Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей

Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей

Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М. А. Звенигородская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66869/ (дата обращения: 25.10.2021).

Тревожность расценивается как одна из наиболее сложных проблем для современного общества.

Так, А. М. Прихожан, пишет по этому поводу следующее: «Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия» [8].

На данный момент, в научной и практической психологии дефиниции «тревога» и «тревожность» четко разделены, несмотря на то, что еще несколько десятилетий назад четкой границы между этими определениями не существовало. Сегодня это утверждение является справедливым как отечественных, так и зарубежных школ психологии [5, С. 12].

Если мы обратимся к «Краткому психологическому словарю», то увидим следующее толкование интересующих нас терминов:

«тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [4, С 407].

«тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» [4, С. 408]. Из этих определений становиться понятно, что тревога представляет собой эмоциональное состояние, а тревожность — психическое свойство личности.

Сегодня каждый современный человек, понимает, как на своем собственном опыте, так и на основе наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога глубоко проникла во все сферы нашей жизни.

Значение феномена тревожности в психологической науке оценивается весьма высоко и в то же время довольно узко и функционально. Очевидным является тот факт, что тревожность, с одной стороны, представляет собой одну из первостепенных проблем современной цивилизации, основную характеристику современного социума. С другой, это психическое состояние, которое может быть вызвано как определенными условиями эксперимента, так и сложившейся ситуацией. Это может быть соревновательная, экзаменационная либо иная, характерная для конкретной ситуации, тревожность [6].

По общему мнению большинства исследователей, ученых и практических психологов, тревожность — это основная причина многих психологических трудностей, целого ряда нарушений в развитии.

Так, по мнению А. И. Захарова тревога начинает развиваться в период довольно раннего детства. Самые первые проявления тревоги связаны с опасностью утраты связи с определенной общностью людей: для маленького ребенка — это мать, по мере взросления этот круг расширяется, и в него добавляются новые люди. Продолжая исследовать вопрос о происхождении тревожности, автор предполагает, что чувство беспокойства, которое переживают маленькие дети в возрасте от 7 месяцев до 1 года и 2 месяцев, развитие которых протекает без каких-либо отклонений, является возможным условием для дальнейшего онтогенеза тревоги. В том случае, если складывается неблагоприятная ситуация для развития ребенка: например, его окружают взрослые люди, подверженные чувству страха и тревоги, или ребенок самостоятельно переживает травмирующий его витальный опыт, тревога трансформируется в тревожность и становиться стабильной чертой характера личности. Этот процесс обычно протекает в возрасте 5–7 лет, в так называемом старшем дошкольном возрасте. [2, с. 22]. «Ближе к 7 и особенно к 8 годам. можно уже говорить о развитии тревожности как об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам» [2, с. 22].

Механизм формирования тревожности как личностного свойства подробно описан многими исследователями этого феномена. Например, Л. М. Костина в своей работе «Игровая терапия с тревожными детьми» ссылаясь на Ж. М. Глозман и В. В. Зоткина, пишет: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги». Иными словами, множественное воспроизведение ситуаций, сопровождающихся значительным повышением уровня тревоги, является условием для формирования устойчивой готовности к неоднократному проживанию этого состояния, то есть к привыканию [3, с. 15]. Непрерывно испытывая чувство тревоги, индивид концентрирует свое внимание на отрицательных эмоциях и переживания, которые в дальнейшем складываются в такое свойство личности как тревожность [10].

Тревожность, являясь психологическим феноменом, может проявляться в различных формах. Говоря об этой проблеме, А. М. Прихожан замечает: «Под формой тревожности мы понимает особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности» [7, c. 84–85]. Продолжая исследовать данную тему, она выделяет открытые и закрытые формы тревожности. В своих научных трудах А. М. Прихожан пишет: «Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности: 1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая — в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения». [7, с. 84–85].

Еще один вид классификации «тревожности» предлагает Ч. Спилбергер. Он разделяет тревожность на личностную и ситуативную (реактивную).

Личностная тревожность (т. е. тревожность как свойство личности) представляет собой «широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу».

Ситуативная тревожность — это «кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку».

С целью более глубокого понимания различий между личностной и ситуативной тревожностью Ч. Спилбергер предлагает рассматривать личностную тревожность как «Т — свойство», а ситуативную — как «Т — состояние». Личностная тревожность представляется им как категория постоянная, она определяется типом высшей нервной системы, темпераментом, характером, воспитанием, устойчивыми способами реагирования на внешние раздражители, приобретенными в результате жизнедеятельности индивида. Ситуативная тревожность в большей степени зависит от внешних обстоятельств: переживаний и текущих проблем. Как правило, предшествующее ответственное событие способствует повышению уровня тревожности, если сравнивать его с обычной жизнью. Показатели личной и ситуативной тревожности связаны между собой: так, люди с высокой личностной тревожностью склонны в похожих ситуациях проявлять ситуативную тревожность в большей степени, чем личности с низкими показателями личностной тревожности. Особенно эта взаимосвязь проявляется в ситуациях, ставящих под угрозу личностную самооценку. Выявлен тот факт, что в обстоятельствах, вызывающих боль или содержащих другую физическую угрозу, обладатели высоких показателей личностной тревожности, не склонны проявлять какую-либо ярко выраженную ситуативную тревожность. Исследователями установлена, зависимость, которая проявляется в следующем: чем ярче подчеркивается связь выполняемого задания с проверкой способностей индивида, тем хуже с этим заданием справляются люди с высоким уровнем тревожности, и тем лучше его выполняют люди с менее подверженные тревожности. Следовательно, можно сделать вывод, что страх потерпеть неудачу, способствует увеличению тревожности, что в свою очередь выполняет приспособительную функцию, повышающую ответственность человека перед теми требованиями и установками, которые предъявляет к нему социум. Этот факт является подтверждением социальной природы феномена «тревожности». Таким образом, становиться очевидным, что отрицательные эмоции, возникающие у людей, находящихся в состоянии тревожности, это своего рода «цена», которую человек вынужден платить за способность тонко чувствовать то, каким образом лучше адаптироваться к социальным требованиям и нормам нашего общества [9, с.149–150].

Личностная тревожность может проявляться как непосредственно в поведении, так и выражаться в субъективном неблагополучии личности, создающем специфический фон жизнедеятельности, угнетающий психику. На основе анализа научных работ удалось установить главные отрицательные проявления высокого уровня личностной тревожности:

  1. «Высокотревожная» личность склонна рассматривать окружающий мир как опасный и таящий в себе угрозу, гораздо чаще, чем личность с низким уровнем тревожности.
  2. Высокий уровень тревожности подрывает психическое здоровье личности и приводит к развитию невротических состояний.
  3. Высокий уровень тревожности отрицательно отражается на результатах деятельности индивида.
Читайте так же:
Первые признаки деменции у женщин

Учитывая названные аспекты, можно сделать вывод, что решение проблемы личностной тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии [10].

Кроме негативного влияния на здоровье человека, его поведение, продуктивность профессиональной деятельности, высокий уровень тревожности оказывает крайне неблагоприятное влияние в целом на качество социальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Учеными выявлено, что тревожность ведет к снижению у человека уверенности в себе, в своих возможностях. Высокий уровень тревожности связан с отрицательным социальным статусом, он является одной из причин возникновения и развития конфликтных отношений.

Таким образом, цель снизить уровень тревожности является одной из актуальных и злободневных задач психологии. Она ставит исследователей перед необходимостью наиболее полного и многомерного изучения данной области и применения полученных данных на практике.

Зависимости

Зависимость – это состояние, при котором человек готов затратить весьма значительное количество времени и усилий для того, чтобы получить возможность употребить какое-либо вещество или заняться какой-либо деятельностью, например, азартными играми.

Патологическая зависимость может развиться в отношении какой угодно деятельности или вещества, которые доставляют удовольствие (еда, наркотики, игры…).

Если употребление вещества или занятие не представляются возможными, человек испытывает тревожность, раздражительность и всевозможные другие симптомы. Человек, страдающий зависимостью, продолжает употреблять какое-либо вещество или занятие какой-либо деятельностью, невзирая на вызываемый ими социальный или физический ущерб.

Зависимости поддаются эффективной терапии, но их, прежде всего, необходимо преодолеть самому. Для различных видов зависимостей разработано множество реабилитационных программ по принципу «помоги себе сам». На сайтах, посвященных зависимостям, можно найти различные тесты и программы аутотерапии. Преодоление зависимости требует признание наличия проблемы и действительного желания отказаться от вызвавших зависимость вещества или деятельности.

Зависимость может быть социальной, психической или физической или все виды сочетаться одновременно. Социальная зависимость – это зависимость от группы людей, которые употребляют вызывающие зависимость вещества. Например, начинаемое в школьном возрасте курение сопровождается обычно давлением со стороны сверстников.

Психическая зависимость проявляется, например, в том, что человек привыкает находить в известном веществе или деятельности быстрое удовлетворение или средство ухода от проблем. Невозможность употребить вызвавшее зависмость вещество или заняться деятельностью может привести к сильным раздражению и тревожности. Физическая зависимость проявляется конкретными физическими симптомами, такими как головная боль, пот, озноб или проблемы со сном.

Доказано, что на развитие зависимости влияют аспекты жизненного опыта, трудные жизненные ситуации и наследственные факторы. Зависимость может быть искусственно воспитана, т.е., к примеру, курение стало способом времяпрепровождения или способом успокоения в ситуации волнения. Зависимость также может возникнуть в связи с трудной жизненной ситуацией или жизненным кризисом, например, тревогу часто пытаются утопить в алкоголе.

Замечено, что на возникновение зависимости может влиять наследственность. Например, выявлено, что исключительно хорошая переносимость алкоголя является в какой-то мере генетической особенностью, которая препятствует развитию алкогольной зависимости.

Лечение зависимостей

В Финляндии зависимости представляют собой большую проблему, и поэтому существует огромный спектр услуг по их преодолению. Подходящий способ терапии подбирают индивидуально. Лечение может включать в себя, к примеру, разговорную терапию, индивидуальную или групповую терапию, в т.ч. с людьми, уже преодолевшими зависимость, деятельностную терапию, лекарственное лечение или различные программы аутотерапии.

Страдающие наркотической зависимостью обычно обращаются сначала в районную поликлинику, муниципальную социальную службу, в поликлинику по месту работы или учебы. Во многих муниципалитетах наркологические клиники (A-klinikat) предоставляют свои услуги страдающим от различных зависимостей, как самим больным, так и их близким. В числе других инстанций, оказывающих помощь, молодежные центры (nuorisoasemat), центры детоксикации (katkaisuhoitoasemat) и учреждения по реабилитации от наркозависимости (päihdehuollon kuntoutuslaitokset). Людям, страдающим игровой зависимостью, помощь оказывает в том числе проект Peluuri В проекте Peluuri среди прочего работает горячая телефонная линия.

Человеку, страдающему зависимостью, следует провести целостный анализ жизненной ситуации. Каким образом началась зависимость? Что могло привести к ее возникновению? Употребляю ли я, к примеру, наркотики, находясь в стрессовой или тревожной ситуации? Могу ли я действовать в этих ситуациях как-то по-другому? Могу ли я повлиять на те проблемы, которые вынуждают меня действовать во вред себе? Что можно противопоставить употреблению наркотиков или вызывающей зависимость деятельности?

Преодоление зависимости требует обычно внесения изменений в привычное поведение. Страдающему зависимостью необходимо тщательно продумать заранее, каким образом вести себя в тех ситуациях, когда трудно противостоять желанию принять наркотик или необходимо защитить себя от травмирующей деятельности. Для некоторых преодоление зависимости проходит достаточно легко, от некоторых выздоровление требует больших изменений в образе мышления, поведения и жизни.

Дополнительные сведения о зависимостях и лечении вы найдете также на сайте Päihdelinkki.

Известно, что увеличение употребления алкоголя способствует возникновению проблем психического здоровья. При помощи алкоголя человек пытается справиться с тревожностью и страхами, например, в социальных ситуациях или жизненных кризисах. Частое употребление алкоголя, тем не менее, может только увеличить тревожность и депрессивность, а также вызывать приступы паники. Алкоголь также ухудшает качество сна, т.е. его нельзя употреблять как лекарство от бессонницы.

Для преодоления тревожности следует вместо алкоголя обратиться за помощью к психотерапевту, врачу по месту работы или в поликлинике, в кризисный центр (SOS Kriisikeskus), или, например, можно обсудить свою жизненную ситуацию в интернете (Tuki.net) или в группе поддержки. Если употребление алкоголя успело перерасти в зависимость, лечение сопутствующего психического расстройства может быть осложнено.

Для человека с алкогольной зависимостью, другими словами алкоголика, характерно компульсивное (насильственное) употребление алкоголя, а также пренебрежительное отношение к проблемам здоровья и социальной жизни. Обычно у страдающих алкогольной зависимостью людей увеличивается способность усваивать алкоголь, следовательно, они вынуждены употреблять все большие дозы для достижения желаемого состояния. У них также наблюдаются сильные абстинентные симптомы. Тем не менее, алкогольная зависимость может протекать и без роста алкогольной толерантности (переносимости алкоголя) или абстинентных симптомов. Хорошая переносимость алкоголя может повышать риск развития алкогольной зависимости.

При развитии алкогольной зависимости человеку трудно контролировать употребление алкогольных напитков: он легко выпивает больше задуманного, на потребление алкоголя или протрезвление уходит значительно большее количество времени, человек не может уменьшить дозу или прекратить пить даже при желании, невзирая на вызываемые алкоголем проблемы.

На склонность к развитию алкогольной зависимости оказывает влияние наследственность. У человека, имеющего генетическую предрасположенность к алкоголизму, продолжительное употребление алкоголя может вызвать изменения в работе головного мозга. Для таких людей контроль за употреблением алкоголя может быть невозможен, поэтому в таких случаях единственная альтернатива – полное воздержание (трезвый образ жизни). Обращаться за лечением по поводу алкогольной зависимости можно, например, в районную поликлинику, социальную службу или наркологическую клинику. Для преодоления алкогольной зависимости существует множество различных способов лечения, которые предоставляются различными организациями.

Наиболее часто зависимость вызывают быстродействующие лекарства от тревожности, бессонницы, а также обезболевающие средства. Например, действие антидепрессантов начинается обычно по истечению нескольких недель, поэтому их опасное действие или возникновение зависимости маловероятны. Лекарственная зависимость развивается чаще по отношению к тем лекарствам, которые способны относительно быстро восстановить хорошее самочувствие, которые приносят облегчение физиологических, т.е. физически переживаемых, симптомов, таких как тревожность или головная боль.

Для предотвращения развития зависимости от лекарств, предназначенных для лечения тревожности и бессонницы, их необходимо принимать согласно назначениям врача. Если лекарственные препараты употребляются длительное время, врач обычно рекомендует снижать дозу постепенно для профилактики возникновения зависимости. Если зависимость все-таки успела развиться, за помощью можно обратиться, например, в районную поликлинику или наркологическую клинику.
Дополнительные сведения о лекарственной зависимости и ее лечении вы найдете на сайте Päihdelinkki.

Читайте так же:
Травы от ночного энуреза у детей

При интернет-зависимости вопрос не в том, сколько времени проводится в интернете, а в том, какое влияние оказывает пользование интернетом, например, на взаимоотношения с другими людьми или на здоровье человека. Человек, страдающий интернет-зависимостью, испытывает насильственную тягу проводить время, к примеру, на форумах, в чатах или порнографических сайтах. Зависимость может проявляться в компульсивном желании проверять электронную почту. Зависимость необязательно связана с самим интернетом, но с возможностью анонимно пережить возбуждение или удовлетворение, предлагаемое виртуальной реальностью.

Интернет-зависимость – относительно новое явление, которое еще недостаточно четко определено. Для большинства использование интернета безвредно и полезно для дела, у некоторых вызывает незначительные проблемы, но это еще не зависимость. Если же использование интернета кажется вам чрезмерным, вызывает чувство вины и, возможно, наносит вред здоровью или семье, решению проблемы стоит уделить внимание. Дополнительные сведения об интернет-зависимости и возможной помощи вы найдете на сайте Päihdelinkki.

Азартные игры являются в Финляндии одним из наиболее предпочитаемых развлечений. При помощи азартных игр люди пытаются разбогатеть, пережить азартное волнение или просто провести время. Человек, страдающий зависимостью от азартных игр, не может сам контролировать свое пристрастие и регулировать то, сколько денег он может потратить на игру. Игра может вызывать у зависимого человека сильное чувство стыда и тревожности, но отказаться от нее, тем не менее, невозможно. Игра может явиться для зависимого человека способом ухода от реальности, с ее помощью он может пытаться забыть волнующие его проблемы и негативные переживания.

Игровая зависимость может приводить к большим финансовым проблемам, а также проблемам на работе и в межличностных отношениях. Игровая зависимость может быть также взаимосвязана с депрессией или употреблением наркотиков таким образом, что депрессия вызывает возникновение игровой зависимости или вызванные пристрастием к игре проблемы способствуют развитию депрессии. Так как зависимость обычно пытаются скрыть от близких, о ее существовании узнают только тогда, когда вызыванные ею проблемы накапливаются.

Лечение от игровой зависимости предлагают многие организации. Например, наркологические клиники (A-klinikat) и проект Peluuri оказывают помощь тогда, когда ситуация вышла из-под контроля. Дополнительную информацию об игровой зависимости вы найдете на сайте Päihdelinkki.

Защитные механизмы личности

Впервые термин «защитный механизм» ввел Зигмунд Фрейд.

Функциональное значение психологических защит состоит в ослаблении тревоги, напряжения, беспокойства, фрустрации, обусловленных противоречием между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, возникающими в результате взаимодействия с окружающим. Психологическая защита выполняет функцию регуляции поведения человека, делая его более адаптивным, повышает приспособляемость, стабилизирует психику и нормализует состояние личности.

К основным защитным механизмам относятся: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.

  1. Вытеснение.

Одним из главных и первичных механизмов является вытеснение, которое заключается в отбрасывании неприятных для нас событий, мыслей, переживаний. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого. Вытесненные импульсы не теряют своей активности в бессознательной сфере и предстают в виде сновидений, шуток, оговорок и т.п.

Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать — всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. Психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

  1. Проекция.

По своей значимости следующим механизмом является проекция – приписывание собственных социально нежелательных чувств, желаний, стремлений другим. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

  1. Замещение.

В этом защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В этом примере истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта.

  1. Рационализация.

Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели.

  1. Реактивное образование.

Реактивное образование становится механизмом психологической защиты, когда человек демонстрирует действия, противоположные его подлинным переживаниям. В случае данной защитной реакции человек бессознательно проводит трансформацию одного психического состояния в другое (например, ненависть — в любовь, и наоборот).

Подобный факт имеет важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что реальные действия человека могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний.

Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть — является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.

  1. Регрессия.

При регрессии человек возвращается к более ранним формам поведения. Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку и безопасность.

Данный вид защиты особенно часто проявляется в ситуации болезни, когда взрослый человек начинает вести себя как ребенок. Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители.

Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.

  1. Сублимация.

Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.).

Этот механизм рассматривают как единственную конструктивную стратегию поведения в ситуации психологического дискомфорта.

Сублимация — это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.

  1. Отрицание

Этот защитный механизм позволяет игнорировать (отрицать) очевидные факты, защищая психику от травм. Это полный отказ от неприятной информации. Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери или на наличие опасного заболевания.

Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание.

Отрицание реальности имеет место там и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание).

Рассматривая механизмы психологической защиты личности, необходимо помнить следующее:

1) защитные механизмы проявляются на бессознательном уровне, т.е. человек не осознает, что использует механизмы защиты;

2) защитные механизмы не проявляются изолированно, т.е. личностью обычно используется 1-2 механизма защиты;

3) защитные механизмы охраняют человека от захлестывающей его тревоги, напряженности, предотвращают дезорганизацию поведения и помогают сохранить целостность личности.

4) осведомленность человека о существовании у него психологических защит помогает ему лучше понимать и принимать себя.

Если у Вас возникли вопросы, есть интерес к изучению своей личности, психологи медико-психологического отделения будут рады помочь Вам.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума. Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Читайте так же:
Методика выявление тревожности старших дошкольников

В настоящее время довольно часто люди с воодушевлением говорят о здоровом образе жизни, но представление об этом самом «здоровом образе жизни» зачастую довольно отрывочно и, мягко говоря, не вполне осязаемо. По большому счету здоровый образ жизни — это больше чем просто соблюдение режима питания, режима сна и проведение регулярных занятий спортом. Это такой образ жизни, при котором человек может по настоящему всем сердцем и душой наслаждаться жизнью, ее красотой и насыщенностью различными событиями. Конечно же, он связан и с комфортом в физическом и эмоционально-психологическом смыслах. В идеале, здоровый образ жизни позволяет оставаться активным, жизнерадостным и целеустремленным человеком с довольно хорошим физическим здоровьем до конца жизни.

Какие принципы здорового образа жизни современного человека можно определить, как основополагающие?

Здоровое питание

Основным для сохранения здоровья и увеличения продолжительности здоровой жизни человека является:

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;

закаливание организма.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Как организовать здоровое питание?

Здоровое питание

Питание является важной составляющей здорового образа жизни. То, что мы едим, оказывает самое непосредственное влияние на наш организм и его функционирование. От поступления тех или иных веществ зависит, как мы себя будем чувствовать, наше настроение, психическое состояние, внимание, память и многие прочие показатели.

Существует огромное количество разнообразных полезных и вкусных блюд, и вовсе необязательно, чтобы продукты при этом были дорогими. Дороговизна не синоним полезности. К основным принципам здорового питания следует отнести следующие:

1. Употребляйте как можно меньше вредных жиров, соли и сахара.

2. Употребляйте как можно больше рыбы, свежих фруктов и овощей, орехов, цельнозерновых и постных белков.

3. Для получения необходимых организму витаминов и минеральных веществ, принимайте витаминно-минеральные комплексы (курсами с небольшими перерывами), но лучше, все-таки полезные вещества получать в натуральном виде — употребляя фрукты и овощи.

Как стресс влияет на состояние организма?

Стрессы оказывают отрицательное влияние как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний. Наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижение иммунитета.

Здоровое питание

Гормоны, которые вырабатываются при стрессе, необходимые в физиологических количествах для нормальной работы организма, в больших количествах вызывают множество нежелательных реакций, ведущих к заболеваниям и даже к гибели. Их негативное действие усугубляется тем, что современный человек в отличие от первобытного при стрессе редко пускает в ход мышечную энергию. Поэтому биологически активные вещества еще долго циркулируют в крови в повышенных концентрациях, не давая успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.

В мышцах глюкокортикоиды в высокой концентрации вызывают распад нуклеиновых кислот и белков, что при длительном действии приводит к дистрофии мышц.

В коже эти гормоны тормозят рост и деление фибробластов, что приводит к истончению кожи, ее легкой повреждаемости, плохому заживлению ран. В костной ткани — к подавлению поглощения кальция. Конечный результат продолжительного действия этих гормонов — уменьшение массы костей, чрезвычайно распространенное заболевание — остеопороз.

Перечень негативных последствий повышения концентрации гормонов стресса свыше физиологических можно долго продолжать. Здесь и дегенерация клеток головного и спинного мозга, задержка роста, снижение секреции инсулина («стероидный» диабет) и т. д. Ряд очень авторитетных ученых даже считают, что стресс является основным фактором возникновения рака и других онкологических заболеваний.

К подобным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому хронический стресс, в частности, длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к вышеуказанным заболеваниям. Возникло даже новое направление в медицине, получившее название психосоматическая медицина, рассматривающая всевозможные формы стресса как основной или сопутствующий патогенетический фактор очень многих (если не всех) заболеваний.

Как легко победить стресс и вновь обрести вкус жизни?

Спорт

Для начала определите, что послужило причиной вашего стресса? Только после этого вы сможете понять, как можно устранить его влияние. Главное что нужно сделать, так это изменить свое отношение к причинам, вызывающим стресс. Не стоит сильно переживать из-за ситуаций, на которые вы не в силах повлиять. Еще хотелось бы порекомендовать стрессовые ситуации воспринимать как возможность получения дополнительного жизненного опыта и тогда жизнь будет здоровой и полноценной. Хорошо в этой борьбе помогают физические упражнения. Они способствуют появлению повышенного содержания эндорфинов, которые давно уже нарекли гормонами счастья. Особенно хорошее влияние оказывают командные виды, такие как: баскетбол, волейбол, футбол. Это идеальный способ для снятия негативного состояния, выброса отрицательных эмоций. Замечательно, если у человека есть хобби. Занятия любимым делом помогают отойти от проблем и переключиться эмоционально на радостные мысли. Часто подобными увлечениями бывают садоводство, коллекционирование, вязание, рисование. А, кроме того, это времяпровождение является отличным отдыхом. Немаловажно значение сбалансированного питания, а так же релаксации. Научитесь расслабляться под приятную музыку, ешьте больше продуктов с богатым содержанием магния. Балуйте себя небольшим кусочком шоколада. И тогда у вас не возникнет вопроса: Как избавиться от стресса и нужно ли бороться со стрессом?

Какие советы дают профессионалы по формированию здорового образа жизни?

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

Здоровое питание

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа — важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

Читайте так же:
Пропадает глотательный рефлекс деменция

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет, как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.

Здоровое питание

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17–18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь

Психотравма — это результат переживания сильного стресса или совершенного по отношению к человеку насилия. Она может нарушить организацию психики и привести к пограничным или клиническим состояниям, неврозам, психосоматическим заболеваниям. Последние бывает сложно распознать без участия психиатра, потому что они проявляются на физиологическом уровне. Чаще всего жертвами физического или психологического насилия становятся дети, потому что они зависят от взрослых и не способны защитить себя.

Также именно в детском возрасте происходят самые сложные психотравмы — и они, как правило, связаны с насилием в семье. Психотерапевт Екатерина Василевская говорит, что у 90% процентов ее клиентов проблемы начались из-за детских травм. «Труднее всего скорректировать те, которые связаны с игнорированием ребенка», — добавляет она.

Исследования показывают, что дети, подвергшиеся насилию, в будущем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки, симптомов ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство. — Прим. ред.) и суицидальных наклонностей, причем последствия эмоционального насилия по воздействию равны последствиям физического и сексуального или даже превышают его.

Тот факт, что детская травма влияет на физическое здоровье человека во взрослом возрасте, также доказан. Психиатр Дороти Берман говорит, что последствия психотравмы могут выходить на физиологический уровень: «Это такие психосоматические болезни, как нейродермит, стенокардия, инфаркт миокарда или язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта». По словам Берман, такие последствия появляются из-за того, что психотравма не прожита, гештальт не завершен и эмоции продолжают давить на человека.

Психотерапевт Александра Меньшикова считает, что психотравма оказывает влияние на мозг, вследствие чего люди теряют способность адаптироваться к стрессу и получают повышенный уровень тревожности и депрессивности.

Меньшикова приводит такой пример: если ребенка в детстве били родители, то в будущем он может построить семью, где по отношению к нему тоже будут применять физическое насилие. К тому же травма не бывает одна: если происходило физическое насилие, значит, вместе с ним и эмоциональное.

Специалисты подчеркивают, что постоянно повторяющееся насилие намного тяжелее пережить, чем единичные случаи. «Нет ни одной семьи с идеальными родителями. Всегда недостает каких-то ресурсов, в которых нуждается ребенок, поэтому психотравмирующие события случаются в жизни каждого », — считает Берман.

Ниже мы приводим список типичных психотравм, которые чаще всего переживаются в детстве. Специалисты настаивают: если вы узнали себя в этих ситуациях и почувствовали, что травмирующие события до сих пор на вас влияют, обратитесь за профессиональной помощью.

6 типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища . Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается : человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

«Давай потом»

Как выглядит: Вместо того чтобы общаться с ребенком, родители все свое время работают над тем, чтобы его обеспечить . Анфиса Белова называет это «подменой понятий», когда под любовью к ребенку подразумевается лишь содержание его в комфортных условиях. «Внешне такая семья может выглядеть вполне благополучно: ребенок сыт и одет, у него хорошие игрушки, он ходит на различные развивающие занятия, но при этом счастья они ему не приносят», — добавляет она.

Александра Меньшикова говорит, что в такой ситуации, если ребенок пытается поговорить о своих проблемах, ему отвечают: «Ты не видишь? Мы устали! Отстань!» Ребенка никто не слушает, он чувствует себя отвергнутым.

К чему приводит: «Возникает ощущение одиночества, брошенности и недоверия, — говорит психотерапевт Екатерина Василевская. — Эти ощущения остаются с человеком в дальнейшей жизни. Он может вступать в отношения, но детское чувство брошенности никуда не уйдет ». Меньшикова добавляет, что такой человек не будет находиться в контакте со своими эмоциональными потребностями, не сможет осознавать своих границ — это значит, что ему будет легче соглашаться на неудобные для себя условия. В будущем он может выбирать себе партнеров, которые также будут отвергать и игнорировать его чувства.

Психоаналитик Белова предупреждает, что нехватка внимания и общения дома может приводить к тому, что ребенок начнет искать его в другом месте, где он почувствует, что в нем нуждаются и его ценят. Часто дети, не получающие тепло в семье, рано вступают в романтические и сексуальные отношения. Чтобы справиться с одиночеством, некоторые прибегают к помощи алкоголя или наркотических средств. Они могут использовать вызывающее или асоциальное поведение, для того чтобы завоевать любовь и внимание родителей.

Читайте так же:
Как самому избавится от тревожности

Как справиться: Василевская и Белова говорят, что ощущение безопасности и заботы, которое не было получено в детстве, должно компенсироваться в будущем. Построение собственных гармоничных взаимоотношений может помочь справиться с этой травмой . Также компенсировать нехватку родительской любви могут и другие родственники (бабушки, дедушки). Если таких взаимоотношений нет, безопасную среду, в которой человек сможет получить недостающую заботу, может создать психотерапевт.

«Вместе ради ребенка»

Неблагополучная семейная обстановка

Как выглядит: «Это происходит в семьях, где люди несчастны друг с другом, но продолжают жить вместе ради ребенка, когда между родителями нет коммуникации и есть откровенная ненависть, — говорит психотерапевт Меньшикова. — Ребенок замечает эти страдания и получает сигнал, что источник зла — он сам ». Анфиса Белова говорит, что в таких семьях родители приносят свою жизнь в жертву ради мнимого благополучия ребенка. Но даже если они стараются не проявлять свое отношение друг к другу открыто, напряжение все равно витает в воздухе, выражаясь в мелочах. И ребенок, конечно, все это чувствует. Еще хуже, если родители постоянно ругаются при ребенке или заставляют его вставать на чью-то сторону.

К чему приводит: «Ребенок учится чему-то на примере родителей, и если он не видит любви и коммуникации между мамой и папой, то и сам не научается любить и выражать свои чувства, — говорит Екатерина Василевская. — Такой человек будет эмоционально закрытым и холодным, будет жить с ощущением, что он — проблема для других людей . Такая установка способствует появлению суицидальных мыслей и наклонностей».

Анфиса Белова считает, что в результате такого опыта человека часто преследует сильное чувство вины. Он может винить себя за то, что разрушил жизнь родителей, считать, что без него их жизнь была бы лучше. Неблагополучная семейная обстановка может приводить к различным невротическим расстройствам, депрессиям, проблемам в построении межличностных отношений, нежеланию и страху заводить собственную семью.

Как справиться: «Понять, что жизнь вместе — это выбор родителей и ребенок за него ответственности не несет», — советует Белова. Психотерапевт Василевская утверждает, что с проблемой можно справиться, если удастся построить теплые доверительные отношения с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья, учителя, наставники, любимый человек и все те люди, с которыми человек получает опыт принятия, поддержки и заботы. В роли такого человека может выступить психолог или психотерапевт.

«Мамино золотко»

Как выглядит: «Со стороны гиперопека может выглядеть как сильная любовь родителей к ребенку и забота о его безопасности и благополучии, — говорит Белова. — Но за этой заботой скрывается нежелание отпускать ребенка от себя и видеть в нем личность , стремление реализовать собственные амбиции через ребенка, страхи и даже агрессия». Белова и Берман утверждают, что гиперопека — результат повышенной тревожности родителей.

Екатерина Василевская говорит, что в ситуации гиперопеки ребенок не участвует в принятии семейных решений, за него решают все: на какие кружки ходить, в какой университет поступать. От ребенка скрывают важные семейные события — например, похороны и развод. «Для ребенка гораздо более травмирующим опытом станет правда, которую он узнает спустя время, — говорит психоаналитик Наталия Феоктистова. — Если детей не берут на похороны близкого человека, у них не будет возможности пережить совершенно естественный процесс потери. Совсем недавно я наблюдала на детской площадке конфликт девочек пяти лет и девочек постарше. Одна из бабушек побежала спасать свою внучку от лап страшных взрослых девочек, тем самым формируя у нее позицию жертвы. Нужно дать возможность ребенку самому справиться с этой ситуацией или подсказать, как быть, но не решать конфликт за него».

К чему приводит: Василевская и Белова говорят, что в гиперопекающей семье ребенок часто не учится слышать себя, свои чувства и желания , потому что за него все решают родители. Он не знает, чего он хочет, и не может отделить свои желания от родительских установок. Ему кажется, что он не может на себя положиться.

Феоктистова считает, что из-за гиперопеки человек вырастает несамостоятельным. Он всегда будет ориентироваться на мнение других людей. «Подросший ребенок либо начнет бунтовать, чтобы отстоять свое право быть отдельной личностью, либо капитулирует и поплывет по течению, — говорит Анфиса Белова. — Во втором случае это может привести к депрессии, апатии, психосоматическим заболеваниям».

Как справиться: Екатерина Василевская советует учиться понимать свои желания, определять, что важно, а что второстепенно, ставить цели и принимать решения. Психоаналитик Анфиса Белова говорит, что в этом случае надо физически и эмоционально отделиться от родителей: иногда достаточно начать жить отдельно и начать обеспечивать себя .

«Для профилактики»

Как выглядит: Меньшикова и Белова говорят, что в нашей культуре насилие — это размытая категория. Многие считают, что бить детей нормально — мол, так они лучше усвоят урок. В российском обществе под физическим насилием до сих пор понимается лишь избиение ребенка до травм и синяков, хотя на самом деле любое посягательство на его личные границы (подзатыльник, шлепок по попе или битье ремнем) тоже является насилием. Единственное, чему учится ребенок в такой ситуации, — это бояться и ненавидеть наказующего .

Меньшикова и Феоктистова говорят, что если единственный контакт родителей с ребенком возникает, только когда они его бьют, у него возникает связь, что битье лучше безразличия. «Часто родители жалуются, что их дети нарочно делают что-то плохое. Возможно, это и есть та ситуация, когда ребенок вызывает вас на контакт, потому что это единственный способ получить внимание», — добавляет Меньшикова.

Феоктистова считает, что больший вред психологическому состоянию ребенка наносит не систематическое битье, а непредсказуемая реакция родителей. Когда за один и тот же проступок ребенка бьют, а через некоторое время этой же ситуации не придают никакого значения. В таком случае ребенок не знает, чего ожидать, он не может адаптироваться и понять, как ему поступать. «В так называемой благополучной семье ребенка могут наказывать ремнем за плохие оценки, считая это всего лишь методом воспитания, а в семье, где родители, например, страдают алкогольной зависимостью, ребенок может подвергаться насилию только за то, что он есть», — заключает Белова.

К чему приводит: Меньшикова и Белова говорят, что у ребенка может нарушиться контакт с телом : будет сложно расслабиться из-за высокого уровня тревоги и постоянного внутреннего напряжения.

Чаще всего, если физическое насилие есть дома, этот опыт продолжается и в школе: бьют его или он. Физическое насилие в семье может задавить личность ребенка, поставив его навсегда в положение жертвы. Есть много детей, которые не могут постоять за себя, потому что дома у них подчиненная позиция. Не имея возможности дать отпор родителю, ребенок может начать отыгрываться на тех, кто младше и слабее (в том числе на животных), а впоследствии, когда он станет взрослым, будет вести себя так же по отношению к своим детям.

Как справиться: Психоаналитик Белова и психотерапевт Василевская говорят, что в некоторых случаях с последствиями физического насилия в семье человек может справиться самостоятельно: через осознание причин такого поведения родителей и работы над собой . Но, как и при других детских травмах, здесь чаще всего необходима помощь специалиста, который поможет переосмыслить этот непростой опыт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector