Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взаимосвязь тревожности и агрессивности в старшем дошкольном возрасте. Курсовая работа

Взаимосвязь тревожности и агрессивности в старшем дошкольном возрасте. Курсовая работа

Оглавление
Введение 2
Глава 1 Анализ теоретических понятий агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста. 4
1.1 Феномен агрессивного поведения с точки зрения психологии 4
1.2 Специфика агрессивного поведения старших дошкольников 22
1.3 Тревожность с точки зрения психологии 28
1.4 Тревожное развитие старших дошкольников 32
Глава 2 Взаимосвязь агрессивности с тревожностью у детей старших дошкольников 40
2.1 Описание методов и методик исследования. 40
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список использованной литературы 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 158

Введение
В настоящее время увеличилось число случаев подверженности детей массового состояния тревожности, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
Исследуя возрастную динамику тревожности, Лаврентьева Т.В. говорит о том, что шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них, что в свою очередь, может усугубить проблему и вылиться в другие формы поведения.
Агрессия является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У многих детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
Актуальность исследования взаимосвязи агрессивности и тревожности обусловлена тем, что своевременная коррекционная работа, направленная на тот или иной аспект поможет не только снизить негативные проявления поведения, но и полностью исключить их.
Объект: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: взаимосвязь тревожности и агрессивности в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: агрессивность старших дошкольников положительно связана с уровнем тревожности.
Цель: исследование взаимосвязи тревожности и агрессивности в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Исследовать уровень агрессивности старших дошкольников
2. Выявить уровни тревожности старших дошкольников
3. Выявить, есть ли значимые взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью в старшем дошкольном возрасте.
Методики исследования:
1. Диагностика агрессивности Hand test Вагнера
2. Методика "выбери нужное лицо" Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена.
База исследования:
МДОУ общеразвивающего вида детский сад № 221 города Ижевска.
Описание выборки: в исследовании принимали участие 22 мальчика и 26 девочек — воспитанники 2 подготовительных групп МДОУ № 221. Возраст испытуемых – 6-7 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа включает в себя 2 главы – теоретическую и эмпирическое исследование.
Первая глава содержит анализ существующей психолого-педагогической литературы по понятиям агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста. Феномен агрессивного поведения рассмотрен с точки зрения психологии, также проанализирована специфика агрессивного поведения старших дошкольников. Проанализирована теоретическая литература по теме тревожности с точки зрения психологии, развитие тревожности в целом и у старших дошкольников в частности.
Вторая глава описывает ход эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности с тревожностью старших дошкольников. Помимо описания диагностических методик и методов математической статистики, применяемых в работе, вторая глава содержит параграф, в котором описываются результаты диагностики тревожности и агрессивности старших дошкольников.
В практическом исследовании принимало участие 48 старших дошкольников – 26 девочек и 22 мальчика. По итогам исследования гендерных различий в проявлении тревожности и агрессивности не выявлено, однако корреляция между уровнем тревожности и агрессивности достигает уровня статистической значимости, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.

Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением последнее время, к сожалению, растет. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда агрессивный ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию со стороны взрослых.

Читайте так же:
Таблетки при заикании у взрослых отзывы

Опираясь на многочисленные исследования, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действиях. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание взрослых и сверстников;
  • стремление получить желаемый результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в «Бессознательном» ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочных круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Для преодоления существующей проблемы необходима организация индивидуальной психокоррекционной работы, которая направлена на:

  • выявление причин агрессивного поведения ребенка;
  • достижение эмоционального отреагирования агрессии;
  • устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
  • отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
  • закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.

Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес. Она дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким клиентом. Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребенка, психолог может провести диагностику причин агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными). Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни.

На некоторых этапах работы с агрессивными детьми наряду с песком используется рисование, которое ценно тем, что дает возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них еще недостаточно. Рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся.

Не менее эффективным способом выражения гнева является работа с глиной, гибкость и податливость которой делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению. Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.
Читайте так же:
Тревожность как лечить народные средства

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх — это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет. Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками. Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Читайте так же:
Белякова л и дьякова е а заикание учебное пособие для студентов 1998

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Тревожность и агрессивность в дошкольном возрасте

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Ч. Диккенса – сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер (Bender L., 1963) говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан (Allan F., 1964) описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо (Delgado H., 1963) утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу»

Агрессивность является отражением тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются общечеловеческие ценности, наблюдается утрата уважения к нравственным ценностям. Возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе. Семьи легко распадаются, дети становятся добычей криминальных элементов. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств поведения, потеря уважения к другим. Тревожным симптомом является рост числа агрессивных детей в дошкольных организациях.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.

Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

– недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

– сниженный уровень саморегуляции;

– неразвитость игровой деятельности;

– нарушения в отношениях со сверстниками.

Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, – после чего агрессивные действия прекращаются.

Особенности агрессии детей:

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди – родные, друзья и пр. Это своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей – жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Некоторые современные психологи в качестве основной причины, порождающей агрессию в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, рассматривают депривацию. Ю.М. Антонян, М.А. Панфилова считают основной причиной агрессии тревожность, которая как свойство формируется в глубоком детстве в результате нарушения эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение и в свою очередь порождает пониженную самооценку.

В качестве основных причин проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте рассматривают:

1) стремление привлечь к себе внимание сверстников;

2) ущемление достоинства другого с целью подчеркивания собственного превосходства;

3) защита и месть;

4) стремление быть главным;

5) стремление получить желанный предмет.

Дошкольный возраст исследователи называют основополагающим для формирования агрессивного поведения детей. Биологические процессы протекают в социальном контакте, а внешняя среда в значительной мере влияет на характер реакций; оба фактора (социальный и биологический) сочетаются с личностными, – их взаимодействие в совокупности и приводит к формированию агрессивного поведения ребенка и агрессивности как личностной черты.

Читайте так же:
Шкалы для диагностики деменции

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер – дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

У детей старшего дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия – случайное нанесение вреда человеку в детском коллективе достаточно распространена. Агрессия как попытка самоутвердиться проявляется у дошкольников и в игре, и в общении со сверстниками. В игре ребенок как бы отрабатывает нарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. Оборонительная агрессия очень типична для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев – это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого – отнятая игрушка, для третьего – оскорбительное слово. В результате ребенок начинает бурно протестовать.

В заключение важно отметить, что педагогам и родителям необходимо помнить следующее: агрессия – это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача педагогов – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Тревожность и агрессивность в дошкольном возрасте

В настоящее время увеличилось число тревожных и агрессивных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и др.). Возникновение и закрепление тревожности чаще всего связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка [7].

Исследуя возрастную динамику тревожности и агрессивности, Т.В. Лаврентьева пришла к выводу о том, что шестилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать свои страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них, что в свою очередь, может усугубить проблему и вылиться в другие формы поведения. К проявлениям агрессивного поведения дошкольников относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У многих детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. Одним из основных факторов формирования детской агрессивности и тревожности ряд отечественных и зарубежных психологов считают особенности детско-родительских отношений.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, привели к ухудшению психологического климата в семье, который в свою очередь явился причиной, обусловившей рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения.

Таким образом, актуальность исследования определяется важностью формирования эмоциональной сферы дошкольника и теми условиями развития современного общества, которые повлияли на особенности детско-родительских отношений.

Целью данной работы является определение взаимосвязей детско-родительского взаимодействия с проявлениями агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста из полной и неполной семьи (60 человек) и их родители. В практической части исследования применялись диагностические методики, направленные на изучение показателей тревожности и агрессивности, личностных особенностей детей и особенностей взаимодействия родителей и детей.

Для описания результатов диагностики были использованы методы описательной статистики (личностные профили, таблицы и диаграммы). Для выявления взаимосвязи между показателями исследования применялся корреляционный анализ Спирмена.

Для выявления различий в особенностях взаимодействия родителей и детей был проведен t-критериальный анализ Стьюдента.

Для того чтобы выявить различия в особенностях взаимодействия родителей и детей по опроснику И.М. Марковской, который позволил нам выяснить оценку родителей своего взаимодействия с детьми, был проведён t-критериальный анализ.

Так из десяти шкал-критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми были обнаружены статистически значимые различия по трём критериям: «нетребовательность-требовательность» (Т = –2,46; при р = 0,001), «мягкость-строгость» (Т = 3,77; при р = 0,0007) и «автономность-контроль по отношению к ребёнку» (Т = 6,64; при р = 0,0007).

Таким образом, мы выяснили, что родители первой группы, у которых в целом отмечается благоприятная семейная ситуация, отличаются от родителей второй группы нетребовательностью к детям, то есть они практически нетребовательны и не ожидают какой-либо ответственности от ребенка, считая его ещё маленьким, чтобы быть ответственным за что-либо. Сниженный уровень контроля у родителей первой группы связан с проявлением доверия к ребенку и стремлением родителей привить ребёнку самостоятельность.

Читайте так же:
Детский энурез причины и лечение 4 года

С другой стороны, сниженный контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования.

Родители второй группы, у которых в целом отмечается повышенная тревожность в семье, отличаются от родителей первой группы выраженной «строгостью», таким образом, они отличаются строгостью мер, применяемых к ребенку, жёсткостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. Они более требовательны, больше ожидают высокого уровня ответственности от ребенка.

Также у родителей второй группы более выражен «контроль по отношению к ребенку», то есть более выражено контролирующее поведение, при котором высокий контроль родителей проявляется в мелочной опеке, навязчивости и тому подобное.

Таким образом, различия в группах родителей заключаются в следующем:

1. Первую группу родителей отличает благоприятная семейная ситуация, нетребовательностью по отношению к детям, высокий уровень доверия к ребенку и стремление привить ему самостоятельность.

2. Родители второй группы, с повышенной тревожностью в семье, отличаются строгостью мер, применяемых к ребенку, жёсткостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. У них более выражено контролирующее поведение.

Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что благоприятная семейная ситуация в семье представителей первой группы объясняется высоким чувством доверия во взаимодействиях родителей и детей, а также стремлением родителей привить ребёнку самостоятельность. Повышенную тревожность в семье можно объяснить строгостью мер, применяемых родителями к детям, повышенным контролем и жёсткостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Для решения задачи исследования по определению взаимосвязей между исследуемыми характеристиками тревожности с показателями детско-родительского взаимодействия в испытуемый выборке дошкольников был проведен корреляционный анализ.

Такие стили взаимодействия родителей, как «мягкость-строгость родителя» и «авторитетность родителя» взаимосвязаны с таким проявлением, как «тревожность на себя» у детей данной выборки (r = –0,41 и r = 0,58; р < 0,05), то есть мы можем предположить, что строгость и авторитетность родителей связана с проявлением у детей тревожности на себя. И, наоборот, при выраженной мягкости родителей по отношению к детям она отсутствует.

Стиль взаимодействия родителей «эмоциональная дистанция эмоциональная близость ребёнка к родителям» может быть взаимосвязан с таким проявлением, как «агрессия» (r = –0,38; р < 0,05) и «тревожность» (r = –0,43; р < 0,05) у испытуемых дошкольников. То есть при выраженной эмоциональной дистанции у детей будет отмечаться агрессия и тревожность, а при выраженности эмоциональной близости ребёнка к родителям ‒ отсутствие агрессии и тревожности.

«Защитная агрессия» проявляется в случае выраженного «отвержения ребёнка родителями» (r = 0,39; р < 0,05) и отсутствует при выраженности «сотрудничества» с детьми со стороны родителей (r = –0,42; р < 0,05). И, наоборот, при выраженности со стороны родителей принятия ребёнка и сотрудничества с ним будет отмечаться отсутствие агрессии защитного типа.

В целом выявленные корреляционные связи согласуются с теоретическими положениями О.А. Карабановой о том, что агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

На рисунке отражены корреляционные связи между показателями фрустрационных реакций по рисуночному тесту ассоциации С. Розенцвейга, проективной методики «Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана.

pic_78.tif

Корреляционные взаимосвязи между показателями исследования в выборке дошкольников и их родителей:показатели по методике «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской:2 – мягкость-строгость родителя; 4 – эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребёнка к родителям; 6 – отсутствие сотрудничества-сотрудничество; 7 – тревожность за ребенка; 8 – воспитательная конфронтация в семье; 9 – авторитетность родителя; 10 – удовлетворительное отношение ребенка с родителем; показатели теста «Несуществующее животное»: 13 – агрессия к младшим; 14 – защитная агрессия; 15 – общая агрессивность; показатели методики С. Розенцвейга: 18 – общая агрессия; 20 – деструктивная агрессия на себя; показатели методики КРС: 27 – враждебность в семейной ситуациипо методике «Выбери нужное лицо»: 28 – тревожность

Так, при «благоприятной семейной ситуации» отмечается отсутствие со стороны детей «Агрессии к младшим» (r = –0,38; р < 0,05) и «деструктивной агрессии на себя» (r = –0,40; р < 0,05). И, наоборот, отсутствие благоприятной семейной ситуации обусловливает проявление агрессии к младшим и деструктивной агрессии у детей на себя.

«Чувство неполноценности в семейной ситуации» может объяснить проявление у детей данной выборки «деструктивной агрессии на себя» (r = 0,36; р < 0,05) и отсутствие «конструктивной агрессии» (r = –0,38; р < 0,05), и, наоборот, при отсутствии чувства неполноценности в семейной ситуации наблюдается отсутствие деструктивной агрессии на себя у детей и выраженность конструктивной агрессии.

Рецензенты:

Жданова С.Ю., д.псх.н., заведующий кафедрой психологии развития, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь;

Щукин М.Р., д.псх.н., профессор кафедры практической психологии, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector