Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекция повышенной тревожности у детей

Коррекция повышенной тревожности у детей

это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Тревожность развивается: 1) вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван противоречивыми требованиями родителей или родителями и детским садом, ,

2) неадекватными требованиями (чаще всего завышенными),

3) негативными требованиями, которые

.унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Критерии определения тревожности у ребенка. 

1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушение сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Организация работы с тревожными детьми? Психолог

Работа с тревожным ребенком 

1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.

Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

Обучение детей умению управлять своим поведением. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним

Снятие мышечного напряжения. 

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Читайте так же:
Заговоры и молитвы при заикании от испуга

Работа с родителями тревожного ребенка.  

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям). 1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!») 2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. 3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. 4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него занятия по душе, чтобы эти занятия приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами: 1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. 2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?». 3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно. 4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие. Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др. Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «ШалтайБолтай», «Танцующие руки». В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».

Упражнения на релаксацию и дыхание.   

«Драка» Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза. «Корабль и ветер» Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. «Подарок под елкой» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка.   

Читайте так же:
Коррекционная работа при невротической форме заикания

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка. «Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно — минус». 1. Не может долго работать не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о возможных неприятностях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что снятся страшные сны. 9. Руки обычно холодные и влажные. 10. Нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12 Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов — о среднем, 1-6 баллов — о низком.

Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности.  

1. Игра «Похвалилки» Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим. 2. Игра «За что меня любит мама» Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть. 3. Игра «Подари карточку» Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.

Литература: 1.Клюева Н. «Эмоциональное развитие дошкольников». 2. Лютова Е. и Монина Г. «Шпаргалка для взрослых». 3.Психогимнастика в тренинге( Под ред.Н.Хрящевой). 4. Рогов Е. «Настольная книга практического психолога в образовании».

Занятие №3 на снижение уровня тревожности у дошкольников. «Настроение»

Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Расширить и углубить знания дошкольников о настроении, от чего оно зависит, помочь преодолеть негативные переживания, уменьшить тревожность.

Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношения между детьми.

Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми.

Оборудование: синее покрывало; маленькие подушки; магнитофон; звук моря; большой стол, красиво украшенный; корона.

Ход занятия психолога по снижению уровня тревожности:

1. Упражнение «Корабль и ветер»

По желанию пол застелить синим покрывалом, которое будет напоминать детям море и положить маленькие подушки, для каждого ребенка. Упражнение проводится под звук моря.

Психолог. Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки . А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

Читайте так же:
Как быстро вылечить энурез у подростка в домашних условиях

Упражнение можно повторить 3 раза.

2. Упражнение «Тренируем эмоции».

— Нахмуриться, как: осенняя туча, разъяренный человек;

— Разозлиться, как: злая колдунья, два барана на мосту, голодный волк;

— Испугаться, как: зайчик, который увидел лисичку; птичка, которая упала из гнезда;

— Улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса, как мама ребенку.

3. Упражнение «Волшебный стол».

В эту игру можно играть с группой детей в течение длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, и что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, о чьем имени рассказывают, становится королем. На протяжении всего повествования о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласковые). Можно по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

4. Игра «Зайчики и слоники».

Дети, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайчики и слоники». Сначала мы с вами будем зайчиками — трусами. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся и т. д. Дети показывают. Покажите, что делают зайчики, если слышат шаги человека? Дети разбегаются по группе, скрываются и т. д. А что делают зайчики, если видят волка? Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его увидят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра. Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения дети садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Родительский всеобуч по теме «Тревожность детей. К чему она может привести?»

15 января в рамках сотрудничества семьи и школы в актовом зале лицея прошел родительский всеобуч по теме «Тревожность детей. К чему она может привести?». Мероприятие провели учителя высшей квалификационной категории, классные руководители с большим опытом работы Злобина Татьяна Александровна и Плетенева Наталья Николаевна.

Всеобуч был посвящен проблеме, наличие которой, может быть, родители даже не подозревают у своего ребёнка. Психологи определяют тревожность как индивидуальную психологическую особенность, это повышенная склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты.

На всеобуче было рассмотрено понятие тревожности, выявлены причины возникновения проблемы, предложены практические упражнения по снятию тревожности у детей.

Каковы же критерии определения тревожности у ребенка?

Такие исследователи, как И.В. Имедадзе, В.В. Зеньковский, выделяют общие возрастные специфические формы в поведении тревожных детей:

1) Нежелание ходить в школу.
2) Ухудшение соматического состояния школьника.
3) Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий.
4) Излишняя старательность при выполнении заданий.
5) Рассеянность или снижение концентрации внимания на уроках.
6) Раздражительность и агрессивные проявления.
7) Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях.

Как же помочь тревожному ребенку?

Специалисты рекомендуют проводить работу в трёх направлениях:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

На всеобуче были даны рекомендации родителям.

  • Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чем чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы умеренного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  • Не предъявляйте ребёнку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Читайте так же:
Коррекционная программа тревожность детей дошкольного возраста

Благодарим всех пришедших на всеобуч родителей. Надеемся, что информация, с которой они ознакомились, будет полезной. До новых встреч!

Памятка учителям по работе с тревожными детьми

I. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, в которых учитывается скорость.

II. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

III. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

IV. Способствуйте повышению его самооценки.

V. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

VI. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем ему примером.

VII. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

VIII. Будьте последовательны в своих действиях по отношению к ребенку.

IX. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

X. Используйте наказания в крайних случаях.

XI. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Тренинг для коррекции страхов и тревожности

Цель:постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», повышение уверенности в себе, повышение самооценки.

1. Научить детей управлять своими эмоциями

2. Выработка адекватной оценки и коррекция своего поведения

3. Сформировать навыки саморегуляции

Возраст: 7-14 лет.

Время проведения: 1час.

Упражнение «Знакомство»

Дети кидают друг другу мячик , сначала называют свое имя, затем по моему сигналу – называют имя того, кому бросают мячик.

Упражнение «Имя превратилось»

Участники представляют себе Страну имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя.

Упражнение «Веселый страх»

Цель: коррекция тревожности, страхов.

В начале этого упражнения я рассказала детям сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагали свои варианты.

Детям было предложено изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

Упражнениена релаксацию и дыхание: “Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Дана инструкция: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Это упражнение мы повторили 3 раза.

УпражнениеВинт”

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

“Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! . Стоп!”

Это упражнение я предложила иногда повторять детям дома.

Упражнение «Неоконченные предложения».

Цель: развитие рефлексии.

Детям предлагаются листочки: «Я люблю», «Меня любят…», « забочусь…», «Обо мне заботятся…», «Я верю…», «В меня верят…». Они поочередно устно заканчивают написанные на них предложения. С этим упражнением не все смогли справиться.

Упражнение «Избавление от тревог»

Цель: снятие тревоги, беспокойства.

Необходимое время: 5-10 мин.

Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Читайте так же:
Рекомендации к низкому уровню тревожности

Самоанализ

В ходе летней учебно-исследовательской практики в МБОУ-НОШ № 5, в период со 2.07.2012 по 22.07.2012 года, я ознакомилась с условиями работы на пришкольной площадке, правами и обязанностями воспитателей и детей, формами и методами эффективной организационной работы с детьми.

Летняя учебная практика дала мне очередной опыт общения с детьми, я познакомилась со всеми отрядами, в каждом провела тренинг на знакомство и сплочение, только в разные дни, также мною был проведен тренинг на тревожность только в одном отряде. В ходе занятий не все дети проявляли активность, тяжелее всего было с отрядом, где были ребята постарше- 12-14 лет. Самых не послушных приходилось отправлять к директору.

Практика прошла быстро и уже было не так страшно, как в первый раз.

Я считаю, что я справилась со своей задачей: организовала активный отдых детей, с пользой провела их время. Сталкиваясь с определенными трудностями и типичными проблемами во время прохождения практики, я старалась найти эффективные и не стандартные, интересные для детей, способы преодоления и решения этих проблем и возникших трудностей.

В планировании и организации деятельности детей в отряде я учитывала не только возрастные и физические особенности детей, их характер и темперамент, но и мнения и желания самих детей.

Я считаю, что поставленные перед сменой задачи выполнены, цели достигнуты в полном объеме.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аракелов Н.,Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции»/Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.

2. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. — М.: Владос-пресс, 2003. – 160 с.

3. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.

4. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]: для студентов вузов; ил.; под ред. Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 384 с.

5. Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Рос. Акад. Образования; Моск. псих.-соц. ин-т. — М., 2004. — 248 с.

6. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

7. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе/ В.Г. Максимов. — М.,202. — 272 с. 10.0рганизация внешнего досуга, программы игр и представлений/ Сост.Шанин В.П. — М., 2002. -352 с.

8. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность:диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Изд. «Речь»,2004

9. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений. — М.: ТЦ Сфера; Юрайт-М, 2001. – 448 с.

10. Практикум по психологии состояний [Текст]: учеб. пособие ; под ред. А.О. Прохорова. — СПб.: Речь, 2004. – 408 с.

11. Проективная методика для диагностики школьной тревожности [Текст]: прил. к кн. "Практикум по возрастной психологии" / сост. И.Б. Дерманова. — СПб.: Речь, 2002. – 52 с.

12. Психологическое консультирование в школе [Текст] / Запад. — Урал. учеб.-науч. центр / сост. Н.В. Коптева. — Пермь: [б. и.], 1993. – 219 с.

13. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная [и др.] ;/ под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 2-е изд. стер. — М: Академия, 2005. – 320 с.

14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МПСИ; Воронеж:Изд. НПО «МОДЭК»,2000

15. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие/ сост. Г.А.Шалимова. – М.: Аркти, 2006.

16. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М»,2006

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2.М.:ВЛАДОС, 2006.

18. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4, с. 11-14.

19. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 320 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector