Сетевое издание Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X
Тревожность детей дошкольного возраста актуальность
В настоящее время увеличивается количество детей с высоким уровнем тревожности. «Тревога определяется как одно из самых распространенных эмоциональных состояний, связанных, прежде всего, с чувством опасности, ощущением неопределенной угрозы, предчувствием грозящей беды» [2; С.109].
Актуальность темы исследования заключается в проблематике эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, их отношений со взрослыми и сверстниками и сохранением их здоровья, что связано прежде всего с тревожностью самого дошкольника.
Объектом исследования является тревожность, предметом – тревожность детей в старшем дошкольном возрасте. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста МБ ДОУ № 172 г. Владивостока. Выборка составила 22 ребенка – 10 мальчиков и 12 девочек. Возраст детей 6-7 лет.
«Дошкольное детство» – это определенный этап в развитии личности, время вхождения малыша в культуру, время активной социализации, а также развития его общения со сверстниками и взрослыми» [1; С.39].
Тревожные люди постоянно живут с ощущением постоянного беспричинного страха, который характеризуется, прежде всего, неопределенностью и расплывчатостью. Тревожность может выступать как один из механизмов появления невроза, ухудшения психофизического благополучия личности [6].
Тревожности подвержены как девочки, так и мальчики. «Считается, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах» [4; С. 133].
Тревожные состояния на пятом году жизни представляют особую опасность: «в четыре года у девочек и мальчиков проявляются заострение нерешительности и робости, пугливости и боязливости, чувство вины, это говорит о пике эмоционального развития возраста. Чаще всего отмечается пассивность и несамостоятельность, тики и медлительность» [3; С. 75].
Повышение уровня тревожности дошкольников имеет основную причину – это нарушения в отношениях между родителями и сверстниками. Формирование детской тревожности может стать следствием недостаточно правильного или вообще неправильного воспитания детей. У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5].
Для выявления гендерных особенностей тревожности у старших дошкольников были выбраны три методики – это детский тест тревожности здесь Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена; методика «Рисунок человека» и методика «Кактус».
Все три методики проводились в один день, что позволило нам исключить влияние временных и ситуационных факторов на достоверность результатов исследования. Данные представлены в таблицах (табл. 1, табл. 2, табл. 3).
На основе полученных данных можно сделать следующий вывод, что у большей половины мальчиков (60 % по полу) средний уровень тревожности, также как и у большей половины девочек (58,4 % по полу). Процентное соотношение почти равно. Дошкольники со средним уровнем тревожности воспринимают неопределенные ситуации в положительном ключе, не содержат фактора эмоционально-дестабилизирующего. Скорее всего, причин для беспокойства нет.
Можно сделать вывод и по детям, обладающим высоким уровнем тревожности – это 3 мальчика (30 % по полу) и 1 девочка (8,3 % по полу). Во-первых, эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что у мальчиков уровень тревожности выше нежели у девочек. Во-вторых, высокая тревожность может свидетельствовать о том, что у таких детей постоянно присутствует беспокоящий фактор. Иногда ребенок, возможно, не может справиться с возникшими жизненными трудностями. Таким детям необходима, как моральная, так и психологическая помощь, не только оказанная психологом, но прежде всего и родителями.
Как видно из табл. 2, у 11 девочек (91,7 % по полу) наблюдается в рисунке человека проявление одного или двух признаков тревожности, в отличие от мальчиков, у которых наблюдается другая тенденция в количестве признаков тревожности. У половины мальчиков – 5 человек (50 % по полу) в рисунках человека можно выделить один или два признака тревожности, а у второй половины – 5 человек (50 % по полу) можно выделить три или даже четыре признака тревожности. В итоге, по полученным результатам, можно сделать вывод, что у мальчиков уровень тревожности немного выше, чем у девочек.
Как видно из табл. 3, нами были обнаружены дети, у которых наблюдается один из четырех, выделенных нами, признаков тревожности – это 5 девочек (41,7 % по полу) и 1 мальчик (10 % по полу). Два признака – у 5 из 10 мальчиков (50 % по полу), а 3 из 4 признаков обнаружены только у 1 мальчика (10 % по полу). В итоге, по полученным результатам по третьему тесту, мы можем сделать вывод о том, что у мальчиков уровень тревожности выше, чем у девочек, т.к. по результатам у 70 % мальчиков были выявлены от одного до трех признаков тревожности, а у девочек только в 51,7 % случая.
Психологические причины формирования детской тревожности
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет
происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.
А. Захаров выявил, что к 7-8 годам тревожность переходит как качество характера, 3, 5 г – мальчики более тревожны в 7, 4 раза, чем девочки. 4 г – в 2, 9 раза, 5 лет – 1, 4 раза, 6 лет – 1, 8 раза.[5]
Цель работы – изучить гендерныеособенности тревожности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – детская тревожность.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что у мальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у девочек.
Изучить психологические причины формирования детской тревожности.
Рассмотреть влияние тревожности на формирующуюся личность ребёнка.
Выявить наличие тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Методологической основой нашей работы является – теоретические положения, выдвинутые в работах российских ученых: Р.С. НемоваВ.В. Давыдова, Прихожан А.М., Савина Е.; и зарубежных: 3. Фрейда, К.Е. Изард. Они говорят о том, что тревожность этоиндивидуальная психологическая особенность человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
База и методы исследования: данное исследование проводилось в г. Сорске на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка, детского сада "Солнышко",в котором принимали участие 18 детей. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, тестирование, анкетирование родителей.
В исследованиях применялись: тест на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, анкета для родителей "Определение уровня тревожности ребёнка"
Структура и объем работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
В первой главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы дошкольной тревожности.
Вторая глава посвящена исследованию тревожности в дошкольном возрасте.
Глава 1 . Теоретическое обоснование феномена тревожности
1.1 Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином "anxiety", что переводится на русский как "тревожность", "тревога". В русском языке это разные слова, и следует отличать тревогу от тревожности. "Если тревога – это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность, является устойчивым состоянием". [7]
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. [12]
В.В. Давыдов трактует тревожность, как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. [20]
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.
Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского Государственного
Педагогического Университета, считает, что "тревожность определяется, как
устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания не благополучия со стороны окружающих". [16]
Тревожность, не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы в этом случае говорим о проявлении страха.
Когда речь заходит о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различия. Есть наиболее известные описания в психологической литературе, позволяющие размежевать эти понятия.
Принято считать, что проблема тревожности, как проблема собственно психологическая, была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда.
Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга "Торможение. Симптом. Тревожность", которая уже через год после ее выхода была издана в переводе на русский язык под названием "Страх".
Учёный Изард К.Е. объясняет различие терминов "страх" и "тревога" таким образом: " тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них". [6]
Большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом, как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху. [20]
Продуктивными для понимания этой проблемы являются идеи А.И. Божович об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться, как проявление общеличностной тревожности, "зафиксировавшейся" на определенной сфере. [2]
В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.
Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции. Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный. Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.
У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность
После исследования психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что следует разделять понятия "тревожность", "тревога" и "страх".
Тревога – это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.
Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция
Тревожность. Данная индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина:
«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».
В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».
Тревога состоит из множества эмоций, одной из которых является страх. В «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и т. д.
Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте. Однако каждому возрасту присущи так называемые «возрастные страхи». Первые проявления страха наблюдаются у детей в младенческом возрасте. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет – страх смерти своих родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие психологи в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.
Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон ребенка — положительный или отрицательный.
Так, если ребенок почти не улыбается, у него наблюдается плохое настроение или отмечается постоянное беспокойство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо. Если выявляются мышечное напряжение, нарушения сна и т. п., то эмоциональный фон ребенка отрицательный. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности.
Состояние психологического дискомфорта у детей до 3 лет несложно заметить: у ребенка повышена общая и вегетативная возбудимость, нарушен сон, аппетит, возможны желудочно-кишечные расстройства. Такой соматовегетативный уровень реагирования – ведущий на раннем возрастном этапе.
Если по каким-то причинам ребенку-дошкольнику «плохо» (депривация потребности общения в семье или со сверстниками, то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние.
Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора в этом возрасте, здесь включается динамический, двигательный тип реагирования.
Эмоционально-сенсорный тип реагирования складывается у ребенка к 7 годам и будет проявляться в страхах, высоком уровне тревожности. Если же реагирование уходит в область переживаний, то возникают неврозы и невротические реакции. У ребенка, не позволяющего себе эмоционального реагирования с поведенческим компонентом, как правило, формируются дискинезии, энурезы, сердечные аритмии т. д.
Факторы, влияющие на возникновение повышенного уровня тревожности, — тип темперамента и социальные факторы.
В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания, растет сеть «альтернативных» дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень, на второй план становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей — дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии, у многих детей занижена самооценка, повышен уровень тревожности.
Тревожность, как индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Однако, по мнению А. И. Захарова, видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов, у старших дошкольников и младших школьников тревожность не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.
Актуальность данной проблемы заключается в своевременном выявлении «тревожных» детей, в оказании им психологической помощи. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка, ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
О программе психологической коррекции тревожности.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предметом исследования является выявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель: путём психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями, сформировать психологические защиты от невротизирующих факторов.
Задачи:
1. Выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям.
2. Укрепить его самооценку и уверенность в себе.
3. Обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению.
4. Научить слушать себя и других, управлять своим поведением.
5. Развивать произвольность и самостоятельность.
6. Обучить ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Гипотезой данного исследования является то, что тревожность является результатом нарушения детско-родительских отношений, что ведет к появлению внутреннего конфликта у ребенка.
Внутренний конфликт ребенка может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить его в зависимое положение.
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями к ребенку.
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.
Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:
• сложностью в установлении контактов,
• враждебным восприятием мира,
• мрачным взглядом на окружающее,
Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:
• наследственных особенностей нервной системы и характера,
• родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте,
• болезней, перенесённых матерью во время беременности,
• поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов,
• внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).
Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.
Факторы, повышающие вероятность развития тревожности у детей:
• критика и упрёки,
• сравнение с другими детьми,
• нестабильность в повседневной жизни,
• непонимание происходящих событий,
• низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша,
• совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции,
• недостаток любви и внимания.
Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:
• Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
• Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
• Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр., приводящие к разного рода заболеваниям.
Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми.
• Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
• Насмешки сверстников. Малыши чувствуют себя униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
• Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
• Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
• Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
• Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
• Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать.
Повышенная тревожность у детей может проявляться следующим образом:
1. В поведенческих реакциях:
• ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы, грызть ногти и карандаши, сосать пальцы;
• излишняя скованность и напряжённость;
• повышенная суетливость, жестикуляция;
• ребёнок может что-то постоянно ронять и терять;
• малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать;
2. В физиологических реакциях и симптомах:
• покраснение или, наоборот, побледнение лица;
• вздрагивание при неожиданных звуках;
• учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию;
• проблемы с аппетитом.
3. В переживаниях и чувствах:
• чувство стыда или вины.
Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое.
Планируемые результаты работы после проведённых коррекционных занятий:
• развитие у детей позитивного самовосприятия;
• повышение уверенности в себе и в своих силах;
• развитие доверия к другим;
• снижение количества страхов;
• снятие телесного напряжения;
• развитие умения выражать свои эмоции;
• развитие навыков коллективной работы;
• развитие навыков самоконтроля.
Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы.
Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе «…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Выготский.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Консультация для родителей «Детская ложь: причины и решение проблемы» Консультация для родителей на тему: «Детская ложь: причины и решение проблемы» Выполнила: Нагаева Н. Н. Многие родители периодически ловят.
Конспект занятия в клубе для молодых родителей в детском саду на тему «Детская тревожность» Цель: повысить компетентность родителей по теме «Детская тревожность» Задачи: создать теплую атмосферу и доверительные отношения.
Консультация для родителей «Тревожность в детском возрасте» Тревожность в детском возрасте. Природа создает уникальным каждого человека. От рождения ребенок получает собственные достоинства и недостатки,.
Консультация «Тревожность» Оказывается, что сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном.
Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога Психологическая коррекция. Что такое психологическая коррекция? В настоящий момент отсутствует общепринятое определение понятия «пси-хологическая.
Родительское собрание «Детская тревожность» Цели: Обсудить с родителями проблему тревожности у детей; Обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка;.
Тревожность детей и способы ее коррекции Для любого психолога поведение ребенка, его выражение чувств — особый показатель в понимании его внутреннего мира, который говорит нам о.
Изучение тревожности у старших дошкольников.
Актуальность темы. Каждый возраст – это особый этап психического развития с качественной стороны, который отличается множеством изменений, в совокупности составляющих специфику структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Период дошкольного детства по праву считается особенно-важным периодом становления личности. В это время он приобретает первые знания об окружающей жизни, у ребенка начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, складывается характер, в этот период вырабатываются привычки и навыки правильного поведения [2]. Эмоциональные состояние ребенка в этом возрасте оказывает серьезное влияние на его психическое развитие. Это связано с тем, что эмоциональные процессы представляют ту сферу психологического бытия ребенка, которая отвечает за регуляцию всех остальных его функции, такие, как внимание, восприятие, мышление, память, воображение и др. [13]. Эмоциональное состояние ребенка имеет свои особенности, ребенок дошкольного возраста находится как бы во власти спонтанно возникающих чувств и внешних эмоциональных впечатлений. У нас на сайте вы можете даже купить курсовой проект . Сделаем всё.. Ребенка дошкольного возраста легко привлечь к чему-нибудь, но и отвлечь также легко; его чувства возникают быстро и также быстро исчезают. Дети в этом возрасте на происходящее реагирует очень эмоционально, но эмоции его являются неустойчивыми [5]. Одной из важнейших проблем психологии и педагогики является поиск методов оптимизации эмоционального состояния детей дошкольного возраста и преодолении повышенной тревожности. Кроме этого, большую ценность имеют данные об эффективности применяемых методов[8]. Игра обоснованно считается основным видом деятельности детей, т.к. в этот период происходит развитие физических и духовных силы ребенка; его внимания, ловкости, воображения, памяти, дисциплинированности. В игре происходят очень значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития, развиваются и формируются все стороны личности ребенка, психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. В игре реализуется потребность воздействия на мир. Она является эффективным средством формирования его морально-волевых качеств личности дошкольника. В связи с этим, можно предположить, что игровые упражнения можно использовать для преодоления тревожного поведения детей. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и требует более подробного рассмотрения. Цель курсовой работы – изучить особенности проявления тревожного поведения дошкольников. Задачи: 1) рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста; 2) провести первичную диагностику тревожности детей; 3) разработать комплекс игр и упражнений для коррекции тревожного состояния детей; 4) провести повторную диагностику тревожности детей и сделать вывод об эффективности разработанного комплекса игр и упражнений. Объект исследования – эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Предмет исследования – проявление тревожного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, эксперимент. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В соответствии с поставленными целью и задачами можно сделать следующие выводы. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в организме ребенка, они касаются не только физического, но и психического развития. Дети осваивают формы позитивного общения с людьми; у них формируется позиция школьника, развивается половая идентификация. В дошкольном возрасте происходит становление самооценки – важного компонента самосознания. Тревожность представляет собой повышенную склонность беспокоиться и опасаться, ее можно подразделить на два вида: ситуативную и постоянную. Если в случае ситуативной тревожность является оправданной, поскольку позволяет избежать определенной опасной ситуации, то во втором случае тревожность часто и беспричинно сопровождает человека, поэтому такое состояние превращается уже в проблему. На первом этапе исследования было выявлено, что некоторые дети дошкольного возраста имели повышенный уровень тревожности. Для преодоления тревожности у детей был разработан комплекс игровых упражнений. Результаты повторной диагностики показали, что уровень тревожности детей стал ниже, что говорит об эффективности применения разработанного комплекса игр.