Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Тревожность в подростковом возрасте исследование

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Щеулова Е.А. Изучение уровня тревожности школьников старшего подросткового возраста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/70707 (дата обращения: 20.10.2021).

Подростковый период богат определенными проблемами, переживаниями и кризисами. В этом возрасте формируются устойчивые черты и свойства личности, обретается новый статус в обществе, происходит становление собственного «Я», накапливается и усваивается много знаний. Подросток начинает анализировать свои поступки, свою деятельность, самого себя и что, самое главное, соотносить все это со сверстниками. Пубертатный период у каждого ребенка проходит по-разному, происходят диспропорции в развитии, у кого-то этот период проходит успешно плавно, у кого-то с задержками в развитии и это нормально. На фоне этого у некоторых подростков, заметивших свои отклонения от нормы развития, появляется чувство тревоги и страха [1].

Определение понятия тревожность было введено психоаналитиками и считалось свойством, изначально присутствующим, в личности человека. Тревожность – чувство психологического дискомфорта, связанное с ожиданием какой-либо опасности. Наибольшее влияние тревога оказывает именно в подростковом возрасте, имея место быть мотивом какой-либо деятельности, подчиняя себе другие мотивы.

У каждого ребенка на каждом возрастном этапе есть факторы, вызывающие тревогу. Конечно же такие факторы есть и в подростковом возрасте. Чаще всего фактором тревожности старшего подросткового возраста становится ощущение противоречия между собственными возможностями и способностями, а также фактор того, что жизненные цели и статус еще не определены.

По мнению А.М. Прихожан тревожность в подростковом возрасте может усиливаться за счет следующих факторов: слишком высокие требования родителей; упреки родителей, которые приводят к чувству вины у ребенка; а также наличие страхов из уголков эмоциональной памяти уже пережитых ребенком ситуаций, угрожающих его жизни [2].

Каждый школьник хотя бы в самой малой степени испытывает тревогу за что-либо. Мы решили выяснить в какой степени школьники-подростки испытывают тревогу, обучаясь в сельской школе.

Экспериментальной базой нашего исследования стала МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. В исследование принимали участие старшие подростки 10 класса в составе 10 человек.

Нами была выбран для исследования тест Люшера. Данный тест основан на предположении, что цвет способен выявить функциональные особенности личности. В тесте использованы четыре основных и четыре дополнительных цвета [3]. Результаты исследования были следующие.

Рисунок 1. Результаты исследования уровня тревожности старшего подросткового возраста по тесту Люшера

Из рисунка 1 видно, что 40% учеников испытывают высокий уровень тревожности, 30% средний и только 30% остаются в норме. Рассмотрим каждого исследуемого со значительным уровнем тревожности отдельно.

У первого исследуемого в 6 и 7 позиции были отмечены основные цвета, что означает возможный конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемые цвета синий и зеленый могут быть источником стресса исследуемой, а точнее отсутствие покоя, привязанности и неспособность самоутвердиться. Показатель компенсации ученицы находится в норме, но все же состояние недостаточно оптимально. Присутствие основных цветов в четвертой функциональной группе говорит о вероятности дальнейшего развития состояния тревоги у исследуемой. Наличие желтого и серого в первой функциональной группе говорит о стремлении ученицы выйти из неприятной ситуации и о ее четком представлении как это сделать.

Следующий исследуемый отметил на седьмом месте основной цвет красный, что говорит о наличии тревожности, вызванного не способностью действовать и добиваться успеха. Наличие красного и фиолетового в одной функциональной группе говорит о наличии стресса из-за неудачных попыток добиться взаимопонимания и наличии чувства неуверенности в себе.

Наличие фиолетового цвета в первой функциональной группе следующей исследуемой говорит о негативном состоянии и наличии тревожности. Синий цвет на седьмом месте означает возможность дальнейшего развития тревожности. Сочетание фиолетового и красного говорит о некотором увлечении и стремлении произвести впечатление. Сочетание цветов синего и черного в отвергаемой группе говорит о состоянии, близкому к стрессу, не желанию участвовать в напряженной ситуации.

У следующего исследуемого ученика был выявлен высокий уровень тревожности. Выбор дополнительного цвета на первом месте говорит о негативном состоянии, наличии тревожности и конфликтности. Выбор основного цвета (зеленого) в группе отвергаемых цветов подтверждает факт наличия тревожности, связанного с неспособностью самоутвердиться. Сочетание черного и желтого в первой функциональной группе говорит об отчаянии и суицидных мыслях ученика. Сочетание серого и коричневого в отвергаемой группе цветов говорит о завышенной самооценке и стремлении выйти из непростой ситуации.

Следующая ученица проявила средний уровень тревожности. В отвергаемой группе цветов были выбраны основные (красный и зеленый), что говорит о наличии тревожности и негативного состояния на момент проведения теста. Сочетание зеленого и коричневого в 4-ой группе говорит о приближающемся стрессовом состоянии и необоснованном стремлении к признанию. Сочетание желтого и фиолетового в 1-ой группе говорит о некой эйфории и стремлении к ярким впечатлениям и эмоциям.

У следующего подростка средняя степень тревожности, утвержденная наличием основного цвета в группе отвергаемых цветов. Сочетание синего и красного цветов говорит о потребности тесных взаимоотношений и внимании со стороны сверстников. Сочетание коричневого и фиолетового цветов говорит о негативном состоянии из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.

Читайте так же:
Частные интернаты для больных деменцией

И у последнего исследуемого так же был выявлен высокий уровень тревожности, утвержденный наличием основного цвета в группе отвергаемых цветов и дополнительного цвета в группе основных цветов. Тревожность исследуемого вызвана не способностью утвердится среди сверстников. Показатель компенсации отмечен дополнительным цветом, что говорит о негативном состоянии ученика, о его негативном отношении к окружающей ситуации. Сочетание фиолетового и синего цветов в 1-ой группе говорит о неопределенном настроении ученика, о его стремлении к гармонии. Сочетание серого и черного цветов в 4-ой группе говорит о стремлении выйти из тревожного состояния и о надеждах на хорошее будущее.

Таким образом, большая часть учеников 10 класса (70%) подвержены тревожному состоянию. В основном, состояние тревоги у учеников вызвано неспособностью самоутвердится, отсутствием полноценного внимания со стороны сверстников, противоположного пола и родителей, неуверенностью в себе и недостатком положительных эмоций. Однако радует тот факт, что все ученики, подверженные стрессовому, тревожному состоянию желают найти выход и надеются на хорошее будущее.

Данные результаты исследования дают нам возможность разработать рекомендации для учеников старшего подросткового возраста по преодолению стрессового, тревожного состояния:

  1. Помните, что рядом с вами всегда ваши близкие и дорогие вам люди, которым вы можете рассказать о своей тревоге. Они поддержат вас и помогут понять на сколько серьезна ваша тревога.
  2. Составьте список ваших тревог. Внимательно изучите его и на каждую тревогу задайте себе вопрос: «А стоит ли беспокоиться?». Если же вы пришли к выводу, что эта тревога не значительна, беспокоиться не о чем, то ясно проговорите: «Причин для беспокойства нет, я успокаиваюсь». Если же действительно есть о чем беспокоиться, то постарайтесь исправить ситуацию, прибегнуть к активным действиям, найти пути решения.
  3. Если же ваша тревога касается близкого вам человека, например друга, спросите себя: «А чем я смогу помочь ему в таком тревожном состоянии?». И ведь действительно, угнетениями и переживаниями вы ему не поможете, а вот успокоиться и реально посмотреть на проблему, придумать, чем вы сможешь ему помочь, будет действительно полезно для вашего друга.
  4. Если вы очень часть испытываете чувство тревоги, часто переживаете, заведите ежедневник и записывайте туда причину своей тревоги, ваши ощущения и способы, которые помогли вам с ней побороться. Перечитывая свои записи, вы поймете, что плохое осталось позади, после него следует «белая полоса» в жизни и эта тревога возможно вовсе не стоила ваших переживаний.
  5. К сожалению, мы не в силах повлиять на все события в жизни и все исправить. Но ваше мнение, ваш взгляд всегда остается с вами и вы способны это контролировать, поэтому просто посмотрите на проблему с другой, более положительной стороны. Помните русскую пословицу «Что ни делается, все к лучшему».

Перенаправьте свою тревогу, отвлекитесь, например, на физические упражнения. Спорт – это жизнь, а жизнь надо беречь, она одна.

Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики

Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей. Особенности тревожности в подростковом возрасте. Основные виды тревоги. Методы психологической коррекции тревожности у подростков. Диагностика возрастного развития, определение его реального уровня.

Подобные документы

Общие характеристики понятия «тревожность». Механизмы возникновения и особенности ее проявления в школьном возрасте. Способы и методы диагностики и коррекции этого состояния. Связь между уровнем тревожности школьников и личностными качествами педагога.

курсовая работа, добавлен 08.12.2014

Психологические особенности общения умственно отсталых детей в подростковом возрасте. Факторы и особенности проявления тревожности подростков с проблемами в интеллекте. Пути оптимизации коррекционной работы с подростками школы-интерната VIII вида.

курсовая работа, добавлен 11.04.2012

Теоретические аспекты изучения детской тревожности. Обзор психологических причин ее формирования и развития. Особенности влияния тревожности на формирующуюся личность ребёнка. Результаты изучения характера детской тревожности и способы её коррекции.

курсовая работа, добавлен 12.06.2010

Понятие «тревоги» и «тревожности» и их особенности в детском возрасте. Виды тревожных расстройств в детском возрасте. Факторы, влияющие на возникновение и поддержание тревожных состояний у детей и подростков. Семейные факторы тревожных состояний у детей.

курсовая работа, добавлен 16.12.2010

Теоретический анализ проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии. Причины ее возникновения и особенности проявления у детей. Разработка программы коррекционно-развивающих занятий по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

дипломная работа, добавлен 29.11.2010

Особенности развития в подростковом возрасте. Эмоциональная сфера в подростковом возрасте. Подростки с поведенческим нарушениями и аномалиями развития. Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности и парциального эмоционального интеллекта.

курсовая работа, добавлен 05.06.2011

Особенности формирования личности в подростковом возрасте. Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у детей. Аспекты межличностных воздействий.

дипломная работа, добавлен 03.12.2012

Проблема тревоги и тревожности в современной психологической литературе. Отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Тревожность и особенности переживания тревоги. Особенности проявления тревожности у студентов.

курсовая работа, добавлен 08.07.2012

Психологическая характеристика подросткового возраста. Тревожность как эмоциональный феномен. Основные особенности тревожности в подростковом возрасте. Саморегуляция как способ оптимизации функционального состояния субъекта. Анализ первичных статистик.

Читайте так же:
Амнестические деменции психоорганические апатоабулический синдромы

дипломная работа, добавлен 28.03.2014

Общая характеристика подросткового возраста. Самооценка: основные научные подходы и её значение в жизни человека. Феномен тревожности как нарушение эмоциональной сферы подростка. Сопоставительный анализ показателей самооценки и тревожности у подростков.

Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации

Малыгина Анастасия Сергеевна, студентка 3 курса, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимирnastasiya.a96@mail.ruНаучный руководитель:

Попов Виктор Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии;Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,г. Владимирsppvlgu@mail.ru

Тревожность в подростковом возрасте как фактор,влияющий на поведение в конфликтной ситуации

Аннотация.Вданной статье рассматривается проблема тревожности и ее влияние на поведение в конфликтной ситуации современных подростков. Проведен теоретический анализ научной литературы. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого –выявление способов поведения в конфликтныхситуациях тревожных подростков.Ключевые слова:Подростковый возраст, тревожность, конфликтная ситуация, личностная тревожность, ситуативная тревожность.

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития. В настоящее время большое количество школьников испытывают эмоциональную напряженность, беспокойство, тревогу и страхи. Среди основных причин возникновения высокого уровня тревожности исследователи указывают: завышенные требования, авторитарная система воспитания, не учитывающая интересы, способности и склонности. Принудительное участие школьника в делах, которые его не интересуют, неизбежно ставит его в ситуацию «провала».Как показывает анализ специальной литературы, высокий уровень тревожности отражается науспеваемости учащихся(у таких школьников значительно отличается объем памяти, скорость восприятия и переработки информации). Кроме того, повышение уровня тревожности вызывает частые ОРВИ [1, с.13]. По мнению психолога А.М. Прихожан, тревожность —переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2, c.234].

Среди различных подходов к пониманию данной проблемы, существует позиция, согласно которой тревожность способна выступать как состояние и как свойство (Н.Д.Левитов, Ю.Л.Ханин; Ч.Д.Спилбергер, R.B.Cattell, I.H.Scheier и др.)[4].Данный термин используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий и т.д. Такое состояние возникает при восприятии индивидом определенного раздражителя или ситуации как опасность, угрозу и вред. Также категорией «тревожность»обозначаются относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности индивида испытывать это состояние. В данном случае тревожность означает личностную черту. Ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги.Тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, что в свою очередь сказывается наэмоциональномсостоянии.Этоявляется показателемнеблагополучияличностногоразвития подростка, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Сложность и противоречивость подросткового возраста, делает его фактором риска для многих нежелательных проявлений. Требуется кропотливая,целенаправленная, серьёзная работа по формированиюличностныхкачеств и поведенческих моделей, обеспечивающихподросткублагоприятное развитие личности.Как правило, личностис повышенной и высокой тревожностью воспринимают окружающий мир как заключающий опасность и некую угрозу в гораздо большей степени, чем те, у кого отмечаетсяее слабаявыраженность. Таким образом, личностис выраженной тревожностью более подвержены влиянию стрессовых ситуаций,склонны к частым и интенсивным переживаниям тревоги, нежели представители низкого уровня [5].

Данный феномен может считаться адекватной реакцией, если возникает в объективно тревожной ситуации для человека. В таком случае эта реакция свидетельствуето нормальном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Подобноесостояниене считается показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без особых на то причин, напротив, свидетельствует об искаженном восприятии мира, что указывает наопределенныйвид неадекватности личности[6].

Нельзя не согласиться с правомерностью утверждений современных исследователей о том, что тревожность способнавызвать частые конфликты с родителями, которые создаютситуацию стресса для подростка. Конфликт –это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон[7, с. 36].С психологической точки зрения, конфликт –естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Конфликт означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения[там же, с. 38].Следует различать термины «конфликт» и «конфликтная ситуация».Конфликтная ситуация –ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторонучастниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, лично значимой для каждого ее участника. В ходе этого противостояния субъекты конфликта ищут повод для открытого столкновения, который далеко не всегда напрямую связан с основной причиной конфликта. Этот повод дает возможность возникновения инцидента[там же, с. 61].Кроме того, анализ психологопедагогическихисточников показывает, что в младшем подростковом возрасте конфликты возникают чаще всего по поводу учебной деятельности, а в старшем –по поводу общения.При определенных условиях конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости определенных отношений.Конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную –на другом этапе, в другой конкретной ситуации.К отрицательным последствиям конфликта можно отнести:неудовлетворенность общим делом;уход от решения назревших проблем;нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях и т.д.Л.В. Винокуров рассматривает конфликт как источник неврозов и выделяет такие его психологические факторы, как:семейнобытовые (конфликтные взаимоотношения в семье, задающие дисгармоничный фон, несовершенства воспитания, которые создают психотравмирующую ситуацию, невротичность самих родителей и т.п.)школьные (конфликты, которые связаны с чрезмерными учебными нагрузками, враждебным отношением педагогов, неприятием классного коллектива, сменой школьного класса и т.д.)[8].С целью выявленияспособов поведения тревожных подростков в конфликтных ситуацияхнами было проведено исследование среди учащихся в возрасте 1415 лет общеобразовательной школы г. Владимирав количестве 35 человек (16 мальчиков и 19 девочек).В ходе работы были выбраны следующие методики:«Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин),тест «Типы поведения в конфликте» К.Томаса.ТестЧ.Д. Спилбергерапозволяет дифференцировано измерять тревожность и какличностное свойствоикаксостояние.Таким образом, тревожность как личностное свойство на высоком уровне выявлена у 33% испытуемых, чтосвидетельствуето том, что личность склонна испытывать данное состояние даже без объективных на то причин. Практически любая ситуация воспринимается как угроза. Такая тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых подростком как опасные для самооценки, самоуважения.Умеренно тревожными являются 47%. Низкий уровень выраженности представлен у 20%.Ситуативная тревожность представлена несколько иными показателями. Высокий уровень выявлен у 53% респондентов; 34% умеренно тревожны; низкий уровень представляет 13%.Высокий уровень ситуативной тревожностихарактеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: беспокойство, озадаченность, нервозность, напряженность и т.д. Возникает оно как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может варьировать по степени интенсивности и динамичности во времени.Следующим этапом исследования являлось проведение теста «Типы поведения в конфликте» К. Томаса. Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.В методике выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.На основе данной методики получены следующие результаты:1.Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие) выражен у 36% испытуемых;2.Соревнование (стремление добиться своих интересов в ущерб другому) –25%;3.Сотрудничество (участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон) –17%.4.Приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого) –14%;5.Избегание (отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей) –8%.Следует отметить, что способрешения конфликтной ситуации «соревнование» склонны выбирать25% подростковс низким или умеренным уровнем тревожности.«Приспособление» преобладает в ответах14%высокотревожных испытуемых (чаще личностного характера).«Избегание» выбирали 8% респондентовс высоким уровнем ситуативной тревожности(в ходе дальнейшей беседы выяснилось, что данное поведение встречается чаще в семейных конфликтах).Таким образом, можно сделать следующие выводы.Высокий уровень личностной тревожности влияет на способ поведенияв конфликтной ситуации. В ответах данной категории подростков чаще всего прослеживался выход из конфликтной ситуации –приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого) и минимизирован выбор компромисса.Личность с низким и умеренным(реже) уровнем тревожности предпочтет соревнование как решение конфликта (стремление добиться своих интересов в ущерб другому). Также у подростков с низким уровнем тревожности минимизирован выбор сотрудничества как исхода конфликта. При работе с высокотревожными подростками необходимоформировать чувство уверенности и успеха, а с низкотревожными учениками –повышать чувство ответственности, пробуждать заинтересованность и подчеркивать мотивационные компоненты деятельности.

Читайте так же:
Сиделка к пожилому человеку с деменцией

Ссылки на источники1.Алмосов С.М. «Проблема тревожности в современной психологии».—М.: Лаборатория Книги, 2012. —91 с.2.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. —М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. —304с.3.Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. «Психология развития и возрастнаяпсихология: Полный жизненный цикл развития человека»: Учебное пособие для вузов. —М.: Академический Проект; Трикста, 2011. —420 с.4.СтаршининаИ.В. Психологопедагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности: автореф. дис. . канд. Пед. наук. –М., 2012 –30с.5.ПоповВ.А. Актуальные направления профилактической работы с современной молодежью // Профилактика социальных отклонений молодежи: правовой, психологический и социальнопедагогический аспекты: Сборник материалов Международной заочной научнопрактической конференции 5 апреля 2010 г. –Владимир: ВГГУ, 2010. –С. 39.6.Золотарева К.В. Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях. —М.: Лаборатория Книги, 2010. —86 с.7.Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихсяпо специальности «Юриспруденция» / В. Л. Цветков. —М.: ЮНИТИДАНА, 2015. —183 с.8.Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. 372 с.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

Исследование тревожности на разных этапах возрастного развития актуально как для раскрытия сущности данного явления, так и для понимания закономерностей развития эмоциональной сферы в целом. Многие исследователи и практические психологи отмечают, что именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей возрастного развития. Решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции.

Тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации индивида, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на общение, на здоровье, учебную и профессиональную деятельность и общий уровень психологического благополучия.

Анализ исследований подростковой тревожности последних лет позволяет трактовать тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. Тревожность выделяется как личностное образование, которое может достаточно длительно сохраняться. Как любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального. Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается и в значительном росте количества тревожных подростков, и в содержании их тревожного состояния.

Читайте так же:
У кого родственники больные деменцией

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей, особенностей ведущей деятельности, основных психических новообразований подростка.

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием подросткового возраста. По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания, поступки и неблагоприятные личностные проявления.

Как отмечает А.М. Прихожан, при этом работа по снижению тревожности должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте являются специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования, могут явиться ее прямой или косвенной причиной.

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных прикладных проблем.

Изучение тревожности у подростков важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания развития эмоциональной сферы подростка. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей подросткового возраста.

Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока в нарушениях поведения, таких как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Решение проблемы повышенной тревожности требует своевременного ее выявления при помощи разработанной диагностической программы с целью профилактики и дальнейшей коррекции. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке подростков к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.

По мнению А.М. Прихожан, как профилактика, так и психокоррекционная работа должна включать включает 3 взаимосвязанных направления:

1) психологическое просвещение окружающих подростка взрослых — родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности; обучение — взрослых средствам преодоления тревожности у детей (что особенно важно для родителей, учителей), способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности;

2) непосредственная работа с подростками.

Профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности, при психокоррекции, помимо «возрастных пиков» — на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка, подростка;

3) работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у ребенка, подростка чувства защищенности, межличностной надежности.

Значимым элементом в профилактике и преодолении тревожности является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях.

Не менее важна в психопрофилактике и преодолении тревожности подготовка детей к новым ситуациям, т.е. снижение неопределенности ситуации через детальный рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей, обучение результативным, конструктивным способам поведения в ней. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена).

Существенное значение при осуществлении всех программ играет позиция психолога по отношению к ребенку и подростку. Как указывает А.И. Захаров, опыт работы подтверждает значимость смены позиции психолога в процессе осуществления программ — от активной, даже авторитарной роли до роли равного партнера и пассивного наблюдателя. Наиболее эффективным считается, если смена позиции осуществляется при максимальной открытости, объяснении для подростка смысла поведения психолога в той или иной ситуации.

Важным моментом в профилактике и преодолении тревожности является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком и подростком «двигательной свободы», пластики движений. Эту часть работы целесообразно проводить с помощью преподавателей соответствующих дисциплин (ритмики, физкультуры и пр.).

Для повышения эффективности психопрофилактики и коррекции во многих, случаях необходима «терапия среды», как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для подросткового возраста, остается значимым и для последующих периодов развития.

Исследование по изучению особенностей проявления тревожности у подростков было проведено на базе МОУ СОШ № 13 г. Тулы. Выборка испытуемых составила 12 человек (6 девочек и 6 мальчиков) в возрасте 12,5 — 13 лет. В своем исследовании мы предположили, что профилактика тревожности в подростковом возрасте будет протекать эффективно, если будет разработана программа профилактики, составленная с учетом особенностей проявления тревожности в подростковом возрасте и направленная, на снижение уровня общей, школьной, личностной тревожности, повышение самооценки, обучение подростков навыкам осознания и отреагирования негативных эмоций, повышение уровня эмоциональной стабильности.

Цель диагностической программы — выявить уровень тревожности у подростков. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать следующие выводы: у 65 % подростков в возрасте 12,5 — 13 лет наблюдается средний уровень тревожности, данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение. Он не несет в себе признаков угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.

Читайте так же:
Страхи и тревожность у детей с зпр

На основе сопоставления результатов выявлено, что для 25 % подростков состояние тревожности не свойственно. Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь защитный характер и не является оптимальным.

У 10 % испытуемых выявлен очень высокий уровень тревожности, он характеризуется переживанием неопределенной угрозы, беспомощности, незащищенности, амбивалентностью чувств, различными физиологическими реакциями (усилением сердцебиения, учащением дыхания, повышением артериального давления и т.д.), поэтому данных подростков можно отнести к группе риска.

Для профилактики тревожности в подростковом возрасте нами была составлена программа, направленная на снижение уровня общей, школьной, личностной тревожности, повышение самооценки, обучение подростков навыкам осознания и отреагирования негативных эмоций, повышение уровня эмоциональной стабильности.

Нами была разработана программа профилактики тревожности у подростков.

  1. Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности.
  2. Повышение уровня эмоциональной стабильности.
  3. Развитие уверенности в себе.
  4. Повышение самооценки.
  1. Вводное занятие: установление правил работы в группе, создание благоприятных условий для работы в группе.
  2. Основные занятия (14 занятий): активация процесса самопознания, развитие уверенности в себе, повышение мотивации к достижению успеха. Снижение тревожности.
  3. Подведение итогов (1 занятие): обобщение результатов работы.

Занятия проводились два раза в неделю (вторник, пятница) во внеурочное время. Каждое занятие занимало 40-60 минут.

Блок I. Снятие состояния психического дискомфорта, коррекция тревожности.

снятие мышечного и эмоционального напряжения;

  1. снижение тревожности;
  2. отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации;
  3. снижение страхов;
  4. повышение самооценки подростков.

Блок II. Формирование адекватной самооценки.

  1. повышение самооценки;
  2. развитие уверенности в себе;
  3. обучение умению отстаивать свою позицию;
  4. обучение навыкам принятия решений, критического мышления, навыка отказа сверстникам;
  5. обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Блок III. Снятие агрессивности, враждебности.

  1. обучение подростков способам выражения гнева в приемлемой форме;
  2. формирование адекватных форм поведения;
  3. эмоциональное осознание своего поведения;
  4. регулирование поведения в коллективе;
  5. обучение приемам ауторелаксации.

Блок IV. Формирование навыков.

  1. создание благоприятных условий для работы группы;
  2. развитие умения самоанализа;
  3. раскрытие качеств, важных для эффективного межличностного общения;
  4. освоение активного стиля общения.

Необходимо также отметить, что достаточно важным элементом в достижении полученных результатов, являлось проведение родительского собрания на тему: «Возрастные и психологические особенности подростков»

  1. Рассказать родителям об особенностях подросткового возраста.
  2. Дать рекомендации о путях предупреждения и профилактики психоэмоционального неблагополучия подростков.
  1. Трудный возраст и физическое состояние подростков.
  2. Подростковая психика, кризис подросткового возраста.
  3. Рекомендации.

Данный блок работы включал в себя следующие формы работы: анкетирование родителей, проведение совместного мероприятия, а именно КВН, консультации, практический семинар; беседы и лекции специалистов педагогов, психологов; привлечение родителей к развитию социальной компетентности школьников; повышение их собственной психолого-педагогической компетентности и стимулирование развивающего взаимодействия с детьми; совместные дела с детьми и учителями (участие в подготовке и оформлении концертов, театральных постановок, соревнований, участие в организации и проведении благотворительных акций, походов, определение и расширение области ответственности ребенка в семье), рекомендации взрослым по работе с детьми по профилактике и коррекции тревожности.

Следует также учитывать, что максимальная поддержка всего педагогического коллектива и администрации школы, способствовала достижению полученных результатов. Педагоги с увлеченностью изучали данную проблематику, стремясь достичь наиболее благожелательных результатов. Психологом были проведены семинары и тренинги на темы: "Учитель — экспериментатор — это. ", "Тренинг педагогической эффективности", достигнуты следующие цели: формирование механизмов взаимодействия участников образовательного процесса с позиции индивидуального обучения, актуализация личного опыта в общении с учащимися и способов эффективной профессиональной саморегуляции. На педагогическом совете школы обсуждались следующие темы: «Проблема построения содержательных форм общения со сверстниками и взрослыми у тревожных подростков», «Поиск подростком своего места в различных системах межличностных отношений», «Участие подростка в совместной общественно-значимой деятельности». Активное взаимодействие педагогов с подростками и их родителями во вне урочное время способствовало преодолению нежелательных негативных проявлений слишком тревожных детей.

В заключении можно сказать, что, поскольку подросток находится в социальной ситуации общения «подросток-взрослый-сверстники», которая оказывает значительное влияние на развитие его личности, необходимо отметить, что профилактическая и коррекционная работа школьного психолога по проблеме тревожности должна включать комплексное психологическое сопровождение и строится на основе принципа взаимодействия, который заключается в том, что деятельность психолога, учителей, администрации и родителей была основана не просто на сумме активности, но и на взаимодействии как элементов школьной жизни.

Таким образом, можно сказать, что в психопрофилактике и преодолении тревожности является ориентация на выработку адекватных способов реализации и удовлетворения ведущих для данной возрастной группы социогенных потребностей детей. При этом работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей не должна носить узко функциональный характер, она должна быть ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности подростка, но направлена при этом на те факторы среды и характеристики развития, которые в данном возрасте могут послужить прямой или косвенной причиной его тревожности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector