Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картотека игр и упражнений на снятие тревожностикартотека

Картотека игр и упражнений на снятие тревожности
картотека

Ковалева Татьяна Владимировна

Цель: направлено на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Ход игры. Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая . мягкая . отдыхает. »

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Цель: расслабление всего тела.

Ход игры . Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Психолог показывает и объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.

Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!

Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Сели, руки – на колени, а теперь немного лени.

Напряженье улетело и расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.

Дышим легко. ровно. глубоко.

Цель: разрядка агрессивных импульсов и снятие личностного напряжения.

Ход игры : Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно ребенок начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Цель: развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Ход игры . Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Цель : если дети неспокойны, эта игра даст (особенно беспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Ход игры. «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились под бумагой. Закройте глаза и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыки. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 мин.).

Игра проводится под музыку.

Цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.

Ход игры. «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.

Ход игры. «В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что он означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должно быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне».

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности .

Ход игры . Все становятся в круг, плечом к плечу, по команде поворачиваются налево и оказываются стоящими в кругу в затылок друг к другу. Кладут руки на плечи друг другу, и начинают делать массаж. Массаж может быть разной интенсивности: от поглаживаний до сильных растираний (если участники группы замерзли). Можно продвигаться по всему телу: плечи, предплечья, спина, ягодицы, ноги. Затем по команде все разворачиваются и делают тоже самое со своим соседом, с другой стороны. Можно при этом быть в движении, идти по круги, тогда задача усложняется, выполнять ее еще веселее.

Игра «Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Ход игры . «Дети, разбейтесь на пары: один — большой надувной мяч, другой — насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус чуть наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — поднимается голова, после четвёртого — надулись щёки, и даже руки отошли от боков. «Мяч» надут — «насос» перестал накачивать. Он выдёргивает из «мяча» свой шланг… Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

Игра «Танец пяти движений»

Ход игры . По предложению педагога дети изображают последовательно:

— течение воды — плавные, мягкие движения;

— переход через чащу — резкие, сильные, четкие движения;

— сломанную куклу — потряхивающие, на законченные движения;

— полет бабочек — изящные, нежные движения;

— покой — стояние без движения, слушание своего тела.

На каждое движение отводится одна минута.

Игры и упражнения на снятие тревожности

(старшая, подготовительная группа)

Цель : расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились.

Ход игры. Вот – вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко – накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Читайте так же:
Психологические методики для определения тревожности

Игра «Щенок отряхивается»

Цель: коррекция тревожности, снятие мышечных зажимов.

Ход игры. Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.

Ход игры . Дети лежат, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая. Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5

Игра «Смелый капитан»

Цель : повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Ход игры . Тревожный ребенок назначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Игра «Зайки и слоники»

Цель : дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ход игры . «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся, и. т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, прячутся и. т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение несколько минут.

«А теперь мы с вами будим слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, разметено, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ними и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как? Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение несколько минут изображают бесстрашного слона.

Потом обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Игра «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Ход игры. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше. Как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу», Упражнение можно повторить три раза.

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Ход игры . «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Балтай».

Шалтай-Балтай сидел на стене.

Шалтай-Балтай свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».

Цель : снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Ход игры. Дети свободно располагаются по комнате. Начинает звучать ритмичная музыка, постепенно громкость увеличивается. Под музыку дети могут двигаться и кричать, как им хочется. Единственное условие — нельзя касаться других детей и предметов. Примерно через 3-5 минут музыка стихает -дети замирают. Затем звучание возобновляется — дети вновь начинают движение. Количество повторов и их продолжительность зависят от степени возбужденности детей и их готовности «выплеснуть» эмоции.

Игра «Смена ритмов»

Цель: снять излишнее мышечное напряжение, привлечь внимание детей.

Ход игры. Воспитатель начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает всё реже, считает всё тише и медленнее.

Игра «Покатай куклу».

Цель: игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Ход игры. Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движения качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей 2-3 лет

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Э.

Камушки из ларца. Картотека игр и упражнений на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

Камушки из ларца. Картотека игр и упражнений на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

Картатека игр и упражнений на снятие тревожности

Контактые игры, упражнения на реклаксацию и дыхание, упражнение на расслабление мыщц, коммуникативные игры, этюды на выражение основных эмоций.

Игры и упражнения по снятию тревожности.

Игры и упражнения для снятия тревожности у детей

вВ данной статье предложены угры и упражнения для родитей для снятия тревожности у детей.

Групповые упражнения для снятия тревожности

Примеры игр для снятия тревожности у детей.

Игры и упражнения на снятие тревожности и психоэмоционального напряжения.

Использование занятий с детьми в форме игр и тренингов формируют навык преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывабщих тревогу.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия информационных технологий № 61 города Донецка»

school img

1. При оценивании продуктов учебной деятельности школьников необходимо отказаться от их сравнения с таковыми у других детей. Нужно обращать внимание на положительные и отрицательные стороны в деятельности учащегося, подчёркивая, что «временные неудачи» с помощью усиленной работы всегда приводят к совершенствованию её результатов.

Читайте так же:
Психический статус при деменции история болезни

2. Похвала как один из стимуляторов учебного процесса должна применяться только в процессе занятости школьника. Не следует её использовать в случаях пассивной учебной деятельности в классе.

3. Не следует чрезмерно подчёркивать неудачи ребенка на занятиях. Гармоничное соотношение положительных и отрицательных качеств в индивидуальной оценке школьника снижает и предотвращает уровень тревоги и стресса.

4. Учебный процесс следует совмещать с другими видами деятельности: экскурсии, туристические походы, культурные мероприятия. Совмещение разных видов деятельности может способствовать снижению общего уровня тревоги, а также повышению самооценки школьников.

Среди негативных факторов, стимулирующих рост тревожности ученика, исследователи отмечают:

1) завышенные требования, постановка сверхсложных задач, отсутствие ориентации на уровень способностей конкретного ученика и учета его индивидуально-личностных особенностей. Важно и внимание к жизненной ситуации ребенка: наличие проблем в семье, соматических заболеваний и т.д.

2) стиль педагогической деятельности: авторитарный (превалирование угроз, наказаний, вербальной агрессии, унижения достоинства ученика, жесткость и догматизм)

3) противоречивые требования (педагог сегодня запрещает то, что разрешалось вчера, неуравновешен и несдержан). К противоречивости требований можно отнести и рассогласование между ожиданиями семьи и школы.

4) сам педагог демонстрирует высокий уровень тревожности (как правило, это негативнее всего сказывается на учащихся в ситуациях оценивания или публичного выступления).

Методы профилактики и коррекции уровня школьной тревожности

Хотелось бы упомянуть некоторые методы и приемы, позволяющие снизить уровень школьной тревожности. То, что помогает мне в моей собственной педагогической деятельности:

1) отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ученика на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период);

2) стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены;

3) при оценивании высоко тревожных учащихся, по возможности, избегание низких отметок, в крайнем случае, выставление двух отметок: низкую – за результат, высокую — за приложенные учеником усилия;

4) целенаправленное создание «ситуаций успеха» – предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата;

5) при работе над новым материалом, освоении новых умений, навыков бережное отношение к тревожным детям, отсутствие спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся);

6) целесообразны репетиции, «проигрывание» тревожащих мероприятий. Если это невозможно: ребенок информируется четко и детально о планируемом мероприятии;

7) понимание важности четких, понятных и последовательных требований (одинаковых для всех: наличие «любимчиков» и «нелюбимчиков» у педагога приводит к уменьшению его авторитета;

8) даже если требуется наказать ученика, четкая аргументация свою позиции;

9) построение урока таким образом, чтоб мотивацией деятельности ученика был не страх наказания, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение;

10) поскольку публичное обсуждение болезненных для него вопросов повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика – беседы с учеником на таковые темы уместны лишь наедине с ним (критика лишь в отсутствии других учеников и т.д.);

11) внимательное отслеживание совершенствования ученика в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции педагогической запущенности, поскольку стрессогенными могут стать перегрузка информацией, занятиями – учет возможностей данного, конкретного ученика;

12) ориентация на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности ученика, учет темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребенка, создание на первых же занятиях эмпатического контакта с учеником и поддержиние его в дальнейшем (что подразумевает творческую гибкость паттернов поведения);

13) сдержанность и использование приемов саморегуляции;

14) избегание эмоциональной депривации (возможности удовлетворять свои потребности) ученика, чрезвычайно важно демонстрировать ему принятие, уважение безотносительно его достижений;

15) очень важно создание верной ценностно-смысловой ориентации ученика;

16) очень существенным фактором, снижающим тревожность ребенка, является контроль над мышлением: повторение деструктивных, пугающих мыслей, естественно, закрепляет высокий уровень тревожности, неблагоприятное психологическое состояние ученика;

17) желательно знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений;

18) очень полезны некоторые идеи православной педагогики: ученика не стоит ориентировать на идеальное совершенство («быть лучше всех»), на демонстрацию самого себя на конкурсе, экзамене, контрольной.

19) в ситуациях высокой тревожности адекватными способами совладания со стрессом являются следующие:

a) концентрация внимания на совершаемой работе;

b) вера в свои силы (целенаправленное повышение степени уверенности ребенка в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения с учеником с учетом данной цели, демонстрация учителем собственной веры в возможности ученика),

c) вера в поддержку лидера и его силы.

Упражнения по профилактике и коррекция уровня тревожности

Очень помогает достичь быстрого снижения тревоги следующее упражнение:

Включается музыкальное произведение, имеющее взволнованный характер. После прослушивания отрывка из него – следует прослушивание произведения спокойного и умиротворенного характера. Одновременно с тем, если это возможно, желательно зажечь ароматическую лампу (запах лаванды, хвои, можжевельника, розы турецкой, базилика, иланг-иланга и т.п.) Ученик сидит (или что гораздо эффективнее – лежит) в удобной позе. Он смотрит на темно-синий экран либо глаза его прикрыты.

«Глубокий вдох. Задержи дыхание на 3-4 секунды. Затем – выдохни через рот; воздух «вытекает» медленно и спокойно. Выдох в два раза длиннее вдоха. На выдохе ты почувствуешь, как с воздухом от тебя уходит страх, беспокойство. Представь, как они покидают тебя темным облаком. Вдыхая, вообрази, что дышишь вот этим местом (солнечным сплетением: показываю ученику рукой, где оно располагается) Золотистая волна воздуха приходит к тебе, несет покой, гонит страх. Она постепенно наполняет все твое тело. Выдох в два раза длиннее вдоха. Все твое тело наполняется золотистой теплой волной, расслабляется. Теперь сделай глубокий вдох, отдохни и повтори все упражнение еще раз. Продолжай дышать таким образом. Вспомни момент из жизни, когда ты был (а) спокойным, счастливым. Представь, что смотришь его, как фильм. Получилось? Теперь сделай краски этого «фильма» ярче, громче звуки. Внимательно-внимательно смотри, чтоб можно было рассказать о новых подробностях. Думай только о нем. Теперь давай вспомним тот момент, когда тебе удалось что-то важное. Это тоже твой «фильм», попробуй вспомнить о нем побольше. Вспоминай. Представь, что ты находишься опять там. Ты уверенный в себе, сильный, спокойный. Давай повторим: «Я сильный, спокойный, уверенный. У меня все получится». (Формулы могут меняться, главное – позитивное содержание и неоднократное повторение) Когда ты сильнее всего почувствуешь уверенность в себе – скрести пальцы (можно ввести иной, необычный жест – он становится «якорем» состояния уверенности) Теперь «экран» отодвигается от тебя, уходит, но ты остаешься героем этого фильма».

Чем чаще повторяется это упражнение – тем сильнее закрепляется связь между чувством уверенности (или покоя) и условным жестом. Затем, в трудную минуту – ученик может обратиться к этому жесту, повторить условные фразы. Это поможет ему вновь ощутить желаемые чувства. Очень эффективен этот прием непосредственно перед экзаменом или концертом. В процессе упражнения идет воздействие на визуальную, аудиальную системы восприятия (также обоняние). Расслабление на физиологическом уровне быстро способствует снижению тревожности.

Читайте так же:
Как снизить у себя уровень тревожности

«Храбрый герой»

Очень помогает в преодолении страха, тревожности игра в Храброго героя (лучше взять любимый персонаж ученика из фильма, мультфильма, компьютерной игры) и Испуганного малыша. Ученик говорит о своих страхах – как Испуганный малыш. Затем пересаживается на другой стул, отвечает как Храбрый герой. Следует обратное «перевоплощение» – возражения или новые жалобы Испуганного малыша. Как правило, ученик приводит весьма убедительную аргументацию и способен убедить самого себя в бессмысленности и вреде тревоги. Упражнение заканчивается непременно словами Храброго героя. Я обязательно спрашиваю – какой он, Герой? Допустим, ответ – «смелый, решительный, сильный». Повтори – «я смелый, решительный, сильный». Несколько раз повторяются позитивные утверждения. Выражаю полную убежденность в том, что ученик именно такой, т.е.: «В тебе живет Храбрый герой. Только пока он редко появляется». Само проигрывание роли бесстрашного человека помогает ребенку найти внутренние силы для реализации этой части личности.

«Изображаем Страх»

Помогает скорректировать переживание тревоги ее изображение. Я прошу изобразить в музыке нечто страшное (или даже «твой Страх) Как правило, это диссонансы, угловатая мелодия, басы. Говорю: «страх ушел!» Символически закрываем крышку пианино или выключаем синтезатор. Затем – прошу показать в музыке спокойную картину, помогаю в импровизациях и сама. Если ребенку сложно «сыграть» тревогу – мы ее рисуем. Изображаем чудовище, в котором «все Самое Страшное». Затем нужно непременно «сразиться» с ним. Можно придать чудовищу смешные черты, чтоб ребенок мог высмеять собственные страхи. Важно, чтоб оно перестало быть угрожающим, а стало нелепым, слабым и забавным. Затем «Страх» нужно уничтожить. Чаще всего создается изображение в темных тонах – ученик должен старательно заштриховать картину светлыми красками. После чего – старательно порвать рисунок или сжечь бумагу.

«Смельчак»

Достаточно эффективно следующее упражнение. Создается соответствующая атмосфера (смотрим первое упражнение). Вначале обращаемся к дыхательным упражнениям. Затем – смотрим «фильм». Однако «фильм» имеет иное содержание. Ученик должен очень хорошо представить сцену, где Некто успешно совершает те действия, которых он боится. (К примеру, успешно и смело играет на концерте, сдает зачет) Нужно, чтоб ребенок очень четко представил себе то, что происходит – поведение смельчака, его вид, действия, настроение. Делаем краски фильма ярче, звуки – громче, важно сконцентрироваться на воображаемом образе. Затем прошу представить, что ученик – сам стал этим самым Смельчаком. Ему нужно тщательно, в подробностях, ощутить — как он успешно, спокойно и смело выступает. Представить свое самочувствие, ощущение уверенности. Четко (и неоднократно) проговорить: «я уверен, я спокоен, все хорошо».

Необходимо несколько раз провести подобное упражнение. В момент наибольшей остроты переживаний – ученик должен использовать определенный необычный жест. По аналогии с первым упражнением, за жестом закрепляется определенное эмоциональное состояние (успеха, покоя, уверенности). И в момент тревоги – ученик сможет обратиться к своему «успокаивающему» жесту. Повторить словесные формулировки, сопровождая процедуру дыханием (по схеме).

«Остров спокойствия»

В работе помогают некоторые методы арт-терапии: внимательно просматриваем репродукции полотен великих художников ( предпочтение отдается Рафаэлю, Веласкесу, Моне, творениям А. Рублева, некоторым работам Дали – жемчужинам искусства, несущим покой и гармонию) Одновременно с этим следует прослушивание музыкальных произведений (Моцарт, ранний Бетховен, Вивальди, Гайдн) Ученика можно попросить пофантазировать на тему Страны, где всегда спокойно. ( «Остров спокойствия», «Прекрасное далеко») Мы совместно составляем маленькую сказку (рассказ – в зависимости от возраста ученика) Сочинение может отличаться литературными достоинствами, но это совсем не самоцель: главное, концентрация внимания ученика на атмосфере спокойствия, хороши и юмор, шутки, пародии) Как правило, сочиняем по очереди (абзац за абзацем или фраза за фразой) Ребенок отвлекается от тревожных мыслей, создается непринужденная (как правило, жизнерадостная и спокойная) атмосфера. Если ученик испытывает затруднения в описании «Острова» («Страны спокойствия») – предлагаю представить, что рассматриваемые нами картины являются его изображением. Это упражнение не только понижает уровень тревожности учащихся, но и стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Помимо всего прочего, ребенок знакомится с Искусством в разных его гранях, учится получать от него помощь и поддержку.

Занятие для учащихся 9 11 классов. Тема: «Я учусь владеть собой".

1 Занятие для учащихся 9 11 классов. Тема: «Я учусь владеть собой". Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности, стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. Задачи: 1. Раскрыть понятия тревожность и стресс. 2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности. 3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление. 4. Обучить навыкам саморегуляции. Форма работы: Занятие с элементами тренинга. Методы работы: Словесные: беседа, использование отрывка из лекции «Стресс. Профилактика стресса» Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности» Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции. Целевая группа: 9 11 классы Время проведения: минут (1 академический час). Ход занятия I. Организационный момент (приветствие, знакомство) II. Сообщение темы и целей занятия. Занятие посвящено тому, что такое тревожность, стресс и как следует преодолевать тревожные состояния. III. Принятие правил работы группы. Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я как ведущий предлагаю несколько правил: Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца. Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая чтобы не перебивали говорящего, вторая чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише. IV. Информационный блок Ребята, как вы думаете, что такое тревожность? Тревожность это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

2 Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.) 1. Что такое тревожность? Стресс? Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс. Стресс в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие. Стресс ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды. Фактор, вызывающий стресс, называется стресс фактором или стрессором. Ответная реакция называется стресс реакцией. Стресс это воздействие не обязательно негативное. Стресс могут вызвать сильная радость, волнение. Они становятся стрессовыми из за своей силы, амплитуды воздействия на психику и организм человека. Воздействие стрессора приводит к мобилизации энергетических ресурсов. Создатель концепции стресса Ганс Селье, чьи материалы здесь используются, выделяет 3 стадии развития стресса: 1стадия — тревоги или напряжения, в период, которой мобилизуются адаптационные ресурсы организма. 2 стадия — сопротивления, на которой происходит сбалансированное расходование резервов адаптации. 3 стадия — истощения, когда энергия исчерпывается и развиваются психические и соматические расстройства. Разные стадии стресса оказывают различное влияние на организм. Первая стадия стресса (эустресс) способствует мобилизации всех жизненных сил человека. Деятельность человека становится более эффективной и успешной. На второй стадии стресса (дистресс) энергия организма начинает исчерпываться, развивается сильное напряжение, затем ответные реакции организма становятся хаотическими и начинается процесс его разрушения. Если эта стадия затягивается, то стресс может привести к развитию хронических психических, соматических, неврологических и других осложнений. Болезни, вызываемые стрессовыми воздействиями, носят название психосоматических. Столкнувшись с трудностями в жизни, с чувством беспомощности, ощущением невозможности изменить неприятную ситуацию или справиться с проблемой, некоторые люди прибегают к помощи психоактивных веществ, полагая, что это позволит снять напряжение, расслабиться, уменьшить дискомфорт. При этом используют алкоголь, наркотики. После окончания воздействия этих веществ, становится ясно, что проблемы не исчезли. При столкновении человека со стрессовой ситуацией, он всегда испытывает сложности при выборе стратегии своего поведения. Прежде чем принять решение и

Читайте так же:
Медицинские препараты при деменции

3 реализовать его на практике, необходимо правильно оценить происходящие процессы. В этом может помочь шкала стресса. Шкала стресса. Шкала стресса позволяет определить, насколько вы подвержены стрессу и находитесь на грани своих физических возможностей, за которыми последует болезнь. Если вы наберёте более 300 баллов, шанс заболеть составит для вас 70%. Причины. Баллы. 1- Смерть супруга(ги) Развод Разлука с супругом (гой) 65 4 Тюремное заключение 63 5 Смерть близкого члена семьи 63 6 Сильная травма или серьёзная болезнь 53 7 Вступление в брак 50 8 Увольнение с работы 47 9 Воссоединение с супругом после разлуки Выход на пенсию Беременность Сексуальные проблемы Изменения финансового состояния Смерть близкого друга Смена вида работы Изменения уровня ответственности на работе Уход ребёнка из дома Проблемы с роднёй Выдающиеся личные достижения Начало и окончание учёбы Изменение условий жизни Сложности с начальником Изменения в условиях работы Переезд Смена учебного заведения Смена развлечений Изменение религиозной активности Изменения социальной активности Изменения в режиме сна Изменения встреч в кругу семьи Изменения пищевых привычек Отпуск Рождество Незначительные нарушения закона Физиологическая сторона тревожности. Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечнососудистой и дыхательной систем.

4 Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. 3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда» Подростки указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия. Итак, вы указали ситуации тревожности Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.) Рисунок 1. «Когда я тревожусь» Вывод Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму. А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги. 4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно» Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете Рефлексия. 5. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния». Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

5 Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить? Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино, в нездоровые ) Итак, у нас получилось 2 колонки. Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами). Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? Вывод Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось попрежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри) У нас получились правила, которые позволяют противостоять стрессу. Памятка по профилактике стресса. 1- Чаще говорите о своих проблемах с близкими. 2- Не изменяйте привычного режима дня. 3 Начинайте день с обливания холодной водой или физических упражнений. 4 Старайтесь больше отдыхать, совершать прогулки. 5 Смейтесь в полный голос. 6 Слушайте любимую музыку, танцуйте. 7- Думайте о хорошем. 8 Следите за своим питанием, сном. 9 Чаще бывайте в общественных местах. 10 Активно включайтесь в любую работу. V. Практический блок. 1.Что делать в ситуации напряжения? Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях А) Успокойтесь. «Все будет хорошо» это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций. Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому

6 попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов. Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни. Повтори процедуру медленный вдох задержка дыхания медленный выдох 4-5 раз. В) Мышечное расслабление. Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях. Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает. 4. Обучение навыкам саморегуляции [ Упражнение 1 «Продумай заранее». Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза. Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы, экзамен. Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете. Подумайте, что скажете и что сделаете. Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно. Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее. Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться? Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать. Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия) Сядьте спокойно в комфортной позе. Закройте глаза. Медленно расслабьте мышцы. Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами. Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку. Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения? Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут. Упражнение 3 «Домик». Цель обретение силы и мощи духа, развитие силы воли. Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой это крыша домика. Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох задержка дыхания, выдох задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Читайте так же:
Консультации для дефектолога по заиканию

7 Упражнение 4 «Кнопка». Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга. Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств. Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания». В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным почувствуйте как вам хорошо и спокойно. Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически. VI. Заключение. Выводы. Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности? Работа в бланках. Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя. Рефлексия. Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее. (Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния и просит обращаться к нему, когда необходимо). Использованная литература: 1. Программа «Полезные навыки» Материалы для учителя Москва, Программа «Полезные навыки» Рабочая тетрадь для 6 класса Москва, Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Москва, Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П. М.: Айрис-пресс, Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

Коррекционно-развивающая программа по снижению тревожности у младших школьников «У меня все получится!»

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Повышенный уровень тревожности достаточно часто встречается у детей, обучающихся в начальной школе. Он может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе, что мешает адаптироваться ребенку к школе.

Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Начиная с раннего возраста тревожность все более опосредуется самооценкой, приобретая черты собственно личностного образования. По данным её исследования было выявлено, что характерной чертой тревожных детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.

Спилбергером были установлены устойчивые корреляции между подшкалой реактивной тревожности и показателями самооценки.

Роджерс указывает на то, что конфликт личности между Я – идеальным и Я – реальным приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности.

Методологической основой данной программы являются теоретические идеи Прихожан, Спилбергера, Роджерса, Гиппенрейтер о несомненной связи уровня самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

В связи с этим актуальным является создание программы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, через повышение самооценки.

Мы предлагаем специальные занятия для учащихся первых классов, используя развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию тревожности и повышение уровня самооценки программа «У меня все получится!».

Цель данной программы – снижение уровня тревожности у первоклассников, через повышение уровня самооценки.

В соответствие с целью программы нами были сформулированы задачи:

Снизить уровень тревожности у детей, через обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях

Способствовать повышению самооценки, через формирование у детей позитивного представления о собственных возможностях

Сформировать новые стратегии поведения в тревожащих ситуациях, через принятие самостоятельных решений.

Поставленные задачи с одной стороны помогают ребенку овладеть навыками саморегуляции, с другой стороны способствуют повышению самооценки и адаптации к школе.

Программа предназначена для детей, обучающихся в 1 классах, имеющих высокий уровень тревожности.

Продолжительность курса: 2 месяца и 1 неделя, с периодичностью одно занятие в неделю. Всего 9 занятий продолжительностью 1 академический час каждое.

Данная программа состоит из нескольких этапов, соответствующих её цели: 1) Создание условий для снижения уровня тревожности, 2) Повышение самооценки, 3) Создание условий для принятия самостоятельных решений

Ожидаемые результаты от реализации программы:

Снижение уровня тревожности у детей

Повышение уровня самооценки

Улучшение взаимодействия в сложившемся коллективе

Улучшения в учебной деятельности детей

Формирование комфортности образовательной среды

Программа была реализована в МОУ Школе №22 г.о. Самара. В занятиях участвовали дети, обучающиеся в 1 классах в количестве 12 человек. По итогам проведения программы наблюдались положительные отзывы педагогов, работающих с детьми, а так же родителей. Следует отметить активное участие самих детей.

Директор МОУ Школы №22 г.о. Самара

Учебный план программы

Цель программы: снижение уровня тревожности у первоклассников, через повышение уровня самооценки.

Категория обучающихся: учащиеся 1 класса, имеющие высокий уровень тревожности

Срок обучения: 2 месяца и 1 неделя, 9 занятий продолжительностью 1 академический час каждое (40 минут)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector