, 2007).

Каждый модуль отрабатывается в формате групповой терапии. Главной целью метакогнитивного тренинга (МКТ) является изменение «инфраструктуры» искаженного мыслительного процесса. В последних версиях МКТ мы стали акцентировать внимание на связи между определенным способом мышления, возникновением навязчивых идей и психозом. Вначале мы опасались, что такой подход, предполагающий прямые сопоставления и озвучивание симптомов, окажется слишком тяжелым для участников, но эти опасения не подтвердились. Тем не менее, мы рекомендуем осуществлять разбор индивидуальных нарушений в рамках индивидуальных тренингов (см., например, Индивидуализированную программу МКТ (МКТ+) на www.uke.de/mkt_plus; Moritz, Veckenstedt, Randjbar, & Vitzthum, 2010). Разумеется, материалы МКТ для групповой работы также могут использоваться для этих целей.

Мы стремились к тому, чтобы тренинг не был чисто теоретическим и скучным. Каждый сеанс должен быть развлекательно-интерактивным, завладевающим вниманием аудитории, чтобы его эффект был более долгосрочным. Поэтому мы умышленно отказались от методик типа «учи и упражняйся». Эта программа не ориентирована на стандартные когнитивные нарушения, такие как нарушения концентрации внимания, т.к. подобные дисфункции характерны для множества различных психических состояний и, по нашему мнению, нельзя утверждать, что это специфические нарушения, характерные для заболеваний шизофренического спектра.

Большинство аспектов данной программы достаточно понятны и предполагают множество вариантов индивидуального применения, поэтому мы стремились сделать это руководство максимально кратким. Тем не менее, знакомство с ним не может заменить тщательного изучения теоретических работ, которые легли в его основу.

Актуальная программа доступна для бесплатного скачивания на разных языках по ссылке: www.uke.de/mkt

Программа метакогнитивного тренинга состоит из следующих материалов:

  • 16 презентаций в формате pdf (два параллельных цикла – каждый из 8 модулей
  • Руководство
  • 6 письменных материалов с домашними заданиями (одинаковые для модулей 2 и 7, 4 и 6)
  • Желтая и красная карточка для каждого участника

Прежде чем перейти к содержанию отдельных модулей, необходимо упомянуть ряд базовых организационных условий для проведения программы.

Количество модулей и регулярность сеансов

Программа состоит из двух параллельных циклов, каждый из которых включает 8 модулей. Оптимальная частота проведения сеансов — дважды в неделю (на каждом сеансе отрабатывается один модуль). Согласно нашему опыту, большинство пациентов находится в стационаре не менее месяца, таким образом, за этот срок они могут пройти один полный цикл. Амбулаторным пациентам и пациентам дневного стационара, чье лечение продолжается дольше, рекомендуется пройти оба цикла для углубления понимания и закрепления полученного эффекта. Теоретическая база обеих версий одинакова, различия связаны с содержанием конкретных упражнений, что позволяет пациентам, проходящим оба цикла, отрабатывать их на новом материале.

Размер группы

Рекомендуемый размер группы – от 3 до 10 пациентов.

Продолжительность сеанса

Рекомендуемая продолжительность каждого сеанса – 45-60 минут.

Как организовать сеанс

Практика показала, что каждый сеанс стоит начать с краткого обсуждения предыдущего модуля и «проверки» домашнего задания. Желательно, чтобы новые участники представились; затем рекомендуется кратко озвучить всю программу (см. параграф «Как ознакомить пациентов с программой»).

Читайте так же:
Сочетание красного и синего шизофрения

Как завершить сеанс

В конце сеанса, даже если удалось проработать не все упражнения (а это скорее правило, чем исключение), следует перейти к последним слайдам, посвященным практическому значению упражнений применительно к повседневной жизни и их связи с заболеванием, а также подводящим итоги занятия. Затем участникам раздаются письменные материалы с домашним заданием.

В конце первого сеанса каждый участник получает две карточки — желтую и красную — и инструкции по их использованию. Желтая карточка содержит 3 главных вопроса, которые пациенту следует задать самому себе в случае необходимости, например, если ему показалось, что его пытаются оскорбить или задеть:

  1. Какие доказательства я могу привести?
  2. Может быть, на это стоит взглянуть с другой стороны?
  3. Даже если это так, не слишком ли остро я реагирую?

Задача состоит в том, чтобы пациент научился заново взвешивать факты и не торопился делать выводы, ошибочные умозаключения, которые могут привести к неприятным последствиям.

На красную карточку пациенту предлагается записать имена, названия и контакты людей и организаций, куда он может обратиться, если ему понадобится помощь. Пациенту следует всегда держать обе карточки при себе (например, носить их в кошельке).

Организация пространства

Помещение, где проводятся сеансы, должно быть тихим, с достаточным количеством стульев и возможностью показывать слайды с помощью проектора на белой стене или на экране.

Необходимое оборудование

Для проведения сеанса потребуется проектор и компьютер или ноутбук с установленной программой Adobe Acrobat Reader® (доступна для бесплатного скачивания). Слайды демонстрируются в полноэкранном режиме.

Проектор в случае необходимости могут заменить несколько компьютерных экранов.

Квалификация инструктора

На роль инструктора лучше всего подойдет психолог или психиатр, имеющий значительный опыт работы с пациентами, страдающими шизофренией или расстройствами шизофренического спектра. Инструктором также может быть медсестра (медбрат) психиатрии или специалист по трудотерапии (эрготерапии) с опытом лечения психических расстройств. Большим преимуществом является опыт проведения групповой терапии.

Что делать, если во время сеанса кто-то из участников проявит психотическое поведение

В случае если психотические симптомы проявятся у одного из участников группы, его не стоит ни поддерживать, ни подавлять на глазах у других участников. Индивидуальные синдромы нужно прорабатывать на индивидуальных сеансах с соответствующим специалистом. Тем не менее, пациенты, способные отстранено говорить о своих переживаниях, отвечающих симптоматике, могут делиться ими с группой (например, в модуле 1 есть сценарий «Подруга обсуждает вас за вашей спиной»; в модуле 5 разбираются ложные воспоминания; в модуле 6 есть сценарий, в котором два мужчины (якобы) возмущены поведением третьего). Кроме того, слайды «Зачем мы это делаем?» (начало модуля) и «Как это связано с психозом?» (в конце модуля) предоставляют большой простор для индивидуальной рефлексии.

Как представить программу новым участникам

Метакогнитивный тренинг — это открытая программа. Пациент может включиться в нее на любом этапе (т.е. сеансе одного цикла). Каждому вновь присоединившемуся необходимо рассказать о программе, причем лучше всего, если это сделает кто-то из более опытных участников с помощью инструктора. Прежде всего, необходимо объяснить понятие «метакогниция»: «мета» — это греческое слово, означающее «об/относительно», а «когниция» обозначает высшие умственные процессы, такие как внимание, память, суждения, решение проблем. Таким образом, метакогниция — это анализ собственного мышления. Цель программы заключается в том, чтобы лучше узнать законы человеческого мышления и научиться управлять им так, чтобы это помогало более успешно решать повседневные задачи и проблемы. Программа ориентирована в первую очередь на те способы мышления, которые способствуют возникновению психозов, — при этом важно упомянуть, что не у всех пациентов все эти нарушения мышления должны проявляться одновременно.

Отдельно необходимо обратить внимание на практическую связь между навыками, которые участники приобретают в процессе прохождения программы, и проблемами, с которыми они сталкиваются в жизни в связи с болезнью. Поэтому каждый модуль содержит несколько слайдов, акцентирующих внимание на применении этих навыков в реальной жизни (слайды «Зачем мы это делаем?», «Примеры того, как поспешные выводы приводят к ложным убеждениям при психозе», «Как это связано с психозом?»). Применение полученных теоретических знаний и навыков на практике —главная цель программы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector