Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер-класс; Преодоление заикания у школьников; методическая разработка по логопедии по теме

Мастер-класс "Преодоление заикания у школьников"
методическая разработка по логопедии по теме

Теребило Татьяна Владимировна

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы.

В ходе мастер-класса я поделюсь методами, приемами работы по устранению заикания. Познакомлю с различными упражнениями, выполнение которых поможет избавиться от заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Преодоление заикания у школьников26.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Преодоление заикания у подростков»

Заикание-это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов, частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

В отечественной логопедии устоялось более простое определение заикания как: «Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Заикание появилось одновременно с речью, ведь напоминания о нем доходят до нас с древнейших времен. Заикались – египетские фараоны, пророк Моисей, великий древнегреческий философ и оратор Демосфен. Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы.

В ходе нашего мастер класса я поделюсь методами, приемами работы по устранению заикания. Познакомлю вас с различными упражнениями, выполнении которых поможет избавиться от заикания.

Тема: «Наши чувства».

-закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;

— упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;

-продолжить работу по развитию общих речевых навыков;

-развивать лексико-грамматический строй речи;

-продолжить обучение релаксации с помощью формул внушения;

-коррекция познавательных процессов;

-упражнять в координации слова с движением.

Сегодня я предлагаю отправиться в путь к правильной речи. Конечно, короткой и легкой дороги к плавной, чистой речи нет. Для того чтобы преодолеть этот нелегкий путь понадобиться решимость. Необходимо запастись мужеством, чтобы открыто противостоять заиканию и выполнять задания, которые потребуют большой работы. Считаете ли вы, что нормальная речь стоит этих усилий?

В ыдающийся ученый Д. С. Лихачев в своем обращении «Слово к молодым» писал «Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной язык…». А как вы думаете, какую роль в вашей жизни играет речь? Для чего она нужна? (Ответы присутствующих на мастер — классе) Значит, можно сделать вывод: речь устная и письменная нужна для общения.

II. Речевая зарядка.

Упражнения на развитие дыхания

Сейчас мы выполним дыхательные упражнения, выполнение которых поможет нам добраться к нашей цели- избавлению от заикания!

Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

«Надуй шарик». Выполняется сидя или стоя, одна рука находится на животе, другая – сбоку на нижней части грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или иной рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе

фаф фоф фуф фыф

фаф фоф фуф фыф фиф

фаф фоф фуф фыф фиф феф

На вдох понюхать яблоко затем придумать фразу и произнести её на выдохе, с каждым разом удлиняя фразу.

Но прежде, чем мы приступим к выполнению данного упражнения, придумаем необходимые слова признаки. Например: яблоко (какое?) душистое, ароматное, красное, спелое, красивое, круглое.(слова признаки подбираем с мячом)

«Очень душистое яблоко».

«Очень ароматное и душистое яблоко»

«Очень ароматное и душистое красное яблоко»

«Очень ароматное и душистое вкусное красное яблоко»

Ребята, сейчас вы уже можете внушить себе расслабление мышц всего тела и речевого аппарата, используя навыки расслабления по контрасту с напряжением.

С каждым днем вы все больше привыкаете говорить по-новому. Постарайтесь забыть свою старую речь. Постепенно в разговоре с любым собеседником сохраняйте спокойствие, применяйте известные правила речи. А для того чтобы всегда чувствовать себя уверенно, придумывай собственные формулы. Например, если вы еще теряетесь при разговоре с учителем, можно в сеанс включить такие формулы: «Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Учителя понимают и терпеливо слушают меня».

Примите позу покоя. Закройте глаза. Вдох — выдох (2 раза). Внимательно слушайте и мысленно проговаривайте каждую команду (формулу) несколько раз. Я успокаиваюсь. Дышится легко. Приятный покой и расслабленность. Речевой аппарат полностью расслаблен. Мой речевой аппарат послушен. Я спокойна и собранна. У меня хорошее настроение. Я говорю четко и свободно. Легко и удобно говорить на выдохе. Я опираюсь на ударные гласные. Согласные звуки скользят легко, без напряжения. Я отдыхаю во время паузы. Мою речь приятно слушать. Я забываю старую речь. Я спокойна и собранна. Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Всем нравится моя новая речь. Ребята понимают меня, и это мне помогает. Легко общаться с людьми. Я всегда говорю правильно. Мне легко и приятно говорить по-новому. (Пауза.) Глубоко вдохнуть. Руки к груди прижать, потянуться. Выдохнуть! Открыть глаза. Улыбнуться!

Удалось ли вам расслабиться?

1. Были ли вы спокойны?

2. Появилось ли у вас состояние расслабленности во всем теле?

3. Расслабился ли ваш речевой аппарат?

4. Какие команды для уверенного поведения и хорошей речи вы запомнили?

IV. Вот мы готовы к выполнению речевых упражнений.

  1. Упражнения на развитие интонационной выразительности, силы голоса.

Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность на каждом последующем звуке (слоге). Образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается» вверх и «спускается» вниз.

Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова.

Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения заикающегося он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основной интерес заикающегося и способствует его развитию. Коррек-ционная работа над речью не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника.

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н. А. Че-велева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками.

Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:

  • сопровождающей речи;
  • завершающей речи;
  • предваряющей речи;
  • закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует:

  • упорядочению темпа, ритма и плавности речи;
  • расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий;
  • овладению грамматическим строем речи;
  • развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы:

  • целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее тещ пом и плавностью;
  • тесную взаимосвязь речевого материа ла логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы;
  • развитие речевой активности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопедические санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебнооздоровительная работа с заикающимися школьниками проводится в их свободное от учебы в школе время и совмещена с отдыхом. При этом широко используются климатические и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализированные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в совокупности с другими дефектами речи. В лагеря направляются дети: после проведенного курса лечения заикания; с легкими формами заикания; с другими формами расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей дополняют друг друга.

Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е изд.

Глава 2.
Секреты общения
Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
Коммуникативные качества речи
Предварительная подготовка и начало общения
Проблема контакта
Стиль ведения беседы
“До свидания, было приятно побеседовать…”
Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
Полезные советы и рекомендации
Путь в никуда
Когда у страха глаза велики
Как разговаривать по телефону?
Верить — не верить?
Я выбираю ключ к успеху!
Я знаю, как нужно!
Проверьте себя

Глава 3.
Дышим правильно — говорим легко
Общие сведения
Дыхательная гимнастика
Статические упражнения
Дыхательные упражнения с движениями
Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха

Глава 4.
Разминка между делом
Речь и осанка
Мышечное расслабление
Комплексная релаксационная гимнастика

Глава 5.
Тренируем речевые мышцы
Общие сведения
Тренировка мышц нижней челюсти
Тренировка губ
Тренировка мышц языка
Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
Упражнения для мимических мышц

Глава 6.
Приемы самомассажа в устранении заикания
Общие сведения
Расслабление мышц шеи
Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
Расслабление мышц языка
Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком

Глава 7.
Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
Общие сведения
Упражнения для совершенствования невербальных способов общения

Глава 8.
Волшебный мир звуков
Общие сведения
Интонационные упражнения

Глава 9.
Речь, ритм, движение
Общие сведения
Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи

Глава 10.
Тайны голоса
Общие сведения
Изолированное произношение гласных звуков
Сочетание гласных звуков
Работа над словами
Работа над предложениями

Глава 11.
Верный путь к хорошей речи
Стихотворения
Басни
Проза

Глава 12.
Больше говорим друг с другом
Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником

Глава 13.
“Позвольте мне свое суждение иметь…”
Упражнения для совершенствования психологических логических и этических умений, необходимых в общении

Глава 14.
Неумение слушать — серьезная ошибка
Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий

Глава 15.
Простые словесные игры
Заключение

Литература

Приложение 1.
Список слов с разной длиной и разной ритмической структурой
Приложение 2.
Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
Приложение 3.
Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
Приложение 4.
Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
Диалоги
Приложение 5.
Тексты песен
Приложение 6.
О курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
Приложение 7.
Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Приложение 8.

Интерпретация тестов
Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
Тест 3. Каков ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Игровые технологии в коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Аннотация: игровые технологии успешно применяются на всех этапах коррекции заикания в детском возрасте, направлены на повышение мотивации ребенка в процессе занятия, обеспечивают минимизацию эмоционального напряжения, способствуют улучшению восприятия занимающегося ребенка, усвоению необходимого материала и упражнений.

Ключевые слова: коррекция заикания в детском возрасте, игровые технологии, мотивация ребенка, расслабление, релаксация.

Игра является ведущим видом деятельности детского возраста. Играя, ребенок познает окружающий мир в доступной и интересной для себя форме.

Игровые технологии и приемы используются не только в обучении современных детей, но и в логопедической коррекции.

Логопеды, работающие в области коррекции заикания детского возраста, с успехом применяют игровые техники. Речь заикающегося ребенка дизритмична, голос слабый, дыхание поверхностное (ключичное), координация движений и мелкой моторики нуждаются в развитии. Эмоциональный фон снижен или лабилен.

Игра способствует раскрепощению и снятию эмоционального напряжения ребенка с заиканием. Помогает формированию навыков плавной красивой речи.

На этапе обследования используется красочный дидактический материал, с помощью которого ребенок лучше адаптируется в незнакомой обстановке, идет на контакт с логопедом. Для этого используются карточки, картины, игрушки, сказки «на ладошке», сказки из деревянного материала («Репка», «Теремок» и др.)

На этапе коррекции в процессе логопедической работы для повышения интереса к артикуляционной гимнастике, к дыхательным упражнениям и тренировке длинного речевого выдоха используются ватные шарики (давай поиграем в снежок, забьем гол в ворота), свежие фрукты, цветы, листья, ароматный ванильный сахар (давай понюхаем, как пахнет, скажем на выдохе протяжный «Ах!», «Ах, какой душистый сахар!»

При работе над косто-абдоминальным типом дыхания включаем в работу мягкие игрушки, выкладывая их на живот ребенку в положении лежа на ковре. При правильном диафрагмальном дыхании мягкая игрушка поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Мягкий помощник не только помогает контролировать правильность дыхания, но мотивирует к данным упражнениям, способствует уменьшению эмоционального напряжения, которое характерно для детей с заиканием.

Игровые технологии широко применяются и в логоритмических упражнениях, которые направлены на ритмизацию речи заикающегося ребенка. Флажки, мячи с успехом применяются при выполнении упражнений на координацию движений общей моторики и стихотворных текстов.

Игра с флажками

Флажки в руках, выполняются соответствующие тексту движения руками, ногами, корпусом с произнесением текста на пословном ритме:

Вверх, вниз,
Вверх, вниз,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
И др.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся,
Кулачками ток, ток, ток.
Ножками топ, топ, топ.

С успехом применяются детские музыкальные инструменты к качестве шумового оркеста (бубны, барабаны, колокольчики и др.), способствуя тем самым работе над ритмом мелодии. Например, озвучиваем «Турецкий марш» Моцарта.

Детские ударные инструменты применяются и в логоритмических упражнениях для лучшей координации послогового ритма и движений общей моторики (хлопки в бубен, барабан). Такие упражнения повышают эмоциональный фон детей, мотивацию к занятиям, снятию эмоционального напряжения.

Различные прыжки с ножки на ножку за флажками с произнесением логоритмических текстов, хождение по веревочке («дорожке») способствуют улучшению координации движения и развитию общей моторики в сочетании с паралельной работой над ритмичностью и плавностью речи. Например,

Игра «Вперед за флажком»

Ребенок, прыгая с ноги на ногу, в семь прыжков преодолевает расстояние и выбирает понравившийся флажок.

— Прыг, скок, прыг, скок, вот мой флажок!

Для работы над ритмизацией речи и двигательной активностью хорошо применяются различные инсценировки: «Зайчики», «Тихо, тихо снег идет», «Игра в паровозик».

Речь заикающегося ребенка отличается скудной выразительностью и бедностью интонационной окраски. Для работы над просодической стороной речи при заикании применяются различные диалоги: «Заяц серый, куда бегал?», «Курочка-рябушечка», «Кто живет под потолком?» и многие др.

С этой же целью можно и нужно применять такой игровой прием как сказкотерапию. Это могут быть настольные сказки «на ладошке», сказки из деревянных материалов и др. Таким образом можно работать и над отраженной речью, и над самостоятельной монологовой речью ребенка.

При работе над плавностью речи применяются настольные игры : Лото, Домино, Фишки. Дети с удовольствием играют и озвучивают игру, повторяя плавную речь логопеда.

— Я ставлю домино с машинкой!

— И я ставлю домино с машинкой!

Игровые технологии применимы и в таком разделе логопедической работы с заикающимися детьми как музирование (пение). Логопед настраивает ребят не только на исполнение песни, но и эмоциональное включение в пение. Это необходимо для минимизации эмоционального и мышечного напряжения. Таким образом логопед и дети творчески обыгрывают исполняемую песню. Можно использовать игрушки (елочку, зайчиков, лошадок, зонтики) по время пения. Ребята вместе с логопедом совершают танцевальные и игровые движения под музыку.

С детьми младшего школьного возраста можно разучивать коллективный танец, например, Сиртаке. Коллективные танцевальные движения способствуют развитию чувства ритма, координации движений, умению работать и действовать в команде. Детьми танец воспринимается как своего рода веселая игра и возможность проявить себя в творчестве.

Работа над развитием мелкой моторики тоже не обходится без игровых моментов. Такие речевые упражнения для мелкой моторики как «Мы делили апельсин», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Рыбка» и многие другие способствуют не только сенсомоторному развитию, но и ритмизации речи.

Важность игровых технологий в работе с заикающимися детьми велика. При комплексном подходе они с успехом помогают в коррекции детского логоневроза.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Вода с медом от энуреза
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector