Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тревожное расстройство. Симптомы, виды, лечение|Центр Сухаревой

Тревожное расстройство. Симптомы, виды, лечение|Центр Сухаревой

Для начала разберем понятия: тревожное расстройство, тревога, тревожность.

Тревога – это эмоциональное состояние выраженного внутреннего беспокойство, которое связано с ощущением и прогнозированием опасности. Страх в сознании человека возникает как четкая угроза жизни, здоровью. Тревога же не несет в себе конкретного предмета для беспокойства. То есть под тревогой понимают дискомфортное чувство ожидания какого-либо неприятного события, которое может произойти, а может и нет.

Человек ощущает беспокойство, незащищенность, беспомощность, с трудом принимает даже простые решения. В теле появляются неопределенные, смутные ощущения, которые не всегда можно описать словами. Чаще всего они возникают в груди, нередко сопровождаются различными физическими нарушениями: учащенное сердцебиение, повышенная потливость, кожный зуд, нарушение сна.

Тревожность является психологической особенностью, которая проявляется склонностью человека к тревоге.

Тревожное расстройство – группа расстройств, характеризующаяся часто возникающей продолжительной тревогой, ощущениями напряжения, выраженного беспокойства, негативными предчувствиями.

Согласно статистике, проблемы с тревогой есть у каждого восьмого ребенка. Показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, боли в животе и головные боли).

Количество тревожных детей увеличивается с каждым годом, так же как и тревожных подростков.

Тревожное расстройствоу детей. Симптомы, причины возникновения

Тревога является естественной реакцией, усиливающей внимание и активизирующей защитные механизмы в ситуации угрозы. Если же тревога нарастает, сохраняется достаточно длительное время, процесс адаптации организма нарушается. В этом случае можно говорить о тревожном расстройстве. Причинами тревожного расстройства у детей могут стать:

  • Наследственные факторы. Существует риск развития тревожных расстройств у детей, в случае, если ими страдают родители или другие близкие родственники. Если человек склонен к возникновению тревоги, не обязательно, что подобные состояния появятся у сына или у дочери.
  • Физические заболевания. Иногда повышенная тревожность является прямым следствием проблем со здоровьем. Тревога может возникать при болезнях органов дыхания, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, сахарном диабете.
  • Психотравмирующие события. Тревожное расстройство часто возникает у детей, которые стали свидетелями преступлений, подверглись физическому (психологическому) насилию, воспитываются в семьях с жесткими директивными методами или гиперопекой, частыми конфликтами внутри семьи, испытывают разлуку с близкими. Повышенную тревожность может провоцировать резкое ухудшение материальных возможностей семьи, катастрофы и природные катаклизмы.

В группе риска, в плане развития тревожных состояний, находятся ребята, имеющие поражения нервной системы вследствие гипоксии плода, недоношенности, другой патологии, перенесенной матерью во время беременности.

В норме проявления тревоги носят кратковременный характер и могут поддаваться контролю. Однако если проявления тревоги становятся значительными, продолжительными, нарушают физическое и психическое состояние ребенка, то можно говорить о тревожном расстройстве, которое требует помощи специалистов.

Основные симптомы тревожных расстройств у детей и подростков включают:

  • Опасения (волнение, беспокойство на тему возможных неудач, затруднение в концентрации внимания на каком-либо виде деятельности);
  • Физическое напряжение (дрожь в теле, головная боль, напряжение, невозможность расслабиться);
  • Вегетативные проявления (повышенная потливость, учащенное сердцебиение и дыхание, головокружение, боль в животе, груди).

Причины возникновения тревоги могут быть разными. Они напрямую связаны с особенностями нервной системы и возрастом ребенка.

  • 1 – 3 года. В этом возрасте малыши еще плохо говорят, поэтому тревогу можно "заподозрить" на основании изменения привычного поведения: суетливость или напряженность, появление беспокойного взгляда, плача или крика на фоне изменения окружающей обстановки. Частой причиной тревоги становится одиночество (например, когда ребенок теряет из вида маму), неожиданные или громкие звуки, боль (например, тревога перед медицинскими процедурами).
  • 3 – 5 лет. Маленькие дети боятся остаться без родителей. Они стараются привлечь их внимание, постоянно быть рядом с ними. Это позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Возможно ухудшение уже сформированных навыков: ребенок может перестать разговаривать или "разучиться" делать то, что уже умеет, "вернуться" на более ранний уровень развития. Дети могут бояться темноты, различных животных, насекомых, сказочных героев.
  • 5 – 7 лет. В данном возрастном периоде причиной беспокойства может стать страх смерти и событий, которые могут к ней привести. Зачастую тревогу провоцирует неблагоприятная обстановка внутри семье – конфликты между родителями и другими родственниками, неправильные подходы к воспитанию, недостаток внимания. Поведение ребенка может отражать семейные проблемы и эмоциональное состояние родителей.

Дети школьного возраста могут сформулировать жалобы самостоятельно: "страшно", "неспокойно", "не по себе". Формулировка бывает разной, но обычно затрагивают привычную среду ребенка (школа, семья). Иногда затрагивает будущее, в котором дети предчувствуют неудачи, катастрофы, проблемы и т.д.

  • 7 – 12 лет. Тревожность в этом возрасте связана с отношениями в детском коллективе. Помимо семьи, все большее значение для ребенка начинают приобретать отношения со сверстниками. Тревожность становится основой для развития новых страхов. Дети боятся оказаться "лишними" в детском коллективе, стать "не таким, как все". Тревожность в школе может проявиться проблемами в учебе, конфликтами с одноклассниками и педагогами. Параллельно с этим, ухудшается общее самочувствие, появляется усталость, слабость, различные болезненные ощущения. При этом, новые тревоги наслаиваются на старые.
  • 1217 лет. Тревожность у подростков проявляется в изменении эмоционального фона и поведения. Подросток становится замкнутым, плаксивым или излишне самоуверенным, агрессивным. Причинами проблем могут являться конфликты с учителями, неприязненные отношения со стороны ровесников. Зачастую дети начинают отдаляться от родителей, пытаясь скрывать свои чувства. В дальнейшем, это может привести к появлению различных комплексов, депрессии и даже попыткам суицида. Любые резкие перемены в жизни подростка – переход в новую школу, ухудшение материального положения в семье могут повышать уровень тревоги.
Читайте так же:
Памперсы и энурез у мальчиков

Виды тревожных расстройств у детей и подростков

  1. Генерализованное тревожное расстройство – состояние, при котором тревога не связанна с конкретной ситуацией и объектом. Тревога может сопровождаться общим напряжением, дрожью в теле, учащенным сердцебиением, головокружением, потливостью. Находясь в таком состоянии, ребенок стремится найти поддержку у родителей и других близких людей. Проявляет избегающее поведение, опасаясь неожиданных событий, сложных ситуаций, боится допустить ошибку. Как бы "оберегая" себя, перепроверяет важные дела, составляет списки, подолгу обдумывает события. Часто ребенок сосредоточен на предмете своего беспокойства.
  2. Панические атаки – состояния, характеризующиеся спонтанным возникновением паники, не имеющей связи с конкретной причиной. Паническая атака сопровождается приступом сильного страха, который продолжается в течение нескольких минут. При приступе возникают субъективные симптомы: чувство нехватки воздуха, дискомфорт и боль в груди, дрожь, головокружение, потливость, иногда страх смерти. В течение длительного времени после окончания приступа сохраняется тревога по поводу развития повторных приступов.
  3. Социальные фобии сопровождаются страхом ситуаций, связанных с социальными контактами и поведением в обществе. Ребенку может казаться, что он сделает "что-то не так", чем вызовет насмешки, негатив со стороны окружающими. Дети боятся ситуаций, в которых они оказываются в центре внимания: сдача экзаменов, ответы на уроках перед классом, общение с учителями и старшими, новые знакомства. В ряде случаев страхи касаются только публичных выступлений. Иногда ребенок избегает более широкого круга ситуаций.
  4. Специфические фобии. Фобия – неконтролируемый страх или тревога перед конкретной ситуацией и объектом. Различают огромное количество различных фобий, ограниченных определенными действиями, ситуациям или объектами. Наиболее часто встречаются фобии, связанные с различными видами животных, объектами окружающей среды, медицинскими манипуляциями. Например, дети отказываются от прогулок, экскурсий на природу, боясь встречи с животными, насекомыми.
  5. Селективный мутизм – состояние, при котором ребенок не отвечает на вопросы и никак не дает понять (жестами, мимикой), что готов вступить во взаимодействие. Состояние возникает при поступлении ребенка в детский сад, при подготовке к школе. При этом, у малыша не нарушена способность понимать обращенную речь и разговаривать. Он осознанно отказывается от любого вида речевого общения в неприятных для себя ситуациях! Обратите внимание, что он действительно не в состоянии это делать. Впоследствии ребенок старается избегать ситуаций, провоцирующих селективный мутизм.
  6. Сепарационная тревога – расстройство, при котором дети переживают тревогу из-за расставания с родителями или другими людьми, к которым есть сильная привязанность. У ребенка снижается настроение, он становится замкнутым, пассивным. Не может находиться в одиночестве, просит, чтобы кто-то из родителей и близких постоянно был рядом. Как правило, сепарационная тревога проходит по мере взросления, когда ребенок начинает посещать школу. В некоторых случаях тревога сохраняется более продолжительное время – в начальной школе и позже. Дети начинают испытывать тревогу даже дома, отказываются ходить в школу, стремятся проводить время рядом с родителями.
Диагностика и лечение

Если вы заметили признаки и симптомы тревожных расстройств у ребенка, следует обратиться за квалифицированной помощью к детскому врачу-психиатру. Врач проведет полное обследование, при необходимости направит к психологу для проведения специальных диагностических тестов.

Читайте так же:
Методики для диагностики тревожности студентов

Лечение тревожных расстройств у детей основывается на комплексном подходе, которое включает в себя назначение медикаментозных препаратов и различных видов психотерапии.

Депрессию и тревожность детей диагностировали по их движениям в опасной ситуации

Американские исследователи научились диагностировать симптомы психических расстройств у детей по анализу их движений во время короткой эмоциональной реакции, вызванной потенциально опасным стимулом. Использовав фитнес-трекер, они показали, что для диагностики необходимо проанализировать всего 20 секунд движений ребенка, после чего диагностировать у него депрессию и тревожность можно с точностью в 81 процент. Статья опубликована в PLOS One.

Многие психические расстройства впервые возникают еще в юном возрасте, виной тому чаще всего неблагополучные условия жизни, буллинг в школе, отсутствие доверительных отношений с родителями и стресс, вызванный учебой. Благодаря тому, что в детстве и подростковом возрасте мозг активно развивается, дальнейшее развитие расстройства можно предотвратить. Для этого проблему нужно заметить как можно раньше — и использовать соответствующие профилактические действия. Тем не менее, достаточно часто в подростковом возрасте симптомы, присущие психическим расстройствам, относят к последствиям взросления и считают временными, не обращаясь за профессиональной помощью.

Ученые под руководством Райана Макгинниса (Ryan S. McGinnis) из Университета Вермонта решили разработать метод автоматической диагностики ранних признаков психических расстройств в детстве. В их исследовании приняли участие 63 ребенка в возрасте от 3 до 8 лет: у трети из них были диагностированы различные психические расстройства, включая посттравматический синдром, депрессию, тревожность, фобию и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Всех участников во время эксперимента сопровождали опекуны, а движения детей регистрировались с помощью фитнес-трекеров.

Движения ребенка записывались во время короткого (около полутора минут) эксперимента на вызов эмоциональной реакции. Детей заводили в помещение, в котором находилась накрытая полотном клетка. Экспериментатор сообщал ребенку, что сейчас кое-что ему покажет, после чего снимал полотно с клетки, показывая находящуюся в ней игрушечную змею: для этого экспериментатор доставал змею из клетки и показывал ее ребенку. После этого ребенку тут же сообщали, что змея ненастоящая и безобидна, и предлагали с ней поиграть. Движения, совершенные ребенком во время наблюдений, разделили на три фазы: потенциальная угроза (время до того, как ребенок увидит змею), испуг (время, когда ребенок видит змею) и ответная реакция (время после того, как ребенку объяснят, что змея ненастоящая).

Затем данные использовали для построения регрессионной модели, которая показывала бы зависимость определенных движений ребенка от поставленного им диагноза. Ученые выяснили, что эффективнее всего симптомы депрессии и тревожного расстройства можно диагностировать по движениям ребенка во время первой фазы — фазы потенциальной угрозы, которая длилась около 20 секунд. По этим данным ученым удалось определить симптомы, присущие психическим расстройствам в раннем в возрасте, с точностью в 81 процент. Интересно, что точность такого диагноза была в среднем на 13 процентов выше, чем при диагностике с помощью опросов родителей.

Эмоциональная реакция достаточно часто выражается физически: это касается, например, мурашек и мышечной сжатости, которые сопутствуют состоянию страха. Авторам работы удалось использовать данные о движениях во время эмоциональной реакции для точного определения симптомов депрессии и тревожного расстройства уже в раннем возрасте: в будущем полученную модель можно будет использовать для быстрой диагностики психических расстройств у детей.

На этой неделе британские психологи опубликовали масштабное исследование влияния различных факторов на психическое состояние подростков. С помощью него они, к примеру, показали, что использование гаджетов на их состояние влияет очень слабо — примерно так же влияет потребление картофеля и молока.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1035/ (дата обращения: 25.10.2021).

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

Читайте так же:
Заговоры для лечения ночного энуреза у детей

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М.Прихожан указывает, что тревожность — это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5, c .143].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению А.В.Петровского: “Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [6, c .354].

Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку [1, c .51].

Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:

открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения [3, c .46].

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер [4, c 15].

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений.

По мнению психолога М.Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».

Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди. » или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я. ».

Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить [3,c.49] .

Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Читайте так же:
Консультации для дефектолога по заиканию

Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности [2, c .54].

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь — напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность детей будет низкая.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения [5,c.147] .

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них [2, c .56].

Таким образом, работая с тревожным ребенком, избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость, не сравнивайте ребёнка с окружающими, чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию, старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не заставляйте его вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники) и, наконец, не предъявляйте завышенных требований, демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Дети с аффективным поведением — М., Просвещение, 1966 — с.48-55.

Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования — Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 — с.54-57.

Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969

Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование — 1988 №2 — с.15

Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1994 — 191с.

Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990 — 494с.

Похожие статьи

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим.

ребенок, неадекватное спокойствие, ситуация, тревожность, черт личности, ситуация соперничества, причина тревожности, тревожный ребенок, детский сад, повышенная чувствительность.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших.

продуктивное решение, уровень тревожности, вербальное решение, ребенок, ситуация, уход, агрессивное решение, детский сад, детская тревожность, высокий уровень тревожности.

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного.

продуктивное решение, уровень тревожности, вербальное решение, ребенок, ситуация, уход, агрессивное решение, детский сад, детская тревожность, высокий уровень тревожности.

Читайте так же:
Тревожность у подростков протоколы школьного психолога

Особенности формирования и коррекции тревожности.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную.

Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, стиль детско-родительских отношений, внутренний конфликт.

Если отношения в семье свободные и доброжелательные, то и сам ребенок будет проявлять спокойствие и уравновешенность.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Проблема детской тревожности в условиях семейного.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей.

Работа школьного психолога с тревожными детьми

К сожалению, повышенная тревожность негативно отражается и на школьной мотивации.

Следует отметить, что уровень притязаний необходимый элемент в деле правильного воспитания личности ребенка.

Повышенная тревожность у ребенка

центр детской психологии Август

Такие состояния отличаются от обычных страхов и тревог, которые всегда можно наблюдать у детей в процессе их развития. Чувства страха, опасности, тревоги являются важнейшими приспособительными сигналами в психике каждого человека и сопровождают нас в течение всей жизни. Но в определенных случаях механизмы, которые регулируют интенсивность и продолжительность тревоги, дают сбой и тогда нарушается нормальный ход психо-эмоционального развития.

Тревожные расстройства могут быть нескольких типов в зависимости от их проявления:

1. Тревожное расстройство, связанное с разлукой с родителями

2. Социальное тревожное расстройство

  • страхи встреч или общения с людьми;
  • избегание социальных ситуаций;
  • отсутствие друзей вне семьи

Девочка Оля, 10 лет, очень часто тревожилась. Каждое утро она беспокоилась, не опоздает ли она в школу, хотя в школу она приходила всегда вовремя. Каждый день она переживала, все ли она положила в рюкзак? Ночью она беспокоилась о том, хорошо ли она сделала домашнее задание, и будет ли ее одежда выглядеть опрятной на следующий день?

Родители Оли думали, что это поведение является типичной частью взросления. Постепенно девочка стала хуже учиться, часто пребывала в подавленном настроении, и отношения с подругами разладились. Не имея возможности повлиять на дочь, изменить ее отношение к происходящему, родители решили, что пришло время поговорить со специалистом о том, как найти способ помочь Оле справиться с ее беспокойством.

3. Фобии

  • чрезвычайный страх чего-то конкретного: собак, насекомых и т.п.;
  • страхи вызывают значительное беспокойство и мешают повседневной жизни.

4. Другие поведенческие признаки повышенной детской тревожности

  • ожидание негативного исхода разных событий;
  • повторяющиеся тревожные мысли (навязчивые идеи) или действия;
  • излишняя стеснительность;
  • боязнь совершения ошибки;
  • низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе.

Признаки тревожного расстройства могут выражаться телесно:

  • головокружения;
  • учащенный сердечный ритм;
  • чувство жажды , озноб в теле;
  • ноющие боли и дрожь в конечностях;
  • затрудненность дыхания;
  • повышение температуры тела.

Причины возникновения тревожных расстройств

Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем, и у взрослого назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность. Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
  • Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером) для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
  • Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс, бояться и ожидать худшего.

Помощь тревожному ребенку

Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.

В ходе работы с психологом дети учатся по-новому мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство. Иногда необходимо медикаментозное лечение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector