Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умеренный уровень тревожности повышает производительность

Умеренный уровень тревожности говорит о

Легкая тревога с некоторой примесью страха (например, когда близится дедлайн или когда вы хотите предложить боссу свою новую идею) не только не снижает вашу эффективность и работоспособность, а даже совсем наоборот, считают ученые Национального института психического здоровья (NIMH).

Ученые полагают, что есть некая точка оптимального состояния тревоги, когда это состояние идет на пользу работе. В такой момент человек сильно мотивирован на успех и при этом еще не думает о том, что может не справиться с поставленной задачей. Представьте себе спортсмена перед игрой или политика перед важным публичным выступлением. В определенный момент они понимают, что должны выступить хорошо, немного волнуются, но при этом страхом не ослаблены. Легкое беспокойство помогает сосредоточить усилия и сделать все на высшем уровне.

Конечно, давно известно, что излишнее беспокойство мешает нормальной работе, и данные последних исследований это только подтверждают. Ученые Мичиганского университета наблюдали за 79 женщинами и 70 мужчинами, которым было предложено заполнить анкету с вопросами об уровне тревожности, а также пройти некоторые другие психологические эксперименты. Исследователи выяснили, что женщины, как правило, имеют высокий уровень мозговой активности в момент совершения ошибок и работают хуже, если слишком сильно взволнованы, им приходится затрачивать гораздо больше усилий, чем мужчинам в аналогичной ситуации.

В целом, женщины переживают состояние тревоги на 60% чаще, чем мужчины, а также дамы более склонны к тому, чтобы испытывать несколько разных психических расстройств одновременно (депрессии, панические атаки, фобии, обсессивно-компульсивные расстройства и т. д.). Сейчас исследователи занимаются изучением вопроса, «причастен» ли каким-то образом женский гормон эстроген, влияющий на высвобождение дофамина, к такому повышению уровня тревоги и стресса.

Найти необходимый баланс, эту самую идеальную «точку» волнения и беспокойства, к сожалению, довольно сложно. Когда люди излишне уверены в себе и совсем не нервничают, они не могут сосредоточиться и выполнить работу качественно, испытывают дефицит внимания (вследствие чрезмерной уверенности). А если сотрудник слишком сильно беспокоится о результате, то не может справиться даже с самыми простыми заданиями. Кроме того, существует тип людей, которые в принципе не могут сделать что-либо хорошо, если не испытывают волнения (такие специалисты склонны искусственно создавать себе поводы для беспокойства — сдавать проекты незадолго до крайнего срока, тратить очень много времени на обдумывание и т. п.).

Как сообщается в исследовании, 40 млн людей в одних только США в той или иной степени страдают от навязчивых тревожных состояний (при этом попытки справиться с ними и обратиться за помощью к врачу предпринимает только треть).

По словам психолога Мичиганского университета Джейсона Мозера, снизить уровень тревожности до приемлемого (и сделать так, чтобы волнение приносило пользу) можно разными способами: записывать мысли и идеи, фиксировать на бумаге свои дела, а также улучшать память и концентрацию внимания — например, играя в интеллектуальные игры, викторины, собирая головоломки и т. п.

Методика самооценки личности. Шкала личностной и ситуативной тревожности. Опросник для определения направленности тревоги

Самооценка у испытуемого низкая, адекватная. Это говорит о неуверенности, нерешительности человека. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Такие люди обычно перед собой ставят более низкие цели, чем люди с высокой самооценкой.

Читайте так же:
Заговоры от энуреза на луну

Шкала личностной тревожности

У испытуемого средний уровень личностной тревожности. Средний уровень тревожности говорит о том, что испытуемый воспринимает ситуацию в свой адрес.

Шкала ситуативной тревожности

У испытуемого высокий уровень ситуативной тревожности. Высокий уровень тревожности может, проявляется в различных ситуация. При высоком уровне тревожности может нарушаться внимание, тонкая координация.

Опросник для определения направленности тревоги

У испытуемого высокий уровень направленности тревоги. Соматический уровень у испытуемого первый высокий. Социальный уровень у испытуемого первый высокий. Невротический уровень у испытуемого второй высокий. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний.

Опросник диагностики волевого самоконтроля

У испытуемого в этом опроснике преобладает волевой самоконтроль. Это говорит о том, что испытуемый активный, независимый, уверенный в себе, преобладает реалистичность взглядов, развито чувство внутреннего долга. Такие люди умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социальной-позитивной направленностью. Настойчивость у испытуемого имеет низкий уровень, самообладание — высокий уровень.

Самооценка эмпатических способностей

У испытуемого преобладает высокий уровень эмпатических способностей. Высокий уровень говорит о развитости испытуемого сопереживать другим и ставить себя на их место.

Тест « Умеете ли вы слушать?»

У испытуемого в этом тесте получился высокий балл, что говорит о не умении слушать.

Оценка уровня общительности

Испытуемый в известной степени общительный. В новой обстановке чувствует себя вполне уверенно. Новые проблемы его не пугают. Но все, же с новыми людьми сходится с оглядкой, в дискуссиях участвует не охотно. В высказываниях иногда бывает много сарказма, без весомого на то основания.

Изучение психологического климата коллектива

По мнению испытуемого психологический климат коллектива не благоприятный.

Тест «Исследование уровня субъективного контроля»

У испытуемого в большей степени преобладает интернальный тип контроля. Это говорит о том, что испытуемый склонен, подчинятся давлению других. Сильно реагирует на утрату личностной свободы. Лучше работает в одиночестве.

Мотивация обучения в вузе

В этом тесте показало, что для испытуемого более значимо получение диплома.

Шкала оценки мотивации в достижении

У испытуемого преобладает низкий уровень оценки мотивации в достижении. Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей,
стремление добиться своего, во что бы то ни стало —
является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Люди, обладающие низким уровнем, не ищут ситуации достижения, потому что не уверены в успешном ходе, нерешительны, не проявляют настойчивости к достижению цели.

Шкала оценки мотивации одобрения

У испытуемого низкая оценка мотивации одобрения. Это говорит о том, что испытуемый не стремится получить одобрения значимых окружающих людей.

Потребность в общении

У испытуемого потребность в общении высокая. Это говорит о том, что испытуемому не хватает общения.

Читайте так же:
Анкета уровня тревожности и невротизации

Свойства высшей нервной деятельности

Шкала возбудимости имеет низкий уровень, шкала торможения имеет низкий уровень, шкала подвижности имеет низкий уровень, шкала эмоциональной чувствительности имеет очень высокий уровень, шкала нервозности имеет низкий уровень, шкала искренности имеет высокий уровень. Высокий уровень эмоциональной чувствительности говорит о том, что у испытуемого часто меняется настроение с хорошего на плохое и наоборот, если же такой человек будет менее стеснительным, он добьется успеха в обществе.

Определение уровня ситуативной и личностной тревожности подростков

Результаты ответов, полученных с помощью методики Ч.Д.Спилбергера, были занесены в таблицу №2:

Сводная таблица диагностики уровня ситуативной и личностной тревожности учащихся

Личностная тревожность (ЛТ) (балл)

Ситуативная тревожность (АТ) (балл)

Среднее значение

Станд. отклонение

По данным нашего исследования у подростков данной группы среднее значение показателя личностной тревожности соответствует показателю 39,05, а среднее значение показателя ситуативной тревожности соответствует показателю 36,36. Данные значения говорят, что в среднем по группе отмечается средний уровень ситуативной и личностной тревожности.

Анализ индивидуальных значений позволяет говорить, о том, что у основной группы учащихся (в количестве 17 человек), отмечен умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При умеренной АТ человек придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такой человек старается объективно оценивать возникающие ситуации, однако, это ему удается или не сразу, или он не совсем уверен в своих силах, возможностях, опыте. Поэтому возможно кратковременное, но не очень существенно нарушенное эмоциональное равновесие, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро. При умеренном уровне ЛТ человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел успешно адаптироваться, в которых он знает как надо себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуаций возможно появление беспокойства, тревоги. Однако в таких случаях люди с умеренной тревожностью быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.

У Ольги и Дмитрия отмечается низкий уровень личностной и ситуативной тревожности. Низкий уровень АТ отражает недостаточно высокую значимость для человека той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствие заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. Низкий уровень тревоги может также наблюдаться у людей, в эмоциональном опыте которых подобные ситуации встречались. Такой человек воспринимает происходящее или в соответствии с его объективной эмоциогенностью, или как незначащее, или как преодолимое. Он уверен в себе, доволен собой, своим состоянием, положением дел, внутренне расслаблен, настроен на успешное преодоление препятствий и чувствует в себе достаточно сил для этого. Человек с низким уровнем ЛТ, как правило, воспринимает появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становится в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. В возникновении конфликтов он часто обвиняет других людей; критические замечания окружающих переносит спокойно, без раздражения; похвалу, одобрение воспринимает как реально заслуженные.

Читайте так же:
Заговоры для лечения ночного энуреза у детей

У Алексея, Регины, Оксаны отмечается высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Что позволяет отнести данных подростков к «группе риска». Со слов классного руководителя и психолога школы данных детей действительно отличает высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, который проявляется в ряде вербальных и невербальных признаков. Данные методики подтверждаются и наблюдениями. Высокий уровень АТ свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, человек воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Человек, обладающий высокой АТ, чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Он сконцентрирован на происходящем, которое кажется ему опасным и непреодолимым. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе. Высокий уровень ЛТ означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.

Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации. Тревожность может выполнять мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельности, начиная с подросткового возраста. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого, существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка своего состояния в этом отношении является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Школьники, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряжённо, выраженным состоянием тревожности. В подростковом возрасте, тревожные школьники испытывали постоянные сомнения, колебания, неуверенность в правильности своего восприятия успеха и неуспеха и значительную неудовлетворённость им. Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки. Уровень тревожности в среднем выше у девочек, по сравнению с мальчиками. При этом тревога девочек по своему содержанию отличалась от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков — насилие во всех его аспектах. Для подростков 14-15 лет характерна межличностная тревожность, связанная, прежде всего, с отношениями со сверстниками (друзья, одноклассники). Для тревожных подростков была характерна повышенная точность в оценке своего положения среди сверстников, но при этом низкая степень уверенности в этой оценке. Эмоционально благополучные подростки, напротив, отличались в этом отношении сравнительно слабой точностью, поскольку ориентировались в основном лишь на своих близких друзей, но проявляли высокую степень неуверенности. «Неадекватно спокойные» школьники проявляли нечувствительность к своему реально неблагополучному положению среди сверстников, причём эта нечувствительность носила защитный характер.

Низкий уровень СТ отражает недостаточно высокую значимость для подростка той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствие заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. Низкий уровень тревоги может также наблюдаться у школьников, в эмоциональном опыте которых подобные ситуации встречались. Такой школьник воспринимает происходящее или в соответствии с его объективной эмоциогенностью, или как незначащее, или как преодолимое. Он уверен в себе, доволен собой, своим состоянием, положением дел, внутренне расслаблен, настроен на успешное преодоление препятствий и чувствует в себе достаточно сил для этого.

Читайте так же:
Как избавиться от стресса or тревожности

При умеренной СТ подросток придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такой подросток старается объективно оценивать возникающие ситуации, однако, это ему удается или не сразу, или он не совсем уверен в своих силах, возможностях, опыте. Поэтому возможно кратковременное, но не очень существенно нарушенное эмоциональное равновесие, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро.

Высокий уровень СТ свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится подросток, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, подросток воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Подросток, обладающий высокой СТ, чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Он сконцентрирован на происходящем, которое кажется ему опасным и непреодолимым. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе.

Подросток с низким уровнем ЛТ, как правило, воспринимает появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. В возникновении конфликтов он часто обвиняет других людей; критические замечания окружающих переносит спокойно, без раздражения; похвалу, одобрение воспринимает как реально заслуженные.

При умеренном уровне ЛТ подросток чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел успешно адаптироваться, в которых он знает как надо себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуаций возможно появление беспокойства, тревоги. Однако в таких случаях школьники с умеренной тревожностью быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.

Высокий уровень ЛТ означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается подросток, воспринимаются как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОГИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Актуальность. Психологическое состояние спортсмена важная составляющая не только соревнований, но и тренировочной деятельности, поэтому проблема исследования влияния тревоги и тревожности на эффективность спортивной деятельности является актуальной.

Читайте так же:
Что такое деменция у мужчин

Различают тревожность как свойство личности (личностную тревожность), (Спилбергер, Ханин) и тревогу как эмоциональное состояние на данный момент (ситуативная тревога). Согласно Д.Б. Креттиизменение состояния тревоги зависит от особенностей предстоящей деятельности. В ходе своих исследований он установил, что именно средний уровень тревоги спортсменов помогает им показывать высокие результаты [1].

Другая точка зрения. О. Хобарт Маурер изучал влияние тревоги на процесс научения. Он пришел к выводу, что тревога не всегда негативно влияет на личность, но может играть также конструктивную роль в развитии личности тем, что предотвращает переживание более интенсивного страха или уменьшает уже возникший страх [3].

Г. Мандлер рассматривал тревогу, как следствие процесса, в котором нарушен план действий человека, что приводит его в состояние неопределенности и беспомощности, если нет замещающих действий.

Р. Мей говорил, что тревога есть реакция на ситуацию, когда оказывается под угрозой та ценность, которая по мнению человека жизненно важна для него [2]. Процесс развития тревоги по Ч.Д. Спилбергеру включает в себя такие компоненты: воздействие стрессогенных факторов (ситуаций спортивной деятельности), восприятие угрозы и само состояние тревоги. Этим он показывает, что психические и физиологические сдвиги в организме происходят на стадии восприятия спортсменом угрозы, а детерминантой тревоги является предвосхищение неудачи [4]. Отечественный исследователь Ю.Л. Ханин говорит, что для каждого человека, а для спортсмена особенно, характерен индивидуальный оптимальный уровень тревоги, при котором психофизические возможности максимальны. Он говорит, что каждому спортсмену присуща «зона оптимального функционирования» психики.

Эффективность деятельности спортсмена будет наилучшей, когда уровень возбуждения находится в пределах этой зоны. Согласно этой теории, одни спортсмены будут достигать своих лучших результатов при наивысшем возбуждении, другие — при полном расслаблении, третьи — при умеренном уровне возбуждения. Он говорит, что не существует оптимального уровня возбуждения для выполнения определенного упражнения или задания, а именно для спортсмена, выполняющего задание, она будет иметь значение, так как есть уровень оптимального функционирования самого спортсмена. Так как уровень ситуативной тревоги различен для разных спортсменов, то целью тренера и спортивного психолога должна быть помощь спортсмену в достижении и определении зоны оптимального возбуждения, то есть оптимального уровня «полезной тревоги» и сосредоточении внимания каждого спортсмена на осознании и последующем его достижении. Зона оптимального функционирования по Ю.Л. Ханину лежит в пределах плюс-минус 4 балла от значения ситуативной тревоги по шкале Ч.Д. Спилбергера, при которой спортсмен показывает наилучшие результаты.

Цель исследования: изучение влияния тревожности и тревоги на успешность соревновательной деятельности спортсменов.

Методы исследования: методики исследования тревоги и тревожности автор Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Дж. Тейлор. Методика самоактуализации личности» А.В. Лазукина

В эксперименте участвовали 60 человек от 18 до 30 лет, занимающиеся спортом, стаж в данном виде деятельности от 3х лет и выше .

Анализ и интерпретация полученных данных

По результатам проведенного исследования тревожности были получены следующие результаты ( таблица 1) Таблица 1 Показатели тревожности спортсменов на тренировках

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector