Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультирование тревожных клиентов

Консультирование тревожных клиентов.

Тревожность имеет очень значимую роль в психологии. Фрейд её сравнивал с болью, она предупреждает чел об опасности, угрозе, но это сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликта, так как при нем задерживаются псих защиты. Тревожность- это реакция на опасность, но опасность воображаемую на неизвестную угрозу. В основе тревожности всегда лежит внутренний конфликт личности, она обладает свойствами пролангированности – ей свойственно растягиваться во времени постоянно повторятся или становится непрерывными. С физиологической точки зрения тревожность это реактивное состояние она вызывает физиологические изменения, которые подготавливают организм либо к сопротивлению, либо к отступлению.

Тревожность проявляется на 3 уровнях

1) Невроэндокринном уровне — выброс адреналина в кровь

2) Психический — возникает неосознаваемое опасение, и адреналин действует на соматический уровень

3) Соматическое — Это реакции различных систем организма на выброс адреналина

-Дерматологические реакции (кожный зуд, раздражение)

-Реакции сердечно сосудистой системы (увеличение давления, тахекардия)

— Реакция пищеварительного тракта(подавление деятельности слюнных желез, сухость во рту, анарексия, запоры или диарея)

-Реакция дыхательной системы (учащенное дыхание, отдышка)

-Генитально уринальные реакции (боли в области таза, учащенное мочеиспускание, нарушение менустриального цикла, фригидность, импотенция)

-Вазомоторные реакции (потоотделение покраснение)

-Реакции скилетно мышечной системы (головные, мышечные боли)

Широкий спектр физиологических реакции в следствии тревожность показывает, что тревожность вызывает соматические расстройства и само состояние тревожности часто маскируется жалобами соматического характера и такие клиенты, как правило, сначала попадают не к психологу, а к терапевту, кардиологу. Каждый человек особенно в стрессовых ситуациях испытывает тревожность для большинства людей это может быть временное состояние которое они преодолевают сами .В консультировании мы сталкиваемся с клиентами для кот тревожность это мучительно не проходимое сопровождаемое не приятными физическое ощущение. Физиологически такой клиент чувствует что с ним происходит что то неладное, но он не может описать свое состояние и он не знает когда и где снова возникнет это чувство

Тревожность нельзя снять усилием воли. Иногда этот состояние приходит само собой иногда обостряется и станов более трудно переносимым особенно тяжело переживать тревожность в неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Работа консультанта с таким клиентом очень утомительна и требует серьезной подготовки, сначала консультант должен разглядеть лики тревожности, так как тревожность напрямую не проявляется а маскируется.

Тревожность может маскироваться за переименованием. Я Напряжен, я раздражен, у меня слабость, мне грустно, я просыпаюсь по ночам, Я НЕ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ САМИМ СОБОЙ эти фразы могут скрывать тревожность.

Соматические симптомы, которые связываются со специфическими ситуациями вызывающие тревожность

Например: болит голова без причины в присутствии, какого либо человека. И все соматические проявления, перечисленные выше и синдром на нервной почве.

Тревожность маскируется за определенными действиями сюда относится весь спектр навязчивых действий.

Пример: скучание пальцами по столу, кручение пуговиц, частое моргание, почесывание, передергивание, чрезмерное пьянство и курение. Навязчивое потребность покупать вещи.

Тревожность может скрываться за другими эмоциями, раздражительность, агрессивность и враждебность, сарказм, язвительность, трудно уживчивость. Другие клиенты наоборот становятся холодными скованными не разговорчивыми. За этим поведением у человека обычно существует внутренний конфликт между агрессивностью и посильным бессилием. Этот конфликт пролинует активность.

Многоречивость позволяет в процессе консультации скрывать свою тревожность и как бы обезоружить консультанта. Если попадается такой клиент то не след прерывать его словесный поток, а нужно изучить тревожность, которая за ним скрывается и определить мотивы многоговорения и посмотреть использует ли он такое поведение с другими людьми.

Некоторые клиенты чтобы замаскировать тревожность и подавить активность консультанта постоянно его перебивают.

Иногда тревожность заставляет клиента не только сопротивляться консультированию, но и демонстрировать враждебность консультанту, чаще всего в скрытой форме. Скрытая враждебность может проявляется:

— в том, что клиент с призрением и сарказмом критикует консультантов кот навещал прежде и рассказывает об ошибках психологов и психотерапевтов. Более утонченная форма это стремление подружиться а консультантом для того что бы его воспринимали не как клиента, а как друга. Нельзя поддаваться влиянию и становится другом клиентом, если это произошло то следует прекратить консультацию. Консультирование тревожных клиентов необходимо изучать и выяснять какими психологическими мех-ми они пользуются.

С тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние, бесполезно давить на клиента что ты он назвал причины своей тревожности, нужно проявлять понимание и терпение. Нужно разобрать внутренний конфликт который есть у клиента.

Консультирование при реакциях страха и фобиях.

Страх это состояние которое близко к тревожности, но страх в отличии от него всегда связан с конкретным объектом, это может быть событие, какой либо предмет либо человек.

Страх имеет биологическую значимость так как он охраняет человека от многих. В консультации мы встречаемся с 2-мя видами страха.

Страх нормальный- естественная реакция на событие на какую либо опасность.

Страх патологический – фобия. Для того что бы эффективно работать со страхами консультант должен понимать психический смысл и психологическую динамику.

Чаще всего на консультирование обращаются по поводу конкретных страхов ,которые связанны с какими то важными страхами; страх перед операцией, страх перед ЕГЭ, страх экзаменов.

Американский психолог ,джамес 1977 год изучал страхи и выделил 3 вида эмоциональных реакций.

Пациенты которые переживают очень сильный страх перед опреацией. Не могли спать спокойно.

Пациенты которые перед операцией испытывают умеренный страх . Были озабоченны способом обезбаливания просили предоставить полную информацию о том что с ними будут делать . Предметы их озабоченности были реальными.

Пациенты которые не испытывали страх перед операцией.

Психолог сделал вывод страх средней степени полезен потому что готовит человека с реальными обстоятельствами.

Пациенты 3 группы после операции столкнувшись с после операционными болями очень плохо переносили их. Материалы этого исследования легли в основу консультирования клиента со страхами.

Правило- не нужно помогать клиентам полностью избавляться от страхов

Правило – не следует скрывать информацию которая на первый взгляд кажется пугающим.

Правило- информация должна быть представлена таким образом что бы она подготавливала к событиям.

Определённая доля страха может быть целительной. Консультант должен помочь клиенту воспользоваться страхом.

Большую сложность представляет клиент, у которого есть фобии. Основу фобии составляет сильная глубоко скрытая тревожность.

Читайте так же:
Лечение деменции у пожилых людей отзывы

Механизм формирования фобии заключалось в следующем:

Это смещение тревожности от первичной ситуации или объекта, который вызывает беспокойство на другую ситуацию или объект. Человек начинает бояться тех вещей, которые являются лишь заменителем объекта первичного беспокойства.

Такое смещение происходит в следствии смещении внутреннего конфликта.

Фобии- это переживание тревожности страха , при которой выбирается специфический конкретный предмет вместо определенного направления.

В сравнение тревожностью переживать страх тоже неприятно , однако в отличии от тревожности , человек знает чего боится и страх поддается контролю.

Консультант не должен проявлять поспешность в интерпретации внутренних конфликтов клиента на основании его конкретной фобии. Нельзя основывается на символическом смысле фобии. За одной и той же фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты. Смысл фобии очень сильно зависит от индивидуальной истории жизни клиента. При фобии характерно невротическое поведении, его стержнем является усиленное избегание тревоги и стремление обойти конфликт, который породил эту тревогу. Клиент спокойно говорит о своем страхе, но отрицает существование любых внутренних конфликтов, которые связанны с этим страхом. Консультант должен быть готов к такому поведению о попытке избегать обсуждения конфликта, могут, проявляется самыми раз СП-ми. Как правило, клиент сопротивляется, и это сопротивление принимает разные формы.

Клиент забывает детали пред истории своей проблемы, которые проявляют свет на суть псих-го конфликта. Например: Возникновении фобии может быть связанна с изменением жизни клиента системы отношения его личности , но клиент об этом даже не упоминает, хотя такая информация очень существенна для понимании природы фобии.

Когда клиент сопротивляется и уводит беседу в сторону.

Когда клиент вообще избегает разговора о себе.

При работе с фобиями нужно стараться решать внутренний конфликт у клиента, однако иногда возникают ситуации, когда приходится уступать клиентам и не затрагивать не приятные темы что бы не причинять им страдания. Эта тактика не позволяет надеяться на успех в коррекции фобии. Еще один способ бегство от тревоги клиентов это занятие самолечением. Такие люди покупают медицинские книги, специальную психологическую литературу и пробуют все возможные методы лечения, однако избегают непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам. Консультанту очень важно разобраться какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего» трусливого поведения» на работе, дома или в каких либо областях. Для того что бы решить эту проблему консультанту нужно более широко посмотреть на проблемы и симптомы которые проявляет клиент.

Еще одна особенность консультирование клиентов с фобиями состоит в том что страхи могут передаваться консультанту и если такое произошла и консультанта охватила тревожность, то восторжествовала техника уклонения которую использовал клиент и конкретно этим случаем заниматься не следует. Эффективная коррекция требует от консультанта усиленного самоконтроля.

Консультирование тревожных клиентов

Консультирование определяется, как профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Целью консультирования является помощь клиентам понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслению достижения поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…..4
2.Особенности консультирования тревожных клиентов:
2.1.Психофизиологические проявления тревожности……………….…10
2.2.Виды «маскировки» тревожности……………………………………11
2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13
2.4.Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………….…….19

Работа содержит 1 файл

тревожные клиенты.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Специальность 050706 «Педагогика и психология»

Консультирование тревожных клиентов

1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…..4

2.Особенности консультирования тревожных клиентов:

2.1.Психофизиологические проявления тревожности……………….…10

2.2.Виды «маскировки» тревожности……………………………………11

2.3.Защитные механизмы в работе с тревожными клиентами…………13

2.4.Особенности консультирования тревожных клиентов……………..15

В психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем очень широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. То есть в поле зрения психологического консультирования попадают самые разнообразные проблемы.

Консультирование определяется, как профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Целью консультирования является помощь клиентам понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслению достижения поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Таким образом, мы видим, что центральной фигурой в процессе консультирования является клиент, то есть конкретный человек со своими специфическими проблемами, своим типом личности, определенным набором способов поведения и реагирования на влияния окружающей среды.

С другой стороны, все чаще отмечается, что тревога является проводником нашего времени, одной из самых навязчивых проблем. Ее определяют как психическое состояние, устойчивое личностное образование, эмоциональное состояние. Проблема тревожности широко представлена в зарубежной и отечественной психологии, в первую очередь, как проблема психологической практики. В связи с этим, мы считаем актуальным рассмотреть особенности консультирования тревожных клиентов, как запроса современной практики.

Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей консультирования тревожных клиентов.

1.Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. По классификации предложенной К. Изардом [6], в его «теории дифференциации эмоций», выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относятся: интерес – волнение; радость; горе – страдание; удивление; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина.

Остальные производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает комплексное, эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение. Разные авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию.

Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций.

В.В. Суворова [16], в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

Читайте так же:
Как быстро вылечить энурез у подростка в домашних условиях

А. М. Прихожан [12], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан, и константные формы реализации поведения с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

Нужно заметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, одна из составляющих тревожности – страх.

«Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» [15].

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Л. И. Божович [2], определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов [9], дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях» [16].

Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события» [17]. Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

Представительница того же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге. А, это «интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих ощущений К. Хорни».

Согласно К. Хорни, чтобы преодолеть базальную тревогу, ребенок вынужден прибегать к защитным стратегиям, которые К. Хорни, назвала «невротическими потребностями». Всего выделила 10 таких стратегий. Все эти стратегии она подразделила на 3 основных категории: ориентация на людей, от людей и против людей. Иначе говоря, каждая из этих категорий направлена на снижение тревоги.

Согласно, Ч. Д. Спилбергеру, различают тревогу — как состояние и тревожность – как свойство личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства и отношением родителей к ребенку.

Функциональный подход позволяет рассматривать состояние тревоги, не только как ряд реакций, характеризующих состояние, но и как субъективный фактор, влияющий на динамику протекания деятельности.

Вопрос о психологических функциях часто затрагивает обсуждение таких традиционных проблем, как генетические корни тревоги, условия и ситуации ее возникновения, влияние тревоги на деятельность и др. Исходно функциональная характеристика тревоги выделяется в большинстве направлений интерпретации этого состояния. Тревогу иногда определяют, как инерализированный, неопределенный, беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать, в том случае, если она вдруг появиться. Действие тревоги часто распространяется далеко за рамки реальной ситуации, перенося субъекта, как в будущее, так и в прошлое время.

К. Гольдштейн отличал, что свобода здорового индивида означает фактически то, что он может выбрать между альтернативами, добиться возможности для преодоления трудностей в новой окружающей среде.

Также В. М. Астапов [1], выделяет еще одну функцию тревоги, функция оценки склонившейся ситуации. При этом первостепенное значение имеет то, какой смысл ей придается. Следует подчеркнуть, что отрицательно окрашенные переживания тревоги возникают тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную и не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд, способами ее разрешения. Таким образом, на основании функционального подхода к изучению тревоги можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего количественные, аффективные и поведенческие реакции на уровне ценностей личности.

Читайте так же:
Энурез у детей от того что на них кричат

Тревожность и особенности ее проявления на консультации у клиентов

В консультировании часто приходится сталкиваться с клиентами, для которых тревожность представляет мучительное, не проходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание. С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе — отступлению или сопротивлению.

Файлы: 1 файл

консультационная психология.doc

Московский гуманитарно- экономический институт

Студента учеб. гр. № 431 гуманитарного факультета

Ивановой Людмилы Викторовны

По учебной дисциплине: Консультационная психология

Тема: тревожность и особенности ее проявления на консультации у клиентов

Тревожность и особенности ее проявления на консультации у клиентов

В консультировании часто приходится сталкиваться с клиентами, для которых тревожность представляет мучительное, не проходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание. С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе — отступлению или сопротивлению.

Тревожность является одним из основных чувств, которое испытывает человек, обращаясь к психологу. Она занимает одно из важнейших мест в человеческой жизни, помогая отличать ситуации, которые несут в себе опасность и те, которые не несут ее. Тревожность предупреждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Тревожность может так же говорить о том, что в человеке содержаться внутренний конфликт, в таком случае необходима психологическая помощь. Обычно конфликт происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность — сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты.

Нахождение и разрушение механизмов психологической защиты в процессе психологического консультирования — одна из важнейших задач психолога, без решения которой невозможен терапевтический эффект. Стиль психологической защиты во многом говорит о личности клиента. Психолог должен определить:

— как глубоко укоренились и насколько долго действуют механизмы защиты

— какие мотивы личности скрываются за психологической защитой

— насколько защитные механизмы необходимы человеку для успешного

приспособления к повседневности

Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Большинство клиентов связывают их со специфическими ситуациями, вызывающими тревожность. Однако неправильно называть такие симптомы "функциональными", "на нервной почве" и т.п., поскольку клиент чувствует себя как бы обвиненным в симуляции и жалующимся на что-то фиктивное, поэтому прибегает к отрицанию и другим средствам психологической защиты. Иногда соматические жалобы представляют собой просто способ заявить о своей тревожности.

Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр

навязчивых действий — от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц,

докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного

пьянства или курения, навязчивой потребности покупать вещи — может означать тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации.

Тревожность также нередко скрывается за другими эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют, что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся саркастичными, язвительными, трудно уживчивыми. Другие клиенты в подобных ситуациях, наоборот, становятся холодными, скованными, неразговорчивыми. Второй тип реакций обычно выражает внутренний конфликт между бессилием и агрессивностью, и этот конфликт парализует активность. Многоречивость тоже способ маскировки тревожности. Таким образом, клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта. Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание скрывающейся за ним тревожности. Непрерывное говорение — это своеобразная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать. Некоторые клиенты, чтобы замаскировать свою тревожность и подавить активность консультанта, постоянно перебивают его. Трудно в тех случаях, когда на самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между высказываниями, однако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает говорить. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в состоянии тревожности.

Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он избегает тревожности. Иногда тревожность заставляет клиента не только сопротивляться, но и демонстрировать враждебность к консультанту, чаще всего в скрытой форме.

Рекомендации по построению процесса психологического консультирования с тревожными клиентами

В процессе консультации очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние.

Консультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты, которые впервые описали З.Фрейд и его дочь А.Фрейд. Механизмы функционируют автоматически, на бессознательном уровне. Использование защитных механизмов для уменьшения тревожности не представляет патологии, пока не становится утрированным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать гибкость поведения.

Особую группу тревожных пациентов занимают больные психосоматическими заболеваниями. От умения психологов работать с такими пациентами во многом зависит результат лечения и исход болезни.

Одним из самых распространенных и действенных приемов в консультировании тревожных клиентов является метод самовнушения. Данный прием проводится вначале с клиентом в процессе консультирования с целью обучения. В дальнейшем клиент может пользоваться данным методом самостоятельно, что способствует получению желаемого результата (в данном случае, снижению уровня тревожности и умению в дальнейшем самостоятельно справляться со сложными жизненными ситуациями).

Читайте так же:
Экспресс методика выявление тревожности у 5 класс

Самовнушение тесно связано с такими понятиями как самовоспитание,

Существует множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении. Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог И.Г.Шульц, сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение и снижать тревожность.

Суть методов самовнушения заключается в формировании позитивных импульсов путем постоянного повторения специально подобранных фраз до тех пор, пока они не превратятся в рабочий инструмент подсознания и оно начнет действовать согласно этому импульсу мысли, трансформируя его в физический эквивалент. Повторение установок для подсознания является основой самовнушения.

Существует достаточно большое количество методов самовнушения – это аффирмации, психологические настрои, различные медитативные техники, визуализация, мантры, молитвы и многие другие психотехники.

Рекапинг – это эффективная психотехника, дающая возможность заново — в виртуальном пространстве — концентрированно пережить прошлую ситуацию, но пережить ее по-новому. Переживание заново — это усмотрение в старой ситуации новых возможностей, — причем не для тогда, а новых возможностей сейчас. Речь идет о ситуациях, которые значимы до сих пор. Только поэтому имеет смысл их переживать, только поэтому их можно пережить. Реально пережить ситуацию заново значит увидеть в ней новые возможности.

Основные положения данной психотехники следующие:

1. Ситуация должна быть заново пережита (реальное переживание), а не только восстановлена в памяти.

2. Ситуация должна быть пережита в своих значимых компонентах, которые только и делают ее данной экзистенциальной ситуацией. Реальность значимых компонентов ситуации определяется тем, что они могут быть развернуты, в них есть нечто такое, что может быть заново усмотрено, переосмыслено и т.п.

3. Восстанавливать, воспроизводить в ситуации надо то, что происходило для тебя лично. Ситуация — это всегда твоя личная, индивидуальная, экзистенциальная ситуация. А то, что там было вокруг, — это постепенно растворяющийся, исчезающий фон.

ПСИХОТЕХНИКА — ВОЗДУШНЫЙ ШАР

Инструкция. Визуализируйте над своей головой спущенный воздушный шар. Сделайте глубокий вдох и на выдохе представляйте, как все ваши проблемы и тревоги, страхи, заботы и разные неприятности наполняют этот шар. Вы полностью освобождаетесь от этих беспокойств, заполняя ими воздушный шар. Затем, сделав ещё один глубокий вдох, на выдохе визуализируйте, как воздушный шар уплывает ввысь и исчезает, унося с собой все ваши заботы и проблемы, которые вы в него вложили. Это отличная психотехника, которую лучше всего делать его перед сном, особенно если проблемы мешают вам спать.

Тревожность и особенности ее проявления у клиентов

Е. А. Негреева, Е. В. Пуликова, А. А. Сергеев
(ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ВОПРОСАХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из основных задач психолога является помощь человеку в преодолении жизненных сложностей, обсуждение особенностей его поведения, характера межличностных отношений. Сложность заключается в том, что человек часто не осознает свои проблемы, которые находятся на бессознательном уровне и вследствие этого не может найти адекватные пути решения сложившихся трудностей. Консультационная беседа даёт клиенту возможность расширить представление о возникшей ситуации, осознать свою роль в ней, изменить установки на других людей и, следовательно, изменить своё отношение к происходящему.

Данная задача значительно усложняется, когда в качестве клиентов психолога выступают дети дошкольного возраста (в нашем случае 6–7 лет). Здесь важно создать благоприятные условия общения с ребёнком, которые бы полностью учитывали его индивидуально-психологические особенности. При работе с тревожными детьми важно так же провести работу с родителями, так как данного рода проблемы как указывают исследователи С. В. Ковалёв, А. И. Захаров, И. Коган и др. чаще всего связаны с особенностями детско-родительских отношений и психологическим микроклиматом семьи.

От профессиональной компетентности психолога-консультанта, от правильного подбора методов будет зависеть эффективность преодоления тревожности. Это является особенно важным, так как, основываясь на результатах современных исследований повышение тревожности, может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного, а также к другим психологическим проблемам.

Тревожность можно рассматривать как:

  • психологическое явление;
  • индивидуальную психологическую особенность личности (В. В. Давыдов) [3];
  • склонность человека к переживанию тревоги [8];
  • состояние повышенного беспокойства (Р. С. Немов) [6].

Рассмотрев основные подходы к пониманию тревожности необходимо отметить, что тревожность следует отличать от тревоги, которая является её составляющим компонентом. Тревожность – это устойчивое состояние личности человека, тогда как тревога – эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы, то тревожность является устойчивым состоянием личности человека. В тех случаях, когда состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

Р. В. Овчарова подчеркивает, что, как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью. Таким образом, центральный элемент тревожности – тревога [7].

Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития тревожности в детском возрасте. Именно распознавание причин детской тревожности и применение адекватных методов входит в компетенцию педагога-психолога.

А. И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности [2]. Следовательно, можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Во-первых, необходимо обеспечить реальный успех ребёнка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребёнка нужно меньше ругать и больше хвалить, причём, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т. д.).

Читайте так же:
Народная медицина от энуреза девочки

Вторая рекомендация – щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребёнка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

И, наконец, больше обращать внимания на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Тёплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребёнка [5].

«Детские страхи, – замечает Захаров, – если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются на длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, о неблагоприятных условиях окружающей среды» [2]. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога-психолога – создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.

Таким образом, мы подошли к вопросу профессиональной компетентности психолога-консультанта. Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: «качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности» [4].

Следует отметить, что в группе профессий «человек-человек», к которой относится профессия психолога, наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками, так же является важным наличие активной жизненной позиции, чётких ценностных ориентаций, общей культуры, творческих способностей.

Экспертная оценка знаний, умений и навыков, необходимых для решения поставленных целей и задач, показала, что педагог-психолог должен обладать социально-нормативной, психолого-педагогической и концептуально-психологической компетентностью [1]. Выделенные компоненты и составляют структура профессиональной компетентности педагога-психолога:

Социально-нормативный компонент предполагает:

1) знания особенностей деятельности субъектов образовательного пространства; основных документов, регламентирующих деятельность учреждений системы образования, содержание и направления работы службы практической психологии образования, умения планирования и организации психолого-педагогической работы по оптимальному алгоритму;

2) осознание значения своей работы, принятие профессиональной миссии.

1) знания основных закономерностей и факторов, влияющих на развитие ребенка и взрослого; психологических особенностей различных педагогических специальностей и особенностей осуществления учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования; владение эффективными способами, средствами, формами и методами, направленными на достижение психолого-педагогических результатов труда; владение умениями и навыками организации диагностического обследования, способами коррекционного воздействия;

2) направленность личности психолога на интересы детей, педагогов и родителей.

1) социально-перцептивная составляющая – знания особенностей восприятия и понимания человека человеком, особенностей поведения и отношений людей, включенных в различные группы; коммуникативная составляющая – знание и владение различными формами межличностного общения, методами и приемами установления эффективного взаимодействия; аутопсихологическая составляющая – знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности, умение развивать и использовать собственные психологические ресурсы для повышения эффективности профессиональной деятельности;

2) владение наблюдательностью, проницательностью, коммуникабельностью, общительностью и другими профессионально важными качествами.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога-психолога ДОУ в вопросах преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста предполагает в первую очередь глубокое понимание психики ребёнка. Его возрастных особенностей и индивидуальных вариаций этих особенностей. Так как мы уже отмечали, что на развитие тревожности у детей влияют взрослые в лице его родителей и педагогов педагогу-психологу следует работать над созданием условий, способствующих эмоциональному благополучию ребёнка. Реализация этой функции осуществляется через выполнение ряда работ, связанных непосредственно с детьми, их родителями, а так же с персоналом ДОУ. Важно вести психологическое просвещение коллектива в вопросах особенностей психики ребёнка.

Наиболее сложной задачей, успешность решения которой напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога-психолога, является индивидуальная работа с детьми. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог выявляет детей с эмоциональными расстройствами психики и повышенным уровнем тревожности. Наиболее важным моментом здесь является установление доверительного и доброжелательного контакта с ребенком, так как тревожные дети чаще всего отказываются идти на контакт, склонны держать свои проблемы при себе, беспокойны, имеют трудности с концентрацией внимания на чём-либо. Поэтому при работе с такими детьми особенно важно доброжелательное отношение, принятие ребёнка таким, каков он есть, отсутствие критических замечаний в его адрес, настаивания на соблюдений обязательных норм поведения.

Работа с тревожными детьми сопряжена с определёнными трудностями, и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Так как детская тревожность чаще всего обусловлена спецификой семейных отношений, то одним из направлений в работе психолога может быть семейная психотерапия, в процессе которой основной упор делается на оптимизацию отношений внутри семьи. Так же может использоваться игровая терапия, где ребёнок учится расслабляться, общаться и играть со сверстниками, что способствует повышению самооценки, снижению психического напряжения, и как следствие снижению уровня тревожности.

Таким образом, в круг вопросов педагога-психолога наряду с индивидуальной работой с детьми, входит и правильно выстроенная работа с родителями, педагогами дошкольного учреждения, которая бы способствовала благоприятному развитию личности ребёнка. С данной целью психологом могут проводиться как индивидуальные беседы, так и групповые методы работы (треннинговые занятия) в процессе которых специалистом раскрываются индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, обсуждаются причины возникновения детской тревожности и пути её предотвращения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что грамотная работа психолога с детьми, родителями, педагогами способствует снижению или предотвращению тревожности у детей дошкольного возраста, что положительно сказывается на общем психическом здоровье ребёнка, его самооценке, успеваемости, интеллектуальном развитии. Взрослый человек может обратиться к психологу самостоятельно, почувствовав какой-либо дисбаланс в самоощущении, тогда как ребёнок нуждается во внимательном отношении со стороны взрослого, в данном случае психолога, которому необходимо своевременно выявить симптомы тревожности и подобрать адекватные методы по их преодолению.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector