Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сетевое издание Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X

Тревожность детей дошкольного возраста актуальность

В настоящее время увеличивается количество детей с высоким уровнем тревожности. «Тревога определяется как одно из самых распространенных эмоциональных состояний, связанных, прежде всего, с чувством опасности, ощущением неопределенной угрозы, предчувствием грозящей беды» [2; С.109].

Актуальность темы исследования заключается в проблематике эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, их отношений со взрослыми и сверстниками и сохранением их здоровья, что связано прежде всего с тревожностью самого дошкольника.

Объектом исследования является тревожность, предметом – тревожность детей в старшем дошкольном возрасте. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста МБ ДОУ № 172 г. Владивостока. Выборка составила 22 ребенка – 10 мальчиков и 12 девочек. Возраст детей 6-7 лет.

«Дошкольное детство» – это определенный этап в развитии личности, время вхождения малыша в культуру, время активной социализации, а также развития его общения со сверстниками и взрослыми» [1; С.39].

Тревожные люди постоянно живут с ощущением постоянного беспричинного страха, который характеризуется, прежде всего, неопределенностью и расплывчатостью. Тревожность может выступать как один из механизмов появления невроза, ухудшения психофизического благополучия личности [6].

Тревожности подвержены как девочки, так и мальчики. «Считается, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах» [4; С. 133].

Тревожные состояния на пятом году жизни представляют особую опасность: «в четыре года у девочек и мальчиков проявляются заострение нерешительности и робости, пугливости и боязливости, чувство вины, это говорит о пике эмоционального развития возраста. Чаще всего отмечается пассивность и несамостоятельность, тики и медлительность» [3; С. 75].

Повышение уровня тревожности дошкольников имеет основную причину – это нарушения в отношениях между родителями и сверстниками. Формирование детской тревожности может стать следствием недостаточно правильного или вообще неправильного воспитания детей. У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5].

Для выявления гендерных особенностей тревожности у старших дошкольников были выбраны три методики – это детский тест тревожности здесь Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена; методика «Рисунок человека» и методика «Кактус».

Все три методики проводились в один день, что позволило нам исключить влияние временных и ситуационных факторов на достоверность результатов исследования. Данные представлены в таблицах (табл. 1, табл. 2, табл. 3).

На основе полученных данных можно сделать следующий вывод, что у большей половины мальчиков (60 % по полу) средний уровень тревожности, также как и у большей половины девочек (58,4 % по полу). Процентное соотношение почти равно. Дошкольники со средним уровнем тревожности воспринимают неопределенные ситуации в положительном ключе, не содержат фактора эмоционально-дестабилизирующего. Скорее всего, причин для беспокойства нет.

Можно сделать вывод и по детям, обладающим высоким уровнем тревожности – это 3 мальчика (30 % по полу) и 1 девочка (8,3 % по полу). Во-первых, эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что у мальчиков уровень тревожности выше нежели у девочек. Во-вторых, высокая тревожность может свидетельствовать о том, что у таких детей постоянно присутствует беспокоящий фактор. Иногда ребенок, возможно, не может справиться с возникшими жизненными трудностями. Таким детям необходима, как моральная, так и психологическая помощь, не только оказанная психологом, но прежде всего и родителями.

Как видно из табл. 2, у 11 девочек (91,7 % по полу) наблюдается в рисунке человека проявление одного или двух признаков тревожности, в отличие от мальчиков, у которых наблюдается другая тенденция в количестве признаков тревожности. У половины мальчиков – 5 человек (50 % по полу) в рисунках человека можно выделить один или два признака тревожности, а у второй половины – 5 человек (50 % по полу) можно выделить три или даже четыре признака тревожности. В итоге, по полученным результатам, можно сделать вывод, что у мальчиков уровень тревожности немного выше, чем у девочек.

Как видно из табл. 3, нами были обнаружены дети, у которых наблюдается один из четырех, выделенных нами, признаков тревожности – это 5 девочек (41,7 % по полу) и 1 мальчик (10 % по полу). Два признака – у 5 из 10 мальчиков (50 % по полу), а 3 из 4 признаков обнаружены только у 1 мальчика (10 % по полу). В итоге, по полученным результатам по третьему тесту, мы можем сделать вывод о том, что у мальчиков уровень тревожности выше, чем у девочек, т.к. по результатам у 70 % мальчиков были выявлены от одного до трех признаков тревожности, а у девочек только в 51,7 % случая.

Читайте так же:
Препараты для лечения деменции у пожилых людей

Психологические причины формирования детской тревожности

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет

происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

А. Захаров выявил, что к 7-8 годам тревожность переходит как качество характера, 3, 5 г – мальчики более тревожны в 7, 4 раза, чем девочки. 4 г – в 2, 9 раза, 5 лет – 1, 4 раза, 6 лет – 1, 8 раза.[5]

Цель работы – изучить гендерныеособенности тревожности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – проявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – детская тревожность.

Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что у мальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у девочек.

Изучить психологические причины формирования детской тревожности.

Рассмотреть влияние тревожности на формирующуюся личность ребёнка.

Выявить наличие тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Методологической основой нашей работы является – теоретические положения, выдвинутые в работах российских ученых: Р.С. НемоваВ.В. Давыдова, Прихожан А.М., Савина Е.; и зарубежных: 3. Фрейда, К.Е. Изард. Они говорят о том, что тревожность этоиндивидуальная психологическая особенность человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

База и методы исследования: данное исследование проводилось в г. Сорске на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка, детского сада "Солнышко",в котором принимали участие 18 детей. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, тестирование, анкетирование родителей.

В исследованиях применялись: тест на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, анкета для родителей "Определение уровня тревожности ребёнка"

Структура и объем работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

В первой главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы дошкольной тревожности.

Вторая глава посвящена исследованию тревожности в дошкольном возрасте.

Глава 1 . Теоретическое обоснование феномена тревожности

1.1 Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином "anxiety", что переводится на русский как "тревожность", "тревога". В русском языке это разные слова, и следует отличать тревогу от тревожности. "Если тревога – это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность, является устойчивым состоянием". [7]

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. [12]

В.В. Давыдов трактует тревожность, как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. [20]

Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

Читайте так же:
Энцефалограмма при заикании у детей

Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского Государственного

Педагогического Университета, считает, что "тревожность определяется, как

устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания не благополучия со стороны окружающих". [16]

Тревожность, не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы в этом случае говорим о проявлении страха.

Когда речь заходит о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различия. Есть наиболее известные описания в психологической литературе, позволяющие размежевать эти понятия.

Принято считать, что проблема тревожности, как проблема собственно психологическая, была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда.

Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга "Торможение. Симптом. Тревожность", которая уже через год после ее выхода была издана в переводе на русский язык под названием "Страх".

Учёный Изард К.Е. объясняет различие терминов "страх" и "тревога" таким образом: " тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них". [6]

Большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом, как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху. [20]

Продуктивными для понимания этой проблемы являются идеи А.И. Божович об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться, как проявление общеличностной тревожности, "зафиксировавшейся" на определенной сфере. [2]

В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.

Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции. Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный. Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.

У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность

После исследования психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что следует разделять понятия "тревожность", "тревога" и "страх".

Тревога – это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.

Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция

Тревожность. Данная индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.

Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина:

«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Тревога состоит из множества эмоций, одной из которых является страх. В «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и т. д.

Читайте так же:
Кто излечился от заикания и как

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте. Однако каждому возрасту присущи так называемые «возрастные страхи». Первые проявления страха наблюдаются у детей в младенческом возрасте. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет – страх смерти своих родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие психологи в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон ребенка — положительный или отрицательный.

Так, если ребенок почти не улыбается, у него наблюдается плохое настроение или отмечается постоянное беспокойство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо. Если выявляются мышечное напряжение, нарушения сна и т. п., то эмоциональный фон ребенка отрицательный. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Состояние психологического дискомфорта у детей до 3 лет несложно заметить: у ребенка повышена общая и вегетативная возбудимость, нарушен сон, аппетит, возможны желудочно-кишечные расстройства. Такой соматовегетативный уровень реагирования – ведущий на раннем возрастном этапе.

Если по каким-то причинам ребенку-дошкольнику «плохо» (депривация потребности общения в семье или со сверстниками, то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние.

Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора в этом возрасте, здесь включается динамический, двигательный тип реагирования.

Эмоционально-сенсорный тип реагирования складывается у ребенка к 7 годам и будет проявляться в страхах, высоком уровне тревожности. Если же реагирование уходит в область переживаний, то возникают неврозы и невротические реакции. У ребенка, не позволяющего себе эмоционального реагирования с поведенческим компонентом, как правило, формируются дискинезии, энурезы, сердечные аритмии т. д.

Факторы, влияющие на возникновение повышенного уровня тревожности, — тип темперамента и социальные факторы.

В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания, растет сеть «альтернативных» дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень, на второй план становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.

Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей — дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии, у многих детей занижена самооценка, повышен уровень тревожности.

Тревожность, как индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Однако, по мнению А. И. Захарова, видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов, у старших дошкольников и младших школьников тревожность не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Актуальность данной проблемы заключается в своевременном выявлении «тревожных» детей, в оказании им психологической помощи. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка, ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

О программе психологической коррекции тревожности.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.

Предметом исследования является выявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Цель: путём психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями, сформировать психологические защиты от невротизирующих факторов.

Задачи:

1. Выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям.

2. Укрепить его самооценку и уверенность в себе.

3. Обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению.

4. Научить слушать себя и других, управлять своим поведением.

5. Развивать произвольность и самостоятельность.

6. Обучить ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Гипотезой данного исследования является то, что тревожность является результатом нарушения детско-родительских отношений, что ведет к появлению внутреннего конфликта у ребенка.

Внутренний конфликт ребенка может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить его в зависимое положение.

Читайте так же:
Я полностью избавилась от заикания

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями к ребенку.

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

• сложностью в установлении контактов,

• враждебным восприятием мира,

• мрачным взглядом на окружающее,

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

• наследственных особенностей нервной системы и характера,

• родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте,

• болезней, перенесённых матерью во время беременности,

• поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов,

• внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности у детей:

• критика и упрёки,

• сравнение с другими детьми,

• нестабильность в повседневной жизни,

• непонимание происходящих событий,

• низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша,

• совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции,

• недостаток любви и внимания.

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

• Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.

• Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.

• Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр., приводящие к разного рода заболеваниям.

Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми.

• Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.

• Насмешки сверстников. Малыши чувствуют себя униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.

• Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.

• Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.

• Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.

• Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.

• Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать.

Повышенная тревожность у детей может проявляться следующим образом:

1. В поведенческих реакциях:

• ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы, грызть ногти и карандаши, сосать пальцы;

• излишняя скованность и напряжённость;

• повышенная суетливость, жестикуляция;

• ребёнок может что-то постоянно ронять и терять;

• малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать;

2. В физиологических реакциях и симптомах:

• покраснение или, наоборот, побледнение лица;

• вздрагивание при неожиданных звуках;

• учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию;

• проблемы с аппетитом.

3. В переживаниях и чувствах:

• чувство стыда или вины.

Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое.

Планируемые результаты работы после проведённых коррекционных занятий:

• развитие у детей позитивного самовосприятия;

• повышение уверенности в себе и в своих силах;

• развитие доверия к другим;

• снижение количества страхов;

• снятие телесного напряжения;

• развитие умения выражать свои эмоции;

• развитие навыков коллективной работы;

• развитие навыков самоконтроля.

Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы.

Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе «…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Выготский.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Консультация для родителей «Детская ложь: причины и решение проблемы» Консультация для родителей на тему: «Детская ложь: причины и решение проблемы» Выполнила: Нагаева Н. Н. Многие родители периодически ловят.

Конспект занятия в клубе для молодых родителей в детском саду на тему «Детская тревожность»Конспект занятия в клубе для молодых родителей в детском саду на тему «Детская тревожность» Цель: повысить компетентность родителей по теме «Детская тревожность» Задачи: создать теплую атмосферу и доверительные отношения.

Читайте так же:
Этапы логопедической работы при заикании

Консультация для родителей «Тревожность в детском возрасте» Тревожность в детском возрасте. Природа создает уникальным каждого человека. От рождения ребенок получает собственные достоинства и недостатки,.

Консультация «Тревожность» Оказывается, что сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном.

Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога Психологическая коррекция. Что такое психологическая коррекция? В настоящий момент отсутствует общепринятое определение понятия «пси-хологическая.

Родительское собрание «Детская тревожность» Цели: Обсудить с родителями проблему тревожности у детей; Обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка;.

Тревожность детей и способы ее коррекции Для любого психолога поведение ребенка, его выражение чувств — особый показатель в понимании его внутреннего мира, который говорит нам о.

Изучение тревожности у старших дошкольников.

Актуальность темы. Каждый возраст – это особый этап психического развития с качественной стороны, который отличается множеством изменений, в совокупности составляющих специфику структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Период дошкольного детства по праву считается особенно-важным периодом становления личности. В это время он приобретает первые знания об окружающей жизни, у ребенка начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, складывается характер, в этот период вырабатываются привычки и навыки правильного поведения [2]. Эмоциональные состояние ребенка в этом возрасте оказывает серьезное влияние на его психическое развитие. Это связано с тем, что эмоциональные процессы представляют ту сферу психологического бытия ребенка, которая отвечает за регуляцию всех остальных его функции, такие, как внимание, восприятие, мышление, память, воображение и др. [13]. Эмоциональное состояние ребенка имеет свои особенности, ребенок дошкольного возраста находится как бы во власти спонтанно возникающих чувств и внешних эмоциональных впечатлений. У нас на сайте вы можете даже купить курсовой проект . Сделаем всё.. Ребенка дошкольного возраста легко привлечь к чему-нибудь, но и отвлечь также легко; его чувства возникают быстро и также быстро исчезают. Дети в этом возрасте на происходящее реагирует очень эмоционально, но эмоции его являются неустойчивыми [5]. Одной из важнейших проблем психологии и педагогики является поиск методов оптимизации эмоционального состояния детей дошкольного возраста и преодолении повышенной тревожности. Кроме этого, большую ценность имеют данные об эффективности применяемых методов[8]. Игра обоснованно считается основным видом деятельности детей, т.к. в этот период происходит развитие физических и духовных силы ребенка; его внимания, ловкости, воображения, памяти, дисциплинированности. В игре происходят очень значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития, развиваются и формируются все стороны личности ребенка, психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. В игре реализуется потребность воздействия на мир. Она является эффективным средством формирования его морально-волевых качеств личности дошкольника. В связи с этим, можно предположить, что игровые упражнения можно использовать для преодоления тревожного поведения детей. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и требует более подробного рассмотрения. Цель курсовой работы – изучить особенности проявления тревожного поведения дошкольников. Задачи: 1) рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста; 2) провести первичную диагностику тревожности детей; 3) разработать комплекс игр и упражнений для коррекции тревожного состояния детей; 4) провести повторную диагностику тревожности детей и сделать вывод об эффективности разработанного комплекса игр и упражнений. Объект исследования – эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Предмет исследования – проявление тревожного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, эксперимент. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В соответствии с поставленными целью и задачами можно сделать следующие выводы. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в организме ребенка, они касаются не только физического, но и психического развития. Дети осваивают формы позитивного общения с людьми; у них формируется позиция школьника, развивается половая идентификация. В дошкольном возрасте происходит становление самооценки – важного компонента самосознания. Тревожность представляет собой повышенную склонность беспокоиться и опасаться, ее можно подразделить на два вида: ситуативную и постоянную. Если в случае ситуативной тревожность является оправданной, поскольку позволяет избежать определенной опасной ситуации, то во втором случае тревожность часто и беспричинно сопровождает человека, поэтому такое состояние превращается уже в проблему. На первом этапе исследования было выявлено, что некоторые дети дошкольного возраста имели повышенный уровень тревожности. Для преодоления тревожности у детей был разработан комплекс игровых упражнений. Результаты повторной диагностики показали, что уровень тревожности детей стал ниже, что говорит об эффективности применения разработанного комплекса игр.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector